Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Искусства




Отличительные особенности декоративно-прикладного

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Декоративно-прикладное искусство - это обширная область пластических искусств, которая, как и архитектура и дизайн, служит художественному формированию материальной среды, создаваемой человеком. Говоря о декоративно-прикладном искусстве обычно имеют в виду художественно оформленную мебель, одежду, посуду, разнообразную утварь и др. Все эти предметы обладают рядом общих черт с произведениями скульптуры, живописи, графики: их сближает пространственный - объемный или плоский характер образа, общность используемых материалов, общность произведения к зрительному восприятию. Потому всю эту группу искусств, а также архитектуру принято объединять понятием “пространственные искусства”. Но прикладное искусство имеет значительные отличия от других пространственных искусств.

К примеру, в отличие от картины, которая имеет только идейно-художественный смысл, образ которой складывается на основе изображения действительности, произведения архитектуры и декоративно-прикладного искусства имеют два значения: жизненно-практическое - утилитарное и художественное - эстетическое. Декоративным (Decoro - от латинского означает “украшать”) оно называется потому, что выступает не в виде самостоятельных (станковых) произведений, а в виде украшения предметов, созданных для практического использования. Художественная ценность предмета присоединяется, как бы “прикладывается” к утилитарной ценности этих предметов. Потому-то они и называются произведениями декоративно-прикладного искусства.

В «Кратком словаре по эстетике» [17, с. 73-74] это понятие определяют как вид искусства (близкий изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения.

Таким образом, декоративно-прикладное искусство является итогом длительного развития общей культуры народа. Поэтому понятия “декоративно-прикладное искусство” и “народное искусство” часто рассматривают как однозначные. Технология отделки предметов утилитарного назначения возрождается и развивается на основе коренных принципов народного искусства. Наиболее полно классификация этих принципов раскрыта М.С. Каганом [11].

Один из коренных принципов народного искусства - это простота, определенная экономность средств, умение малым выразить многое. В отличие от профессионального искусства эти качества ярко выражены в народном искусстве и строго соблюдаются. Народное искусство не поддается моде, оно более традиционное, поэтому большую угрозу для него представляет уклон в “самодеятельность”.

Коллективность и природа являются также коренными принципами народного искусства. Например, образцы родной природы обязательно воплощаются в предметах эстетического назначения: бытовых вещах, хозяйственной утвари, одежде, детских игрушках. Искусство, рожденное природой и самой народной жизнью, является национальным и воплощает в себе всю полноту этнической специфики. Этнос помогает понять идейное содержание народного искусства, наиболее полно представить взаимосвязь предмета декоративно-прикладного искусства с той средой, в которой живет человек, пользующийся им. В отличие от станкового искусства, народное искусство отражает не внешний облик окружающего мира, а внутреннюю жизнь народной души, глубины народного духа. Это придает ему неувядаемую красоту и долговечность. Именно в общении людей, их взаимодействии с предметным миром создаются и отбираются наиболее удачные художественные решения. Они и становятся своего рода художественными нормами. В отличие от профессионального в нем всегда больше от традиций, чем от самого мастера. Поэтому, если у произведения народного искусства один мастер, оно все же создание не одной личности, а целого народа.

Еще один важный принцип декоративно-прикладного искусства - преемственность. Законы народного искусства передавались от поколения к поколению. Народным ремеслом занимались и занимаются порой целые поселения, передавая от отца к сыну секреты своего мастерства.

Как было отмечено выше, предметы декоративно-прикладного искусства обладают двумя функциями - утилитарной и эстетической. Утилитарная функция предметов декоративно-прикладного искусства может быть двоякой - реальной и иллюзорной. Так, к примеру, первоначальное и исконное назначение тарелки или вазы абсолютно реальное - они должны использоваться в быту для совершенно конкретных целей. В то же время мы знаем примеры использования тарелки в качестве украшения стен. Как и в архитектуре, мемориальный обелиск или триумфальная арка также имеют двоякую функцию. Сложнее обстоит дело с утилитарностью произведений ювелирного искусства. Когда-то они имели чисто практическое значение - служили амулетами и талисманами, знаками могущества, богатства, храбрости, высоких заслуг или высокого общественного или религиозного положения. В настоящее время предметы, которые имели в древности магический смысл, ограничиваются ролью простого украшения. Таким образом, их первоначальная или иллюзорная функция со временем утратилась.

Рассматривая эстетическую функцию предметов декоративно-прикладного искусства, необходимо отметить, что оно отличается от искусства изобразительного способом создания художественного образа. Ведь при работе над произведением декоративно-прикладного искусства мастер исходит, прежде всего, из его назначения, а затем из характера материала, в котором оно должно быть исполнено, технологии обработки этого материала, эстетического чувства самого художника. Форма изделия строится здесь не изобразительно, а по тем же законам, по которым строится форма архитектурного сооружения: художественный образ в них создается выразительностью тектонического соотнесения объемов (сочетание частей в одном стройном целом), выразительностью пропорций всех частей и общего силуэта, выразительностью пластического ритма форм, выразительностью выявленных художником эстетических качеств материала.

Материалы, которые используются в прикладном искусстве, отбирались с развитием техники ремесла и фабрично-заводского производства. Обладая полноценными собственными средствами создания художественного образа, которые превосходно “работают” в любом материале и при любой технологии, декоративно-прикладное искусство заставляло искусство изобразительное приспосабливаться к своим материально-техническим возможностям. Вот почему изобразительное оформление ткани, каким бы техническим приемом оно ни выполнялось, не способно достигнуть тех целей, каких легко достигает станковая живопись и графика. Изобразительное искусство не может идти в прикладное “со своим уставом”, ибо в этом “монастыре” оно - раб, а не господин.

В то же время между архитектурными произведениями и произведениями декоративно-прикладного искусства существуют известные различия. Одно из них выражается в размерах создаваемого произведения - ведь архитектурное сооружение гораздо больше, чем предметы быта. Другое отличие состоит в том, что архитектура имеет всегда два художественных “измерения” - внешний и внутренний облик здания, тогда как произведения прикладных искусств обладают лишь одним, внешним, художественным образом. Таким образом, произведения архитектуры воспринимаются человеком зрительно изнутри и извне, а произведениях декоративно-прикладного искусства - только извне, т.к. внутренние их полости не предназначены для эстетического созерцания, а служат лишь для практического использования.

Искусствоведы утверждают, что произведения прикладного искусства обладают изобразительной “музыкальностью”. И в самом деле они при имеют свою интонацию, свой ритм, свой ладовый - мажорный или минорный - строй, свое эмоциональное звучание. Правда, характеризуя произведения прикладного искусства, трудно с помощью этих средств раскрыть качества безмолвных объемно-пространственных предметов.

В отличие от произведений музыки, да и всех других искусств, которые воздействуют на человека только тогда, когда он добровольно и специально к ним обращается, отвлекаясь от всех своих дел и занятий, произведения прикладных искусств и архитектуры воздействуют на людей в самом процессе их практической повседневной деятельности. И еще одно важное различие: музыкальные произведения воспринимаются самостоятельно, а произведения архитектуры и прикладных искусств реально существуют и воздействуют на человека только в ансамбле, объединяющем в архитектуру интерьера и его внутреннее убранство - мебель, декоративные ткани, осветительные приборы и т.д.

В настоящее время существует множество направлений в развитии народных промыслов, поэтому необходимо знать и уметь определять виды декоративно-прикладного искусства.

Существует несколько классификаций декоративно-прикладного искусства. Наиболее известны классификации С.С. Константиновой, М.С. Кагана и Г.Земпера. С.С. Константинова в своей книге “История декоративно-прикладного искусства” [15] называет два его вида:

- непосредственно связанное с архитектурой монументально-декоративное искусство (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, украшающих фасады и интерьеры, а также парковой скульптуры);

- декоративно-прикладное искусство и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев).

М.С. Каган [11] берет за основу классификации материалы, из которых создают изделия народного искусства, и выделяет следующие виды декоративно-прикладного искусства: художественный фарфор, художественную ковку металла, художественную ткань и др. Используя в качестве основы для классификации функциональное назначение предметов, автор выделяет такие подвиды декоративно-прикладного искусства, как-то: мебель, одежду, посуду и др.

В книге «О прикладном искусстве. Некоторые вопросы теории» [11] мы встречаем классификацию Г. Земпера. Автор классифицировал произведения декоративно-прикладного искусства по формально-технологическому принципу, т.е. по способу обработки материала. Он разделял материалы на 4 группы: гибкие, сильно противостоящие разрыву; мягкие и пластичные, легко обрабатываемые и хорошо сохраняющие приданную им форму; эластичные; твердые, сопротивляющиеся обработке, и выводил отсюда четыре вида прикладных искусств: текстильное, керамическое, тектоническое (обработка дерева) и стереотомическое (обработка камня). Но при таком подходе образная сторона прикладного искусства отходит на второй план и различие между прикладным и изобразительным искусствами оказывается существенным.

Как утверждают искусствоведы, все эти классификации пока несовершенны и не отражают всей сути прикладного искусства.

 

Контрольные вопросы

1. Какое определение дают понятию “декоративно-прикладное искусство”?

2. Какие виды выделяют в декоративно-прикладном искусстве?

3. Какими функциями обладает декоративно-прикладное искусство?

4. На каких принципах основано декоративно-прикладное искусство?

5. Каким образом появляются художественные нормы в декоративно-прикладном искусстве?

6. Чем отличается декоративно-прикладное искусство от других видов искусства?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1955; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.