КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы 2 страница. Даже при наличии запрограммированных ответных реакций организации может потребоваться значительное время
Даже при наличии запрограммированных ответных реакций организации может потребоваться значительное время, чтобы приспособиться к изменениям внешних факторов, определяющих ситуацию. Если можно сделать прогноз этих внешних факторов, то организация может начать приспосабливаться к ним даже еще до их появления и прежде, чем они окажут отрицательное воздействие. Выделенные проблемные ситуации описываются и затем направляются в подразделение управления, которое посылает их соответствующему специалисту по решению проблем. В обрисованной нами системе управления процессы просмотра информации и выявления проблем отделены от функции решения проблем, что позволяет обеспечить предварительную фильтрацию информации и, следовательно, выделить для специалистов по решению проблем только области, содержащие проблемы. Бессмысленно и непрактично направлять подробную, хотя бы и сжатую, информацию о практической деятельности организации в подразделение, реализующее функцию решения проблем организации. Если деятельность организации сформулирована правильно, то большая часть информации носит лишь подтверждающий характер, и нет смысла загружать руководителей среднего уровня несущественной информацией. Если специалист по решению проблем вынужден тщательно просматривать колонки цифр, схемы, графики и отчеты, чтобы установить наличие проблемы, то у него не останется времени на ее решение. Нечувствительность организации. Организации в отличие от людей не рождаются с готовым аппаратом восприятия и их «сенсорные» устройства создаются благодаря зависимости организации как от внешних, так и от внутренних воздействий. Каждая организация имеет одного или нескольких исполнителей, которые тесно связаны со средой существования организации и помогают ей реагировать и успешно приспосабливаться к среде. Однако если организация теряет осведомленность относительно изменений среды и осуществляет свою политику и практику «замкнуто», то такая политика со временем окажется устаревшей. В качестве иллюстрации сошлемся на пример Генри Форда, который настаивал на производстве только одной модели (модель Т) и только черной окраски. Другие автомобильные фирмы начали менять свои модели каждые три или четыре года, и в результате «Форд компани», которая вначале проводила успешную коммерческую политику и удовлетворяла желания потребителей, через пятнадцать лет перестала быть лидером в автомобилестроении, потому что ее первоначальная политика устарела и стала неэффективной. Многие реально действующие в организациях механизмы сбора информации, которые должны постоянно и систематически фиксировать и указывать изменение событий, построены не столь хорошо, как это могло бы быть. Более того, некоторые организации имеют крайне примитивные механизмы сбора информации, а другие не имеют их совсем, третьи же организации имеют механизм сбора данных только о внутренней среде. Если организация собирает информацию о внешней среде, то она делает это лишь для отдельных проблем, для рассмотрения которых необходима ограниченная информация: например, только тогда, когда на рынок поступает новый продукт, или после того, как стало известно, что ассигнования на школы не были одобрены. Такие мероприятия не являются постоянными, систематичными или всесторонними. Конечно, сбор информации стоит дорого, но, тем не менее, лучше иметь избыточную информацию, чем недостаточную. Более того, хотя регулярно получаемая информация может повторяться, и не всегда необходима, поскольку факторы среды имеют тенденцию быть стабильными, справедливо и то, что важные события, как благоприятные, так и неблагоприятные, не происходят по расписанию каждый день. Следовательно, преимущества непрерывного сбора информации очевидны. Организация может реагировать только на те ситуации, о которых она имеет определенные сведения, и чем быстрее реакция, тем лучше результат. Интересной особенностью сбора информации человеком является следующее: наши органы восприятия постоянно поставляют большее количество информации, чем это необходимо для работы, выполняемой в данный момент. Например, даже когда человек плывет, он все время воспринимает силу ветра и готов соответственно реагировать на его изменение. Можно провести четкую аналогию и в отношении организации. Близорукость организации. Многие организации уделяют значительное внимание сбору экономической информации, но часто игнорируют политические, психологические и Социологические аспекты; в редких случаях они имеют консультантов, которые могли бы объяснить эти аспекты среды организации. Например, организация «Андервуд» является одной из немногих, разрабатывающей политические программы так же, как экономические. Организации как бы страдают хронической близорукостью в восприятии политических аспектов. Предпринимательские организации концентрируют свое внимание исключительно на информации экономического характера, больницы – на технической информации, а политические партии – на поведении избирателей, поэтому, когда возникают события, выходящие за рамки собранной информации, но которые тем не менее могут оказывать существенное влияние на деятельность организации, руководство бывает неподготовленным. По нашему мнению, организациям выгодно затрачивать усилия на создание сложного процесса сбора и накопления политической информации, но даже наиболее крупные предпринимательские организации лишь недавно стали принимать в штат экономистов для сбора и интерпретации информации. Уже не вызывает удивления, что лишь немногие организации имеют в своем штате специалистов в области политики, психологии или социологии, работающих так же, как и экономисты. Или же довольно часто организации полагаются на неподготовленных специалистов в деле изучения и интерпретации информации и разработки программ. Сбор информации о внутренней среде осуществляется более эффективно, чем о внешней, но эта эффективность, как и следовало ожидать, является результатом длительного и упорядоченного процесса. Еще до того, как было создано современное оборудование для этой области деятельности, в деловых фирмах имелись подробные журналы, отчеты и другие документы, которые периодически рассматривались и интерпретировались органами, формирующими решения. В школах имеются подробные данные о школьниках, их оценках, посещениях, количестве учащихся на одного преподавателя, итогах обучения, личных качествах и тестах способности каждого ученика. Организации министерства обороны хранят подробные записи затрат, запасов и своих действий; религиозным организациям известно количество прихожан, их доходы и еженедельная посещаемость церкви. Специалисты, формирующие решения, имеют легкий доступ к точной информации, более тесно связаны с внутренней средой организации. Однако в результате такой осведомленности руководители среднего уровня могут неоправданно резко реагировать на сравнительно слабые изменения внутренней среды только потому, что они более осведомлены о них, и недостаточно реагировать на крупные изменения внешних условий. Такая несбалансированная реакция происходит из-за относительной изолированности от внешней среды руководителей среднего уровня, что еще раз указывает на необходимость разработки и включения воспринимающего механизма в деятельность организации в качестве важного компонента, обеспечивающего способность организации приспосабливаться к изменениям среды. Анализ проблем и постановка диагноза (3-й этап) Третьим этапом процесса формирования решений является анализ причин, из-за которых не были достигнуты поставленные цели. Это является основной задачей человека, отвечающего за выполнение данной функции. Другими словами, это означает, что мы должны определить природу недостатков, помешавших достижению цели, прежде чем приступить к разработке методов решения возникшей проблемы. Внутренний воспринимающий механизм организации может указать на область, вызывающую тревогу (например, снижение размера прибылей), но корректирующее действие нельзя произвести, пока не будут выявлены специфические внутренние и внешние причинные факторы. Диагноз проблемы чаще всего является процессом анализа, поиска ключевых причин. Хорошей основой для анализа проблемы могут послужить следующие общие соображения: – первоначальный план действий был неудовлетворительным; – план действий был хорошим, но его воплощение оказалось неудовлетворительным; – события как внешней, так и внутренней среды могли коренным образом измениться, так что текущие программы уже не отвечают новым требованиям. Поскольку поиск причинных факторов включает также процесс исключения, то анализ проблемы может начинаться в одном из этих трех направлений, чтобы выделить критический фактор или факторы. Если обнаружена проблема, исследователь проблемы может, например, проследить, как выполняется работа организации. При таком анализе поведение исполнителя можно сравнивать с первоначальным планом его действий, и если в его поведении выявлены такие отклонения от намеченного плана, которые приводят к отрицательным результатам, то нетрудно найти соответствующую причину. Однако если обнаружено, что план выполняется должным образом и исполнитель выполняет свои обязанности в соответствии с установленными нормами, то следует проанализировать сам план. План является решением проблемы и выполнение отдельных задач должно производиться согласно установленным планом требованиям, поэтому представляет интерес сам способ разработки этого плана. Этот второй способ анализа заключается в поиске допущенных ошибок при нахождении решения проблемы. Если и этот способ анализа не раскрывает причины, то следует использовать третий способ – исследование любых изменений, которые могли произойти как во внешней, так и во внутренней среде организации. Поскольку решения, формируемые организацией, основываются на ожидаемом появлении определенных событий, проблемы возникают тогда, когда отсутствуют эти события или возникают непредвиденные события. Например, предпринимательская организация может столкнуться с сокращением объема реализации продукции, но если первоначальная программа сбыта продукции была хорошей, правильно составлена и должным образом выполнена, то затруднения могли возникнуть в результате изменений в среде организации, что представляет собой третью область анализа причин проблемы. Сначала нужно удостовериться, что изменения действительно имели место, а затем определить те изменения, которые привели к данным результатам. Можно составить длинный перечень возможных причин. Падение сбыта могло быть вызвано изменением вкусов потребителей, снижением их доходов, изменением возрастного состава потребителей, сменой поколений, политическими переменами, деятельностью конкурентов и т. д. Очевидно, этот перечень должен быть свободен от слабо влияющих факторов. Есть много методов выявления положительных и отрицательных факторов, но каждый метод сводится к тому, что все возможные параметры будут зафиксированы и затем каждый из них подвергнется изменению для определения влияния изменений одного из независимых параметров на зависимую переменную, которая в данном случае представляет объем реализации продукции. Здесь процесс выявления причинных факторов рассматривается лишь в общих чертах, конкретные методы анализа см. в гл. 8. В исследовании имеются дедуктивный и индуктивный подходы. Дедуктивный подход представляет собой в основном применение модели. В соответствии с этим подходом разрабатывается общая модель, включающая математическое, статистическое, историческое и физическое представления различных явлений. Если данные о существующей ситуации заложить в такую модель, то отклонения укажут на изменения в определяющих характеристиках. Индуктивный процесс познания начинают с существующей ситуации и стремятся выделить и изолировать специфические причинно-следственные связи. Может быть также использована комбинация индуктивного и дедуктивного методов, но в любом случае основное усилие направлено на установление связи между изменениями в организации (особенно, если эти изменения затрагивают цели организации) и изменениями в среде организации. Определенные внешние факторы являются более существенными для организации по сравнению с остальными. Например, если установлено, что объем продаж данной компании падает на 10%, когда национальный доход снижается на 2%, то эта организация знает, что существует отношение 5:1, и может планировать свои действия с учетом этих изменений в национальном доходе. Обычно внешние факторы воздействуют на отдельные аспекты деятельности организации (например, рыночная политика), поэтому существует сложная причинная связь между изменениями во внешней среде и успехом (в отношении рынка сбыта) действий организации. В основном такой же подход применяется и при анализе внутренней среды организации. План действий основывается на предположении, что поведение внутренних ресурсов соответствует определенной, предсказуемой схеме; если какой-либо элемент внутренних ресурсов будет вести себя иным образом, то это отклонение будет означать изменение внутренней среды организации и специфические причины этого отклонения должны быть выявлены. Наука о поведении[62] содержит обширную структуру понятий и представляет ряд рекомендаций для выявления возможных причин отрицательных результатов. Поскольку главные разделы этой науки соприкасаются в основном с причинными связями, то она нередко дает ключ к анализу, позволяя организации экономить время и средства при исследовании каждой возможности. Когда используют модели поведения, то сначала работают с общими факторами, а затем с частными. Или если мы вернемся к примеру падения сбыта продукции, то причинные факторы контролируются с самого начала. Экономика, психология, социология – все эти отрасли знаний имеют модели поведения, которые могут быть применены к анализу причин, вызвавших нежелательный результат. Экономический анализ покажет, что на объем продаж оказывает разнообразное воздействие возросшая конкуренция; модели отношений, статуса, влияний и социальной мобильности, разработанные социологией, покажут влияние запросов потребителей; работа психолога по изучению мотивов поведения может дать ключ к пониманию изменения предпочтений потребителя. Симптомы причин. Когда организация исследует причины, порождающие определенные результаты, не всегда оказывается возможным выделить в чистом виде причинно-следственную связь или такую связь, в которой измеримое количественное изменение в результатах деятельности организации происходит из-за мгновенного количественного изменения значения определяющего фактора. В лучшем случае можно получить приближенные сведения о возможных причинах, не установив точно реальную причину. Такие ключевые факторы можно назвать симптомами причины, и специалист по анализу проблем может определить, на что указывают данные симптомы, и затем выявить причину. Исследователь проблем, обладающий большим опытом и действительно понимающий специфические симптомы, сможет дать обоснованное определение главного причинного фактора, часто не прибегая к последующему анализу. Симптомы проблем, являясь ключевыми факторами, требующими последующих действий, бывают также полезными при установлении области проведения анализа. Например, может быть пятьдесят вероятных причин уменьшения объема продаж продукции фирмы, но, с одной стороны, практически возможно, а с другой, неэффективно исследовать все эти причины. Однако, столкнувшись с отрицательными результатами, следует изучить «типовые» причины, которые могут указать ту область, в которой необходимо осуществить дальнейший анализ. Если в собранных фирмой данных вырисовывается связь, соответствующая общей модели науки о поведении, следует обратить внимание на действующий причинный фактор. Например, если составленная экономистом общая модель рынка показывает, что количество предприятий в данной отрасли увеличивается, но спрос относительно неэластичен, то даже при условии снижения цен можно сделать вывод, что логическим следствием будет уменьшение объема продаж. Социально-психологическая модель, связывающая социальные отношения с увеличением дохода индивидуума, покажет, что в этих условиях люди стремятся к соперничеству с теми, кто имеет над ними социальное превосходство. Социальные отношения порождают социальную иерархию, поэтому если пиво ассоциируется с «плебейской» прослойкой, а шотландское виски – «с высшим сословием», то производители пива столкнутся с падением спроса при повышении дохода индивидуума. Распространенной ошибкой является попытка определить критические причинные факторы не используя анализа. Например, чрезмерную текучесть рабочей силы можно объяснить экономическими факторами (низкой заработной платой), но точность и достоверность этого объяснения может остаться невыясненной. Другой ошибкой является упор на личный опыт при определении направлений анализа. Поскольку любой опыт является ограниченным и часто противоречивым, специалисты по анализу проблем могут проявлять тенденцию к работе с чрезмерно упрощенными моделями. Чтобы избежать этого, каждая организация должна иметь библиотеку, в которой можно было бы найти и тщательно просмотреть всю литературу по моделям поведения. Это позволит получить дополнительную информацию об основах науки о поведении и сделать более реальный анализ. Вторая категория проблем – изыскание возможностей – представляет собой существенно иную задачу в оценке факторов, воздействующих на успех деятельности организации. Если подразделение информации заранее составило прогноз благоприятных для организации событий, отпадает необходимость диагноза этих факторов внешней среды и можно сразу переходить к построению решения. Однако, если специалист по решению проблемы не полностью удовлетворен прогнозом ситуации, он может потребовать подтверждения этого прогноза путем проведения дополнительного анализа. И если его неудовлетворенность достаточно обоснована, то подразделение управления может включить этот анализ в план работы. Поиск решения проблемы (4-й этап) Решение представляет собой ответную реакцию (на внутренние и внешние воздействия), направленную на обеспечение максимального приближения к цели, и эта реакция всегда выражается в форме действия. Решение является действием (или мерами), направленным на разрешение выявленной проблемы, и эта ответная реакция осуществляется с использованием ресурсов организации – оборудования, машин, рабочей силы, материалов и других средств, необходимых для осуществления действий организации. Недостаточно простого выявления факторов, порождающих трудности; необходимо разработать и осуществить корректирующие действия. Действия организаций описываются различными способами: политика организации, процедуры, методы, нормативы, планы, схемы, регламенты и рабочие инструкции; этими средствами можно выразить отдельные виды программ действий (или ответных мер). Политика организации означает программу ответных действий, предпринимаемых фирмой при наличии определенных событий. Процедуры, методы или рабочие инструкции определяют способ осуществления действий организации. Таким образом, политика организации определяет необходимое действие или набор действий, в то время как процедуры указывают способ осуществления этих действий каким-либо подразделением, группой, подгруппой или отдельным индивидуумом. Нормативы являются качественной и количественной мерой осуществления действий и результатов. Политика, процедуры и нормативы составляют полный план действий или реакции организации. Планы, как правило, имеют временные характеристики; они могут быть составлены как для текущих, так и для будущих ситуаций. Оперативные планы представляют собой порядок действий, необходимых для реакции на текущие события; перспективные планы представляют направления действий, осуществляемых при возникновении в будущем определенных событий. Осуществляя поиск решения, необходимо определить, является ли это решение достаточным ответом, обеспечивающим преодоление отрицательных факторов. Если обнаружится, что снижение спроса вызвано недостаточной информированностью потребителей, то фирма может рассмотреть возможность увеличения расходов на рекламу. Однако, если выявилось, что это снижение вызвано падением доходов потребителей, увеличение рекламной статьи бюджета фирмы, по всей видимости, окажет ограниченное воздействие на увеличение объема сбыта продукции. Из этого следует, что поиск соответствующих решений или ответных мер определяется причинными факторами. Можно выделить четыре вида ответных действий, используемых при возникновении отрицательных результатов: – устранение причин; – изменение характеристик причины; – нахождение лучшего способа приспособления к среде; – уход из данной ситуации. Примером первой реакции, устраняющей причину, может быть замещение одного рабочего, неудовлетворительно выполняющего свои обязанности, другим, который будет должным образом выполнять эти обязанности. Второй вид реакции, изменяющий характеристики отрицательного фактора, включает изменение свойств, направленности или масштаба действия причин. Примером этого может быть рекламная кампания, целью которой является изменение предпочтений потребителей в пользу продукции фирмы в ответ на падение объема продаж, вызванного изменением вкусов потребителей. Для иллюстрации изменения направленности причинного фактора предположим, что падение объема продаж отмечается в масштабе страны из-за снижения доходов потребителей. Такая организация, как Национальная торговая палата, используя политические средства, может попытаться заставить правительство увеличить доходы потребителей путем снижения налогов. В данном случае это будет попытка повернуть в обратном направлении изменение доходов потребителей и дополнительно повлиять на величину или скорость этого изменения. Третий вид реакции на отрицательную ситуацию заключается в более эффективном приспособлении к причинам этой ситуации, если нет возможности изменить эти причины. Примером адаптации может быть поведение фирмы, снижающей затраты для минимизации потерь, когда организация не в силах изменить факторы, вызвавшие падение объема продаж продукции фирмы. Четвертая модель реакции на отрицательные события – уход от негативной ситуации – может быть проиллюстрирована уходом розничного торговца из данной местности, если потребители также покидают этот район. (Конечно, реальный подход к ситуации может включать все четыре модели реакций, так как индивидуум или организация могут реагировать на совокупность различных факторов.) Где же искать решение? Безотносительно местонахождения всегда можно допустить наличие совокупности знаний, показывающих способы разрешения большинства ситуаций. Поиск соответствующего решения является не чем иным, как поиском знаний о технике совершения чего-либо, и мы всегда можем предположить, что другие организации прошли через подобные ситуации и разработали пригодные решения. Следовательно, поиск решения заключается в просмотре имеющейся совокупности знаний и выборе решения, наилучшим образом соответствующего конкретной проблеме. Источником таких знаний может быть обильная информация, которая опубликована как в обычных, так и в специальных журналах и книгах; нередко фирмы рекламируют свой успех в проведении определенной политики, неопубликованные материалы организаций могут служить источником неофициальной информации; организация посредством контактов с другими организациями может получить информацию о способе разрешения конкретной проблемы. Однако даже после изучения всех имеющихся сведений фирма может столкнуться с ситуацией, для которой нет подходящего решения; причинные факторы могут быть выявлены, а корректирующие воздействия не известны. В этом случае фирма должна выработать новое решение. Выработка решения является творческим процессом, увеличивающим запас наших знаний в этой области. Хорошей иллюстрацией рассматриваемых положений являются усилия ученых по разработке проекта посылки человека на Луну. Еще не полностью была разработана космическая техника, необходимая для осуществления этого проекта, и значительная часть проекта основывалась на исследованиях и лабораторных результатах. Из этого явствует, что этот процесс, а также и другие, включает экспериментирование и использование имеющихся знаний для разработки новых форм действий. Аналогичная деятельность осуществляется во многих организациях при выполнении программ исследована и разработок, направленных на создание новых изделий или на совершенствование производства существующих, Однако большая часть усилий в этом направлении осуществлялась по линии физических наук и «науки о жизни»[63], а прикладные аспекты науки о поведении и социологии использовались в значительно меньшей степени. Система образования, использующая исследовательский отдел, усилия которого направлены на совершенствование методов обучения,– явление довольно редкое. Даже в такой важной сфере, как национальная экономическая политика, федеральное правительство не имеет исследовательской службы, которая могла бы обеспечить конгресс и президента решениями специфических проблем. Многие фирмы осуществляют обширные программы в области планирования своей политики в отношении рынка сбыта, но проводимые ими исследования для разработки более совершенных методов планирования незначительны. Организации не могут приспосабливаться к методам или приспосабливать методы, не существующие реально; любая организация вынуждена использовать уже имеющиеся знания. Итак, организация должна иметь библиотеку для хранения находящихся в ее распоряжении знаний или обеспечить легкий доступ к любым другим источникам информации. Кроме того, организация должна обладать способностью отыскивать и применять к ситуациям, с которыми она сталкивается, ранее созданные ею методы (значение такой способности и таких ресурсов трудно переоценить). Лица, принимающие решения, также являются источниками информации, и они могут наращивать свой информационный потенциал, который поможет им разрешать проблемные ситуации, возникающие перед организацией. Однако из-за того, что сложность действий организации возрастает, а возможности методов для выполнения операций расширяются, количество знаний, имеющихся у одного исполнителя, всегда меньше необходимого количества знаний. Вот почему каждая организация должна наиболее эффективным образом использовать все источники информации. Выбор наилучшего решения (5-й этап) Поскольку поиск решений может дать много хороших решений, то следующим этапом процесса формирования решения является выбор наилучшего решения. Так как цели организации уже определены, единственным критерием выбора является величина отдачи для организации. Но каким образом рассчитать эту отдачу, и более того, – максимальную отдачу? Мы уже говорили, что отдача представляет собой разницу между входом и выходом действия; чтобы проиллюстрировать это на примере проблемы сбыта продукции, приведем следующие данные (табл. 5.2). Выход представляет собой доход, возникший в результате какого-либо вида деятельности, оцениваемый посредством программы сбыта продукции; входом являются затраты по каждому виду деятельности. Разница между выходом и входом по каждому из вариантов предложений представляет собой отдачу, или эффект предложения. Если имеются данные по отдаче каждого из этих предлагаемых вариантов действий, можно сравнить каждый вариант с существующими действиями. Например, разница между отдачей в первом варианте и в существующей деятельности составляет 50 000 долл. Если имеется фиксированное отношение 10:1 между увеличением объема продаж и увеличением прибылей, то на каждые 10 долл. увеличения объема продаж прибыль увеличится на 1 долл. – дополнительная прибыль от применения первого предлагаемого вариант составит 5000 долл. После оценки всех четырех предлагаемых вариантов мы остановимся на первом варианте. (Цифры последнего столбца показывают размер отдачи на единицу входа по каждому варианту, или, другими словами, эффективность вариантов действий.) ТАБЛИЦА 5.2
Так как к одному выходу (например, объему продаж) может относиться несколько программ действий, выход, связанный с одним действием, представляет лишь часть общего выхода. Однако, если все другие действия останутся без изменений, то варьирование одного действия вызовет изменение совокупного выхода. (Проблема привязки отдельных выходов к соответствующим решениям рассматривается в гл. 7 при обсуждении вопроса проверки эффективности решений.) Первая оценка, которую необходимо сделать, – это оценка возможного выхода по каждому решению или действию. Например, если одной из причин того, что сбыт продукции не увеличивается, является недостаточная осведомленность потребителя, то можно рассмотреть различные методы подачи информации потребителям, включая рекламу и увеличение числа агентов по продаже товаров. Каждому методу свойственно определенное количество и качество информации, и каждый метод вызовет различную реакцию потребителей в смысле осуществляемых закупок. Каждой альтернативе должна быть сопоставлена оценка величины объема продаж, или выхода каждого решения. Аналогичным образом можно измерять выход решений и по другим сферам деятельности организаций (производство, контроль, кадры или снабжение).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |