КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Приоритетные направления развития таможенного администрирования в современных условиях 3 страница
• проблем мониторинга и системного анализа условий и процесса • проблем формирования видения и ситуационного моделиро • проблем постановки целей, разработки альтернативных стра • проблем проектирования и внедрения системы. Проблемы теоретико-методологического характера связаны с постановкой перечисленных проблем как основным видом деятельности руководителей таможенных органов. Однако качество принимаемых решений определяется не только профессиональными способностями руководителя, но и наличием адекватного теоретико-методологического > инструментария для их решения или научно-методического обеспечения управления. Общая структура проблем системы таможенного дела представлена на рис. 12.2. Подводя итог, можно сказать, что представленные проблемы в цепом составляют комплекс проблем развития. И их решение актуально не только для создания качественной, высокоэффективной системы ьчможенных органов, но и для обеспечения ее целостности и конкурентоспособности в сфере государственного управления, таможенных услуг. Процесс разработки и внедрения новой системы таможенной организации — это процесс решения соответствующих проблем развития. Практически он состоит из пяти взаимосвязанных управленческих ханов: 1) формирование научно-методического обеспечения развития; 2) мониторинг и системный анализ факторов развития и существу 3) формирование видения и ситуационное моделирование буду Раздел III. Управление таможенными органами Глава 12. Метатехнология управления таможенными органами России
; 4) постановка глобальных целей, разработка стратегии и программ развития системы; 5) проектирование, внедрение и оценка системы. Каждый этап может быть соотнесен с отдельной задачей управления развитием системы таможенных органов. Схематично такой процесс представлен на рис. 12.3. Все вместе пять этапов-задач составляют процесс ситуационного стратегического управления. Важно заметить, что термин ситуационное управление чаще употребляется при решении задач оперативного управления.1 В нашем же случае рассматриваются ситуации, в которых факторы, воздействуя на систему таможенных органов, вызывают в ней проблемы по сохранению ее целостности, по достижению ее целей, по решению задач развития. Соответственно, речь идет о ситуационном управлении системой в целом, о ситуационном моделировании, о ситуационном стратегическом управлении. 1 Вот пример одного из таких определений. Ситуационное управление — это оперативное управление, заключающееся в принятии управленческих решений по мере возникновения проблемных ситуаций в деятельности организации. Рассматриваемые ситуации порождают типичные системные проблемы, которые возникают в процессе таможенной организации. Такие проблемы требуют анализа различных вариантов стратегических действий, ситуационного моделирования направлений развития системы таможенных органов, практических решений по стратегии и программам развития. Исследование таможенного дела в таких ситуациях требует применения инструментов системного анализа, ситуационного и стратегического управления. В данном случае, под ситуационным стратегическим управлением будем понимать процесс принятия системных решений в различных ситуационных условиях развития системы таможенных органов. Вариативный характер условий развития влечет за собой решение задач стратегического управления для каждой возможной ситуации, при этом структура процесса, представленного на рис. 12.3, остается универсальной. ЭТАП 1. ЭТАП 2 _ ЭТАП 3 ^ ЭТАП 4 ^ ЭТАП 5 „
Рис. 12.3. Процесс ситуационного стратегического управления Формирование перспективной системы таможенных органов происходит под воздействием широкого спектра действующих и прогнозируемых факторов. Все это — определенные ситуационные условия ее развития. Например, в настоящее время разрабатываются и внедряются новые стандарты, концепции, стратегии и программы модернизации и развития таможенного дела. В процесс управления таможенными органами и в операционные процессы их деятельности внедряются инновационные таможенные процедуры и технологии. Модернизируется инфраструктура, совершенствуются нормативно-правовое и другие виды обеспечения таможенной деятельности. Развиваются теории, методологии и инструментарий таможенного менеджмента. Раздел III. Управление таможенными органам! Глава 12. Метатехнология управления таможенными органами России
Однако перечень условий развития не всегда достаточно определен. Как правило, все рассматриваемые условия не согласованы и не структурированы. Процесс же принятия управленческих решений, в том числе и решений по развитию, в определенной мере субъективен. Кроме того, наличие неопределенности в стратегической перспективе, ее динамический характер предъявляют особые требования и особым образом усложняют сам процесс подготовки и принятия управленческих решений в таможенных органах. Такие решения принимаются руководителем (лицом, принимающим решение — ЛПР) и/или экспертами преимущественно на основе интуиции и/или рациональных способов решения.1 В основе процесса принятия решения — знания ЛПР и экспертов о действующем институте, его окружении, практический опыт принятия и оценки управленческих решений, собственные представления о будущей системе — ее неструктурированное видение. С чисто формальных позиций процесс принятия решения по развитию института таможенных органов — это процесс структуризации видения руководителем и/или экспертом стратегической перспективы, формирование знаний и ситуационная адаптация знаний под реальные условия таможенного строительства. В силу динамичности факторов развития, сложности самой системы таможенных органов процедура принятия решений является итеративной2, регулярной и носит ситуационный характер. И поскольку в конечном итоге решается проблема развития системы, то по своему содержанию — это процедура принятия ситуационного стратегического решения. 12.2. СИТУАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ИНСТИТУТА. ТЕХНОЛОГИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Для анализа, моделирования и проектирования системы таможенных органов необходимо применить соответствующую технологию. 1 Нельке М. Учимся принимать решения. Быстро, точно, правильно. — М.: Омега-Л, 2006. г Итерация (от лат. Иегап'о — повторение) — повторное применение какой-либо операции или последовательное приближение к решению. Основная идея такой технологии проста: получение, интеграция и применение знаний экспертов в ходе решения задач развития или модернизации. Соответствующую технологию формирования структурированного видения перспективы таможенного института как нового знания назовем когнитивной технологией или технологией экспертно-аналитического моделирования. В ее основе лежат проблемно-ситуационный подход и так называемый метод «мозгового штурма»1. Технология экспертно-аналитического моделирования является одним из средств коллективного рассмотрения и разрешения большого класса проблемных ситуаций, нацеленных на выход в пространство профессиональных и предметных задач. Такая технология позволяет использовать «коллективный разум», который лучше всего можно реализовать в процессе «игрового моделирования». Здесь, например, руководители и специалисты выступают в качестве экспертов2 и коллективно проводят анализ факторов, условий и проблем развития таможенной службы, разрабатывают концепции развития, ситуационные стратегии и программы действий. Технология экспертно-аналитического моделирования позволяет не только осуществлять подготовку масштабных решений, но и обучать моделированию проблемных ситуаций, выбору средств для их анализа и разрешения. Это создает условия для непрерывного развития участников моделирования и эффективного применение таких навыков в профессиональной среде. Благодаря такому подходу руководители и специалисты учатся понимать сущность сложных ситуаций, формулировать проблемы, разрабатывать проекты и программы действий, прогнозировать тенденции развития. В основе формируемых знаний лежат качественные суждения экспертов. Подход сводит подробное описание системы таможенного института и процесса его развития к самым основным, простейшим качественным (экспертным) ситуационным моделям. Описание факторов, ситуаций и альтернативных моделей системы осуществля- 1 В настоящее время реализация «ситуационного» подхода поддерживается также развитыми программно-инструментальными средствами: 51МЕК (Институт программных систем РАН); Тпс Еаяу Кеакопег, ЕСУР5Е (Тпс На1су Еп(егрпзе), + РКОСЕ55 Угхюп (СотсМе Тссппо1ое1е5), С1Ж11 (Мюго Ра1а Вахе 5у$[ет5), С2 (Сепзуш), С - РК5 (АСЗ Тссппо1оё1е8) и многими другими. В то же время использование их в процессе «игрового» коллективного моделирования имеет известные ограничения. 1 Участниками моделирования могут быть и руководители, и другие специалисты. Для общности, если не требуется дополнительных уточнений, в дальнейшем всех их будем называть экспертами. Раздел III. Управление таможенными органами Глава 12. Метатехнология управления таможенными органами России
ется с использованием вербальных переменных, качественных и количественных оценок. На формируемом множестве ситуаций строится многозначная логика поэтапного преобразования видения эксперта в новую систему таможенной организации с пошаговой оценкой ситуационных альтернатив. Основными этапами ситуационного моделирования являются: идентификация ситуации, описание состояния системы, синтез модели системы в условиях рассматриваемой ситуации, разработка программы ее реализации и оценка ее эффективности. В рамках такой технологии формирование ситуативного решения осуществляется в интерактивном режиме1 в процессе коллективной работы экспертов-таможенников, в частности в процессе обучения. Основные формы коллективной работы — круглый стол, деловая игра, тренинг и т. п. Базовые компоненты технологии представлены на рис. 12.4.
Главная цель моделирования — формирование ситуационных моделей программ развития или проектов перспективной системы. Участники моделирования — группа экспертов. Ситуационный сценарий формируется в процессе изучения условий развития системы. Например, стандартов, концепций, программ развития мировой торговли, государственного управления, таможенного дела, современных теорий и методологий, состояния существующей системы таможенного института и возможностей технологии моделирования. Далее решается задача развития. Технология реализуется в форме обучения. Основные этапы и результаты обучения: Этап 1. Изучение и комплексный анализ современных отечественных и зарубежных стандартов, концепций, программ развития мировой торговли, государственного администрирования, таможенного дела, а также нормативно-правовых документов по вопросам развития системы таможенных органов. Этап 2. Изучение современных теорий и методологических положений, ориентированных на совершенствование системы таможенного института. Этап 3. Формирование общей концепции развития системы таможенного института и определение ключевых направлений развития. Этап 4. Разработка ситуационных условий или ситуационного сценария развития. Этап 5. Разработка ситуационных моделей и проектов (концепций, стратегий, программ и т. п.) развития для ключевых функциональных направлений и организационных уровней системы таможенного института. Основной экспериментальной технологией работы с обучающимися или экспертами в активном режиме с использованием универсальных и специализированных экспертных методов в целях подготовки управленческих, методологических, технологических и других решений проблемы развития таможенного института является тренинг. Содержание технологии тренингов и состав применяемых методов определяются уровнем и формой представления системы таможенных органов,1 проблемными вопросами, целями и задачами развития (модернизации) института, а также перечнем программных документов — концепции, модели, программы развития (модернизации) и т. п., представляемых по результатам ситуационного моделирования. В самом широком варианте концепция, стратегия и программа раз-пития таможенного института должны быть сформированы в виде
' Интерактивный режим — режим диалога; режим, в котором обмен информацией происходит в форме диалога с целью принятия решения. 1 ИТА как таможенная система может быть представлен в виде системы идей, правовой системы, организации (например, ФТС РФ, ЦА ФТС и т. п.), процесса (функции, процедуры, операции) или в комплексе.
Раздел III. Управление таможенными органами системной идеи, комплекса мероприятий научно-технического, организационно-технологического и социального характера. Они, как правило, должны включать: характеристику исходного состояния института как таможенной системы, основные показатели ее эффективности, проблемы, комплекс целей и мероприятий развития (модернизации), потребность в ресурсах и сроки реализации мероприятий, технико-экономические оценки, выводы и рекомендации. Основные принципы проведения тренинга: • методичность — работа на основе методических инструментов; • технологичность — работа по правилам; • коллективизм — работа в команде экспертов; • оперативность — работа в условиях ограничений по времени; • бесконфликтность — уважительное отношение к любому мне • свобода в поведении. Ситуационное моделирование в режиме тренинга предполагает активное использование опыта и профессиональных знаний обучающихся (специалистов-таможенников) в процессе формирования концепций, моделей, подпрограмм, направлений и мероприятий развития института таможенной службы, определения эффекта и оценки эффективности их реализации. Основу тренинга составляет сценарий (см. приложение 12.1). Его компоненты следующие: • формулируется тема тренинга; • определяется цель тренинга; • анализируются проблемные ситуации; • формулируется общая постановка задачи (проблемы); • определяются исходные данные; • даются общие методические указания и рекомендации обучаю-щимся (экспертам) по решению задачи (методы, инструменты, правила, индивидуальная работа или работа в команде, отведен ное время); • формулируются вопросы и задания обучающимся (экспертам), выполняются задания, даются комментарии и осуществляется предварительная обработка результатов; • итоговая обработка результатов и оформление соответствующей • формируются выводы и предложения по теме, выходные резуль Глава 12. Метатехнология управления таможенными органами России 283 Основу технологии тренинга составляют как количественные мето В состав основных инструментов тренинга входят: • метод парных сравнений; • девятимерная (качественно-количественная) линейка; • матрица Бостонской консультационной группы (Бостонская • метод 8\ЮТ; • метод организационно-функционального моделирования; • метод информационно-функционального моделирования; • метод функционально-стоимостного моделирования. 12.3. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ Развитие таможенной службы Российской Федерации преследует цель выведения ее на уровень современных требований, определяемых: • рекомендациями международных торговых и таможенных орга • национальными интересами России; • потребностями участников внешнеторговой деятельности и граж Типовыми объектами развития системы таможенного института являются: Раздел III. Управление таможенными органами Глава 12. Метатехнология управления таможенными органами России 285
• законодательная и нормативная правовая база реализации госу- • задачи, функции и структура таможенных органов России: ЦА ФТС, региональных таможенных управлений, таможен таможенных постов; • таможенные процедуры, операции, технологии; • таможенная инфраструктура; • информационно-техническое обеспечение таможенных органов; • управление деятельностью таможенных органов; • кадровое обеспечение деятельности таможенных органов. по всем направлениям деятельности и элементам организации труда, включая материальную и нормативную базу, систему управления, кадровое обеспечение, механизмы взаимодействия со смежными организациями и учреждениями и др. В зависимости от объекта развития модели (программы) развития условно подразделяются на комплексные и целевые. Комплексные программы развития разрабатываются для совершенствования работы таможенных органов и организаций. Целевые программы развития разрабатываются для совершенствования функции, направления или вида таможенной деятельности. В связи с этим они могут быть «сквозными» и обязательными для всех нижестоящих структур таможенной иерархии или локальными, касающимися только одного таможенного органа. Целевые программы развития являются составными частями комплексных программ развития таможенных органов. Общая последовательность работ по развитию таможенной службы Российской Федерации содержит следующие основные этапы: • формирование научно-методического обеспечения моделиро • разработка модели и целевой программы развития; • разработка модели и комплексной программы развития; • утверждения и реализация программ. Научно-методическое обеспечение и сопровождение развития таможенной службы включает: • методики разработки целевых и комплексных программ разви • методики проведения экспериментальной разработки целевых правлений таможенной деятельности и отдельных таможенных органов; • создание демонстрационных проектов целевых и комплексных Развитие отдельных объектов таможенной системы предполагает идентификацию и оценку факторов и условий, определяющих проблемы таможенного, а также разработку следующих целевых программ развития. 1. Законодательная и нормативная правовая база реализации госу- • определение недостатков и пробелов в существующей законода- • разработку программы развития государственной таможенной • определение исполнителей, сроков исполнения и источников 2. Таможенные технологии как один из объектов развития таможен- • разработку перечня перспективных типовых таможенных тех- • формирование перечня требований, которым должны соответ- • разработку технических заданий на проектирование перспек- 3. Основные этапы развития таможенной инфраструктуры следую- • построение модели экспортных и импортных грузо- и пассажи- • сбор от региональных таможенных управлений и таможен пред-
Раздел III. Управление таможенными органами • сопоставление существующей схемы размещения таможенных мы размещения таможенных органов и объектов таможенной 1., инфраструктуры; • разработку целевой программы развития таможенной инфра 4. Модернизация структуры и кадрового обеспечения таможенных органов определяет следующие направления: • уточнение состава функций, возложенных на таможенный ор • разработку предложений по рациональному распределению функ- • разработку целевой программы по изменению структуры и штат Информационное обеспечение таможенных органов является основой, определяющей развитие таможенного института, и включает в себя: • разработку перечня проблем, связанных с совершенствованием • разработку перечня мероприятий по решению каждой пробле- мы; • разработку целевой программы развития информационного обеспечения. При разработке программы развития таможенной службы целесообразно придерживаться следующих организационных этапов: • подготовительный, предполагающий разработку научно-методи нансовую подготовку работ; • проектно-программный, предполагающий диагностику и си • реализационный, предполагающий реализацию мероприятий, • контрольно-оценочный, предполагающий проверку выполнения программы и оценку степени достижения целей развития. При анализе проблем и разработке целевых и комплексных программ развития рекомендуется использовать тренинги и методологию программно-целевого управления. При этом должны быть проана- Гпава 12. Метатехнология управления таможенными органами России 287 нитрованы сильные и слабые стороны объекта развития и факторы, определяемые внешним окружением, способствующие развитию таможенного органа или сдерживающие его, а также разработаны подпрограммы с построением «дерева целей». Для диагностики фактического состояния объекта развития необходимо осуществить его непосредственное изучение, а также исполь-ювать таможенную статистику, данные Росстата и отчетные данные таможенных органов. Тема должна соответствовать ключевому направлению развития таможенного института: организационному, функциональному, технологическому или ресурсному. Подготовка проекта концепции, стратегии или программы — проектирование — осуществляется группой из 15—25 человек в форме «круглого стола», тренинга, деловой игры с использованием инструментальных средства моделирования и принятия управленческих решений. Проект оформляется в виде аналитической записки, включающей: наименование проекта, цель проектирования, описание ситуационного сценария, позиционирование существующего состояния системы таможенных органов (по выбранному направлению), формулирование концепции, стратегии или программы развития (по выбранному направлению), а также количественное обоснование эффекта от предполагаемого решения. 12.4. ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ Одной из основных проблем развития таможенной службы России является совершенствование системы информационного обеспечения деятельности таможенных органов (ТО), повышение уровня компьютеризации и автоматизации таможенных технологий и процессов управления, создание единой среды информатизации Федеральной таможенной службы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3634; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |