Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политических режимов




Германии, Франции: форма правления, форма государственного устройства, типы

Ответ: Структура государственного аппарата зависит, во-первых, от того

или иного подхода к организации государственной власти (единство, разделение,

субсидиарность), во-вторых, от политико-территориальной организации

государства. Говоря о государственном аппарате, важно различать должностных лиц

и органы, осуществляющие власть (например, парламент, правительство, судьи), и

государственных служащих и органы, образующие обслуживающий аппарат (например,

Аппарат Правительства РФ, канцелярии судов). Выделяются органы законодательной,

исполнительной и судебной власти. Органы законо­дательной власти представлены

общегосударственными парламента­ми (а в некоторых странах надпарламентскими

органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических

автономий, если речь идет о федеративных государствах (например, о России или

США) и о государ­ствах с политическими автономными образованиями (например,

пар­ламент Шотландии).

Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по

конституции она принадлежит монарху, но на деле в пар­ламентарных монархиях

(например, Великобритания и др.) он власти не имеет. Государственный аппарат

в таких странах фактически воз­главляет правительство. В дуалистических

монархиях монарх реально управляет страной, а в абсолютных монар­хиях в руках

монарха находится вся полнота власти.

В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, по опять-

таки ее реальное осуществление зависит от формы правления. В президентских

республиках (например, США и др.) президент одновременно является главой

государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный

аппарата, делегируя министрам те или иные полномочия, а те в свою очередь

делегируют их нижестоящим государственным служащим. Прави­тельства как

коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно

есть, то премьер-министр, на­значаемый и смещаемый президентом без ведома

парламента, явля­ется лишь так называемым административным премьером. Он

дейст­вует по поручениям президента, а фактическим главой правительст­ва

остается президент. В парламентарных республиках, например, в Германии,

государственный аппарат возглавляет прави­тельство, точнее, премьер-министр.

Нормы конституций, предостав­ляющие широкие полномочия президентам,

парируются другими нор­мами тех же конституций, согласно которым президент

должен дей­ствовать только по совету правительства, и все его акты

недействи­тельны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра

(правило контрасигнатуры). В полупрезидентских республиках иная ситуация.

Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть — она принадлежит

и президенту, и правительству (Франция и др.). Но во Франции в случае

«разделенного правления» (когда президент — лидер одной партии, а большинство

в нижней палате пар­ламента принадлежит другой или коалиции других партий)

президент фактически лишается части своих полномочий, хотя он по-прежнему

является главой гражданской и военной администрации. В России ру­ководство

государственным аппаратом разделено. «Силовые» минис­терства и ведомства

(обороны, внутренних дел, по чрезвычайным си­туациям, службы безопасности и

т.д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под

непосредственным руководством президента, другими руководит премьер-министр.

Среди ветвей власти исполнительная власть обладает самым разветвленным и

многочисленным аппаратом, самым большим штатом государствен­ных служащих. Он

нередко в 100-150 раз пре­вышает численность парламентариев и судов вместе с

обслуживаю­щим их аппаратом.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные при­датки государства:

армия, полиция (милиция), служба государствен­ной безопасности, разведка и

контрразведка, тюрьмы. По существу, это особые виды государственных

организа­ций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.

Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это

судьи и обслуживающие суды технические служащие (секретари судебных

заседаний, канцелярия и т.д.), в других — так называемые следственные судьи

(в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно

судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные

коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют

разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и

решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и

судьи не подчинены по вертикали. К трем ветвям власти примыкают некоторые

другие органы, организационно не входящие в их структуру (например, Счетная

палата при парламенте России).

Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям влас­ти, примыкающих к

ним, государственный аппарат включает струк­туры с особым статусом. Иногда

часть таких органов выделяют в ка­честве особой ветви избирательной власти,

иногда — контрольной власти. Во многих странах это омбудсманы —

уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению

правопорядка в армии (Германия), по ох­ране окружающей среды и др.,

генеральные контролеры, ге­неральные ревизоры, генеральные атторнеи и т.д. со

своими служба­ми. Согласно конституциям и законам они при исполнении своих

полномочий независимы, не подчинены никакой другой власти. В России особое

положение занимает Центральный банк, во Франции - Экономический и социальный

совет. В России и в ряде других стран особое звено государственного аппарата

образует про­куратура, которая в таких странах обособлена от судов. Ее

главная задача — контроль за соблюдением законности. Специфической час­тью

государственного аппарата являются специализированные органы конституционного

контроля (конституционные суды, конституцион­ные советы и др.).

Особое место занимают избирательные органы. Во многих лати­ноамериканских

странах это избирательные трибуналы (они соединя­ют полномочия судов по

выборам и избирательных комиссий), а также избирательный регистр (это система

отдельных органов, занимаю­щихся учетом избирателей). В странах других

континентов сущест­вуют избирательные комиссии. Постоянные избирательные

комис­сии (прежде всего центральные комиссии, а в федерациях — комиссии

субъектов федерации) состоят из государственных служащих, назна­чаемых или

избираемых (обычно соответствующими представитель­ными органами) на

определенный срок с возможностью переизбрания. Члены окружных участковых

комиссий работают на общественных началах, но во время исполнения ими этих

обязанностей па них распространяются положения правовых актов о

государственной службе.

Существует множество классификаций, относящихся к государственному аппарату.

Различаются органы и должностные лица общей компетенции (например,

правительство, президент) и органы и долж­ностные лица отраслевой компетенции

(например, министры или уполномоченный по правам человека). Вопросами,

относящимися к компетенции государства, занимаются центральные органы

(напри­мер, парламент, министерства), а вопросами, относящимися к реше­нию

некоторых местных дел, - местные государственные органы. В качестве местных

государственных органов (государственной власти и государственного

управления) в странах тоталитарного социализма рассмат­риваются советы и

избираемые ими исполнительные комитеты.

На местах не всегда существуют местные государственные органы. Во-первых, во

многих странах нет назначаемых на места чиновников общей компетенции

(например, в Великобритании), но там создаются местные делегатуры

министерств. Это отделы центральных отраслевых органов, располо­женные на

местах. Они не управляют местными делами, а выполняют на местах отраслевые

общегосударственные полномочия. Во-вторых, наряду с ними действуют

муниципальные (общинные и региональ­ные) органы, штат которых состоит из

муниципальных служащих. Это органы и должностные лица не государственной

(т.е. власти всего об­щества), а публичной власти территориального

коллектива. Они, ко­нечно, тесно связаны с государственным аппаратом. Более

того, мэры, избранные муниципальными советами или населением общин (горо­дов,

других населенных пунктов, группы деревень), утверждаются затем

правительством (министром внутренних дел) как представители государственной

власти в данной общине, наделяются определенными государственными

полномочиями. Однако они остаются прежде всего муниципальными главами.

В структуре государственного аппарата различаются коллегиальные и единоличные

органы. Первые принимают решения коллегиально, в необходимых случаях

большинством голосов (например, парламент или суд), вторые — единолично

(президент, министр).

Государственный аппарат имеет свои особенности. Наиболее простой является

структура аппарата в простом унитарном государстве: один парламент (местных

парламентов не существует), правительство и глава государства (президент или

монарх). Действует единая судебная система и система исполнительных органов,

строго подчиненных по вертикали. Вместе с тем структура государственных

органов на местах может различаться в зависимости от того, является унитарное

госу­дарство централизованным, децентрализованным или относительно

централизованным. В централизованном унитарном государстве на местах

управлением ведают назначенные чиновники общей компетенции (губернаторы,

начальники районов, старосты де­ревень). В децентрализованном унитарном

государстве (например, в Великобритании) на места чиновников общей

компетен­ции не назначают. Решением вопросов общегосударственного значе­ния

там занимаются местные отделы (делегатуры) министерств (каждый отдел — только

в рамках своей отраслевой компетенции). В от­носительно централизованном

унитарном государстве (например, во Франции) назначенных чиновников общей

компетенции никогда не бывает в низовом звене — в общинах, они назначаются в

округа, где нет выборного местного совета, в остальных звеньях действуют

назна­ченные чиновники общей компетенции (префекты), делегатуры ми­нистерств

и избранные советы.

Наиболее сложный государственный аппарат в федеративном го­сударстве. По

существу, он имеет двойственный характер. Поскольку в федерации есть

федеральная государственная власть и подчиненная ей государственная власть

каждого из ее субъектов, то наряду с государственным аппаратом федерации

имеются и государственные аппараты субъектов. Первый представлен

общегосударственными законодательными, исполнительными, судебными и другими

органами, а также федеральными государственными служащими, входящими в состав

таких органов. Государственный аппарат субъектов федерации представлен их

законодательными, исполнительными и иногда — своей системой судебных органов,

действующих параллельно с систе­мой судебных органов федерации (например, в

США), однако во мно­гих федерациях существует единая судебная система. В

России также имеется единая судебная система, но субъекты Федерации учреждают

свои мировые суды (мировых судей).

В деятельности государственного аппарата могут участвовать дру­гие

организации, учреждения, органы, если им поручаются отдельные функции органов

государственного управления. Такая возможность предусмотрена, в частности,

Конституцией РФ по отношению к орга­нам местного самоуправления. В этом

случае такие органы становятся как бы частью государственного аппарата, их

решения и распоряже­ния приобретают государственное значение, а сами они в

пределах переданных им функций находятся под контролем государства. Иногда

отдельными функциями государственных органов наделяются общественные

объединения. Чаще всего это общественные организации лиц творческих

профессий, действующие в сфере культуры, иногда - объединения промышленников

и торговцев (торгово-промышленные палаты, регистрирующие в некоторых органах

товарные знаки, осуществляющие арбитраж по торговым делам).

2.1.13. Основные механизмы формирования и реализации государственной политики




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 387; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.