Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о формах организации процесса обучения. Развитие систем и форм организации обучения в истории образования




Понятие «метод обучения» характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю сторону учебного процесса. Понятие формы организации обучения имеет иной смысл. Форма обучения как дидактическая категория обозначила внешнюю сторону организации учебного процесса, которая связана с количеством обучаемых учащихся, временем и местом обучения, также порядком его осуществления. Например, учитель может обучать группу учащихся т.е. заниматься с целым коллективом, может проводить занятия с одним учеником (индивидуальное обучение). В этом случае форма обучения связана с количественным состоянием обучаемых. Также она может отражать временную регламентацию учебных занятий. Было например время, когда учащиеся занимались с утра до обеда, но определение разграничения и перерывов между занятиями не существовало. Занятия можно проводить в классе и осуществлять выход (экскурсию) к изучающим объектам, что характеризует форму обучения с точки зрения места его проведения. Форма обучения связана и с его внутренней, содержательно - процессуальной стороной. Взять, например, ту же экскурсию как форму обучения. В одном случае она может посвящ.изучение нового материала, в другом – новый материал учащийся усваиваивает в классе, а экскурсия проводится с целью его закрепления, связи теории с практикой. Краткие сведения о развитии организационных форм учебной работы в школе. Исторически наиболее распространёнными формами организации учебной работы с детьми было индивидуальное, а затем индивидуально-групповое обучение. Они применялисьв античное время, в период средневековья, а в некоторых странах использовались вплоть до XVIII в. Сущность индивидуального обучения заключалась в том, что учитель проводил с ним обучающую работу. При индивидуально-групповом обучении учитель занимался с целой группой детей, однако учебая работа также носила индивидуальный характер, поскольку дети были разного возраста и различной подготовки. Учитель поочередно спрашивал каждого ученика по пройденному материалу, объяснял новые вопросы, давал индивидуальные задания для самостоятельной работы, в то время как остальные дети занимались своим делом. При такой организации обучения дети могли приходить на занятия в разное время года, время дня - одни до обеда, другие после обеда. Развитие производства и повышение роли духовной жизни в обществе повлекли за собой возникновение форм массового обучения детей. Одной из первых.форм является организация группового (коллективного) обучения детей, которая впервые была применена в школах Беларусии и Украины (XVIв) и стала зародышем классно-урочной системы обучения. Эта форма обучения отличалась рядом особенностей. 1.для организации учебной работы уч-ся распределялись в зависимости от возраста в особые группы (классы) с примерно одинаковым уровнем подготовки. 2.занятия проводились одновременно со всей группой уч-ся по одному и тому же материалу. Вследствие этого дети приходили в школу в одно время года и в заранее определенные часы дня. Так возникли предпосылки для формирования классно-урочной системы обучения. Суть классно-урочной системы как специфические формы организации учебной работы состоит в том, что учащиеся одного возраста распределялась по отдельным классам, занятия с ними проводились поурочно по заранее составленному расписанию, где все учащиеся класса работали над одним материалом. Важнейшие формы организации учебной работы в школе. В настоящее время в нашей школе применяются следующие формы организации учебной работы: урок экскурсия, занятия в учебных мастерских, формы трудового и производственного обучения, факультативные занятия,домашняя учебная работа, формы внеклассной работы (предметные кружки,студии олимпиады,конкурсы).

23. Классноурочная система: достоинство и недостатки.

Наибольшее распространение в нашей стране и за рубежом получила классноурочная система обучения, возникшая в XVII в. Ее контуры очертили отцы-иезуиты под руководством И. Лойолы, усовершен-ал систему нем-ий педагог И. Штурм, а разр-тал теорет-кие основы и воплотил в массовую практическую технологию Я. А. Коменский. Характерные черты классно - урочной обучения: Урок является элементом классно-урочной системы обучения, В дидактике известны три основные системы обучения:1) индивидуальное обучение;2) классно - урочная и 3) лекционно-семинарская. Например: индивидуально - групповая форма была характерна для школ средневековья, бригаде учение для советских школ. В настоящее время сложились и развивается индивидуальная и групповая форма обучения. Индивидуальное обучение появилось очень давно, когда человечество только начинало организовывать обучение подрастающего поколения. Многие исследователи считали и продолжают считать индиви-ное занятие идеальной схемой организации процесса обуч-ия. Оно имеет ряд «+» дидактических характеристик: контакт между учителем и учащимся при значительной активности последнего. Установиться непрерывная обратная связь и на ее основе видны достижения и трудности обучаемого, что дает возможность оказывать ученику своевременную помощь. Груповое обучение – предпологает работу учителя и с группой учащихся. За одно и тоже время учитель обучает не одного, а группу детей. Эти виды обучения возникли давно, однако группа детей отличались друг о друга по знанию и прилежанию. В начале 17 в. В некоторых школах Беларусии стали открыватся постоянные одновозрастные группы учащихся (Вилейская братская школа, Могилев, бр, шк и др.) Каменский проанализировал и обобщил эти програмные формы учебных занятий и научно обосновал высшую систему, которая существует уже около 400 лет. Каменский разработал признаки классно - урочной системы. Классно - урочную форму организации обучения отличают следующие особенности:— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);— каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом (планирование обучения);— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);— каждый урок посвящается только одному предмету (монизм);— постоянное чередование уроков (расписание);— руководящая роль учителя (педагогическое управление);— применение различных видов и форм познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности) Классно-урочная система обучения внесла серьезные улучшения в общую организацию учебного процесса, она способствовала совершенствованию всех его сторон, т. е. переход от индив-ного обучения к колл-му,увеличить коли-во уча-ся в кл-се и осуществлять педагогическое руководство их работой в течение всего учебного дня,сокращение стоимости обучения,повышала продуктивность учебной дятельности школьников,связано с тем, что распред-ние учебного материала по кла-ам с учетом возраста и подготовки обучаемых делало учение более доступным и привлекательным, а вторичное подразделение содержания по каждому предмету на уроки вносило в учебный процесс плановость и систематичность. В настоящее время в школе наблюдается тенденция повысить гибкость организации обучения в старших классах за счет сочетания классно-урочной системы с элементами лекционно-семинарской системы. Термин лекционно - семинарская указывает, что основными формами организации учебной работы при данной системе являются лекции и семинары; из них лекциям принадлежит ведущее место. Характерная черта лекционно-семинарской системы -- организационное подразделение учебного процесса на отдельные звенья; использование для реализации каждого из них специализированных организационных форм (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, коллоквиумы) и различных учебных группировок (потоки, группы, подгруппы, отдельные учащиеся). В данной системе ярко выражена тенденция варьировать формы организации процесса.Классно-урочная форма имеет ряд преимуществ, общепедагогические, психологические, социологические и экономические по сравнению с другими формами, в частности индивидуальной: она отличается более строгой организационной структурой, является экономной, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся, создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности воспитания и развития учащихся. Достоинства классно-урочной системы в значительной степени отражены в уроке, поэтому следует отвергнуть точку зрения, будто бы недостатки обучения и воспитания в школе так тесно связаны с уроком как основной формой организации учебного процесса, что единственный путь преодоления этих недостатков -- полный отказ от урока и переход к другим формам. От урока отказываться не следует -- его надо совершенствовать. Однако общее совершенствование организации обучения связано не только с повышением качества уроков, но и с рациональным сочетанием урока с другими формами -- лекциями, семинарами, лабораторными и практическими занятиями и т. д. Именно комплексное применение разнообразных организационных форм обеспечивает повышение качественных показателей процесса обучения. Недостатки: опора (ориентация) на «среднего» ученика, отсутствие возможности осуществления индивидуальной учебно-воспитательной работы с учащимися, неэкономичность: время и силы учителя расходуются на работу лишь с одним учеником.

 

24.Урок как основная форма организации учебного процесса. Типология и структура уроков. Современные требования к уроку. Классноурочная система яв-ся главной, а ключевым компонентом классно - урочной системы является –урок. Урокэто законченный в смысловом, временном и организационном отношении отрезок учебного процесса., при которой учитель в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью постоянной группы учащихся (класса) с учетом особенностей каждого из них, используя средства и методы работы, создающие благоприятные условия для того, чтобы все ученики овладевали основами изучаемого предмета непосредственно в ходе занятия, а также для воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил школьников (А. А. Бударный). специфические признаки, отличающие урок от других организационных форм обучения: постоянная группа учащихся, руководство деятельностью школьников с учетом особенностей каждого из них, овладение основами изучаемого непосредственно на уроке. Урок рассматривается не как статическая форма, а как вариативная, постоянно развивающая. Так в последнее время используется урок-Что? Где? Когда?, урок - концерт и т.д.) Структура урока - соотношение и взаимо связь частей урока, к, отличаются своими зад-ми и х-ом дея-ти уч-ля и уч-ся. Каж, тип ур, имеет свою структуру, но общим элементом яв-ся:организ-ый момент, провер изученного материала, постановка цели и зад, урока, объяснение, закрепление, подведение итогов,д/з. Типология уроков в педагогике сложная, существуют различные подходы к типологии уроков. В основу одной типологии положены методы обучения. В связи с этим выделяют ур-беседы, ур-ки прак-х занятий, ур-ки лекции. Др. классифиц-ют ур-ки по степени самостоятельной работы уч-ся и уч-ля. Наиболее употребимой является классификацияпо основным дидактическим задачам. Выделяют следующие типы уроков: Б. П. Есипов выделяет: комбинированные, или смешанные, уроки; 1.Комбинированный урок - сочетать сообщение новых знаний с первичным закреплением, повторением ранее изученного. 2. уроком ознакомления или сообщения учащихся знаком-ся с новым материалом, или сообщения (изучения) новых знаний, 3. закрепления знаний основным содержанием учебной работы является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их прочного усвония.4. Обобщающими уроками являются такие, на которых систематизируются и воспроизводятся наиболее существенные вопросы из ранее пройденного материала, восполняются имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и раскрываются важнейшие идеи изучаемого курса. 5. Уроки проверка (контрольные) позволяют учителю выявить уровень сформированности знаний, умений и навыков учащихся в определенной области, установить недостатки в овладении учебным материалом, помогают наметить пути дальнейшей работы6.ур-к внеклассного чтения(нач, кл). Организационный этап предполагает постановку целей и обеспечение условий для их принятия учащимися, создание рабочей обстановки, актуализацию мотивов учебной деятельности и формирование установок на восприятие, осмысление, запоминание материала. На этапе подведения итогов урока фиксируется достижение целей, определяется мера участия в их достижении всех учащихся и каждого в отдельности. К сожелению эта класс-я не яв-ся уневерсальной, т, к она раскрывает, толькообразовательные задачи, и неучитывается реализация воспит-ых задач.

 

25.Средства обучения. Классификация средств обучения и их дидактических возможностей. Средства обучения: сущность, классификация. Место средств обучения в системе взаимодействия педагога и учащегося. Средства осуществления учебного процесса – являются посредниками м/у препод.(уч-ся) и объектами изучения. С их помощью увеличивается объем передаваемой учебной информации, оптимизируется процесс формирования новых понятий, профессиональных умений и т.д. Средство – то, что необходимо для реализации цели. Педагогические средства - это материальные объекты, предметы, предназначающиеся для организации и осуществления педпроцесса и выполняющие функции развития учащихся. В широком смысле пед. средства входят в состав понятия "материально-техническая база образования". Материально-техническая база - это системы экономич. и материальных факторов, обеспечивающих деятельность учебного заведения. Это и зарплата педагогов, и содержание помещений, имущества, самофинансирование (библиотеки, столовые, медпункты и т.д.).В узком смысле это предметы, предназначающиеся для организации и осуществления данного урока. Признаки: Педагогические средства имеют: Предметную материализованность; экономическую стоимость; потребительскую стоимость; предназначены для осуществления педагогических целей. Педагогические средства делятся на группы: Материальные объекты (учебное оборудование, инструменты, приборы, демонстрационное оборудование, ТСО) ТСО – ПК Средства производства: все пром.оборудование, инструменты и материалы, кот. Используются в учеб.мастерских, макеты, муляжи, модели.1. Знаковые системы (учебники и учебно-методиеские пособия, дидактический материал, карточки-задания, инструкционные карты, опорные конспекты, изобразительные пособия (плакаты, схемы, и т.д.))Знаковые системы могут выражаться в учебниках, учебных и учебно-методических пособиях. Учебник – рекомендован учебно-методическим объединением или министерством образования. Учебное пособие – может отражать одну тему или один раздел дисциплины, может всю, н не является рекомендованным.Учеб.метод.пособие – для преподов, в кот. даны метод.рекомендации по проведению урока 2. Логические регулятивы деятельности (теоретический уровень - принципы, правила, методы, методики; эмпирический уровень - действия, операции, приемы обучающей деят-ти). Регулятивы – нормотивы, предписания, кот. обуславливают деятельность человека. Подход к обучению – гл.направление конструирования метод.обучения. Принцип обучения – это теоретические положения, отражающие закономерности формирования новых знаний. Правила обучения – совокупность логических предписаний по осуществлению конкретных операций и приемов, ведущих к планируемому результату. Метод обучения – способ взаимодействия педагога и учащегося в процессе пед.обучения. Методика обучения – это объединение нескольких методов в одном материале посредством специальной организации содержания учеб.материала в систему более высоко уровня организации. Основы выбора педагогических средств: соответствие содержанию, целям и методам программного материала; учет особенностей учащихся; ориентация на будущую специальность; возможности кабинета; владение преподавателем предметом; знание дидактической техники. Требования к использованию педагогических средств: 1 Общие - научно-педагогическое (образов. и восп. сущность)- эрганомические (соблюдение гигиеничных, психолог. норм восприятия ср-в обучения)- эстетические (выразительность в соответствии с нормами восприятия учащимися)- технические (д.б. простыми и надежными) 2. требования к организации средств обучения - наполняемость средств должно соответствовать теории - соответствие дидактическим и методическим задачам - учитывается предшествующий опыт и знаниями учащихся. Средства обучения. Их классификация. Средства обучения – материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в педагогический процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Классификация средств обучения может быть различной в зависимости от положенного в ее основу признака, например: по составу объектов средства обучения бывают – материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные (образные представления, знаковые модели, мысленные эксперименты, модели Вселенной); по отношению к источникам появления – искусственные (приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии); по сложности – простые (образцы, модели, карты) и сложные (видеомагнитофоны, компьютерные сети); по способу использования – динамичные (видео) и статичные (кодопозитивы); по особенностям строения – плоские (карты), объемные (макеты), смешанные (модель Земли), виртуальные (мультимедийные программы); по характеру воздействия – визуальные (диаграммы, демонстрационные приборы), аудиальные (магнитофоны, радио) и аудиовизуальные (телевидение, видеофильмы); по носителю информации – бумажные (учебники, картотеки), магнитооптические (фильмы), электронные (компьютерные программы), лазерные (CD-Rom, DVD); по уровням содержания образования – средства обучения на уровне урока (текстовый материал и др.), предмета (учебники), на уровне всего процесса обучения (учебные кабинеты); по отношению к технологическому прогрессу – традиционные (наглядные пособия, музеи, библиотеки); современные (средства массовой информации, мультимедийные средства обучения, компьютеры), перспективные (веб-сайты, локальные и глобальные компьютерные сети, системы распределенного образования).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1025; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.