КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Источники формирования резерва руководящих кадров
При формировании резерва руководящих кадров необходимо определить базовые должности для каждой категории руководителей, а также источники комплектования резерва для выдвижения. На-пример, для замещения должности начальника участка базовой является должность мастера, должности начальника цеха - должность начальника участка и т. д. Источниками резерва руководящих кадров являются:. работники, прошедшие аттестацию и рекомендованные на выдвижение;. молодые специалисты, проявившие себя на практической работе;. заместители руководителей разного ранга; . работники предприятия (организации), оканчивающие высшие учеб-ные заведения без отрыва от производства, и др. Структура резерва руководящих кадров определяется соответ-ствующим уровнем управления и номенклатурой. Перечень должнос-тей, право назначения на которые имеет руководитель определенного ранга, называется его номенклатурой. На производстве существуют следующие номенклатуры должнос-тей руководящих работников: министра; генерального директора объе-динения; начальника комбината; директора предприятия и т. д. Руко-водитель определенного ранга включает в структуру резерва только те должности, право назначения на которые он имеет. В резерве каждой номенклатуры соответствующий руководитель определяет права и обязанности должностных лиц, ответственных за формирование и подготовку резерва руководящих кадров. Так, в ус-ловиях промышленного предприятия начальник участка отвечает за качественный отбор, расстановку и использование специалистов на должностях мастеров; начальник цеха лично ответствен за своевре-менное и качественное замещение должностей начальников участков; директор завода несет ответственность за создание резерва началь-ников цехов и их заместителей. Непосредственную работу по планированию и организации формирования, подготовки и воспитания ре-зерва руководящих кадров осуществляет заместитель руководителя организации (предприятия) по кадрам, а также кадровые службы. Таким образом, работа по отбору кандидатов в резерв руководящих кадров предусматривает такие этапы: . организацию профессиональной ориентации студентов высших учебных заведений и работников предприятия на профессии сфе-ры управления производством, развитие у них свойств, необходимых для освоения будущей профессиональной деятельности; . сбор информации о кандидатах в резерв для выдвижения, состав-ление развернутой характеристики на каждого кандидата; . оценку качеств и определение пригодности кандидата к управленческой деятельности, отбор и зачисление кандидатов в состав ре-зерва с учетом мнения трудовых коллективов. ПОДГОТОВКА РЕЗЕРВА РУКОВОДИТЕЛЕЙ Одним из важнейших направлений в работе с резервом руководящих кадров является организация их подготовки. По мере дальнейшего совершенствования механизма управления производством закономерно повышаются требования к профессиональной подготовке современного руководителя. Кроме базовой подготовки в высшем учебном заведении руководителю любого ранга необходимо еще приобрести дополнительные знания и навыки в области управленчес-кой деятельности. Установлены такие основные виды обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, обеспечивающие его непрерывность: 1) систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непос-редственным руководителем и выполняемому под его контролем; 2) участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях; 3) краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (под-разделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров; 4) длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях (подразделениях) системы повыше-ния квалификации и переподготовки кадров; 5) стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, высших учебных заведениях, в том числе за рубежом; 6) обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие; 7) переподготовка - получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах и отделениях вузов. Выбор формы обучения кандидатов в резерв зависит от уровня их специального образования, стажа работы, прохождения ими квалификационной учебы, обучения в данный момент, а также от возможностей учебно-материальной базы предприятия (организации, отрасли) организовать учебу требуемой профессиональной направленности в соответ-ствующей форме. Заключение о выборе формы обучения кандидатов в резерв дается отделом кадров с учетом выводов лаборатории про-фориентации и профотбора. При этом отдел кадров направляет в от-дел подготовки кадров списки кандидатов на зачисление в резерв. Отдел подготовки кадров разрабатывает учебные программы и планы, устанавливает сроки обучения и организует учебный процесс. Для подготовки резерва руководящих кадров кроме установленных видов обучения используются дополнительные формы: обучение в школах управления и бизнеса; учеба в системе соискательства ученых степеней; организация теоретических семинаров и семинаров по обмену опытом работы; привлечение работников, зачисленных в ре-зерв, к преподавательской работе в системе повышения квалифика-ции и др. Основными формами подготовки резерва являются воспитание и обучение специалистов непосредственно на производстве путем:. привлечения к разработке предложений по улучшению производ-ственной деятельности организации (предприятия) в целом или по отдельным вопросам;. направления в родственные организации (на предприятия) для изу-чения опыта работы;. организации стажировки вновь назначенных руководящих работников у лучших руководителей организаций (предприятий) отрасли;. привлечения к подготовке и участию в работе научно-технических советов, семинаров, совещаний, к выступлению с беседами, доклада-ми, рефератами по технической, экономической и другой тематике. Важным звеном в подготовке будущих руководителей на уровне предприятия, организации, региона являются школы резерва. Зачисление в них оформляется на предприятии приказом руководителя; возглавляет их, как правило, заместитель руководителя по кадрам. Методическое руководство школами резерва осуществляют учебно-курсовые комбинаты, отделы по подготовке кадров, а также социаль-но-психологические службы. Таким образом, процедура принятия обоснованного решения о выдвижении того или иного работника из состава резерва на руководящую должность должна предусматривать:. наличие нескольких кандидатов на данную должность;. оценку профессионально необходимых качеств кандидатов и соответствие их требованиям, предъявляемым должностью;. сравнительный анализ оценок качеств кандидатов для выбора наиболее достойного;. изучение и учет общественного мнения о каждом кандидате на выдвижение. Завершением работы по формированию и подготовке резерва кадров является выдвижение работника на соответствующую должность. Расстановка кадров выступает конечной целью кадровой политики и ключевым звеном всей работы с кадрами управления. Приложение Форма 1 Список резерва кадров для выдвижения на должности (наименование управления, отдела)
Начальник отдела, цеха Форма 2 Карта работника, зачисленного в резерв Фамилия_____________________ Имя____________________ Отчество_____________________ Занимаемая должность (с какого времени)______________________________________________ Год рождения_______________________________________ Образование____________________ Что и когда окончил_________________________________________________________________ Специальность по образованию_______________________________________________________ Зачислен в резерв (должность и дата зачисления)_______________________________________ 1. Временное замещение других должностей в период пребывания в резерве
2. Повышение квалификации, включая стажировку
3. Выполнение заданий непосредственного руководства
4. Дополнительные сведения, характеризующие деятельность работника
5. Собеседование с работниками (в том числе по результатам аттестации)
Начальник отдела, цеха Литература 1. ДрегайлоА. А, Овчинников О. Б. Мастер в жизни производственного коллектива. - М.: Мысль, 1987. 2. Оценка кадров управления / Под ред. Г. X. Попова. - М.: Моск. рабочий, 1976. 3. Панасюк А. Ю. Система повышения квалификации и психологичес-кая перестройка кадров. - М.: Высш. шк., 1991. 4. Рубан Г. С. Работа с кадрами на производстве. - К.: Тэхника, 1990. 5. Удалов Ф. £. В одной должности - не более 7 лет // ЭКО. -1988.- № 12. 6. Филиппов А. В. Работа с кадрами: психологический аспект. - М.: Экономика, 1990. 7. Щёкин Г. В. Основы кадрового менеджмента. - К.: МЗУУП, 1993. 8. Щёкин Г. В. Практическая психология менеджмента. - К.: МЗУУП,
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |