КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенного органа 2 страница
• организационные планы; ' • целевые программы развития; • планы-задания по перечислению таможенных платежей. В таможенной службе Российской Федерации применяют различные виды организационных планов. На уровне ФТС России и РТУ разрабатывают план
• работы коллегии ФТС России или РТУ (на! полугодие); • командировок для аппарата ФТС России (ьна квартал); • проведения научных исследований (ГНИВЩ); • обучения должностных лиц (годовой). • организации мероприятий;
• комплексных и целевых проверок участников внешнеэкономи • работы начальника отдела, личный план рработы государствен • повышения квалификации кадров. Целевые программы развития направлены на у/лучшение материально-технической и социальной базы таможенных* органов, подготовку кадров, оснащение таможенных органов техничесскими средствами, совершенствование информационных систем. Планирование работы ФТС России по основн1ым направлениям деятельности осуществляется на основе: «Посланияя Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации»; «Бюджетного послания Президента Российскоэй Федерации Федеральному собранию Российской Федерации»; пррограммы социально-экономического развития Российской Федеращии на среднесрочную перспективу и плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации; Сводного доклада о результатам и основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации; планов заседаний Правительства Российской Федерацми; нормативных правовых актов Российской Федерации и Минэкономразвития России. Отдельные положения названных документовз получают развитие в концепциях, разрабатываемых ФТС России. Планы-задания направлены на реализацию таможенными органами экономической (фискальной) функции. Этикми планами для таможенных органов устанавливаются суммы перечшсления таможенных пошлин и сборов в доход федерального бюджета]. Планирование приобретает смысл тогда, коша планы реализуются. Обозначенные цели, предполагаемые результаты! являются важнейшими компонентами эффективного планирования,, но они сами по себе не обеспечивают реализацию плана. Необходим механизм обеспечения плановых мероприятий и ресурсы в расчетном обтьеме в точное время. Основные планируемые результаты следует отражать по каждой функции (каждому направлению деятельности)) таможенной службы Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
внатуральном выражении или стоимостных показателях (таможенные платежи). По возможности должны быть раскрыты используемые для достижения указанных результатов ресурсы: численность личного состава; бюджетные расходы; технические средства таможенного контроля (ТСТК); объемы закупок материальных ресурсов; стоимость и мущества ил и другие. Наиболее распространенной количественной мерой ресурсов является денежная мера. Возможно также для характеристики объекта, по которому составляется бюджет, при расчете необходимых ресурсов применять единицы времени (часы), показатели трудозатрат (человеко-часы) или просто натуральные показатели (площадь, кв. м; единицы технических средств). Выражение ресурсов и результатов в числовом значении — существенный аспект планирования. В таможенном деле различают четыре уровня планирования: 1) уровень Министерства экономического развития и торговли — 2) уровень ФТС России — для РТУ и таможен непосредственного 3) уровень РТУ — для таможен; 4) уровень таможни —для таможенных постов. ФТС России осуществляет разработку и реализацию целевых программ развития таможенного дела в стране. РТУ разрабатывают развернутые планы реализации программ развития таможенной службы с учетом региональных особенностей. Большое значение имеет территориальный подход к планированию развития инфраструктуры таможенного дела. РТУ в своей работе учитывают предложения таможен по составлению проектов планов капитальных вложений и техническому оснащению таможенных органов зоны обслуживания. В свою очередь ФТС России согласовывает с РТУ мероприятия программ развития таможенной службы. Процесс планирования подчиняется определенной логике, требующей обязательности и осуществления определенных плановых процедур: • постановка цели и задач планирования; • выбор подходов к формированию планов; • выбор методов плановых расчетов; • определение объема и характера предплановых расчетов; • выражение плановых мероприятий в конкретных показателях
Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
Программы обычно разрабатываются на 3—5 лет. Иногда к их подготовке и реализации привлекают другие министерства и ведомства. Составлению программ предшествует большая и серьезная предплановая работа, втом числе разработка и утверждение концепций развития по отдельным направлениям деятельности таможенной службы. Нормативная база для планирования разрабатывается Правительством, Министерством финансов, ФТС России и другими государственными органами. В системе планирования ключевым объектом исследования является комплекс предстоящих работ, который представляется в виде совокупности отдельных процессов, частей и элементов. Основной плановый документ — сетевой график, или сеть. В графике с необходимой степенью детализации отображается, какие работы, в какой последовательности и за какое время надо выполнить, чтобы обеспечить окончание всех видов деятельности не позже заданного срока (рис. 13.6). Фиктивными работами при этом считаются возможные ожидания последующих процессов. К основным планируемым параметрам в сетевых моделях относятся такие временные показатели, как продолжительность выполнения работ, критический путь, резервы времени совершения событий. Все операции, не принадлежащие критическому пути, можно сдвинуть во времени и пределах их резервов, не увеличивая при этом общей продолжительности выполнения комплекса работ. Рис. 13.6. Пример сети типа «вершины-события» Целесообразно проводить вариантные расчеты, что позволяет выбрать оптимальный (наиболее реальный) план действий. Такой подход позволяет модернизировать худшие и наиболее благоприятные показатели развития таможенной службы при изменении условий внешнеэкономической деятельности и финансирования. 13.3. ФУНКЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Организация как одна из общих функций управления является практическим связующим звеном между утвержденным планом (принятым решением) и его реализацией. Функцию организации следует рассматривать как совокупность действий по подготовке к реализации утвержденного плана, которая включает: • разработку или переработку (корректировку) технологии запла • создание или приведение в соответствие с утвержденным пла • обеспечение объекта управления финансовыми ресурсами, ком • организацию снабжения производственного процесса предме • разработку или корректировку мотивационного механизма обе • подготовку системы рабочего управления предстоящим процес Все это в совокупности представляет собой проект организации выполнения плана, который в зависимости от характера плана и вида деятельности является более или менее масштабным документом. Разработка (корректировка) технологии процесса. Основу этапа организации составляет разработка процедур (технологий) реализации принятых планов. Способ реализации задач, поставленных перед подразделением, представляет собой технологию, т. е. процесс, с помощью которого исходные предметы труда преобразуются на выходе в запланированный продукт. Технология всегда индивидуальна и должна приниматься такой, которая наилучшим образом соответствует достижению определенных задач и намеченных целей. Всесторонне проработанная технология (процедура) реализации плана содержит баланс (бюджет) распределения ресурсов. При обеспечении качества результатов таможенной деятельности таможенные технологические процессы становятся основным объектом управления. Технология таможенной деятельности должна ре-
Раздел III. Управление таможенной деятельностью ализовываться на основе комплекса внутренних нормативно-правовых актов и другой документации (стандартов, положений, технологических схем, должностных и рабочих инструкций), технического оснащения таможенных процессов и компетентных кадров, гарантирующих в совокупности полную проверку соответствия предъявляемых участниками ВЭД к таможенному оформлению товаров и транспортных средств и информации о них требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Для создания современной таможенной технологической схемы необходимо четко представлять весь спектр контактов и эффективного взаимодействия таможни с участниками ВЭД: финансовыми, налоговыми и правоохранительными органами. Прямые контакты таможенного органа с заказчиком и потребителем результатов его деятельности являются важным источником информации для процессов непрерывного повышения их качества. Руководство таможенного органа должно создать условия для регулярного анализа и совершенствования этих контактов. Характер конечного результата технологического процесса заключается в придании перемещаемому через таможенную границу товару определенного статуса в таможенном отношении. Это привело к созданию таможенных режимов. Таможенный режим — это совокупность таможенных процедур, определяющих для таможенных целей статус товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза с определенной целью и объединенных в отдельный таможенный институт. Практически все таможенные процедуры реализуются в рамках соответствующих таможенных режимов. Исходя из сложности новых плановых заданий должна быть дана оценка действующих технологических приемов и принято решение — соответствует ли имеющаяся технология уровню новых задач и, если нет, то предусмотрена ее корректировка или разработка новой технологии. Оценка соответствия таможенных технологий современным требо- Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 317 Если корректировка действующей технологии не решает проблему качественной реализации плана, то в этом случае должна быть разработана новая технология, основанная на инновациях и учитывающая применение новых высоких технологий. В процессе совершенствования таможенных технологий или проектирования новых технологий должна быть решена задача предупреждения таможенных рисков и освоения требований международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества».", Таблица 13.1 Требования к содержанию таможенных процедур (технологий)
Примечания: * КРТО — Концепция развития таможенных органов; ** РСТ — Рамочные стандарты безопасности и облечения мировой торговли ВТО; ***КАР — Концепция административной реформы. Основными показателями качества таможенных технологий являются: • степень соблюдения таможенного законодательства; • продолжительность реализации процесса • трудоемкость реализации процесса (суммарная и в расчете на • уровень автоматизации, • уровень компьютеризации; Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 319 • уровень метрологического обеспечения; • эргономические и санитарно-гигиенические характеристики Эти показатели корреспондируются с требованиями, приведенными в табл. 13.1. Количественные значения приведенных характеристик должны быть составной частью технических заданий на проектирование новых таможенных технологий или их модернизацию. Совершенствование действующей или разработка новой технологии таможенного оформления и таможенного контроля должно завершиться разработкой комплекта технологической документации, позволяющей обеспечить качество технологии реализации вида деятельности в соответствии с утвержденным планом. Втаможенной практике используется, как правило, один вид технологических документов — технологические схемы. Это, однако, свидетельствует не о высоком уровне унификации таможенной технологической документации, а скорее о не проработанности данного вопроса с позиций технологических методов обеспечения качества результатов труда. Корректировка организационных структур. Одновременно с разработкой технологии реализации плана решается вопрос создания соответствующей организационной структуры для ее применения. Для этого необходимо оценить ее состояние и принять необходимые меры по приведению в соответствии с новыми задачами. Качество организационных структур, создаваемых в организациях, следует оценивать с использованием следующих показателей: результативность; системность; устойчивость коммуникаций; оперативность; ресурсоемкость; способность к самосовершенствованию. Результативность организационной структуры — это вероятность полного достижения поставленных целей, определенных утвержденным планом. Уровень достижения поставленной цели оценивается экспертным путем на основе оценки компетентности персонала и состояния организационных структур. Системность организационной структуры характеризуется ее целенаправленностью, т. е. наличием единства цели и единого руководства действиями структурных подразделений и персоналом по ее достижению. Устойчивость коммуникаций определяется надежностью и оперативностью используемых видов связи между подразделениями и персоналом в составе подразделений. Оперативность характеризуется расходом времени на выполнение технологических процессов, разработанных для реализации плана.
Раздел III. Управление таможенной деятельностью Ресурсоемкость организационной структуры характеризуется расходом всех видов ресурсов (людских, финансовых, информационных, материально-технических, энергетических и др.), необходимых для ее функционирования. Способность к самосовершенствованию характеризуется наличием в организации действующего механизма реагирования на несоответствия, который позволяет на систематической основе улучшать процессы и результаты. Кроме того, при оценке состояния организационной структуры, которой предстоит выполнять принятый план при определенной технологии, целесообразно также использовать следующие характеристики: • количество, подчиненность и организация взаимодействия струк- • фонд рабочего времени персонала подразделений, задейство- • уровень квалификации персонального состава; • уровень мотивации персонала на решение плановых задач. • сколько человек определенной квалификации необходимо для • какие меры необходимо предпринять для того, чтобы организа- Оценка состояния организационной структуры по перечисленным выше показателям покажет, что по некоторым из них она не в состоянии выполнить намеченный план. В этом случае должны быть предприняты меры по улучшению состояния имеющейся организационной структуры и ее кадрового состава. Среди этих мер должна быть и программа совершенствования системы управления таможенным органом на основе МС ИСО серии 9000. Она предполагает уточнение распределения полномочий и ответственности по обеспечению деятельности между подразделениями и документирование управленческих процедур и рабочих процессов. Как часть системы управления рассматривается распределение ответственности и полномочий персонала на проведение корректирующих мероприятий. Важнейшим элементом готовности организационной структуры к выполнению плановых заданий является обеспечение компетент- Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... 321 ности кадрового состава. Поэтому в план мероприятий должны быть включены: • определение необходимой компетентности персонала, выпол • профессиональная подготовка персонала. После реализации намеченных выше мер должна быть проведена повторная оценка состояния организационной структуры, с тем чтобы убедиться, что она и состав ее кадрового наполнения готовы выполнить намеченный план. Обеспечение ресурсами. Система управления предполагает создание условий для качественного выполнения функции обеспечения организации всеми видами ресурсов (финансовыми ресурсами, оборудованием, оргтехникой, средствами измерений и другими видами ресурсов). Для бюджетных организаций почти все их затраты определяются утверждаемой вышестоящей организацией сметой расходов. Поэтому одним из важнейших элементов системы обеспечения организации различными ресурсами является процесс закупок. Организация должна обеспечить соответствие закупаемой продукции требованиям, которые устанавливаются на основе показателей качества результатов деятельности организации. С этой целью организация должна оценивать и выбирать поставщиков на основе их способности поставлять продукцию в соответствии с требованиями организации. Для этого должны быть разработаны критерии отбора, оценки и повторной оценки закупаемой продукции и соблюдены определенные принципы взаимодействия с поставщиками. С целью организации делового взаимодействия потребителей с поставщиками, обеспечения высокого качества продукции и снижения затрат, связанных с входным контролем, многие потребители и поставщики разрабатывают совместные программы решения проблем, связанных с качеством. Совместные конференции, курсы профессиональной подготовки, программы взаимодействия и долгосрочные соглашения помогают улучшить взаимоотношения по проблемам качества результатов деятельности. При этом наблюдается тенденция к сокращению количества поставщиков однотипной продукции. Организация обеспечения производственного процесса предметами труда. Выполнение функции организации снабжения производственного процесса предметами труда (сырьем, заготовками, материалами и информацией) является важнейшим фактором эффективной деятельности организации. Сущность выполнения этой функции предполагает:
Раздел III. Управление таможенной деятельностью • порядок разработки и мониторинга планов выполнения каждой • обеспечение производственного процесса необходимыми ресур Оценка существующего состояния организации снабжения производственного процесса предметами труда с использованием отмеченных выше показателей позволяет выявить ее недостатки. Анализ этих недостатков даст возможность выявить причину каждого из них и разработать комплекс мер по улучшению организации снабжения (обеспечения) производственного процесса предметами труда. Подготовка системы операционного управления. Одним из ключевых элементов функции «организация» является создание производственной (или операционной) системы. Цель этой системы — обеспечение экономически эффективной реализации намеченных планов. Она определяет процедуру реализации разработанной технологии, методы мотивации персонала, систему учета и контроля результатов деятельности, учитывающую конкретные условиям и обеспечивающую конкурентоспособность результата труда. В процессе построения операционной системы решаются вопросы местоположения соответствующего подразделения, выбора его масштабности (мощности, пропускной способности), технологической интеграции и специализации труда персонала. В настоящее время наиболее предпочтительной системой рабочего управления деятельностью организации является система, которая соответствует требованиям международных стандартов ИСО серии 9000 «Системы менеджмента качества». Показатели качества таких систем управления организациями подразделяются на две группы: • показатели, характеризующие соответствие системы управления ,,„ • показатели, характеризующие соответствие результатов деятельности организации установленным требованиям — стандартам,. ( техническим условиям, техническим регламентам, требованиям другой нормативной документации и требованиям потребителя. \'мшо 13. Функциональный подход к упрощению деятельностью... 323 Требования стандартов ИСО имеют целью создание условий для обеспечения соответствия результатов деятельности установленным требованиям. Поэтому их следует считать основными требо-каниями к качеству системы управления предстоящим процессом пппсльности.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 835; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |