Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критерии модели Премии Правительства РФ в области качества и их составляющие




для организаций с численностью свыше 250 человек (модель 2006 года)

Возможности
1. Лидирующая роль руководства 2. Политика и стратегия организации в области качества 3. Персонал 4. Партнерство и ресурсы 5. Процессы, осуществляемые организацией
1а. Определение руководителями предназначения организации, стратегии ее развития и ценностей, демонстрация на личных примерах своей приверженности культуре качества 1б. Участие руководителей в деятельности, обеспечивающей разработку, внедрение и постоянное совершенствование системы менеджмента организации 1в. Участие руководителей в работе с потребителями, партнерами и представителями общества 1г. Мотивация, поддержка и поощрение руководителями персонала организации 1д. Определение и поддержка руководителями перемен в организации 2а. Определение существующих и будущих потребностей и ожиданий заинтересованных сторон для разработки политики и стратегии 2б. Использование информации, полученной в результате измерений, исследований, познавательной и творческой деятельности, для разработки политики и стратегии 2в. Разработка, анализ и актуализация политики и стратегии 2г. Развертывание и доведение до сведения персонала политики и стратегии в рамках структуры ключевых процессов   3а. Планирование, управ-ление и улучшение работы с персоналом 3б. Определение, развитие и поддержка знаний и компетентности персонала 3в. Вовлечение персонала в деятельность по претворению в жизнь политики и стратегии организации и наделение его полномочиями 3г. Общение персонала в организации 3д. Поощрение персонала и забота о нем 4а. Внешние партнеры 4б. Финансовые ресурсы 4в. Инфраструктура и материальные ресурсы 4г. Технологии 4д. Информация и знания 5а. Систематическое проектирование и менеджмент процессов 5б. Совершенствование процессов с использованием инноваций в целях более полного удовлетворения требований потребителей и других заинтересованных сторон 5в. Проектирование и разработка продукции и услуг на основе ожиданий потребителей 5г. Производство, поставка и последующее обслуживание продукции и услуг 5д. Менеджмент и улучшение взаимоотношений с потребителями

Окончание табл. 12.5

Результаты
6. Удовлетворенность потребителей качеством продукции (услуг) 7. Удовлетворенность персонала 8. Влияние организации на общество 9. Результаты работы организации
6а. Показатели восприятия потребителями организации, качества ее продукции и услуг 6б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности потребителей 7а. Показатели восприятия персоналом своей работы в организации 7б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности персонала 8а. Показатели восприятия обществом деятельности организации 8б. Показатели работы организации по повышению удовлетворенности общества   9а. Финансовые показатели работы организации 9б. Качество продукции (услуг) и другие результаты работы организации

Критерий 1, например, позволяет оценить, как руководители организации всех уровней определяют ее предназначение, вырабатывают стратегию развития и способствуют их реализации; как они формируют ценности, необходимые для достижения долгосрочного успеха, и внедряют их с помощью соответствующих мероприятий и личного примера; насколько они вовлечены в деятельность, обеспечивающую развитие и внедрение системы менеджмента организации. Как видно из табл. 12.5, этот критерий охватывает пять составляющих, по которым должна быть предоставлена информация для оценки.

В свою очередь каждая составляющая содержит рекомендуемые области оценки. Так, в рамках составляющей 1а применительно к руководителям всех уровней управления организации оцениваются:

- определение руководителями предназначения (миссии) организации и выработка ее стратегической цели (видение будущего);

- формирование и поддержание руководителями собственным примером этических норм и ценностей, на основе которых создается культура организации;

- анализ и повышение руководителями результативности своего руководства организацией;

- личное активное участие руководителей в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержка руководителями творчества и инноваций, например, посредством выделения ресурсов для познавательной деятельности и совершенствования, наделения персонала полномочиями;

- стимулирование и поддержка руководителями познавательной деятельности и принятие мер на основе ее результатов;

- определение руководителями приоритетов в деятельности по совершенствованию;

- стимулирование и поддержка руководителями атмосферы сотрудничества в организации.

Аналогичным образом построена структура и всех остальных критериев, входящих в состав модели, что позволяет оценить деятельность организации достаточно тщательно.

Оценка по группе критериев «Возможности» проводится по трем элементам:

- совершенство подхода,

- полнота подхода,

- оценка и пересмотр подхода.

При оценке совершенства подхода учитываются следующие характеристики:

а) обоснованность:

- насколько подход логически обоснован,

- разработаны ли процессы,

- насколько подход ориентирован на потребности заинтересованных сторон;

б) интегрированность:

- насколько подход направлен на реализацию политики и стратегии организации,

- в какой степени внедряемые передовые подходы интегрированы в рабочие процессы,

- насколько подход согласован с другими подходами, используемыми в организации.

При оценке полноты подхода учитываются следующие характеристики:

а) внедрение, то есть насколько широко применяется подход:

- на разных уровнях управления организацией,

- в разных подразделениях и областях деятельности,

- применительно к соответствующим процессам,

- применительно к соответствующим видам продукции и услуг;

б) системность, то есть насколько структурированно, комплексно применяется подход.

При оценке и пересмотре подхода учитываются следующие характеристики:

а) измерение:

- насколько регулярно проводятся измерения эффективности подхода и его развертывания на разных уровнях управления применительно к соответствующим видам продукции и услуг;

б) изучение:

- насколько широко определяются и изучаются примеры лучшей практики и возможности для улучшений.

в) улучшение:

- в какой степени результаты измерений и изучения лучшей практики используются для определения, ранжирования, планирования и внедрения улучшений.

Оценка по группе критериев «Результаты» проводится по значениям до-стигнутых показателей, то есть по достижениям и по полноте охвата этими показателями различных направлений деятельности организации.

При оценке достижений учитываются следующие характеристики:

а) тенденции:

- позитивные тенденции и/или поддерживаемый уровень хорошей работы;

б) целевые показатели:

- показатели соответствуют целям организации,

- показатели достигнуты;

в) сравнение:

- сравнение с достижениями «статистически средних» организаций в соответствующей отрасли, в регионе и/или «лучших в классе» организаций;

г) причины:

- результаты обусловлены применяемым подходом.

При оценке полноты охвата направлений деятельности учитывается:

- насколько представленные показатели охватывают все соответствующие направления деятельности организации;

- насколько полно представленные показатели охватывают результаты, относящиеся к каждой составляющей критерия;

- насколько представленные показатели характерны для организации.

По результатам оценки каждой из составляющих критериев модели эксперты заполняют оценочный лист (прил. 13, 15) с указанием сильных сторон, областей, где можно ввести улучшения, а также с выставлением оценок.

Общая оценка организации определяется путем суммирования баллов по критериям 1 – 9 модели премии, после чего эксперты заполняют суммарный оценочный лист (прил. 15). Полученный результат позволит определить место, которое занимает организация среди участников конкурса на соискание Премии Правительства РФ в области качества.

После учреждения в России национальной премии в области качества число региональных конкурсов значительно возросло. Так, по инициативе Центра испытаний и сертификации распоряжениями губернатора Санкт-Петербурга от 7 июля 1997 года № 680-р и губернатора Ленинградской области от 31 июля 1997 года № 265-рг были учреждены премии Санкт-Петербурга и Правительства Ленинградской области по качеству, гармонизированные с российской премией в части модели и критериев оценки. Цель их учреждения заключалась в том, чтобы добиться осознания российским обществом в целом и отдельными коллективами ключевого значения качества для экономических реформ и повышения качества жизни в России, четкого понимания того, что повышение конкурентоспособности и качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности немыслимы без внедрения эффективных методов управления качеством [16].

С 1997 года в Пензенской области проводится ежегодный конкурс «За лучшие показатели качества». Учредителями конкурса являются правительство области, Пензенский ЦСМ и научный центр Поволжского отделения Академии проблем качества. Цель этого конкурса – стимулирование к созданию и внедрению систем качества на предприятиях различных форм собственности и различных видов деятельности. Конкурс проводится для двух групп предприятий – «А» и «Б». Предприятия группы «А», имеющие действующую и/или сертифицированную систему качества, а также предприятия, сертифицировавшие свое производство, проводят самооценку своей деятельности по критериям Премии Правительства РФ в области качества. Предприятия группы «Б», не имеющие документированной системы, осуществляют самооценку по иным критериям. Причем конкурс для этой группы проводится отдельно для трех категорий: производство промышленной продукции; производство пищевой продукции и продукции переработки сельскохозяйственного сырья; услуги.

С 1998 года в Нижегородской области проводится ежегодный конкурс по присуждению премии губернатора «За высокое качество продукции и услуг». Его основная цель – привлечение внимания специалистов и руководителей предприятий и организаций к проблемам качества и конкурентоспособности, повышение авторитета тех предприятий, которые работают над реализацией задач социально-экономического развития региона через решение проблем качества. Конкурс проводится по модели, в которой предусмотрено 10 номинаций [12]: четыре премии для предприятий промышленности, сельского хозяйства и переработки (для крупных, средних, малых предприятий и для частных предпринимателей); три премии для предприятий сферы услуг; три премии для отдельных специалистов.

Конкурс по модели правительственной премии проводится с 1998 года и в Саратовской области. Кроме того, там утвержден конкурс для предприятий различных форм собственности на соискание премии по качеству имени Б. А. Дубовикова – разработчика первой широко известной в нашей стране саратовской системы бездефектного изготовления продукции и сдачи ее ОТК и заказчику с первого предъявления.

В ноябре 1999 года учреждена премия Президента Чувашской Республики в области качества. Данный конкурс призван подготовить предприятия для участия в национальном конкурсе, поэтому в качестве базовой выбрана модель Премии Правительства РФ в области качества.

Конкурсы-спутники национальной премии в области качества учреждены также в Астраханской, Новосибирской, Томской и Кемеровской областях, в Cтавропольском крае.

Конкурс на соискание Премии Правительства РФ в области качества стал основой для учреждения отраслевых конкурсов и соответственно для разработки моделей самооценки деятельности организаций для конкретных отраслей. Так, с 1998 года ежегодно присуждается премия Мининформсвязи России в области качества (в настоящее время премия Министерства информационных технологий и связи РФ в области качества производства средств связи и предоставления услуг связи); с 2000 года проводится конкурс Министерства образования и науки РФ «Внутривузовские системы обеспечения качества подготовки специалистов» (ныне конкурс Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки РФ «Системы обеспечения качества подготовки специалистов»).

 

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Охарактеризуйте основные условия участия в конкурсе на соискание премии У. Э. Деминга.

2. Раскройте содержание критериев модели премии У. Э. Деминга.

3. Перечислите основные этапы конкурса на соискание премии У. Э. Деминга. Какой из них, по Вашему мнению, является наиболее значимым для организации – участника конкурса?

4. Назовите важнейшие цели учреждения национальной премии США в области качества. В чем заключаются условия участия в конкурсе на соискание премии М. Болдриджа?

5. Отразите сущность процедуры оценки претендентов на премию М. Болдриджа.

6. Раскройте содержание модели самооценки на соответствие критериям премии М. Болдриджа.

7. Дайте характеристику содержания модели делового совершенства.

8. Каким образом применяется оценочный инструмент RADAR?

9. Что отражают уровни делового совершенства?

10. Работая в малых группах, обсудите, каким образом критерии премий У. Э. Деминга и М. Болдриджа могут быть использованы для самооценки деятельности: а) банка; б) больницы; в) университета.

11. По схеме, представленной в таблице, проведите сравнительный анализ моделей премий в области качества.

Таблица




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.