КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственно-управленческая мысль в рамках организационной науки
III. Третий блок исследований в эволюции государственно-управленческой мысли и становления административной науки связан с развитием после 20-х годов XX в. теории организации, выступавшей под различными, близкими по смыслу названиями. Именно в ее лоне возрождалась наука управления, теперь уже не как политическая наука, не как полицеистика, а как организационная наука. В России вышедшие в предреволюционные годы труды А.А.Богданова (Малиновского) — «Всеобщая организационная наука (тектология)» 1913—1917 гг. — предвосхитили некоторые идеи кибернетики и общей теории систем в их переложении на проблемы развития общества. К сожалению, идеи А. Богданова в то время не были поняты и приняты научным сообществом, положительного отклика в публикациях и применения не получили. В мире основоположником организационной науки признан Анри Файоль (1841 — 1925). Его основной труд «Общая и промышленная администрация» (1916) посвящен вопросам управления предприятиями на макроуровне. Автор был одним из первых, кто теорию организации предложил применить к государственному управлению, показал сходство, которое должно существовать между государственной и частной администрацией в смысле структурной организации при сохранении различия в социальных целях. Вудро Вильсон (1856—1924), автор 10 политических и исторических исследований, получивший степень доктора политических наук, ставший 28-м президентом США, по праву считается основоположником американской государственно-административной науки — Public Administration. Его статья «Наука государственного управления» стала отправной точкой для дальнейших концептуальных построений. Поводом для ее написания явилось принятие закона Пендлтона (1883), положившего конец «системе дележа добычи» при организации федеральной государственной службы. В ней автор отмечал необходимость изучения правительственных учреждений США как аппарата управления, независимого от политики.
В своем труде «Исследование управления» (1887г.) он обосновал публичное управление как способ реализации публичной власти, возможность сочетания демократического правительства (выборной политической власти) и эффективного публичного управления в духе менеджмента Тейлора. Все правительства, подчеркивал он, несут две базовые функции: политическую, которая состоит в выработке общих направлений политики и законов, и административную, которая является приложением этих двух общих направлений политики и законов к конкретным индивидуумам и ситуациям. Политическая функция должна реализовываться в рамках политической системы — совокупности взаимосвязанных, взаимодействующих институтов государственной власти и общественных организаций, групп, отдельных граждан. Административную функцию правительства Вудро Вильсон пытался рассматривать как внеполитическую, отстаивал необходимость профессиональной государственной службы. Он предлагал отделить публичное управление от политики, применить к нему технологию научного менеджмента. Такое понимание государственного управления свойственно и современным американским юристам и социологам. В советской России проблемы государственно-административного управления рассматривались в контексте движения за научную организацию труда и управления (НОТ). Институциональной основой широкого изучения и внедрения НОТ на производстве и в управлении стали научно-исследовательские организации системы ЦИТ (Центрального Института труда, директор А.К.Гастев). В научно-исследовательском институте, его филиалах, многочисленных лабораториях академическое изучение и создание концепций в области организации труда и управления сочеталось с практической работой по рационализации труда и управления. Такой подход по своей сути не расходился с господствующей в США и Западной Европе традицией рассматривать государственное управление как публичное администрирование, представляемой различными школами менеджмента, произведениями Тейлора Ф.У., Файоля А., Эмерсона Г., Гьюлика А., других авторов.
Под флагом НОТ началось развитие отечественной теории управления экономико-прикладного характера. Вокруг таких ученых, как А.К.Гастев, П.М.Керженцев, Н.А.Витке, Е.Ф.Розмирович, И.М.Бурдянский, О.А.Ерманский, стали формироваться первые школы управления, изучались проблемы общей системы организации труда, организации управления на научных принципах. В исследовании вопросов государственно-административного управления обозначились различные методологические позиции. Так, Керженцев П.М., Витке Н.Д., их сторонники предлагали в предмет изучения государственного управления включить проблемы развития коллектива, стимулирования труда, выйти за рамки организационного проектирования и механизации управленческого труда. Розмирович Е.Ф. не признавала проблемы «человеческих отношений» в управлении, предлагала рассматривать руководство в коллективе, администрирование как техническую работу и ничего больше. Политика узкого техницизма в управлении была своего рода отступлением от завоеванных позиций дореволюционной школы, государствоведов в теории управления, социологии права. Метод производственной трактовки организации и функционирования управленческих структур был подвергнут резкой критике и признан вредным в начале 30-х годов, а вскоре и исследования в области административного управления были прерваны. Концепция «нового государственного управления» В 80-е годы XX в. на Западе смена парадигмы государственно-административного управления породила концепцию «нового государственного управления», отражающую новое понимание статуса, социальной роли государства и администрации в обществе. Выражается она понятием — «государственный менеджмент». Термин и новая модель управления особенно показательны для Великобритании (времени премьер-министра Маргарэт Тэтчер), Новой Зеландии, частично Австралии, США, Скандинавских стран и Германии на уровне земель (местных правительств).
1. Власть стала трактоваться не как право и возможность, органы и должностные лица, правомочные оказывать публично-управляющее воздействие на общественные процессы, отношения, а как механизм, фирма по обслуживанию; государство — как рынок предоставления услуг; действия правительства — как конкуренция на рынке предоставления услуг (в соперничестве с частным сектором); гражданин — как клиент. 2. Путем приватизации государственных предприятий М. Тэтчер установила новую модель разделения труда между государственным и частным сектором экономики. Приватизации подверглась и сфера жилищного строительства и коммунальных услуг, и сфера медицинского обслуживания и образования, транспорта, другие важнейшие сферы общественной жизни. 3. Были лишены привилегий государственные служащие. 4. Сократились масштабы государственного аппарата. 5. Проведена реорганизация высшего руководства министерств с целью замены политических руководителей, стратегов управления, элиты на «жестких управленцев», т. е. беспрекословных исполнителей в рамках законов, инструкций, не зависящих от политиков. 6. «Новое государственное управление» означает также рыночный и контрактный подход, отношение к гражданам как к клиентам, которым администрация предоставляет общественные услуги. В процессе всесторонней реорганизации созданы новые органы исполнительной власти — публичные службы, не зависимые от министров. Все это, по мнению инициаторов новой модели государственного управления, должно было создать идеальный тип рационального государства. В Великобритании «железная леди» Тэтчер вынуждена была в конце 80-х уйти в отставку под давлением общественного мнения и проиграв на выборах со своей партией консерваторов, а управление в стране сопровождается рассогласованностью, как отмечают английские исследователи, снижением уровня социального обеспечения граждан, прежде всего малоимущих. На Западе считают, что новый государственный менеджеризм достиг своего пика. Никто больше не говорит о таком «наилучшем пути». Нерешенной проблемой в рамках парадигмы «нового государственного управления» осталась задача создать адекватные регулирующие связи между политическими, правовыми и экономическими механизмами управления. Решение этой проблемы ведется в различных странах и в России в том числе.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 938; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |