КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3.3. Управление государственным бюджетом
Вопросы для размышления и самоконтроля 1. В каких формах материализуется результаты управленческой деятельности? 2. В чем смысл и содержание правотворческой управленческой деятельности? 3. Охарактеризуйте стадии процедуры издания нормативных актов. 4. Что такое правовой управленческий акт? Каковы принципы принятия и правила оформления правовых актов? 5. Что означает понятие «механизм правоприменения»? 6. Охарактеризуйте стадии процедуры правоприменительной деятельности. 7. Дайте характеристику и классификацию организационных актов управления. 8. Проанализируйте специфику каждой стадии организационной работы по реализации закона. 9. В чем смысл планирования как организационно-управленческой деятельности государственного органа? 10. Какие требования необходимо учитывать при составлении плановых показателях? 11. Какие существуют подходы к составлению планов (виды планирования)? 12. Охарактеризуйте специфику объективно необходимых стадий процесса планирования и проблемы, возникновения на каждой из стадий. Под государственными финансами понимаются денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости валового внутреннего продукта и валового национального дохода, а также части национального богатства, связанные с формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и его предприятий и использованием государственных средств на нужды обороны и управления, социально-культурные потребности членов общества, производственно-экономические и научно-технические программ. Взависимости от характера финансовых отношений в деятельности субъектов, оказывающей определяющее влияние на состав и назначение целевых денежных фондов. Выделяют: государственный бюджет (всех уровней), внебюджетные фонды и государственный кредит. Структура государственных финансов представлена на рис. 3.6.
Финансовые отношения, складывающиеся у государства с предприятиями, организациями и населением, называются бюджетными. Совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны и составляет понятие «государственный бюджет». Государственный бюджет является важным инструментом государственного регулирования экономики. Он определяет формы и методы образования государственных финансовых ресурсов и направления их использования в интересах общества и особенно социально слабозащищенных категорий населения. Статистика государственного бюджета изучает процессы Задачи управления государственным бюджетом состоит в том, чтобы определить: Ø общую величину доходов и расходов государственного бюджета, размер его дефицита и профицита; Ø структуру доходов госбюджета; Ø структуру расходов госбюджета; Ø источники финансирования бюджетного дефицита; Ø размеры государственного внутреннего долга; Ø размеры и структуру налогообложения, эффективность проведения государством фискальной политики; Ø влияние фискальной политики на экономической рост и уровень жизни. Категории, которые отражают природу различных хозяйственных операций, осуществляемых органами государственного управления с единицами, относящимися к другим секторам экономики: • поступления или платежи;
• поступления (платежи) невозвратные и возвратные; • поступления (платежи) возмездные и безвозмездные; • текущие или капитальные поступления (платежи); • приобретение финансовых активов или принятие обязательств; • приобретение финансовых активов в целях проведения государственной политики или для управления ликвидностью. Первые две категории касаются всех операций. Приобретение финансовых активов и принятие обязательств имеют отношение ко всем возвратным операциям. Последняя категория касается только операций с государственными финансовыми активами. Платеж или поступление считается возвратным, если обратный поток имеет форму договорных обязательств с фиксированным сроком погашения. Если обратный поток в виде договорных обязательств с фиксированным сроком погашения отсутствует, то платеж или поступление считается невозвратным (поступления происходят в виде сборов и налогов, платежи — в виде зарплаты служащих и текущих трансфертов. Невозвратные поступления и платежи считаются возмездными, если имеет место обратный поток товаров и услуг. Если такой поток отсутствует, невозвратные поступления и платежи считаются безвозмездными (сборы и платежи — операции возмездные, налоги – безвозмездные). Возмездные операции предусматривают платежи на условиях компенсации. Напротив, безвозмездная операция, которая может быть как добровольной, так и обязательной, не предусматривает получения взамен какого-либо эквивалента. По целевому назначению платежи связаны с текущей деятельностью или капитальными затратами. Операции с капиталом включают поступления (платежи), связанные с приобретением, созданием или продажей активов, срок использования которых в процессе производства составляет более одного года. Нематериальные активы и земля также включаются в капитальные активы. Безвозмездные платежи, полученные для приобретения капитальных активов, классифицируются как официальные трансферты капитала, если получены из государственных источников, и как капитальные трансферты, если получены из негосударственных источников. К основным показателям государственного бюджета относятся: Ø доходы;
Ø официальные трансферты; Ø расходы; Ø кредитование минус погашение (чистое кредитование); Ø профицит (превышение доходов над расходами) и дефицит (превышение расходов над доходами). Доходы как основной источник формирования бюджета включают в себя обязательные безвозвратные платежи, поступающие в бюджет. Доходы делятся на текущие и капитальные. Текущие доходы включают налоги и неналоговые поступления. Налоги – обязательные, безвозмездные, невозвратные платежи, взыскиваемые государственными органами с целью удовлетворения государственных потребностей. В налоги включается также прибыль, переводимая фискальными экспортными и импортными государственными монополиями, а также прибыль от государственных монопольных закупок и продаж иностранной валюты (доходы акцизного типа). Неналоговые поступления включают возмездные поступления (доходы от собственности, сборы, поступления от продажи товаров, услуг и случайных продаж, кассовую прибыль ведомственных предприятий) и некоторые безвозмездные потоки платежей (штрафы, текущие частные пожертвования). Отдельной категорией государственного бюджета являются официальные трансферты, представляющие собой безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный, добровольный характер в виде субвенций, дарений, репараций, которые получены от других органов государственного управления (отечественных и зарубежных) или международных организаций. Поступления аналогичных платежей из негосударственных источников включаются в категорию доходов как неналоговые поступления (например, средства частных организаций, направляемые на строительство больниц). Расходы включают все невозвратные платежи независимо от того, являются они возмездными или безвозмездными и для каких целей осуществляются, текущих или капитальных. Трансфертные платежи другим органам управления не выделяются в отдельную статью и также включаются в состав расходов. Кредитование минус погашение {чистое кредитование) характеризует операции органов государственного управления с финансовыми требованиями других секторов, осуществляемыми в целях проведения государственной политики. В данную категорию включают предоставление ссуд и приобретение акций за вычетом сумм полученных кредитов, выручки от продажи акций либо возврата собственного капитала.
Чистое кредитование в совокупности с расходами рассматривается как фактор, определяющий бюджетный дефицит. Если кредитование осуществляется между различными структурами государственного управления, то одна и та же операция кредитования будет отражена дважды: орган-кредитор будет отражать кредитование, объем которого определяет дефицит, а орган-заемщик – заимствование с целью покрытия возникшего дефицита. Существует различная трактовка двух похожих на первый взгляд категорий – кредитования и заимствования. Если кредитование рассматривается как статья расходов, непосредственно влияющая на величину бюджетного дефицита, то заимствование рассматривается как источник финансирования дефицита и не включается в доходную часть бюджета. Дефицит (или превышение расходов над доходами) государственного бюджета исчисляется как сумма доходов и полученных трансфертов за вычетом суммы расходов и чистого кредитования. Общий объем финансирования дефицита (профицита) равен величине дефицита (профицита) с противоположным знаком. Алгоритм расчета финансирования дефицита может быть получен так: Дефицит = (Заимствование – Погашение) + Уменьшение остатков ликвидных финансовых средств. Показатель дефицита (профицита) государственного бюджета является важным макроэкономическим показателем, характеризующим итог финансовой деятельности государства. Вместе с другими финансовыми показателями дефицит характеризует роль бюджета в проведении экономической и социальной политики государства. При накоплении бюджетного дефицита образуется государственный долг, под которым понимается неоплаченная сумма официально признанных прямых обязательств органов государственного управления перед другими секторами экономики и остальными странами мира, образованная в результате операций в прошлом и требующая погашения в будущем или переоформления в бессрочный долг. Если доходы государства служат финансовой базой его деятельности, а расходы государственного бюджета предназначены для удовлетворения общегосударственных потребностей, то значительный бюджетный дефицит сокращает возможности государства финансировать социальные программы и инвестиционные проекты и требует дополнительных расходов на обслуживание долга. В аналитических целях для характеристики финансовых потоков, осуществляемых при посредстве государства, используется целая система статистических показателе й, в которую наряду с показателями государственного бюджета могут быть включены: 1) доля доходной и расходной части государственного бюджета в ВВП (характеризует масштабы перераспределительных процессов, осуществляемых посредством государственного вмешательства); 2) структура доходной и расходной части в разрезе институциональных единиц, видов доходов и расходов и других классификационных признаков согласно утвержденным бюджетным классификациям; 3) относительные показатели выполнения бюджетного плана по доходам и расходам в целом, в том числе в разрезе консолидированного, федерального и территориальных бюджетов, а также видов и целевого использования доходов и расходов. При этом для оценки влияния различных факторов на формирование названных показателей может быть применен метод цепных подстановок. Например, исходными для налоговых доходов могут быть два фактора — налоговая база и налоговая ставка. Влияние первого фактора (размера налоговой базы) на абсолютное изменение налоговых доходов может быть определено как Нб = (Б1 – Б0) • С0. Абсолютный прирост величины налога, обусловленный изменением налоговой ставки, рассчитывается по формуле: Нс = (С1 – С0) • Б1, где Н6, Нс — абсолютный прирост налоговых доходов, обусловленный изменением налоговой базы и налоговой ставки; Б1, Б0 – размер налоговой базы в отчетном и базисном (плановом) периодах; С1, С0 – уровень налоговой ставки в отчетном и базисном (плановом) периодах. Общая величина изменения суммы налоговых доходов определяется как сумма вышеназванных абсолютных приростов: Н = Нб + Нс. Российские и международные бюджетные классификации Формирование бюджетных классификаций в России определено Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации», принятым 15.08.1996 г., последние изменения в который внесены 29.06.2004 г. Согласно этому Закону (с изменениями от 29.06.2004 г.) бюджетная классификация РФ является группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, применяется при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ. Бюджетная классификация включает: • классификацию доходов бюджетов РФ; • функциональную классификацию расходов бюджетов РФ; • ведомственную классификацию расходов федерального ведомственную классификацию бюджетов субъектов; • экономическую классификацию расходов бюджетов РФ; • классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ; • классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета; • классификацию видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ; • классификацию видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ. Классификация доходов бюджетов РФ является группировкой доходов бюджетов всех уровней и основывается на законодательных актах РФ, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из статей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Данная классификация позволяет рассматривать государственные расходы бюджетов всех уровней по основным направлениям, обусловленным выполнением государственных функций. Ведомственная классификация расходов федерального бюджета является группировкой расходов, отражающей распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из федерального бюджета, а в рамках их бюджетов – по целевым статьям и видам расходов. Первым уровнем указанной классификации является перечень прямых получателей средств из федерального бюджета. Классификация целевых статей расходов федерального бюджета образует второй уровень указанной классификации и отражает финансирование по конкретным направлениям деятельности прямых получателей средств из федерального бюджета по определенным разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ. Классификация видов расходов федерального бюджета образует третий уровень ведомственной классификации расходов федерального бюджета; этот уровень детализирует направление финансирования по целевым статьям. Ведомственная классификация бюджетов субъектов РФ является группировкой расходов бюджетов субъектов РФ и отражает распределение бюджетных ассигнований по прямым получателям средств из бюджетов субъектов РФ в соответствии с организацией системы органов исполнительной власти субъектов РФ. Экономическая классификация расходов бюджетов РФ является группировкой расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления для финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Классификация источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета является группировкой заемных средств, привлекаемых Правительством РФ для финансирования дефицита федерального бюджета. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ является группировкой долговых обязательств Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Классификация видов государственного внешнего долга и внешних активов РФ является группировкой государственных внешних долговых обязательств, осуществляемых Правительством РФ в соответствии с законодательством РФ. Подробное содержание рассматриваемых классификаций представлено в следующих нормативных документах: Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 06.05.2003 № 53-ФЗ; Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 08.08.2001 № 127-ФЗ; Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 05.08.2000 № 115-ФЗ; Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» в части детализации и унификации статей расходов федерального бюджета на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности государства» от 26.03.1998 №40-ФЗ; Федеральный закон РФ «О внесении изменений и дополнений в приложение 3 к Федеральному закону «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 02.03.1998 № 31-ФЗ; Федеральный закон РФ «О бюджетной классификации Российской Федерации» от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1444; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |