Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изготовление изделий из бисера




III. ПРИМЕРЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ОБРАБОТКИ РАЗЛИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ

История бисера тесно связана с возникновением стеклоделия. Стеклянные бусы, амулеты, посуду, которые относятся к IV веку до нашей эры находят в гробницах Древнего Египта. С Египтом связаны и первые упоминания о бисере. Его название происходит от арабского слова “бусра” или “бусер”, что означает “фальшивый жемчуг”. После завоевания Египта римлянами производство стекла и бисера распространилось в Римской империи. Войны, происходящие между различными государствами, послужили причиной распространения стеклоделия в других государствах. Наибольшего расцвета бисерное производство получило в начале XIII века. Венецианские мастера создавали настоящие шедевры из бисера различной величины и снабжали им государства Европы, Азии, Африки, а впоследствии Америки. В XVIII веке мощную конкуренцию венецианским мастерам составили стеклоделы Богемии, которые смогли создать цветной бисер и стеклярус. Появился металлический бисер: медный, позолоченный, стальной.

В отделке костюма и его дополнений - сумочек, шарфов, косынок - бисер использовали впервые в XVIII веке французы. Черный стеклярус и бисер в те времена были незаменимыми материалами для отделки траурных платьев.

В России украшения из мелких бусин встречаются в захоронениях скифо-сарматской эпохи. Эти украшения носили женщины крупных ремесленных центров: Киева, Новгорода, Чернигова. Нашествие монголо-татар надолго прервало развитие многих ремесел на Руси.

В XVII столетии русские активно стали использовать мелкие бусины, бисер и стеклярус в качестве украшений и отделки для одежды. Привозной стеклярус и бисер использовали в меновой торговле с народами Сибири. В это же время началось производство бисера в России. Бисер и стеклярус стали применять для украшений предметов культового назначения: окладов икон, образков, лент для паникадил и лампадок и др. В 1754 году под Ораниенбаумом в Усть-Рудице открылась фабрика по производству стекляруса, бисера, граненых камней, стекла для мозаики по технологии, придуманной М.В. Ломоносовым. Настоящий бум бисерного рукоделия Россия переживала в начале XIX века. Светские дамы и купчихи, горожанки и крестьянки пробовали свои силы в этом виде народного творчества. Бисером украшали детали платьев и накидок, мягкую мебель, бахрому на абажурах, занавесках и скатертях. Настоящим произведением искусства можно считать картины, обложки книг, искусно сделанные из разноцветного бисера. Именно в это время мастеров бисерного рукоделия начали готовить в Петербургской школе народного творчества и в школах художественных рукоделий многих крупных городов России. После революции 1917 года все они были закрыты. С 1970 года в нашей стране стало возрождаться бисероплетение. Производство отечественного бисера было налажено в г. Харькове. С распадом Советского Союза производство его было закрыто.

В русском народном костюме бисер и стеклярус использовали с XVIII века. Женщины Калужской, Рязанской и Тульской губерний носили на шее колодочки - разноцветные шнуры, оплетенные разноцветным бисером, и подгорлотки - узкие полоски с геометрическим орнаментом из разноцветного бисера, пришитые к узкой ленте из ткани, застегивающиеся сзади на крючок. Женщины центральных губерний носили монисто - нагрудное украшение в виде полукруглой сетки. Женщины Алтая любили украшать свои платья ряской - воротником, сплетенным из крупного бисера. Самым праздничным украшением молодых мужчин и женщин были перла - нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. В праздничные дни женщины надевали гейтаны (герданы) - длинные ленты, сплетенные из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь и на спину (см. рис. 26).

Одним из самых распространенных украшений были поддушники (гитаны) - красные полоски из ткани, застегивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной 30 см и шириной 3 см, сплетенные из разноцветного бисера. Не менее популярны были хрестовки - неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застекленный образок.

 

 

Рис. 26. Пример использования сетчатого орнамента в

женских украшениях из бисера

 

У всех славянских народов существовал обычай, связанный с дохристианскими религиозными представлениями, по которому замужняя женщина с непокрытой головой приносила несчастье в дом. Поэтому особое значение придавалось женским головным уборам (кичкам, кокошникам и др.) Почти все головные уборы имели поднизь - сетку, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой. Поднизь плели из белого или прозрачного бисера. Обязательным элементом народного костюма был пояс. Он выполнял некоторые обрядовые функции - должен был защищать человека от влияния злых внешних сил, создавая магический круг. Обычно с обряда опоясывания начиналось приобщение ребенка к окружающему миру. Наибольшее распространение получили красные пояса, украшенные вышивкой бисером, жемчугом, бусинами, бахромой, символизирующие силу, долголетие и жизнестойкость. Позднее из бисера научились делать объемные изделия, игрушки и украшения на елку (см. рис. 27).

Рис. 27. Образцы игрушек и украшений из бисера. Худ. Н. Ильченко

Работы из бисера трудно найти в краеведческих музеях, но в наше время они широко представлены в художественных салонах и на различного рода выставках женских украшений. Эти изделия, наверное, можно отнести к тем видам декоративно-прикладного искусства, в которых, по классификации М.С. Кагана (см. пар. 1.1), за основу деления берут материал, из которого они сделаны. Таким образом, работы из бисера - это изделия, выполненные из деталей цветного стекла, и по своему назначению относятся к предметам утилитарным. Главной функцией таких изделий является использование их в качестве украшения. В художественной отделке изделий из бисера используют следующие выразительные средства: цвет, форму, фактуру материала и различные сочетания этих средств (см. пар. 2.1).

Освоить технику работы с бисером и стеклярусом можно самостоятельно. В последние годы издано множество книг для обучения технике бисероплетения [9, 19, 22]. В нашем пособии мы даем лишь некоторые важные советы по организации работы с детьми. Выполнять несложные изделия из бисера дети учатся в начальных классах.

Виды плетения. Наиболее распространенными являются: плетение “крестиками” - плетут с помощью одной или двух игл - таким способом плетут цепочки, полотна; сетчатое плетение - таким способом плетут различные ажурные цепочки и полотна; мозаичное плетение - таким способом также плетут цепочки и полотна; многониточное и многослойное плетения. Наиболее сложным является плетение объемных изделий (цветы, игрушки, сувениры) и оплетение бисером объемных форм.

Подготовка к работе. Для работы потребуется бисер и стеклярус разного цвета и разного размера. Размер бисера обозначают номером - чем крупнее бисер, тем меньше его номер. Другой вид бисера –рубленый, его выпускают в виде трубочек длиной 1-5 мм, стеклярус - трубочки длиной 5-15 мм. Кроме этого, можно использовать более крупные бусины. Для соединения концов изделия на руке или шее нужны замочки. Для нанизывания бусин потребуются специальные иглы - № 11, 12, 13 (импортные), № 0,1 (отечественные), капроновые нитки или рыболовная леска толщиной 0,12-0,17 - для работы с бисером и 0,2-0,5 - для работы с бусинами. Для рисования схем изделий нужна тетрадь в клетку, цветные карандаши или фломастеры, спички или зажигалка - для закрепления ниток и лески в конце работы.

Подготовка рабочего места. Рабочее место должно быть хорошо освещено. На стол необходимо положить темный однотонный ворсистый материал, чтобы бусины не укатывались. При изготовлении разноцветных изделий бисер раскладывают в отдельные чашечки или кучки по цвету.

Полезные советы. При работе бисер набирают иглой, редко руками.

Острые края стекляруса могут перерезать нитку, поэтому с двух сторон от трубочки набирают по одной бисерине.

Нитку или леску во время работы необходимо все время подтягивать так, чтобы бисерины плотно прилегали друг к другу.

Проходя иглой через бисерину с уже ранее пропущенной через нее ниткой, нужно стараться не проколоть эту нитку.

Чтобы нитка была более прочной, перед началом работы ее следует обработать пчелиным воском. Обычно ее протягивают через размягченный кусочек воска, излишки которого снимают, пропустив нитку через ушко иглы.

При работе с леской также пользуются иглой, редко бисерины нанизывают прямо на леску.

Для того чтобы закрепить нитку в конце работы, нужно пройти назад в соответствии со схемой 6-7 бисерин, завязать узелок, затем еще 5-6 бисерин, завязать узелок и еще несколько бисерин. Нитку отрезать, оставив конец 3-4мм, и оплавить его.

Готовые плоские изделия кладут под груз. Хранят такие изделия в расправленном виде.

 

Контрольные вопросы

1. Как определяют понятие “бисероплетение”?

2. Как появилась техника бисероплетения?

3. Назовите основные виды бисероплетения.

4. Перечислите материалы и инструменты, необходимые для работы с бисером.

 

3.2. Изготовление изделий из лоскута в технике “пэчворк”

Художественные изделия из лоскута по праву заняли достойное место среди произведений декоративно-прикладного творчества. Экспозиции музеев США, Германии, Швеции, Швейцарии, Австралии, России содержат коллекции изделий, выполненных в стиле лоскутной техники.

Пэчворк, как вид рукоделия появился впервые в Англии в XI веке. Его название происходит от слов “patch” - заплатка, лоскут и “work” - работа. Своим разнообразием и многоцветием лоскутные вещи притягивают наше внимание. Гармоничным сочетанием тканей различных цветовых и геометрических решений можно достичь неповторимых колоритов. Эти изделия применяют для убранства кухни, спальни, гостиной и в качестве аксессуаров или одежды. Изделия из лоскута можно, таким образом, отнести к такому виду декоративно - прикладного искусства, как изделия из тканей. Их функциональное назначение - настенное украшение, постельное и столовое белье. Авторы используют в конструировании изделий следующие выразительные средства: цвет, форму, размер, структуру материала, их различные сочетания и орнаментацию. Орнамент строится на основе геометрического и изобразительного мотивов. Раппорт представляет собой модуль. Из модулей способом подбора конструируют рисунок всего изделия.

Причиной появления лоскутного шитья, по мнению искусствоведов, явилась бедность. Именно она вынуждала женщин из остатков старой одежды делать новую, а также создавать различные изделия окружающего быта. Считают, что толчком к появлению лоскутных узоров послужило древнее искусство создания мозаичных орнаментов. Недаром шитье из лоскута называют также “лоскутная мозаика”, оно не требует больших затрат. В то же время этот вид рукоделия воспитывает терпение, аккуратность, развивает художественный вкус и умение, обогащает внутреннюю жизнь и приносит истинное удовольствие от выполненной работы (см. рис. 28, 29).

В настоящее время к шитью из лоскута относятся как к виду декоративно-прикладного искусства. Как правило, имя автора произведения из лоскута редко становится известным. В памяти лишь названия самого произведения, данного уже искусствоведами.

 

Рис. 28. Образец работы в технике “пэчворк”

 
 

 


Рис. 29. Пример использования геометрического и растительного орнамента в работах из лоскута

Более подробно история развития лоскутной техники освещена в книгах И.Ю. Костиковой, М.В. Максимовой, М.А. Кузьминой [16, 24]. В данном пособии мы рассматриваем только несколько известных модулей и полезные советы, которые можно использовать для обучения детей данной технике начиная с начальных классов.

“Бриллиант” - был создан примерно в 1925 году в Пенсильвании. В черный квадрат размером 2х2 вписан меньший квадрат василькового цвета с яркими розово-лиловыми оттенками по углам. Внутри него под углом расположен третий квадрат, обрамленный черным цветом. Многократно использованные рамки и подчеркнутые углы образуют исключительно выразительную комбинацию, которая действительно напоминает бриллиант.

“Одинокая звезда” - шедевр рубежа XIX - XX веков. В полотне предпринята попытка передать эффект возникновения света в движении через набор хлопчатобумажных лоскутков в форме ромбов.

“Мексиканская роза” - великолепный узор. Теплый тон исходных материалов контрастирует с жесткими, острыми формами внешних углов, мастерски подчеркнутых черным цветом. Эта форма относительно проста для воспроизведения.

“Детские кубики” - имеет размер 215х190 см и собран из малюсеньких шерстяных и хлопчатобумажных квадратиков, подобранных по цвету и сшитых таким образом, что, глядя на них, представляешь все новые и новые фигурки: то кажется, что перед тобой выпуклые кубики, уложенные на плоской поверхности, то видится лестница. Композиция этих геометрически упорядоченных кубиков дает бесконечное число занимательных для глаз рисунков.

Подготовка к работе. Для раскроя ткани лучше использовать ножницы с удлиненными концами. Для распарывания строчек потребуется специальный инструмент-распарыватель или металлическое лезвие. Для работы с нитками понадобятся маленькие ножницы.

Утюжку деталей и изделий производят утюгом с увлажнителем или через влажную тонкую ткань.

В основном лоскутные изделия изготовляют на швейных машинах, но иногда стачивание деталей производят ручными иглами. Как правило, для швейной машины используют иглы № 80, 85, 90, реже № 100. Для выполнения ручных операций необходимо иметь швейные иглы с увеличенным ушком № 2 или № 3. Удобно пользоваться нитковдевателем.

Наличие большого количества строчек при соединении различных кусочков ткани требует большого расхода ниток. Нитки годятся любых цветов и оттенков: хлопчатобумажные №40, 50, 60 или армированные. Для отделочных, украшающих строчек применяют шелковые нитки и люрекс.

Работа с лоскутом чаще всего ведется без сметывания, поэтому необходимо иметь тонкие булавки с плоской круглой головкой.

Для изготовления шаблонов понадобится толстая бумага или картон.

Для нанесения на ткань рисунков, а также для изготовления выкроек нужна калька. Для выполнения схемы рисунков понадобится миллиметровая бумага или бумага в клетку.

Карандаши для разметки на ткани, выполнения орнаментов и эскизов к пейзажам нужно приготовить мягкие, 2М или 4М. Разметку на ткани можно выполнить также сухим кусочком мыла или мелком.

В качестве дополнительной отделки в лоскутных изделиях широко применяют такие материалы, как ленты, кружево, шнуры, тесьму, а также пуговицы, бусины, блестки, бисер и др.

В работе понадобятся сантиметровая лента, линейки короткие и длинные, угольник, циркуль, лекала, шаблоны.

Полезные советы. Перед работой следует рассортировать ткани по толщине, плотности, окраске, степени износа.

Лоскут из старой одежды необходимо выстирать, прополоскать в воде с добавлением поваренной соли, выгладить. Лоскут из новой ткани подвергают специальной обработке - декатировке. Ткань необходимо намочить, а затем высушить и прогладить. Лучше гладить ткань в увлажненном состоянии, по долевой нити, с изнаночной стороны. Линяющие ткани необходимо замочить в слабом растворе столового уксуса, высушить и прогладить. Тонкие шерстяные и шелковые ткани не замачивают, а проглаживают с изнаночной стороны в долевом направлении через влажную ткань или утюгом с увлажнителем. Для удобства работы с лоскутом используют подкрахмаливание. Для этого одну чайную ложку крахмала размешивают в одном стакане воды. Во избежание прилипания подкрахмаленных тканей к утюгу в воду добавляют немного соли. В этом растворе смачивают чистый лоскут, слегка отжимают его и сразу проглаживают утюгом по изнаночной стороне.

 

Контрольные вопросы

1. Что означает слово “пэчворк”?

2. Как появилось лоскутное шитье?

3. Назовите основные модули лоскутного конструирования.

4. Как подготовить лоскут к работе в технике пэчворк?

5. Какие материалы и инструменты необходимы для работы в технике пэчворк?

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1918; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.