Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сущность управленческих решений




 

Выработка, принятие и реализация различных по своему содержанию и характеру решений есть основа управления, продукт и результат труда управленческого персонала. В литературе сформулировано множество дефиниций управленческого решения:

· творческий акт субъекта управления, определяющий на основе знания объективных законов функционирования управляемой системы и анализа информации о ее состоянии программу и характер деятельности участников совместного труда по устранению возникшей проблемы;[146]

· выбор альтернативы, продукт управленческого труда, который, в конечном счете, повышает или снижает эффективность функционирования организации;[147]

· концентрированное выражение процесса управления на его заключительной стадии; подлежащая выполнению команда, поступающая от управляющей системы к управляемой; фиксированный управленческий акт, выраженный в письменной или устной форме и реализуемый для решения проблемной ситуации;[148]

· попытка преодоления проблемы путем определения некоторого выбора и способа (алгоритма) его реализации либо способа организации исполнения.[149]

Все эти определения справедливы, поскольку их еще существует столько же, сколько специалистов в области управления. Но во всех дефинициях управленческое решение понимается как процесс, технология, а не как отдельный, пусть даже творческий акт. Субъект управления не просто принимает решение, а управляет принятием решений другими и исполнением решений. Для управленческого решения весьма важны форма, способ и средство введения решения в коммуникации. Как только руководитель подписывает документ, мы получаем управленческое решение. Форма его представления должна сделать выбор управления понятным для исполнителей, а исполнение – организуемым и контролируемым.[150]

Конкретные управленческие решения в организации значительно отличаются одно от другого и могут быть классифицированы по различным признакам:

по субъекту управления: решения руководителя, коллегиального или коллективного органа;

по масштабам объекта управления: общие или локальные, адресованные определенному структурному подразделению;

по содержанию: экономические, социальные, технические, оперативные;

по характеру целей управления: стратегические, тактические, оперативные;

по периоду осуществления: перспективные (долгосрочные), текущие (среднесрочные), регулирующие (краткосрочные);

по уровням сложности: элементарный, характеризующий так называемые рутинные решения; средний, предполагающий выбор одного из возможных вариантов по одному заранее известному или нескольким, но непротиворечивым критериям предпочтения; высокий, при котором не только заданная цель может быть достигнута путем выбора нескольких вариантов решений, но и критерии предпочтения различны (минимизация затрат, максимизация прибыли и др.);

по форме: письменные и устные;

по условиям: принимаемые в условиях неопределенности, которые, как правило, хорошо структурированы (детерминированы); принимаемые в условиях риска и относящиеся к разряду вероятностных; принимаемые в условиях определенности;

по способу воздействия на управляемый объект: прямые директивные, которые доводятся до исполнителя в виде приказа, распоряжения, обязательного для выполнения; косвенного воздействия с использованием средств стимулирования повышения эффективности управленческого труда;

по личному вкладу руководителя в принятие решения: предписанное вышестоящими инстанциями, инициативное.

Классификация является инструментом анализа содержания и роли решений в процессе управления. При этом вряд ли возможна классификация по какому-либо одному признаку, более правильно основываться на их сумме.

Обращение к подобным классификациям позволяет руководителям организаций повысить научную обоснованность выбора и принятия тех или иных видов управленческих решений в зависимости от конкретных условий. Но в любом случае управленческое решение принимается полномочным руководителем в пределах предоставленных ему прав с учетом действующего законодательства.

Каждое управленческое решение содержит несколько основных элементов:[151]

1) прогнозирование различных вариантов действий и возможных последствий каждого из них;

2) планирование состава и содержания выбранного будущего действия;

3) организация (техническая, финансовая и др.) выполнения действия;

4) стимулирование объектов, осуществляющих эти действия;

5) координация, как изменение принятого ранее порядка выполнения действия в связи с возникшими и не предусмотренными ранее обстоятельствами, мешающими или способствующими его выполнению;

6) демократизация, гуманизация действий как необходимых форм осуществления управленческой власти;

7) контроль выполнения действия;

8) информирование инициатора действия о ходе его выполнения.

По существу, это определенный алгоритм, структуризация проблемы в комплексе задач, поддающихся разрешению, технология, в которые входят следующие элементы:[152]

- зачем делать? (идея, цель);

- что делать? (количество и качество объекта);

- с какими затратами делать? (ресурсы);

- как делать? (по какой технологии?);

- кто должен делать? (исполнители);

- когда делать? (сроки);

- для кого делать? (потребители);

- где делать? (место);

- что это даст? (экономический, социальный, управленческий, технический и другой эффект).

Если ответить на эти вопросы, увязать элементы в пространстве, во времени, по ресурсам и исполнителям, можно говорить об управленческом решении как технологии, которая задает, организует, контролирует исполнение, выявляет экономичность решения проблемы. Под экономичностью решения понимается соотношение результата и затрат. Затраты выступают в форме расходов на содержание персонала (на обработку проблемы принятия решения, на обучение, на организацию) и материальных затрат (на компьютерное, программное обеспечение) при разработке, внедрении, использовании того или иного метода принятия решения. Они, в свою очередь, подразделяются на аналитические и эвристические. Аналитические методы характеризуются тем, что при их применении обращаются к систематизированному расчету. К ним относятся: экономический анализ, анализ IS-LM (макроэкономический); анализ безубыточности; анализ внешней среды; анализ затрат и результатов; анализ «затраты-выпуск»; анализ «издержки-выгоды»; анализ инфляционных процессов; анализ конкурентов; анализ маркетинговый; анализ потенциала организации; анализ рынка; анализ технический; анализ управленческой деятельности и т. д. Эвристические методы отличаются от аналитических тем, что они, как правило, не дают оптимального решения проблемы принятия решения, позволяя найти только приближенные к оптимальному состоянию. Это эвристические правила и имитации.

Термин «эвристический» (от греч. evriskein) означает «находить». Эвристические правила представляют собой эмпирические формулы, или правила поведения, соблюдение которых при аналогичных проблемах принятия решений в прошлом привели к удовлетворительным результатам; существуют они в многообразной форме (установление пределов задолженности, приоритеты выделения средств, правило размещения капитала и пр.). С помощью имитации создается модель и с ее помощью делаются выводы о решении конкретной проблемы (проигрывание альтернатив, анализ воздействий, ролевые ситуации и др.).

На управленческие решения существенно влияет значительная сложность, а иногда и неясность решаемой проблемы, прежде всего трудности нахождения причинно-следственной связи между решаемой проблемой и другими проблемами и той ситуацией, в которой принимается решение. Руководитель зачастую не может во всех случаях найти и реализовать оптимальное решение, поэтому он ограничивается обычно «приемлемым» решением, основанном часто на «здравом смысле». Все это может привести к опасному упрощению, особенно в ложных, многофакторных управленческих решениях, что является главной причиной снижения управленческой деятельности. В этой связи различают несколько условий оптимальности решений:

- компетентность субъектов, принимающих решения;

- обеспеченность решения информацией;

- обоснованный выбор проблемы, цели и средств ее достижения;

- своевременность, цикличность и соподчиненность решений.

Понятие компетентности субъектов должно отражать не только закрепленные за ними полномочия, определяющие сферы их деятельности, но и квалифицированность, подготовленность кадров, выполняющих функции управления.

При сборе, обработке, использовании информации совершаются необходимые логические и творческие операции. Собранная и обработанная информация предопределяет цели, которые будут поставлены в разрабатываемых решениях, предполагает пути и методы достижения поставленной цели.

Поиск проблемы, умение ощутить назревшую потребность содержат прежде всего познание и верное отображение объективных закономерностей, анализ складывающихся ситуаций, учет влияния различных факторов внутренней и внешней среды. Это важно учитывать, поскольку в реальной действительности в процессе принятия решений приходится иметь дело с несколькими целями разного содержания: экономического, социального, политического, технического, организационного. В этом плане решение почти всегда является компромиссом между факторами различной значимости и содержания.

Решения возникают периодически в процессе самой управленческой деятельности. По этой причине нельзя говорить о существовании сплошного потока решений, сливающегося по существу с управленческим процессом как таковым. Своевременность решения – это выверенное и предпринятое точно в срок управленческое воздействие, а цикличность и соподчиненность решения заключаются во введении такого порядка, при котором каждый управляющий субъект будет заранее предвидеть серию взаимосвязанных решений в рамках общей цели достижения. Речь идет о возможности прогнозирования потребности в принятии наиболее существенных управленческих решений.

Как правило, в принятии управленческого решения участвуют, хоть и в различной степени, интуиция, суждение и рациональность.

При доминанте интуитивного руководитель основывается на собственном ощущении того, что его выбор правилен. Здесь может присутствовать внутреннее озарение, что, несмотря на управленческий опыт, решение иногда может привести к ошибке.

Управленческие решения, основанные на суждении, во многом сходны с интуитивными, хотя в их основе лежат знания и осмысленный (в отличие от предыдущего случая) опыт прошлого. Используя их и опираясь на здравый смысл с поправкой на современность, субъект выбирает то из прежних решений, которое, по его мнению, приведет в данной ситуации к лучшему результату.

Поскольку управленческие решения принимаются людьми, они во многом отражают психологические признаки личности: сознание, самосознание, саморегулирование, индивидуальность, активность в деятельности. В связи с этим исследователи[153] различают несколько видов управленческих решений: уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные.

Уравновешенные решения принимают руководители, критически относящиеся к действиям, выдвигаемым гипотезам, подвергающие их тщательной проверке.

К импульсивным решениям склонны люди, умеющие воспринимать и генерировать новые идеи, но не владеющие технологиями их анализа и построения прогнозных последствий.

Инертные решения – результат осторожного поиска, при котором контрольные и уточняющие действия преобладают над генерированием идей, поэтому в таких решениях почти невозможно обнаружить оригинальность, творчество, новаторство.

Рискованные решения всегда сопряжены с возникновением различного рода угроз, зачастую руководители игнорируют правовую экспертизу, а в процессе принятия решений отсутствует обоснование возможной альтернативы.

Существенной особенностью управленческих решений в системе государственного и муниципального управления является их юридическое оформление. Другими словами, управленческое решение как волевой акт имеет значение, лишь будучи «объективированным» в виде закона, подзаконного акта или другого правового документа. В этом случае оно облекается в соответствующую форму, приобретает определенную юридическую силу и может быть доведено до исполнителей по заранее установленным каналам распространения информации.

Проблема юридического оформления управленческих решений в организации включает в себя несколько групп организационных вопросов:[154]

1) разделение процесса принятия решения на периоды аналитического обоснования, оценки альтернативных вариантов и выбора оптимального;

2) наличие субъектов, уполномоченных принимать управленческие решения (руководителей);

3) привлечение к подготовке вариантов управленческих решений профессиональных юристов;

4) объединение правовых и организационных возможностей для создания оптимального режима подготовки, принятия и реализации управленческих решений;

5) соблюдение требований к управленческим решениям;

6) установление системы выявления отклонений в процессе реализации решений (контроля).

Первая группа вопросов предполагает, что руководитель, стремящийся к максимально выгодному результату при минимальных затратах, формирует рациональную модель поведения. Рациональность его действий определяется знанием границ возможного (т.е. прав и обязанностей), способностями к анализу, учету исходных условий, их оценке и сопоставлению. Разделение процесса принятия решения на указанные периоды помогает оценить вероятность наступления благоприятных и неблагоприятных событий, осознать задачи деятельности, т.е. соотнести цели деятельности с данными условиями.

Вторая группа предполагает, что основной функцией субъекта управления, т. е. руководителя, всегда остается принятие управленческих решений. Руководитель – это лицо, возглавляющее организацию, которое без доверенности действует от имени этой организации, представляет ее интересы, распоряжается ее имуществом, заключает договоры, в том числе трудовые, выдает доверенности, открывает в кредитных организациях расчетные и другие счета, утверждает штаты, издает локальные акты управления (приказы, распоряжения и др.), обязательные для всех работников. В процессе реализации многочисленных функций он осознает, что наделен соответствующими полномочиями, правомерно влияет на изменение поведения подчиненных, применяя основные формы проявления власти – формальный авторитет, приказ, принуждение.

Одновременно в этом процессе используются и психологические приемы воздействия руководителя на подчиненных: заражение как процесс передачи эмоционального состояния от руководителя к исполнителям; внушение, связанное с влиянием на психическую сферу подчиненных, при котором утрачиваются сознательность и критичность восприятия сообщаемой информации; убеждение, включающее в себя различные виды воздействия: информирование, разъяснение, доказательство и опровержение.

Реализацию любой управленческой функции руководителя на подчиненных эмпирически исследуют через проявление его индивидуальных качеств, которые традиционно объединяют по нескольким критериям:

1) физические характеристики (возраст, внешний вид, рост, вес);

2) социальное происхождение, образование, социально-экономическое положение;

3) способности (интеллект, рассудительность, знания, умение выражать свои мысли);

4) личные особенности (приспосабливаемость, доминирование, независимость, оригинальность, уверенность в себе);

5) отношение к задачам (трудовая мотивация, ответственность, инициатива, упорство, ориентация на производственные задачи);

6) социальные способности и навыки (готовность к кооперации с другими, популярность, навыки общения).[155]

При характеристике третьей группы организационных вопросов следует учитывать, что профессиональная деятельность юристов регламентируется законом и протекает в условиях общения, которое составляет основное содержание их деятельности. Труд в области юриспруденции сродни управленческому: это труд умственный, осуществляемый человеком в виде нервно-психических усилий. Он реализуется в трех основных формах: эвристический труд (анализ, изучение проблем, разработка вариантов решений); административный (текущая координация и оценка деятельности подчиненных с применением приказов, распоряжений, инструктирования, обмена информацией, контроля); оперативный (техническое обеспечение производственных и управленческих процессов в необходимой информацией).

При оформлении управленческих решений в организации реализуется ряд направлений юридической деятельности: коммуникативное, социальное, поисковое, реконструктивное, организационное и удостоверяющее.[156] Обычно они имеют результат (нормативный акт), обладающий правовой природой, так как он основан на нормах права – общеобязательных, формально определенных правилах поведения, установленных или санкционированных государством, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Ничто не должно противоречить нормам права, чтобы не перейти тонкую грань, которая отделяет правовые явления от неправовых.

Исходя из этого профессиональный юрист при анализе вариантов управленческих решений реализует свои функции по двум основным направлениям:

1) деятельность, направленная на создание нормативных актов, т. е. документов, содержащих правила поведения работников в конкретной ситуации, регламентированной правом;

2) деятельность, направленная на реализацию требований, содержащихся в созданных нормативных актах, т. е. на непосредственное воплощение в жизнь предписаний субъекта правотворчества, содержащихся в принятом документе.

Оба этих направления формируют единый процесс правотворческой и правореализационной деятельности. Следовательно, при подготовке управленческих решений роль юридического труда чрезвычайно важна, ибо весь он строится на основании норм права и является прямым выражением результата их реализации, оставаясь при этом основным элементом содержания и функционирования системы управления, удерживая ее в рамках законности.

Поскольку управленческие решения в организациях принимаются разные и в большом количестве, юристы выполняют целый ряд функций:

1) посредническую – между коллективом и руководителем в процессе решения правовых проблем лиц, работающих в организации;

2) регулятивную – при защите интересов работников и организации; при поддержании связи с внешней средой; при представлении интересов организации в суде, органах государственной власти, муниципального управления и др.;

3) организационную – в период правового обоснования, подготовки и реализации внутриорганизационных мероприятий;

4) информационную – в процессе разъяснения характера воздействия нормативных правовых актов;

5) консультативную – при юридическом сопровождении различных видов деятельности в организации и участии в анализе текстов нормативных правовых актов;

6) законотворческую – в случае участия в подготовке законов;

7) прогностическую – при формировании умений и навыков предвидения развития тех или иных процессов в связи с принятием управленческих решений.

Этот перечень позволяет уверенно утверждать, что сегодня юрист уже не может оставаться простым транзакционистом, т. е. работником, занимающимся только подготовкой договоров, ревизией подготовленных документов и дающим консультации по правовым вопросам. Он должен профессионально разбираться во всех видах управления, оказывать квалифицированную помощь руководителям не только в процессе разработки, принятия, но и реализации управленческих решений, предвидеть их юридические последствия.

Четвертая группа организационных вопросов предполагает необходимость придавать важное значение правовому фактору при конструировании управленческих решений, который нельзя рассматривать статически, в каком-то одном измерении. При объединении усилий руководителей и юристов чаще всего наблюдается освобождение сознания от установок и стереотипов, что позволяет с новых позиций увидеть варианты устранения возникшей проблемы.

Это достаточно сложный процесс обдумывания новых путей и способов исправления ситуации с тенденцией к лучшему решению. С помощью этих инструментов права возможно:

1) разграничить и распределить сбор, обработку и направление результатов анализа информации по разным уровням подготовки материалов для управленческих решений;

2) рационально построить систему принятия решения и точно соотнести ее с системой ответственности;

3) наиболее целесообразно распределить в системе принятия решений соотношение экспертной оценки с действиями должностных лиц, ответственных за принятие и реализацию принятой к исполнению программы;

4) определить формальные (нормативные) границы свободы в процессе принятия должностным лицом управленческого решения, с тем чтобы не допустить произвола, с одной стороны, ограничения инициативы – с другой;

5) обеспечить точное распределение функциональных ролей прав и обязанностей персонала управления прав и обязанностей работников, создать систему взаимосвязей управленческих отношений.[157]

Наиболее важна в этом случае правовая регламентация, при которой порядок и последовательность самого процесса управленческой деятельности, как правило, стандартизированы и зафиксированы в соответствующих нормативных правовых актах: уставе, положениях, должностных инструкциях, правилах и т. п.

Таким образом, право предопределяет принимаемое управленческое решение по конкретному вопросу, устанавливая путем запретов, предписаний и дозволений границы волеизъявления применяющих право должностных лиц. Оно способствует выработке и принятию оптимальных, с целесообразными затратами решений, что проверяется потом на практике: круг наиболее допустимых вариантов управленческого решения очерчивается применяемыми нормами права. И что самое существенное – в процессе правоприменения право воздействует на само содержание управленческого решения: или абсолютно определенно указывая, каким оно должно быть в подобных ситуациях, или закрепляя относительно определенные (от и до) либо альтернативные (или-или) предписания.[158] Отсюда применение нормы права является своеобразным ключом, открывающим доступ к принятию управленческих решений.

Совместная работа руководителей и представителей юридического труда позволяет создать такую систему отношений, в которой успешно развиваются коммуникационные связи, от участников добиваются скоординированных действий, отвечающих характеру готовящихся и принимаемых решений, от внимания не ускользают многие мотивы, определяющие поведение человека в организации, в том числе те, которые более всего соответствуют жизненному опыту, интересам и внутренним потребностям людей. В свою очередь персонал управления, привлекаемый к подготовке материалов для управленческих решений, налаживает между собой неофициальные контакты, какова бы ни была природа этих контактов, они характеризуются наличием сети коммуникаций, по которой передается взаимная информация. В результате возникает двойная система отношений и взаимной информации: с одной стороны, по вертикали, т. е. по иерархии должностных лиц, а с другой – по горизонтали, между работниками примерно одного уровня управления.

Такая групповая работа максимально объединяет ценностные ориентации участников, что характеризует их социальную совместимость, а общность интересов и симпатий свидетельствует о совместимости психологической.

Применение норм права, с оной стороны, представляет собой весьма распространенный вид (форму) управленческой деятельности, с другой – трактуется как совокупность элементов субъективной человеческой психики. По мнению исследователей,[159] объективно в области права и управления существуют только психологические переживания, связанные с представлениями одного человека, пользующегося правом требовать выполнения определенных обязанностей, возложенных на другого человека. Следовательно, право и управление необходимо рассматривать не только как систему управленческо-правовых норм, но и как психическое переживание людей. Управленческо-правовые нормы могут создаваться в результате определенных эмоций, индивидуальных психических переживаний человека. В этом случае право существенно влияет на личностно-психологические установки человека.

При реализации технологий принятия и реализации управленческих решений важно соблюсти основные требования к их подготовке, поскольку сам процесс принятия решений сложен и многосторонен, включает целый ряд стадий и операций. Вопросы о том, сколько и какие стадии должен пройти процесс принятия управленческих решений, каково конкретное содержание каждой из них, решаются руководителями по-разному. Это зависит от квалификации субъекта, уполномоченного принимать решения, стиля руководства, культуры управления в организации, социально-психологического климата и многих других факторов.

Классический подход к принятию решений состоит в соблюдении определенной процедуры, выполнении обязательных действий, учете ряда факторов и следовании соответствующим требованиям.

Процесс принятия решений содержит постановку проблемы, выявление ограничений и определение альтернативных вариантов, принятие решения, реализацию решения, контроль за исполнением решения.

Правила принятия решений (нормативы) обычно разрабатываются и принимаются самой организацией. В них закрепляются действия, необходимые для реализации принятых решений в определенных условиях. Эти правила необходимы для координации работы различных структурных подразделений и делятся на оперативные, стратегические, организационные. Оперативные правила формируются в виде инструкций; стратегические (или деликатная политика) разрабатываются на высшем уровне управления и не имеют временных ограничений; организационные устанавливают права и ответственность согласно действующему законодательству.

Факторы, сопутствующие эффективности управленческих решений:

1) соблюдение иерархии в принятии решений, делегирование полномочий по принятию решения тому уровню управления, на котором больше необходимой информации и который непосредственно участвует в этом процессе;

2) использование групповой работы;

3) централизация руководства в принятии решения.

Управленческое решение должно отвечать требованиям экономичности, быть своевременным, обоснованным и реально осуществимым.

Все названное сопровождается правовым регулированием. Регулировать – значит упорядочивать, воздействовать на регулируемый объект с целью ввести его в определенные рамки и обеспечить его деятельность в конкретном правовом поле. В правовом регулировании участвуют не только нормы права, но и правоприменительные предписания. В процессе применения права при выработке и принятии управленческих решений юрист не просто распространяет положения юридических норм на конкретный случай, а определяет (изменяет, закрепляет, корректирует и т. п.) содержание прав и обязанностей, меру юридической ответственности и некоторые другие условия для участников данного правоотношения. Таким образом, с помощью права происходит упорядочение отношений участников разработки, принятия и последующей реализации управленческого решения (т. е. их регулирование), поддерживается непосредственно процесс управления.

В самих же решениях содержится индивидуально-конкретные правовые предписания, которыми должны руководствоваться управляемые субъекты.

Внимание к процедуре, многочисленным факторам и требованиям, сопровождающим процесс принятия управленческого решения, предполагает «подключение» к нему логики и разума. Еще древние греки обратили внимание на то, что с помощью логических построений можно, с одной стороны, приходить к новым выводам, получать дополнительную информацию, а с другой – вводить людей в заблуждение. Допустим, излишняя эмоциональность может привести к спаду настроения, раздражительности, потере конструктивной способности просчитывать вероятные последствия решения. Положительное моделирование устранения проблемы приводит к положительному результату; установка на поражение чаще всего дает результат негативный. Для принятия оптимального, наиболее верного решения требуется (в возможных пределах) анализ. Гибкий ум в этих условиях ищет наилучшее и не ограничивается одной версией.

Заключительная группа организационных вопросов относится к функции контроля. Организовать выполнение решения – задача достаточно трудная. Если на этапе подготовки, юридического оформления и принятия решения руководитель оперирует идеальными отображениями предметов и явлений, то в процессе организации его исполнения он сталкивается с реальной ситуацией, которая чаще всего отличается от идеальной. И здесь важно учитывать, что руководитель организует не только собственную деятельность, но и труд многих людей. Это два разных события, поскольку он применяет контроль – средство воздействия, позволяющее не только выявлять, но и предупреждать отклонения, ошибки, обнаруживаемые в процессе реализации управленческого решения. Это средство воздействия имеет взаимосвязанные стороны – объективность и независимость. Первая обусловливает возможность оценки реального состояния дел, вторая – способность субъектов контроля осуществлять такую оценку.

С точки зрения права контроль – составная часть управления объектами и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому положению, предусмотренному законами, инструкциями, другими нормативными актами.[160]

Установление контроля возможно только через оптимальное построение системы коммуникаций руководителей и исполнителей, при которой он принимает форму обратной связи. Главное назначение контроля – своевременное обнаружение возможных отклонений от заданной программы реализации решения, их причин, а также принятие необходимых мер по ликвидации таких отклонений. Здесь реализуются различные функции контроля – диагностическая, ориентирующая, стимулирующая, педагогическая. В этом случае контроль позволяет:

1) увидеть сложности проявлений участия персонала в управленческих решениях;

2) учесть индивидуальность каждого подчиненного, особенности его темперамента, сильные и слабые стороны;

3) создать условия, при которых подчиненные начинают сами, без принуждения и напоминания действовать согласно логике принятого решения;

4) построить оптимальную модель стимулирования, при внедрении которой персонал управления осознает свои перспективы, их зависимость от качества выполненного решения;

5) установить определенный лаг свободы выбора и самостоятельности подчиненного в выборе методов и способов реализации решения;

6) представить законченную работу в наилучшем виде.

В организации все управленческие решения некоторым образом взаимосвязаны и каждое из них сопряжено с компромиссами, негативными последствиями и побочными эффектами, значение которых руководитель должен соотнести с ожидаемой выгодой.[161]

Вопросы для самоконтроля

 

1. Каково предназначение техники управления?

2. Как возник управленческий труд и как он создает свою добавленную стоимость?

3. По каким причинам совокупность функций управления создает цикл управления?

4. Для чего и каким образом в организации создаются фиксированные взаимосвязи между структурными подразделениями и работниками?

5. Каковы основные свойства информации в управлении?

6. В чем состоит социальная ценность информационных ресурсов, используемых в управлении?

7. Какие результаты могут быть получены при эффективном использовании системы информационного обеспечения управления?

8. Какими параметрами характеризуется качество управленческого решения?

9. Какие группы вопросов включает задача юридического оформления управленческих решений?


Глава 4. КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2743; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.075 сек.