Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Законодательная база сертификации




 

В России в настоящее время существует достаточно развитое законодательство, регулирующее деятельность по сертификации. Принято более 20 законодательных актов и постановлений Правительства в данной области.

Законом «О защите прав потребителей» в редакции 1992 г. впервые в стране была введена обязательная сертификация соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов уполномоченным на то органом. При этом под «стандартом» понимаются следующие документы: государственные стандарты, санитарные нормы и правила, строительные нормы и правила, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к качеству товаров (работ, услуг).

Как указывается в Законе, запрещается реализация товаров (в том числе импортных), выполнение работ и оказание услуг без сертификата, подтверждающего их соответствие обязательным требованиям стандартов, которые должны обеспечивать безопасность жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Так как Закон в редакции 1992 г. около года был единственным законодательным актом, регулирующим отношения при обязательной сертификации, то в ее тексте присутствовали положения, устанавливающие полномочия органов государственного управления (нынешние федеральные органы исполнительной власти), осуществляющих контроль за безопасностью для потребителя товаров (работ, услуг). В частности, за Госстандартом России закреплялся статус национального органа по сертификации товаров (работ, услуг),

В законе указан субъект, устанавливающий необходимость для товара (работы, услуги) проведения обязательной сертификации. В соответствии со ст. 7 «Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)» перечень товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации, утверждается Правительством Российской Федерации. Критерием, на основании которого они подлежат обязательной сертификации, является наличие закона или стандарта, в котором установлены требования, обеспечивающие безопасность жизни, здоровья потребителя и охрану окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, а также средства, обеспечивающие безопасность его жизни и здоровья.

Указанный перечень разрабатывается и утверждается только на ту продукцию, которая подпадает под действие Закона «О защите прав потребителей». Эта продукция предназначена для гражданина, имеющего намерение заказать или приобрести либо заказывающего, приобретающего или использующего товары исключительно для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Поэтому в перечень попадает продукция, имеющая в соответствующем нормативном документе указание на ее применение для личных бытовых нужд. Так как другие законы, вводящие обязательную сертификацию, охватывают продукцию, предназначенную для потребления в народном хозяйстве, то утверждение перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации на основании указанного закона, не исключает наличие другого документа — номенклатуры продукции, подлежащей обязательной сертификации на основании иных законов.

Другим важным изменением в Законе «О защите прав потребителей», относящемся к деятельности по обязательной сертификации, является условие реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации.

Теперь не допускается продажа товара (выполнение работ, оказание услуг), в том числе и импортного, без информации о проведении обязательной сертификации и не маркированного знаком соответствия. Информация о сертификации товаров (работ, услуг) представляется в виде маркировки в установленном порядке знаком соответствия и указанием в технической документации сведений о проведении сертификации (номера сертификата, срока действия, органа, его выдавшего).

Таким образом, основанием для реализации продукции, подлежащей обязательной сертификации, будет не только сам сертификат или его заверенная копия, а информация о сертификации, передаваемая с помощью знака соответствия и указания в технической документации. Тем самым снимаются значительные трудности подтверждения проведения сертификации посредством заверенных копий сертификатов.

В 1993 г. был принят Закон Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», в который в 1995 и 1998 гг. вносились изменения и дополнения. В определенной мере деятельность в данной области регулируют также законы «О стандартизации» и «Об обеспечении единства измерений».

Действующий Закон «О сертификации продукции и услуг» заложил основу правовой базы сертификации в Российской Федерации, способствовал формированию инфраструктуры российской системы сертификации и обеспечил реализацию положений других законов, которыми вводится обязательная сертификация.

В соответствии с указанным Законом были утверждены и зарегистрированы в Министерстве юстиции России «Правила по проведению сертификации в Российской Федерации», «Порядок проведения сертификации продукции в Российской Федерации», «Порядок ввоза на территорию Российской Федерации товаров, подлежащих обязательной сертификации», а также ряд конкретных правил сертификации отдельных видов продукции.

Эти документы создали определенную методическую основу проведения сертификации в Российской Федерации и содействовали обеспечению единой государственной политики в данной области.

Законом «О сертификации продукции и услуг» определено следующее:

·в России проводится как обязательная, так и добровольная сертификация;

·обязательная сертификация вводится в Российской Федерации законодательными актами;

·добровольную сертификацию вправе осуществлять любое юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации или взявшее на себя функции органа по добровольной сертификации на условиях договора с юридическим лицом, образовавшим данную систему;

·системы сертификации и знаки соответствия подлежат государственной регистрации в установленном порядке.

В соответствии с вышеназванным Законом уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации в пределах своей компетенции формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по ее проведению на территории Российской Федерации и опубликовывает официальную информацию.

В Законе закреплено положение о том, что непосредственную деятельность по сертификации конкретной продукции осуществляют соответствующие системы сертификации, которые создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями. Каждая такая система представляет совокупность участников, осуществляющих сертификацию по установленным ею правилам.

Участниками обязательной сертификации могут быть организации любых форм собственности, если они не являются изготовителями (продавцами, исполнителями) и потребителями (покупателями) сертифицированной ими продукции, при условии их аккредитации в установленном порядке.

Участниками обязательной сертификации являются специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации, иные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные проводить работы по обязательной сертификации, органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), изготовители (продавцы) продукции, а также центральные органы по сертификации систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для координации работ в системах сертификации однородной продукции.

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции выполняют следующие функции:

· создают системы сертификации однородной продукции и устанавливают правила процедуры и управления для проведения сертификации в этих системах;

· осуществляют выбор способа подтверждения соответствия продукции требованиям нормативных документов (формы сертификации);

· аккредитуют органы по сертификации и испытательные лаборатории, выдают им разрешение на право проведения определенных видов работ (лицензии на проведение определенных видов работ);

· ведут Государственный реестр участников и объектов сертификации;

· устанавливают правила аккредитации и выдачи лицензий на проведение работ по обязательной сертификации;

· осуществляют государственный контроль и надзор, устанавливают порядок инспекционного контроля за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· рассматривают апелляции по вопросам сертификации.

На основании вышеизложенного следует, что федеральные органы исполнительной власти, если это на них возложено соответствующим законом, могут создать и возглавить систему обязательной сертификации. Примерами могут служить система сертификации средств связи, которая в соответствии с Законом Российской Федерации «О связи», принятым 20 января 1993 г., организуется федеральным органом исполнительной власти в области связи, или система сертификации железнодорожного транспорта, действующая на основании Закона «О федеральном железнодорожном транспорте» от 25 августа 1995 г., возглавляемая Министерством путей сообщения.

В обязанности центрального органа системы сертификации входят: организация, координация работ и установление правил процедуры и управления в заявляемой системе сертификации, а также рассмотрение апелляций заявителей по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий.

В соответствии о законом в обязанности органа по сертификации входят: сертифицировать продукцию, выдавать сертификаты и лицензии на применение знака соответствия; приостанавливать или отменять действие выданных им сертификатов; предоставлять заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетентности.

Необходимо обратить внимание на противоречие, которое присутствует в Законе. В соответствии со статьей «Правомочия государственных органов управления» органы управления выдает разрешения (лицензии) органам по сертификации на право проведения определенных видов работ. Из статьи «Обязанности органов по сертификации» следует, что проведение сертификации продукции и выдача лицензий на применение знака соответствия являются обязанностью органа по сертификации. Иными словами, будучи аккредитованной в качестве органа по сертификации, организация автоматически приобретает право проведения работ по сертификации.

В обязанность испытательной лаборатории вменяется осуществление испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдавать протоколы испытаний для целей сертификации.

Изготовители (продавцы, исполнители) продукции (услуг), подлежащей обязательной сертификации и реализуемой на территории Российской Федерации, должны выполнять следующие функции:

· реализовывать эту продукцию только при наличии сертификата, выданного или признанного уполномоченным на то органом;

· обеспечивать ее соответствие требованиям нормативных документов, на соответствие которым она была сертифицирована, и маркирование ее знаком соответствия в установленном порядке;

· указывать в сопроводительной технической документации сведения о сертификации и нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, и обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);

· приостанавливать или прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она уже не отвечает требованиям нормативных документов, на соответствие которым сертифицирована, по истечении срока действия сертификата или в том случае, если действие сертификата приостановлено либо отменено решением органа по сертификации;

· обеспечивать беспрепятственное выполнение своих полномочий должностными лицами органов, осуществляющих обязательную сертификацию продукции и контроль;

· извещать орган по сертификации в установленном им порядке об изменениях, внесенных в техническую документацию или в технологический процесс производства сертифицируемой продукции.

Здесь обращает на себя внимание формулировка: «Обеспечивать... маркирование ее (продукции) знаком соответствия». Это означает, что изготовитель может поручить на условиях договора маркирование своей продукции знаком соответствия какой-либо организации. Такой организацией может быть орган по сертификации.

Закон также запрещает рекламировать продукцию, подлежащую обязательной сертификации, но еще не имеющую сертификата соответствия. Эта норма также требует уточнения, так как в рыночной экономике реклама продукции, готовящейся к выпуску, очень распространенное явление, о чем свидетельствует, например, опыт автомобилестроительных компаний США.

Для импортируемой продукции закон предусматривает:

· наличие в условиях контрактов (договоров), заключаемых на поставку в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательной сертификации, сертификата и знака соответствия, подтверждающих ее соответствие установленным требованиям, которые должны быть выданы или признаны уполномоченными на то органами Российской Федерации;

· представление в таможенные органы вместе о грузовой таможенной декларацией сертификатов или свидетельств об их признании, которые являются необходимыми документами для получения разрешения на ввоз продукции на территорию Российской Федерации;

· определенный порядок ввоза на территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательной сертификации, устанавливаемый Государственным таможенным комитетом Российской Федерации и Госстандартом России.

Как показала практика, упомянутый в Законе документ «Свидетельство о наличии сертификата» хождения не имеет.

Требование о необходимости включения в условия контракта наличия сертификата на товар, подлежащий обязательной сертификации, представляется излишним. Если продукция, подлежащая обязательной сертификации, попадает в таможенную зону без сертификата, она не будет пропущена на территорию России. То, каким образом контрагенты обеспечат подтверждение сертификации, может быть оставлено на их усмотрение.

Выполнение условий обязательной сертификации контролируется государством. Государственный контроль и надзор за соблюдением изготовителями (продавцами, исполнителями), органами по сертификации и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации, а также за сертифицированной продукцией осуществляется Госстандартом России, иными специально уполномоченными органами управления Российской Федерации в пределах их компетентности.

Юридические и физические лица, а также органы государственного управления, виновные в нарушении правил обязательной сертификации, несут в соответствии с действующим законодательством уголовную, административную либо гражданско-правовую ответственность.

По ст. 43 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» за федеральным органом по стандартизации, метрологии и сертификации в пределах его компетентности закреплено право налагать штраф:

· за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг), в том числе импортных, без сертификатов, подтверждающих соответствие товаров (работ, услуг) обязательным требованиям стандартов, — в размере стоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

· за нарушение правил обязательной сертификации товаров(работ, услуг) органами по сертификации, а также за предоставление недостоверных результатов испытаний товаров(работ, услуг) испытательными лабораториями (центрами)при обязательной сертификации — в размере двукратной стоимости соответствующих товаров (работ, услуг).

Обращают на себя внимание объекты, подлежащие обязательному государственному финансированию, к которым относятся: разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению, обеспечение официальной информацией в области сертификации; разработка проектов актов законодательства в области сертификации; проведение научно-исследовательских и иных работ по сертификации, имеющих общегосударственное значение; проведение государственного контроля и надзора за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации и архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия.

Среди перечисленных направлений деятельности отсутствует само проведение обязательной сертификации и объем средств, необходимый для развития системы обязательной сертификации. Это означает, что необходимые средства система обязательной сертификации должна зарабатывать сама, что предусматривает платность работ по обязательной сертификации с учетом определенного уровня рентабельности и возможности оплаты издержек по развитию системы.

Оплата работ по обязательной сертификации конкретной продукции предусматривается заявителем в порядке, устоновленном Госстандартом России и государственными органами управления, на которые законодательными актами возложены организация и проведение обязательной сертификации, по согласованию с Министерством финансов РФ. Сумма средств, израсходованная заявителем на проведение обязательной сертификации своей продукции, относится на ее себестоимость.

По добровольной сертификации законодательно установлены следующие основные принципы.

1. Добровольная сертификация проводится по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции требованиям стандартов, технических условий, рецептур и других документов, определяемых заявителем, она осуществляется на условиях договора между заявителем и органом по сертификации.

2. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить последнюю.

3. Юридическое лицо, образовавшее систему добровольной сертификации, устанавливает правила проведения работ в системе сертификации, порядок их оплаты и определяет участников системы добровольной сертификации.

4. При заключении договора на проведение сертификации заявитель вправе получать от органа по добровольной сертификации необходимую информацию о правилах сертификации продукции, а также определять форму сертификации.

За время действия Закона, т.е. с 1993 г., только в Системе сертификации ГОСТ Р аккредитованы и успешно работают более 700 органов по сертификации и около 2000 испытательных лабораторий различного профиля, расположенных во многих регионах страны. Они ежегодно выдают более 500 тыс. сертификатов на продукцию и услуги. Налажена система инспекционного контроля за деятельностью органов по сертификации и испытательных лабораторий, за сертифицированной продукцией.

В настоящее время зарегистрировано более десяти систем обязательной сертификации, возглавляемых различными федеральными органами исполнительной власти, среди которых: Система сертификации ГОСТ Р, созданная Госстандартом России и являющаяся самой крупной в Российской Федерации; Система сертификации на федеральном железнодорожном транспорте, возглавляемая Министерством путей сообщения; Система сертификации на воздушном транспорте, возглавляемая Департаментом воздушного транспорта Министерства транспорта России; Система сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности, возглавляемая Главным управлением Государственной противопожарной службы МВД России. Все они образованы на основании законов Российской Федерации: «Об охране труда»; «Об оружии»; «О связи»; «Об информации, информатизации и защите информации»; «О пожарной безопасности»; «О безопасности дорожного движения» и др.

На основании этих законов приняты следующие постановления Правительства РФ по вопросам сертификации: «Об утверждении перечней продукции, подлежащей обязательной сертификации»; «О проведении обязательной сертификации рабочих мест, средств производства»; «О порядке разработки, производства и утилизации средств самозащиты»; «О перечне товаров текстильной и легкой промышленности, подлежащей обязательной сертификации»; «О сертификации средств защиты информации»; «О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных товаров»; «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации от проникновения некачественных товаров»; «О маркировании товаров и продукции на территории Российской Федерации знаками соответствия, защищенными от подделок» и др.

Развивается также добровольная сертификация. В настоящее время зарегистрировано более 50 систем добровольной сертификации различного профиля.

За период применения в России обязательной сертификации было предотвращено поступление на потребительский рынок значительного количества опасной продукции, в том числе продовольственных товаров, товаров для детей, бытовой техники. Сертификация органически вписалась в деятельность местных органов власти как неотъемлемая часть механизма обеспечения безопасности населения регионов.

Основные принципы сертификации, заложенные в России, приняты также большинством стран СНГ, что позволило реализовать простой механизм взаимного признания сертификатов на поставляемую продукцию внутри сообщества.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 904; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.