КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отражение в бухгалтерском учете затрат на ремонт основных средств
В бухгалтерском учете возможны следующие варианты отражения хозяйственных операций, связанных с ремонтом основных средств: • включение фактических затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг) по мере осуществления работ, связанных с ремонтом; • образование резерва расходов на ремонт основных средств в целях равномерного включения затрат на проведение ремонта в себестоимость продукции (работ, услуг); • создание ремонтного фонда для проведения в течение ряда лет особо сложных ремонтов; • отнесение фактических затрат на проведение ремонта на счет учета расходов будущих периодов с равномерным их включением в себестоимость продукции (работ, услуг). Включение фактических затрат на ремонт основных средств в себестоимость продукции (работ, услуг). Ремонтные работы организуются и проводятся подрядным и хозяйственным способами. При подрядном способе все работы осуществляет подрядная или другая сторонняя организация, с которой заключается договор подряда. Организация, пользующаяся ее услугами, перечисляет соответствующие суммы за выполненный объем работ. При этом предъявленные к оплате счета за выполненный капитальный ремонт отражаются в бухгалтерском учете записью на дебет счета 23 «Вспомогательные производства» в корреспонденции с кредитом счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Перед проведением ремонта объектов основных средств хозяйственным способом организации в обязательном порядке составляют смету затрат на ремонтные работы, указав в ней перечень выполняемых работ, стоимость заменяемых деталей, затраты на оплату труда рабочих, занятых ремонтом, в соответствии с установленными нормами, другие расходы, связанные с ремонтом.
На основании сметы определяется состав работ, связанных с восстановлением объектов основных средств, и после их завершения принимается решение об отнесении стоимости указанных работ на себестоимость продукции (работ, услуг) или на счет учета вложений во внеоборотные активы (если осуществляется реконструкция или модернизация объектов). В связи с этим нужно проводить четкую грань между расходами, связанными с ремонтом объектов основных средств, и расходами на их модернизацию и реконструкцию. Особое внимание следует обращать на содержание сметно-технической документации, на правильность оформления первичных документов при выполнении ремонтных работ. Поскольку капитальный ремонт основных средств, как правило, связан со сменой (заменой) изношенных конструкций (узлов, деталей), в смете обязательно необходимо отразить, что расходы произведены на предварительный демонтаж конструкций, деталей, узлов. При хозяйственном способе организации ремонта затраты формируются в соответствующих первичных документах по учету операций отпуска (расхода) материальных ценностей, расходов на оплату труда и др. В этом случае бухгалтерский учет организуется также, как учет затрат на производство продукции (работ, услуг). В этом случае фактические затраты на ремонт целесообразно предварительно собирать на специальном счете 23 «Вспомогательные производства» или сразу списывать на счета учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счетов: 10 «Материалы», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 68 «Расчеты по налогам и сборам» (по разным платежам, налогам и взносам) и др. По завершенным работам затраты списываются на счета учета затрат на производство в зависимости от места эксплуатации и назначения объекта основных средств.
Факт окончания капитального ремонта оформляется актом приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Акт подписывает работник структурного подразделения организации, уполномоченный проводить приемку основных средств, и представитель организации (структурного подразделения), производившей ремонт, и передается в бухгалтерию организации. Затем акт подписывает главный бухгалтер (бухгалтер) и утверждает руководитель организации. В технический паспорт соответствующего объекта основных средств вносятся необходимые изменения в характеристики объекта, связанные с его ремонтом. Если ремонт выполняет сторонняя организация, то акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов составляется в двух экземплярах, первый из которых остается в организации, а второй передается организации, осуществлявшей ремонт объектов основных средств. Создание резерва расходов на ремонт основных средств. В соответствии с п. 72 «Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» в целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства (обращения) отчетного периода организация может создавать резерв на ремонт основных средств. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходами организации признается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и/или возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При образовании резерва расходов на ремонт основных средств выбытия активов реально не происходит. Следовательно, сумма начисленного резерва расходов на ремонт не может рассматриваться как расходы организации. Вместе с тем согласно ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя из их экономического содержания (требование приоритета содержания над формой). Таким образом, организация, руководствуясь указанным ПБУ, имеет право внести в приказ об учетной политике положение о том, что резерв расходов формируется за счет себестоимости продукции (работ, услуг) и начисление резерва рассматривается как расходы организации.
Итак, если учетная политика организации предусматривает формирование резерва расходов на ремонт основных средств, то организация должна подготовить ряд документов, подтверждающих правильность определения ежемесячных отчислений. К таким документам могут быть отнесены дефектные ведомости (обосновывающие необходимость проведения ремонтных работ); данные о стоимости основных производственных средств, сметы на проведение ремонта, нормативы и данные о сроках проведения ремонта, итоговый расчет отчислений в резерв расходов на ремонт. Резерв обычно формируется путем ежемесячных отчислений в пределах годовой предполагаемой сметы затрат на ремонт. В бухгалтерском учете указанные операции отражаются на дебете счетов учета затрат на производство (расходов на продажу) в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». При этом фактические затраты на ремонт должны учитываться на отдельном счете и относиться на конец отчетного года в уменьшении созданного резерва. Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в соответствии с «Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств», утвержденными приказом Министерством финансов России от 13 июня 1995 г. № 49, производится инвентаризация резерва расходов на ремонт основных средств (включая арендованные объекты). Если при составлении годовой бухгалтерской отчетности фактические затраты превышают начисленный резерв расходов на ремонт основных средств, то сумма повышения относится на затраты производства (расходы на продажу); если объем ремонтных работ является значительным и срок их окончания приходится на Другой отчетный период, то остаток резерва переходит на следующий отчетный год. По окончании ремонта излишне начисленную сумму резерва относят на финансовые результаты организации (счет 99 «Прибыли и убытки»).
В случаях, предусмотренных отраслевыми особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), когда окончание ремонта основных средств с длительным сроком их производства происходит в следующем отчетном году, остаток резерва на ремонт основных средств не сторнируется, а отражается в отдельной строке баланса и определяется исходя из правил, установленных нормативными актами. Создание ремонтного фонда. В целях налогообложения применяют понятие «ремонтный фонд», которое по своему экономическому содержанию тождественно понятию «резерв расходов на ремонт». В соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. № 552 (с изменениями и дополнениями), организации могут образовывать ремонтный фонд для равномерного в течение ряда лет включения затрат на проведение особо сложных видов ремонта основных производственных средств в себестоимость продукции (работ, услуг). Отчисления в указанный фонд определяются исходя из балансовой стоимости основных производственных средств и нормативов отчислений, утвержденных в установленном порядке самой организацией. Образование ремонтного фонда должно быть предусмотрено отраслевыми особенностями состава затрат (см. п. 3.52 «Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»). На возможность образования ремонтного фонда организациями указывалось и в постановлении Совета Министров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 октября 1990 г. № 1072, в соответствии с которым при необходимости организации могут создавать ремонтные фонды (резервы) с отчислением в них средств по утвержденным ими на пятилетие нормативам. Таким образом, организации могут образовывать ремонтный фонд в случае, если: ремонтные работы выполняются в течение длительного срока; объем ремонтных работ достаточно велик; ремонтные работы технически сложны; это предусмотрено отраслевыми особенностями состава затрат. Следует отметить, что образование ремонтного фонда, также как и резерва расходов на ремонт объектов основных средств, должно быть определено учетной политикой организации, в приказе о которой желательно привести расчеты норматива отчислений в ремонтный фонд. К критериям норматива отчислений в ремонтный фонд могут быть отнесены: сроки, основанные на договорах, в течение которых будет производиться ремонт; объем работ по ремонту в стоимостном выражении, исходя из цен, установленных договорами, а при осуществлении работ хозяйственным способом — исходя из фактических затрат; смета на выполнение ремонтных работ. Соответствующие документы и заключения должны содержать сведения о том, что ремонтные работы являются особо сложными и не могут быть выполнены в течение одного отчетного периода. Предварительно необходимо проанализировать перечень работ, приведенный в смете. Если из состава ремонтных работ следует, что они имеют долгосрочный характер и указанные работы связаны с реконструкцией или модернизацией, то ремонтный фонд не образуется. Важной особенностью ремонтного фонда является то обстоятельство, что при неизменной учетной политике остаток образованного ремонтного фонда в конце года не сторнируется, а отражается в отдельной строке бухгалтерского баланса. Образование ремонтного фонда путем отчислений в соответствии с установленным нормативом также отражается на дебете счетов учета затрат на производство в корреспонденции с кредитом счета 96 «Резервы предстоящих расходов». Отнесение фактических затрат на проведение ремонта на счет учета расходов будущих периодов. Не исключены ситуации, когда ремонтные работы проводят в первой половине или даже в начале года, пока резерв еще не создан или его средств недостаточно для покрытия произведенных расходов. Могут иметь место случаи, когда производится ремонт технологического оборудования, на время которого прекращается выпуск продукции. В таких случаях допускается произведенные расходы, относящиеся к следующим отчетным периодам, отражать на счете 97 «Расходы будущих периодов» с равномерным (ежемесячным) отнесением их на затраты производства (расходы на продажу). Особый порядок действует в отношении учета затрат на ремонт арендованных основных средств, который в зависимости от условий договора аренды может быть осуществлен за счет средств арендодателя или арендатора. При отнесении затрат, связанных с ремонтом арендованных основных средств, следует учесть, что с введением в действие с 1 января 2000 г. ПБУ 9/99 «Доходы организации» и «Расходы организации» (ПБУ 10/99) (утверждены приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32н и ЗЗн), изменился подход к сущности аренды, а именно: необходимо исходить из того, является ли сдача в аренду объектов основных средств предметом деятельности организации или она таковой не является. От этого зависит отражение в учете поступлений, связанных с поступлением доходов по договору аренды. Если условиями договора ремонт основных средств предусматривается за счет средств арендодателя, то затраты учитываются на счетах учета затрат на производство, и это — при условии, что сдача в аренду является предметом деятельности организации. Затраты на ремонт относят на счет 91 «Прочие доходы и расходы» как прочие операционные расходы, если сдача в аренду объектов основных средств не является предметом деятельности организации. В отношении арендатора следует отметить, что в соответствие со ст. 616 Гражданского кодекса РФ текущий ремонт арендованных основных средств производится арендатором, если иное не предусмотрено договором аренды. Затраты на текущий ремонт арендованных основных средств (отдельных частей) включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Если условиями договора предусматривается осуществление капитального ремонта объектов основных производственных средств (или их частей) за счет средств арендаторов, то указанные затраты относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) в общем порядке. При использовании арендованных объектов основных средств в других целях, исключая производство продукции (работ) и оказание услуг, если условиями договора предусматривается осуществление ремонта за счет средств арендатора, указанные затраты не могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг), а должны покрываться из соответствующих источников. Объекты основных средств после окончания ремонта принимаются по акту приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма № ОС-3). Должен осуществляться контроль за правильным выполнением объемов работ. Основные средства в процессе эксплуатации постепенно изнашиваются. Поэтому каждому предприятию следует обеспечить накопление средств, необходимых для их восстановления и приобретения основных средств. Такое накопление обеспечивается за счет включения в издержки производства амортизационных отчислений. Амортизация объектов основных средств производится одним из следующих способов: • линейный; • уменьшающего остатка; • снижения стоимости по сумме числа лет срока полезного использования; • списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). В течение срока полезного использования объекта основных средств начисление амортизационных отчислений не приостанавливается, кроме случаев их нахождения на реконструкции и модернизации по решению руководителя организации при сроке восстановления, превышающем 12 месяцев, и переведения их по решению руководителя организации на консервацию на срок более 3 месяцев. Годовая сумма начисления амортизационных отчислений определяется: • при линейном способе — исходя из первоначальной стоимости основных средств на начало года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; • при способе уменьшающего остатка — исходя из остаточной стоимости основных средств на начало года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта; • при способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования — исходя из первоначальной стоимости объекта основных средств и годового соотношения, где в числителе стоит число лет, остающихся до конца срока службы объекта, а в знаменателе — сумма чисел лет срока службы объекта; при способе списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) начисление амортизационных отчислений производится исходя из натурального показателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объема продукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных средств. Амортизационные отчисления рассчитывают ежемесячно. Амортизацию по поступившим из ремонта основным средствам начисляют с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления в эксплуатацию, а по выбывшим основным средствам начисление амортизации заканчивается 1-го числа месяца, следующего за месяцем выбытия. По объектам основных средств бюджетных организаций, жилищному фонду, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам, объектам лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п., продуктивному скоту, буйволам, волам и оленям, многолетним насаждениям — амортизация не начисляется. Не подлежат амортизации объекты основных средств, потребительские свойства которых с течением времени не изменяются (земельные участки и объекты природопользования). Начисление амортизации отражается по следующей счетной формуле: Дебет счетов 25, 26, 20 Кредит счета 02 «Амортизация основных средств», где счет 25 — «Общепроизводственные расходы»; счет 26 — «Общехозяйственные расходы»; счет 20 — «Основное производство». Аот = Апр + Апост - Авыб где Аот — амортизация, подлежащая начислению в отчетном месяце; Апр— амортизация, начисленная за прошлый месяц; Апост- амортизация по основным средствам, поступившим в прошлом месяце; Авыб — амортизация по основным средствам, выбывшим в прошлом месяце. В соответствии с изменениями в ПБУ 6/01 основные средства, цена которых не превышает 10 тыс. руб., можно сразу списывать на затраты; книги, брошюры и другие виды печатной продукции можно сразу списывать на затраты. В соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» организация имеет право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации, если иное не установлено законодательством РФ. Принимая решения о переоценке, следует учитывать, что в последующем основные средства переоцениваются регулярно. Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма уценки объекта основных средств в результате переоценки относится на счет прибылей и убытков в качестве расходов. Сумма уценки объекта основных средств относится в уменьшение добавочного капитала организации, образованного за счет сумм дооценки этого объекта, проведенной в предыдущие отчетные периоды. Превышение сумм уценки объекта над суммой его дооценки, зачисленной в добавочный капитал организации в результате переоценки, проведенной в предыдущем отчетном периоде, относится на операционные расходы (субсчет 91.2). В бухгалтерском учете увеличение балансовой стоимости основных средств до их восстановительной стоимости отражается следующими счетными формулами: Дебет счета 01 «Основные средства» Кредит счета 83 «Добавочный капитал». Индексация амортизации основных средств отражается по следующим счетным формулам: Кредит счета 02 «Амортизация основных средств» Дебет счета 83 «Добавочный капитал». При этом сохраняется соотношение амортизации и первоначальной стоимости. Нарушением по учету износа и амортизации основных средств чаще всего является продолжение начисления амортизации по объектам с истекшими сроками эксплуатации, по средствам, находящимся на консервации. При проверке предприятия необходимо обратить внимание на то, что объекты основных средств, принятые в эксплуатацию на условиях текущей аренды, на балансе не учитываются, а учитываются на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства». По договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или только во временное владение. В арендный период права и обязанности собственника остаются у арендодателя, к арендатору переходит лишь право владения и пользования или владения имуществом. Арендодатель учитывает сданное в аренду имущество на своем балансе в составе собственных основных средств с соответствующей отметкой об их выбытии в инвентарной карточке учета основных средств. При значительном числе объектов, сдаваемых в текущую аренду, такие карточки обычно группируются отдельно. Передача в аренду имущества производится по договору аренды и оформляется приемо-передаточным актом. В договоре аренды предусматривают состав и стоимость передаваемого в аренду имущества, сроки аренды, распределение обязанностей сторон по поддержанию имущества в состоянии, соответствующем условиям договора и назначению имущества, устанавливают срок их предстоящей службы, рассчитанный исходя из оценки имущества с учетом его фактического износа и действующих норм амортизационных отчислений и размера арендной платы. Арендная плата за имущество включает, как правило, средства, предусмотренные нормами отчислений на полное восстановление, и сметами затрат на ремонт основных средств, и часть прибыли, устанавливаемую договором на уровне, как правило, не ниже банковского процента (арендный процент). В соответствии с ПБУ 9/99 и ПБУ 10/99 доходы и расходы от сдачи имущества в аренду могут учитываться в составе доходов и расходов от обычных видов деятельности или в составе операционных доходов и расходов. При первом варианте учета сдача имущества в аренду признается обычным видом деятельности. Расходы по ней учитывают на счетах учета производственных затрат (20, 26, 44 и др.), а доходы — на счете учета выручки от продажи (90). При втором варианте учета сдача имущества в аренду не является предметом деятельности организации, и поэтому доходы и расходы от сдачи имущества в аренду учитывают на счете 91 «Прочие доходы и расходы» в составе операционных доходов и расходов. Произведенные затраты на ремонт сданных в текущую аренду основных средств арендодатель списывает на дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» с кредита материальных, расчетных и денежных счетов (10, 70, 69 и др.). Начисление амортизационных сумм по сданным в аренду основным средствам арендодатель относит на уменьшение прибыли и оформляет следующей записью: Дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств». Начисление арендной платы за отчетный период отражается на дебете счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и на кредите счета 91 «Прочие доходы и расходы». Выручка от услуг сдачи в аренду имущества, в том числе лизинг, облагается НДС. Начисление НДС отражают на дебете счета 91 и кредите счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Арендная плата, начисленная авансом за будущие периоды, отражается на дебете счета 76 и кредите счета 98 «Доходы будущих периодов». Поступившие арендные платежи записывают на дебет счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета» с кредита счета 76. При начислении авансовых платежей на сумму арендной платы, начисленной в виде текущего платежа, дебетуют счет 98 и кредитуют счет 91. На стоимость произведенных арендатором капитальных вложений в арендованные основные средства производится дооценка основных средств, которая приходуется на дебет счета 01 «Основные средства» с кредита счета 08 «Вложения во внеоборотные активы». Арендатор учитывает арендованные основные средства на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства» по первоначальной стоимости, указанной в договоре аренды. Аналитический учет ведется по объектам, принятым в аренду, и арендодателям. На сумму арендной платы, начисленной арендодателю, арендатор дебетует счета издержек производства и обращения (25 «Общепроизводственные расходы» и др.) и кредитует счет 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Перечисленные суммы арендной платы отражают на дебете счета 76 и кредите счетов 51 «Расчетные счета» или 52 «Валютные счета». Начисление арендной платы за будущие периоды отражают на дебете счета 97 «Расходы будущих периодов» и кредите счета 76. Текущие начисления арендной платы списываются с кредита счета 97 на дебет счетов издержек производства и обращения. Если по условиям договора аренды капитальный ремонт основных средств производится арендатором и за его счет, то затраты на его осуществление списывают с кредита соответствующих материальных и расчетных счетов на дебет счетов издержек производства или счета 97 «Расходы будущих периодов». Со счета 97 затраты частями списывают на счета издержек производства. Если капитальный ремонт осуществляет арендатор за счет арендодателя, то затраты по его осуществлению относят на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» с кредита счета 97 или соответствующих материальных и расчетных счетов (23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и др.). Договором аренды может быть предусмотрено осуществление капитальных вложений арендатором в арендованные основные средства. Капитальные вложения арендатора, осуществленные за счет арендодателя, списываются у него на дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». Если договором предусмотрены капитальные вложения в арендованные основные средства за счет средств арендатора, то по окончании срока аренды они безвозмездно передаются арендодателю. Передача оформляется бухгалтерскими записями на безвозмездную передачу основных фондов.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |