КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процедура правоприменительной деятельности, ее стадии
• Применение права начинается с исследования обстоятельств дела и выбора правовой нормы, регулирующей данный случай и отношение. Фактические обстоятельства — это жизненные факты, образующие основу применения права. Установление фактических обстоятельств дела осуществляется с помощью доказательств. На этой стадии проясняется вопрос об основании для правоприменительной деятельности, в ходе которой предстоит издать специальное решение с целью наделения конкретных субъектов правами и обязанностями. Под основаниями правоприменительной деятельности понимаются такие обстоятельства и ситуации в реальной жизни, когда компетентному органу для возникновения и «движения» правоотношения необходимо принять индивидуально-конкретное властное решение. К таким обстоятельствам относятся следующие: • когда определенные правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующих правоприменительных органов. Например, регистрация сделки между гражданами (купля-продажа) нотариальными органами; • если возникает спор о праве и стороны не могут сами прийти к согласительному решению; • когда ненадлежащим образом используются права и обязанности или существуют препятствия для их реализации; • когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и признать их юридически значимыми (признание в судебном порядке гражданина безвестно отсутствующим или восстановление прав по утраченным документам на предъявителя); • когда имеет место правонарушение и правонарушителю необходимо установить конкретную меру юридической ответственности или определенные меры государственного воздействия. Акт применения вместе с соответствующей нормой права служит обязательным основанием ответственности в сфере правового регулирования;
• когда без правоприменительного акта не возникает правоотношение, не реализуется норма. • Следующая стадия применения права — это выбор и анализ юридических норм для установления (образования) юридической (правовой) основы решения дела. Соответствующие действия касаются здесь, прежде всего текста правового акта. Выбор юридических норм на основании достоверного и точного законодательного текста осуществляется главным образом путем правовой квалификации (юридической оценки путем отнесения к определенным юридическим нормам) фактических обстоятельств дела. Доминирующим звеном (элементом) этой стадии деятельности является правильное использование воли законодателя, выраженной в подлежащей применению правовой норме, разрешение какой-либо конкретной жизненной ситуации в соответствии с этим. Изложенный материал можно представить следующей схемой (рис. 3.5). Рис. 3.5. Схема правоприменительной деятельности Понятие организационного акта управления Рассмотрев административно-правовые формы управленческой деятельности, акцентируем теперь внимание на иных — неправовых, организационных. Организационный акт управления — это любое действие исполнительного органа, должностного лица, не влекущее прямых юридических последствий, совершаемое ими в процессе управляющего, регулирующего воздействия, исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции. Сюда относятся: а) осуществление организационных действий, возникающих в повседневном процессе деятельности органов исполнительной власти (разработка проектов программ и планов, подбор и обучение кадров, контроль и т. п.; б) выполнение материально-технических действий вспомогательного, обеспечивающего характера в управленческой деятельности (ведение делопроизводства, обработка информации, налаживание информационной сети и т. п.).
Все эти организационные акты позволяют поддерживать способность к функционированию механизма действия правовых актов, осуществлять исполнительную власть. Организационные акты управления можно различать: • по направленности действий на внутренние: решение организационно-штатных вопросов, управление структурными подразделениями внутри органа, руководство персоналом и др., и внешние, обеспечивающие выполнение функций, возложенных на орган: выдача лицензий, осуществление государственной регистрации, предоставление обязательных отчетов и другой исходящей информации; • по способу выражения на словесные (письменные и устные) и конклюдентные (сигналы, знаки, жесты); • по степени регламентации: урегулированные должностными инструкциями, методическими указаниями и т. п. и осуществляемые в рамках свободного усмотрения. В механизме действия правовых актов нельзя недооценивать административно-управленчекую деятельность по свободному усмотрению. В дозволенных законом пределах правоприменитель всегда имеет какую-то возможность для свободного выбора и творческого решения дела с учетом фактических и нормативных сторон. Административная деятельность по свободному усмотрению на основе дискреционных норм (в римском праве — эти нормы означали право — выбор — воля победителя: «хочу — казню, хочу — помилую») касается правовых последствий, поскольку здесь может быть не одно последствие, а несколько (в зависимости от усмотрения). Право администрации на выбор управленческого действия, акта, вытекающее из формулировки закона (где употреблено слово «может») или административно-управленческой традиции, не отмененной законом, учитывается при судебном разбирательстве административных споров. Когда речь идет о свободном усмотрении, суд проверяет только правомерность административного акта (меры), но не целесообразность. Правомерность в действиях органов и должностных лиц исполнительной власти — это соблюдение законных границ усмотрения, «законного радиуса» при свободе усмотрения, соблюдения конституционного требования равноправия граждан. Исполнительная власть не должна обделять одного гражданина ради выгоды другого (принцип справедливости, равенства всех перед законом), должна соблюдать сдержанность в действиях по усмотрению (принцип самоограничения).
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |