КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Таможенного органа 1 страница
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ УПРАВЛЕНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ИТО На развитие ИТО автоматизации развития ИТО ности развития ЭТАП IV. ПОДГОТОВКА ТЕКСТА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ЭТАП IV. ПОДГОТОВКА ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ К ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ ЭТАП IV. ЗАЩИТА ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ III ГЛАВА 13.1. КЛАССИФИКАЦИЯ ФУНКЦИЙ УПРАВЛЕНИЯ. СУЩНОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА К УПРАВЛЕНИЮ В управлении государственными органами важнейшее место занимают функции управления, так как они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях управления. Поэтому разработку организационных структур управления, применение методов и технических средств управления, подбор, подготовку и расстановку кадров следует осуществлять с учетом состава и конкретного содержания функций управления. В наиболее общей форме функция управления определяется как вид деятельности, с помощью которой субъект управления оказывает воздействие на управляемый объект. Возникновение функций управления — результат разделения и специализации труда в сфере управления. Образование системы функ-
Г/шна 13. Функциональный подход к управлению деятельностью... кий — необходимый процесс, порождаемый сложностью и разнообра-шем служебной деятельности и управления ею. Концепция функционального разделения управления основывается на положении, что функции управления объективны и постоянны по отношению к их исполнителям. Большинство авторов-специалистов по управлению под функцией управления понимают сложную деятельность, характеризующуюся определенной однородностью и стабильностью воздействий на объект и субъект управления, в результате которых осуществляется уравновешение данной системы со средой в процессе преобразования последней. Функция управления — это вид управленческой деятельности и обязанность. Признаками функций управления, как правило, являются: объективность, конкретность, целенаправленность, стабильность и повторяемость, обособленность и самостоятельность, составная, специализиро-памная часть управленческой деятельности, единство и однородность содержания, продукт процесса разделения и специализации управленческого труда. Состав функций управления естественно сложился в практике управления различными видами деятельности и включает1: • функцию планирования деятельности; • функцию организации выполнения планов; • функцию регулирования реализуемых процессов. В современной теории управления такие функции объединяются и «триады» и в «пирамиды» управления. Первые отражают интегральный подход к классификации функций и составляют сущность управ-исиия и руководства в любой сфере деятельности, вторые — структурируют и детализируют функции управления и критерии качества реализации каждой функции. Следует отметить, что состав функций управления не зависит от иида деятельности. Вид деятельности в этом случае является объектом управления и, естественно, вносит определенное разнообразие в методы и технологии реализации функций управления. При устойчивой стабильности состава общих функций управления методы их реализации постоянно претерпевают изменения, вызванные научно-техническим прогрессом
1 Барам шн С. В. Функции управления в таможенном деле (проблемы качества процессов И результатов): Монография. **М.: Иад-во РТА, 2009.
Раздел III. Управление таможенной деятельностью «Триады управления». Управление как вид деятельности, от больших до малых дел, все состоит из функций планирования, организации и регулирования, совокупность которых можно определить как «триады управления». Например, функция организации не может быть выполнена без таких действий, как: • планирование разработки технологий реализации планов, орга- • организация разработки технологий реализации планов, орга изводственной операционной системы, системы активизации персонала и его мобилизации на выполнение плановых заданий; • регулирование процессов разработки технологий реализации ресурсов, производственной операционной системы, системы активизации персонала и его мобилизации на выполнение плановых заданий, учета результатов деятельности, контроля качества, анализа причин отклонений от плана, разработки корректирующих и предупреждающих воздействий и их реализации. Взгляд на функции управления как на «триады управления» показывает, что не может быть в «чистом виде» функций планирования, организации и регулирования. В управлении деятельностью любого подразделения или работника на любом уровне иерархии всегда присутствуют все функции управления. Это необходимо учитывать при организации управленческой деятельности (рис. 13.1). «Триады управления» могут быть формализованными, т. е. выраженными в определенных носителях информации (планах, программах, технологических процедурах, нормативных документах), продолжительными по времени их реализации или устными и оперативными. Очевидно, что сущность «руководства», выделяемого отдельными авторами в особый вид управления, заключается в оперативном использовании «триад управления» для обеспечения фактического выполнения намеченной работы в реальном режиме времени. «Пирамида управления». Анализ элементов общих функций управления показывает, что функция планирования содержит 3 элемента, функ- Объект управления (технологическая процедура) Рис. 13.1. «Триады управления»
ния организации — 5 элементов и функция регулирования — 7 элемен-1ом. Их можно представить в виде плоской пирамиды (рис. 13.2). Для обеспечения качественного выполнения элементов общих функций управления необходимо по каждому из них определить критерии (показатели) качества, разработать методы обеспечения (достижения) этих критериев и методы их оценки.
В соответствии с положениями теории управления качеством ба-юпые элементы общих функций управления можно детализировать и раскрыть за счет представления каждого из них в виде трех этапов обеспечения качества: • разработка показателей качества реализации функции; • разработка методов обеспечения качества реализации функции; • оценка качества реализации функции.
Такой прием позволяет перейти от плоской пирамиды управления К более детальной и алгоритмизированной — пространственной. В ре-чультате пространственная пирамида управления (рис. 13.3) содержит 45 ячеек, полностью охватывающих все этапы управления любым видом деятельности.
Каждая ячейка «пространственной пирамиды управления» предпо-пагает определенный состав процедур по реализации конкретной части функции управления с учетом обеспечения качества результатов деятельности. Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
Рис. 13.3. Пространственная пирамида управления Для успешного освоения в таможенной службе теоретических основ управления качеством таможенной деятельности необходимы серьез-пая работа по профессиональной подготовке персонала таможенных органов, созданию условий для его активизации и личная заинтересованность высшего руководства таможенной службы и руководства таможенных органов в этом вопросе, понимание ими значения проблемы качества процессов и результатов деятельности таможенных органов и стремление лично возглавить ее реализацию. 13.2. ФУНКЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Планирование деятельности объекта управления предполагает опре- Функция планирования состоит из следующих этапов: Раздел III. Управление таможенной деятельностью Гяава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
' анализ состояния объекта планирования; • прогнозирование развития объекта планирования; • разработка стратегических, тактических и оперативных планов. Завершающей фазой работы по принятию решения (плана) является установление механизма обратной связи для контроля за ходом реализации плана и оценки результатов деятельности. Анализ состояния объекта планирования. Анализ состояния объекта деятельности осуществляется в следующей последовательности: • определение цели анализа; • выбор характеристик объекта для проведения анализа;
• установление состава подразделений и должностных лиц, вклю • разработка методической схемы анализа объекта управления • сбор за ряд лет статистических данных, всесторонне характери • выбор метода обработки исходных данных для достижения цели • обработка полученных данных в соответствии с выбранным ме • подведение итогов анализа. При анализе состояния объекта управления должен быть дан ответ на шесть классических вопросов: что, кто, во взаимодействии с кем, как, где, когда. Они дают, практически, полное представление об объекте деятельности и управлении им. Отвечая на эти вопросы, субъект управления уясняет: • что делается и почему, чем обосновано содержание изучаемых териев, в чем заключаются отклонения от установленных требований; • кто выполняет функции и почему, уровень квалификации ис • во взаимодействии с кем выполняются функции и почему, в чем • как выполняются функции и почему, имеются ли документиро • где выполняются функции и почему, правильно ли распределе • когда выполняются функции и почему, обоснованы ли сроки Ответы на эти вопросы с использованием различных методов анализа состояния объекта управления частично решают задачу самообследования системы управления организацией. В процессе анализа объекта планирования и выбора состава пока-штелей для прогнозирования и планирования необходимо учитывать сю особенности и многокритериальность, которые могут заключаться и следующем: • возможности самостоятельного формирования целей деятель • зависимости объекта планирования от многочисленных поли • высокой неопределенности исходных данных и невозможности • пороге сложности решаемых задач, определяющемся ограни • факторе времени, связанном с быстрым старением информации; • стохастичности развития объекта планирования. Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
Субъект управления, поручая группе специалистов проведение анализа объекта управления, определяет требования к глубине ретроспекции, составу анализируемых показателей, составу базы для сравнения и достоверности результатов анализа. Специалисты, осуществляющие анализ, выбирают методы анализа, обеспечивающие необходимую достоверность результатов, и выполняют его, соблюдая установленные требования. Качество выполнения функции анализа объекта управления можно оценить, используя следующие показатели: • системность выполнения анализа состояния объекта планиро • наличие методики и методической схемы анализа объекта управ • уровень использования электронных программных средств; • уровень использования современных экономико-математиче • величина абсолютной и относительной ошибки результатов ана • степень достижения цели анализа. Дополнительно для косвенной оценки качества процедур анализа могут использоваться характеристики компетентности персонала, осуществляющего анализ — опыт участия в работах по анализу объекта управления, соответствие профессионального образования целям анализа, наличие сертификатов о повышении квалификации в целевых семинарах. Показатели, принятые для оценки качества процессов и результатов анализа, должны быть обеспечены соответствующими методическими, организационными и материальными средствами. Для этого по каждому показателю должна быть проведена оценка методики и методической схемы анализа с единственным вопросом — можно ли при данных условиях достигнуть необходимый уровень качества анализа. При возникновении сомнений методика и ее организационное и материально-техническое обеспечение должны быть улучшены или снижен уровень требований к результатам анализа. Прогнозирование развития объекта планирования. Прогнозирование развития объекта на основе результатов анализа может быть краткосрочным или долгосрочным в зависимости от цели планирования. В практике управления организациями и их подразделениями используются прогнозы в основном на ближайшую перспективу — до пяти лет. Традиционные методы прогнозирования на такую перспективу основаны на экстраполяции характеристик объекта управления. Применение же для таких целей сложных теорий социально-экономических циклов, жономико-математических и имитационно-эвристических моделей практически нереально. В то же время необходимо оценивать качество прогнозирования для того, чтобы была возможность разрабатывать на основе прогнозов реальные стратегические и тактические планы. Обычный алгоритм прогнозирования состоит из следующих этапов: • определение состава основных характеристик объекта управле • определение состава факторов, влияющих на изменение основ • исследование корреляционных или функциональных связей • определение закономерностей и тенденций изменения факто • вычисление тенденций изменения характеристик объекта управ • сопоставление тенденций изменения прогнозируемых характе • оценка возможных инновационных нововведений в развитии • обоснование количественных и качественных результатов про В качестве показателей качества процессов и результатов прогнозирования могут применяться: • полнота учета факторов, оказывающих влияние на тенденции • наличие установленных функциональных или корреляционных • наличие вариантов прогноза и уровень разброса его результатов; Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
• оценка ошибки прогноза; • уровень достоверности прогноза. С целью достижения установленных характеристик прогноза его организаторы должны подвергнуть анализу методику прогнозирования и принять решение, возможно ли с использованием данной методики получить обоснованные результаты. Разработка стратегических, тактических и оперативных планов. Стратегическое планирование представляет собой набор решений, которые определяют долгосрочные перспективы развития организации или вида деятельности и достижение долгосрочных целей. Долгосрочный перспективный план определяет, исходя из сильных и слабых сторон организации, изменения в характере деятельности, видах и источниках ресурсов, адаптацию организации к внешней среде и изменения во внутренней структуре. Стратегический план придает организации определенность и индивидуальность, что позволяет ей осуществлять целенаправленную кадровую и экономическую политику. С целью реализации стратегических (долгосрочных) планов разрабатываются более конкретные тактические (среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы. Основой для разработки планов организации и ее подразделений являются результаты прогнозирования, установки вышестоящих организаций (подразделений) и решение проблем несоответствия результатов деятельности установленным требованиям. Характеристики, включаемые в планы, могут иметь конкретные абсолютные или относительные значения — индикаторы изменения. Широкое распространение получили различные модели планирования и принятия управленческих решений (математические, аналоговые, физические и др.). Это обусловлено тем, что модели позволяют упростить сложные проблемы в реализации функций управления и получать более объективные варианты решений. Наибольшее распространение получили модели теории игр, теории очередей, управления запасами, модели линейного программирования, имитационные модели, модели экономического анализа и др. Необходимо обратить внимание, что любые планы должны быть, прежде всего, комплексными и сбалансированными. В планах должны найти место задания по систематической актуализации политики организации в области своей деятельности. Для этого должен быть предусмотрен периодический анализ удовлетворенности потребителя с точки зрения профессиональных стандартов и этики коммерческого взаимодействия, разработка мер по повышению качества продукции и услуг, учитывающих возрастающие требования общества и непосредственного потребителя и необходимость повышения эффективности деятельности. Это предполагает необходимость учета при разработке стратегических, тактических и оперативных планов развития объекта управления следующих условий: • целенаправленность плана; • обеспечение сбалансированности всех элементов деятельно • реальность плана. Качество ведомственных (в частности, таможенных) стратегических, тактических и оперативных планов может определяться на осно-пс следующих показателей: • соответствие значений планируемых показателей таможенной • уровень влияния на обеспечение конкурентоспособности на • планируемая полнота сборов таможенных платежей, выражен • планируемый уровень защиты населения и природной окружа • организационный и технический уровень технологий реализа Планирование детальности таможенных органов. В таможенных ор-гинах в результате планирования вырабатываются организационные начала предстоящей деятельности. В ходе планирования определяются цели повседневной деятельности и (или) направления модер-шпации (развития) таможенных органов; определяются задачи и разрабатываются методы достижения поставленных целей; планируются мероприятия, темп движения к поставленным целям и материальные источники, обеспечивающие это движение. Планирование деятельности таможенных органов предполагает решение следующих типовых задач: выработка цели, прогнозирование, Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельностью...
моделирование и программирование. Перечисленные задачи решаются на всех уровнях управления таможенными органами и соответствуют установившимся циклам их функционирования (деятельности) и рассматриваемому плановому периоду (стратегическому (перспективному) периоду, текущему (годовому, квартальному и месячному) периоду и оперативному (суточному) периоду). При планировании деятельности таможенных органов широко применяются разнообразные планы и процедуры планирования. Таможенные органы выполняют различные виды деятельности. Задачи, решаемые ими, требуют неодинакового времени, ресурсов, различны по уровню компетенции. Поэтому в своей деятельности таможенные органы используют не один вид планов, а систему (рис. 13.4). В зависимости от уровня и горизонта планирования и от того, как сочетаются замысел и средства его достижения, различают: • стратегические планы (разрабатывает центральный аппарат • тактические планы (разрабатывают РТУ); • оперативные планы (разрабатывают таможни, таможенные по • планы совместной работы и личные планы (разрабатывают ру При формировании стратегии методы достижения цели рассматриваются довольно обобщенно. Такой подход дает большую свободу действий и предполагает разные тактические варианты достижения главной цели. Стратегические цели являются прерогативой ФТС России и имеют, как правило, долгосрочный горизонт планирования. Они формулируются в первую очередь. Стратегий может быть несколько, они могут реализовываться одновременно в различных сферах и областях, например в области подготовки кадров, организации и технологии таможенного оформления и контроля товаров, оптимизации системы таможенных органов. Сложность состоит в определении приоритетов целей. Затем вырабатываются среднесрочные и краткосрочные цели для обеспечения долгосрочных целей. Тактикой называют краткосрочные стратегии. Тактику разрабатывают в развитие системы. В то время как стратегия почти всегда разрабатывается на высших уровнях руководства, тактика часто вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Тактика рассчитана на более короткий отрезок времени, чем стратегия. Результаты стратегии могут быть полностью отражены только по
истечению нескольких лет, тактические результаты, как правило, про-ннлиются очень быстро и легко соотносятся с конкретными действиями и средствами их достижения. Долгосрочные цели по основным направлениям таможенного дела отражают стратегический план развития таможенной службы (например, стратегия ФТС России, целевая программа развития (модерниза- Раздел III. Управление таможенной деятельностью Глава 13. Функциональный подход к управлению деятельноостью...
ции) таможенных органов и т. п.). Формирование долгосрочных (стратегических) целей согласовывается с разработкой концепций. При этом под концепцией развития следует понимать систему взглядов на будущее состояние и роль таможенной службы, единый определяющий замысел ее развития. Стратегический план — это система мероприятий, направленных на реализацию концепции развития таможенной службы. Тактический план развивает идею стратегического плана, дополняет систему его мероприятий конкретными заданиями, показателями необходимых ресурсов. В нем установлены сроки исполнения мероприятий и ответственные службы, обозначен ожидаемый эффект. Одним из стратегических направлений развития таможенных органов в современных условиях является повышение роли таможенной службы как регулятора внешней торговли. Оперативные планы разрабатываются в таможнях (в том числе тыловых) и региональных таможенных управлениях. Как правило, по времени они приближены к событию. Это могут быть планы закупки предметов снабжения, планы проведения текущего или капитального ремонта, планы размещения заказов на производство технических средств таможенного контроля и их поставки. В зависимости от длительности периода, в течение которого пред • долгосрочными (5 и более лет); • среднесрочными (от 1 до 5 лет, обычно 2—3 года); • текущими (до I года). В зависимости от характера решаемых задач в системе ФТС России разрабатываются:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3960; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |