Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Информационное обеспечение управления




 

Для осуществления функций управления необходима информация, значимость которой ничуть не меньше материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Это объясняется тем, что содержанием процесса управления является взаимодействие субъекта и объекта управления, которое осуществляется посредством управленческих функций и выражается в преобразовании необходимой для принятия управленческих решений информации.

Информация понимается по-разному в зависимости от области знания, в которой проводились исследования.[133]

Информация – это обозначение содержания, полученного от внешнего мира в процессе приспособления к нему (Винер).

Информация – это коммуникация и связь, в процессе которых устраняется неопределенность (Шеннон).

Информация – это передача разнообразия (Эшби).

Информация – это оригинальность, новизна, мера сложности структур (Моль).

Информация – это вероятность выбора (Яглом).

Информация – это отраженное разнообразие (А.Д.Урсул).

Информация – это передача сигнала в управляющих системах (Н.Н.Моисеев).

Информация – совокупность различных данных о соответствующих предметах, явлениях, процессах, отношениях и т. д.

Данные – информация, обработанная и представленная в формализованном виде для дальнейшего применения, элементарное описание вещей, событий, действий. Данные записывают, классифицируют, хранят, но не структурируют для получения специфичной информации. База данных состоит из хранимых данных, организованных для обработки. Они могут быть числовыми, текстовыми, графическими, звуковыми и т. д.

Знания – данные и информация, которые организованы и обработаны таким образом, что они могут передавать понимание, опыт, навыки, мнения применительно к конкретной задаче.

Как научная категория информация в управлении характеризуется рядом признаков (свойств), к числу которых относятся возможность многократного использования, сохранение у передающего или получающего субъекта; пригодность к обработке, интеграции и «сжатию» объема за счет изживания дублирующей, повторной и параллельной информации; допустимость ее математического анализа; системность, коммуникативность; объем воспринимаемой информации (информационная избыточность, субминимальный уровень, «информационный голод» - недостаток информации; ценность, которая характеризуется снижением уровня затрат ресурсов (материалов, времени, финансов) на принятие правильного управленческого решения).

Каждое из определений раскрывает одну из составляющих этого многозначного понятия и показывает, что информация выражается в самых разнообразных физических, экономических и социальных явлениях. Информация всегда остается в виде сведений независимо от формы знаний. Она оценивается в зависимости от ее влияния на процесс принятия решений. Чтобы получить полезную информацию, пополняющую знания, необходимо анализировать факты, обрабатывать количественные и качественные сведения, ориентированные в информационной сфере.

Под информационной сферой понимается деятельность, связанная с созданием, распространением, преобразованием и потреблением информации в государстве и обществе. Исходя из особенностей информации как объекта права и действий субъектов по ее поводу информационная сфера разделяется на три предметные области – создания и распространения исходной и производной документированной информации, формирования информационных ресурсов и потребления информации.

В предметной области создания и распространения исходной и документированной информации действуют субъекты – производители информации (граждане и их объединения, ученые и специалисты, организации, предприятия и учреждения, органы местного самоуправления, органы государственной власти); их отношения регулируются законодательством о производстве и распространении информации, выступающим составной частью информационного законодательства. Это законодательство включает в себя конституционные информационные правовые нормы, специальные законодательные и иные правовые нормы.

Информационный ресурс в структурном, предметном восприятии представляет собой массив или отдельный документ, иной визуально воспринимаемый объект, который аккумулирует сведения (информацию), сформированные по определенному признаку или критерию. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», посвященном документированной информации, информационные ресурсы определены как «отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах)».

В сфере формирования информационных ресурсов, подготовки информационных продуктов и предоставления информационных услуг сосредоточена ретроспективная документированная информация. Основными объектами правового регулирования в названной предметной области являются информационные ресурсы в виде массивов документированной информации (данных) и распространение этой информации в разных видах и формах. Субъектами правового регулирования здесь выступают государство, органы государственной власти, другие юридические и физические лица – собственники и владельцы информационных ресурсов и продуктов.

Информационные ресурсы по первым двум областям можно классифицировать:

1) по специфике их источника, области или сферы создания, возникновения (естественные, производственные, социально-экономические, правовые, социально-культурные и др.);

2) по результатам научно-исследовательской, любой творческой (интеллектуальной) деятельности (открытия, прогнозы в рызличных социальных и природных процессах);

3) по видам (политические, экономические, геологические, картографические, правовые и др.);

4) по способу хранения и обслуживания (библиотеки, архивы, организации, научно-исследовательские институты, органы государственной власти, органы местного самоуправления и др.);

5) по режиму доступа (открытые и организованного доступа);

6) по форме присутствия в виртуальном образовательном пространстве (электронные, алгоритмы, программы, стандарты, технологии и т. д.);

7) по составу отраслей экономической деятельности (общероссийский классификатор отраслей народного хозяйства – ОКОНХ);

8) по видам производимой продукции: классификатор продукции (ОКП), комплексный классификатор продукции и деятельности (ОКД);

9) по объектам интеллектуального творчества (классификация Всемирной организации интеллектуальной собственности) в пределах авторского права и смежных прав, а также объектов промышленной (патентной) собственности.

В предметной области потребления информации реализуется конституционное право каждого на поиск, получение и использование информации. Основным объектом правового регулирования здесь выступает любая информация, которая может быть затребована каждым и получена из предметной области формирования либо использования информационных ресурсов.

Поэтому здесь самостоятельное значение имеет классификация информационных ресурсов по сферам их потребления, использования:

1) по интересам потребителей (получение образования, профессиональная подготовка физического лица, осуществление производственной, научной или иной общественно полезной деятельности);

2) с учетом потребностей субъектов, использующих уже накопленные информационные ресурсы (общие и специализированные библиотеки, архивы, различные фонды информации);

3) по функциям (информативные, развивающие, коммуникативные);

4) по ключевым идеям, влияющим на современные тенденции развития организаций (управление знаниями, виртуальные предприятия, реинжиниринг, аутсорсинг, организационное обучение, инновации в бизнес-процессах, комплексные системные предложения для предпринимательства, самоадаптирующиеся системы, электронная коммерция, Интернет / Интернет-стратегии, права интеллектуальной собственности, информационные порталы).

Информационное обеспечение управления – совокупность информационных ресурсов, средств, методов и технологий, способствующая эффективному проведению всего процесса управления, в том числе разработке и реализации управленческих решений.[134] Чтобы это осуществить, требуется объективная, полная, своевременная, точная информация, собираемая, обрабатываемая, сохраняемая, распространяемая с помощью современных информационных технологий. Уровень организации информационного обеспечения зависит от того, какого рода информация необходима для эффективного функционирования всех структурных подразделений и организации в целом. Практика свидетельствует о том, что совокупность сведений о состоянии управляемой системы и внешней среды может быть представлена следующим образом.

· информация об организационной структуре управления: перечень, основные функции структурных подразделений; численность работников их должностные обязанности;

· информация по кадрам – сведения о персонале: социальная, юридическая, демографическая и другая информация, обеспечивающая решение поставленных организационно-экономических и иных задач кадровой службы;

· информация о документах, участвующих в документообороте организации: типовые нормативные документы; внутренние документы, отражающие специфику деятельности организации;

· информация, отражающая оперативное управление организацией, в основном экономического характера: затраты; финансы; денежные потоки; оборотные средства; запасы; закупки; издержки; продажи; активы;

· учетная информация, подразделяющаяся на три основных вида:[135]

бухгалтерского учета, отражающая результаты текущей хозяйственной деятельности организации, предназначенная для оперативного управления и формирования финансовой, управленческой и статистической информации;

оперативного учета – часть информации управленческого учета направленная на управление отдельными видами хозяйственной деятельности, в первую очередь, регулирование и контроль затрат и результатов, включая калькулирование себестоимости видов продукции и услуг; стратегического учета, формируемая на основе данных бухгалтерского и оперативного учета, а также на основе результатов статистических наблюдений;

· информация о «внештатных» ситуациях, причинах их возникновения и путей выхода из них.

· аналитическая информация, представляемая в виде отчетов и подводящая итоги функционирования организации за определенный период;

· информация о техническом оснащении и технологических процессах в организации;

· информация о специальных обследованиях на отдельных рабочих местах;

· устная информация.

Содержание каждой конкретной информации определяется потребностями уровней и звеньев управления и вырабатываемых управленческих решений. Она должна быть краткой, четкой в формулировках, своевременной, точной, достоверной и оптимальной.

Информация в организации должна быть релевантной (точно соответствующей запросу), что позволяет придать ей, при необходимости, директивный характер (обязующая, побуждающая действовать), обеспечивающий функционирование звеньев и уровней управления. Директивность информации фиксируется в документированном виде с официально установленными реквизитами. Хотя это может быть и обеспечивающая информация, содержащая сведения нормативного правового характера о правилах внутреннего трудового распорядка, оплате труда, распределении функциональных обязанностей и др.

Впервые требования к работе с документами и информацией в них были описаны М. М. Сперанским в 1811 году. Он разработал методику ведения делопроизводства в государственных учреждениях и стал основоположником науки, изучающей закономерности делопроизводства, - документоведения. Основные принципы и задачи документооборота до настоящего времени остались практически неизменными. По мере развития цивилизации, внедрения в повседневную жизнь достижений науки и техники в делопроизводстве стала использоваться оргтехника. И, наконец, когда на смену печатной машинке пришел компьютер, а переписка стала возможной без использования конвертов и почтовых марок, совершенно очевидным стал тот факт, что сегодня при работе с информацией не обойтись без использования новейших информационных технологий:

- систем в архитектуре клиент-сервер;

- систем сканирования и распознавания текста;

- систем управления базами данных;

- систем поиска документов;

- Internet / Intranet.

Информационное обеспечение управления содержит допущение, что в организации существует и недокументированная информация, которая не институциализирована технологическими стандартами и другими нормативными документами (не имеет официального статуса). Это происходит по причине того, что более 50 % указаний и распоряжений руководителей осуществляется в устной форме, без оставления следов на информационных носителях.

Поэтому процесс управления следует рассматривать не только в рамках передачи и трансформации информации, но и учитывать такие сложные факторы взаимоотношений людей в процессе совместного труда, как потребности, интересы, мотивы, долг, дисциплина, мораль, авторитет, ценность и др.[136]

Информация в системе управления организацией имеет ряд особенностей[137]:

большие объемы информации должны обрабатываться в строго определенные сроки;

исходная информация подвергается неоднократной обработке с учетом требований потребителей;

исходные данные и результаты расчетов хранятся длительное время.

Выполнить эти требования к управленческой информации способна сегодня лишь компьютерная техника с ее быстродействием и большой емкостью памяти. Оптимальный способ хранения информации – создание баз и банков данных, то есть функционально организованных массивов компьютерной информации, осуществляющих централизованное обеспечение коллектива пользователей или совокупности решаемых в системе задач. При этом способе создания и использования массивов в информации, когда одна группа специалистов обрабатывает и вводит в банк данных информацию, а другие специалисты ее используют в различных производственных аспектах, обеспечивается интерактивный, то есть активный с обеих сторон режим работы.

Поскольку информация используется для служебных функций, а также как средство управленческих коммуникаций, осуществляющихся главным образом при помощи языка и других знаковых систем, важно, чтобы информация и коммуникации вместе со средствами связи и программно-техническим обеспечением составляли инфраструктуру управления, то есть каналы и способы поддержания процессов управления.[138] В этом случае можно говорить о системе информационного обеспечения управления – связи информации с системами управления организацией и управленческим процессом в целом. В современных организациях такая система рассматривается как средство достижения основных целей предпринимательства – улучшения качества выпускаемых товаров и услуг, увеличения объема производства, укрепления конкурентоспособности. От эффективности системы информационного обеспечения управления зависит получение определенных положительных результатов:

· сокращение расходов: за счет снижения фонда оплаты труда; стоимости программного обеспечения; уменьшения почтовых отправлений; при перераспределении ресурсов; при сокращении численности аппарата управления; в процессе обработки данных и др.

· материальные и нематериальные выгоды: улучшение качества информационных материалов; повышение производительности труда; ускорение обслуживания; улучшение контроля; получение своевременной и достоверной учетной информации и т.п.

Но в целом – это многокомпонентный комплекс, объединяющий людей, процедуры обработки и оборудование – обычно на базе локальной компьютерной сети.

К основным целям при создании систем информационного обеспечения управления можно отнести:

· определение требований к содержанию информации и ее характеру в зависимости от целенаправленности;

· выработка системы хранения, использования и предоставления информации в централизованном и децентрализованном управлении;

· определение потребностей в технических средствах, в т.ч. в компьютерной технике в организации в целом и в каждом структурном подразделении;

· разработка программного обеспечения, создание и использование банков данных;

· проведение многовариантных расчетов в процессе разработки программ маркетинга, планировании, контроле, сбора и обработки цифровой информации;

· автоматизированная обработка и выдача текстовой информации;

· обеспечение копировальными устройствами, телексами, всеми средствами связи и коммуникации в рамках организации и структурных подразделений;

· автоматизация управленческого труда.

Достижение этих целей через построение локальной компьютерной сети позволяет решить ряд взаимосвязанных задач:[139]

- реализацию унифицированного доступа персонала управления к коммуникационным ресурсам;

- единое централизованное управление, администрирование и техническое обслуживание информационно-коммуникационных ресурсов;

- организацию доступа к структурированной информации в режимах on-line и off-line;

- организацию единой системы электронной почты и электронного документооборота;

- защиту электронной почты на основе международных стандартов с созданием защищенных шлюзов в существующие сети передачи данных, работающих по протоколам РОР3, SMPT, UUCP;

- организацию глобальной службы каталогов в интересах абонентов локальной компьютерной сети на базе протокола Х.500;

- реализацию единого пользовательского интерфейса, предоставляющего пользователям средства работы с коммуникационными ресурсами локальной компьютерной сети;

- взаимодействие локальной сети организации с бизнес системами других организаций, вычислительными сетями государственных учреждений, финансово-кредитных органов, участвующих в информационном обмене на правах абонентов телекоммуникационной корпоративной системы;

- функциональную наращиваемость, обеспечивающую построение локальной компьютерной сети, как постоянно развивающейся и совершенствующейся, открытой для внедрения новых аппаратно-программных ресурсов, позволяющих развивать и совершенствовать состав и качество информационно-коммуникационных услуг без нарушения нормального функционирования сети.

Локальная компьютерная сеть в этом случае понимается как интегрированная, многомашинная, распределенная система одной организации, имеющей территориальную рассредоточенность, состоящая из взаимодействующих компьютерных сетей структурных подразделений и подсистемы связи для передачи информации.

Для современных условий характерно применение технических средств автоматизированной обработки цифровой и текстовой информации на базе компьютеров с процессорами Intel 486.

Компьютеры, как правило, оснащены необходимым набором периферии, а ЭВМ (как крупногабаритные, так и персональные) используются, прежде всего, для обработки данных и решения расчетных задач, а также цифровой, текстовой и графической информации. К примеру, мини-ЭВМ используются, преимущественно, в целях:

- разработки оперативных планов производства и контроля за их выполнением;

- контроля движения запасов материалов, необходимых для процесса производства;

- расчета заработной платы;

- контроля за поступлением заказов;

- анализа данных о сбыте продукции;

- регистрации поступления платежей;

- ведения учета и отчетности и др.

Поэтому в реестре современных информационных технологий существенное значение приобретает формирование баз данных и управление ими. Каждя из них представляет собой пакет программ, предназначенных для того, чтобы обеспечить системный интегрированный, но в то же время гибкий подход к организации данных и доступ к ним.

Информационные базы данных обычно формируются путем объединения первичных статистических показателей деятельности организации в укрупненные файлы с необходимыми реквизитами. Базы данных постоянно обновляются в соответствии с ходом технологического процесса и с учетом требований потребителей информации, решающих большой комплекс информационно связанных управленческих задач.

При реализации системного подхода к информационному обеспечению управления особую значимость приобретают технологии офисной автоматизации – текстовые редакторы, электронная почта, факсимильная связь, автоматизированные рабочие места, видеоконференции и др.[140]

К примеру, текстовый процессор. Он сокращает время, необходимое для черновой подготовки, редактирования, копирования и распечатки текста; распространения и сортировки по файлам текстов материалов. Текстовый процессор совершает обработку текстов; подключаясь к нескольким дисплеям и принтерам, рассредоточенным по всему учреждению, создает возможность доступа к тексту всех сотрудников организации.

Электронная почта, используемая для коммуникационных взаимодействий, помогает избежать телефонной «некомпетентности», когда один из участников коммуникации отсутствует на месте. В этом заключено важное преимущество, если учесть, что только около одной трети телефонных звонков действительно приводят к контакту с требуемым абонентом. Кроме того, электронная почта дает возможность персоналу извлекать предназначенные для них сообщения в удобное для них время, тиражировать и направлять одно и то же сообщение сразу многим заинтересованным лицам.

Факсимильные аппараты работают как фотокопировальные машины, но используют широкомасштабные телекоммуникационные сети. Документы с их помощью могут передаваться в своем оригинальном виде и быстрее, чем другим способом, причем обычно с меньшими затратами.

Автоматизированные рабочие места, разрабатываемые на основе микрокомпьютерной и телекоммуникационной технологии, дают возможность менеджерам получить доступ к базам данных, к текстовым редакторам, экспертным системам, электронной почте. Они существенно сокращают объем рутинных, повторяющихся и утомительных операций, высвобождая значительную часть времени специалиста, занимающегося управленческой деятельностью, для более важных дел.

Проведение видеоконференций основано на использовании телекоммуникационных технологий, таких, как телефонные линии, многоканальная, а также микроволновая спутниковая связь. Все это обеспечивает возможность личного общения на значительном расстоянии, экономит время и деньги, обычно затрачиваемые при переездах, а необходимые для управленческой деятельности коммуникационные взаимодействия освобождаются от каких бы то ни было географически-пространственных ограничений. Эта технология наиболее эффективна, когда ее используют в системах государственного, муниципального, военного и корпоративного управления.

В настоящее время крупные организации используют и другие информационные технологии: экспертные системы для сложных видов управленческой деятельности (в сфере инвестиций, чрезвычайных ситуаций, прогнозных расчетов и т. д.); автоматизированные информационные системы (банковские, резервирования авиационных или железнодорожных билетов, в медицинских учреждениях и т. д.); автоматизированные системы управления персоналом (формирование и ведение личных дел, движения кадров, расчета заработной платы и т. д.); системы электронного документооборота (коллективная работа с документами в сетевой среде); аналитические системы и системы поддержки принятия решений на всех уровнях управления (SAS, Oracle Express, Business Object); интегрированные системы управления (Oracle Application, BAAN и т. д.).

Но информационная технология, как и любая другая должна отвечать следующим требованиям:

обеспечивать высокую степень расчленения всего процесса обработки информации на этапах управленческого воздействия;

включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;

иметь регулярный характер.

В системе информационного обеспечения управления информационные технологии имеют несколько тенденций развития:

меняются характеристики информационного продукта, который все больше приобретает вид расчетно-аналитической работы;

происходит совмещение всех типов информации и звуков, с ориентацией на ее одновременное восприятие человеком посредством органов чувств;

наблюдается сокращение промежуточных звеньев на пути от источника информации к ее потребителю;

продолжается глобализация информационных технологий в результате расширения параметров спутниковой связи;

просматривается конвергенция и стирание различий между сферами материального производства и информационного бизнеса;

признается, что информационные технологии стали важнейшим инструментом управления, социально-экономического развития общества, распространения новых знаний.

Квалифицированное применение современных информационных технологий дает возможность обеспечить качественную и количественную эффективность, рентабельность и экономичность управленческой деятельности. Если говорят о качественной эффективности, то имеют в виду достижение наилучшего из возможных результатов управленческой деятельности. Количественная эффективность воплощается в достижении наилучших конечных показателей, содействующих достижению более высокой производительности труда или снижению темпов инфляции. Рентабельность означает наилучшее соотношение между показателями на входе и выходе системы, например, соотношение между затратами и полученными результатами. Экономичность означает минимальную затрату ресурсов для принятия и осуществления управленческого решения.

Однако применение современных информационных технологий создает не только обширное пространство новых возможностей для повышения эффективности управленческой деятельности, но и ряд новых, не существовавших ранее проблем. Одна из наиболее острых среди них – компьютерная грамотность или, в более широком и существенном смысле, - грамотность управленческих кадров в области современных информационных технологий.

Не менее важная - надежность информации по всем видам управления, которая обеспечивается информационной безопасностью – состоянием сохранности информационных ресурсов государства и организации, защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.[141]

В современном социуме информационная сфера имеет две составляющие: информационно-техническую (искусственно созданный человеком мир техники, технологий и т.п.) и информационно-психологическую (естественный мир живой природы, включающий человека).[142]

Нормативную основу информационной безопасности в России образуют Концепция национальной безопасности 1997 г., Доктрина информационной безопасности 2000 г. и Основные направления нормативного правового обеспечения информационной безопасности Российской Федерации 2001 г. Информационная безопасность определяется Доктриной как состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства. Главная задача государства на данном направлении деятельности заключается в поиске режима правового регулирования, обеспечивающего оптимальный баланс публичных и частных интересов, надежный режим защиты охраняемой информации в сочетании с правом на доступ к ней.

Информационная безопасность предполагает защиту конфиденциальности, целостности, доступности информации и средств ее защиты. Это еще одни критерии классификации информации, знать которые особенно важно. Конфиденциальность – обеспечение доступа к информации только авторизованным пользователям. Целостность – обеспечение достоверности и полноты информации и методов ее обработки. Доступность – обеспечение доступа к информации и связанным с ней активам авторизованных пользователей по мере необходимости. В литературе предлагается следующая классификация средств защиты информации:[143]

Средства защиты от несанкционированного доступа (НСД):

средства авторизации;

мандатное управление доступом;

избирательное управление доступом;

управление доступом на основе ролей;

журналирование (так же называется Аудит).

Системы анализа и моделирования информационных потоков (CASE-системы).

Системы мониторинга сетей:

системы обнаружения и предотвращения вторжений (IDS/IPS);

системы предотвращения утечек конфиденциальной информации (DLP-системы).

Анализаторы протоколов. Антивирусные средства. Межсетевые экраны.

Криптографические средства:

шифрование;

цифровая подпись.

Системы резервного копирования.

Системы бесперебойного копирования:

источники бесперебойного питания;

резервирование нагрузки;

генераторы напряжения.

Системы аутентификации:

пароль;

сертификат;

биометрия.

Средства предотвращения взлома корпусов и краж оборудования.

Средства контроля доступа в помещения.

Инструментальные средства анализа система защиты:

мониторинговый программный продукт.

С развитием высоких технологий проблема информационной безопасности стала касаться всех без исключения. Скачивание электронных досье, взлом банковских счетов, неправомерный доступ к компьютерной информации стали почти обыденным явлением. Поэтому организациям и обычным гражданам защищаться от кибератак просто необходимо. Особого внимания требуют вредоносные программы для ЭВМ, которые можно условно разделить на три группы: компьютерные вирусы, сетевые черви, троянские программы.[144]

Компьютерные вирусы – это программы, которые умеют размножаться и внедрять свои копии в другие программы, то есть заражать уже существующие файлы. Обычно это исполняемые файлы (*.exe, *.com) или файлы, содержащие макропроцедуры (*.doc, *.xls), которые в результате заражения становятся вредоносными.

Сетевые черви – это вредоносные программы, которые размножаются, но не являются частью других файлов, представляя собой самостоятельные файлы. Особенность червей – чрезвычайно быстрое размножение. Червь без вашего ведома может, скажем, отправить «червивые» сообщения всем респондентам, адреса которых имеются в адресной книге вашей почтовой программы.

Троянские программы не размножаются и не рассылаются сами, они ничего не уничтожают на вашем компьютере, однако последствия от их деятельности могут оказаться самыми неприятными и ощутимыми. Задача троянской программы обычно состоит в том, чтобы обеспечить преступнику доступ к чужому компьютеру и возможность управления им. Все это происходит очень незаметно, без эффектных проявлений. Просто в один не очень прекрасный день ваша частная переписка может быть опубликована в Интернете, важная бизнес-информация продана конкурентам, а баланс лицевого счета у ннтернет-провайдера или в электронных платежных системах неожиданно быстро окажется нулевым или отрицательным.

Специалисты из Управления «К» МВД РФ разъясняют, как с помощью простых методов обезопасить себя и организацию от компьютерного криминала.

Если вы получили сообщение с вирусом, значит, уже невольно выполнили первый предварительный шаг на пути к заражению, поскольку опасный файл сохранился на жестком диске. Самый действенный способ оградить от вредоносных программ свой почтовый ящик, - это запретить прием сообщений, содержащих исполняемые вложения. Если абонент включает подобный фильтр, то все сообщения, содержащие исполняемые файлы, будут автоматически удаляться непосредственно на почтовом сервере. Как правило, по электронной почте чаще всего рассылают документы и изображения, но не программы. А при необходимости получить по почте программу можно договориться с отправителем, чтобы он предварительно упаковал ее с помощью какого-либо архиватора, например, Winzip или WinRar.

Для того чтобы запустить файл вложения на выполнение, следует открыть сообщение в отдельном окне, дважды щелкнув на строке сообщения в списке. Поэтому необходимо взять за правило не открывать сообщение, дважды щелкнув мышкой. Прочитать текст всегда можно в режиме быстрого просмотра, когда при одиночном щелчке мышкой на сообщении в списке текст сообщения отображается не в отдельном, а в основном окне программы.

Рекомендуется обращать особое внимание на файлы со следующими расширениями: ade adp bas bat, chm cmd com cpl, crt eml exe hlp, hta inf ins isp, jse lnk mdb mde, msc msi msp mst, pcd pif reg scr, sct shs url vbs, vbe wsf wsh wsc.

Часто вредоносные файлы маскируются под обычные графические, аудио- и видеофайлы. Для того чтобы видеть настоящее расширение файла, обязательно включите в системе режим отображения расширения файлов.

Нелишним будет установить персональный межсетевой экран – firewall. Следует указать исчерпывающий список программ и доступных им портов и сервисов.

Другой неприятностью при работе с новостями и другими подобными сервисами может оказаться огласка личного электронного почтового адреса, который впоследствии может быть использован для спам-рассылок или рассылок сообщений с вирусами. Когда вы помещаете сообщение в группе новостей, в нем всегда содержится обратный адрес. Это потенциально опасно, поскольку существуют специальные программы, которые способны автоматически сканировать подобные объявления, выуживая из них почтовые адреса. Однако такие программные автоматы легко обмануть. Измените свой обратный адрес, включив в него некоторую выделяющуюся часть, например, [email protected]: люди поймут, каков ваш истинный адрес, а программы будут использовать обманку.

Сервисами повышенной опасности являются и пейджеры ICQ. Дело в том, что, помимо просто обмена сообщениями, эти сервисы дают возможность обмениваться также файлами, которые могут оказаться вредоносными программами. Никогда не открывайте присланные файлы, предварительно не проверив их антивирусной программой. Другой потенциальной опасностью ICQ является возможность определения IP-адреса вашего компьютера, который может быть использован для воздействия извне. Работая в ICQ, обязательно установите флажок, запрещающий показывать IP-адрес.

Условием существования знаний и иной значимой для граждан, общества и государства информации является охрана интеллектуальной собственности. В последнее время в России было немало сделано для решения этой задачи. Принята четвертая часть Гражданского кодекса РФ, регулирующая вопросы защиты интеллектуальной собственности, внесены изменения в Уголовный кодекс РФ, ужесточающие наказания за нарушение авторских прав и распространение контрафактной продукции. Это позволило усовершенствовать защиту авторских прав на фирменные наименования, компьютерные программы, базы данных и доменные имена. В частности, за грубое нарушение исключительных прав на интеллектуальную собственность предусмотрена конфискация оборудования и материалов. Деятельность юридических лиц или предпринимателей без образования юридического лица, допустивших такие нарушения, будет прекращаться.

По мнению специалистов, принятие четвертой части ГК решит проблему регламентации оборота интеллектуальной собственности в России, упорядочит законодательство в интеллектуальной сфере, приведет его в соответствие с международными нормами и урегулирует существующие противоречия. В то же время в России актуальными остаются борьба с нелегальной продукцией на CD и DVD, пиратством в Интернете и создание условий для деятельности агентств по коллективному управлению авторскими и смежными правами, выступающих в роли посредников между правообладателями и лицензиатами.[145]





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 10199; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.