КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Составляющие административного процессаКонцептуальные основы Тема 3.1. Административный процесс: новые подходы к пониманию Модуль 3. Управленческий процесс как исполнение государственной (муниципальной) службы Вопросы для размышления и самоконтроля 1. Как вы понимаете природу и специфику профессиональной культуры управления? 2. Что такое организационная культура, ее составляющие? 3. Осмыслите приоритетность ценностей, ценностных ориентации для работника государственного аппарата. 4. Охарактеризуйте явление профессиональной деформации. 5. «Философия общей судьбы»: каково ваше понимание и отношение к данному феномену? 6. Какие можно использовать оценочные показатели управленческой деятельности для формирования сплоченности коллектива и повышения эффективности в работе?
Процесс государственного управления — как непрерывное государственно-управляющее воздействие, проявляющее динамику взаимосвязей, взаимодействий, воздействий всех (статичных) компонентов системы госуправления (органов, кадров, актов, решений, принципов методов и т.д.) в совокупности видимых (положительных и отрицательных) результатов их влияния на общественную систему. Процесс госуправления имеет два основания: профессионально-квалификационное управляющее воздействие и правовое воздействие (юридический процесс) — это вся палитра, динамика управления. С процессом государственного управления нельзя отождествлять управленческий процесс. Управленческий процесс — это та часть процесса госуправления, которая регламентируется нормами права и результатом имеет юридические последствия; это отношения и действия, конкретных государственно-административных органов (и их должностных лиц), динамика которых зиждется на нормах права: материальных и процессуальных; это юридическая, процессуальная сторона управленческой деятельности. Административный процесс понимается как урегулированная административно-процессуальными нормами деятельность по разрешению индивидуальных, конкретных дел с сфере государственного управления уполномоченными на то субъектами административно-правовых отношений. Чтобы административный процесс состоялся, нужны следующие его составляющие (табл. 3.1). Таблица 3.1
Субъекты административного права определяются в нормах права как физические лица, государственные органы власти, негосударственные объединения, организации, предприятия, учреждения различной формы собственности, другие юридические лица — все те, кто потенциально может вступить в конкретные правоотношения с органами госадминистративного управления. Субъекты административных правоотношений — это конкретные участники, стороны правоотношений, наделенные правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, госадминистративного управления и способные реально осуществлять эти отношения, реализовать свои статусные права и обязанности в порядке, определенном законодательством (административно-процессуальным). Субъекты административного права могут стать субъектами административно-правовых отношений, если имеются три условия: а) нормы административного и административно-процессуального права, регулирующие права и обязанности сторон, процесс их правоотношений; б) основания для возникновения, изменения и прекращения правоотношения (по сути, совершение юридического факта); в) наличие административной правоспособности и административной дееспособности субъектов этих отношений. Под административной правоспособностью понимается, реальная и обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и исполнять административно-правовые обязанности. Она, возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью. Под административной дееспособностью понимается способность гражданина своими личными действиями приобретать субъективные права и выполнять возложенные на него юридические обязанности сферх исполнительной власти, другими словами, это возможность гражданина реализовать соответствующую правоспособность. Наступает с 16 лет, когда гражданин становится субъектом административной ответственности. Допустимо ввести общий собирательный термин — субъекты административного процесса и представить их в виде следующей схемы (рис. 3.2). Рис. 3.2. Субъекты административного управления Таким образом, субъекты административного процесса можно разделить на две категории. К первой группе отнесем тех, кто не наделен специальными полномочиями в сфере управленческого процесса, юридических и физических лиц. Граждане, реализующие установленные Конституцией и правовыми актами права и обязанности, могут воздействовать на административный процесс (участвовать в нем) двумя способами: пассивным и активным. Пассивным — значит, исполнять возлагаемые на них обязанности, тем самым соглашаясь с установленным порядком управления, не желая его изменения или доверяя различным общественным институтам представлять их интересы, мнение. Активным — с целью корректировать процесс управления, выражая свое мнение или несогласие с каким-либо конкретным видом, управляющего воздействия, используя для этого различные средства — институт обращений граждан или обжалование в суд какого-либо конкретного управленческого акта, действия. Ко второй категории субъектов административного процесса отнесем тех, кому предоставлены или делегированы соответствующие полномочия в сфере управленческого процесса. Слабым местом в статусе органов исполнительной власти является неопределенность их ответственности за неблагоприятные последствия их деятельности, нарушение конституционных норм, прав граждан. Необходим отлаженный механизм правового контроля за законностью решений и действий органов и их должностных лиц. Наряду с правовым позитивным регулированием административно-управленческого процесса в этот механизм входят административный порядок рассмотрения жалоб — особое административное производство. В данном производстве инициатива возникновения правоотношений полностью исходит от управляемой стороны, а уполномоченное лицо — управляющая сторона — не вправе отказать в рассмотрении предложения, заявления, жалобы, а в определенных случаях обязана предпринять соответствующие действия. Административно-правовые отношения всегда двусторонние. Одной стороной выступает орган государственной (муниципальной) власти, его должностные лица — это первичные, как бы «свои» субъекты. Другой стороной могут быть: другие органы госвласти, реализующие нормы административного права и вступающие во взаимоотношения с первичными субъектами, органы управления организациями, предприятиями и учреждениями, общественные объединения граждан, обладающие свойствами административного правового статуса, граждане, вступающие во взаимоотношения с субъектами административного права, администрацией, — это, так сказать, смежные субъекты. И первичные, и смежные субъекты не замыкаются в кругу административных правовых норм, административный процесс и управленческая деятельность объективно и необходимо осуществляются на основе конституционного, гражданского права, реализуются смежные статусы всех субъектов права. По уровню реализации, масштабам следует различать: — общеадминистративный процесс: обеспечение госслужбой достижения целей и функций государства в соответствии с законом по — специально-административный процесс: ведение и разрешение — местный административный процесс; —индивидуально-административный процесс: порядок (процедуры) действий по исполнению должностных обязанностей. По предметному содержанию административный процесс правоверно разделить на три вида: 1) административно-юстиционный; 2) административно-юрисдикционный; 3) административно-управленческий. Административно-юрисдикционный — несудебный процесс — обеспечивает группу отношений, связанных административной ответственностью, порядком и способом ее применения; это регламентированная административно-процессуальными нормами деятельность (внесудебная) органов госуправления, иных государственных и общественных органов (должностных лиц) по выявлению и пресечению административных правонарушений; порядок разбирательства (внесудебного) административных дел и применение к виновным физическим или юридическим лицам мер общественного воздействия, а также мер по исполнению принятых постановлений в целях предупреждения правонарушений. Административно-юрисдикционную деятельность осуществляют компетентные государственные органы (и должностные лица), наделенные соответствующими властными полномочиями (органы МВД, таможенные, налоговые, природо-охранительные и т. п. инспекции), а также межведомственные общественные органы, создаваемые в целях выявления и пресечения административных правонарушений: административные комиссии, комиссии по труду (инспекции по труду) и т.д. Административно-управленческий процесс обеспечивает основную группу отношений, регулируемых материальным административным правом; это юридически регламентируемая деятельность, порядок рассмотрения конкретных индивидуальных дел в сфере управления на основе норм права; Административно-управленческий процесс осуществляется не только в органах исполнительной власти, но и законодательных, и судебных органах по обеспечению их внутреннего управления, в том числе по делам обеспечения законопроизводства, судопроизводства. Таблица 3.1
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |