Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Метода воспитания




Общие методы воспитания и их классификация. Условия эффективного

Цели, задачи и принципы гуманистического воспитания.

Гуманистическое воспитание является одной из прогрессивных тенденций мирового образовательного процесса. При этом человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни. Гуманистические перспективы возрождения делают востребованными не только такие качества личности, как практичность, динамичность, интеллектуальная развитость, но и прежде всего культурность, интеллигентность, образованность, планетарность мышления, профессиональная компетентность. Общепринятой целью в мировой теории и практике гуманистического воспитания был и остается всесторонне и гармонично развитой. Г. Присуще только человечкскому разуму. Характерными чертами Г. – умение сотрудничать с другими людьми, сочувствовать людям, признание и уважение их прав, свободы, достоинства. Г.-это сложное нрав, качество. Оно предпологает единство сознания и поведения. В воспитании гуманистических черт выделяют такие направления: во влечение уч-ся в деятельность, направленную на помощь людям; организация верного восприятия и понимая гуманистических качеств среди людей; активная борьба с эгоистическими проявлениями среди учащихся; привлечение Г.в устойчивую форму поведения. Пути формирования гуманизма: 1. Учебный Процесс. Влияет на формирование двумя направлениями А) содержание (тексты подобраны таким образом, что дают представление о характере взаимоотношений между людьми. В них осуждается бездушие, жестокость), Б) атмосфера ученика и характер отношений между классом и учителем (если учитель внимателен справедлив, то и дет, преобр, «+» опыт 2. Внекласная работа, 3. Шефство старших над младшими 4. Работа с родителями (в семье иногда создается такая отмосфера к, формирует –эгоизм, бездушность и т.д.) 5. СМИ.

Условия эффективного применения методов воспитания. М.в.- одна из основных категорий теории воспит-я. М.в.- это способы воздействия на сознание, чувс-а, волю, поведение, систему отношений реб-ка в целях формирования гармон-но развитой личности.. с пом-ь М.в. корректируется поведение человека, формируются необходимые качества личности. Методы воспитания активнее действуют на личность в процессе деятельности. Эффективность М.В. зависит: находить оптимальный вариант их сочетания; считаться с закономерностями и движущися силами Воспитательного процесса; знает индивидуально - технические особенности детей; знает уровень воспитаности детей; учитывает конкретную педагогическую ситуацию, в которой оказался ребенок. Т.ж. зависит от, если его примение соответствует ведущему виду деятельности. В теории и практики на ряду с методом используют «прием и средства». Прием -это отдельное действие внутри конкретного метода. Прием носит поучительный характер н-р учитель рассказывает о ТВ-ве ком-ра, вед-й метод-рассказ, а использ-е ТСО-это и есть прием. Средство воспитания - решение тех или иных воспит-х зад-ч.В узком смысле-совокупность предметов материальной и дух-й культ-ы предназначенных для организации и осуществления воспит-го про-са. В широм смысле – все, что способствует достижению целей воспит-я: различные виды деятельности, количеств учащихся, содержание образования, формы воспитания. К сред-вам воспитания относятся - книги, радио, телевидение, виды искусства. Обще принятой классификация методов по Г.И. Щукиной представлено тремя группами: 1гр. Методы формирования личного сознания личности (убеждение, внушение, объяснение, рассказ (эмоциональное изложение конкретных фактов, с его помощью дети получают знания о нравственности, правах, обязанностях. Р. используется в младших и средних, классах, эфективность зависит от возрастных особен-х,Р. должен быть эмоц-м, тема актуальна и вызвать + реакцию детей.), инструктаж, беседа(самый распространнемый М,В,По содер-ю Б бывает: политической, правовой, этической, эстетической, научной. По форме гр коллективная, индивидуальная. Индивидуальная используется по вопросам морали. Любая Б, требует характерного контакта с аудиторией, Б. будет эффектив-е если будут испол-ны ТСО. Большое внимание Б. уделяли –Макарен и сухом-й. Макарен-ко испол-л отсроченные бес-ы), лекция, диспут, метод примера(метод-исключительный силыего воздействие основывается на том, что явление воспринимаемое зрением, быстро и без труда запечат-ся в сознании. Прим дает образец для подражания и тем самым активно формирует сознание, чувства, убеждения.) 2гр. Методы организ-и деятельности и формирования опыта поведения (Макар - ко говорил, что воспитательные есть ни,что иное как упражнение в нравственном поступке. Упражнение – многократное повторение действий, поступков, но это не механическое выполнение одних и тех же действий. Упражнение для ребенка – процесс, в результате упражнений, вырабатываются умения, навыки, привычки, Эффективность зависит от систематических упражнений, доступности и посильности, объема, частота их повторения, контроль и коррекция, учет личностных особенностей, понимание учащимся того качества которое мы хотим в нем воспитать, знать, что делать и как. Функцию упражнений определяет режим и педагогическая ситуация, Режим организовывает жизнь и деятельность детей в течении суток. Педагогическая ситуация - эффективнее игровая ситуация. Например: эгоистическое поведение ребенка., как, приучение, педагогическое требование, поручение (санитар, библиотекарь, цветовод, командир, организатор трудовой деятельности), создание воспитательных ситуаций, общественное мнение). 3гр. Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения (требования(категорично сформулированные требования), перспектива, соревнование,метод взрыва(суть в том, чтобы по иному донести до сознания реб-ка его положение в кол-ве и дать ему почувствовать, что кол-в им не доволен, ноего применение должно сопровождатся неожиданно и внезапно.), поощрение,накозание(-это оценка поступка чел-ка.Правила кот, разработал психотерапевт В Леви: накозание не телесное, если есть сомнения наказывать или нет лучше нет,за один проступок, одно накозание, недопустимо запоздалое накозание, реб-к не должен бояться накозания, он должен бояться огорчения родителей, если реб-к наказан, он уже прощен.формы наказания:зхамечание род-ей, уч-ей; временное лишения удовольствия;лишение доверия;обсуждение проступка;отстранение от занятий; выговор; разбор проступка в кол-ве;исключение из школы). Создание ситуаций успеха, эмоционно-нравственных переживаний, порицание, сюжетно-ролевые игры и др.) и еще (возникли недавно) 4гр.метод контроля и самоконтроля (относятся личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самооценка, самоконтроль). в воспитании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.