Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Анализ конкурентной среды предприятия, функционирующего на международном рынке или его сегменте 7 страница




5. На основе данных, представленных в табл. 4.5., рассчитать уровень организации управленческого труда на предприятиях С и D (применяя формулы 4.3.-4.9.). Сравнить полученные результаты предприятий С и D с уровнями организации труда работников аппарата управления предприятий А и В (табл. 4.6.). Сделать выводы.

 

Таблица 4.5. Система показателей, характеризующих уровень организации труда управленческого персонала предприятий В и D

 

Наименование показателей Предприятие В Предприятие D
Директор Гл. бухгалтер Экономист Юрисконсульт Нач. отдела пр-ва Нач. отдела сбыта Директор Гл. бухгалтер Экономист Юрисконсульт Нач. отдела пр-ва Нач. отдела сбыта
Коэффициент образовательного уровня 1,5 1,2   1,2 0,75   1,2 1,2   1,5   0,75
Затраты рабочего времени, мин./день (за 6 мес.)                        
Потери рабочего времени, мин./день (за 6 мес.)                        
Установленный фонд рабочего времени, мин./день                        
Стоимость средств оргтехники, грн.                        
Норматив оснащенности средствами оргтехники, грн.                        
Коэффициент соответствия оргтехники современному уровню, требованиям   0,5             0,5 0,5    
Использование оригинальной информации, час./мес.                        
Использование нормативной информации, час./мес.                        
Использование Интернет информ., час./мес.                        
Плановая потребность в использовании нормативной информации, час./мес.                        
Уровень получаемых доходов в мес., грн.                        
Желаемый уровень получаемых доходов на предприятии в мес., грн.                        
Количество прогулов за мес., дней                        
Количество отработанных дней за мес., дней                        
Численность управленцев, получивших административные взыскания, чел.                        

 

Таблица 4.6. Сравнительная оценка уровня организации управленческого труда анализируемых предприятий

 

Наименование коэффициентов П/п А П/п В П/п С П/п D
Расчет Результат Расчет Результат
Коэффициент квалификации специалистов 0,93 0,89        
   
Коэффициент использования рабочего времени 0,86 0,79        
   
Коэффициент автоматизации рабочих мест 0,85 0,82        
   
Коэффициент трудоемкости информированности 0,89 0,86        
   
Коэффициент мотивированности специалистов 0,74 0,69        
   
Коэффициент состояния трудовой дисциплины 0,85 0,79        
   
Уровень организации управленческого труда 0,853 0,807        
   

 

 

Контрольные вопросы.

  1. Что представляет собой «конкурентоспособность персонала»?
  2. Какие критерии следует учитывать при оценке конкурентоспособности персонала?
  3. Какого методического подхода следует придерживаться при оценке конкурентоспособности персонала?
  4. Охарактеризуйте сложившуюся взаимосвязь между конкурентоспособностью предприятия, конкурентоспособностью персонала и качеством системы управления персоналом
  5. Охарактеризуйте этапы оценки конкурентоспособности персонала
  6. Назовите факторы, определяющие качество системы управления предприятием. Кратко охарактеризуйте их
  7. Какие индивидуальные конкурентные преимущества специалиста относят к наследственным, а какие к приобретенным в процессе жизнедеятельности?
  8. Назовите индивидуальные конкурентные преимущества специалиста сферы услуг, например, туризма и гостеприимства, транспорта, сферы банковских услуг, и сферы производства, например, виноградно-винодельческого, пищевой промышленности и др.
  9. Влияет ли текучесть кадров на уровень конкурентоспособности персонала предприятия и, каким образом?
  10. Определите основные меры по стимулированию персонала в условиях информационной экономики для предприятий частной и государственной форм собственности, международных корпораций

 

Список литературы.

1. Маркетинг: Учебник / А.Н, Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. – М.: Банки и баржи, ЮНИТИ, 1996. – 560 с.

2. Дергаусов М. Людские ресурсы как инструмент реализации стратегии предприятия // Экономика Украины. – 2003 г. - №8 - С. 26-30

3. Азарян Е.М. Международный маркетинг. – Киев: ИСМО МО Украины, НВФ «Студцентр», 1998. – 200 с.

4. Управление внешнеэкономической деятельностью: Учебное пособие. – 2-е изд. - / под общ. ред. А.И. Кредисова. – К.: ВИРА-Р. 2001. – 640 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Управление конкурентоспособностью организации. Учебное пособие. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 544 с.

6. Котлер Ф. Маркетинг / пер. с англ. – СПб: Питер, 1999

7. Вельгош Н.З. Кадровый потенциал курортно-рекреаційних підприємств як складова конкурентоспроможності регіонів // Зб. тез доповідей міжнародної конференції „Актуальні проблеми управління розвитком об’єктів і процесів ринкової економіки” – Запоріжжя: ГУ „ЗІДМУ”, 2006. – Т.1. – С. 178-179

8. Реутов В.Е., Вельгош Н.З. Управление конкруентоспособностью: Монография. – Симферополь: Таврия, 2005. – 200 с.

9. Цветкова И.И. Конкурентоспособность туристических предприятий и ее особенности // Экономика и управление. – 2004. - №6. – С. 54-57

10. Бунтова Н.В. Особливості управління кадровим потенціалом готельного підприємства // Актуальні проблеми економіки. – 2004. - №7(37). – С. 161-169

11. Балабанова Л.В., Холод В.В. стратегічне маркетингове управління конкурентоспроможністю підприємств. Навчальний посібник. – К.: ВД „Професіонал”, 2006. – 448 с.

12. Шевченко Л.С.Конкурентное управление: Уч. пособие. – Харьков: Эспада, 2004 – 520 с.

Тема 5.
Международная конкурентная стратегия предприятия

 

Методические указания.

Предприятие, вступив в ужесточенную конкурентную борьбу на том ли ином рынке товаров (работ, услуг), вступает в конкурентные взаимоотношения с контрагентами и предприятиями-производителями аналогичных товаров или товаров-заменителей, в дальнейшем выстраиваемые в определенную линию конкурентного поведения субъекта.

Завоевав определенные позиции, достаточно сложным является задание для предприятия – субъекта конкурентных взаимоотношений – (вне зависимости от его экономической мощи и потенциала) по их сохранению и укреплению на данном рынке. Для достижения поставленной цели необходимо постоянно стремится повысить уровень конкурентоспособности предлагаемой продукции, особенно на экспорт, и конкурентоспособности предпряития в целом, путем:

1) достижения новых конкурентных преимуществ, учитывая условия изменяющейся среды функционирования предпряития;

2) выбора правильной линии конкурентного поведения в зависимости от специфических особенностей субъекта хозяйствования;

3) разработки и эффективной реализации его конкурентной стратегии.

Система или комплекс теоретических положений и практических приемов, обеспечивающих предприятию преимущества на определенную перспективу представляет собой стратегию конкурентоспособности [8, с. 233]. От правильного выбора стратегии конкурентоспособности зависит эффективность деятельности предприятия вообще, особенно на международном рынке.

При разработке конкурентной стратегии предпряития необходимо учитывать следующие принципы [7, с. 33]:

· научность – конкурентная стратегия предприятия должна быть разработана с учетом результатов научных исследований в этой сфере экономики (отрасли), прогнозов ее приоритетного развития и экономической эффективности деятельности предприятия в целом;

· комплексность – конкурентная стратегия должна быть разработана с учетом важнейших структурно-функциональных связей предприятия, факторов внешней и внутренней среды, оказывающих влияние на его развитие;

· реалистичность – конкурентная стратегия должна опираться на реальный экономический потенциал предприятия, а не на его еще не реализованные возможности;

· приоритетная ориентация на эффективность (экономическую и социальную эффективность деятельности предприятия) – содержание эффективных механизмов ее реализации;

· приоритет стратегических задач над тактическими;

· системный подход к решению социально-экономических, организационно-управленческих и экологических проблем – предприятие следует рассматривать как единый целостный «живой организм».

На стадии разработки и последующей ее реализации конкурентная стратегия предпряития вне зависимости от выбранного ее (стратегии) вида содержит несколько ключевых элементов: аналитический, целевой, прогнозный, концептуально-стратегический, концептуально-тактический элементы и последний – механизмы ее реализации.

Согласно функциональному подходу основными механизмами реализации конкурентной стратегии предпряития являются:

· ресурсный механизм (рациональное использование имеющихся ресурсов);

· бюджетно-финансовый механизм (программно-целевое распределение средств предпряития);

· кадрово-управленческий механизм (делегирование полномочий, эффективное мотивирование персонала);

· рекламно-информационный механизм.

Указанные механизмы реализации конкурентной стратегии применимы к какому-либо предприятию вне зависимости от сферы деятельности, функционального типа, формы собственности и других специфических особенностей, учитываемых при выборе того или иного вида стратегии. При этом все многообразие существующих видов конкурентных стратегий предприятий группируются и сводятся к четырем основным (базисным) видам конкурентных стратегий (табл. 5.1.).

 

Таблица 5.1. Базисные конкурентные стратегии предприятий, функционирующих на товарных рынках [5, с. 240-241]

ФАКТОРЫ конкуренции ВИД конкурентной стратегии
Виолентная («силовая») Патиентная (стратегия ниш) Коммутантаная (стратегия приспособления) Эксплерентная (пионерская)
Сущность стратегии Доминирование на большом рынке Доминирование в узком сегменте рынка Удовлетворение нестандартного спроса на локальном рынке Формирование спроса на принципиально новые товары
Масштаб предприятия Большие по размерам деятельности Большие, средние и малые по размерам деятельности Малые по размерам деятельности Средние и малые по размерам деятельности
Фундаментальные особенности предприятия Относительно небольшие затраты производства, широкомасштабные НИР, развитая сеть сбыта, большие рекламные кампании Узкая специализация, определенный круг потребителей, нестандартная продукция Локальный масштаб бизнеса, простая продукция, неспециализированное производство, небольшой по объемам спрос, конкретный клиент-потребитель Поиск преобразовательных решений, повышенный риск внедрения радикальных нововведений
Характеристика товара и спроса Сравнительно дешевый товар, среднее качество, массовый спрос Уникальный товар, высокое качество, ограниченный спрос, высокая цена Высокий уровень гибкости производства, небольшие объемы производства, локальный спрос Беспрерывное возобновление товара, расчет на привитие потребностей и увеличение спроса
Факторы конкурентной борьбы Высокая производительность Способность приспосабливаться к особенному рынку Гибкость реакции, многочисленность продавцов Лидерство в нововведениях

 

Вопросы для обсуждения.

1. Стратегии роста и конкуренции с учетом размеров предприятия

2. Конкурентная стратегия предприятия и его жизненный цикл

3. Микростратегии конкурентной борьбы (по А.Ю. Юданову).

4. Конкурентная стратегия ценовая

5. Конкурентная стратегия товарная. Отечественные и зарубежные подходы к управлению качеством товара

6. Реляционные (партнерские) конкурентные стратегии

7. Международные конкурентные стратегии национальных компаний и страны в целом (по А. Рею)

Кейсы, производственные ситуации.

1. А) Перспективной ли является в современных условиях хозяйствования виолентная стратегия, реализуемая ведущими украинскими торговыми сетями и предприятиями сферы услуг, направленная на получение дополнительных объемов прибыли за счет эффекта от масштаба («оборота») при установлении цен, ориентированных на средний класс потребителей. Б) Реализуется ли данный вид стратегии в чистом виде? Ответ обоснуйте. В) Приведите примеры отечественных и зарубежных предприятий, реализуемых виолентную конкурентную стратегию. Определите преимущества и недостатки ее реализации.

2. А) Какая из представленных выше базисных стратегий конкурентной борьбы является наиболее приемлемой для малых форм хозяйствования (частные предприятия и физические лица – частные предприниматели) при сложившихся условиях внешней среды хозяйствования? Б) Приведите примеры украинских предприятий, реализуемых данный вид конкурентной стратегии. Определите преимущества и недостатки, механизмы ее реализации.

3. А) При отсутствии сильных конкурентных преимуществ какого вида конкурентной стратегии следует придерживаться частным предприятиям или частным предпринимателям? Б) Приведите примеры украинских предприятий, реализуемых данный вид конкурентной стратегии. Определите преимущества и недостатки, механизмы ее реализации.

4. А) Предприятия, реализуемые какой вид конкурентной стратегии, появляются при возникновении следующих условий рыночной ситуации:

· неэффективность или низкая эффективность действующих предприятий в данной сфере деятельности;

· незначительное количество предприятий, специализирующихся на выполнении данного вида работ, предоставлении данного вида услуг, продаже данного вида товаров, в границах определенного геопространственного образования;

· не обеспечение индивидуализированного подхода к клиенту в достаточной степени.

Б) Ответ обосновать и привести примеры украинских предприятий, реализуемых данных вид стратегии.

5. А) Какой вид стратегии конкурентной борьбы предприятий на определенном рынке связан с преобразованием старых сегментов данного рынка (в соответствии со стадией жизненного цикла реализуемых товаров)? Б) Ответ обосновать и привести примеры украинских предприятий, реализуемых данных вид стратегии.

Тесты

С одним правильным вариантом ответа.

1. Стратегия конкуренции:

а) направлена на обеспечение преимуществ перед конкурентами на 5-10 лет;

б) направлена на обеспечение преимуществ в текущем году;

в) предусматривает определение срока для конкурентных преимуществ.

2. При реализации стратегии научно-технического лидерства, одной из международных конкурентных стратегий, участие страны и/или ее национальных компаний в НИОКР заключается в:

а) осуществлении активных самостоятельных исследований;

б) активной адаптации и внедрении зарубежных научно-технических разработок, заимствовании зарубежного производственного опыта и знаний;

в) инкрементальном совершенствовании товара и технологии;

г) не проведении каких-либо научно-технических исследований и в не осуществлении каких-либо мероприятий по заимствованию чужих достижений в этой области.

3. При реализации международной конкурентной стратегии научно-технического лидерства целью национальных компаний является:

а) наращивание внутреннего потенциала (финансового, кадрового, научно-технического и др.) и выход на какие-либо международные рынки;

б) участие в разделе мирового рынка;

в) монополия на оставляемых страной-лидером рынках;

г) монополия на рынках новой ступени развития.

4. При реализации стратегии динамического наверстывания, одной из международных конкурентных стратегий, участие страны и/или ее национальных компаний в НИОКР заключается в:

а) осуществлении активных самостоятельных исследований;

б) активной адаптации и внедрении зарубежных научно-технических разработок, заимствовании зарубежного производственного опыта и знаний;

в) инкрементальном совершенствовании товара и технологии;

г) не проведении каких-либо научно-технических исследований и в не осуществлении каких-либо мероприятий по заимствованию чужих достижений в этой области.

5. При реализации международной конкурентной стратегии динамического наверстывания целью национальных компаний является:

а) наращивание внутреннего потенциала (финансового, кадрового, научно-технического и др.) и выход на какие-либо международные рынки;

б) участие в разделе мирового рынка;

в) монополия на оставляемых страной-лидером рынках;

г) монополия на рынках новой ступени развития.

6. При реализации олигополистической стратегии, одной из международных конкурентных стратегий, участие страны и/или ее национальных компаний в НИОКР заключается в:

а) осуществлении активных самостоятельных исследований;

б) активной адаптации и внедрении зарубежных научно-технических разработок, заимствовании зарубежного производственного опыта и знаний;

в) инкрементальном совершенствовании товара и технологии;

г) проведении каких-либо научно-технических исследований и в осуществлении каких-либо мероприятий по заимствованию чужих достижений в этой области.

7. При реализации международной конкурентной олигополистической стратегии целью национальных компаний является:

а) наращивание внутреннего потенциала (финансового, кадрового, научно-технического и др.) и выход на какие-либо международные рынки;

б) участие в разделе мирового рынка;

в) монополия на оставляемых страной-лидером рынках;

г) монополия на рынках новой ступени развития.

8. При реализации стратегии, основанной на конкуренции за инвестиции, одной из международных конкурентных стратегий, участие страны и/или ее национальных компаний в НИОКР заключается в:

а) осуществлении активных самостоятельных исследований;

б) активной адаптации и внедрении зарубежных научно-технических разработок, заимствовании зарубежного производственного опыта и знаний;

в) инкрементальном совершенствовании товара и технологии;

г) не проведении каких-либо научно-технических исследований и в не осуществлении каких-либо мероприятий по заимствованию чужих достижений в этой области.

9. При реализации международной конкурентной стратегии, основанной на конкуренции за инвестиции, целью национальных компаний является:

а) наращивание внутреннего потенциала (финансового, кадрового, научно-технического и др.) и выход на какие-либо международные рынки;

б) участие в разделе мирового рынка;

в) монополия на оставляемых страной-лидером рынках;

г) монополия на рынках новой ступени развития.

10. При реализации международной конкурентной стратегии научно-технического лидерства первостепенной задачей государства является:

а) дипломатическая и финансовая поддержка национальных компаний;

б) финансирование фундаментальной науки;

в) снижение налогов, упрощение хозяйственного, трудового и экологического права;

г) координация усилий национальных фирм в прикладных НИОКР и внешнеторговой экспансии.

11. При реализации международной конкурентной стратегии динамического наверстывания первостепенной задачей государства является:

а) дипломатическая и финансовая поддержка национальных компаний;

б) финансирование фундаментальной науки;

в) снижение налогов, упрощение хозяйственного, трудового и экологического права;

г) координация усилий национальных фирм в прикладных НИОКР и внешнеторговой экспансии.

12. При реализации международной конкурентной олигополистической стратегии первостепенной задачей государства является:

а) дипломатическая и финансовая поддержка национальных компаний;

б) финансирование фундаментальной науки;

в) снижение налогов, упрощение хозяйственного, трудового и экологического права;

г) координация усилий национальных фирм в прикладных НИОКР и внешнеторговой экспансии.

13. При реализации международной конкурентной стратегии, основанной на конкуренции за инвестиции, первостепенной задачей государства является:

а) дипломатическая и финансовая поддержка национальных компаний;

б) финансирование фундаментальной науки;

в) снижение налогов, упрощение хозяйственного, трудового, экологического права;

г) координация усилий национальных фирм в прикладных НИОКР и внешнеторговой экспансии.

14. При реализации международной конкурентной стратегии научно-технического лидерства отношение к иностранным компаниям со стороны национальных компаний данной страны заключается в восприятии их как:

а) конкурентов, источников новых более совершенных технологий и научных изобретений, субъектов для обмена и заимствования производственных достижений;

б) конкурентов и одновременно потенциальных партнеров в осуществлении совместного контроля и распределении долей рынка;

в) конкурентов на рынках динамичных отраслей, ведущие позиции которых занимаемы национальными компаниями страны-лидера;

г) основные субъекты хозяйствования в национальной экономике, оказывающие значительное влияние на ее развитие.

15. При реализации международной конкурентной стратегии динамического наверстывания отношение к иностранным компаниям со стороны национальных компаний данной страны заключается в восприятии их как:

а) конкурентов, источников новых более совершенных технологий и научных изобретений, субъектов для обмена и заимствования производственных достижений;

б) конкурентов и одновременно потенциальных партнеров в осуществлении совместного контроля и распределении долей рынка;

в) конкурентов на рынках динамичных отраслей, ведущие позиции которых занимаемы национальными компаниями страны-лидера;

г) основные субъекты хозяйствования в национальной экономике, оказывающие значительное влияние на ее развитие.

16. При реализации международной конкурентной олигополистической стратегии отношение к иностранным компаниям со стороны национальных компаний данной страны заключается в восприятии их как:

а) конкурентов, источников новых более совершенных технологий и научных изобретений, субъектов для обмена и заимствования производственных достижений;

б) конкурентов и одновременно потенциальных партнеров в осуществлении совместного контроля и распределении долей рынка;

в) конкурентов на рынках динамичных отраслей, ведущие позиции которых занимаемы национальными компаниями страны-лидера;

г) основные субъекты хозяйствования в национальной экономике, оказывающие значительное влияние на ее развитие.

17. При реализации международной конкурентной стратегии, основанной на конкуренции за инвестиции ТНК, отношение к иностранным компаниям со стороны национальных компаний данной страны заключается в восприятии их как:

а) конкурентов, источников новых более совершенных технологий и научных изобретений, субъектов для обмена и заимствования производственных достижений;

б) конкурентов и одновременно потенциальных партнеров в осуществлении совместного контроля и распределении долей рынка;

в) конкурентов на рынках динамичных отраслей, ведущие позиции которых занимаемы национальными компаниями страны-лидера;

г) основные субъекты хозяйствования в национальной экономике, оказывающие значительное влияние на ее развитие.

18. Осуществление научно-исследовательских работ, направленных на научно-технический прорыв в той или иной сфере (в основном, производственной) является базовым условием для реализации страной и/или ее национальными компаниями какой международной конкурентной стратегии?

а) олигополистической стратегии;

б) международной конкурентной стратегии, реализуемой только на зрелых рынках;

в) стратегии динамического наверстывания;

г) международной конкурентной стратегии, реализуемой на рынках зрелых или динамичных отраслей.

19. Наличие национальных компаний, являющихся самостоятельными субъектами международной конкуренции, выступает необходимым условием для реализации страной и/или ее национальными компаниями какой международной конкурентной стратегии?

а) международной конкурентной стратегии, реализуемой на рынках зрелых или динамичных отраслей;

б) олигополистической стратегии;

в) международной конкурентной стратегии, реализуемой только на зрелых рынках;

г) стратегии научно-технического лидерства.

20. Виолентная стратегия основывается:

а) на монопольных преимуществах предприятия;

б) на получении дополнительной прибыли за счет низкой себестоимости продукции;

в) на поддержке депутатского лобби;

г) на захвате выгодной стратегической позиции на рынке.

21. Практика бизнеса свидетельствует, что возникновение предприятия-виолента возможно при таких условиях:

а) наличие широкомасштабных инвестиций;

б) создание масштабного массового производства товара;

в) создание общенациональной и мировой маркетинговой сети;

г) создание эффективного аппарата управления;

д) все ответы верны;

е) все ответы не верны.

22. При потере предприятием-виолентом своих рыночных позиций у него есть такие варианты выхода из затруднительного состояния:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.