Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика основных видов транспорта




Железнодорожный транспорт — универсальный вид транспорта для обслуживания отраслей хозяйства и удовлетворения потреб­ности населения в перевозках вне зависимости от погоды, климатических условий и времени года наиболее развит в России. По протяжённости железнодорожного полотна (86 тысяч км, половина из которых электрифицирована) Россия находится на втором месте после США. Используют железнодорожный транспорт для перевозки массо­вых недорогих грузов, в том числе сырьевых ресурсов. В пассажир­ских перевозках его используют прежде всего на средних рассто­яниях и в пригородном сообщении.

Особенности и достоинства железнодорожного транспорта Недостатки железнодорожного транспорта
Высокая пропускная и провозная способности Ограниченная маневренность из-за «привязки» к колее
Низкие энергозатраты Высокая первоначальная стоимость основных фондов
Надежность работы благодаря независимости от климатичес­ких условий, сезона и времени суток, что обеспечивает беспере­бойную перевозку грузов в любое время года Высокая металлоемкость
Возможность сооружения путей на любой территории, в том числе водной при наличии железнодорожных паромов Зависимость от географического расположения территорий, что затрудняет создание непрерывной сети для перевозок
Возможность непосредственной связи с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями различных отраслей эко­номики, что позволяет организовать систему доставки «от двери до двери» Необходимость переформирования поездов по пути следова­ния
Массовость перевозок дешевых сырьевых ресурсов в сочета­нии с низкой себестоимостью  
Относительно высокая скорость доставки, особенно на боль­шие расстояния  
Более короткий путь по сравнению с водными видами транс­порта  

Автомобильный транспорт — вид транспорта, осуществля­ющий перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым путям с использованием колесного движителя.

Автомобильный транспорт наиболее массовый для перевозки пассажиров и грузов на короткие и средние расстояния. Основная сфера его деятельности — перевозка грузов различной стоимости как в прямом, так и в мультимодальном (смешанном) сообщении, где он выполняет обычно подвозящую роль.

Автомобильный транспорт широко используют для перевозки специфических грузов, в том числе скоропортящихся, где сроки сбора грузов для отправки и сроки их перевозки должны быть минимальными, или крупногабаритных тяжеловесных, ограниче­ния по которым несколько проще устранимы, чем на железной дороге.

 

Особенности и достоинства автомобильного транспорта Недостатки автомобильного транспорта
Маневренность, мобильность, большая подвижность Большая себестоимость единицы продукции
Доставка грузов и пассажиров по принципу «от двери до две­ри» без дополнительных перегрузок или пересадок в пути следо­вания Большие топливо- и энергоемкость, металлоемкость
Автономность движения единицы транспортного средства Низкая производительность единицы подвижного состава
Высокая скорость доставки Наибольшая трудоемкость, так как на единицу подвижного состава требуется 1 — 2 водителя
Широкая сфера применения по территориальному признаку, видам груза и системам сообщения Зависимость от качества дорожной сети и ее сооружений
Возможность определенной регулярности, ритмичности Значительное загрязнение окружающей среды
Более короткий путь следования по сравнению с естествен­ными путями водного транспорта  

Внутренний водный (речной) транспорт — один из старейших видов транспорта, особое значение имеет для регионов, прилега­ющих к рекам, и тех регионов, где низка плотность железных и автомобильных дорог.

Внутренние речные судоходные пути России составляют 80 тысяч километров. Удельный вес внутреннего водного транспорта в общем грузообороте составляет 3,9 %. Основным в России является Волго-Камский речной бассейн, на который приходится 40 % грузооборота речного флота. В Сибири основные реки — Енисей, Лена, Обь и их притоки. Все они используются для судоходства и сплава леса, перевозки продовольствия и промышленных товаров в отдалённые регионы. Значение сибирских речных путей весьма значительно, вследствие неразвитости железных дорог (особенно в меридиональном направлении).

 

 

Особенности и достоинства внутреннего водного транспорта Недостатки внутреннего водного транспорта
Высокая провозная и пропускная способность глубоководных путей Сезонность работы: на юге России примерно 240 дней из-за обмеления рек, на севере — 120 — 150 дней из-за ледостава; в дру­гих странах сезон длится дольше благодаря более мягким климатиче­ским условиям
Сравнительно низкая себестоимость (суммарно на 30 % де­шевле себестоимости железнодорожного транспорта, но перевоз­ка нефти в 3 раза дешевле, леса — в 5 раз) Невысокая скорость судов и большие сроки доставки грузов
Удельный расход топлива в 4 раза меньше, чем на железнодо­рожном транспорте и в 15 — 20 раз меньше, чем на воздушном транспорте Разобщенность речных бассейнов
Высокая производительность Использование рек в естественном состоянии, характеризу­емом неравномерностью глубин, извилистостью пути и др.
Меньшие капиталовложения, чем в железнодорожный транс­порт (примерно в 10 раз) Необходимость углубления фарватера для прохода судов боль­шей грузоподъемности
Меньшая металлоемкость на 1 т грузоподъемности Применение специальной техники для продления сроков на­вигации
  Необходимость строительства гидротехнических сооружений
  Возможное воздействие воды и испарений, а также качки на грузы, что требует более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств
  Расформирование команды по окончании периода навига­ции

Морской транспорт — вид транспорта, осуществляющий пере­возку грузов и пассажиров морскими судами на внутренних и международных линиях.

Этому виду транспорта принадлежит главная роль в межгосударственном грузообороте. Важность морского транспорта для России определяется её положением на берегах трёх океанов и протяжённостью морской границы 42 тысячи километров. Основные порты: на Чёрном море — Новороссийск, Таганрог, Туапсе; на Балтийском — Санкт-Петербург, Калининград, Балтийск, Выборг; на Баренцевом — Мурманск; на Белом — Архангельск; на Японском — Ванино, Владивосток, Находка, Порт Восточный.

 

Особенности и достоинства трубопроводного транспорта Недостатки трубопроводного транспорта
Возможность обеспечения массовых межконтинентальных перевозок внешнеторгового оборота Довольно низкие скорости (для грузовых судов 18...20 узлов)
Низкая себестоимость перевозки Некоторая зависимость от климатических условий: сильных туманов, ледоставов в устьях портов и др.
Незначительные затраты энергии (топлива) благодаря ров­ности пути Ограниченное применение в прямом сообщении
Высокая производительность Необходимость строительства дорогостоящих портовых хо­зяйств с высоким уровнем механизации
Практически неограниченная пропускная способность Невысокая эффективность при использовании малого кабо­тажа
Высокий уровень механизации перегрузочных работ Возможные экологические проблемы при перегрузке грузов и обработке судов, особенно вне пределов порта
При использовании большого каботажа в несколько раз эф­фективнее железнодорожных перевозок Агрессивность морской воды и качка, что требует более тща­тельного отношения к сохранности груза и его упаковке и более сложных конструкций грузовых отсеков и транспортных средств, особенно для работы в открытых морях и океанах

Воздушный транспорт используют преимущественно для пере­возки пассажиров на средние и дальние расстояния и лишь для отде­льных видов грузов. Роль его повышается при недостаточной обеспеченности отдельных регионов транспортом или при его от­сутствии. Объем грузовых перевозок незначительный, номенкла­тура ограничена.

 

Особенности и достоинства воздушного транспорта Недостатки воздушного транспорта
Высокая скорость доставки грузов и пассажиров Высокая себестоимость перевозок, делающая данный вид транспорта неэффективным для перевозки грузов
Маневренность и оперативность, особенно при открытии но­вых линий Зависимость от погодно-климатических условий и работы на­земных служб по безопасности движения
Возможность быстрой передислокации подвижного состава при изменении пассажиропотока удаленность аэропортов от мест приема груза
Передислокация для помощи другим видам транспорта в слу­чае аварий на них  
Высокая сохранность груза в пути при более простой таре и упаковке  
Более низкие размеры страхования груза в пути  
Большая беспосадочность перелетов (до 10000 км)  
Кратчайший путь следования  
Экономия общественного времени благодаря ускоренной пе­ревозке на большие расстояния  
Неограниченные провозные возможности (ограничивается только мощностью аэропорта, как пункта приема-отправки)  
Относительно небольшие капиталовложения (на 1 км пути примерно в 30 раз меньше, чем в железнодорожный путь)  

Трубопроводный транспорт отличается от остальных видов транспорта тем, что он не полностью соответствует понятию «транспорт», так как подвижной состав и специально приспособ­ленные под него пути сообщения совмещены в одно понятие «трубопровод». Развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 50-х гг. XX века. Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ.

 

Особенности и достоинства трубопроводного транспорта
Прокладка трубопроводов возможна на земле и над землей; под водой; на болотистых местах и участках вечной мерзлоты
Неограниченность объемов перекачки
Полная сохранность качества и количества грузов благодаря полной герметизации труб и специальных насосных и охлажда­ющих станций
Отсутствие отрицательного воздействия на окружающую среду
Высокий уровень автоматизации операций по сливу-наливу и перекачке
Самая низкая себестоимость перевозки грузов
Эффективность на любых расстояниях
Самая высокая производительность труда, что связано с не­большой Численностью обслуживающих работников
Независимость от климатических условий
Непрерывность процесса перекачки
Небольшие капитальные вложения



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 7333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.