Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Б7.Система педагогических наук. Связь педагогики с другими науками




В настоящее время педагогика представлена на большом количестве научных дисциплин и отраслей: 1. Общая педагогика – является базой теоретических данных для всех других отраслей педагогики. 2. Теория обучения – изучает закономерности процесса обучения, его содержания, формы, технологии. 3. Теория воспитания – научная дисциплина, изучающая процесс формирования личности и коллектива. 4. История педагогики - изучает развитие образования в различные исторические эпохи. 5. Возростная педагогика – изучает процесс образования человека в различные возрастные периоды его развития. 6. Семейная педагогика – изучает формирование личности в семье. 7. Социальная педагогика - наука о воспитательных влияниях среды. Создание благоприятных условий в социуме (семья, учеба, досуг) 7. Коррекционная педагогика - группа педагогических наук изучающая теорию и практику образования лиц с отклонениями в физическом, умственном, психическом развитии и т.д.

В настоящее время педагогика является многоотраслевой наукой. К смежным к педагогическим наукам относят – психологию, философию, физиологию, социологию. Важным для педагогики являются науки, исследующие строение и развитие человеческого организма - это анатомия, гигиена, физиология, социология. Так предметом социологии выступает влияние социальной среды на человека, его взаимодействие с другими людьми, и обществе в целом. Предмет физиологии – закономерное функционирование организма. Психологии – закономерное функционирование психики. Анатомии – строение человеческого организма. Медицина - пути и средства укрепления здоровья людей. Гуманитарные науки изучают духовный мир людей (литература, этика, история - дают материал для формирования нравственных и эстетических ценностей). Философия - решает важные мировозренческие проблемы как сущность человека в окружающем мире, природе, обществе, также самосохранения человечества, мира и т. д. Связь педагогики с другими науками не односторонняя. Знание педагогики необходимы для разработки многих проблем, кроме того любые знания невозможно воссоздавать без педагогического воспроизводства.

 

8.Понятия о методологии педагогики и её уровнях: философском, общенаучном, конкретно научном, технологическом.

Любая наука будет развиваться если она будет вырабатывать новые научные знания в процессе проведения исследований. Кроме того, наука и сам исследователь должны опираться на систему принципов и способов организации теоретической и практической деятельности т.е.- методологию. Под методологией понимают - учение о принципах, методах и формах познания и преобразования педагогической действительности. (организация практической и теоретической деятельности) Выделяют 4 уровня методологического знания: 1. Высший философский уровень: общие законы развития природы, общества, мышления, общие принципы познания. 2. Общенаучная методология - теоретические концепции применяемые к большинству научных дисциплин (теория познания, логика) 3. Конкретно – научная методология – совокупность подходов, методов, применяемых в той или иной научной дисциплине (позволяющее определению научно - теоретической проблемы, пути решения, осуществление прогнозирования и развития педагогической науки и практики) 4. Технологическая методология - методика и техника исследования т.е. набор процедур, обеспечивающий получение достоверного материала и его первичную обработку.

 

9.Характеристика методов педагогического исследования. Педагогический эксперимент: разновидности, этапы, требования к организации.

Методы педагогического исследования -способы изучения педагогических явлений, получение новой информации о них с целью построения научных теорий. Методы педагогического исследования делятся на общенаучные и конкретно - научные. К общенаучным методам относятся - Общетеоретические (анализ, сравнение,) Социологические (анкетирование, интервью, опросы) Социально-психологические (тестирование, тренинг). К конкретно – научным методам – относятся методы которые подразделяются на эпирические (беседа, наблюдение, анкетирование, интервью,) и теоретические (теоретический анализ литературы, документов, прогнозирование, моделирование .) Характеристика методов: метод моделирования - наглядно-образная характеристика, изучение процессов, описаний, чертежей. Аннотирование – краткое изложение основного содержания. Цитирование – дословная запись выражений. Конспектирование - более детальное изложение основных идей источника. Реферирование - сжатое, но более развернутое по сравнению с тезисом по одному или нескольким источникам на общую тему. Наблюдение - организованное целенаправленное восприятие и фиксация педагогических явлений. Метод письменного и устного опроса - к ним относятся интервью, анкетирование, беседа. Анкетирование - письменный опрос. Исследовательская беседа - диалог исследователя по заранее подготовленному плану. Интервью - метод опроса, ответы записываются. Метод Педагогического тестирования - с помощью специально разработанных заданий позволит изучить уровень знаний.

Педагогический эксперимент. Виды и этапы. Педагогический эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения следственных связей и педагогических явлений. Различают эксперименты: 1.Естественный - в условиях обычного образовательного процесса. 2.Лабараторный – создание искусственных условий для проверки. По конечным целям эксперимент может быть констатирующим или преобразующим - когда проводится целенаправленная организация эксперимента для определённых условий развития школьника. Контрольный эксперимент проводится для проверки степени достоверности результатов, может назначаться повторный эксперимент. Выделяют этапы эксперимента: 1.Теретический (постановка проблемы, цель исследования), 2.Методический (разработка методов исследования и его плана).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 721; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.