Железнодорожный транспорт — универсальный вид транспорта для обслуживания отраслей хозяйства и удовлетворения потребности населения в перевозках вне зависимости от погоды, климатических условий и времени года наиболее развит в России. По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. Используют железнодорожный транспорт для перевозки массовых недорогих грузов, в том числе сырьевых ресурсов. В пассажирских перевозках его используют прежде всего на средних расстояниях и в пригородном сообщении.
Особенности и достоинстважелезнодорожного транспорта
Недостатки железнодорожного транспорта
Высокая пропускная и провозная способности
Ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее
Низкие энергозатраты
Высокая первоначальная стоимость основных фондов
Надежность работы благодаря независимости от климатических условий, сезона и времени суток, что обеспечивает бесперебойную перевозку грузов в любое время года
Высокая металлоемкость
Возможность сооружения путей на любой территории, в том числе водной при наличии железнодорожных
паромов
Зависимость от географического расположения территорий, что затрудняет создание непрерывной сети для перевозок
Возможность непосредственной связи с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных отраслей экономики, что позволяет организовать систему доставки «от двери до двери»
Необходимость переформирования поездов по пути следования
Массовость перевозок дешевых
сырьевых ресурсов в сочетании с
низкой себестоимостью
Относительно высокая скорость
доставки, особенно на большие
расстояния
Более короткий путь по сравнению с водными видами транспорта
Автомобильный транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.
Автомобильный транспорт наиболее массовый для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности — перевозка грузов различной стоимости как в прямом, так и в мультимодальном (смешанном) сообщении, где он выполняет обычно подвозящую роль.
Автомобильный транспорт широко используют для перевозки специфических грузов, в том числе скоропортящихся, где сроки сбора грузов для отправки и сроки их перевозки должны быть минимальными, или крупногабаритных тяжеловесных, ограничения по которым несколько проще устранимы, чем на железной дороге.
Особенности и достоинстваавтомобильного транспорта
Недостатки автомобильноготранспорта
Маневренность, мобильность, большая подвижность
Большая себестоимость единицы продукции
Доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до двери» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следования
Большие топливо- и энергоемкость, металлоемкость
Автономность движения единицы транспортного средства
Низкая производительность единицы подвижного состава
Высокая скорость доставки
Наибольшая трудоемкость, так как на единицу подвижного состава требуется 1 — 2 водителя
Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения
Зависимость от качества дорожной сети и ее сооружений
Возможность определенной регулярности, ритмичности
Значительное загрязнение окружающей среды
Более короткий путь следования по сравнению с естественными путями водного транспорта
Внутренний водный (речной) транспорт — один из старейших видов транспорта, особое значение имеет для регионов, прилегающих к рекам, и тех регионов, где низка плотность железных и автомобильных дорог.
Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении).
Особенности и достоинствавнутреннего водного транспорта
Недостатки внутреннего водноготранспорта
Высокая провозная и пропускная способность глубоководных путей
Сезонность работы: на юге России примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере — 120 — 150 дней из-за ледостава; в других странах сезон длится дольше благодаря более мягким климатическим условиям
Сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % дешевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевозка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз)
Невысокая скорость судов и большие сроки доставки грузов
Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на железнодорожном транспорте и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте
Разобщенность речных бассейнов
Высокая производительность
Использование рек в естественном состоянии, характеризуемом неравномерностью глубин, извилистостью пути и др.
Меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транспорт (примерно в 10 раз)
Необходимость углубления фарватера для прохода судов большей
грузоподъемности
Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности
Применение специальной техники для продления сроков навигации
Необходимость строительства гидротехнических сооружений
Возможное воздействие воды и испарений, а также качки на грузы, что требует более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств
Расформирование команды по окончании периода навигации
Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий перевозку грузов и пассажиров морскими судами на внутренних и международных линиях.
Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск, Таганрог, Туапсе; на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом — Архангельск; на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.
Особенности и достоинстватрубопроводного транспорта
Недостатки трубопроводноготранспорта
Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота
Довольно низкие скорости
(для грузовых судов 18...20 узлов)
Низкая себестоимость перевозки
Некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.
Незначительные затраты энергии (топлива) благодаря ровности пути
Ограниченное применение в прямом сообщении
Высокая производительность
Необходимость строительства дорогостоящих портовых хозяйств с высоким уровнем механизации
Практически неограниченная
пропускная способность
Невысокая эффективность при использовании малого каботажа
Высокий уровень механизации
перегрузочных работ
Возможные экологические проблемы при перегрузке грузов и обработке судов, особенно вне пределов порта
При использовании большого каботажа в несколько раз эффективнее
железнодорожных перевозок
Агрессивность морской воды и качка, что требует более тщательного отношения к сохранности груза и его упаковке и более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств, особенно для работы в открытых морях и океанах
Воздушный транспорт используют преимущественно для перевозки пассажиров на средние и дальние расстояния и лишь для отдельных видов грузов. Роль его повышается при недостаточной обеспеченности отдельных регионов транспортом или при его отсутствии. Объем грузовых перевозок незначительный, номенклатура ограничена.
Особенности и достоинствавоздушного транспорта
Недостатки воздушноготранспорта
Высокая скорость доставки грузов и пассажиров
Высокая себестоимость перевозок, делающая данный вид транспорта неэффективным для перевозки грузов
Маневренность и оперативность, особенно при открытии новых линий
Зависимость от погодно-климатических условий и работы
наземных служб по безопасности движения
Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотока
удаленность аэропортов от мест
приема груза
Передислокация для помощи другим видам транспорта в случае аварий на них
Высокая сохранность груза в пути при более простой таре и упаковке
Более низкие размеры страхования груза в пути
Большая беспосадочность перелетов (до 10000 км)
Кратчайший путь следования
Экономия общественного времени благодаря ускоренной перевозке на большие расстояния
Неограниченные провозные возможности (ограничивается только мощностью аэропорта, как пункта приема-отправки)
Относительно небольшие капиталовложения (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем в железнодорожный путь)
Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ.
Особенности и достоинства трубопроводного транспорта
Прокладка трубопроводов возможна на земле и над землей; под водой; на
болотистых местах и участках вечной мерзлоты
Неограниченность объемов перекачки
Полная сохранность качества и количества грузов благодаря полной герметизации труб и специальных насосных и охлаждающих станций
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду
Высокий уровень автоматизации операций по сливу-наливу и перекачке
Самая низкая себестоимость перевозки грузов
Эффективность на любых расстояниях
Самая высокая производительность труда, что связано с небольшой
Численностью обслуживающих работников
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление