Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия




Тема 2.5. Кадровая составляющая системы государственно-административного управления

Вопросы для размышления и самоконтроля

1. Раскройте содержание и соотношение терминов: коммуника­ция — коммуникативный процесс, информация — информационный про­цесс, взаимодействие — управленческие отношения.

2. Опишите используемые в органах управления различные модели коммуникативных сетей.

3. Какова роль руководителя в коммуникационном процессе?

4. Назовите основные причины неэффективных коммуникаций в сис­теме управления.

5. Охарактеризуйте внутреннюю и внешнюю управленческую инфор­мацию, их подвиды.

6. Как сформировать систему информации в конкретной организа­ции?

7. Что такое управленческая информация? Каким требованиям она должна отвечать?

Персонал (термин чаще применяется для определения занятых в учреждениях, организациях) — личный состав всех занятых в конкретной категории учреждений, организа­ций либо отдельно взятый коллектив;

— кадры — все лица, работающие по найму, трудовому соглаше­нию;

— кадры государственной службы — должностные лица в госаппа­рате, трудовые отношения которых регулируются законодательством о государственной службе, специально уполномоченные представители власти (имеющие публично-властные полномочия), ответственные, оперативно-функциональные исполнители, специалисты и технические исполнители (категории должностей группы «В»).

Должности государственной гражданской службы подразделяются на следующие категории:

1) должности категории «руководители». Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы. В эту категорию входят руководители государственных орга­нов, их аппаратов, а также заместители этих руководителей, кроме лиц, замещающих конституционные и уставные должности;

2) должности категории «постоянные», учреждаются для выпол­нения задач и функций государственного органа;

3) должности категории «советники» учреждаются для непосред­ственного обеспечения полномочий лиц, замещающих конституцион­ные должности (уровня федерального) и конституционные (уставные) должности (уровня субъектов РФ);

4) должности категории «обеспечивающие» учреждаются для орга­низационного, информационного, документационного, финансового, хозяйственного обеспечения деятельности государственного органа.

Различные категории персонала государственных учреждений

1. Политический руководитель — это должностное лицо категории «А», присутствует в государственном органе власти, где имеется прак­тика политических назначений на ответственные управленческие пос­ты выборными институтами (президентом, мэром, городскими, район­ными представительными органами). На федеральном уровне — это ми­нистр и его заместители, на региональном — полномочный представитель президента, окружной и городской префект, на местном — глава районной управы.

Профессиональная карьера политического назначенца зависит от выборного должностного лица, последнее слово остается за ним.

Именно на политических исполнителей ложится основная тяжесть конкретной реализации политики, основные принципы кото­рой утверждаются выборными должностными лицами.

Министр — это одновременно и политик и административный руководитель.

Министр осуществляет политическое руководство во вверенном ему ведомстве и министерстве не один, а со своим ближайшим окру­жением. В этот круг входят заместители министра, а также группа со­ветников, помощников, референтов (должностные лица катего­рии «Б»).

Влияние министра подкрепляется умелой командой соратников и приверженцев того политического курса, который он осуществляет. Министр сам создает политический механизм воздействия на админи­стративно-управленческий процесс и должен нести ответственность за то, что этот механизм производит (по древнеримскому правилу: «сде­лал как бы сам»). В идеале круг заместителей, советников и помощ­ников должен быть «многоцветным», т. е. представлять различные об­ласти общественных знаний (экономику, социологию, психологию, право), разные психологические типы людей.

Как политик министр использует три вида «влияния»:

1. личное воз­действие (дипломатия);

2. косвенное — через представителей его коман­ды, выступающих по его поручению и от его имени;

3. использование пропагандистских каналов для утверждения своей точки зрения.

Как политический руководитель министр проявляет себя как ли­дер (англ. leader — ведущий), т.е.:

—имеет стратегическую программу развития отрасли, которой ру­ководит;

—умеет учесть ценности различных групп и людей, предусмот­реть их интересы в планах, программах, решениях;

—способен привлечь общественное мнение;

—обладает личностными качествами убеждать и объединять во­круг себя людей.

К сожалению, не каждый наш министр может стабильно осущест­влять политическое руководство как естественное.

Тип естественного руководства основывается не на господстве, а на авторитете. Его сила зиждется на способностях лидера, его уме­нии убеждать и руководить людьми, управлять администрацией и контролировать ее, личном мужестве, престиже и других чертах ха­рактера.

Увлеченность министра популизмом может привести к негативным последствиям.

Популизм — в современной политологической терминологии часто употребляется с негативным оттенком и трактуется как понятие, обо­значающее заигрывание с народными массами. Объясняется стремле­нием к популярности, имеющей целью добиться признания широких масс.

Характерный пример проявления популизма — безосновательные и безответственные заявления, основанные на легковесных обещани­ям демагогических лозунгах и т. п.

Для эффективной деятельности министру необходимо нали­чие трех наиболее существенных качеств:

1) умения своевременно влиять на выработку общенациональной политики, стратегии развития своей отрасли и принимать решения тогда и там, когда и где они необходимы;

2) способности вырабатывать эффективную правоприменитель­ную политику, дающую позитивные результаты;

3) способности успешно проводить в жизнь эту политику (пере­водить записанное на бумаге в реальную программу действий).

Трудно ли в России быть министром? Интересный факт: именно та­кой теме, и ныне актуальной, посвятил одну из своих лекций граф П. Валуев, (министр внутренних дел Российской империи 80-х годов XIX в.). Вот отрывок из нее: «Главная трудность заключается в том чрезмерном количестве занятий по делопроизводству, которое отни­мает все свободное время, безусловно, ему нужное, чтобы быть хоро­шим руководителем, во-первых, на отдых, для физического движения, во-вторых, на отдых для спокойных размышлений, в-третьих, на сво­бодное общение с людьми вне приемных часов. Лишение этих трех вещей отнимает у руководителя самое нужное для его полезной дея­тельности — благоприятные условия для самоусовершенствования. Вокруг него образуется заколдованный круг, где одновременно огра­ничивается его самодеятельность и останавливается его развитие.

Намедни, чтобы что-нибудь сказать, гость говорил супруге мини­стра: вы, я думаю, редко видите вашего супруга. «Я его вижу спящим и едящим. Это немного, но все, же я вижу его чаще, чем Россия, ко­торую он вовсе не видит».

Другая трудность — психического свойства. С минуты, как чело­век делается министром, его окружающая атмосфера составляется из такого множества людей не только ему противоречащих, но много за­интересованных ему поддакивать и угождать, что одна из нужнейших дня него функций — проверка самого себя — становится все невоз­можнее, и постепенно руководящими началами его деятельности де­лается привычка себе верить на слово и неохота к резкому противоре­чию. Когда то и другое пускает в духовном организме министра глу­бокие корни, тогда, сам того не подозревая, из периода общественной деятельности министр входит в период общественного самообольще­ния. Бессильные быть ясным отражением жизни, мысли его делаются капризами своеволия, а подчиненные обращаются или в игрушки, или в прислужников, или, что всего хуже, в фификусов, ловко овла­девающих министром».

2. Руководители государственных органов

Следующей в иерархии управления является категория руководи­телей. Перечни должностей этой категории определяются реестрами должностей государственной службы.

В содержание понятия «руководитель» можно включить:

1) ответственных чиновников, которые в полной мере осуществ­ляют руководство организацией, всеми стадиями управленческого цикла;

2) руководителей отделов, секторов и т. п., в которых также осу­ществляется полный управленческий цикл, но в меньших масштабах;

3) заместителей руководителей, которые в известной степени яв­ляются дублерами руководителей, потенциальными руководителями, иногда руководителями de facto. В совокупности их всех и называют администрацией, бюрократией — это социальная группа с устоявшей­ся внутренней структурой, которая может непосредственно влиять на воплощение в жизнь принципов политических действий, способствуя их реализации или парализуя ее.

Ответственные чиновники являются карьерными государственны­ми служащими, находящимися на служебной лестнице ступенькой ниже политических руководителей. Чиновники высокого ранга руко­водят публичными службами, большими подразделениями, отделами, курируют важные правительственные программы. Время от времени они выступают перед палатами федеральной службы, законодательными органами го­рода, области. Для большинства из них первейшей обязанностью яв­ляется организационная работа. Они должны обеспечивать перевод по­литических директив избранных или назначенных должностных лиц в конкретные решения и действия.

Ответственные чиновники в отличие от политиков и политиче­ских исполнителей, которые живут краткосрочной перспективой и ждут результатов до новых выборов, вынуждены корректировать не­реалистические ожидания, приводя их в соответствие с реальными воз­можностями. Без их солидных знаний, опыта, как по своей специаль­ности, так и по практической управленческой работе, потенциал пра­вительства многократно бы уменьшился.

Руководитель — лицо, на которое официально возложены функ­ции управления коллективом и организации его деятельности. Руко­водитель несет юридическую ответственность за функционирование коллектива перед назначившей его инстанцией и располага­ет строго определенными возможностями санкционирования-наказа­ния и поощрения подчиненных в целях воздействия на их производ­ственную (научную, творческую и пр.) активность. Руководитель об­ладает формально регламентированными правами и обязанностями, а также представляет группу в других организациях.

Личность руководителя условно можно «разложить» на три класса составляющих параметров: биографические характеристики, способ­ности, черты личности. К биографическим характеристикам относятся возраст, пол, социально-экономический статус и образование. Данные исследований подтверждают важность возраста для руководителя, но ответ на вопрос сколько-нибудь определенной зависимости между возрастом и эф­фективностью руководства остается открытым. Результаты эмпирических исследований показывают: многие предположения, что женщины-руководители существенно отличаются от мужчин-руководителей, совершенно не подтверждаются. Как пра­вило, исследователи сходятся на существовании лишь одного разли­чия, а именно — большем интересе женщин к отношениям между людьми (т. е. межличностным отношениям); но это следовало бы рас­сматривать как плюс с точки зрения эффективности руководства. В от­личие от возраста и пола две другие биографические характеристики руководителя — социально-экономический статус и образование являются достаточно важными для успешного функционирования в должности.

Руководитель может обладать значительно меньшим объемом спе­циализированных знаний (которые в любом случае потеряют свою ценность через 5—8 лет), но целостным представлением об организа­ции, подкрепленным к тому, же личным опытом. Но главное, это дол­жен быть человек, который способен постоянно учиться, который вписывается в культуру, традиции организации, зарекомендовавший себя в период испытательного срока положительно, т. е. прошедший профессиональную подготовку (или переподготовку) и повышение квалификации через деятельность (корректирующее обучение).

Важнейшей составляющей в работе руководителей всех уровней управления является искусство работы с людьми: сформировать и ор­ганизовать коллектив, его эффективную социально-управленческую деятельность.

Руководитель должен проявлять три критически важные качества: профессиона­лизм, контактность (коммуникабельность) и умение заслужить дове­рие.

Зададимся вопросом: должен ли руководитель быть лидером?

Ли­дер-руководитель проявляется как начинатель, как человек, который видит дальше других, хочет сильнее других и берет на себя удовлетво­рение коллективных нужд.

Какие же лидерские качества должны быть присущи настоящему руководителю?

1. Помимо всего прочего обладать способностью нацеливать лю­дей на выполнение поставленных задач, вдохновлять их — вести за собой, «придавать нужное направление».

2. Генерировать новые идеи и на их основе создавать эффективно работающие системы.

3. Уметь создать творческую атмосферу, ориентированную на «новое».

Сформировать коллектив, который объединяет не только и не столько трудовой договор, сколько «философия общей судьбы», со­причастность к коллективным ценностям, традициям и удовлетворе­ние от этого.

Факторы, мешающие проявлению ли­дерства, в органах государственного и муниципаль­ного управления:

— наличие и характер формализованных правил, которые необхо­димо учитывать при принятии решений (законы, инструкции и т. д.);

— степень подотчетности;

— сила и тип оппозиции;

— характер политических учреждений и отношений с ними;

— ресурсы, доступные для руководителя;

— субординационный пласт, лежащий между руководителем и ру­ководимым: вот здесь-то и необходимо искусство, чтобы каждая сто­рона сохраняла восприимчивость по отношению к другой.

Существуют различные способы, обеспечивающие влияние руко­водителя на коллектив:

а) методами убеждений, воспитанием традиций, привычек, организационной культуры (отношений, умонастроений), побуждающих
их самих принимать наилучшие в интересах организации решения;

б) методами принуждения, установлением для работников обязан­ности выполнять решения, принятые в других звеньях.

Оба способа не заменяют и не исключают друг друга. Вместе с тем подчеркнем, что самым надежным средством повышения произ­водительности труда является развитие у каждого работника желания и умения трудиться с максимальной производительностью.

Целесообразно указать на типичные ошибки руководителей:

— излишняя снисходительность («мягкость») — тенденция оцени­вать всех работников выше их истинного уровня, только как хороших
или отличных;

— излишняя требовательность («жестокость») — тенденция оце­нивать всех работников ниже их истинного уровня;

— личная предрасположенность («пристрастия») — ситуация, при которой личное пристрастие руководителя влияет на оценку и отно­шение к работнику в большей степени, чем сама по себе работа, ее результативность;

— учет только последних событий («свежести впечатлений») — тенденция использовать при оценке выполнения работы лишь собы­тия последнего времени, вместо того чтобы анализировать результа­тивность за более длительные отрезки времени;

— воздействие «эффекта ореола» — тенденция оценивать рейтинг работника под влиянием и на основе общего впечатления (хорошего или плохого), произведенного личностью работника, а не результата­ми его труда.

Должности государственных органов категории «постоянные»

3. Государственные (муниципальные) служащие — исполнители, опе­ративные работники, инструкторы, т. е. должности категории «В» (старшие, ведущие) – «низшее звено». Служащие низового звена работают непосред­ственно с людьми, сталкиваясь со сложными и порой непредсказуе­мыми ситуациями. Это значит, что их работа не может быть легко сведена к стандартным, рутинным операциям и процедурам. Возмож­ны лишь некие общие нормы и правила ориентирующего характера. Часто служащие низового звена выполняют работу, которая не может быть непосредственно проконтролирована начальником.

О реальной государст­венной политике можно больше узнать и понять не из того, как ее формируют законодательные органы, чиновники высшего и среднего звена, а по тому, что действительно происходит в переполненных го­сударственных учреждениях, где работают служащие «низового звена».

Какое право государственные служащие имеют на инициативу?

Не стоит путать «усмотрение при исполнении админист­ративной должности» от инициативы. В первом случае от государст­венного служащего нужно ждать принятия четких решений и затем действий на их основании. А инициатива требует поиска или даже создания условий, при которых можно заинтересовать граждан (по­требителей услуг) изменить общественные порядки, исправить ошиб­ки, избавиться от того, что мешает людям жить.

Нельзя государственных служащих рассматривать лишь как исполнителей, они часто имеют не меньше знаний, рассу­дительности, не менее озабочены судьбой России, чем общественные деятели, религиозные и т. д., и прав они должны иметь не меньше.

Люди (чиновники) проявляют свою власть именно тогда (и более все­го тогда), когда следуют установленным правилам, инструкциям. Так они одновременно проявляют свою власть и ограждают себя от преследования по закону. Ведь чем отличается бюрократ? Он больше Функция, чем личность, он может быть глуп, туп, узок, мелочен, без­нравственен, но он не действует вопреки закону, инструкции. «Сила» его в том, что он отказывается брать на себя инициативу. Правда, прячась за инструкциями, он тем самым тоже проявляет своеобразную инициативу, когда выбирает из них те, что больше подходят для достижения его целей.

В отличие от такого бюрократа подлинный государственный слу­жащий открыто берет на себя инициативу и проявляет тем самым ка­чества новатора — человека «высокого полета», организатора людей. Каждая организация должна считать за честь и обязанность иметь та­ких людей.

Не­обходимо создавать условия, возможности служащим проявить свои лучшие человеческие качества. Если служащий имеет менталитет творческой личности, он его обязательно проявит, осознав общест­венную значимость своих прав и ответственности как государственно­го деятеля и гражданина.

Специалисты — к этой группе относится большая часть кадров ап­парата управления: экономисты, юристы, социологи, политологи, ана­литики.

Отличительными особенностями этой категории управленческого персонала является то, что: 1) к их деятельности приложимы не все, а только часть признаков управленческого труда; 2) для работы им требуется специальное высшее профессиональное образование и опыт специальной профессиональной занятости. На первое место в их ра­боте выдвигается аспект — научно-профессиональный.

Специалист не связан со всеми операция­ми, стадиями управленческого цикла. Он не объединяет и не направ­ляет управленческий процесс в целом. Но эффектив­ность всей системы управления нередко определяется деятельностью специалистов. Руководитель, опирающийся на профессиональные знания специалиста, его опыт, как правило, добивается успеха в дости­жении поставленных целей с меньшими затратами материальных, фи­нансовых и трудовых ресурсов.

Критерий специалистов — способность иметь профессиональные суждения в сложных ситуациях, основанные на знании и ответствен­ности. Но для этого они должны располагать свободой действий, пользуясь которой они на основе независимых суждений планируют и направляют деятельность других членов организации.

Специалисты-профессионалы, выполняя свои обязанности, имеют определенную свободу действий и независимость (отчего сложившие­ся еще в средние века четыре традиционные профессии — врач, юрист, священник, профессор университета — назывались свободны­ми). Будучи самостоятельными, профессионалы в прежние времена большей частью работали на себя. Но сегодня большинство из них служат в тех или иных организациях, органах власти. В результате не только изменилась их роль, но встали многие новые проблемы, свя­занные с методологией управления иерархической структурой, возни­кает вид конфликта — между профессиональным долгом и долгом по отношению к начальству как работодателю. Чтобы успешно работать в органах власти, специалист должен согласиться (воспринять) с их целями, несколько поступившись традиционной независимостью и самостоятельностью. Но ему все, же требуется свобода действий; чтобы оперировать профессиональными суждениями, существенным стимулом остается независимость. Поэтому традиционный управлен­ческий контроль руководителя неэффективен в отношениях со спе­циалистом.

Таким образом, целесообразно выделить ключевые факторы, опре­деляющие возможность продуктивной работы специалистов в органи­зации:

— установленная нормативная и достаточная независимость, обеспечивающая ему свободу действий;

— целенаправленность деятельности: понимание, признание и стремление достичь базовых целей, стратегии государственного ор­гана, в котором специалист служит;

— современные знания и профессиональные навыки;

— творческий подход к достижению целей;

— умение работать в коллективе и сотрудничать;

— технологическое и прочее обеспечение его работы;

— учет рабочего времени.

Должности государственных органов категории «обеспечивающие»

Нельзя недооценивать технический персонал аппарата управле­ния — секретарей, делопроизводителей, операторов и т. д. — младшие должности категории «Г».

К этой категории работников также приложимы некоторые эле­менты существенных признаков управленческого труда. Технический персонал по поручению руководителей, специалистов, служащих вы­шестоящих должностей и при их контроле выполняет отдельные зада­ния, относящиеся к управленческой деятельности, обеспечивает об­щий ритм управленческого цикла, в значительной степени освобожда­ет руководителей, специалистов управления от рутинных, технических операций и обеспечивает им возможность сосредоточиваться на реше­нии наиболее сложных управленческих проблем. От служащих техни­ческого персонала зависит четкое прохождение информации в различ­ных сферах, доведение решения до исполнителей, масса мелких орга­низационных вопросов. Из-за низкой оплачиваемости их труда подобрать и предупредить увольнение этих работников становится сложной проблемой руководителя аппарата государственного (муни­ципального) учреждения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.05 сек.