Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Изготовление игрушек из разных материалов




Игрушки из разных материалов имеют двоякую функцию - ими играют дети и в то же время их используют как украшения интерьеров жилых помещений или как объекты коллекционирования. Эти изделия трудно отнести к какому-то одному виду декоративно-прикладного искусства, т. к. сделаны они из разных материалов. Из выразительных средств, используемых авторами в создании игрушек, также сложно выделить какую-то определенную группу. В каждой работе, исходя из свойств материала и особенностей его обработки, автор находит соответствующие средства художественной выразительности. Цвет в таких изделиях и все его оттенки играют первостепенную роль.

Кукла - любимая игрушка малышей. Существует множество способов для изготовления кукол. Куклу можно сделать из дерева, соломы, мочала, керамики, ткани, пластмассы и других материалов. В египетских раскопках находили куклы, которые были сделаны более 4 тысяч лет назад. Они были сделаны из деревянных дощечек и украшены геометрическими узорами. Рядом с куклами находили примитивные игрушки в виде уменьшенного изображения окружающих вещей - лошадки, рыбки, птички, свистульки, погремушки. Кукле в древности отводили важную роль. Она была символом продолжения рода. Считалось, чем больше и усерднее дети играют куклами, тем больше в семье будет достатка, а если дети мало играют в куклы и относятся небрежно к игрушкам - быть разорению и беде. Кукла участвовала и во взрослых обрядах. Наряженную куклу с алой лентой в косе садили в центре свадебного стола. Большой соломенной куклой провожали Масленицу.

Игрушки и куклы из дерева назывались в старину “потешными”, т.е. сделанными для потехи. Такие куклы можно было сделать из полена. Березовое полено гладко очищали, белая кора которого становилась личиком куклы. Так же просто делалась кукла-панка. Название ее произошло от немецкого слова “панг”, что означает корень, ствол, стебель. По форме она напоминает столбообразную фигурку культового идола, которых ученые находят и сейчас в северных регионах нашей страны. Наиболее известны поморские, мезенские, сергиево-посадские куклы-панки. Их делали из небольшой чурочки. Топором вырубали округлую голову, талию, юбку. Лицо, руки, детали отделки одежды также вырубали топором, вырезали ножом или выжигали раскаленным гвоздем.

Всему миру известны богородские русские игрушки. Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни, гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики. Эти персонажи изображались резчиками с юмором, мастер зорко подмечал характер фигуры, передавал их позу, жесты. Резали такие игрушки из липы - самой мягкой, податливой для резьбы породы, специальными резцами. Фактура и характер резьбы прекрасно передают форму и движение, и поэтому эти игрушки можно не окрашивать.

С изобретением токарного станка появился новый способ обработки древесины - точение. Таким способом изготавливают известную русскую матрешку. Идея создания разъемной игрушки-куклы была заимствована из Японии. Прообразом ей послужила разъемная кукла Дарума - добрый лукавый старичок. В японской игрушке всего 2-3 вкладыша. В нашей стране автором первой матрешки стал токарь города Подольска В. Звездочкин, а расписал ее художник С. Малютин. Матрешку стали делать повсеместно. Число вкладышей доходило от 3 до 51. Первые матрешки были “одеты” в русский сарафан, передник, платочек. В руках кукла держала платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб.

В деревнях, где всегда вдоволь соломы, делают куклу – стригушку. Пучок соломы сгибают пополам, связывают на линии шеи и талии. Вместо рук вдевают плетеную косичку. Чтобы кукла была устойчива, снизу ее платье подстригают. На такую куклу надевают косынку, фартук, и кукла готова.

Самой распространенной до сегодняшнего времени является мягкая игрушка. Тряпичную куклу стали делать в давние времена. Кукол этих берегли и передавали от мамы к дочке. Наиболее просто сделать куклу-закрутку. Лоскут льняной ткани закручивали в трубочку-скалку. Куском белой ткани обтягивали верх трубочки и обматывали ее туго ниткой - это была голова. К голове пришивали косу, сделанную из ниток или льняной кудели. Куклу одевали так, как было принято в данном регионе. Первые куклы были безлики, т.е. без лица. Долгое время люди боялись уподоблять ее человеку, поскольку считалось, что кукла с “лицом” как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже куклам стали делать деревянные головы, руки и ноги, рисовать или вышивать рот, глаза, нос.

При раскопках, наряду с глиняной посудой, археологи находят керамические куклы. Их делали мастера для своих детей. Позже глиняную игрушку стали делать для продажи. У каждого мастера вырабатывался свой стиль, манера лепки и отделки игрушки. Наиболее известны дымковские, филимоновские, тульские, каргопольские игрушки-куклы.

Каргопольскую игрушку лепили руками, без инструмента. Руки мастера были своеобразным мерилом, эталоном пропорций - средний размер игрушки не превышал длины кисти руки. Поэтому игрушки получались одинаковой длины. Людей каргопольцы изображают с трубкой, гармонью, в лаптях. Это или степенные бородатые мужики, или женщины-крестьянки. Раньше фигурка крестьянки напоминала бабу-идола. Женщина с плоским, невозмутимым и спокойным “скифским” лицом, возможно, являлась олицетворением матери сырой земли - главной богини - природы. Игрушку делали по частям: сначала - торс с головой, затем - колокол-юбку, ручки - в виде колбасок. Все детали соединяли примазыванием. Ручки сгибали калачиком. Делали головной убор - шляпу с маленькими полями или кокошник. Раскрашивали игрушку блеклыми красками, такими же, какие имели наряды в те времена. Кофту барыне расписывали одним цветом, юбку - другим. Спереди рисовали передник и расписывали его нехитрым узором из полосок, линий, точек. Каждый знак узора имел определенный смысл. Например, крест - символ солнца, волнистая линия - изображение реки, квадрат, разделенный на несколько квадратов, - изображение поля и др.

Наиболее известна дымковская игрушка (см. рис. 3). История ее возникновения уходит в прошлое нашей страны. Еще в 15 веке переселенцы Великого Устюга обосновали за рекой Вяткой свою слободу - Дымково. Дымковские мастера быстро освоили гончарное искусство. Этому способствовали большие залежи хорошей красной глины. Игрушки поражали своей жизнерадостностью и яркостью росписи. Дымка вводит нас в особый мир - мир провинциального русского городка с его жителями и обычаями. Это барыни, кавалеры, няньки, водоноски, праздничные гуляния и катания в лодках, карусели, танцы. Роспись игрушки очень простая и состоит из сочетания тонких, толстых волнистых линий, точек, овалов, ромбов, кружков. Меньше всего внимания уделяется лицу: точки-глаза, дуги - брови, две румяные щечки и три маленькие точки - рот. Наряд барышни отделан рюшами, на голове кокошник или шляпка.

Филимоновская игрушка до сегодняшнего дня остается почти неизмененной. Из-за особенностей глины - синики, мягкой и жирной как масло, эта игрушка имеет свой необычный вид. Дело в том, что при сушке глина оседает и трескается, и мастеру приходится несколько раз ее поправлять, пока фигурка окончательно не высохнет. У филимоновской игрушки мало деталей. У барыни высокие юбки колоколом, с плавным пологим расширением книзу. Голова и шея почти одинаковой толщины. На голове шляпка или крестьянский головной убор - повойник.

Мужские фигурки высокие, длинноногие. Одеты чаще всего в мундиры с погонами, шляпку с козырьком или полями, сапоги с каблуками. Под мышкой фигуры держат птиц. В хвосте птиц сделан свисток. В росписи игрушки используют в основном малиново-красный, желтый и зеленый цвета. Роспись очень простая. Узор состоит обычно из сочетания полосок, кругов, овалов, точек, звездочек, треугольников. Игрушки из Филимоново добродушны и жизнерадостны.

Тульская игрушка из глины появилась в середине 19 века. Фигурки тульских мастеров очень изящны. Это городские жители - барыни, няни, кормилицы, дамы, монахи, военные. Их одежда напоминает городские платья середины 19 века - с рядом оборок, лент, бантов, кружев. В руках барышень изящные зонтики. Если несколько фигурок поставить рядом, то получится целая городская сценка. Для росписи применяются пастельные тона - розовые, серые, зеленоватые, голубоватые, сиреневатые. Тульские игрушки не имеют свистка (за исключением игрушки “всадник”), они предназначены не для игры, а для любования и рассматривания.

В наше время существуют журналы мод, с помощью которых мы можем узнать новые направления в моде. Когда-то таких журналов не было, и дамы были вынуждены выписывать из-за границы кукол с полным набором одежды для нее. Такая одежда была сшита очень кропотливо, с мельчайшими подробностями в крое, силуэте, отделке. Таких кукол называли Пандорами, что означает в переводе с греческого всем одаренный. В 19 веке в России была освоена техника папье-маше. Новую технику применили и в изготовлении кукол. Голову куклы стали делать из папье-маше, а руки, ноги и туловище - из ткани. Внутри фигуры был сделан металлический каркас. Таких кукол называли скелетками. Скелетку можно изготовить и более простым способом. Для этого из проволоки делают каркас-скелет, а голову, ручки и ножки обтягивают тканью, бумагой или вылепляют из пластики, глины или соленого теста. Остается только сшить кукле красивый наряд. Такие куклы не годятся для игры, но их можно использовать для настольного театра или в качестве сувенира.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 2307; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.