Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии




• Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и от­ношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменитель­ной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями.

Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетент­ному органу для возникновения и «движения» правоотношения необ­ходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К та­ким обстоятельствам относятся следующие:

• когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Напри­мер, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотари­альными органами;

• если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению;

• когда ненадлежащим образом используются права и обязанно­сти или существуют препятствия для их реализации;

• когда требуется официально установить наличие или отсутст­вие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (при­знание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя);

• когда имеет место правонарушение и правонарушителю необ­ходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт примене­ния вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;

• когда без правоприменительного акта не возникает правоотно­шение, не реализуется норма.

• Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (пра­вовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осу­ществляется главным образом путем правовой квалификации (юри­дической оценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное исполь­зование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной си­туации в соответствии с этим.

Изложенный материал можно представить следующей схемой (рис. 3.5).

Рис. 3.5. Схема правоприменительной деятельности

Понятие организационного акта управления

Рассмотрев административно-правовые формы управленческой деятельности, акцентируем теперь внимание на иных — неправовых, организационных.

Организационный акт управления — это любое действие исполни­тельного органа, должностного лица, не влекущее прямых юридиче­ских последствий, совершаемое ими в процессе управляющего, регу­лирующего воздействия, исполнительно-распорядительной деятельно­сти в рамках их компетенции.

Сюда относятся: а) осуществление организационных действий, возни­кающих в повседневном процессе деятельности органов исполнитель­ной власти (разработка проектов программ и планов, подбор и обуче­ние кадров, контроль и т. п.; б) выполнение материально-технических действий вспомогательного, обеспечивающего характера в управленче­ской деятельности (ведение делопроизводства, обработка информации, налаживание информационной сети и т. п.).

Все эти организационные акты позволяют поддерживать способ­ность к функционированию механизма действия правовых актов, осу­ществлять исполнительную власть.

Организационные акты управления можно различать:

• по направленности действий на внутренние: решение организа­ционно-штатных вопросов, управление структурными подразделения­ми внутри органа, руководство персоналом и др., и внешние, обеспе­чивающие выполнение функций, возложенных на орган: выдача ли­цензий, осуществление государственной регистрации, предоставление обязательных отчетов и другой исходящей информации;

• по способу выражения на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (сигналы, знаки, жесты);

• по степени регламентации: урегулированные должностными инст­рукциями, методическими указаниями и т. п. и осуществляемые в рамках свободного усмотрения.

В механизме действия правовых актов нельзя недооценивать административно-управленчекую деятельность по свободному усмотрению. В дозволенных законом пределах правоприменитель всегда имеет какую-то возможность для свободного выбора и творческого решения дела с учетом фактических и нормативных сторон.

Административная деятельность по свободному усмотрению на ос­нове дискреционных норм (в римском праве — эти нормы означали право — выбор — воля победителя: «хочу — казню, хочу — поми­лую») касается правовых последствий, поскольку здесь может быть не одно последствие, а несколько (в зависимости от усмотрения).

Право администрации на выбор управленческого действия, акта, вытекающее из формулировки закона (где употреблено слово «мо­жет») или административно-управленческой традиции, не отмененной законом, учитывается при судебном разбирательстве административ­ных споров. Когда речь идет о свободном усмотрении, суд проверяет только правомерность административного акта (меры), но не целесо­образность.

Правомерность в действиях органов и должностных лиц исполнительной власти — это соблюдение законных границ усмот­рения, «законного радиуса» при свободе усмотрения, соблюдения кон­ституционного требования равноправия граждан. Исполнительная власть не должна обделять одного гражданина ради выгоды другого (принцип справедливости, равенства всех перед законом), должна со­блюдать сдержанность в действиях по усмотрению (принцип самоогра­ничения).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.