Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потенциала менеджера




Компетентностный подход в создании

В европейских национальных системах обучения, таких как National/Scottish Vocational Qualifications и Management Charter Initiative (MCI) компетенции определяются, как «способность менеджера действовать в соответствии со стандартами, принятыми в организации» (MCI, 1992)[12].

В широком смысле слова компетенция – это основная характеристика личности, обладатель которой способен добиться высоких результатов в работе. В основе терминов «компетенция» и «компетентность» латинский корень competo – добиваюсь, соответствую, подхожу, но между этими понятиями существует значительное различие.

Компетенция – это определенная характеристика личности, необходимая для выполнения определенных работ и позволяющая ее обладателю получать необходимые результаты работы.

Компетентность – это способность индивидуума, обладающего личной характеристикой для решения рабочих задач, получать необходимые результаты работы.

Компетентности делятся на корпоративные, профессиональные и управленческие. Корпоративные (или ключевые), компетенции являются наиболее широкими по масштабу и высокими по организационному уровню. Они применимы к любой должности в организации. В рамках соответствия корпоративным компетенциям все работники организации не зависимо от занимаемых ими должностей и выполняемых обязанностей должны обладать деловыми и личностными качествами, позволяющими им соответствовать ценностям корпоративной культуры организации и способствовать достижению ее целей. Профессиональные (или технические) компетенции применимы в отношении определенной группы должностей. Управленческие компетенции необходимы руководителям для успешного достижения целей структурных подразделений или всей организации с учетом положения в иерархической пирамиде конкретного менеджера. Управленческие компетенции могут быть похожи для руководителей в разных сферах деятельности и включают, например, такие качества, как: «Обладание стратегическим видением», «Умение работать с людьми» и т. д. [13].

Структура компетенций состоит из элементов, каждый из которых несет определенное содержание и ключевой смысл. Знания работника это систематизированная теоретическая информация о конкретном виде деятельности и алгоритме ее выполнения. Умения и навыки являются приобретенными в процессе выполнения деятельности способностями, позволяющими на практике осуществлять необходимый алгоритм действий. Необходимо отметить, что навыки рассматриваются как умения, доведенные до автоматизма. Личностно-деловые качества представляют собой набор свойств личности, позволяющий (и необходимый) эффективно использовать имеющиеся знания, умения и навыки. Мотивационные и целевые установки являются побудительными мотивами для осуществления деятельности. Опыт нарабатывается в процессе многократного практического применения знаний, умений, и навыков с учетом наличия личностно-деловых качеств, необходимых для успешного выполнения работ и достижения целей. Наличие необходимого опыта дает уверенность и позволяет добиваться стабильных результатов трудовой деятельности в сложных условиях. Имеющийся у работника потенциал определяет границы расширения возможностей, способность к развитию и направление развития.

С точки зрения Э. Короткова, компетенции являются комплексом сформированных в процессе образования или в результате накопленного практического опыта возможностей эффективного поведения в определенных жизненных ситуациях и в профессиональной деятельности.

Возможности определяются как комплексом знаний, навыками и умениями, такипониманием ситуации и проблем, жизненной позицией, структурой ценностей, мотивацией поведения.

Интеллектуальные компетенции заключаются в концептуальном мышлении, понимании проблем, владении технологией интеллектуальной деятельности.

Творческие компетенции объединяют возможности исследования, разработки инноваций, мотивацию развития.

Приобретение практических компетенций позволяет менеджеру оценить реальность, проблемы, обобщить опыт, управлять временем.

Использование этих возможностей (компетенций) в управленческой деятельности трансформируется в социальную и профессиональную компетентность.

Модель компетенций Э. Короткова включает пять групп факторов (знания, умения и навыки, способности, роли и готовности). В каждой из групп представлены основные элементы, большинство из которых при внимательном рассмотрении являются действиями по накапливанию, структурированию, распространению или обмену информацией. Это сбор информации в виде целенаправленных знаний, улучшающих качество решений (планирование, проведение совещаний); обмен информацией (в процессе реализации роли организатора); распространение информации (ораторство) *.

С точки зрения Э. Короткова главное в структуре и объеме знаний менеджера – это то, какими знаниями он располагает и то, как соотносятся эти знания в соответствии с областями деятельности. Более конкретно – в какой мере он имеет знания экономики, социологии, психологии, информационных технологий. Какова структура образовательных, общепрофессиональных (фундаментальных) и специальных знаний. На профессионализм менеджера, по Э. Короткову, влияет тип мышления, который характеризует особенности профессионального сознания, такие как восприимчивость новых идей, реактивность оценки обстановки, вариабельность мышления, проблемное восприятие действительности. Тип личности – это тоже признак профессионализма. У менеджера должны быть развиты определенные человеческие качества, например, коммуникабельность, внимательность, предприимчивость, личная организованность и пр. Профессионализм управления формируется как в процессе специального образования, так и в процессах самой управленческой деятельности. При этом ведущую роль в формировании профессионализма управления, играет образование и культура[14].

По мнению М.В. Долгих и Л.Г. Колесниковой роль информационной компетенции менеджера значительно возрастает в условиях интеграции и глобализации бизнеса. При этом особое значение в повышении эффективности управленческой деятельности приобретает владение новыми информационными технологиями. Рассматриваемые авторы отмечают повышение значимости коммуникативной компетенции, обладание которой позволяет менеджерам достигать поставленных целей или менять позицию участников переговоров в позитивную с их точки зрения сторону[15].

Г.В. Бушмелевой обосновывается тезис, согласно которому, конкурентоспособность предприятия в современных условиях базируется на адаптивном управлении. Адаптивное управление трактуется Г.В. Бушмелевой как гибкое, инновационное управление промышленными предприятиями, способными приспособиться к новой обстановке с помощью новых инструментов и методов управления. Для этого адаптивное управление требует от менеджеров «высокого профессионализма в различных сферах: организационно-технической, правовой, экологической, демографической, инновационной, инвестиционной, производственной, маркетинговой, логистической, кадровой и т. п. Субъект управления, осваивая различные области профессиональных знаний и опираясь на их многообразие, интегрирует, объединяет знания в принятых управленческих решениях»[16].

Совокупность компетенций менеджера составляют его потенциал, использование которого в практической управленческой деятельности влияет на показатели деятельности организации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.