Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ конкурентной среды предприятия, функционирующего на международном рынке или его сегменте 3 страница




Умеренную степень концентрации наблюдаем при значении CR4 больше 45%, но меньше 70% и значении IHH, не превышающего 2000, на сегментах рынка курортно-оздоровительных предприятий коммунальной формы собственности. Два явных лидера (г. Ялта), которые функционируют на данном сегменте, в результате своей деятельности в 2005 г. (по величине выручки от реализации) охватывают приблизительно 45% сегмента рынка от общего объема предоставленных услуг. На сегментах рынка курортно-оздоровительных предприятий государственной и коллективной формы собственности уровень интенсивности конкуренции достаточно высокий.

Кейсы, производственные ситуации

1. Рассчитайте индекс Герфиндала-Гиршмана для условий, представленных ниже в табл. 2.5. [12, с. 71]

Таблица 2.5. Исходные данные для расчета уровня интенсивности конкуренции в отрасли

Предприятия отрасли Объемы реализации продукции в отчетном периоде, тыс. т
Тип рынка 1 Тип рынка 2 Тип рынка 3 Тип рынка 4
         
         
         
         
         
         
         
         
         
         

По полученным результатам определите, в рамках какого типа рынка (производственная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) функционируют предприятия отрасли. Дайте краткую характеристику одного из них (в соответствии со своим вариантом выполнения задания, определенным преподавателем).

 

2. Рассчитайте индекс Герфиндала-Гиршмана для условий, представленных ниже в табл. 2.6. [12, с. 72]

Таблица 2.6. Исходные данные для расчета уровня интенсивности конкуренции в отрасли

Предприятия отрасли Объемы реализации продукции в отчетном периоде, тыс. т
Тип рынка 1 Тип рынка 2 Тип рынка 3 Тип рынка 4
ООО «Старый»        
ЗАО «Импульс»        
НП «Вита»        
ОАО «Меркс»        
ЗАО «Гранд»        
ООО «Интерком»        
НП «Нил»        
ОАО «Карат»        
ЗАО «Ривьера»        
НП «Фея»        

По полученным результатам определите, в рамках какого типа рынка (производственная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, монополия) функционируют предприятия отрасли. Дайте краткую характеристику одного из них (в соответствии со своим вариантом выполнения задания, определенным преподавателем).

3. А) Определить уровень интенсивности конкуренции и концентрации отдельного сегмента субрынка курортно-рекреационных услуг Большой Ялты по полученным значениям показателей: CR4в и IHHв (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о выручке от реализации); CR4к/д и IHHк/д (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о количестве проведенных отдыхающими койко-дней); CR4п и IHHп (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о прибыли).

Полученные результаты представить в виде таблицы с соответствующими комментариями. Исходные данные представлены в табл. 2.7.

Таблица 2.7. Исходные данные для расчета уровня интенсивности конкуренции, сложившейся между базами отдыха Большой Ялты, 2005 г.

Базы отдыха Большой Ялты Форма собственности предприятий Количество круглогодичных койко-мест Количество койко-мест в период максимального развертывания Выручка от реализации, тыс. грн. Прибыль, тыс. грн. Количество проведенных отдыхающими койко-дней
  Государственная          
  Коллективная     1084,6    
  Коллективная       58,2  
  Коллективная     807,7    
  Коллективная     630,2 110,2  
  Коллективная       40,7  
  Коллективная     428,6 55,3  
  Коллективная     407,6 61,7  
  Коллективная          
  Коллективная     63,1 15,1  
  Собственность межд. орг. и юр. лиц др. государств     1547,5 0,3  
  Собственность межд. орг. и юр. лиц др. государств     1143,2 115,6  
  Частная     214,5 4,0  
ИТОГО -       461,1  

 

Б) Построить кривую Лоренца, использовав данные об интенсивности конкуренции в отдельном сегменте рынка курортно-рекреационных услуг АР Крым. Ответ обосновать.

 

Таблица 2.8. Исходные данные для расчета уровня интенсивности конкуренции, сложившейся между пансионатами г. Алушты, 2005 г.

Пансионаты г. Алушты Форма собственности предприятий Количество круглогодичных койко-мест Количество койко-мест в период максимального развертывания Выручка от реализации, тыс. грн. Прибыль, тыс. грн. Количество проведенных отдыхающими койко-дней
  Государственная          
  Государственная     1655,3    
  Государственная          
  Государственная     692,6    
  Государственная     166,8 60,5  
  Коллективная     26001,3 203,8  
  Коллективная     5253,1 1002,8  
  Коллективная     2980,6 6,8  
  Коллективная     2801,8 202,5  
  Коллективная     1960,7 71,2  
  Коллективная     1619,9    
  Коллективная     1531,1 0,1  
  Коллективная     1345,2 40,8  
  Коллективная          
  Коллективная     449,6 18,8  
  Коллективная     310,8 268,4  
  Коллективная          
  Собственность межд. орг. и юр. лиц др. государств     2338,2    
  Частная     13061,1    
  Частная     793,2    
  Частная     102,2 44,4  
ИТОГО -     67478,5 2038,1  

 

4. Определить уровень интенсивности конкуренции и концентрации отдельного сегмента субрынка курортно-рекреационных услуг г. Алушты по полученным значениям показателей: CR4в и IHHв (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о выручке от реализации); CR4к/д и IHHк/д (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о количестве проведенных отдыхающими койко-дней); CR4п и IHHп (соответственно четырехдольный индекс концентрации и индекс Герфиндала-Гиршмана, рассчитанные на основе данных предприятий о прибыли).

Полученные результаты представить в виде таблицы с соответствующими комментариями. Исходные данные представлены в табл. 2.8.

Б) Построить кривую Лоренца, использовав данные об интенсивности конкуренции в отдельном сегменте рынка курортно-рекреационных услуг АР Крым. Ответ обосновать.

Тесты

С одним правильным вариантом ответа

1. Развитие конкуренции на том или ином рынке:

а) привносит больше негативных последствий конкурентной борьбы в сравнении с возникновением (гипотетически) монопольной ситуации на том же рынке;

б) привносит больше позитивных последствий экономического соперничества, являясь определяющим условием поддержки динамизма в развитии экономических процессов в данной отрасли;

в) способствует злоупотреблению предприятиями своим положением на рынке;

г) ухудшает условия реализации товаров посредниками и, соответственно, ограничивает выбор потребителей в приобретении товаров.

2. Под концентрацией мировой экономики следует понимать:

а) степень преобладания на мировом рынке одного или нескольких других предприятий, функционирующих в той или иной сфере экономической деятельности;

б) степень централизации объемов производства (продаж) продукции или оказания услуг в масштабе как страны в целом, так и ее отраслей, а также крупных субъектов хозяйствования;

в) степень централизации объемов производства (продаж) продукции или оказания услуг в масштабе как мировой экономики в целом, так и ее регионов и отраслей, а также субъектов хозяйствования (например, ТНК) или их объединений в виде кластеров;

г) степень централизации объемов производства (продаж) продукции или оказания услуг в масштабе как мировой экономики в целом, так и ее отраслей, а также экономик отдельных стран и субъектов хозяйствования.

3. Рыночная доля конкурента определяется отношением:

а) величины прибыли предприятия к его обороту;

б) себестоимости продукции реализуемой предприятия к ее складским запасам;

в) величины объемов продаж к общему обороту рынка;

г) выручки от реализации продукции предприятия к общей выручке данного товара на рынке с учетом осуществляемых экспортно-импортных операций.

4. Какие основные элементы конкурентной среды выделяют в практике конкурентной борьбы:

а) государство и осуществляемая им конкурентная политика;

б) новые предприятия, выходящие на рынок и заостряющие конкуренцию;

в) потребители, их вкусы и предпочтения, платежеспособный спрос;

г) поставщики необходимых сырья и материалов;

д) производители товаров-заменителей и субститутов;

е) предприятия-производители и/или аналогичных товаров;

ж) все ответы верны;

з) все ответы не верны.

5. Оценка конкурентного статуса предприятия на рынке позволяет решить такие задачи:

а) определить занимаемую позицию предприятия на рынке данного товара и составить обоснованную конкурентную карту рынка;

б) проследить тенденции развития конкурентной ситуации, сформулировать ее особенности;

в) выявить непосредственных конкурентов, определить темпы роста их рыночных долей, позиции других предприятий на рынке;

г) использовать информацию для составления досье реальных и потенциальных конкурентов;

д) все ответы не верны;

е) все ответы верны.

 

С одним неправильным вариантом ответа

6. Позитивный для конкуренции и общества в целом эффект концентрации субъектов хозяйствования или экономической концентрации выражается в:

а) способствовании привлечению на данный рынок нового капитала;

б) перекачиванию располагаемого капитала на другие рынки и, тем самым, усилению конкуренции;

в) возможности оказывать воздействие на хозяйственную деятельность друг друга;

г) расширении ассортимента и снижении цен реализации предлагаемой продукции;

д) обеспечении наивысшей прибыльности производства;

е) более эффективном использовании экономических ресурсов;

ж) противостоянии конкуренции со стороны иностранных соперников-производителей аналогичных товаров.

7. Конкуренция выступает основным регулятором экономики по таким причинам:

а) при участи в конкурентной борьбе предприятия взаимодействуют между собой, составляя единую систему или содружество;

б) интенсивная конкуренция провоцирует застойные процессы в развитии экономики данного региона или отдельной отрасли;

в) интенсивная конкуренция способствует внедрению достижений НТП;

г) предприятия придерживаются разных стратегий, функционируя не изолировано друг от друга;

д) в конкурентной борьбе предприятия не ослабляют, а усиливают свои конкурентные позиции.

8. Основным принципом конкурентного взаимодействия предприятий является:

б) нахождение верных стратегических ходов;

в) преднамеренная задержка с осуществлением отпора на угрожающее действие конкурента;

г) использование всех ресурсов для отпора натиска со стороны конкурентов;

д) сбалансирование вышеупомянутых вариантов и их совместное применение.

9. Взаимодействие разнотипных предприятий на рынке определенного товара провоцирует возникновение и развитие каких процессов:

а) защиты рынка от засилья агрессивных групп могучих предприятий;

б) противодействия внедрению новых товаров и торможения инновационных процессов;

в) значительного повышения цен на предлагаемые товары (услуги);

г) незначительного снижения качества предлагаемых товаров (услуг);

д) защиты от застойных явлений, стагнации или монополизации рынка.

10. Эффект масштаба производства возникает при действии каких факторов:

а) технологических;

б) специализации производства;

в) дифференциации и диверсификации производства;

г) одновременного производства нескольких товаров;

д) слиянии и поглощении одним субъектом хозяйствования других, что, соответственно, приводит к концентрации производства и капитала.

11. К особенностям нового расширяемого рынка относят:

а) открытость рынка для всех субъектов хозяйствования, отсутствие полной информации относительно конкурентов;

б) начальная стадия формирования круга потребителей;

в) отсутствие потребности в финансовой поддержке, поскольку рынок высокорентабельный;

г) неопределенность относительно эффективности применения новых технологий;

д) возникновение трудностей со снабжением сырья;

е) воздействие благоприятных условий для снижения себестоимости продукции за счет новых идей.

12. Главными стратегическими направлениями «подавления» конкурентов являются:

а) жестокий и постоянный прессинг конкурента и последующая сегментация рынка;

б) фронтальное нападение на конкурента с целью его вытеснения из рынка;

в) использование ошибок конкурента и увлечение стратегически выгодных позиций на рынке;

г) имитация торговой марки конкурента.

13. Главные признаки появления на рынке новых конкурентов:

а) предприятие, функционирующее на данном рынке, сокращает выпуск традиционных товаров, что влечет за собой уменьшение его рыночной доли;

б) снижение конкурентоспособности товара предприятия, функционирующего на данном рынке, что становится известным и его торговым посредникам;

в) увеличивается количество рекламаций на товар;

г) предприятие, функционирующее на данном рынке, часто подвергается проверкам со стороны государственных органов, в частности налоговой инспекции;

д) осуществляется продажа старого товара, предоставляются ценовые скидки.

14. Уровень входных барьеров для новых предприятий-конкурентов определяется:

а) нормами антимонопольного законодательства;

б) условиями, установленными государственными органами местной власти;

в) типом производства и уровнем себестоимости продукции;

г) доступностью каналов распределения;

д) степенью дифференциации продукции;

е) потребностью в дополнительных инвестициях.

15. Какие методики используют при определении уровня интенсивности конкуренции на территориальном рынке определенных товаров (услуг):

а) определение рыночных долей всех участников рынка, распределение долей между конкурентами;

б) оценивание темпов роста рынка;

в) измерение уровня рентабельности рынка;

г) нет правильного варианта ответа.

 

Контрольные вопросы

1. Назовите основные факторы, влияющие на интенсивность соперничества между предприятиями – участника территориального рынка определенных товаров (услуг)

2. Раскройте сущность понятия «конкурентность», его применение на современном этапе развития украинской экономической мысли

3. Дайте определения следующим понятиям: «концентрация рынка», «концентрация экономики страны», «концентрация мировой экономики»

4. Определите, существует ли разница между понятиями «концентрация субъектов хозяйствования» и «слияние, поглощение субъектов хозяйствования» в их применении в зарубежной и отечественной экономической литературе

5. Определите взаимосвязь между интенсивностью конкуренции на определенном рынке товаров (услуг) и а) его концентрацией, б) концентрацией производства и капитала

6. Раскройте сущность наиболее распространенных методик, применяемых для определения уровня интенсивности конкуренции на международном рынке определенных товаров (услуг); в чем заключается специфика расчета основных показателей, измеряющих интенсивность конкуренции

7. Какие основные причины фрагментации отраслей Вы знаете? Приведите примеры фрагментируемых отраслей

8. Какой уровень интенсивности конкурентного соперничества (жесткий, умеренный или слабопроявляющейся) характерен для фрагментируемых отраслей? Ответ обосновать

9. О чем свидетельствует конкурентный статус предприятия на рынке тех или товаров (предоставляемых услуг)? Сформулируйте определение «конкурентного статуса предприятия»

10. Опишите алгоритм построения конкурентной карты рынка или позиционной карты стратегических групп конкурентов анализируемого предприятия. Роль определения конкурентного статуса предприятия в процессе построения данной карты

 

Список литературы

1. Гончарук Т.І. Конкуренція: сучасна економічна характеристика та особливості // Актуальні проблеми економіки. – 2004. - №2(32). – С. 130-145

2. Козаченко В.Г., Попов К.П. Оцінка інтенсивності конкуренції на регіональних ринках газу // Актуальні проблеми економіки. – 2004. - №3(33). – С.81-87

3. Савчук С.И. Измерение интенсивности конкуренции на уровне предприятий // Актуальні проблеми економіки. – 2005. - №2(44). – С. 64-70

4. Савчук С.И. Оценка совокупного конкурентного давления на предприятие на рынках продукции // Економіст. – 2005. - №10. – С. 64-68

5. Фурс И.Н. Конкурентоспособность продовольственных товаров. – Минск: УП «ИВЦ Минфина», 2004. – 346 с.

6. Кизим Н.А., Горбатов В.М. Концентрация экономики и конкурентоспособность стран мира. – Х.: ИД «ИНЖЭК», 2005. – 216 с.

7. Пасічник В.Г., Акіліна О.В. Конкурентоспроможність фірми: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2005. – 112 с.

8. Шмуклерман Б. Поняття концентрації суб’єктів господарювання // Підприємництво, господарство і право. – 2004. - №9. – С. 44-46

9. Омельяненко Т.В., Барабась Д.О., Вакуленко А.В. Управління конкурентоспроможністю підприємства: Навч.-методич. посіб. для самост. вивч. дисц. – К.: КНЕУ, 2006. – 272 с.

10. Баумгартен Л.В. Стратегический менеджмент в туризме: Практикум / Л.В. Баумгартен. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 176 с.

11. Реутов В.Е., Вельгош Н.З. Управление конкурентоспособностью: Монография. – Симферополь: Таврия, 2005. – 200 с.

12. Должанський І.З., Загорна Т.О. Конкурентоспроможність підприємства: Навчальний посібник. – К.: Центр навчальної літератури, 2006. – 384 с.


Тема 3.
Международная конкурентоспособность продукта предприятия и его оценка

 

Методические указания.

Проблема международной конкурентоспособности продукции в последние два-три десятилетия в мире и в последние несколько лет в Украине, а также в других постсоветских странах является одной из тех тем экономической науки, которые наиболее активно изучаются отечественными и иностранными учеными. Переход к рыночным отношениям ведения бизнеса объективно сопровождался постепенным формированием конкурентной среды в всех сферах экономики страны, возникновением как внутренней, так и внешней конкурентоспособности разных объектов (национальной экономики, регионов, отраслей, предприятий и продукции).

Прежде чем перейти к непосредственному рассмотрению научно-методических подходов к оценке конкурентоспособности продукта (товара, работы, услуги), ее этапов проведения, необходимо раскрыть сущность данного ключевого понятия «конкурентоспособность товара».

Чаще всего конкурентоспособность товара рассматривают как характеристика товара, отражающая его отличие от товара-конкурента как по уровню соответствия конкретной общественной потребности, так и по сумме затрат на ее удовлетворение [7, с. 52]; способность товара более полно удовлетворять требования потребителей в сравнении с аналогичными товарами, представленными на данном рынке [4, с. 156-157].

Конкурентоспособность товара, с одной стороны, определяется его качественными характеристиками, а именно техническими параметрами, потребительскими способностями (с точки зрения его ценности для потребителя) и др., с другой – ценами, установленными на данный товар и на аналогичные товары, товары-заменители, с которыми выходят на данный рынок фирмы-конкуренты. Поэтому, в основном, придерживаются качественно-ценовой характеристики и оценки конкурентоспособности товара, поскольку в данном случае производится более широкий охват информации, учет большего количества параметров при оценке конкурентоспособности и получение результатов, отражающих уровень конкурентоспособности более полно.

Кроме качественных (комплекс технических параметров) и ценовых (комплекс экономических параметров) характеристик, на уровень конкурентоспособности товара значительное влияние оказывают до- и послепродажное обслуживание, срок гарантийного обслуживания, его доступность (сервисные параметры), а также имидж предприятия в целом, успешность проводимых маркетинговых мероприятий с целью популяризации товара, в том числе активной рекламной кампании.

 

 

Рис. 3.1. Конкурентоопределяющие факторы товара [4, с. 82 с авторскими изменениями и дополнениями]

 

При оценивании конкурентоспособности товара необходимо придерживаться определенных принципов, что повысит точность получаемых результатов оценки, позволит учесть интересы рыночных субъектов (как продавцов, так и потребителей), а также унифицировать и структурировать порядок действий процедуры оценивания:

· ориентация на определенный тип рынка (внутренний, внешний);

· ориентация на конкретный сегмент рынка, учет особенностей разных сегментов рынка. Потребители по-разному воспринимают один и тот товар с одними и теми же свойствами и характеристиками, и каждый из них определяет уровень конкурентоспособности товара в соответствии с собственными предпочтениями и финансовыми возможностями. Поэтому оптимальным считается тот сегмент рынка, к которому относится 20% потребителей, приобретающих 80% товара;

· квазистабильность рыночной конъюнктуры в период проведения исследований. Конкурентоспособность товара – понятие относительное, привязанное нее только к определенному рынку, но и к определенному промежутку времени;

· оценивание конкурентоспособности с позиций определенного субъекта рынка – производителя, продавца, потребителя. ели и средства основных субъектов рыночных отношений взаимосвязанные, но противоположные, поскольку для производителей важными параметрами являются те, которые оказывают влияние на уровень затрат, а для потребителей – на потребительские качества товара;

· преимущественно рациональное поведение субъектов рынка. Поведение субъектов рыночных отношений представляет собой взаимосвязанные рациональные действия с заранее определенной целью: для производителя – рациональное использование располагаемых ресурсов с максимальной отдачей, для потребителя - получение максимума с точки зрения количества и качества товара за свои денежные средства;

· формирование номенклатуры критериев конкурентоспособности с учетом обязательных и рекомендуемых требований к товару;

· исключение двойного счета (учета критериев).

Процедура оценивания конкурентоспособности определенного товара состоит из следующих этапов:

· определение цели проводимого исследования – оценки конкурентоспособности товара. В случае возникновения необходимости определения места (положения) данного товара среди аналогичных товаров и товаров-заменителей достаточным является проведение простого прямого сравнения исследуемого товара с аналогичными и заменителями по наиболее важным критериям (параметрам) оценки. Если же целью исследования является определение перспектив выхода на рынок анализируемого товара в виде объемов продаж и выручки от реализации, объемов прибыли, то осуществление прямого сравнения является недостаточным. Необходимо также включить в анализ данных о потенциальных товарах-аналогах и новых товарах-заменителях, а также всю необходимую информацию о возможных изменениях правового поля функционирования предприятия и рыночной конъюнктуры;

· сбор, обработка и анализ данных об изменениях рыночной конъюнктуры исследуемого товара на определенную дату за определенный период времени (со стороны предложения – данных о функционирующих и потенциальных предприятиях-производителях аналогичных товаров и товаров-заменителей, их структура и динамика изменений основных показателей деятельности, со стороны спроса – данных о реальных и потенциальных потребителей, их структура и динамика изменений основных показателей: поведенческих характеристик, вкусов, требований и предпочтений, потребительской ценности анализируемого товара и платежеспособности);

· выбор базы сравнения для анализируемого товара и ее детальное изучение. В качестве базы сравнения принимают:

Ø необходимость, потребность в данном виде товара (как исследуемого, так и его аналога, заменителя), возникающая у потребителя;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.