КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Вопросы к зачету. 1. Какое определение дают декоративно-прикладному искусству?
1. Какое определение дают декоративно-прикладному искусству? 2. Какие функции имеет декоративно прикладное искусство? 3. На каких принципах основано декоративно-прикладное искусство? 4. Каким образом появляются художественные нормы в декоративно-прикладном искусстве? 5. В чем отличие декоративно-прикладного искусства от других видов искусства? 6. По какому основанию выделяют виды декоративно-прикладного искусства? 7. Какую роль в жизни человека призваны сыграть произведения декоративно-прикладного искусства? 8. Как определяют в искусстве слово “орнамент”? 9. Какую роль в декоративном искусстве играет орнамент? 10. Какие выделяют виды орнамента по способам его построения и по способам изображения? 11. Назовите изобразительные средства орнамента. 12. В каких странах зародилось искусство выполнения аппликации из лоскутов тканей? 13. Чем отличаются аппликации из тканей мастеров разных стран? 14. В чем специфика работы с соленым тестом? 15. Какими преимуществами обладает соленое тесто среди других лепных материалов? 16. Что означает слово “печворк”? 17. Какие выразительные особенности мы наблюдаем у глиняной игрушки каргопольских, дымковских и филимоновских мастеров? 18. Какую роль выполняла кукла в разные времена? 19. Какие изобразительные средства используют в технике выполнения работ из гофрированного картона и бумажного шпагата? 20. Как определяют понятие “бисероплетение”? 21. Какие приемы бисероплетения используют современные мастера в процессе изготовления женских украшений?
Учебное издание
Шухардина Светлана Борисовна
Основы декоративно-прикладного искусства
Компьютерный набор С.Б. Шухардина Макетирование Редактирование и корректура
Подписано в печать Формат 60/84 1/16 Гарнитура “Times” Бумага для множ. апп. Печать. Усл. печ. л. п.л. Тираж экз. Заказ
Отпечатано с готового оригинал-макета Аннотация В учебном пособии рассмотрены теоретические основы декоративно-прикладного искусства. Кратко рассмотрены вопросы истории развития декоративно-прикладного искусства и примеры использования выразительных средств в разных видах декоративно-прикладного искусства, предусмотренные Государственным стандартом. В практической части пособия рассмотрены художественные приемы обработки доступных материалов. Для самоконтроля разработаны вопросы по каждой теме, дан список литературы для более глубокого рассмотрения некоторых тем. В приложении к пособию дана рабочая программа “Практикум по декоративно-прикладному искусству” для студентов дневной и заочной формы обучения. Пособие предназначено для студентов обучающихся по специальности 030600 - Технология и предпринимательство и, может быть использован студентами других факультетов и учителями общеобразовательных школ.
Тезаурус. Декоративно-прикладное искусство - это вид искусства (близкий изобразительному), произведения которого представляют собой предметы, обладающие определенными художественно-эстетическими свойствами, но в то же время имеющие непосредственное практическое назначение в быту, труде или специально предназначенные для украшения. Форма – внешнее очертание, наружный вид предмета. Гармоничная форма - создается по законам красоты, она достигается верно найденным соответствием между отдельными частями предмета с самим предметом. Композиция - процесс создания гармоничного произведения, она опирается на органичность и целостность внешней формы предмета. Соподчиненность - признак гармоничной композиции. Это качество присуще сложным композициям, в которых все части органично связаны в единое целое, при выпадении одной из частей изделие будет выглядеть как несколько самостоятельных отдельных элементов.
Симметрия – соразмерность, одинаковость в расположении всех частей чего-нибудь по противоположным сторонам от точки, прямой или плоскости. Объединяет составляющие элементы композиции ось симметрии. Симметрия относительная - достигается равновесием масс изображаемых предметов, например, добавлением дополнительных деталей в изображаемом мотиве. Пропорциональность - признак гармоничной композиции - приведение всех частей целого в пропорциональный единый строй. Пропорции складываются обычно в результате корректировки уже имеющейся основы. С помощью отношений различных величин мастер добивается совершенства в композиционном решении. Ритм - закономерное чередование соизмеримых элементов в рисунке, способствующее ясности и выразительности композиции, четкости ее восприятия. Масштабность - отношение длины линий на изображении к действительной длине. При выборе масштабности мастер ориентируется на такой размер, который соответствует его представлениям и не нарушает соотношения предмета и среды, в которой он находится. Пластичность – гармоничность, плавность, передает внешний облик предмета, позволяет выразить отношение мастера к предмету. Орнамент - вспомогательное художественное средство архитектуры и прикладных искусств, им называют узор, построенный на чередовании отдельных элементов. Сам по себе, в качестве самостоятельного произведения искусства орнамент существовать не может. Повторение - придает ценность малозначительному элементу, его регулярность может создать ощущение величин и порядка, спокойной и уверенной силы. Инверсия - обратное расположение узора, дает один и тот же мотив попеременно в противоположных направлениях и этим помогает избежать однообразия в орнаменте. Чередование выполняет ту же роль, что и повторение. Мотивы располагают, чередуя один или несколько изображений, чередуя оттенки цвета, плоские и рельефные изображения, прямые и изогнутые линии в вертикальном или горизонтальном направлениях.
Стилизация - способ создания художественных композиций через придание изображению определенных стилистических признаков. Стилизация помогает преобразовать реальный облик изображаемого так, чтобы придать мотиву максимальную выразительность за счет обобщения привычных, иногда малопривлекательных деталей в образе. Геометрический орнамент - орнамент, построенный на абстрактных, ничего в природе не изображающих, геометрических формах. Изобразительный орнамент – орнамент, мотивы которого воспроизводят какие-то конкретные предметы реального мира. Фитоморфный орнамент – орнамент, состоящий из стилизованных цветов, листьев, плодов, бутонов. Зооморфный орнамент – орнамент, состоящий из стилизованных изображений птиц, зверей, насекомых Антропоморфный орнамент – орнамент, состоящий из чередования изображений человеческих фигур. Бисер (от арабского слова “бусра” или “бусер” - “фальшивый жемчуг”) – мелкие бусины, сделанные из цветного стекла. Колодочки - разноцветные шнуры, оплетенные разноцветным бисером. Подгорлотки - узкие полоски с геометрическим орнаментом из разноцветного бисера, пришитые к узкой ленте из ткани, застегивающиеся сзади на крючок. Монисто - нагрудное украшение в виде полукруглой сетки. Ряска - воротник, сплетенный из крупного бисера. Перла - нагрудные украшения, сплетенные из речного жемчуга. Гейтаны (герданы) - длинные ленты, сплетенные из разноцветного бисера, концы которых соединялись медальонами, спускавшимися на грудь и на спину. Поддушники (гитаны) - красные полоски из ткани, застегивавшиеся сзади на пуговицу. Спереди к ним пришивались подвески длиной 30 см и шириной 3 см, сплетенные из разноцветного бисера. Хрестовки - неширокие ленты из крупного бисера. К спускавшимся на грудь концам прикрепляли медный литой крестик или застекленный образок. Поднизь - сетка из белого или прозрачного бисера, которая прикреплялась к очелью и закрывала лоб женщины почти до бровей или окружала верхнюю часть лица пышной оборкой.
Пэчворк (“patch” - заплатка, лоскут и “work” – работа) техника изготовления изделий из лоскута ткани. Тестопластика – техника работы с соленым тестом. Березовое полено гладко очищали, белая кора которого становилась личиком куклы. Так же просто делалась Кукла-панка – (от немецкого слова “панг”, что означает корень, ствол, стебель). По форме она напоминает столбообразную фигурку культового идола, их делали топором из небольшой чурочки. Дарума - добрый лукавый старичок, японская игрушка, являющаяся прообразом русской матрешки, имеющая 2-3 вкладыша. Матрешка – русская деревянная игрушка кукла с большим количеством вкладышей, “одетая” в русский сарафан, передник, платочек. В руках кукла держит платочек, цветок, корзинку, петуха, серп, хлеб. Стригушка – кукла, сделанная из пучка соломы. Пандора (в переводе с греческого всем одаренный) - кукла с полным набором модной одежды для нее. Одежда была сшита очень кропотливо, с мельчайшими подробностями в крое, силуэте, отделке. Скелетка – кукла, голова которой изготовлена из папье-маше, а руки, ноги и туловище - из ткани. Внутри фигуры был сделан металлический каркас. Масленица - большое чучело, на которое надевали старую одежду, рисовали лицо, повязывали платком или надевали шляпу. Чучело сжигали для того, чтобы воскресли ее силы весной в злаках. Семик и Семичиха – чучела, которые делали на седьмую неделю после пасхи из палок, соломы и наряжали в тряпье, в руки давали худое ведро, палку, помело. Посадив чучела под наряженную березку, жители деревни водили вокруг них хороводы и ходили по деревне стуча палкой о ведро, останавливались под каждым окном, выпрашивали крупу, яйца, муку, сметану, масло для приготовления троицких угощений. Аппликация (от латинского слова applicatio – прикладывание) - вид декоративно-прикладного искусства, который, в свою очередь, является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания самостоятельных декоративных панно. Раппорт - ритмическое повторение одного или нескольких одинаковых элементов, или группы элементов орнамента.
1. Вопросы для самопроверки. 2. Какое определение дают понятию “декоративно-прикладное искусство”? 3. Какие виды выделяют в декоративно-прикладном искусстве? 4. Какими функциями обладает декоративно-прикладное искусство? 5. На каких принципах основано декоративно-прикладное искусство? 6. Каким образом появляются художественные нормы в декоративно-прикладном искусстве? 7. Чем отличается декоративно-прикладное искусство от других видов искусства? 8. Какую роль в жизни человека призваны сыграть произведения декоративно-прикладного искусства? 9. Какие элементы составляли декор предметов первобытных племен? 10. Каким образом образцы народного искусства распространялись в древнем мире? 11. Какие изменения в развитии народного искусства происходили в связи с развитием промышленного производства в дореволюционной России? 12. Назовите виды художественной обработки материалов, получившие распространение в нашей стране. 13. Как определяют в искусстве слово “орнамент”? 14. Какую цель преследует мастер, используя орнамент в отделке изделий? 15. Назовите изобразительные средства орнамента. 16. Какие виды орнамента выделяют по способам его построения? 17. Какие виды орнамента выделяют по способу изображения мотивов?
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |