КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Потребности в безопасности Дефицитные
потребности Физиологические потребности
Рисунок 5.2 – Иерархия потребностей по А. Маслоу
Дефицитные потребности удовлетворяются за счет факторов, внешних по отношению к личности. Потребности роста присущи личности, ее внутренним характеристикам. Основные физиологические потребности: пища, отдых, жилище, др. делятся на три основных уровня удовлетворения: 1. Минимальный уровень удовлетворения потребностей существования обеспечивает выживание человека и возможность появления социальных и духовных потребностей. 2. Субъективно нормальным может считаться уровень удовлетворения потребностей существования в случае, когда человек занят мыслями о пище, одежде, жилище и безопасности не более 10% времени бодрствования. Объективной оценкой может стать потребительский бюджет, достаточный с точки зрения экспертов для данного вида жизнедеятельности. 3. Уровнем роскоши предлагается считать такой, при котором удовлетворение потребностей существования выше нормального уровня становится самоцелью, средством демонстрации высокого общественного положения. Потребность в безопасности (сохранение жизни, здоровья, уверенность в завтрашнем дне, в пенсионном обеспечении и т.п.). Социальные потребности (быть принятым в коллективе, получить признание, поддержку, доброжелательное отношение людей). Потребность в уважении и самоуважении (испытывать чувство собственной значимости и нужности для предприятия, социального престижа, желание видеть уважение окружающих, иметь высокий социальный статус). Потребность в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих способностей, к самосовершенствованию, к творчеству, к развитию, к пониманию своей жизни) является высшей потребностью, собственно, человеческим в человеке.
В своей книге «Мотивация и личность», вышедшей в 1943 г., Маслоу писал: «музыкант должен сочинять музыку, художник должен рисовать, поэт должен писать стихи, если они хотят быть полностью счастливы. Человек должен быть тем, кем он может быть. Эту потребность мы можем назвать самореализацией. Это относится к желанию самовыражения, а именно, к тенденции человека актуализироваться в том, кем он может потенциально быть... желание становиться все больше и больше тем, кем он является, становиться полностью тем, кем он способен стать» [4]. А. Маслоу сформулировал 15 основных черт, присущих так называемым самореализующимся личностям: 1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному. 2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других. 3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения. 4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Они часто соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то мере являются философами. 5. Склонность к одиночеству. Для таких людей характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.
6. Автономия и независимость от окружения: устойчивость под воздействием деструктивных сил. 7. Свежесть восприятия: нахождение (каждый раз нового в уже известном. 8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «я». 9. Чувство общности с человечеством в целом. 10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми, узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях. 11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других. 12. Устойчивые моральные нормы. Самоактуализирующиеся личности ведут себя нравственно. Остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели. А средства всегда подчиняют этим целям. 13. «Философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды. 14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и появляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности. 15. Критичность или некоторый космополитизм. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой принадлежат, относятся к ней достаточно критично, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Потребности и мотивация, проявляющиеся на разных уровнях, требуют от менеджеров обеспечения максимально возможных благоприятствующих условий для их удовлетворения, которые могут быть представлены во взаимосвязанном виде (табл. 5.5).
Таблица 5.5 – Потребности по А. Маслоу, мотивация потребителей и рекомендации для организаций
Несмотря на критику со стороны ряда авторов, благодаря своим универсальным объясняющим возможностям, теория А. Маслоу послужила основой для многих современных моделей мотивации труда. С учением, предложенным А. Маслоу, в определенной степени перекликается теория потребностей Альдерфера Клейтона. В отличие от Маслоу Альдерфер выделяет не пять, а только три группы человеческих потребностей. Потребности существования по Альдерферу включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребность в безопасности и физиологические потребности. Группа потребностей связи отражают социальную природу человека, его заинтересованность в групповой безопасности, а также в достижении определенного социального статуса. Потребности роста совпадают с потребностями в престиже и самореализации пирамиды Маслоу.
Согласно К. Альдерферу, потребности человека также расположены в определенной иерархии, но движение от потребности к потребности может иметь двусторонний характер (рис. 5.3).
Рисунок 5.3 – Схема двухстороннего перемещения по иерархии потребностей Адельфера Клейтона
В случае неудачных действий по удовлетворению потребностей высокого уровня, может происходить переключение внимания на потребности более низкого уровня. Это открывает дополнительные возможности поиска форм мотивирования, соотносящихся с более низким уровнем потребностей, если организация не в состоянии создать условия для удовлетворения потребностей более высокого уровня. В теории Мак Клелланда потребности человека, оказывающие влияние на интенсивность усилий по их удовлетворению, рассматриваются как приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения. Мак Клелландом выделены потребности: - в достижении – как конкурентоспособном успехе; - в привязанности – теплых, приятельских отношениях с другими; - во власти – контроле и влиянии на других людей. В основном, теория Мак Клелланда применима для объяснения поведения руководителя. Согласно этой теории, в зависимости от преобладания той или иной потребности у конкретного человека, проявляется различный тип руководителя. Двухфакторная теория Фредерика Герцберга базируется на следующих положениях, представленных на рис. 5.4.
Рисунок 5.4 – Двухфакторная теория Фредерика Герцберга
1.Отсутствие в организации гигиенических факторов (факторов здоровья)приводит к неудовлетворению сотрудников, но их присутствие не создает сильной мотивации. 2.С другой стороны, мотивационные факторы создают высокий уровень мотивации в случае своего присутствия. Но их отсутствие не приводит к сильному неудовлетворению. К поддерживающим факторам Ф. Герцбергом отнесены: условия труда (технический надзор за работой, безопасность на рабочем месте в критической ситуации); стиль руководства; социальные отношения (статус в группе, личная жизнь); денежное вознаграждение; психологический климат на предприятии (межличностные отношения с непосредственным руководителем, коллегами и подчиненными). Мотивационные факторы по Герцбергу: работа как ценность сама по себе; чувство ответственности; оценка успехов в работе; признание; преуспевание; возможности развития, работа на самого себя. Существует закономерность: высокомотивированные сотрудники намного устойчивее, толерантнее относятся к неудовлетворенности, являющейся следствием отсутствия гигиенических факторов. Группы потребностей, выделенные в содержательных теориях перечисленных авторов, определенным образом соотносятся друг с другом (рис. 5.5).[5]
Рисунок 5.5 – Соотношение групп потребностей в содержательных теориях мотивации На достижение качественного исполнения влияют способности и умения человека, его умение получать удовольствие от работы (рис. 5.6).
Рисунок 5.6 – Зависимость исполнения от психологических факторов
В связи с этим следует усиливать внимание профотбору и обучению персонала. Следствием мотивации является усиление интенсивности трудовых действий исполнителей. Это обусловливается их желанием быстрее завершить работу. Зависимость результатов деятельности от уровня мотивации наглядно отражает графическое выражение закона Йеркса – Додсона – Хебба (рис. 5.7).
Наилучшие результаты Эмоциональные помехи Повышение эффективности Дезорганизация
Слабая активация Сильная мотивация Рисунок. 5.7 – Графическое выражение закона Йеркса – Додсона – Хебба
Вместе с тем, рисунок показывает, что чрезмерно высокая мотивация способна вызывать резкое ухудшение результатов деятельности из-за того, что человек начинает переходить в состояние повышенной психической активности или даже измененное состояние. В этом случае его внимание становится избирательным, а сознание ограниченным, расплывчатым. В состоянии эйфории от будущего несоразмерно высокого вознаграждения человек начинает совершать грубые ошибки. Граница, до которой могут быть «замотивированы» люди, зависит от характера потребностей и способности человека противостоять психическим перегрузкам. Это зависит от врожденных свойств нервной системы, уровня сознательного самообладания и саморегуляции [6].
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1097; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |