Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Диагностика целей системы управления




МИССИЯ И ЦЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ. КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ ОРАГАНИЗАЦИИ

Миссия – это предназначение организации. Примерная характеристика предназначения организации в обобщенном виде включает [6]:

1) предлагаемые товары или услуги;

2) место и роль в системе рыночных отношений;

3) цели организации (выживание, прибыльность, высокое качество выпускаемой продукции, и т. д.);

4) технологию (процессы, инновации);

5) философию (базовые взгляды, ценности, мотивации);

6) внутреннюю концепцию (сильные стороны, степень конкурентоспособности, факторы выживания);

7) внешний образ, имидж (ответственность перед партнерами, потребителями, обществом в целом).

Цели представляют собой конкретизацию общесистемной функции (миссии) организации, определяющей ее основное назначение.

Цели – четко сформулированные и количественно определенные желаемые результаты функционирования и развития системы, обязательные для достижения в определенные сроки. Данное определение обуславливает требования к описанию целей.

Цели должны удовлетворять следующим требованиям.

1. Реальность целей. Выполнимость формулируемых целей должна оцени­ваться в процессе планирования.

2. Ясность формулировки цели. Цель должна быть сформулирована четко, включая характеристику содержания, масштабов, периода времени и т.п. Предпочтительно использовать для формулирования целей количественные параметры и характеристики.

3. Адресность цели. Достижение цели зависит от деятельности, прежде всего, подразделений и сотрудников предприятия, их собственных усилий и действий партнеров, что находит отражение в формулировке цели.

4. Согласованность цели. Любая цель должна носить непротиворечивый характер, т. е. не отрицать и не вступать в противоречие с другими целевыми установками менеджмента и логикой целевых параметров.

5. Ранжирование целей. Система целей должна ранжироваться относи­тельно времени их достижения и располагаемых ресурсов. Приоритеты целей должны учитывать их важность, взаимозависимость и логический порядок.

6. Иерархическая структура. Формулировка цели должна содержать не только определение конечного результата, но и средства его достижения. Как правило, цель формулируется в виде иерархии параметров: каждый следую­щий уровень содержит перечень средств или способов достижения вышестоя­щей цели.

7. Актуальность целей. Ориентированные во времени цели должны постоянно корректироваться с тем, чтобы сохранять свою актуальность для организации.

Каждая организация характеризуется системой целей, включая цели системы управления. Цели системы управления должны определяться целями организации. Взаимосвязи и структура целей лучше всего могу быть представлены моделью типа «дерева целей».

Можно выделить следующие основные признаки классификации целей систем управления:

· по периоду установления – стратегические, тактические, оперативные;

· по содержанию – экономические, организационные, научные, социальные, технические;

· по иерархии – цели организации, цели системы управления в целом, цели подразделений;

· по функциональным системам объекта – снабженческие, сбытовые, маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, финансовые, административно-хозяйственные и т.д.;

· по направленности управления – цели функционирования и цели развития;

· по повторяемости – постоянные, периодические, разовые;

· по измеримости – качественные, количественные;

· по приоритетности – особо приоритетные, приоритетные, прочие;

· по стадиям жизненного цикла объекта управления – проектирование и создание объекта, рост объекта, зрелость объекта, завершение жизненного цикла объекта;

· по среде – внутренние и внешние.

Возможны и другие признаки классификации.

Цели системы управления могут рассматриваться как цели одной из функциональных подсистем организации.

Классификация целей позволяет конкретизировать задачи целеполагания и использовать методы управления, предназначенные для разных целей.

Целевая модель организации и ее системы управления, которая чаще всего представляется в виде «дерева целей», является исходной базой для формирования последующих управленческих решений – разработки стратегий, определения объема и видов управленческих работ, которые обеспечивают их достижение (функций управления), построения адекватной структуры управления и т.д.

«Дерево целей» представляет собой иерархическую систему (рис. 3.1), имеющую ряд уровней, на которых располагаются последовательно детализируемые цели, требующие реализации. При этом цели каждого последующего уровня должны обеспечивать реализацию целей вышестоящего уровня.

 

Рис. 3.1.

 

Декомпозиция целей управления подчиняется общим правилам, однако остается в значительной степени искусством, требующим большого опыта. Поэтому рекомендуется разрабатывать «дерево целей» экспертными методами.

По способу выявления целей и их взаимосвязей можно выделить различные методики. Так, для проектирования системы управления наиболее целесообразно тщательно сформулировать миссию организации, ее конечную (генеральную) цель, а затем рядом последовательных шагов «разложить» ее на подцели. При этом такое разложение, как правило, многовариантно. Декомпозиция может быть осуществлена по признакам, приведенным выше, а также по другим. Например, могут быть выявлены цели в отношении организационной культуры и стиля управления, соотношении методов управления и т.д.

Можно использовать описание системы в терминах проблем: выявить экспертным методом проблемы. Построить «дерево проблем», формулировки которых в неявном виде содержат в себе и цели (разрешение проблем), а далее – определить систему целей.

Таким образом формируется представление о системе целей управления, взаимоувязанных с целями организации. Связь исследуемой системы с системой большего масштаба является обязательным требованием системного исследования.

Зачастую построить законченное и правильное с точки зрения формальной логики «дерево целей» не удается в силу объективной конфликтности между некоторыми целями. Однако построение такой структуры целей позволяет выявить «зоны конфликтности» целей, их объективность и обоснованность, определить возможные пути устранения конфликтности, оптимизировать согласованность целей. Разработка «дерева целей» позволяет упорядочить существенную область деятельности организации, представить ее в наглядной форме и подвергнуть осмыслению и анализу.

Кроме того, необходимо получить оценки целей по отношению к исходной (оценки «вклада» подцелей в достижение генеральной). При этом возможны различные критерии оценки, в том числе – значимость, вероятность реализации, время реализации, стоимость. Обычно такие оценки даются экспертным путем, например ранжированием или методом «парного сравнения» целей. Могут использоваться обобщающие оценки целей, например средневзвешенные оценки по частным критериям.

Кроме целевых показателей, по каждому из элементов «дерева целей» рекомендуется устанавливать ограничивающие параметры, определяющие особые условия достижения целей. Состав таких параметров и их значения подбираются и обосновываются экспертами, исходя из специфики поставленной задачи.

 

 

Диагностика целей системы управления предполагает, прежде всего, определение их адекватности условиям функционирования и развития организации. Это значит, что должно быть исследовано соответствие целей системы управления:

· факторам внешней и внутренней среды;

· целям организации.

При исследовании системы целей необходимо рассмотреть ее возможные изменения в будущем. Для прогнозирования целей систем управления может быть применен так называемый метод «прогнозного графа», который основан на принципах построения «дерева целей». При этом построение искомого прогнозного «дерева целей» – весьма сложная проблема, требующая решения многих прогнозных задач: прогноза развития объекта в целом, разработки сценария прогнозируемой генеральной цели, уровней и вершин дерева, критериев и их весов.

Существо метода «прогнозного графа» состоит в построении и анализе «дерева целей», отражающего обобщенное экспертное суждение. Группа экспертов последовательно, в два тура, формулирует условия поставленных целей, а также оценивает вероятность их достижения. Процесс декомпозиции продолжается до постановки конкретных задач. На втором туре корректируются сроки вероятности свершения событий. Формируется гипотетическая сеть, которая может содержать десятки и событий (целей), и конкретных возможностей их реализации. Именно на этом туре строится прогностический граф. Каждое событие (элемент модели) характеризуется количественными оценками, такими как вероятность и время свершения, значимость, стоимость. Далее проводится анализ путей достижения генеральной цели и выбор оптимального пути по одному или нескольким критериям – минимальному времени, минимальной стоимости, наибольшей вероятности достижения и т.д.

Изменчивость и неопределенность развития внешней среды требует учета возможного разнообразия (вариантности) будущих ситуаций при определении и анализе целей организации и системы управления. Это может быть достигнуто с помощью сценарного подхода. При этом процесс декомпозиции исследования целей следует дополнить вероятностными характеристиками различных сценариев развития внешней среды (например, оптимистического, пессимистического и наиболее вероятного). При этом для каждого сценария оценка важности целей будет отличаться от оценки другого сценария.

Таким образом, исследование целей системы управления позволяет определить общую ситуацию в данной области, в том числе выявить:

· общую структуру целей, их взаимосвязи, их значимость и вклад в достижение генеральной цели;

· какие цели нечетко сформулированы;

· какие цели не могут быть достигнуты одновременно (зоны «несогласованности»)

· какие цели «конфликтуют» друг с другом (максимальное достижение одной приводит к минимальному достижению другой – «зоны антагонизма»);

· какие цели организации не имеют необходимого обеспечения целями управления и т.д.

На этой основе могут быть предложены направления и рекомендации по корректировке целей системы управления, в том числе по проектированию новой системы целей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1656; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.