КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Государственно-управленческая мысль в древние и средние века
Тема 1.2. Эволюционные изменения в теории государственного (административного) управления Вопросы для размышления и самоконтроля 1.Дайте определение административной науки. Каковы ее цель 2. В чем специфика административной науки и взаимосвязь с другими общественными науками? 3. Какие методы используются в изучении административного 4. Каково содержание и соотношение понятий: государственно-политическое управление; государственно-административное управлением; политика и администрирование; политик — государственный служащий Эмпирический и теоретический материал о самом институте государственной администрации и о нормах его регулирования (административном праве) можно с точки зрения эволюции этих феноменов сгруппировать в три хронологических блока. I. Первый блок относится к периоду, когда государственной администрации как института власти, урегулированного правом, т. е. в современном его значении, не существовало. В Древней Руси (IX—XIII вв.) отношения между правителями и управляемыми людьми выстраивались на основе обычаев, традиций, а те законы, которые были и регулировали эти отношения, относились к отрасли судебного права. Отсутствие норм административного права не означало, отсутствие государственно-административного управления как общественного явления и внимания мыслителей к управлению. Государственно-административное управление в древние века означало: — сбор налогов с подданных; — поддержание порядка в обществе в племенах и между племенами; — организацию и благоустройство городов; — решение споров и конфликтов; —обеспечение общей безопасности. Государственно-управленческая мысль в древние времена возникла и развивалась как политическая, политико-правовая мысль. Закладывались теоретические основы понимания роли государственной власти и права, соотношения власти — общества — личности в реализации управленческих отношений. Эти вопросы нашли свое отражение в трактатах мыслителей античной эпохи Аристотеля, Платона, Полибия, Цицерона, Конфуция. Уже в работах древнегреческих ученых Платона и Аристотеля появляются одновременно однокоренные слова: полис — город — государство; политика — общие, полисные (государственные) дела, искусство жить вместе; полиция — искусство домоправления в полисе, государстве. В трактате «Политика» Платон обращал внимание на общую для всех народов природу государственного управления, называл «умением управлять людьми», одним из «сложнейших и самых труднодостижимых умений», «... назовут ли его искусством царствовать, государственным искусством или искусством домоправления — нам нет никакой разницы». Государственно-административное управление как мысль об административной политике наиболее ярко представлено трактатами мыслителей древних Индии и Китая — мощных по тому времени централизованных деспотических государств. Древняя Индия подарила человечеству своего рода учебник, практическое руководство по управлению государством — трактат «Артхашастра», переведенный авторами русского текста как «Наука политики». Древнеиндийские мыслители признавали учение о государственном управлении «единственной наукой», ибо с ней «связаны начала всех наук», оно «исследует верную и неверную политику, приносит пользу людям, укрепляя дух в бедствии и в счастье и давая умение рассуждать, говорить и действовать». Наука о государственном управлении объяснялась как средство «для обладания тем, чем не обладаем, для сохранения, приобретенного, для увеличения сохраненного, и она распределяет среди достойных приращенное добро». Учиться этой науке предлагалось у теоретиков и практиков: «...от слушания появляется понимание, от понимания — приложение к практике, от приложения к практике — полное самосознание. В этом смысл науки». Артхашастра содержит практические рекомендации правителям о методах управления людьми, о назначении министров, отборе чиновников на службу, делении чиновников на совершенных, средних и плохих на основе длинного перечня требований. Особый раздел трактата именуется «Обязанности царя. Государственно-управленческая мысль в средние века, и в основе ее — опять же идея о всеобщем благе, всеобщей пользе и роли в этом государственной власти, приобрела теологический характер. Она нашла освещение в учениях Святого Августина, Ф. Аквинского, М. Падуанского; в Древней Руси — в первом политическом трактате «Слове о законе и благодате» митрополита Иллариона, учении игумена Иосифа Волоцкого. В период позднего Средневековья в трудах Н. Макиавелли, Ж. Бодена, Т. Гоббса и ряда других мыслителей намечается тенденция рассмотрения государства как юридического механизма, обеспечивающего осуществление управленческих и регулятивно-охранительных функций в борьбе с раздробленностью государств на удельные владения. Функции собственно административного управления в этот период концентрировались в границах княжеств, осуществлялись правителями, дворовыми служителями и не регулировались нормами права. II. Второй блок эмпирического и теоретического материала, свидетельствующего о развитии практики и мысли государственного управления, связан непосредственно с формированием института государственной администрации и полицейского (административного) права – XVII – XIXbb. Государственно-управленческая мысль в форме полицеистики (XVII—XIX вв.) Формирование крупных государств, абсолютных монархий обусловило создание мощного административного аппарата: учреждений (канцелярий) и служащих. Кровавые междоусобные войны в раздробленных европейских странах и в России создали такую общественно-политическую ситуацию, когда население, исстрадавшееся от мятежей, грабежа, насилия, видело в гражданском мире и согласии столь большое благо, что готово было простить нарождающемуся абсолютизму авторитарно-деспотические устремления, фактический отказ властей от признания «естественных», «прирожденных» прав и свобод личности в обмен на защиту жизни и благосостояния. Государственная власть, первоначально решая в основном задачи внешней безопасности, постепенно сосредоточивается и на внутреннем управлении, берет на себя заботу обо всем и обо всех, пытаясь, стать как бы одним общим опекуном, охраняющим подданных от «неприличия», «лжеверия», «нерадивости», «неблагоразумия». В европейских странах и в России в XVII в. появился полноценный свод уложений — по сути, свод полицейского законодательства. Он логически соответствовал патернализму (от лат. pater — отец) — мировоззрению и политике абсолютизации роли государственной власти в жизни общества, оправдания ее тотального контроля над обществом, поглощения государством общества, личности. На базе полицейского законодательства и как идеологическое оправдание ему и появляются в XVII в. первые научные труды по полицейскому праву. Полицеистика на первом этапе развивалась опять же как политическая наука, и полицейская деятельность рассматривалась главным образом с политической, а не с административной точки зрения, поскольку полиция отождествлялась не столько с конкретным учреждением, сколько с функцией государства, направленной на обеспечение государственной безопасности и благосостояния и реализуемой не на принципе законности, а на принципе политической целесообразности, «общего блага». Наука полицеистика зародилась в Западной Европе во второй половине XVIIв. — во Франции Людовика XIV, Пруссии Фридриха II, Австрии Иосифа II. Все названные монархии были мощными централизованными административно-командными государственными системами, которые на внешнеполитической арене могли выставить сильные флот и армию, а во внутренней жизни — хорошо вышколенный полицейский аппарат. При простоте управления того времени полиция оказывалась его центром и руководила всем, за всеми наблюдала, обязана была во все вмешиваться, обеспечить то, что сейчас называется «общественный порядок» и «безопасность», а на юридическом языке того времени обозначалось как «благочиние» (безопасность), «благоустройство» (обеспечение развития общества). Итак, управление обществом называлось в те времена благочинием и благоустройством. Благочиние — это безопасность, как от внешних, так и от внутренних врагов. Благоустройство — это устройство, развитие общества: обогащение народа, его образование, культурное развитие, размножение. Полиция понималась как весь аппарат управления всеми государственными (общественными) делами. Это управление «сверху вниз», управляющее государственно-административное воздействие. Цель полицейского декларировалась как «общее благо», «чинить добро», искусство управления государством. Наука о полиции — полицеистика — это такой этап развития государственного аппарата, который сопровождается правовым урегулированием управления. Увеличение размеров Парижа, Лондона, Кельна, Москвы побудило правительства провести реформу полиции, создать для ее деятельности правовую основу. Так появляется полицейское законодательство, полицейский кодекс — законы о благоустройстве и благочинии. В России в 1649 г. при царе Алексее Михайловиче (Тишайшем) издается первый полицейский указ — «Наказ о градском благочинии», т. е. нормы, охранявшие общественный порядок в Москве. Практика вызвала теорию. Первый теоретический труд появился во Франции — «Трактат о полиции» Н.Даламара (1639—1723). Он был заказан парижскими властями и должен был представлять полный свод полицейских постановлений. Но автор посмотрел на свою задачу гораздо шире — он изложил научную концепцию о полиции и управлении государством и положил первый камень в основание науки полиции, государственного управления. Деламар рассуждает о полиции как об одном из административных ведомств, более других приближенных к народу и обязанном думать о его благополучии. Он полагает, что полиция должна охватывать все важные для населения вопросы, а именно вопросы безопасности и здоровья граждан, продовольствия, гигиены, путей сообщения. В России полицеистика как государственно-управленческая мысль представлена трудами Ю. Крижанича и И. Посошкова. Юрий Крижанич родился в Хорватии, учился в Риме, служил при дворе русского царя Алексея Михайловича Романова. Вынашивал мечту о соединении славянских народов под эгидой Русского государства. Написал трактат (1663 г.) «Политичны думы, или Разговоры о владательству», где отстаивал идею самодержавности государственной власти, обосновал принципы «науки об управлении народом»: - «королевское благочестие», власть должна быть примером для народа; - «хорошее (справедливое) правление», чтобы «местные подданные были довольны» и чтобы чужие желали быть под такой властью; - «единство королевства», недопущение расслоения народа на враждующие группировки и раскола страны; - «оберегание от чужобесия» (говорит о своем недоверии к чужестранцам); - «союз с другими народами» (выгоднее вступить с соседними народами в союз, чем завоевать и потом подавлять недовольство захваченных); - занятость людей всех сословий и недопущение праздности и безделия, «никто не живет для себя», - государство должно бороться с «больными» элементами общества, заражающими его своими пороками и поедающими его добро; - жесткая сословная структура с четкими обязанностями каждого Политику как «науку об общественном и государственном строении» автор почитал «из всех мирских наук самой благородной». А задачами внутреннего (полицейского) управления признавал развитие образования, торговли, ремесел, художественных рукоделий, земледелия, разведение табака и т. д., т. е. всех сфер жизнедеятельности общества. Заметное место занимает труд И.Т.Посошкова (относится к 1726 г.) «Книга о скудости и богатстве». На первой же странице этот предприниматель подчеркивает, что не то богатство страны, которое лежит в царской казне, и не в златотканых одеждах синклита, а то, которым весь народ богат в своем домашнем быту. В этом, пишет автор, «истинная правда», и царь должен защитить ее. В каждой из 9 глав он расписывает, как царь должен управлять каждым сословием, чтобы заставить всех работать, жить бережно, «ничего напрасно не тратить». Главная мысль автора о том, что богатство всех создается усилиями каждого и интерес каждого человека (и сословия) подчиняется интересу государственному, и упор он делает не на права сословий, а на их обязанности перед государством и царем. Посошков призывает царя указами регламентировать порядок торговли, занятия ремеслами, промышленностью, определять цены на товары, контролировать, чтобы никто, кроме купечества, не занимался торговлей, отстаивал протекционизм и просил освободить русских промышленников и купцов от конкуренции с иностранцами. В заключительной 9-й главе — «6 царском интересе» в качестве — привлечение к ответственности чиновников и комиссаров (выборных), которые разоряют людей сверхустановленными повинностями и поборами, «чтобы выслужиться или нажиться»; — государственный контроль и организация охранно-складской службы, ибо «собранное надобно блюсти, дабы даром ничто нигде не гинуло»; — предложение наемных мастеровых (в том числе из иностранцев) снять с месячного жалования и перевести на сдельную оплату; — все мелочные розничные сборы заменить постоянным прогрессивным налогом; — в бурмистры выбирать из «средних слоев» и обосновывает, каких и почему; — на государственную службу предлагает принимать на двух условиях: чтобы кандидат принес присягу и чтобы письменно указал, «чем он у того дела будучи, будет питаться, может ли своим кормом прокормитца»; — а если нечем ему прокормиться, то определить ему жалованье достаточное. И тогда уже, если государственных денег коснется, жестоко наказать. Далее автор подробно расписывает предлагаемую им новую систему оплаты чиновников разного уровня. В целом Посошков представил интереснейшие предложения, многие и сегодня могли бы быть востребованы. Однако это — программа тотальной государственной регламентации труда, быта каждого сословия. Из зарубежных полицеистов наиболее известными в России были ученые Германии Г. Юсти и И. Зонненфельс. Выдающиеся представители науки о полиции или полицейском праве как учении об управлении внутренними делами государства, они же явились создателями первых в Европе кафедр по истории полиции и камеральным наукам.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 3112; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |