КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Поведение человека в фирме
СНОСКИ Компании, которые добились выдающихся результатов, против компаний, которые мы отобрали для сравнения
[1] Одна из ведущих консалтинговых фирм. [2] Built to Last - книга Джима Коллинза и Джерри Порраса, которая принесла им известность. [3] Описание того, как были построены графики 1. А и 1.В, находится в примечаниях к первой главе и в конце книги.(Прим. автора.) [4] Эта группа компаний называется comparison companies, в переводе компании, которые использовались для сравнения, и компании прямого сравнения. [5] Good-to-great - оригинальный термин автора. Дословно переводится "от хорошего к великому", но в тексте употребляется в качестве прилагательного. В книге используются следующие варианты перевода: добившиеся выдающихся результатов, великие и совершившие переход от хорошего к великому. [6] Взвешенные по объему, см. также примечание автора в конце главы. [7] Расчет доходности по акциям, использованный в этой книге, производится па основе совокупной доходности акций с учетом реинвестирования дивидендов и с поправкой на дробление акций. Средний показатель по рынку (или просто "рынок") относится ко всем акциям, которые обращаются на Нью-Йоркской Фондовой бирже, Американской Фондовой бирже и NASDAQ. Ссылки на источники данных и методология расчетов приведены в комментариях к первой главе. (Прим, автора.) [8] Lewis and Clark - руководители первой сухопутной экспедиции (1804-1806) на Западное побережье США. [9] Публикуемый ежегодно журналом Fortune список 500 крупнейших (по рыночной стоимости и обороту) в мире компаний. [10] Отношение совокупной доходности по акциям к среднему показателю по рынку. [11] Информация о компаниях приводится далее по тексту, а также в приложениях. [12] Disciplined в английском имеет несколько коннотаций: тренированный, обученный, самоконтролирующийся, дисциплинированный, послушный. [13] Джордж Паттон (1920-1991), генерал, командующий танковыми войсками в Европе во время высадки союзнических сил. Отличался железной волей и любовью к железной дисциплине. [14] Сельхозкомпания в США. [15] Профессиональный жаргон инвестиционных банкиров, продажа акций менеджерами с большой премией и потеря контроля над компанией называется «катапультироваться на золотом парашюте» [16] Профессиональный жаргон финансистов [17] Кумовство, блат. [18] Пробка (англ.). [19] Традиционно в США, помимо лекарств, аптеки предлагают широкий ассортимент товаров, которые включают продовольствие, косметику, галантерею и т.д. [20] MBA (Master of Business Administration) - степень магистра управления, хотя и не обязательная, но очень желательная для получения руководящей должности в США, в меньшей степени в Европе. [21] Cutting Edge. [22] Восходящие звезды. [23] Breaking the Bank. [24] Игра слов: «Уэльсовцы в Банке Америка» или «"хорошисты" Америки». [25] Профессиональный жаргон, кредит «под водой» значит кредит, который не приносит прибыли. [26] Имеется в виду, если вы хотите, например, избавиться от проблемных подразделений, продав их. [27] The hall of the wizards of was. Игра слов, аллюзия на название известной книжки The Wizard ofOz, «Волшебник страны Оз». [28] Золотой ключ. [29] Хочу напомнить, что это было начало 1970-х, то есть за 10 лет до того, как идея «первый, второй или никакой» стала популярной в бизнесе. Kroger, как и все великие компании, разрабатывала свои идеи на основе реальных фактов, а не тенденций или моды, которые устанавливали другие. Интересно, что больше половины великих компаний выдвинули свою версию идеи «первый, второй или никакой» за годы до того, как это вошло в моду у менеджеров. (Прим, автора.) [30] Conglomerateur - от английского conglomerate, па французский манер, то есть создатель или любитель конгломератов [31] В английском your asset and liability - ваш актив и пассив (в бухгалтерском деле и психологии). [32] Американская корпорация по атомной энергии. [33] Сверкающий зонд, [34] Препарат, который выпускала компания. [35] Short Pay. [36] Для более детального ознакомления с методом «красных флажков» см. статью "Turning Goals into Results: The Power of Catalytic Mechanisms", Harvard Business Review, July-August, 1999. (Прим. автора.) [37] Выносливость. [38] Международный комитет по изучению жертв различных обстоятельств. [39] «Человек стоимостью в шесть миллионов долларов». [40] Аллюзия на фильм «Бангкок-Хилтон». Так называют современную тюрьму в Бангкоке, которая в годы II мировой войны служила японским лагерем для военнопленных, среди которых были англичане и американцы, в том числе и один из героев фильма. [41] «Ф» — шестая по счету буква английского алфавита, «с» (си) читается как «к» в определенных случаях, замена позволила разместить все 26 букв в 25 комбинациях. [42] Nosce teipsum - лат., познай самого себя. Эти слова на греческом бьши высечены над входом в храм Аполлона Дельфийского. Выражение приписывается Фалесу. [43] Drive-through pharmacies, то есть в которые можно «ходить» за лекарствами и другими товарами на автомобиле, подобно некоторым ресторанам McDonald's, где еда подается прямо в машину.
[44] Ключевая компетенция (core competence) - концепция, призванная служить ос новой для развития стратегии компании, была выдвинута С К Прахаладом и Г Ха-мелом (S К Prahalad, G Hamel) в их книге Core competence of the corpoiation [45] Имеется в виду американский футбол [46] Принятое в фармацевтической отрасли название для лекарств по рецепту. [47] 4S model: Service, Selection, Savings, Satisfaction - сервис, выбор, экономия, удовлетворение. [48] 4S model: Service, Selection, Savings, Satisfaction - сервис, выбор, экономия, удовлетворение. [49] «Продукт-убийца». [50] Barbarians at the Gate. [51] Уход за растениями обычно осуществляют независимые компании, а не сами сотрудники или уборщицы. [52] Breaking The Bank. [53] Американская почта. [54] К. Iverson, Plain Talk. [55] Cnsis in Bethlehem [56] В США врачи выписывают лекарства, имея в виду определенную аптеку. [57] Понятие «наращивание потенциала и стремительный рост (прорыв)» ввел Дэвид С. Ландес в книге The Wealth and Poverty of Nations: Why Some are so Rich and Some so Poor («Богатство и нищета наций: почему одни так богаты, а другие так бедны" W.W. Norton & Company, 1998). Ландес пишет: «Вопрос имеет две стороны. Во-первых, почему и как страны порывают с привычным и удобным мышлением и переходят к этому новому способу производства? Обращаясь к первому, я бы выделил этап наращивания потенциала - аккумуляции знаний и ноу-хау, а затем этап стремительного роста (прорыва), когда барьер преодолен». Прочитав этот параграф, мы заметили, что он применим к нашему исследованию, и решили использовать эту терминологию, описывая великие компании. (Прим, автора.) [58] «Голубые планы». [59] BHAG - читается "бихаг", аббревиатура от Big Hairy Audacious Goal - "большие, волосатые, наглые цели" - термин, введенный автором в его предыдущей книге, характеризует цели и задачи компании, которые должны направлять деятельность всех сотрудников на всех уровнях. [60] Institute of Electric and Electronic Engineering - Институт электротехнического и электронного инжиниринга. [61] The HP Way. HP ' Hewlett-Packard. [62] См. Коллинз и Поррас. Построенные навечно: успех компаний, обладающих видением будущего. Harper Business, 1994. [63] Включает систему ценностей и главный смысл. [64] Great в английском имеет несколько значений' огромный, великий, значительный [65] Rita Ricardo-Campbell, Resisting Hostile Takeovers. Praeger Publishers, 1997 [66] Scott Paper была выбрана, поскольку являлась непосредственным конкурентом на момент начала преобразований. [67] Inland набрала больше очков только в категории возраста. Bethlehem набрала больше очков в тесте на консервативность и проверочном тесте, поэтому была выбрана Bethlehem. [68] Количество лет с момента начала роста до пика роста, затем доходность по акциям этих компаний начинает падать относительно рынка. [69] Когда коэффициент доходности акций по отношению к рынку меньше 1,0, это означает снижение доходности акций по отношению к рынку. Например, если коэффициент равен 0,20, то на каждый доллар, который вы инвестируете в компанию, вы получаете на 80% меньше, чем если бы вы инвестировали в рынок за тот же период. [70] Данные для Rubbermaid 7,17 за годы после пика, когда компанию купили. [71] Рассчитано следующим образом: для каждой компании, которая добилась выдающихся результатов, рассчитали коэффициент доходности по акциям относительно рынка с момента преобразований на 8,125 лет (8,125 -средний период роста доходности но акциям несостоявшихся великих компаний), и затем рассчитали средний показатель для одиннадцати компаний, которые добились выдающихся результатов, для периода Т + 8,125. (Инвестируйте $1 в рынок и компанию на момент преобразований и продайте акции в Т + 8,125.) [72] Рассчитано следующим образом: для каждой выдающейся компании, рассчитали коэффициент доходности по акциям относительно рынка с момента Т + 8,125 до Т + 18,125 и средний для одиннадцати компаний ил момент Т + 18,125. (Инвестируйте $1 в рынок и компанию на момент Т -I 8,125 и продайте акции в Т + 18,125). Если данные по компании заканчиваются до Т + 18,125, используйте последний средний показатель. Для Wells Fargo был использован последний показатель перед слиянием компании с Norwest в 1998 (30.10.88). [73] «Продажа» подразделений также включает в себя превращение подразделений в независимые бизнес-единицы, т е вывод из состава ма геринскои компании [74] Ссудно-сберегательная ассоциация была признана как наиболее близкий для Fannie Мае виддеятельности. [75] Philip Morris с 1972, так как более рлнние данные S&P отсутствуют.
1.1.Участники в фирме и социальные институты включения человека
Основа кадрового менеджмента - иерархические отношения между собственником и наемным работником. Долгое время эти отношения строились на личной преданности работника, т. е. происходило использование работника в целях фирмы. Сейчас эти отношения усложнились. 3 существенные причины усложнения иерархических отношений: 1. Размытость понятия «собственник»: акционерная собственность помешала (значительное количество собственников) 2. Профессионализация управления в фирме – усложнение производства повлекло за собой усложнение управленческих функций, что привело к обособлению кадровых функций (кадровых менеджеров) 3. Активизация общественных организаций (по защите прав наемных работников)
Участники фирмы: 2 категории участников: 1.те, кто вырабатывает управленческое решение 2.те, кто реализует это решение
1. Внутренние (прямые или непосредственные) участники: · Собственники · Наемные работники Управленцы (менеджеры различного звена) Непосредственные работники/исполнители 2. Внешние: · Деловые партнеры (клиенты, поставщики, соисполнители, финансовые партнеры – банки, страховые компании) · Профсоюзы · Власть (СЭС, пожарники, санэпид и т. д.) · Саморегулирующие организации
Социальные общественные институты – совокупность формальных и неформальных правил включения человека в организацию Социальный институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов и норм, регулирующих различные сферы человеческой деятельности. Формальные правила – регулируются правовой системой общества Неформальные правила – вызваны традициями.
Собственник: Его положение определяется правом собственности на средства производства (закреплено в учредительных документах). Прямой механизм реализации права собственности: собственник лично может возглавлять фирму, но он делегирует права и обязанности менеджерам. Опосредованный механизм – через выборные органы (положение работника определяется индивидуальным или коллективным трудовым договором или контрактом).
Внутрифирменная (корпорративная) культура – признаваемая и поддерживаемая всеми участниками фирмы система ценностей и норм поведения как внутри фирмы, так и по отношению к внешней среде.
Интерес – осознанная потребность Потребности => осознание => интерес => поведение => цели и обратно
Экономический интерес собственника к фирме – получение максимального дохода. Наемного работника – зарплата, занятость, самореализация (но все это ограничено интересами собственника и фирмы – успешная деятельность). Партнера - собственный успех, стабильная работа
Внешние факторы, препятствующие удовлетворению интересов наемного работника: Макроэкономический процесс Отраслевые особенности для фирмы (производство, наука, культура и т. д.) Технологическая особенность фирмы Культура производства Внутренние факторы: Общественное признание (общественная полезность) Продвижение и карьера
Основа поведения человека – социальный статус и внутрифирменное разделение труда. Внутрифирменное разделение труда предполагает горизонтальное разделение труда и вертикальное. Горизонтальное - выделение из общей функциональной деятельности работников отдельных функций и отдельных видов работ, т. е. делегирование прав и обязанностей по отдельным видам работ, т. е. делит на профессии. Вертикальные – делит всех работников фирмы на руководителей и подчиненных.
Преимущества внутрифирменного разделения труда · Возможность наилучшим способом использовать природные данные человека · Максимальное развитие профессиональных навыков · Минимальные затраты на подготовку/переподготовку специалистов · Более полная реализация управленческих функций Недостатки внутрифирменного разделения труда: · Сложность координации управленческого процесса · Снижение содержательности труда работника · Снижение мотивированности работника
Выгода лишь экономическая, а недостатки социальные: формирование «частичного» работника (нет мотивации и неквалифицированный).
Профессия – устойчивая и признанная совокупность общих и специальных знаний, умений и опыта, образующих круг обязанностей работника. Профессия – вид деятельности, которое предопределяет экономическое существование человека.
Профессия характеризуется: 1. содержанием 2. необходимыми профессиональными знаниями 3. необходимым уровнем знаний (квалификацией) 4. необходимым опытом (стаж)
2 показателя, характеризующий кадровый потенциал фирмы: 1. Профессионально-квалификационный состав - ПКС 2. Профессиональная дисперсия - ПД
Профессионально-квалификационный состав - ПКС За рубежом выделяю 3 типа ПКС: · Работники квалифицированного труда · Полу квалифицированного · Неквалифицированного труда
В Советское время: · Высоко квалифицированного труда · Квалифицированного труда · Мало квалифицированного труда · Неквалифицированного труда
ПКС используется для: · Составления штатного расписания · Выбора типа управленческого воздействия (социально-психологические, информационные и т.д.) · Выбора организационной структуры фирмы и ее управления · Выбора методов и принципов стимулирования и мотивации работников
Более квалифицированный труд требует более дорогих форм оценки труда; более мягких форм мотивации (социально-психологических); он менее поддается формализации.
Профессиональная дисперсия - ПД Этот показатель отражает степень рассеивания работников по различным профессиям. Позволяет более точно характеризовать внутрифирменное разделение труда. В основе – качественный анализ. Рассчитывается как количество профессий на 1000 работников. Невысокая ПД необходима для невысокой управляемости компании.
Способы снижения ПД: 1. Санация – вывод за рамки фирмы экономически неэффективных, непрофильных и социальных видов деятельности, 2. Межфирменная кооперация 3. Укрупнение рабочих мест – функциональное (вертикальное) и исполнительское (горизонтальное) расширение обязанностей работников
Характеристика целей управления персоналом
Цели: 1. Обеспечение фирмы кадрами 2. Эффективное использование работников 3. Консолидация интересов участников фирмы
Цель 1.Обеспечение фирмы кадрами 1. Стабильность 2. Текучесть 3. флексибилазация Условия стабильности: · Улучшение условий труда · Повышение квалификации · Рост заработной платы
Показатель стабильности кадров – отношение количества работников, проработавших более 1 года к общей среднесписочной численности работников.
Показатель стабильности используется в целях анализа кадровой динамики и рассчитывается: · По фирме в целом · По отдельным структурным подразделениями · По отдельным профессионально-квалификационными группами работников
Недостататки показателя стабильности: 1. Этот показатель – статичен, нет ретроспективы 2. Не однозначен как таковой, т. к. кадровая стабильность может оказаться кадровым застоем (неадекватная мотивация, неэффективная деятельность и т. д.) 3. Неопределенность показателя
Факторы, связанные с текучестью кадров: · Издержки (по поиску нового работника и по заработной плате) · дестабилизация (производственная, организационная, экономическая) Эти факторы не допускают текучесть кадров.
Основные причины текучести кадров: · внутренние перемены в фирме (технологические, организационные, конъюнктурные) · институциональные перемены жизни работника (призыв в Вооруженные силы, выход на пенсию, поступление в вуз, перемена места жительства) · неудовлетворенность работника (уровень оплаты, условия, режим труда, невозможность повышения квалификации и служебного роста, отношение в коллективе) · несоответствие работника требованиям фирмы (низкая квалификация, нарушение трудовой дисциплины, невыполнение своих обязанностей)
Показатель текучести кадров – количество работников, уволенных или уволившихся к среднесписочной численности работников за одинаковый период
Нужно уменьшать текучесть и повышать стабильность в фирме. Если текучесть до 3-5% - это нормально, а если 10 - 15% - то это очень плохо.
Флексибилизация - способность фирмы с наименьшими затратами приспосабливать трудовой ресурс к изменениям, вызванных внешней и внутренней средой Флексибилизация достигается за счет: · Гибкой оплаты труда · Гибкого использования кадров
Гибкое использование кадров достигается за счет 2 мероприятий: · Функциональная гибкость кадров – расширение диапазона квалификации работника; блочная организация трудового процесса · Гибкого найма (для этого необходима начальная сегментация трудового рынка) Кадровое ядро – стабильная часть персонала фирмы (полезность из-за увеличения уровня профессиональных знаний, опыта, квалификации + высокие затраты на подготовку такого персонала – индивидуальные инвестиции фирмы + комплементарные отношения) Особая форма найма таких сотрудников – прочный трудовой контракт + полноценное социальное обеспечение работников
Элементы кадрового найма: · Прочный трудовой договор · Полноценные материальные вознаграждения · Максимум социальных льгот Формы периферийного найма: · Кратковременный контракт · Частичная занятость · Временная работа · Трудовое соглашение · Подряд · Надомная работа · Услуги посреднических фирм Цель 2. Эффективное использование работников Цель реализуется за счет: · Рациональная организация труда · Системы вознаграждения труда
Основу рациональной организации труда составляет формирование рабочего места.
Формирование рабочих мест означает: · Планомерное создание рабочего места · Планомерная аттестация рабочего места · Планомерное изменение рабочего места
Формирование рабочих мест осуществляется исходя из: · Функций, реализуемых в фирме для достижения своих целей · Конкретных работ в рамках определенной функции
Рабочее место в фирме характеризуется: · Масштабностью – то количество или объем задач, которое решается на конкретном рабочем месте · Сложностью – затраты труда · Формой взаимодействия
Модели построения рабочих мест: 1. Узкая специализация (наделение небольшим числом выполняемых операций; использование простых операций; использование незначительного профессионального уровня квалификации) 2. Широкая специализация (построение укрупненного рабочего места за счет расширения функциональных или исполнительских обязанностей, расширения объемов работ в рамках одной функции) 3. Ротация работ
«+» узкой специализации: · Возможность использование элементов управленческого учета (нормирование + контроль) · Минимальные издержки «-» узкой специализации: · Проблема частичного работника · Высокие шансы дезорганизации «+» широкой специализации: · Улучшение связей · Повышение качества конечного результата Ротация – попытка преодолеть невозможность использования широкой специализации. Работники могут переходить с одного рабочего места на другие.
Социотехнологическая модель – ротация для коллектива работников.
Цель 3.Консолидация Условия интеграции интересов и целей: 1. Учитывать интересы и цели работников 2. …
Предпосылки реализации цели: · Включать работников в определение целей · фирма не только экономическая, но и социальная структура · существует и представление целей и интересов членами фирмы · нужно учитывать неустранимый фактор
Всех волнует: · уровень дохода · стабильность занятости · содержание труда · условия труда · отношения в коллективе · социальные льготы
Социальная политика – направление кадровой работы по разработке и реализации мер для реализации предыдущих целей (+ выявление этих целей) Т. е. цели, инструментарий, результаты.
Организация и условия труда. Социальное страхование (табл.) + Отношения в коллективе
Тема 3. Кадровая политика фирмы и планирование персонала
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |