КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ключевые понятия
Тема 2.5. Кадровая составляющая системы государственно-административного управления Вопросы для размышления и самоконтроля 1. Раскройте содержание и соотношение терминов: коммуникация — коммуникативный процесс, информация — информационный процесс, взаимодействие — управленческие отношения. 2. Опишите используемые в органах управления различные модели коммуникативных сетей. 3. Какова роль руководителя в коммуникационном процессе? 4. Назовите основные причины неэффективных коммуникаций в системе управления. 5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю управленческую информацию, их подвиды. 6. Как сформировать систему информации в конкретной организации? 7. Что такое управленческая информация? Каким требованиям она должна отвечать? Персонал (термин чаще применяется для определения занятых в учреждениях, организациях) — личный состав всех занятых в конкретной категории учреждений, организаций либо отдельно взятый коллектив; — кадры — все лица, работающие по найму, трудовому соглашению; — кадры государственной службы — должностные лица в госаппарате, трудовые отношения которых регулируются законодательством о государственной службе, специально уполномоченные представители власти (имеющие публично-властные полномочия), ответственные, оперативно-функциональные исполнители, специалисты и технические исполнители (категории должностей группы «В»). Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории: 1) должности категории «руководители». Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы. В эту категорию входят руководители государственных органов, их аппаратов, а также заместители этих руководителей, кроме лиц, замещающих конституционные и уставные должности; 2) должности категории «постоянные», учреждаются для выполнения задач и функций государственного органа; 3) должности категории «советники» учреждаются для непосредственного обеспечения полномочий лиц, замещающих конституционные должности (уровня федерального) и конституционные (уставные) должности (уровня субъектов РФ); 4) должности категории «обеспечивающие» учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансового, хозяйственного обеспечения деятельности государственного органа. Различные категории персонала государственных учреждений 1. Политический руководитель — это должностное лицо категории «А», присутствует в государственном органе власти, где имеется практика политических назначений на ответственные управленческие посты выборными институтами (президентом, мэром, городскими, районными представительными органами). На федеральном уровне — это министр и его заместители, на региональном — полномочный представитель президента, окружной и городской префект, на местном — глава районной управы. Профессиональная карьера политического назначенца зависит от выборного должностного лица, последнее слово остается за ним. Именно на политических исполнителей ложится основная тяжесть конкретной реализации политики, основные принципы которой утверждаются выборными должностными лицами. Министр — это одновременно и политик и административный руководитель. Министр осуществляет политическое руководство во вверенном ему ведомстве и министерстве не один, а со своим ближайшим окружением. В этот круг входят заместители министра, а также группа советников, помощников, референтов (должностные лица категории «Б»). Влияние министра подкрепляется умелой командой соратников и приверженцев того политического курса, который он осуществляет. Министр сам создает политический механизм воздействия на административно-управленческий процесс и должен нести ответственность за то, что этот механизм производит (по древнеримскому правилу: «сделал как бы сам»). В идеале круг заместителей, советников и помощников должен быть «многоцветным», т. е. представлять различные области общественных знаний (экономику, социологию, психологию, право), разные психологические типы людей. Как политик министр использует три вида «влияния»: 1. личное воздействие (дипломатия); 2. косвенное — через представителей его команды, выступающих по его поручению и от его имени; 3. использование пропагандистских каналов для утверждения своей точки зрения. Как политический руководитель министр проявляет себя как лидер (англ. leader — ведущий), т.е.: —имеет стратегическую программу развития отрасли, которой руководит; —умеет учесть ценности различных групп и людей, предусмотреть их интересы в планах, программах, решениях; —способен привлечь общественное мнение; —обладает личностными качествами убеждать и объединять вокруг себя людей. К сожалению, не каждый наш министр может стабильно осуществлять политическое руководство как естественное. Тип естественного руководства основывается не на господстве, а на авторитете. Его сила зиждется на способностях лидера, его умении убеждать и руководить людьми, управлять администрацией и контролировать ее, личном мужестве, престиже и других чертах характера. Увлеченность министра популизмом может привести к негативным последствиям. Популизм — в современной политологической терминологии часто употребляется с негативным оттенком и трактуется как понятие, обозначающее заигрывание с народными массами. Объясняется стремлением к популярности, имеющей целью добиться признания широких масс. Характерный пример проявления популизма — безосновательные и безответственные заявления, основанные на легковесных обещаниям демагогических лозунгах и т. п. Для эффективной деятельности министру необходимо наличие трех наиболее существенных качеств: 1) умения своевременно влиять на выработку общенациональной политики, стратегии развития своей отрасли и принимать решения тогда и там, когда и где они необходимы; 2) способности вырабатывать эффективную правоприменительную политику, дающую позитивные результаты; 3) способности успешно проводить в жизнь эту политику (переводить записанное на бумаге в реальную программу действий). Трудно ли в России быть министром? Интересный факт: именно такой теме, и ныне актуальной, посвятил одну из своих лекций граф П. Валуев, (министр внутренних дел Российской империи 80-х годов XIX в.). Вот отрывок из нее: «Главная трудность заключается в том чрезмерном количестве занятий по делопроизводству, которое отнимает все свободное время, безусловно, ему нужное, чтобы быть хорошим руководителем, во-первых, на отдых, для физического движения, во-вторых, на отдых для спокойных размышлений, в-третьих, на свободное общение с людьми вне приемных часов. Лишение этих трех вещей отнимает у руководителя самое нужное для его полезной деятельности — благоприятные условия для самоусовершенствования. Вокруг него образуется заколдованный круг, где одновременно ограничивается его самодеятельность и останавливается его развитие. Намедни, чтобы что-нибудь сказать, гость говорил супруге министра: вы, я думаю, редко видите вашего супруга. «Я его вижу спящим и едящим. Это немного, но все, же я вижу его чаще, чем Россия, которую он вовсе не видит». Другая трудность — психического свойства. С минуты, как человек делается министром, его окружающая атмосфера составляется из такого множества людей не только ему противоречащих, но много заинтересованных ему поддакивать и угождать, что одна из нужнейших дня него функций — проверка самого себя — становится все невозможнее, и постепенно руководящими началами его деятельности делается привычка себе верить на слово и неохота к резкому противоречию. Когда то и другое пускает в духовном организме министра глубокие корни, тогда, сам того не подозревая, из периода общественной деятельности министр входит в период общественного самообольщения. Бессильные быть ясным отражением жизни, мысли его делаются капризами своеволия, а подчиненные обращаются или в игрушки, или в прислужников, или, что всего хуже, в фификусов, ловко овладевающих министром». 2. Руководители государственных органов Следующей в иерархии управления является категория руководителей. Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы. В содержание понятия «руководитель» можно включить: 1) ответственных чиновников, которые в полной мере осуществляют руководство организацией, всеми стадиями управленческого цикла; 2) руководителей отделов, секторов и т. п., в которых также осуществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах; 3) заместителей руководителей, которые в известной степени являются дублерами руководителей, потенциальными руководителями, иногда руководителями de facto. В совокупности их всех и называют администрацией, бюрократией — это социальная группа с устоявшейся внутренней структурой, которая может непосредственно влиять на воплощение в жизнь принципов политических действий, способствуя их реализации или парализуя ее. Ответственные чиновники являются карьерными государственными служащими, находящимися на служебной лестнице ступенькой ниже политических руководителей. Чиновники высокого ранга руководят публичными службами, большими подразделениями, отделами, курируют важные правительственные программы. Время от времени они выступают перед палатами федеральной службы, законодательными органами города, области. Для большинства из них первейшей обязанностью является организационная работа. Они должны обеспечивать перевод политических директив избранных или назначенных должностных лиц в конкретные решения и действия. Ответственные чиновники в отличие от политиков и политических исполнителей, которые живут краткосрочной перспективой и ждут результатов до новых выборов, вынуждены корректировать нереалистические ожидания, приводя их в соответствие с реальными возможностями. Без их солидных знаний, опыта, как по своей специальности, так и по практической управленческой работе, потенциал правительства многократно бы уменьшился. Руководитель — лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располагает строго определенными возможностями санкционирования-наказания и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность. Руководитель обладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях. Личность руководителя условно можно «разложить» на три класса составляющих параметров: биографические характеристики, способности, черты личности. К биографическим характеристикам относятся возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Данные исследований подтверждают важность возраста для руководителя, но ответ на вопрос сколько-нибудь определенной зависимости между возрастом и эффективностью руководства остается открытым. Результаты эмпирических исследований показывают: многие предположения, что женщины-руководители существенно отличаются от мужчин-руководителей, совершенно не подтверждаются. Как правило, исследователи сходятся на существовании лишь одного различия, а именно — большем интересе женщин к отношениям между людьми (т. е. межличностным отношениям); но это следовало бы рассматривать как плюс с точки зрения эффективности руководства. В отличие от возраста и пола две другие биографические характеристики руководителя — социально-экономический статус и образование являются достаточно важными для успешного функционирования в должности. Руководитель может обладать значительно меньшим объемом специализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5—8 лет), но целостным представлением об организации, подкрепленным к тому, же личным опытом. Но главное, это должен быть человек, который способен постоянно учиться, который вписывается в культуру, традиции организации, зарекомендовавший себя в период испытательного срока положительно, т. е. прошедший профессиональную подготовку (или переподготовку) и повышение квалификации через деятельность (корректирующее обучение). Важнейшей составляющей в работе руководителей всех уровней управления является искусство работы с людьми: сформировать и организовать коллектив, его эффективную социально-управленческую деятельность. Руководитель должен проявлять три критически важные качества: профессионализм, контактность (коммуникабельность) и умение заслужить доверие. Зададимся вопросом: должен ли руководитель быть лидером? Лидер-руководитель проявляется как начинатель, как человек, который видит дальше других, хочет сильнее других и берет на себя удовлетворение коллективных нужд. Какие же лидерские качества должны быть присущи настоящему руководителю? 1. Помимо всего прочего обладать способностью нацеливать людей на выполнение поставленных задач, вдохновлять их — вести за собой, «придавать нужное направление». 2. Генерировать новые идеи и на их основе создавать эффективно работающие системы. 3. Уметь создать творческую атмосферу, ориентированную на «новое». Сформировать коллектив, который объединяет не только и не столько трудовой договор, сколько «философия общей судьбы», сопричастность к коллективным ценностям, традициям и удовлетворение от этого. Факторы, мешающие проявлению лидерства, в органах государственного и муниципального управления: — наличие и характер формализованных правил, которые необходимо учитывать при принятии решений (законы, инструкции и т. д.); — степень подотчетности; — сила и тип оппозиции; — характер политических учреждений и отношений с ними; — ресурсы, доступные для руководителя; — субординационный пласт, лежащий между руководителем и руководимым: вот здесь-то и необходимо искусство, чтобы каждая сторона сохраняла восприимчивость по отношению к другой. Существуют различные способы, обеспечивающие влияние руководителя на коллектив: а) методами убеждений, воспитанием традиций, привычек, организационной культуры (отношений, умонастроений), побуждающих б) методами принуждения, установлением для работников обязанности выполнять решения, принятые в других звеньях. Оба способа не заменяют и не исключают друг друга. Вместе с тем подчеркнем, что самым надежным средством повышения производительности труда является развитие у каждого работника желания и умения трудиться с максимальной производительностью. Целесообразно указать на типичные ошибки руководителей: — излишняя снисходительность («мягкость») — тенденция оценивать всех работников выше их истинного уровня, только как хороших — излишняя требовательность («жестокость») — тенденция оценивать всех работников ниже их истинного уровня; — личная предрасположенность («пристрастия») — ситуация, при которой личное пристрастие руководителя влияет на оценку и отношение к работнику в большей степени, чем сама по себе работа, ее результативность; — учет только последних событий («свежести впечатлений») — тенденция использовать при оценке выполнения работы лишь события последнего времени, вместо того чтобы анализировать результативность за более длительные отрезки времени; — воздействие «эффекта ореола» — тенденция оценивать рейтинг работника под влиянием и на основе общего впечатления (хорошего или плохого), произведенного личностью работника, а не результатами его труда. Должности государственных органов категории «постоянные» 3. Государственные (муниципальные) служащие — исполнители, оперативные работники, инструкторы, т. е. должности категории «В» (старшие, ведущие) – «низшее звено». Служащие низового звена работают непосредственно с людьми, сталкиваясь со сложными и порой непредсказуемыми ситуациями. Это значит, что их работа не может быть легко сведена к стандартным, рутинным операциям и процедурам. Возможны лишь некие общие нормы и правила ориентирующего характера. Часто служащие низового звена выполняют работу, которая не может быть непосредственно проконтролирована начальником. О реальной государственной политике можно больше узнать и понять не из того, как ее формируют законодательные органы, чиновники высшего и среднего звена, а по тому, что действительно происходит в переполненных государственных учреждениях, где работают служащие «низового звена». Какое право государственные служащие имеют на инициативу? Не стоит путать «усмотрение при исполнении административной должности» от инициативы. В первом случае от государственного служащего нужно ждать принятия четких решений и затем действий на их основании. А инициатива требует поиска или даже создания условий, при которых можно заинтересовать граждан (потребителей услуг) изменить общественные порядки, исправить ошибки, избавиться от того, что мешает людям жить. Нельзя государственных служащих рассматривать лишь как исполнителей, они часто имеют не меньше знаний, рассудительности, не менее озабочены судьбой России, чем общественные деятели, религиозные и т. д., и прав они должны иметь не меньше. Люди (чиновники) проявляют свою власть именно тогда (и более всего тогда), когда следуют установленным правилам, инструкциям. Так они одновременно проявляют свою власть и ограждают себя от преследования по закону. Ведь чем отличается бюрократ? Он больше Функция, чем личность, он может быть глуп, туп, узок, мелочен, безнравственен, но он не действует вопреки закону, инструкции. «Сила» его в том, что он отказывается брать на себя инициативу. Правда, прячась за инструкциями, он тем самым тоже проявляет своеобразную инициативу, когда выбирает из них те, что больше подходят для достижения его целей. В отличие от такого бюрократа подлинный государственный служащий открыто берет на себя инициативу и проявляет тем самым качества новатора — человека «высокого полета», организатора людей. Каждая организация должна считать за честь и обязанность иметь таких людей. Необходимо создавать условия, возможности служащим проявить свои лучшие человеческие качества. Если служащий имеет менталитет творческой личности, он его обязательно проявит, осознав общественную значимость своих прав и ответственности как государственного деятеля и гражданина. Специалисты — к этой группе относится большая часть кадров аппарата управления: экономисты, юристы, социологи, политологи, аналитики. Отличительными особенностями этой категории управленческого персонала является то, что: 1) к их деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда; 2) для работы им требуется специальное высшее профессиональное образование и опыт специальной профессиональной занятости. На первое место в их работе выдвигается аспект — научно-профессиональный. Специалист не связан со всеми операциями, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направляет управленческий процесс в целом. Но эффективность всей системы управления нередко определяется деятельностью специалистов. Руководитель, опирающийся на профессиональные знания специалиста, его опыт, как правило, добивается успеха в достижении поставленных целей с меньшими затратами материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Критерий специалистов — способность иметь профессиональные суждения в сложных ситуациях, основанные на знании и ответственности. Но для этого они должны располагать свободой действий, пользуясь которой они на основе независимых суждений планируют и направляют деятельность других членов организации. Специалисты-профессионалы, выполняя свои обязанности, имеют определенную свободу действий и независимость (отчего сложившиеся еще в средние века четыре традиционные профессии — врач, юрист, священник, профессор университета — назывались свободными). Будучи самостоятельными, профессионалы в прежние времена большей частью работали на себя. Но сегодня большинство из них служат в тех или иных организациях, органах власти. В результате не только изменилась их роль, но встали многие новые проблемы, связанные с методологией управления иерархической структурой, возникает вид конфликта — между профессиональным долгом и долгом по отношению к начальству как работодателю. Чтобы успешно работать в органах власти, специалист должен согласиться (воспринять) с их целями, несколько поступившись традиционной независимостью и самостоятельностью. Но ему все, же требуется свобода действий; чтобы оперировать профессиональными суждениями, существенным стимулом остается независимость. Поэтому традиционный управленческий контроль руководителя неэффективен в отношениях со специалистом. Таким образом, целесообразно выделить ключевые факторы, определяющие возможность продуктивной работы специалистов в организации: — установленная нормативная и достаточная независимость, обеспечивающая ему свободу действий; — целенаправленность деятельности: понимание, признание и стремление достичь базовых целей, стратегии государственного органа, в котором специалист служит; — современные знания и профессиональные навыки; — творческий подход к достижению целей; — умение работать в коллективе и сотрудничать; — технологическое и прочее обеспечение его работы; — учет рабочего времени. Должности государственных органов категории «обеспечивающие» Нельзя недооценивать технический персонал аппарата управления — секретарей, делопроизводителей, операторов и т. д. — младшие должности категории «Г». К этой категории работников также приложимы некоторые элементы существенных признаков управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов, служащих вышестоящих должностей и при их контроле выполняет отдельные задания, относящиеся к управленческой деятельности, обеспечивает общий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобождает руководителей, специалистов управления от рутинных, технических операций и обеспечивает им возможность сосредоточиваться на решении наиболее сложных управленческих проблем. От служащих технического персонала зависит четкое прохождение информации в различных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких организационных вопросов. Из-за низкой оплачиваемости их труда подобрать и предупредить увольнение этих работников становится сложной проблемой руководителя аппарата государственного (муниципального) учреждения.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 380; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |