Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Потребности в безопасности Дефицитные




потребности

Физиологические потребности

 

Рисунок 5.2 – Иерархия потребностей по А. Маслоу

 

Дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности.

Потребности роста присущи личности, ее внут­ренним характеристикам.

Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, др. делятся на три основных уровня удовлетворения:

1. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей.

2. Субъективно нормальным может считаться уровень удовлетворения потребностей существования в случае, когда человек занят мыслями о пище, одежде, жилище и безопасности не более 10% времени бодрствования. Объективной оценкой может стать потребительский бюджет, достаточный с точки зрения экспертов для данного вида жизнедеятельности.

3. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше нормального уровня становится самоцелью, средством демонстрации высокого общественного положения.

Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.п.).

Социальные потребности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей).

Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).

Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни) является высшей потребностью, собственно, человеческим в человеке.

В своей книге «Мо­тивация и личность», вышедшей в 1943 г., Маслоу писал: «му­зыкант должен сочинять музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать стихи, если они хотят быть полностью счас­тливы. Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту по­требность мы можем назвать самореализацией. Это относится к желанию самовыражения, а именно, к тенденции человека ак­туализироваться в том, кем он может потенциально быть... же­лание становиться все больше и больше тем, кем он является, становиться полностью тем, кем он способен стать» [4].

А. Маслоу сформулиро­вал 15 основных черт, присущих так называемым самореализу­ющимся личностям:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и пред­рассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие та­кого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Та­кие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то мере являются философами.

5. Склонность к одиночеству. Для таких людей характерна позиция отстраненности по отношению ко многим собы­тиям, в том числе событиям собственной жизни. Это по­могает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.

6. Автономия и независимость от окружения: устойчивость под воздействием деструктивных сил.

7. Свежесть восприятия: нахождение (каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми, уз­кий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у дру­гих.

12. Устойчивые моральные нормы. Самоактуализирующиеся личности ведут себя нравственно. Остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели. А средства всегда подчиняют этим целям.

13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек зани­мается, и появляющаяся во всех действиях самоактуали­зирующейся личности.

15. Критичность или некоторый космополитизм. Они не при­нимают безоговорочно ту культуру, к которой принадле­жат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое.

Потребности и мотивация, проявляющиеся на разных уров­нях, требуют от менеджеров обеспечения максимально возможных благоприятствующих условий для их удовлетворения, которые могут быть представлены во взаимосвязанном виде (табл. 5.5).

 

Таблица 5.5 – Потребности по А. Маслоу, мотивация потребителей и рекомендации для организаций

Потребности Мотивация потребителей Рекомендации для организаций
Физиологи­ческие Необходимость потреблять това­ры для того, чтобы избежать ущерба и опасности или выжить (пища, вода, кров) – на базис­ном уровне; экологически чис­тые продукты, контроль за излу­чениями – на более высоком Необходимость адекватной зара­ботной платы для выживания и здоровья сотрудников, обеспе­чение безопасности труда, нали­чие столовой, туалетов и т.п.
Безопасности Потребность в безопасности и в поддержании достаточно при­личного стандарта жизни (одеж­да, жилище, товары для домаш­него хозяйства, транспорт и т.п.) Необходимость создания устой­чивой рабочей атмосферы, меди­цинского обслуживания и охра­ны здоровья, надежных конт­рактов найма, забота о требо­ваниях эргономики, освещении, местах отдыха и т.д.
Социальные Потребность в принадлежности к определенным группам (потре­бительские товары, предметы рос­коши, развлечения, свободное вре­мя и т.д.) Необходимость обеспечения места и времени для межличностного об­щения, обсуждения социальных событий, участия в организации работы. Возможность совместно с менеджерами заниматься определением стратегии, органи­зацией ассоциации членов персонала, профсоюзов и т.п.
Само­уважение Потребность в статусе и при­знании со стороны других и по­требность в отличительных индивидуальных свойствах (модные товары, товары, отражающие стиль жизни и надлежащую ни­шу рынка, и т.д.) Необходимость способствовать достижению успеха, создать бла­гоприятные возможности для продвижения и личного прести­жа, денежные и иные поощре­ния, должностные звания, слу­жебные автомобили, привилегии и т.д.
Само­реализация Потребность в личном развитии и самовыражении (образование, сферы специальных интересов, альтруистические устремления, общественная, благотворитель­ная, политическая деятельность и т.д.)  

 

Несмотря на критику со стороны ряда авторов, благодаря своим уни­версальным объясняющим возможностям, теория А. Маслоу послужила основой для многих современных моделей мотивации труда.

С учением, предложенным А. Маслоу, в определенной степени перекликается теория потребностей Альдерфера Клейтона.

В отличие от Маслоу Альдерфер выделяет не пять, а только три группы человеческих потребностей.

Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности.

Группа потребностей связи отражают социальную природу человека, его заинтересованность в групповой безопасности, а также в достижении определенного социального статуса.

Потребности роста совпадают с потребностями в престиже и самореализации пирамиды Маслоу.

Согласно К. Альдерферу, потребности человека также расположены в определенной иерархии, но движение от потребности к потребности может иметь двусторонний характер (рис. 5.3).

 

 

Рисунок 5.3 – Схема двухстороннего перемещения по иерархии

потребностей Адельфера Клейтона

 

В случае неудачных действий по удовлетворению потребностей высокого уровня, может происходить переключение внимания на потребности более низкого уровня. Это открывает дополнительные возможности поиска форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если организация не в состоянии создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня.

В теории Мак Клелланда потребности человека, оказывающие влияние на интенсивность усилий по их удовлетворению, рассматриваются как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения.

Мак Клелландом выделены потребности:

- в достижении – как конкурентоспособном успехе;

- в привязанности – теплых, приятельских отношениях с другими;

- во власти – контроле и влиянии на других людей.

В основном, теория Мак Клелланда применима для объяснения поведения руководителя. Согласно этой теории, в зависимости от преобладания той или иной потребности у конкретного человека, проявляется различный тип руководителя.

Двухфакторная теория Фредерика Герцберга базируется на следующих положениях, представленных на рис. 5.4.

 

 

Рисунок 5.4 – Двухфакторная теория Фредерика Герцберга

 

1.Отсутствие в организации гигиенических факторов (факторов здоровья)приводит к неудовлетворению сотрудников, но их присутствие не создает сильной мотивации.

2.С другой стороны, мотивационные факторы создают высокий уровень мотивации в случае своего присутствия. Но их отсутствие не приводит к сильному неудовлетворению.

К поддерживающим факторам Ф. Герцбергом отнесены: условия труда (технический надзор за работой, безопасность на рабочем месте в критической ситуации); стиль руководства; социальные отношения (статус в группе, личная жизнь); денежное вознаграждение; психологический климат на предприятии (межличностные отношения с непосредственным руководителем, коллегами и подчиненными).

Мотивационные факторы по Герцбергу: работа как ценность сама по себе; чувство ответственности; оценка успехов в работе; признание; преуспевание; возможности развития, работа на самого себя.

Существует закономерность: высокомотивированные сотрудники намного устойчивее, толерантнее относятся к неудовлетворенности, являющейся следствием отсутствия гигиенических факторов.

Группы потребностей, выделенные в содержательных теориях перечисленных авторов, определенным образом соотносятся друг с другом (рис. 5.5).[5]

 

Теория Маслоу   Теория Альдерфера   Теория МакКлелланда   Теория Герцберга

Потребность достижения
                       
 
Потребность престижа
   
Потребность властвования
   
Потребность связи
 
 
Социальные потребности
 
     
Потребность соучастия  
 
 
Потребность в безопасности
   
    Факторы здоровья
 
   
Потребность существования
 
   
Физиологические потребности
 
  Потребность роста
Потребность самовыражения
  Мотивирующие факторы

 

 


 

Рисунок 5.5 – Соотношение групп потребностей в содержательных теориях мотивации

На достижение качественного исполнения влияют способности и умения человека, его умение получать удовольствие от работы (рис. 5.6).

 

 

 
 

 


 

 
 

 


Желание завершить работу

 

 

Рисунок 5.6 – Зависимость исполнения от психологических факторов

 

В связи с этим следует усиливать внимание профотбору и обучению персонала. Следствием мотивации является усиление интенсивности трудовых действий исполнителей. Это обусловливается их желанием быстрее завершить работу.

Зависимость результатов деятельности от уровня мотивации наглядно отражает графическое выражение закона Йеркса – Додсона – Хебба (рис. 5.7).

 

 

 
 


Наилучшие результаты

Эмоциональные

помехи

Повышение

эффективности Дезорганизация

 

Слабая активация Сильная мотивация

Рисунок. 5.7 – Графическое выражение закона Йеркса – Додсона – Хебба

 

Вместе с тем, рисунок показывает, что чрезмерно высокая мотивация способна вызывать резкое ухудшение результатов деятельности из-за того, что человек начинает переходить в состояние повышенной психической активности или даже измененное состояние. В этом случае его внимание становится избирательным, а сознание ограниченным, расплывчатым. В состоянии эйфории от будущего несоразмерно высокого вознаграждения человек начинает совершать грубые ошибки.

Граница, до которой могут быть «замотивированы» люди, зависит от характера потребностей и способности человека противостоять психическим перегрузкам. Это зависит от врожденных свойств нервной системы, уровня сознательного самообладания и саморегуляции [6].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.