КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Задачи и процедура отбора персонала. Этапы отбора персонала
Отбор персонала — это одна из основных обязанностей HR-менеджеров. Правильный выбор может помочь в увеличении производительности, прибыли и повышении «боевого духа» сотрудников. Сферы поиска персонала: § с помощью своих друзей и знакомых; § разместить соответствующее объявление на доске объявлений; § поместить объявление о приглашении на работу в газете или журнале; § обратиться в бюро по трудоустройству. Система отбора состоит из следующих этапов: 1. Разработка требований к должности (должностные инструкции) – обеспечивает поиск претендентов необходимой классификации. 2. Привлечения для участия как можно большего количества претендентов, обладающих минимальными требованиями. 3. Проверка претендентов с использованием формальных методов, в целях отсева худших. 4. Отбор на должность из числа лучших кандидатур – Здесь решение принимает непосредственно руководитель. Организация отбора: 1. Предварительная беседа. Крайне важный этап, который предшествует всему процессу отбора. Важно понять, что наниматель, желает купить подешевле и хорошее, а претендент на должность – естественно, более высокооплачиваемую работу. 2. Заполнение бланка доверительных документов (анкета). В содержании документа должна отражаться информация о личности, то есть биографические данные, трудовые отношения, друзья, увлечения и т.п. 3. Беседа по найму - контактное общение с непосредственным представителем организации. Может происходить в 2-х направлениях (слабо формальном, по схеме). При первом способе могут существовать множество нюансов. Вопросы нестандартизированы, в некоторых случаях могут применяться методы давления. Практически все кандидаты знакомы с типичными вопросами, которые задаются на интервью: · Почему вы ушли с последней работы? · Почему вам интересна эта работа? · Чем вы будете заниматься через 5 лет? · В чем ваши сильные и слабые стороны? · Что вам больше всего нравилось на вашей последней работе? · А что больше всего не нравилось? Необходимо подумать о вопросах, к которым кандидат не будет готов. Например, таких: · Расскажите о вашем лучшем начальнике. Почему вы считаете его лучшим? · Расскажите о вашем худшем начальнике. Почему вы считаете его худшим? · Что может сделать начальник, чтобы помочь вам? · Как вы подходите к решению проблем? · Опишите какой-нибудь конфликт на работе и как вы разрешили его. · Что бы мог сделать ваш предыдущий работодатель, чтобы быть более успешным? · Какие навыки вы хотели бы обрести в следующем году? 4. Тесты по найму – дополнительная оценка нанимающихся. Суть этой оценки заключается в выявлении типичного поведения нанимающегося и оценки (прогнозе) будущего его поведения в конкретном коллективе. 5. Проверка рекомендаций и послужного списка. 6. Медицинский осмотр – необходимо подтверждение психологического и физического здоровья. Следовательно, посещаются такие врачи как невропатолог, терапевт, лор, окулист, психиатр. 7. Принятие решений – представляет пакет документов. При отказе принятия на работу необходимо требовать его возвращения. При принятии на работу – подписание трудового контракта. К собеседованию необходимо тщательно подготовиться. Нужно продумать и подготовить все, что может понадобиться интервьюеру, или кандидату в процессе проведения собеседования. Подготовка к собеседованию: 1. Для интервьюера Если интервьюер изначально располагает достаточно полной информацией о кандидате, ему будет проще проводить собеседование. Однако эти данные нельзя использовать как основу для выводов. В случае если интервьюер мало знаком со спецификой предлагаемой работы, он должен подготовиться, уточнить размеры и условия заработной платы, особенности выполняемой работы. 2. Для кандидата Необходимо, чтобы кандидат чувствовал себя свободно и удобно, поэтому место проведения собеседования тоже должно быть подготовлено. Стол, а также любые другие предметы, находящиеся между кандидатом и интервьюером, играют роль барьеров и мешают установлению контакта. Удобный стул, чашка чая или кофе создадут приятную обстановку. Если кандидат вынужден некоторое время ждать, пока его примут, ему можно предложить, например, посмотреть материалы о работе организации. И, наконец, если в течение дня проводится несколько собеседований, для каждого должно быть выделено достаточное количество времени. Для успешного проведения собеседования необходимо составить его план. Туда включаются цели, которые необходимо достичь в итоге, и способы, которыми это предполагается сделать. Также необходимо продумать, кто должен принимать участие в собеседовании в качестве интервьюеров (если их несколько) и функции каждого. Проведение собеседования. Любое собеседование состоит из 3-х этапов: 1. Установление контакта Установление контакта влияет на ход всего собеседования в дальнейшем. Для этого необходимо поместить интервьюера в комфортную обстановку, представить ему всех интервьюеров. Если контакт установлен, то собеседование пройдет не по форме „вопрос-ответ“, а в виде двустороннего общения, обмена мнениями. (3-4 минуты). 2. Общение (до 30 минут). Для того, чтобы выяснить максимум информации за минимум времени, интервьюер должен умело вести собеседование. Для этого ему нужно обладать следующими умениями: Умение спрашивать. Очень важно уметь правильно формулировать свои вопросы, так чтобы кандидат их понял. Поскольку люди зачастую понимают одни и те же слова по-разному, нужно выбирать наиболее конкретные формулировки. Умение спрашивать можно рассмотреть и с другой стороны – как умение задать нужный вопрос. Если, например, интервьюер хочет выяснить, как кандидат умеет формулировать свои мысли, он может задать проблемный вопрос, ответ на который требует некоторого размышления. Не менее важно и уметь задавать уточняющие вопросы. Для того, чтобы овладеть умением задавания вопросов необходимо знание правил, ознакомится с которыми можно изучив Приложение 3. Умение слушать. Это умение предполагает полную концентрацию на том, что в данный момент говорит кандидат. Часто этому может помешать склонность интервьюера к быстрому складыванию собственного мнения. Кроме этого, собственные привычки и установки могут также помешать ему правильно интерпретировать то, что говорит кандидат. Чтобы свести эти помехи к минимуму, нужно внимательно сосредоточиться на том, что говорит кандидат и задавать уточняющие вопросы. Умение эффективно слушать это не просто умение слышать собеседника. Это навык активного участия в разговоре, умение собирать информацию. Кроме того, умение активно слушать оказывает благоприятное впечатление на собеседника. Для того, чтобы овладеть умением активного слушания необходимо наличие некоторых навыков слушания, знание правил слушания, ознакомится с которыми можно изучив Приложение 4. Умение вести разговор. Умение вести разговор означает способность контролировать его ход, направлять беседу в нужное русло. Причем, это нужно делать так, чтобы не помешать кандидату, не перебивать и не делать резких переходов от одной темы к другой. Нужно уметь приспособиться под стиль общения, предлагаемый кандидатом. Если тот стремится говорить пространно, незаметно переходит от темы к теме и забывает, о чем был задан вопрос, его нужно корректно сдерживать, поскольку время собеседования все же ограничено. Наоборот, если кандидат не стремится много говорить, его нужно поощрять к монологам, сведя свои фразы к минимуму. Умение делать выводы. Делая выводы, нужно основываться на объективных наблюдениях и данных. Не стоит делать этого в самом начале собеседования, так как в этом случае может быть упущена важная информация. 3. Завершение собеседования Нельзя завершать собеседование тогда, когда этого захотелось интервьюеру. Сначала нужно предложить кандидату задать интересующие его вопросы или сообщить какую-то дополнительную информацию. Только после этого можно переходить к заключительному этапу собеседования. Интервьюер должен кратко подытожить все, что было сказано, и сообщить дальнейшие события (когда и каким образом можно получить информацию о результатах). Для того, чтобы в итоге принять решение, необходимо делать заметки во время или хотя бы сразу после собеседования. Особенно если на вакансию претендует много кандидатов. На основе этих записей и нужно принимать решение. Лучше всего составить небольшую таблицу, куда будут внесены основные характеристики всех кандидатов. Это позволит посмотреть их в сравнении и понять, кто лучше остальных подходит на свободную должность. Естественно, основным условием выбора является ответ на вопрос, подходит ли кандидат на ту должность. Однако необходимо также учесть, сможет ли он влиться в команду.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |