КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Именной указатель мыслителей в области управления персоналом 3 страница
НАБЛЮДЕНИЕ— метод сбора первичной социальной информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем событий и условий на местах. НАБОР КАДРОВ— массовый прием на работу персонала в какую-либо организацию. Н.К. предполагает системный подход к реализации нескольких этапов, осуществляемых в рамках процесса найма и отбора персонала. Этот процесс включает: 1) анализ потребности в кадрах — общий анализ настоящих и будущих потребностей; 2) определение требований к персоналу — точное определение того, кто нужен организации, путем анализа работы (рабочего места, должности), подготовки описания этой работы и личностной спецификации, а также определение сроков и условий набора; 3) определение основных источников поступления кандидатов; 4) выбор методик отбора кадров. НАВЕДЕНИЕ СПРАВОК— один из этапов процесса отбора персонала. В российском трудовом законодательстве этапы отбора персонала, в т.ч. Н.С. о кандидате на вакантную должность, в организации не определены. Для зарубежных фирм-работодателей Н.С. о кандидате на вакантную должность является способом получения мнения от внешнего окружения потенциального сотрудника. Как правило, полученная в ходе наведения справок информация дополняет или уточняет сведения, содержащиеся в анкетных данных кандидата на должность. НАВЫКИ— действия, характеризующиеся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматическим, выполняется слитно, как единое целое, легко и быстро. Высокая степень владения действием отличает Н. от умения, которое предполагает такую меру освоения, когда для правильного его выполнения необходим сознательный самоконтроль. НАДОМНИК— работник, выполняющий порученную ему работу организацией на дому. Надомничество — одна из форм занятости в условиях избытка рабочей силы. НАЕМ КАДРОВ— комплекс организационных мероприятий, включающий все этапы набора кадров, а также отбор кадров и прием на работу. Некоторые специалисты в области управления персоналом рассматривают этот процесс вплоть до окончания этапа введения в должность, т.е. окончательного процесса обеспечения того, что новые сотрудники органично вписались в конкретный трудовой коллектив и организацию в целом. НАЗНАЧЕНИЕ— постановление, приказ, распоряжение о зачислении кого-либо на должность, работу. НАПРАВЛЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА — особенности трудовой адаптации персонала в зависимости от наличия у адаптируемого сотрудника опыта профессиональной деятельности. Выделяются два Н.Т.Д. — первичная адаптация, т.е. приспособление молодых сотрудников, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, выпускников учебных заведений различного уровня); вторичная адаптация, т.е. приспособление сотрудников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или свою профессиональную роль, напр. переходящих в ранг руководителя). НАПРАВЛЕНИЯ МАРКЕТИНГА ПЕРСОНАЛА— основное содержание маркетинговой деятельности, раскрывающее ее функции; разработка требований к персоналу; определение потребности в персонале; расчет плановых затрат на приобретение и дальнейшее использование персонала; выбор путей покрытия потребности в персонале. НАПРЯЖЕНИЕ— ситуация в управлении, характеризуемая повышенной психологической или физиологической напряженностью. НАСЕЛЕНИЕ ЗАНЯТОЕ — согласно Закону «О занятости населения в Российской Федерации» занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору (контракту); занимающиеся предпринимательской деятельностью, самостоятельно обеспечивающие себя работой, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, выполняющие работу по гражданско-правовым договорам, а также члены производственных кооперативов, избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, проходящие военную службу, службу в органах внутренних дел, проходящие очный курс обучения в различных образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению службы занятости, временно отсутствующие на рабочих местах в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой или иными причинами. НАСЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ АКТИВНОЕ— часть населения, обеспечивающая предложение рабочей силы для производства товаров и услуг. Согласно рекомендации МОТ по статистике труда к Э.А.Н. относятся все лица, участвующие в производстве товаров и услуг, включая производство товаров для рынка, по бартерным каналам и для личного пользования. По категориям к Э.А.Н. относятся: 1) лица наемного труда — рабочие и служащие; 2) самостоятельные работники; 3) помогающие члены семьи на семейных предприятиях; 4) лица, временно не работающие по объективным причинам (болезнь, отпуск и пр.); 5) учащиеся, совмещающие учебу с работой на режимах неполного рабочего времени; 6) ученики и лица, проходящие профподготовку на производстве, получающие либо стипендию, либо заработную плату. Трудовой статус Э.А.Н. количественно определяется по числу отработанных недель и дней в определенный период времени. По количеству отработанного времени Э.А.Н. подразделяется на занятых, безработных и частично занятых. Э.А.Н. на текущий период в странах с рыночной экономикой определяется как рабочая сила. НАСЕЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕАКТИВНОЕ — часть трудоспособного населения страны, не входящая в состав рабочей силы (экономически активного населения) и включающая лиц, занятых любой другой полезной деятельностью, кроме участия в общественном производстве, либо просто не желающих в нем участвовать. К ним относятся: 1) учащиеся и студенты, обучающиеся на дневных отделениях учебных заведений; 2) лица, ведущие домашнее хозяйство (в т.ч. осуществляющие уход за детьми, инвалидами и т.д.); 3) отчаявшиеся найти работу; 4) лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника дохода); 5) пенсионеры. НАСИЛИЕ— применение определенной группой или личностью различных форм принуждения в отношении других групп, личностей с целью приобретения или сохранения господства (экономического, морального, политического), завоевания тех или иных привилегий. Существуют различные виды Н.: на макроуровне (массовый террор, диктатура, война) и на уровне отдельных групп, личностей (физические угрозы, шантаж, моральное Н. и пр.). НАСТАВНИЧЕСТВО— форма воспитания и профессиональной подготовки молодежи на производстве, в профтехучилищах и т.п. Н. имеет индивидуальную и коллективную формы. НАТУРОПЛАТА— оплата труда в виде товаров и услуг, включаемых в заработную плату работников (и фонд заработной платы) в стоимостной форме по рыночным ценам, сложившимся в регионе на момент оплаты. Н. может быть составной частью как основной, так и дополнительной заработной платы. НАУЧНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА(НОТ) — организация труда на основе современных достижений науки и передового опыта, систематически внедряемых в трудовую деятельность, и позволяющая наилучшим образом соединить технику и людей в процессе труда. НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ— научный подход к управлению на основе анализа способов выполнения работ с целью их совершенствования и рационализации труда. НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ— временная или постоянная утрата способности профессионально трудиться. Лишение трудоспособности является. Как правило, следствием нарушения здоровья человека из-за болезни. Травм, увечья или стойкого расстройства функций организма. НОРМА ВРЕМЕНИ— величина затрат рабочего времени, установленная для выполнения единицы работы работником или группой работников соответствующей квалификации. Н.В. — исходная величина при расчете других видов норм; определяется на основе расчетов с помощью нормативных материалов либо путем хронометражных наблюдений, исчисляется в человеко-минутах или человеко-часах.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ ЗАНЯТОСТИ— наиболее сложная проблема управления работой с персоналом в организациях. Если руководители организации ожидают от работников готовности повышать производительность, качество и эффективность, то они должны предоставить им определенные гарантии сохранения работы. Японская система пожизненного найма — одна из форм гарантированной занятости. В настоящее время в мире растет интерес к гарантиям сохранения работы. Это вызвано следующими причинами: страх быть уволенным создает нервную обстановку и снижает производительность труда; страх, что применение нового оборудования приведет к сокращению рабочих мест приводит к торможению технического развития производства; высокая текучесть работников обходится дорого, особенно для организаций с высококвалифицированным персоналом. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ — совокупность единой системы классификации и кодирования технико-экономической информации, унифицированных систем документации и массивов информации, используемых в системе управления персоналом. И.О.С.У.П. представляет собой всю совокупность реализованных решений по объемам, размещению и формам организации информации, циркулирующей в системе при ее функционировании. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВНЕМАШИННОЕ — совокупность сообщений, сигналов и документов о прошлом, текущем и планируемом состоянии персонала в форме, воспринимаемой человеком непосредственно без применения средств вычислительной техники. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ИНФОРМАЦИОННОЕ ВНУТРИМАШИННОЕ— информационная база службы управления персоналом на машинных носителях. Включает массивы данных, формирующие базу данных на машинных носителях; систему программ организации, накопления, ведения и доступа к информации этих массивов. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ КАДРОВОЕ — необходимый количественный и качественный состав работников кадровой службы организации. ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ ПРАВОВОЕ — использование средств и форм юридического воздействия на субъекты и объекты управления персоналом с целью достижения эффективной деятельности организации. ОБУЧЕНИЕ НОРМАМ ЭТИКИ— процесс формирования в среде рядовых работников и руководителей представления об этике ведения дела. ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛА— вид обучения как сознательно проводимая любая деятельность для улучшения способностей персонала, требующихся для выполнения работы в настоящее время, или для развития потенциала сотрудников, необходимого для выполнения работы в будущем. Процесс обучения нацелен на достижение заранее определенных конечных результатов работы всеми, кто в нем участвует. Основной путь получения образования — целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т.д. ОБЩЕЕ ЧИСЛО БЕЗРАБОТНЫХ, УЧИТЫВАЕМЫХ СТАТИСТИКОЙ— численность лиц от 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период: 1) не имели работы (доходного занятия); 2) занимались поиском работы, т.е. обращались в государственную или коммерческую службу занятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственно обращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личные связи и т.д. или предпринимали шаги к организации собственного дела; 3) были готовы приступить к работе. При отнесении к безработным должны быть соблюдены все три критерия, перечисленные выше. Учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней в соответствии с критериями, изложенными выше. ОБЪЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ— работники организации, на которых направлено воздействие функций управления персоналом; объектами управления персоналом являются все сотрудники организации, включая носителей функций управления персоналом (подразделения и должностные лица организации, выполняющие функции управления персоналом). ОБЪЕМ РАБОТЫ— количество различных операций, выполняемых одним рабочим, и частота их повторения. ОБЪЕМ УПРАВЛЕНИЯ— число людей, находящихся в непосредственном подчинении руководителя. ОБЪЯВЛЕНИЕ О НАЙМЕ НА РАБОТУ— один из источников найма персонала. По отношению к другим способам и источникам рекламные объявления о найме могут либо дополнить их, либо быть основными источниками найма. Цель такого объявления — получение эффективного результата с минимально возможными затратами. ОБЯЗАННОСТИ— нормативно закрепленный круг действий, возложенных на орган управления или работника и безусловный для исполнения ими. ОПЕРАТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕРСОНАЛОМ— комплекс взаимосвязанных кадровых мероприятий, направленных на реализацию конкретных целей организации и каждого работника и охватывающих планирование всех видов работ с персоналом в организации; составляется, как правило, на год. ОПИСАНИЕ РАБОТЫ— фиксация данных о содержании конкретной работы в конкретной организации. ОПИСАНИЯ РАБОТЫ СОДЕРЖАНИЕ — результат фиксации данных о конкретной работе в конкретной организации. ОПЛАТА ТРУДА— понятие, равноценное заработной плате, но определенные различия между ними имеются. Заработная плата ограничивается выплатами из фонда заработной платы. Но имеются поощрительные выплаты, связанные в той или иной мере с трудовыми затратами (напр., премии за создание и внедрение новой техники, высокое качество продукции, сбор и сдачу металлолома, отходов драгоценных металлов и т.д.), источником которых является не фонд заработной платы, а либо прибыль предприятия, либо средства специального назначения и целевых поступлений. И чем больше размер этих средств у работников организации, тем ощутимее будет разница между заработной платой и оплатой труда. ОПЛАТА ТРУДА МИНИМАЛЬНАЯ МЕСЯЧНАЯ (ММОТ) — низшая граница стоимости неквалифицированной рабочей силы, исчисляемая в виде денежных выплат в расчете на месяц, которые получают лица, работающие по найму, за выполнение простых работ в нормальных условиях труда. Определяется с учетом стоимости жизни и экономических возможностей государства. ОПЛАТА ТРУДА:СОВМЕСТИТЕЛЕЙ— оплата, производимая за фактически выполненную работу. При установлении оплаты труда по должностному окладу в практике исходят из того, что продолжительность работы по совместительству не может превышать 4 часов в день или полный рабочий день в выходной день. Оплата производится в соответствии с отработанным временем за календарный месяц. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРСОНАЛЕ— одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить необходимый на заданный период времени качественный и количественный состав персонала. Качественная потребность в персонале, т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований к персоналу, рассчитывается исходя из организационной структуры управления, требований к должностям и рабочим местам, закрепленных в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест; профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации. Определение количественной потребности в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный период. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИЯТИЯ — совокупность ценностей, норм, правил, обычаев, традиций, ориентиров, разделяемых его сотрудниками. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ— совокупность взаимосвязанных подразделений системы управления персоналом и должностных лиц. Подразделения — носители функций управления персоналом — могут рассматриваться в широком смысле как служба управления персоналом. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ— инструктаж и обучение работающих безопасным и безвредным методам и приемам работы; обучение пользованию защитными средствами, применяемыми на основе норм производственной санитарии и гигиены при выполнении тяжелых работ и работ во вредных условиях. ОРГАНИЗАЦИЯ НЕФОРМАЛЬНАЯ — спонтанно возникающие группы людей, которые регулярно вступают во взаимодействие для достижения определенной цели. ОТБОР КАДРОВ— в кадровой работе чаще всего под этим выражением понимается часть процесса найма персонала, связанная с выделением одного или нескольких кандидатов на вакантную должность среди общего числа людей, претендующих на данную должность. ОТБОРОЧНОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ— один из методов отбора кандидатов с необходимыми способностями и целеустановками, которые могли бы стать хорошими работниками организации. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ— обязательство выполнять задания и обеспечивать их удовлетворительное завершение. ОТПУСК РАБОТНИКА— освобождение от работы на определенный срок для отдыха, лечения, устройства семейных дел и т.п. ОХРАНА ТРУДА— система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ— формальная процедура оценки работы сотрудника в основном путем сбора информации о выполнении поставленных задач. ОЦЕНКА КАНДИДАТОВ НА ВАКАНТНУЮ ДОЛЖНОСТЬ— вид деловой оценки персонала, который принято называть процессом отбора персонала. В процессе отбора персонала могут участвовать как внешние по отношению к организации-работодателю кандидаты на должность, так и собственные сотрудники. В процессе данного вида оценки проверяется соответствие кандидата требованиям должности или рабочего места. Сложившаяся в мировой практике технология проведения отбора персонала имеет несколько основных этапов: анализ анкетных данных, наведение справок, проверочные испытания, собеседование, формирование экспертного заключения оценочной комиссии. ОЦЕНОЧНЫЕ ЦЕНТРЫ— специализированная организация или подразделение службы управления персоналом организации, выполняющие отбор или деловую оценку персонала. ОЦЕНЩИК— лицо, производящее деловую оценку сотрудника организации. Для снижения субъективности оценки в организациях используется множественность оценки, что выражается в привлечении многих О. В качестве О. выступают: коллеги оцениваемого сотрудника (работники того же подразделения), его непосредственный руководитель, подчиненные сотрудники, работники смежных подразделений, знающие оцениваемого сотрудника по совместно выполняемой работе. В качестве О. по отношению к самому себе может использоваться оцениваемый сотрудник (для процесса самооценки). ОШИБКИ ДЕЛОВОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСОНАЛА— нереалистичность деловой оценки, вызванная объективным или субъективным несоответствием оценщика или метода оценки предъявляемым требованиям. О.Д.О.П. могут быть: ошибка «жесткости» — тенденция к занижению оценки; ошибка «мягкости» — тенденция к завышению оценки; ошибка «экстремальности» — тенденция, объединяющая обе предыдущие ошибки; ошибка усреднения — тенденция к преимущественной оценке по средним значениям показателей; ошибка «нимба» — оценка на основе общего впечатления, как положительного, так и отрицательного; ошибка приоритетности — оценка на основе предпочтения, отдаваемого оценщиком одному или нескольким качествам сотрудника и влияния этих предпочтений на общую оценку; ошибка пристрастия — оценка на основе личного пристрастия оценщика, которое влияет на оценку больше, чем качество работы; ошибка учета последних событий — тенденция использовать при оценке сотрудника события последнего времени, без учета более широких временных рамок.
ПАМЯТКА— сведенная в одном источнике информация, необходимая в повседневной практической деятельности любому сотруднику организации. П. имеет обычно внутренний характер; может содержать перечень должностных обязанностей и прав руководителя, фонд рабочего времени на год, правила поведения в организации, режим работы и отдыха сотрудников, социальные программы, сведения об охране коммерческой тайны и т.п. ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ— форма административных полномочий, при которой персонал имеет право наложить вето на решения линейного руководства. Цель П.П. — организации системы контроля для обеспечения сбалансированности власти и снижения вероятности появления грубых ошибок в работе линейного руководства. Наиболее широко данный вид П.П. используется в правительственных организациях и структурах. ПЕНСИОНЕР— человек, находящийся на пенсии по возрасту или по инвалидности; может заниматься профессиональной деятельностью с сохранением пенсии (в случаях, предусмотренных законодательством). В зарубежной практике распространен опыт привлечения П. к разовым видам работы, либо на общественных началах, либо за частичную оплату. ПЕНСИЯ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из соответствующих фондов в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности. Пенсионным законодательством РФ признано, что основаниями для пенсионного обеспечения являются достижение определенного возраста, наступление инвалидности, длительное выполнение отдельными категориями работников профессиональной деятельности, смерть кормильца в случае нетрудоспособных членов семьи. Установлены следующие виды П.: по старости (возрасту), по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная П. ПЕНСИЯ ДОСРОЧНАЯ— денежное обеспечение, оформляемее гражданину из числа имеющих статус безработного и трудовой стаж, дающий право на получение в полном размере пенсии по старости (включая пенсию на льготных условиях), но не ранее чем за два года установленного законодательством срока выхода на пенсию. Пенсия оформляется гражданам с их согласия. ПЕНСИЯ ПО ИНВАЛИДНОСТИ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из социальных фондов в случае болезни, полной или значительной потери трудоспособности. ПЕНСИЯ ПО СТАРОСТИ— денежное обеспечение, получаемое гражданами из страховых и иных социальных фондов при достижении определенного возраста. В РФ — мужчинам по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, женщинам — по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет. Отдельным категориям граждан, в т.ч. женщинам, родившим пять и более детей, инвалидам войны, инвалидам первой группы по зрению и др., а также в связи с особыми условиями работы пенсии устанавливаются на льготных основаниях — по достижении меньшего количества лет и при пониженном трудовом стаже. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА— изменение места сотрудников в организационной структуре управления. П.П. может происходить в горизонтальном или вертикальном направлении (т.е. без смены или со сменой иерархического уровня организационной структуры), как в рамках одного подразделения структуры, так и с выходом за его рамки (перевод сотрудника в другое подразделение). ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА МЕЖДОЛЖНОСТНОЕ— перемещения, связанные с изменением места приложения труда. Так, инженер становится мастером, начальником цеха, отдела и т.д. В системе М.П.П. есть и такие, которые, подобно квалификационным, не влекут за собой буквальных перемещений. Инженера выдвигают на должность старшего инженера и т.п., т.е. происходит расширение и усложнение выполняемых функций без смены места работы. ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ПЕРСОНАЛА МЕЖПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ — переход от одной профессии к другой (как правило, от менее сложной к более сложной), а также овладение дополнительными профессиями. Овладев дополнительной профессией, работник частично или даже полностью может замещать еще одно рабочее место. Это может реализовываться периодически, по мере необходимости или постоянно. М.П.П. характерны для современного производства с расширяющейся сферой коллективной организации труда и распространением совмещения профессий. ПЕРЕПОДГОТОВКА КАДРОВ— подготовка кадров с целью освоения новых знаний, умений и навыков в связи с изменившимися требованиями к результатам труда и его содержания или овладением новой профессии. ПЕРЕРЫВЫ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ— время, предоставляемое работнику в течение ежедневной работы (смены) для отдыха и питания. Перерывы и их конкретная продолжительность устанавливаются в правилах внутреннего трудового распорядка, графиках сменности или по соглашению между работником и работодателем. Используются работником по своему усмотрению и в рабочее время не включаются. ПЕРСОНАЛ(лат. personalis — личный) — личный состав организации, работающий по найму и обладающий определенными признаками. Существенными признаками П. являются наличие его трудовых взаимоотношений с работодателем и обладание определенными качественными характеристиками. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ПООЩРЕНИЯ— моральное или материальное поощрение работника за качественное и своевременное выполнение обязанностей. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ— область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств. П.М. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей. ПЕРСОНАЛ-ИЗДЕРЖКИ— концепция управления персоналом, согласно которой персонал рассматривается как издержки организации, которые необходимо сокращать. Основные характеристики данного подхода: принуждение персонала и его зависимость, минимизация численности и затрат на его содержание, малый период планирования, ориентация на количественные показатели в работе, неучастие персонала в управлении организацией. ПЕРСОНАЛ-РЕСУРС— концепция управления персоналом, рассматривающая персонал как один из основных ресурсов организации, которым надо грамотно управлять. Основные характеристики данного подхода: целесообразность всей работы с персоналом в соответствии со стратегией развития организации, качественный и количественный прогноз этого ресурса, его оптимизация и расчет на длительную перспективу, ориентация на качественные показатели деятельности работников, их гибкость и участие в управлении организацией, значительная степень автономии и самостоятельности специалистов при выполнении работ. ПЕРСОНАЛ-ТЕХНОЛОГИЯ— образ поведения руководителя, придерживаясь которого он при помощи необходимой документации (рабочей, нормативно-методической) и слов, обращенных к сотрудникам, может добиться решения поставленной задачи с необходимым качеством и в установленные сроки. ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВОГО РЕЗЕРВА— прогнозирование персональных продвижений, их последовательности и соответствующих им мероприятий; требует проработки всей цепочки продвижений, перемещений, увольнений конкретных сотрудников. Основой П.К.Р. для выдвижения на управленческие должности организации является подробный учет руководящих должностей, включая и те, которые станут вакантными в ближайшее время, и составление списка кандидатов на замещение по каждой должности. ПЛАНИРОВАНИЕ КАДРОВОЕ— целенаправленная деятельность, имеющая задачу предоставления рабочих мест в нужный момент времени и в необходимом количестве в соответствии со способностями и склонностями работников и требованиями организации. К.П. осуществляется как в интересах организации, так и в интересах ее персонала. Для организации важно располагать в нужное время, в нужном месте, в нужном количестве и с соответствующей квалификацией таким персоналом, который необходим для решения производственных задач, достижения ее целей. К.П. должно создавать условия для мотивации более высокой производительности труда и удовлетворенности работой. ПЛАНИРОВАНИЕ ОБУЧЕНИЯ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕРСОНАЛА— мероприятия по внутриорганизационному, внеорганизационному обучению и спецподготовке; позволяют полнее использовать собственные трудовые ресурсы без поиска новых квалифицированных кадров на внешнем рынке труда. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА— целенаправленные мероприятия по найму и приему персонала с целью удовлетворения в перспективе потребности организации в кадрах за счет внутренних и внешних источников. Внутренние источники привлечения персонала позволяют лучше использовать уже имеющийся в организации персонал в результате появления дополнительной работы, перераспределения заданий или перемещения, продвижения по службе работников. Внешние источник привлечения персонала — это наем новых работников. ПЛАНИРОВАНИЕ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ— применение методов планирования кадров и рабочей силы. Три этапа этого планирования предусматривают оценку наличных трудовых ресурсов, оценку будущих потребностей и разработку программы для удовлетворения этих потребностей. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ КАДРОВ— подготовка кадров с целью совершенствования знаний, умений и навыков в связи с повышением требований к профессии или повышением в должности. ПОДБОР И РАССТАНОВКА КАДРОВ— одна из важнейших функций управленческого цикла, выполняемых руководящим составом организации. Подбором кадров занимаются все руководители от бригадира до директора, подбор кадров сопровождается их расстановкой в соответствии с деловыми качествами. Очень часто подбор кадров отождествляют с процессом отбора кадров, что неправомерно с точки зрения русского языка, поскольку отбор — это выделение кого-либо из общего числа. ПОДБОР КАДРОВ КУЛУАРНЫЙ (фр. qouloirs— коридоры) — метод подбора кадров с помощью закулисных сделок, махинаций, в обход установленного порядка назначения должностных лиц в государственном аппарате и различных организациях. К.П.К. скрыт от общественности и совершается группой заинтересованных влиятельных лиц с целью проведения нужных людей на соответствующие должности. ПОЖИЗНЕННЫЙ НАЕМ— одна из форм гарантированной занятости, применяемая в крупных компаниях и государственных учреждениях Японии. С помощью этой системы японские предприниматели стремятся создать обстановку доверительности, общинных (семейных) отношений на предприятиях. Стабильность служит стимулом для рабочих и служащих, улучшает отношения рядовых сотрудников с руководством и помогает получать информацию от опытных рабочих.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |