• права свободного распоряжения имениями, занятий пред- принимательством и торговлей;
• право иметь свои сословные учреждения.
Дворяне каждой губернии организовывались в дворянское общество, органом которого становилось дворянское собрание, собиравшееся один раз в три года. Избранным мог быть только тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год. Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должно- стных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные правительством, а также проблемы, связанные с сословной дис- циплиной.
Дворянское собрание избирало из своего состава предво- дителя дворянства и капитана-исправника (дворяне могли Путем занятия этих должностей участвовать в местном управ лении). Оно имело также право обращаться к губернатора также к Сенату и императрице лично с предложениями о свс их нуждах.
Городское самоуправление
В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды го родам Российской империи, позже получившая название Жа- лованной грамоты городам. При ее разработке были учтены некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комис сии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложе- но магдебургское (по названию города в Германии), или немец- кое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.
В городах учреждалось городское общество, названное ме- щанством и состоявшее из купцов и промышленников разного рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству, или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы, с исключением иногородних, право распоряжения общественным имуществом, право собираться по приказанию и дозволению начальника губернии для выборов из своей среды должностных лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита город- ских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финан- совым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощ- ных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из выбранных лиц учреждалось особое присутственное место — сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось по- печение о них.
Городские жители были разделены.:
1 на городовых обывателей вообще или таких лиц, кото- рые имеют в городе недвижимое имущество и к которым причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в го- роде таким имуществом и не записанных в городскую обыва- тельскую книгу;
2 на купцов трех гильдий;
3 на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и уче- ников;
4 на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в го- родскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жи- телям) упражнений;
5 на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц городского общества; ученых, художников, архитекторов, живо- писцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые I занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до 200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не зани- мающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих собственные корабли за море;
6 на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причис- ленных к другим категориям граждан.
Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их со- хранение зависело от ежегодного взноса известной подати, за- нятия, состояния и образования.
В городе согласно жалованной грамоте действовали следую- щие должностные лица и учреждения: городничий, городовой магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд. Городничий назначался Сенатом по представлению губернского правления.
Обязанности городничего были следующие: охрана общест- венной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и ис- полнение предписаний всех судебных учреждений, принятие мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о го- родских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, при- зрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и ве- сами, который городничий осуществлял совместно с городовым магистратом; производство административного дознания; пре- следование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны целого общества. В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несут в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был приглашать к себе члена городского магистрата, избранного специально для этой цели.
Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право раз в три года выбирать из своей среды городского голову
и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую ду- му. Дворяне в городской думе не были широко представлены, так как имели право отказаться от исполнения городских долж- ностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах. Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания которой проходили каждую неделю под председательством го- родского головы.
Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, вы- полнения казенных повинностей, благоустройства города, его расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом го- родского самоуправления. В ведении думы были 8 направлений деятельности:
1 прокормление и содержание городских жителей;
2 предотвращение ссор и тяжб города с окрестными города- ми и селениями;
3 сохранение в городе мира, тишины и согласия;
4 наблюдение порядка и благочиния;
5 обеспечение города привозом необходимых припасов;
6 охрана городских зданий, заведение нужных городу пло- щадей, пристаней, амбаров, магазинов;
7 приращение городских доходов;
7 разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гиль- диям.
Надзор за городским самоуправлением осуществлял губер- натор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за по- мощью.
8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или по- лицейский», регламентировавший устройство городской по- лиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город, в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300— 500 дворов во главе с частным приставом; части делились на кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзира- телем.
Развитие системы законодательства
Начиная с Петра I все правители России понимали необхо- димость создания нового свода российских законов. В течение
всего XVIII в. продолжали действовать нормы Соборного уложе- ния 1649 г. Специальным указом 1714 г. Петр I предложил всем судам неукоснительно им руководствоваться. В указе говори- лось, что царь «повелел всякого чина судиям всякие дела делать и вершить все по Уложению».
В XVIII в. было издано большое количество новых правовых актов: манифестов, жалованных грамот, уставов, регламентов, инструкций и указов.
Манифесты — законы, которые объявляли в особо важных случаях волю императора в форме обращения к населению или к отдельным его группам. Так, в 1762 г. был издан Манифест об отмене обязательной военной службы дворян, в 1764 г. — о секуляризации церковного имущества и др.
Жалованные грамоты — это акты, в которых указывались права и привилегии того или иного сословия. В 1785 г. Екате- рина II издала Жалованную грамоту дворянству и в том же го- ду — Жалованную грамоту городам.
Уставы — это сборники правовых норм, регламентирующих порядок деятельности какого-либо ведомства. В них содержа- лись также нормы материального и процессуального права. Пер-, вым в XVIII в. был издан Воинский устав 1716 г., охватываю- щий правила организации и деятельности армии. В 1720 г. был принят Морской устав, в котором упоминались нормы поведения в период несения морской службы и меры наказания за преступ- ления, совершенные в этот период. В XVIII в. были изданы так- же Устав о векселях (1729), Устав благочиния (1782) и др.
Регламенты — это правовые акты, определявшие организа- цию и деятельность вновь созданных учреждений, например кол- легий. Так, Генеральный регламент 1720 г. устанавливал поря- док службы во всех государственных учреждениях Российской империи. Духовный регламент определял состав и деятельность духовной коллегии.
Инструкции — это правовые нормы, которые устанавлива- ли права и обязанности различного рода должностных лиц, на- пример губернаторов, воевод и т. д.
Указы — акты, издававшиеся по самым различным вопросам права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соот- ветствующих должностных лиц. Наиболее значительными в этот период были Указ о единонаследии (1714) и «Табель о рангах» (1722).
В XVIII в. количество законов резко увеличивается. Петром I было издано свыше 3 тыс. законов, Анной Ивановной — около
3 тыс, н Екатериной II — около 6 тыс. Во второй четверти XVIII в. Ежегодно издавалось около 200 нормативных актов.
Такое огромное накопление законодательного материала тре- бовало кодификации.
На протяжении XVIII в. создавалось несколько законодатель- них комиссий для систематизации законодательства и издания сборника законов, но их работа не принесла результатов и за- кончилась неудачей. Это объяснялось неудовлетворительным составом комиссий, неопределенностью задач, стоявших перед ними.
В отличие от своих предшественников Екатерина II стреми- лась не систематизировать старые законы, а создавать новые. Планируя собрать «Комиссию для составления нового уло- жения» вместо Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала составлять для нее особую инструкцию — «Наказ», в котором нашли отражение идеи просвещенного абсолютизма. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась дать ей соответствующие законы, и основными источниками для нее стали произведения «О духе законов» знаменитого француз- ского просветителя Шарля Луи Монтескье и «О преступлениях и наказаниях» Чезаре Беккариа — итальянского просветителя и юриста. «Наказ» Екатерины касался всех основных сторон государственного устройства и управления, верховной власти и ее отношения с подданными, вопросов центрального и местного управления, гражданских состояний прав и обязанностей, из этих состояний вытекающих, вопросов законодательства и судо- производства. Основные идеи «Наказа» были следующие:
• равенство граждан заключается в их равном подчинении законам;
• подчинение законам должно быть основано не на жесто- кости наказания, а на природном стыде человека, который должен удерживать от совершения преступления;
• провозглашение ответственности власти перед подданны- ми и ответственности подданных перед властью и законом;
• осуждение чрезмерных поборов с крестьян. Екатерина писала о том, что «весьма бы нужно предписать помещи- кам законом» более умеренный способ обложения их кре- стьян.
Депутатам комиссии было определено жалованье из казны, даны особые привилегии: они освобождались от смертной казни,
их имущество могло быть конфисковано только за долги, им были пожалованы особые знаки отличия (значки), которые дворянам разрешалось после окончания работы комиссии включать в свои фамильные гербы.
Каждый из депутатов привез свой наказ от избирателей. Ко- личество этих наказов оказалось огромным — свыше 1500. Свой «Наказ» представила депутатам и Екатерина. Он читался перед каждым заседанием. Первый и единственный акт этой комиссии состоял в присвоении императрице титула «великой, премудрой матери Отечества». Комиссия просуществовала недолго — до поднятия вопроса о крепостном праве. С началом русско-ту- рецкой войны 1768—1774 гг. под предлогом отъезда некоторых членов комиссии на театр военных действий комиссия была рас- пущена.
Несмотря на то, что попытка создания нового законодательст- ва закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала значительное влияние на последующую деятельность Екатери- ны II. В наказах депутатов отразилось положение различных со- словий, их пожелания во многом и определили направление дальнейших реформ.
4. УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ В КОНЦЕ XVIII в.
Павел I. Изменения в государственном управлении
Сын Екатерины II и Петра III Павел более 30 лет дожидался осуществления своего права царствовать. Он вступил на пре- стол уже зрелым человеком, имея сформированный план преоб- разований. Первым делом все крупные чиновники Екатерины были отправлены в лучшем случае в отставку, в худшем — в ссылку. Ведущие должности при дворе заняли соратники но- вого императора.
Павловские реформы едва ли можно назвать полными и за- конченными. Но не стоит забывать, что на царствование Павла приходится неполных пять лет. Целью его реформ стало укреп- ление самодержавия, наведение строгого порядка в расстроен- ном, по мнению Павла I, государственном аппарате. Объявив себя защитником тронов и алтарей, Павел стремился оградить свою власть от всякого проявления вольнодумства во всех сфе- рах общественной жизни, требовал строгого подчинения.
В качестве защитника тронов и алтарей не только России, но и Европы Павел принял под свое особое покровительство духов- но-рыцарский Мальтийский орден и учредил в России его при- орство. В 1798 г. Наполеон захватил Мальту. Оскорбленный Па- вел принял на себя звание гроссмейстера ордена и объявил Франции войну в союзе с Австрией и Англией. Позже к коа- лиции примкнули Сардиния и Турция.
Экзальтированность, вспыльчивость часто приводили Павла к непредсказуемым поступкам, жестокость и деспотизм соче- тались в нем с обостренным чувством справедливости. Очень важным для него было понятие чести в духе средневекового рыцарства, во многом именно с этикетом были связаны его указы. Отчасти разделяя пристрастия своего отца, Павел увлекался военным делом, преклонялся перед прусским королем Фридрихом II (1712—1786), которого считал образцом монарха. С приходом Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор за частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регла- ментация. Внутренняя политика Павла I была проникнута духом противоречия политике Екатерины И.
Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии.
На протяжении большей части XVIII в. в России действо- вал принятый Петром I в 1722 г. закон о престолонаследии, позволявший царствующему лицу назначать наследника по своему выбору. Этот закон должен был укрепить права само- державного правителя, но в действительности лишь обострил борьбу за власть, увеличив шансы различных претендентов на престол. Новый закон о престолонаследии был подготовлен Павлом задолго до начала своего царствования и обнародован в день коронации императора, 5 апреля 1797 г. Был восстановлен до петровский порядок перехода власти по прямой линии от отца к старшему сыну. Именно таким образом, по мнению Павла I, можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном и была посвящена вся деятельность императора. Считая, что самодержец может удержать власть в своих ру- ках, только опираясь на авторитарную силу, Павел I стремился к максимальной централизации, предельному усилению своей личной власти. Для укрепления центрального управления бы- ли восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II коллегии, в частности, в 1796 г. — Мануфактур-коллегия, в 1997 г. Камер и Берг-коллегии. Большинство административных вопросов решал сам император, возросло значение генерал прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими чиновниками. Административное деление России было несколько изменено: уменьшено число губерний, возвращены прежние формы управ- ления некоторым окраинам государства. Это направление деятельности Павла I развивалось в общем русле его политики усиления личной власти императора и центральных органов. Действие Жалованных грамот 1785 г. было во многом ограничено. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, переход с военной службы на гражданскую был ограничен, вновь были введены телесные наказания. Еще одна важная привилегия дворян — свобода от податей — тоже была упразднена: введен сбор на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были упразднены,уездные — сильно ограничены. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, расширились права губернаторавмешиваться в дворянские выборы. Для обращения дворянствак императору теперь требовалось предварительное разрешение губернатора или генерал-прокурора.
В губернских городах вместо магистратов и дум были учреж- дены ратгаузы (городские правления), которые ведали го- родскими доходами, гражданскими и уголовными судебными делами. Ратгаузам подчинялись приказы общественного при- зрения, магистраты уездных городов. Чиновники ратгаузов час- тью избирались населением, частью назначались Сенатом, пре- зидент назначался императором. Деятельность этих органов управления непосредственно контролировалась губернатором и Сенатом.
При Павле I местное и сословное управление было огра- ничено, власть центральных органов усилилась.
Государство и церковь
На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Пет- ра I, в России шла открытая борьба между светской властью и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос о церковных земельных владениях, окончательно решенный во второй половине XVIII в.
Петр III, презиравший все русское, соответственно относил- ся и к православной церкви. При нем были закрыты привычные для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства тре- бовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское платье. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации насе- ленных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне с землями передавались в ведение Коллегии экономии, подчи- нявшейся Сенату.
Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духо- венства в укреплении своего положения, желая заручиться его поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритет- ными для императрицы были интересы дворянства, а ее отноше- ние к церкви прекрасно характеризует тот факт, что в Уложен- ной комиссии все духовенство страны было представлено одним депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церков- ных земель был восстановлен. Екатерина заявила, что цер- ковные земли принадлежат государству, духовенство же долж- но заниматься вопросами христианской веры, а не управлять земными богатствами.
В результате секуляризации около миллиона крестьян были Вревращены в особый разряд государственных крестьян, Волучивших название экономических (в зависимости от управ- лявшей ими Коллегии экономии), государству перешло более 8 млн десятин земли, число монастырей сократилось более чем в два раза. После секуляризации на содержание духовенства Выли назначены штатные оклады по трем классам, выдавалась Вемля — для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов — от 6 до 9 десятин. В 1786 г. секуляризация была рас- Пространена на Украину, тогда же была закрыта Коллегия экономии, и бывшие церковные земли окончательно слились с государственными.
Павел I рассматривал себя как главу государства и церкви, духовенство — как состоящее на службе у государства сосло- вие и в соответствии с этим заботился о своих «служащих».
И 1797 г. штатное содержание духовенства было увеличено: денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при Екатерине И, — до миллиона рублей; земельные наделы мона- стырям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам —
до 30 десятин.
В целом секуляризация церковных земель во второй полови- не XVIII в. позволила государству окончательно поставить ду- ховенство в зависимость от самодержавной власти.
* * *
В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошел дворцовый пере- ворот. Заговорщики во главе с петербургским военным губерна- тором графом Паленом проникли во дворец с требованием, что- бы император Павел подписал отречение от престола. Встретив сопротивление, заговорщики убили императора. Новым россий- ским императором стал старший сын Павла Александр I (1801 — 1825).
Как и предшествующие многочисленные дворцовые перево- роты XVIII в., переворот 1801 г. не имел широкой социаль- ной базы и преследовал единственную цель — отстранение неугодного лица от власти. Какой-либо широкой политической программы у заговорщиков не было. Однако этот переворот имел ряд особенностей. Он произошел в то время, когда во всей Европе абсолютистские режимы испытывали мощное давле- ние. В страхе перед революцией Павел попытался до крайнос- ти усилить свою власть. Неуравновешенность царя, чинимый им произвол дискредитировали сам принцип самодержавия.
Объединяющей идеей заговора была борьба с деспотизмом и произволом власти.
Итоги преобразований XVIII в.
1 В результате административной реформы была создал на единая система центральных и местных органов власти. Это привело к усилению влияния государства на все стороны жизни общества. Повышение эффективности работы государственного аппарата позволило изменить политиче- скую и экономическую жизнь страны.
2 Уравняв в правах служилых дворян и дворян-вотчинникое, сделав их экономически независимыми от государства, власть тем самым упрочила свое положение за счет расширения своей социальной базы. В то же время большая часть дворянства не поддержала преобразований.
3 Важным политическим достижением страны было по- явление института свободной (относительно) прессы В этом проявились некоторые либеральные установки Екатерины II.
4 Городская реформа заложила основы для формирования купеческого сословия как единого целого.
5 Произошла некоторая демократизация управления: были созданы выборные местные органы; дворяне сталищ привлекаться к разработке законов в различных комитетах при центральных органах власти; людям из других социаль- ных групп был расширен доступ в дворянское сословие через институт личного дворянства, даваемого по достижении относительно невысокого чина на военной или штатской государственной службе.
6 Сложившаяся система управления страной отвечала задачам времени и просуществовала около 100 лет.
7 Реформы четко определили границы сословий, их привилегии и положение по отношению к государству и оформили оциальную структуру общества.
Одновременно с изменением социально-политической об- становки формировались и новые экономические условия, не- обходимые для решения стратегических задач, стоящих перед Россией:
• был введен институт частной собственности на землю, наличие которой не зависело от государственной служ- бы, что создавало потенциальную возможность большей
заинтересованности и эффективной работы дворян на сво- ей земле;
• появились государственные банки, необходимые для раз- вития земледелия, промышленности и торговли;
• купечество получило право собственности на фабрики и ссуды для внутренней и внешней торговли;
• были отменены внутренние и увеличены таможенные по- шлины. Это стимулировало развитие внутренней торговли и фабричного производства, с 1724 г. по 1804 г. число фабрик возросло со 195 до 2400, т. е. почти в 12 раз;
• возникла и стала развиваться система начального, средне- го и высшего образования.
Вопросы для повторения
1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г.? Какие принципы были положены в ее основу?
2. Какую роль в реформировании системы государственного управ- ления сыграла Уложенная комиссия?
3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствова- ния Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной сис теме управления?
4. Как изменилась система государственного управления при Павле I? С чем это связано?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление