Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организационные и методологические основы управления таможенными органами




5.1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Организационные основы управления таможенными органами представлены в проекте Федерального закона «О таможенном регу­лировании РФ» и Таможенном кодексе Таможенного союза. Основы организации системы таможенных органов раскрываются через сле­дующие положения: общее руководство таможенным делом; система таможенных органов; принципы деятельности таможенных органов; функции таможенных органов; места нахождения таможенных органов; обязанности таможенных органов; правомочия таможенных органов; взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими госу­дарственными органами.

Общее руководство таможенным делом в России осуществляет Пра­вительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает Федеральная тамо-


 

 

Г/шва 5. Организационные и методологические основы управления...

женная служба (ФТС) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.

ФТС осуществляет функции по выработке государственной поли­тики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела, обеспечивает единообразное применение всеми таможенными органами на территории Российской Федерации законодательства о таможенном деле в Российской Федерации.

Таможенные органы составляют единую федеральную централи­зованную систему и осуществляют свою деятельность независимо от органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Элементами системы таможенных органов являются:

• Центральный аппарат ФТС;

• региональные таможенные управления (РТУ);

• таможни;

• таможенные посты.
ФТС по согласованию с Правительством РФ определяет полно­-
мочия, функции, регион деятельности РТУ, таможен и таможенных
постов. Кроме того, ЦА ФТС вправе создавать специализированные
таможенные органы, компетенция которых ограничивается отдельны-­
ми правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных
на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций
и отношении определенных видов товаров.

Деятельность таможенных органов определяются следующими прин­ципами: законности; обеспечения равенства лиц перед законом, ува­жения и соблюдения их прав и свобод; единства системы таможен­ных органов и централизованного руководства; профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов; ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при прове­дении таможенных операций и таможенного контроля, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической дея­тельности и законодательства Российской Федерации в области та­моженного дела; единообразия правоприменительной практики при осуществлении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущения возложения на участников внешнеэконо­мической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправ­данных издержек при осуществлении полномочий в области таможен­ного дела; совершенствования таможенного контроля, применения



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


делена Правительством РФ и Комиссией ТС в области таможенного ре­гулирования.

Местами нахождения таможенных органов являются пункты про­пуска через государственную границу Российской Федерации. Другие места определяются исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, интенсивности развития внешнеэкономических связей отдельных регионов, развития транспортных коридоров и транспортной инфра­структуры, потребностей участников внешнеэкономической деятель­ности и транспортных организаций.

Обязанности таможенных органов определяются в соответствии с функциями, которые они выполняют:

• содействовать в пределах своих полномочий развитию внешней
. торговли Российской Федерации, способствовать ускорению

товарооборота;

• содействовать развитию экспортного и транзитного потенциала
Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защи­-
щать с использованием средств таможенного регулирования ин­
тересы отечественных товаропроизводителей; постоянно совер­
шенствовать систему таможенного контроля, способствующую
оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

• разъяснять заинтересованным лицам их права и обязанности
в области таможенных правоотношений;

• оказывать содействие в пределах своих полномочий участникам
внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих

прав при совершении таможенных операций в отношении това­ров и транспортных средств международной перевозки;

• устанавливать и поддерживать официальные отношения кон-
сультативного характера с участниками внешнеэкономической

деятельности, лицами, осуществляющими деятельность в сфере

таможенного дела, иными организациями, деятельность кото-

рых связана с осуществлением внешней торговли товарами, и их

профессиональными организациями (объединениями) в целях

развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении

наиболее эффективных методов таможенного контроля;

• обеспечивать своевременное и полное взимание таможенных
пошлин, налогов и иных платежей, взимание которых возложе­-
но на таможенные органы;

• обеспечивать в установленном порядке государственные органы
и иных лиц информацией о таможенном деле;


 

• информировать и консультировать заинтересованных лиц о по-­
ложениях актов законодательства о таможенном деле в Россий­
ской Федерации, нормативных правовых актах федеральных ор­
ганов исполнительной власти в области таможенного дела;

• обеспечивать безопасность деятельности таможенных органов,
защиту должностных лиц таможенных органов от противоправ­-
ных посягательств в связи с исполнением должностными лицами
таможенных органов должностных обязанностей; проводить ра­-
боту по предупреждению, выявлению и пресечению должностных
преступлений со стороны должностных лиц таможенных органов;

• осуществлять в пределах своей компетенции и во взаимодействии
с федеральным органом исполнительной власти в области обеспе­-
чения безопасности по пограничной службе меры по обеспечению
защиты государственной границы Российской Федерации;

• обеспечивать в пределах своей компетенции самостоятельно и
во взаимодействии с другими правоохранительными органами
соблюдение режима зоны таможенного контроля;

• обеспечивать потребности таможенных органов в проведении
экспертиз и исследований, а также в оснащении техническими
средствами таможенного контроля; осуществлять эффективное
применение поисковой и досмотровой техники, других средств
технического контроля в пунктах пропуска через государствен­-
ную границу Российской Федерации и иных местах проведения
таможенного контроля;

• осуществлять в пределах своей компетенции мониторинг и оцен­-
ку наркоситуации в Российской Федерации и т. д.

Правомочия таможенных органов обеспечивают выполнение следующих функций:

• принимать меры, предусмотренные законодательством о тамо­-
женном деле в Российской Федерации, в целях обеспечения ли­
цами соблюдения этого законодательства;

• требовать документы, сведения, представление которых преду­-
смотрено законодательством о таможенном деле в Российской
Федерации и иным законодательством Российской Федерации,
контроль соблюдения которого возложен на таможенные органы;

• проверять у граждан и должностных лиц, участвующих в тамо­-
женных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

• требовать от физических и юридических лиц подтверждения пол­-
номочий на совершение определенных действий или осущест­-
вление определенной деятельности в сфере таможенного дела;



Раздел II. Управление таможенными органал


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


       
   

 

осуществлять в соответствии с законодательством Российской Фе­дерации оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, произ­водство неотложных следственных действий и дознания по кото­рым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Рос­сийской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или со­вершивших, а также обеспечения собственной безопасности;

1 осуществлять неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определе­ны уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

осуществлять производство по делам об административных правонарушениях и привлекать лиц к ответственности за совер­шение административных правонарушений в соответствии с за­конодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

использовать в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств свя­зи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а так­же международных организаций), для предотвращения престу­плений в сфере таможенного дела, преследования и задержа­ния лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств феде­рального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

задерживать и доставлять в служебные помещения таможенно­го органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные право­нарушения в области таможенного дела, в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации;

производить документирование, видео- и аудиозапись, кино-и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Фсдера-


ции, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящих­ся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых и иных операций;

• получать от государственных органов, организаций и физиче­-
ских лиц информацию, необходимую для выполнения своих
функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

• предъявлять в суды или арбитражные суды иски и заявления:

 

♦ о принудительном взыскании таможенных пошлин, нало­-
гов, процентов и пени;

♦ об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможен­-
ных пошлин, налогов;

♦ о признании имущества бесхозяйным;

♦ в иных случаях, предусмотренных законодательством о тамо-­
женном деле в Российской Федерации и иным законодатель­
ством Российской Федерации;

• разрабатывать, создавать и эксплуатировать информационные
системы, системы связи и системы передачи данных, технические
средства таможенного контроля, а также средства защиты инфор-­
мации, включая средства криптографической защиты, в соответ­
ствии с законодательством Российской Федерации и т. д.

Взаимодействие и сотрудничество таможенных органов с другими го­сударственными органами является важной составляющей системы го­сударственного регулирования в сфере ВЭД. Оно заключается в передаче информации между органами исполнительной власти для осущест­вления таможенного оформления и контроля, при этом со стороны таможенных органов такое взаимодействие носит информационноо-бразующий характер, а со стороны иных органов государственной вла­сти консультативный, аналитический и пояснительный. В результате такой согласованной работы более эффективно применяются меры таможенного регулирования, обеспечивается безопасность всех сфер жизни общества.

5.2. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Под организационной структурой таможенного органа следует по­-
нимать совокупность структурных подразделений, составляющих та­-
моженный орган, порядок их соподчиненности, а также формы рас­-
пределения между ними функций..



Раздел П. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


       
   


Организационная структура существенно сказывается на реализа­ции таможенным органом своих функций, что определяется, главным образом, степенью жесткости или устойчивости структуры. Так, орган управления с большой степенью жесткости организационной струк­туры способен функционировать лишь в строго заданных параметрах. Поэтому органы с устойчивой, узкоспециализированной структурой создаются тогда, когда заранее известны все те функции, для осущест­вления которых они предназначаются.

Однако если социальные процессы, нуждающиеся в упорядоче­нии, представляются неопределенно изменяющимися, то, создавая соответствующую управляющую систему, нельзя задавать ей жесткую организационную структуру. В противном случае созданный орган (структурное подразделение) не сможет функционировать с необходи­мой эффективностью, поскольку жесткая организационная структура не позволит ему быть в достаточной мере восприимчивым к этим не­определенно изменяющимся процессам. Следовательно, чем сложнее и вероятнее поведение объекта управления, тем универсальнее, «сво­боднее» должна быть структура органа управления.

Однако универсализация организационной структуры таможенного органа может осуществляться до определенного предела. Это обуслов­лено тем обстоятельством, что вместе с универсальностью организа­ционной структуры органы управления приобретают своеобразную расплывчатость, аморфность, в результате чего возникают дополни­тельные трудности в определении взаимоотношений между структур­ными подразделениями органов как «по вертикали», так и «по гори­зонтали».

Таким образом, в зависимости от того, насколько ход управляемых процессов поддается предсказанию, создаются органы управления с узкоспециализированной (жесткой) либо универсальной организа­ционной структурой. Гибкость организационной структуры позволяет максимально эффективно осуществлять те функции, для реализации которых предназначен орган управления.

Структура любого таможенного органа формируется в результате сознательной деятельности. На ее становлении непосредственно ска­зывается влияние тех целей, которые сотрудники рассчитывают до­стичь, создавая структуру конкретного органа. И это очевидно, ибо каждая структурная единица (подразделение) таможенного органа обеспечивает выполнение запрограммированных функций. Именно необходимость выполнения определенных функций обусловливает создание того или иного органа или его структурного подразделения.


 

 


Таким образом, в процессе проектирования таможенного органа пу­тем сознательного предвидения функций, для осуществления которых он предназначается, формируется его организационная структура.

В федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном
в области таможенного дела, РТУ и таможнях, являющихся частями
организационной структуры таможенной системы, в соответствии с ви­-
дами осуществляемых ими функций существуют три вида структурных
подразделений: '

• оперативные (таможенного оформления и таможенного кон­-
троля, экономической работы и правоохранительной деятель­-
ности);

• функциональные (кадровые, финансово-плановые, правовые,
информационного обеспечения, хозяйственные, материально-
технического снабжения и обеспечения и др.);

• штабного типа (организационно-инспекторские, организацион­-
но-аналитические, оперативно-дежурные и др.)

Следует отметить, что такая классификация структурных подразделе­ний является наиболее общей. Она позволяет получить представление лишь о первичном распределении функций среди структурных подраз­делений таможенного органа. Однако, как уже отмечалось, объектив­но существующий процесс разделения труда вызывает необходимость последующего, более детального и глубокого расчленения основных функций и функций управления и закреплением их за соответствующи­ми подразделениями.

Вместе с тем необходимо обратить внимание на следующие обстоя­тельства. Между функциями и организационной структурой существу­ет тесная взаимосвязь и взаимообусловленность, исходя из которых, по общему правилу, конкретная функция закрепляется за структурным подразделением таможенного органа. Для успешного осуществления этой функции данное подразделение наделяется соответствующи­ми правами и несет ответственность за ее реализацию. Однако, если некоторые функции тесно связаны между собой и близки по своему содержанию, то вовсе не обязательно для реализации каждой из них создавать самостоятельное подразделение.

Решение вопросов об организации структуры таможенного органа должно опираться на соблюдение таких важнейшихтребований к струк­туре органа управления, как простота и экономичность. При этом важ­ную роль играет система категорирования таможенных органов.

Очевидно, что чрезмерно сложная организационная структура ус­ложняет работу органов управления, ведет к увеличению расходов на



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


       
   

 

его содержание. Поэтому новые структурные подразделения втаможен-ных органах создаются в тех случаях, когда эффективность реализации ими какой-либо функции заведомо будет более высокой по сравнению с эффективностью осуществления этой функции сотрудниками, рабо­тающими в других подразделениях.

Необходимость структурной перестройки может обусловливаться различными факторами, главнейшими из которых являются: а) измене­ния в объеме и характере решаемых задач и осуществляемых функций; б) усиление технической базы и профессиональной подготовки личного состава; в) изменение социально-экономической и административно-территориальной характеристик обслуживаемой территории; г) повы­шение требований к оперативности и обоснованности принимаемых решений. Эти, а также некоторые иные факторы необходимо учитывать и для правильного построения организационной структуры вновь соз­даваемых структурных подразделений.

На практике под влиянием рассматриваемых факторов создается положение, когда в структуре таможенных органов, находящихся на одном уровне иерархии, имеются определенные отличия. Однако сле­дует иметь в виду, что любая индивидуальная структура разрабатывает­ся на основе типовых (примерных) структур, которые позволяют при создании органов исключить излишние звенья, должности, а также служат своеобразным препятствием на пути необоснованной пере­стройки организационной структуры.

Данное убеждает в том, что проблема совершенствования структуры любого органа управления является весьма сложной. Наиболее очевид­но является наличие двух противоречивых тенденций: с одной стороны, структура должна быть, по возможности, достаточно простой и эконо­мичной; с другой стороны, развитие нашего общества предъявляет к та­моженным органам все новые и возрастающие требования (улучшение стиля работы, повышение ее эффективности, освоение новых форм и методов оперативно-служебной деятельности и т. д.), что зачастую вы­зывает необходимость создания дополнительных структурных подраз­делений. Однако при создании организационной структуры и ее пере­стройки совершенно недопустимо отдавать предпочтение какой-либо из этих тенденций в ущерб другой. Задача состоит в том, чтобы про­блема организационной структуры во всех случаях решалась на строго научной, а не на субъективной основе. Поэтому совершенствование структуры органа управления одновременно предполагает исключение как организационного консерватизма, так и постоянного стремления к необоснованным организационным перестройкам.


Выбор структуры управления и постоянное ее совершенствование является актуальной задачей для таможенных органов, так как во мно­гом от нее будет зависеть достижение ими своих целей. Структура ме­няется и совершенствуется при изменении внешней среды, задач ор­ганизации и г. д. Таким образом, деятельность по реализации функций управления вызывает необходимость четкого организационного по­строения системы, создания организационной структуры таможенно­го органа, установление согласованности составляющих его элемен­тов, налаживания устойчивой связи между ними, чем обеспечивается устойчивость функционирования данного органа.

На становление единой системы таможенных органов существенно повлияли определенные политические, экономические, социальные условия и предпосылки, складывающиеся в стране и в мире. В этой связи формирование и развитие единой системы таможенных органов Российской Федерации, обеспечение ее дееспособности прошло ряд этапов, имеющих свои особенности.

Переломным моментом в формировании структуры таможенных органов по праву можно считать принятие Федерального закона № 114 «О службе в таможенных органах» от 21 июля 1997 г., определяющего порядок прохождения службы в таможенных органах.

Самым непосредственным и радикальным образом отразилась на системе, структуре, задачах, функциях и правомочиях таможенных ор­ганов проводимая в стране административная реформа. Не менее зна­чимые факторы, определяющие условия и направления модернизации и развития системы таможенных органов и их структуры, представле­ны в таких ключевых документах, как Рамочные стандарты безопасно­сти и облегчения мировой торговли, Стратегия Федеральной таможен­ной службы до 2020 г., в проекте Федерального закона «О таможенном регулировании РФ» и Таможенный кодекс Таможенного союза.

Ведущим фактором данных преобразований является задача успеш­-
ного осуществления таможенного дела, которая возлагает на таможен­
ные органы обязанности разрабатывать и внедрять в практику своей
деятельности прогрессивные таможенные технологии, проводить ка­
дровую политику, направленную на обеспечение таможенной службы
высококвалифицированными специалистами и оптимизацию ее орга­
низационной структуры и т. д.

Необходимо отметить то, что в условиях глобализации мировой экономики, интеграции российской экономики в международное экономическое пространство, присоединения к ВТО возрастает роль и значение таможенного регулирования как элемента государствен-



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


ного управления внешнеторговой деятельностью. ВТО также считает показателями высокого развития таможенной службы наличие совре­менного законодательства, новейших информационных технологий, развитой инфраструктуры и высококвалифицированных кадров.

Это означает, что будут реализовываться мероприятия, направлен­ные на изменение структуры, расширение и укрепление системы та­моженных органов (оптимизация их количества и мест нахождения), совершенствование организации и функционирования таможенных органов, укрепление кадрового потенциала таможенных органов и со­циального статуса их сотрудников.

Таким образом, современная организация таможенного дела не сводится к количественному росту таможенных органов, увеличе­нию их штатной численности. Все большее значение приобретает совершенствование организационной структуры таможенных ор­ганов, адекватной их функциональному назначению. Эти факторы оказывают решающее воздействие на качественное состояние орга­низации таможенного дела, результативность и последствия его осу­ществления.

Совершенствование организационной структуры — это последо­вательный, сложный и динамичный процесс. Суть проблемы состоит в том, чтобы эта структура организационно обеспечивала успешную реализацию функций, закрепленных за каждым звеном и всей си­стемой таможенных органов. Под этим углом следует рассматривать проблему распределения полномочий и функций между таможенны­ми органами. В этой связи совершенствование организации единой системы таможенных органов является решающим условием и сред­ством эффективности осуществления таможенного дела.

 

5.3.

ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Законы управления устанавливают общие, существенные и необхо­димые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не за­висят от сознания и воли людей.

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои соб­-
ственные законы. К ним относятся: закон единства системы управле­-
ния, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения
централизации и децентрализации функций управления, закон соот­
носительности управляющей и управляемой систем и др.


Действие закона единства системы управления проявляется: в не­разрывной цепи отношений управления от высших органов государ­ственного управления до низших его звеньев; непрерывности, рит­мичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобаль­ных целей и интересов людей; единстве функций и методов управле­ния; единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управ­ления является организация непрерывного сопряжения составных ча­стей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчинен­ность каждого звена социально-экономической системы централь­ным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой ре­гламентации деятельности каждого звена системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централиза­ции, под которым понимается максимальное соответствие форм цен­трализации управления реальным потребностям системы, выражаю­щим уровень ее развития.

В управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между со-Сюй эти уровни. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем степень централи­зации управления выше.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Измене­ние этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Пре­жде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, основные положения теории управления группиру­ются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процес­са управления. Поэтому главным в использовании законов управле­ния является системный подход. Он позволяет системно выразить их



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, прави­ла, основные положения и нормы поведения, которыми руководству­ется управляющая система.

В практике управления государственными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Одна­ко действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалек­тическое влияние на систему управления в таможенных органах под­тверждает это.

Системность — ведущий принцип управления. По характеру взаи­моотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны, это система с жесткой детерминированностью и ор­ганизация с устойчивостью, равновесностью и линейностью развития, что и определяет соответствующий характер управления.

С другой стороны — это система с обменом информацией с внеш­ним миром, со случайным, вероятным характером процессов, выво­дящим случайность на определяющие позиции.

Смешанный тип системности управления в таможенных органах означает, что жесткий, директивный характер управления с призна­ками открытых систем, предполагающих невозможность редуциро­вания управленческой системы от высшего уровня до низшего, когда различные уровни управления образуют не просто вертикаль, а си­стему, в которой должны быть предусмотрены их особенности и пре­рогативы.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в данный момент времени, о достижении задан­ной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выпол­нение управленческих решений. Богатство обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информа-


ционные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС, ГНИ ВЦ предпринимают активные меры по созданию информационных си­стем, отвечающих задачам таможенного дела.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет — принцип оптимальности управления.

Его реализация в таможенных органах осуществляется с помощью необходимых органов управления, функционально соответствующих управляемому объекту; принятием управленческих решений на осно­ве информации, объективно отражающей состояние объекта управле­ния; наличия отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается различными методами и средствами.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в раз­ной степени реализации такие принципы управления, как соподчи­ненности, и ряд других.

Частные принципы управления подразделяются на две большие груп­пы: принципы, применяемые в экономической, социально-полити­ческой и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие место в таможенных органах, как государственной правоохранительной ор-ишизации.

К группе принципов необходимо отнести: законности; централиза­ции с предоставлением возможности проявлять инициативу в опре­делении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстановки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

С другой стороны, управление в государственных органах бази­руется и на таких частных принципах, как: принципы организации и действия государственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и вос­питания и ряд других.



Раздел //. Управление таможенными органами


. Организационные и методологические основы управления.



 


Организационно-технологические принципы управления лежат в осно­ве организационно-распорядительной и административно-исполни­тельской деятельности руководителей государственных органов.

К ним можно отнести принципы: единоначалия, сочетания централь­ного, регионального и местного управления, конкретности, разделе­ния труда, принципы иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единонача­лия. В таможенных органах принцип единоначалия действует на всех уровнях руководства, так как руководители таможенных органов за­конодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в следующем:

• полноте и объеме властных полномочий для решения постав­
ленных задач;

• наличии законодательного обеспечения реализации этой функ­-
ции и ответственности государства за предоставленные права;

• кадровом и структурном обеспечении реализации прав руково­-
дителей-единоначальников;

• материальном и финансовом обеспечении правоохранительной
деятельности со стороны государства;

• наличии государственных гарантий социальной защищенности
персонала военизированной и правоохранительной структуры.

5.4. МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ

Таможенное дело во всех его проявлениях — институт, организа­ция (таможенный орган, структурное подразделение таможенного органа), технология деятельности таможенного органа, таможенные услуги, таможенный персонал, — представляет собой сложный объект управления.

Главный методологический принцип подготовки управленческого решения для таможенных органов России следующий: таможенное дело необходимо рассматривать как целое, как таможенную систему, существующую в среде и взаимодействующую с другими система­ми. Лишь при таких условиях могут быть выявлены причины про­блем, возникающих в системе, источники и направления их разви-


гия. Только на этой основе могут быть определены цели, способы и требуемые ресурсы для всестороннего решения проблемы. При этом несь процесс принятия решения должен быть систематизирован и технологичен.

К настоящему времени известен достаточно широкий спектр под­ходов, которые внесли существенный вклад в развитие теории и прак­тики управления. Представляется наиболее целесообразно опереться на наиболее актуальную методологическую базу, вариативно исполь­зуя ее в зависимости от особенностей таможенной системы, уровня и характера решаемых проблем.

В последние годы применительно к таможенной практике наиболее широкий интерес вызывают процессный, системный, ситуационный и наиболее активно развивающийся в настоящее время целостно-люлюционный (когнитивный) подходы.

Процессный подход рассматривает деятельность таможенных орга­нов как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функ­ций и технологических функций — бизнес-процессов.

Системный подход представляет таможенную систему как совокуп­ность взаимозависимых элементов, таких как кадры, структура, зада­чи и технология деятельности, которые ориентированы на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что выбор управ­ленческого решения определяется ситуацией. Поскольку существует Оолыиое количество факторов, влияющих на таможенную систему, то не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным в конкретной ситуации является метод, кото­рый более всего соответствует данной ситуации.

Целостно-эволюционный, или когнитивный подход, — это подход к формированию, накоплению и использованию знаний об эволюции целостности таможенной системы в условиях изменений.

Методологические подходы достаточно подробно рассмотрены и рамках дисциплины «Таможенный менеджмент».

Интеграция таких подходов предоставляет самые широкие воз­можности в решении проблем, возникающих в таможенном деле на любом уровне ее представления: институциональном, организацион­ном, процессном, ресурсном или на уровне предоставляемых услуг — конечном результате деятельности. Роль интегратора выполняет це­лое пю-эволюционный подход. Он объединяет в себе процессный, ситуационный и системный подходы на уровне формирования знаний о таможенных процессах и таможенной организации в целом.


 


 

 

Раздел II. Управление таможенными органами

В управлении таможенными органами как способ достижения основных целей и задач функционирования всей таможенной системы используется весь спектр методов управления.

Наиболее часто в управлении применяются общие и локальные методы. Общие — направлены на решение главным образом задач перспективного, стратегического развития таможенной службы, а ло­кальные — используются преимущественно в системах текущего опе­ративного управления.

В зависимости от форм воздействия в таможенной системе приме­няются методы прямого и косвенного воздействия.

Методы прямого воздействия опираются на волю и авторитет госу­дарства. К ним относятся организационно-распорядительные и пра­вовые методы.

К методам косвенного воздействия относятся социально-психоло­гические, экономические и экономико-математические методы.

Правовые методы представляют собой совокупность юридических средств и способов воздействия на элементы социально-экономи­ческой системы и отношения между ними в процессе управления.

К правовым методам относятся: правовые нормы, правовые отно­шения, правовые акты.

Правовые нормы устанавливают место всех таможенных органов в таможенной системе и методы руководства ими, определяют харак­тер и содержание отношений, в которые они вступают с другими ор­ганизациями.

В процессе таможенной деятельности возникают разнообразные правоотношения. Таможенные правоотношения — это регулируемые нормами таможенного законодательства общественные отношения, возникающие в процессе или по поводу перемещения товаров и транс­портных средств через таможенную границу РФ.

Выделяются две группы таможенных правоотношений — первич­ные и вторичные.

Первичные непосредственно связаны с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Вторичные таможенные правоотношения производны от первичных и соотносятся с фактором перемещения предметов таможенного регу­лирования через таможенную границу опосредованно, т. е. отношения по уплате таможенных платежей, по которым предоставлена отсрочка или рассрочка; отношения по переоформлению товаров, хранящихся на таможенных складах, в связи с ликвидацией склада и др.


 

 

Г.киш 5. Организационные и методологические основы управления...

Деятельность управленческого аппарата таможенных органов ре­гламентируется правовыми актами трудового, гражданского и некото­рых других законодательств.

Анализ показывает, что в процессе реализации в таможенных орга­нах таких функций управления, как организация и регулирование, — с помощью организационно-распорядительных (административных) методов формируются организационные отношения, которые вклю­чают такие аспекты деятельности сотрудников и коллективов, как долг, полномочия, ответственность, дисциплинарные требования и др.

Особенности организационно-распорядительных методов в тамо­женных органах, как военизированных и правоохранительных, состо­ят в том, что они выражают прямое директивное воздействие на си­стему в целом или на ее элементы в отдельности; дают возможность руководителю таможенного органа принимать однозначное решение; основаны на обязательности нормативных и директивных документов.

В таможенных органах применяются три группы организационно-распорядительных методов: организационные, распорядительные и дисциплинарные. Ведущее место отводится методам организационно­го воздействия. Они представляют собой долговременное закрепление организационных связей в системе, служащее основой ее управления, и включают: регламентирование, нормирование и инструктирование.

Регламентирование представляет собой жесткий тип организацион­ного воздействия. Оно устанавливает в таможенных органах основу организации системы и процессов, протекающих в них, и заключает­ся н разработке и введении в действие организационных положений, к которым относятся: положения общеорганизационного характе­ра, устанавливающие организационную обособленность и порядок функционирования таможенной системы в целом; положения, опре­деляющие и устанавливающие внутренний порядок работы, органи­зационный статус различных подразделений, их задачи, функции, полномочия; типовые структуры подразделений; должностное регла­ментирование, осуществляемое штатными расписаниями и должност­ными инструкциями.

Несмотря на очевидную значимость этого метода, ряд руководите­лей таможенных органов его недооценивают, требования руководства и коллегии ФТС по этим вопросам зачастую выполняются не полностью.

Нормирование — это менее жесткий тип организационного воз­действия и заключается в установлении норм и нормативов, которые служат ориентировкой в деятельности, устанавливают ее границы по верхним и нижним пределам. В практике управления таможенными



Раздел II. Управление таможенными органами


Глава 5. Организационные и методологические основы управления...



 


органами используются некоторые нормы времени, нормативы соот­носительности и др.

Организационное нормирование определяет пути и порядок вы­полнения функций и обязанностей, необходимые нормы, правила действий и взаимодействий в таможенной системе, поэтому более чет­кому внедрению этого метода в управление таможенными органами должен быть дан новый импульс, который потребовал бы от руководи­телей всех рангов его более интенсивного внедрения.

Таким импульсом могло бы стать усиление контроля.

Инструктирование — всегда имеет форму методической и информа­ционной помощи, направленной на успешное выполнение работы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.