КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Дисфункциональные последствия
Негативные и позитивные последствия конфликтов в организациях В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Каждый человек обладает личностными качествами, привычками, которые, неизбежно влияют на характер контактов с другими людьми. Столкновения могут сопровождать конфликт, вскрывая источник разногласий, могут играть позитивную роль в коллективе. Эта особенность столкновений позволяет ученым говорить о конструктивности конфликта. Как только решается проблема, из-за которой возникли разногласия, такой конфликт исчезает. Проблема заключается в том, что любой деловой конфликт имеет тенденцию перерастать в эмоциональный, и тогда он приобретает деструктивные характеристики. Деструктивные конфликты приводят к негативным действиям, к-е иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эфф-ти работы группы или орг-ции. Иными словами, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективности организации, или он может быть дисфункциональным и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. От этого зависят последствия конфликта. Функциональные последствия Возможно несколько функциональных последствий конфликта, главное из которых заключается в том, что проблема может быть решена таким путем, который приемлем для всех сторон, и в результате люди будут больше чувствовать свою причастность к решению этой проблемы. Другое важное функциональное последствие состоит в том, что стороны будут большее расположены к сотрудничеству. Кроме того, конфликт может уменьшить синдром покорности, когда подчиненные не высказывают идей, которые по их мнению, не соответствуют идеям их руководителей. Через конфликты члены группы могут проработать проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться. Если конфликтом не управляли или управляли неэффективно, то могут возникнуть: — неудовлетворенность трудом; — рост текучести кадров; — снижение производительности труда; — уменьшается потенциала сотрудничества в будущем; — укрепляется преданность своей группе и усиливается непродуктивная конкуренция с другими группами в организации; — складывается представление oб оппоненте как о «враге», цели которого всегда отрицательны, в то время как собственные цели всегда положительны, что снижает критичность в оценке своего поведения; — сворачивается взаимодействие иобщение между конфликтующими сторонами; — по мере уменьшения взаимодействия и общения увеличивается враждебность между конфликтующими сторонами; — наблюдается смещение акцента придание «победе» в конфликте большего значения, чем решению реальной проблемы. Как видно, роль конфликта во многом зависит от того, насколько эффективно им управляют. 32. Стратегии поведения в конфликте: избегание, уступка, сотрудничество и др. В психологии конфликт определяется как столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. К. Томас и Р.Килменн выделили следующие пять основных стилей поведения в конфликтной ситуации: — приспособление, уступчивость; — уклонение (избегание); — противоборство; — сотрудничество; — компромисс. Основу классификации составляют два независимых параметра: 1) степень реализации собственных интересов, достижения своих целей; 2) уровень кооперативности, учет интересов другой стороны. Уклонение (избегание, уход). Такое поведение возможно, если исход конфликта для индивида не особенно важен, когда человек не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора, чтобы избежать ответственности за принятые решения, либо, если ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников, либо у индивида не хватает власти для решения конфликта в свою пользу. Противоборство, конкуренция характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств давления на оппонентов. Сотрудничество означает, что индивид активно участвует в поиске решения, удовлетворяющего всех участников взаимодействия. Здесь в выработке общего решения предполагается открытый обмен мнениями, заинтересованность всех участников конфликта. При компромиссе действия участников направлены на поиски решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны, при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет. Уступчивость, приспособление. При таком стиле действия человека направлены, прежде всего, на сохранение или восстановление благоприятных отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет собственных интересов. Этот стиль наиболее эффективен, когда исход дела чрезвычайно важен для противоположной стороны и не очень существен для данного оппонента. Считается, что течение конфликта зависит от следующих факторов: А — адекватности восприятия конфликта, то есть достаточно точной, не искаженной личными пристрастиями оценки поступков, намерений как противника, так и своих собственных; Б — открытости и эффективности общения, готовности к всестороннему обсуждению проблем, когда участники честно высказывают свое понимание происходящего и пути выхода из конфликтной ситуации; В — создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества. Открытое и эффективное общение конфликтующих сторон — это основное условие конструктивного разрешения конфликтов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 675; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |