КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации, описывают процесс мотивации
Процессуальные теории мотивации, описывают процесс мотивации. Теория ожидания была разработана в 1964 г. психологом Виктором Врумом как процесс управления выбором. Она основана на предположении, что не само наличие активной потребности толкает человека на достижение определенной цели, а надежда, что избранный тип поведения приведет к удовлетворению потребности. Ключевым фактором в теории ожидания являются 3 взаимоотношения:
1.Ожидание (прогноз) соотношения расходов на труд → результата (РТ → Р). 2. Валентность соотношения результат → вознаграждение (Р → В).
3.Инструментальность соотношения результат → ценность вознаграждения (Р→Ц).
Ожидание – это предполагаемая взаимосвязь между действиями и результатами, где под действием понимается сознательное поведение, контролируемое человеком, а под результатом – будущие события, которые могут и не находиться под контролем человека, т.е. их появление носит вероятностный характер. Валентность – сила предпочтения человека в отношении данного результата с учетом некого вероятностного уровня желательности того или иного результата. За любой достигнутый результат человек хочет получить определенное вознаграждение (имеющее ценность в соответствии с результатом) Инструментальность – предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями. Ожидание, валентность и инструментальность варьируются от 0 до 1. Соотношение между тремя факторами может быть выражено:
Мотивация (М)=(РТ→ Р)* (Р→В)*(Р→Ц)
Мотивация наиболее высока, когда ожидания удовлетворяются в наибольшей степени *. Суть т еории справедливости Стейси Адамса заключается в том,что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к израсходованным усилиям, а также сравнивают свое вознаграждение с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Если выявляется несправедливость, то возникает психологическое напряжение. С. Адамс выделил шесть возможных реакций человека на состояние несправедливости: 1) снижение интенсивности и качества труда; 2) попытка увеличить вознаграждение путем выдвижения требований о повышении оплаты, придвижения по службе, улучшения условий труда, проявления криминальной реакции; 3) переоценка возможностей, потеря уверенности в себе, как следствие отказ от амбициозных целей и интенсивных усилий, направленных на их достижение; 4) проявление действий по влиянию на организацию и сравниваемых лиц с целью увеличения их затрат или уменьшения их вознаграждения; 5) выбор других объектов для сравнения, в случае понимания того, что ранее сравниваемые лица, находятся в привилегированных условиях; 6) переход в другое подразделение или же уход из организации. С учетом перечисленных обстоятельств, важно, чтобы в организации существовала ясная система вознаграждения, определяющая величину заработной платы и других материальных и моральных стимулов, обратная связь с работниками, позволяющая включать критерий самооценки в систему формальной оценки трудовой деятельности. Лаймон Портер и Эдуард Лоулер разработали комплексную процессуальную теорию мотивации, объединяющую элементы теории ожиданий и теории справедливости (рис. 5.8).
Рисунок 5.8 – Интеграционная модель Портера-Лоулера
Согласно модели Портера-Лоулера, результат, достигнутый сотрудником, зависит от факторов: - израсходованные усилия (3); - способности и характерные черты человека (4); - осознание своей роли в процессе труда (5). Уровень расходуемых усилий зависит от: - ценности вознаграждения (1); - от того, как оценивается вероятность, что расходуемые усилия будут вознаграждены (2). Достижение нужного уровня результата (6) может привести к внутреннему вознаграждению (7а) – например, чувство самоуважения или удовлетворения от выполненной работы – или к внешнему вознаграждению (7б) – похвала руководителя или продвижение по службе. Пунктирная линия между результатом и внешним вознаграждением означает, что может существовать разрыв между результатами сотрудника и даваемым ему вознаграждением. Пунктирная линия между результатом и вознаграждением, воспринятым сотрудником как справедливое (8), объясняется субъективностью исполнителя, в соответствии с теорией справедливости, в оценке степени справедливости вознаграждения за тот или иной результат. Удовлетворение (9) является следствием внешнего и внутреннего вознаграждения, оцениваемого как справедливое исходя из его действительной ценности (1). В случае отсутствия диссонанса между усилиями и удовлетворением от вознаграждения производительный цикл повторяется. Согласно Теории постановки целей Э. Лока, Т. Райена и Г. Латэма поведение человека определяется теми целями, которыеон сознательно ставит перед собой. Цикличный процесс постановки целей включает этапы:
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 621; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |