Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В РОССИИ 16 страница




Жалованная грамота дворянству подтверждала:

• дворянские привилегии;

• освобождение от обязательной службы;

• освобождение от телесных наказаний;

• освобождение от подушной подати, постоев войск;

• дворянские права;

• право владеть крестьянами;

• монопольное право владеть землями и недрами;

• права свободного распоряжения имениями, занятий пред-
принимательством и торговлей;

• право иметь свои сословные учреждения.

Дворяне каждой губернии организовывались в дворянское
общество, органом которого становилось дворянское собрание,
собиравшееся один раз в три года. Избранным мог быть только
тот дворянин, чей доход с имения был не ниже 100 руб. в год.
Участвовать в выборах могли дворяне, достигшие 25-летнего
возраста и имевшие офицерский чин. Помимо выборов должно-
стных лиц дворянские собрания решали вопросы, поставленные
правительством, а также проблемы, связанные с сословной дис-
циплиной.

 


Дворянское собрание избирало из своего состава предво-
дителя дворянства и капитана-исправника (дворяне могли
Путем занятия этих должностей участвовать в местном управ
лении). Оно имело также право обращаться к губернатора также к Сенату и императрице лично с предложениями о свс
их нуждах.

 

Городское самоуправление

 

В 1785 г. была опубликована Грамота на права и выгоды го
родам Российской империи, позже получившая название Жа-
лованной грамоты городам. При ее разработке были учтены
некоторые пожелания из городских наказов Уложенной комис
сии, а также уставы, определявшие устройство прибалтийских
городов, в частности Риги. В основе этих уставов было заложе-
но магдебургское (по названию города в Германии), или немец-
кое, право, сложившееся в эпоху Средневековья.

В городах учреждалось городское общество, названное ме-
щанством и состоявшее из купцов и промышленников разного
рода, за исключением дворян и людей служащих. Мещанству,
или городскому обществу, предоставлялись права на промыслы,
с исключением иногородних, право распоряжения общественным
имуществом, право собираться по приказанию и дозволению
начальника губернии для выборов из своей среды должностных
лиц и выслушивания предложений начальства. Из выбранных
лиц составлялся магистрат, которому поручалась защита город-
ских жителей от неправильных служб и тягостей, т. е. с финан-
совым интересом, а также охрана города. Для охраны беспомощ-
ных членов городского общества (малолетних сирот и вдов) из
выбранных лиц учреждалось особое присутственное место —
сиротский суд, которому, а не самому обществу, поручалось по-
печение о них.

Городские жители были разделены.:

1 на городовых обывателей вообще или таких лиц, кото-
рые имеют в городе недвижимое имущество и к которым
причислены самые дворяне; на иногородних, не владеющих в го-
роде таким имуществом и не записанных в городскую обыва-
тельскую книгу;

2 на купцов трех гильдий;

3 на цеховых ремесленников: мастеров, подмастерьев и уче-
ников;

 


4 на иногородних и иностранных гостей, записавшихся в го- родскую обывательскую книгу для производства промыслов, работ и других мещанских (т. е. свойственных городским жи- телям) упражнений;

5 на именитых граждан, а в числе их на заслуженных лиц
городского общества; ученых, художников, архитекторов, живо-
писцев, скульпторов, музыкантов; капиталистов, объявивших за
собою капитала на 50 тыс. рублей и более; банкиров, которые
I занимаются переводом денег и объявят капитал от 100 до
200 тыс.; оптовых торговцев, не имеющих лавок (т. е. не зани-
мающихся розничным торгом); кораблехозяев, отправляющих
собственные корабли за море;

6 на посадских, т. е. старожилов, родившихся в городе или
поселившихся там для промысла, рукоделия, работ; не причис-
ленных к другим категориям граждан.

Все эти звания не были, безусловно, наследственными; их со-
хранение зависело от ежегодного взноса известной подати, за-
нятия, состояния и образования.

В городе согласно жалованной грамоте действовали следую-
щие должностные лица и учреждения: городничий, городовой
магистрат и при нем городовой сиротский суд и словесный суд.
Городничий назначался Сенатом по представлению губернского
правления.

Обязанности городничего были следующие: охрана общест-
венной тишины и порядка; надзор за исполнением закона и ис-
полнение предписаний всех судебных учреждений, принятие
мер против эпидемий, функции пожарной полиции, заботы о го-
родских путях сообщения; отвод войскам квартир, пастбищ, при-
зрение бедных и пресечение нищенства; надзор за мерами и ве-
сами, который городничий осуществлял совместно с городовым
магистратом; производство административного дознания; пре-
следование шаек воров и беглых крестьян в городе, причем
обыватели обязаны ему в этом случае помогать; восстановление
порядка в случае открытого неповиновения властям со стороны
целого общества. В распоряжении городничего находилось «отчасти» войско, так называемые «штатные команды», которые несут в городах караульную службу в присутственных местах. Во всех делах, касавшихся купца или мещанина, городничий обязан был приглашать к себе члена городского магистрата, избранного специально для этой цели.

Горожане всех разрядов с 25-летнего возраста имели право
раз в три года выбирать из своей среды городского голову


и гласных (представителей от разрядов) в общую городскую ду-
му. Дворяне в городской думе не были широко представлены,
так как имели право отказаться от исполнения городских долж-
ностей. Общая городская дума собиралась раз в три года или
в случае необходимости, она ведала хозяйством города, обязана
была давать отчет губернатору обо всех доходах и расходах.
Кроме того, общая дума выбирала шесть представителей (по
одному от каждого разряда) в Шестигласную думу, заседания
которой проходили каждую неделю под председательством го-
родского головы.

Шестигласная дума ведала вопросами сбора налогов, вы-
полнения казенных повинностей, благоустройства города, его
расходами и доходами, т. е. была исполнительным органом го-
родского самоуправления. В ведении думы были 8 направлений
деятельности:

1 прокормление и содержание городских жителей;

2 предотвращение ссор и тяжб города с окрестными города-
ми и селениями;

3 сохранение в городе мира, тишины и согласия;

4 наблюдение порядка и благочиния;

5 обеспечение города привозом необходимых припасов;

6 охрана городских зданий, заведение нужных городу пло-
щадей, пристаней, амбаров, магазинов;

7 приращение городских доходов;

7 разрешение сомнений и недоумений по ремеслам и гиль-
диям.

Надзор за городским самоуправлением осуществлял губер-
натор, к которому Шестигласная дума могла обращаться за по-
мощью.

8 апреля 1782 г. был утвержден «Устав благочиния или по-
лицейский», регламентировавший устройство городской по-
лиции, которая действовала отдельно от уездной. Городскую
полицию возглавлял полицмейстер или обер-комендант. Город,
в котором было более 4000 дворов, делился на части из 300—
500 дворов во главе с частным приставом; части делились на
кварталы по 50—100 дворов во главе с квартальным надзира-
телем.

Развитие системы законодательства

Начиная с Петра I все правители России понимали необхо-
димость создания нового свода российских законов. В течение


всего XVIII в. продолжали действовать нормы Соборного уложе-
ния 1649 г. Специальным указом 1714 г. Петр I предложил всем
судам неукоснительно им руководствоваться. В указе говори-
лось, что царь «повелел всякого чина судиям всякие дела делать
и вершить все по Уложению».

В XVIII в. было издано большое количество новых правовых
актов: манифестов, жалованных грамот, уставов, регламентов,
инструкций и указов.

Манифесты — законы, которые объявляли в особо важных
случаях волю императора в форме обращения к населению или
к отдельным его группам. Так, в 1762 г. был издан Манифест
об отмене обязательной военной службы дворян, в 1764 г. —
о секуляризации церковного имущества и др.

Жалованные грамоты — это акты, в которых указывались
права и привилегии того или иного сословия. В 1785 г. Екате-
рина II издала Жалованную грамоту дворянству и в том же го-
ду — Жалованную грамоту городам.

Уставы — это сборники правовых норм, регламентирующих
порядок деятельности какого-либо ведомства. В них содержа-
лись также нормы материального и процессуального права. Пер-,
вым в XVIII в. был издан Воинский устав 1716 г., охватываю-
щий правила организации и деятельности армии. В 1720 г. был
принят Морской устав, в котором упоминались нормы поведения
в период несения морской службы и меры наказания за преступ-
ления, совершенные в этот период. В XVIII в. были изданы так-
же Устав о векселях (1729), Устав благочиния (1782) и др.

Регламенты — это правовые акты, определявшие организа-
цию и деятельность вновь созданных учреждений, например кол-
легий. Так, Генеральный регламент 1720 г. устанавливал поря-
док службы во всех государственных учреждениях Российской
империи. Духовный регламент определял состав и деятельность
духовной коллегии.

Инструкции — это правовые нормы, которые устанавлива-
ли права и обязанности различного рода должностных лиц, на-
пример губернаторов, воевод и т. д.

Указы — акты, издававшиеся по самым различным вопросам
права, а в некоторых случаях определявшие компетенцию соот-
ветствующих должностных лиц. Наиболее значительными в этот
период были Указ о единонаследии (1714) и «Табель о рангах»
(1722).

В XVIII в. количество законов резко увеличивается. Петром I
было издано свыше 3 тыс. законов, Анной Ивановной — около


3 тыс, н Екатериной II — около 6 тыс. Во второй четверти XVIII в. Ежегодно издавалось около 200 нормативных актов.

Такое огромное накопление законодательного материала тре-
бовало кодификации.

На протяжении XVIII в. создавалось несколько законодатель- них комиссий для систематизации законодательства и издания
сборника законов, но их работа не принесла результатов и за-
кончилась неудачей. Это объяснялось неудовлетворительным
составом комиссий, неопределенностью задач, стоявших перед
ними.

В отличие от своих предшественников Екатерина II стреми-
лась не систематизировать старые законы, а создавать новые.
Планируя собрать «Комиссию для составления нового уло-
жения» вместо Уложения 1649 г., она уже в 1765 г. начала
составлять для нее особую инструкцию — «Наказ», в котором
нашли отражение идеи просвещенного абсолютизма. Считая Россию европейской страной, Екатерина стремилась
дать ей соответствующие законы, и основными источниками для
нее стали произведения «О духе законов» знаменитого француз-
ского просветителя Шарля Луи Монтескье и «О преступлениях
и наказаниях» Чезаре Беккариа — итальянского просветителя
и юриста. «Наказ» Екатерины касался всех основных сторон государственного устройства и управления, верховной власти и ее отношения с подданными, вопросов центрального и местного
управления, гражданских состояний прав и обязанностей, из
этих состояний вытекающих, вопросов законодательства и судо-
производства. Основные идеи «Наказа» были следующие:

• равенство граждан заключается в их равном подчинении
законам;

• подчинение законам должно быть основано не на жесто-
кости наказания, а на природном стыде человека, который
должен удерживать от совершения преступления;

• осуждение жестокости наказаний и средневековых мето-
дов дознания — пыток;

• провозглашение ответственности власти перед подданны-
ми и ответственности подданных перед властью и законом;

• осуждение чрезмерных поборов с крестьян. Екатерина
писала о том, что «весьма бы нужно предписать помещи-
кам законом» более умеренный способ обложения их кре-
стьян.

Депутатам комиссии было определено жалованье из казны,
даны особые привилегии: они освобождались от смертной казни,


их имущество могло быть конфисковано только за долги, им были пожалованы особые знаки отличия (значки), которые дворянам разрешалось после окончания работы комиссии включать в свои фамильные гербы.

Каждый из депутатов привез свой наказ от избирателей. Ко-
личество этих наказов оказалось огромным — свыше 1500. Свой
«Наказ» представила депутатам и Екатерина. Он читался перед
каждым заседанием. Первый и единственный акт этой комиссии
состоял в присвоении императрице титула «великой, премудрой
матери Отечества». Комиссия просуществовала недолго — до
поднятия вопроса о крепостном праве. С началом русско-ту-
рецкой войны 1768—1774 гг. под предлогом отъезда некоторых
членов комиссии на театр военных действий комиссия была рас-
пущена.

Несмотря на то, что попытка создания нового законодательст-
ва закончилась неудачей, работа Уложенной комиссии оказала
значительное влияние на последующую деятельность Екатери-
ны II. В наказах депутатов отразилось положение различных со-
словий, их пожелания во многом и определили направление
дальнейших реформ.

 

4. УПРАВЛЕНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
В КОНЦЕ XVIII в.

Павел I. Изменения в государственном управлении

 

Сын Екатерины II и Петра III Павел более 30 лет дожидался
осуществления своего права царствовать. Он вступил на пре-
стол уже зрелым человеком, имея сформированный план преоб-
разований. Первым делом все крупные чиновники Екатерины
были отправлены в лучшем случае в отставку, в худшем —
в ссылку. Ведущие должности при дворе заняли соратники но-
вого императора.

Павловские реформы едва ли можно назвать полными и за-
конченными. Но не стоит забывать, что на царствование Павла
приходится неполных пять лет. Целью его реформ стало укреп-
ление самодержавия, наведение строгого порядка в расстроен-
ном, по мнению Павла I, государственном аппарате. Объявив
себя защитником тронов и алтарей, Павел стремился оградить
свою власть от всякого проявления вольнодумства во всех сфе-
рах общественной жизни, требовал строгого подчинения.


В качестве защитника тронов и алтарей не только России, но
и Европы Павел принял под свое особое покровительство духов-
но-рыцарский Мальтийский орден и учредил в России его при-
орство. В 1798 г. Наполеон захватил Мальту. Оскорбленный Па-
вел принял на себя звание гроссмейстера ордена и объявил
Франции войну в союзе с Австрией и Англией. Позже к коа-
лиции примкнули Сардиния и Турция.

Экзальтированность, вспыльчивость часто приводили Павла
к непредсказуемым поступкам, жестокость и деспотизм соче-
тались в нем с обостренным чувством справедливости. Очень
важным для него было понятие чести в духе средневекового
рыцарства, во многом именно с этикетом были связаны его
указы. Отчасти разделяя пристрастия своего отца, Павел увлекался военным делом, преклонялся перед прусским королем Фридрихом II (1712—1786), которого считал образцом монарха. С приходом
Павла I к власти заметно возросла роль армии, в которой стали
вводиться прусские порядки, был усилен полицейский надзор за
частной жизнью всех слоев населения, введена ее строгая регла-
ментация. Внутренняя политика Павла I была проникнута духом
противоречия политике Екатерины И.

 

Первым важным правительственным актом в царствование Павла I стал новый закон о престолонаследии.

 


На протяжении большей части XVIII в. в России действо-
вал принятый Петром I в 1722 г. закон о престолонаследии,
позволявший царствующему лицу назначать наследника по
своему выбору. Этот закон должен был укрепить права само-
державного правителя, но в действительности лишь обострил
борьбу за власть, увеличив шансы различных претендентов
на престол. Новый закон о престолонаследии был подготовлен Павлом задолго до начала своего царствования и обнародован в день коронации императора, 5 апреля 1797 г. Был восстановлен до
петровский порядок перехода власти по прямой линии от отца
к старшему сыну. Именно таким образом, по мнению Павла I,
можно было укрепить самодержавную власть, чему в основном
и была посвящена вся деятельность императора. Считая, что самодержец может удержать власть в своих ру-
ках, только опираясь на авторитарную силу, Павел I стремился
к максимальной централизации, предельному усилению своей
личной власти. Для укрепления центрального управления бы-
ли восстановлены некоторые упраздненные при Екатерине II
коллегии, в частности, в 1796 г. — Мануфактур-коллегия,
в 1997 г. Камер и Берг-коллегии. Большинство административных вопросов решал сам император, возросло значение генерал прокурора Сената, который надзирал за высшими государственными учреждениями. На местах возросло влияние губернских прокуроров, которые следили за губернаторами и другими высшими губернскими чиновниками.
Административное деление России было несколько изменено:
уменьшено число губерний, возвращены прежние формы управ-
ления некоторым окраинам государства. Это направление деятельности Павла I развивалось в общем русле его политики усиления личной власти императора и центральных органов. Действие Жалованных грамот 1785 г. было во многом ограничено. Дворяне вновь обязаны были поступать на службу, переход с военной службы на гражданскую был ограничен, вновь были введены телесные наказания. Еще одна важная привилегия дворян — свобода от податей — тоже была упразднена: введен сбор на содержание губернской администрации. Губернские дворянские собрания были упразднены,уездные — сильно ограничены. Число дворян-избирателей сократилось примерно в пять раз, расширились права губернаторавмешиваться в дворянские выборы. Для обращения дворянствак императору теперь требовалось предварительное разрешение губернатора или генерал-прокурора.

 


В губернских городах вместо магистратов и дум были учреж-
дены ратгаузы (городские правления), которые ведали го-
родскими доходами, гражданскими и уголовными судебными
делами. Ратгаузам подчинялись приказы общественного при-
зрения, магистраты уездных городов. Чиновники ратгаузов час-
тью избирались населением, частью назначались Сенатом, пре-
зидент назначался императором. Деятельность этих органов
управления непосредственно контролировалась губернатором
и Сенатом.

 

При Павле I местное и сословное управление было огра- ничено, власть центральных органов усилилась.

 

Государство и церковь

 

На протяжении XVIII в., начиная с церковной реформы Пет-
ра I, в России шла открытая борьба между светской властью
и духовенством. Одним из главных в этой борьбе был вопрос
о церковных земельных владениях, окончательно решенный во
второй половине XVIII в.

Петр III, презиравший все русское, соответственно относил-
ся и к православной церкви. При нем были закрыты привычные
для состоятельных слоев домовые церкви, от духовенства тре-
бовали уничтожения икон, хотели заставить его носить светское
платье. В марте 1762 г. был издан указ о секуляризации насе-
ленных земель церкви: монастырские и архиерейские крестьяне
с землями передавались в ведение Коллегии экономии, подчи-
нявшейся Сенату.

Екатерина II, придя к власти и понимая важную роль духо-
венства в укреплении своего положения, желая заручиться его
поддержкой, отменила указ о секуляризации. Однако приоритет-
ными для императрицы были интересы дворянства, а ее отноше-
ние к церкви прекрасно характеризует тот факт, что в Уложен-
ной комиссии все духовенство страны было представлено одним
депутатом от Синода. В 1764 г. указ о секуляризации церков-
ных земель был восстановлен. Екатерина заявила, что цер-
ковные земли принадлежат государству, духовенство же долж-
но заниматься вопросами христианской веры, а не управлять
земными богатствами.

 


В результате секуляризации около миллиона крестьян были
Вревращены в особый разряд государственных крестьян,
Волучивших название экономических (в зависимости от управ-
лявшей ими Коллегии экономии), государству перешло более
8 млн десятин земли, число монастырей сократилось более чем
в два раза. После секуляризации на содержание духовенства
Выли назначены штатные оклады по трем классам, выдавалась
Вемля — для монастырей до 30 десятин, для архиерейских домов — от 6 до 9 десятин. В 1786 г. секуляризация была рас-
Пространена на Украину, тогда же была закрыта Коллегия
экономии, и бывшие церковные земли окончательно слились
с государственными.

Павел I рассматривал себя как главу государства и церкви,
духовенство — как состоящее на службе у государства сосло-
вие и в соответствии с этим заботился о своих «служащих».

И 1797 г. штатное содержание духовенства было увеличено:
денег стало выделяться примерно в два раза больше, чем при
Екатерине И, — до миллиона рублей; земельные наделы мона-
стырям были увеличены до 60 десятин, архиерейским домам —

до 30 десятин.

В целом секуляризация церковных земель во второй полови-
не XVIII в. позволила государству окончательно поставить ду- ховенство в зависимость от самодержавной власти.

* * *

В ночь с 11 на 12 марта 1801 г. произошел дворцовый пере-
ворот. Заговорщики во главе с петербургским военным губерна-
тором графом Паленом проникли во дворец с требованием, что-
бы император Павел подписал отречение от престола. Встретив
сопротивление, заговорщики убили императора. Новым россий-
ским императором стал старший сын Павла Александр I (1801 —
1825).

Как и предшествующие многочисленные дворцовые перево-
роты XVIII в., переворот 1801 г. не имел широкой социаль-
ной базы и преследовал единственную цель — отстранение
неугодного лица от власти. Какой-либо широкой политической
программы у заговорщиков не было. Однако этот переворот
имел ряд особенностей. Он произошел в то время, когда во всей
Европе абсолютистские режимы испытывали мощное давле-
ние. В страхе перед революцией Павел попытался до крайнос-
ти усилить свою власть. Неуравновешенность царя, чинимый
им произвол дискредитировали сам принцип самодержавия.


Объединяющей идеей заговора была борьба с деспотизмом
и произволом власти.

Итоги преобразований XVIII в.

1 В результате административной реформы была создал
на единая система центральных и местных органов власти.
Это привело к усилению влияния государства на все стороны жизни общества. Повышение эффективности работы
государственного аппарата позволило изменить политиче-
скую и экономическую жизнь страны.

2 Уравняв в правах служилых дворян и дворян-вотчинникое, сделав их экономически независимыми от государства, власть тем самым упрочила свое положение за счет расширения своей социальной базы. В то же время большая часть дворянства не поддержала преобразований.

3 Важным политическим достижением страны было по-
явление института свободной (относительно) прессы
В этом проявились некоторые либеральные установки Екатерины II.

4 Городская реформа заложила основы для формирования
купеческого сословия как единого целого.

5 Произошла некоторая демократизация управления:
были созданы выборные местные органы; дворяне сталищ
привлекаться к разработке законов в различных комитетах
при центральных органах власти; людям из других социаль-
ных групп был расширен доступ в дворянское сословие через
институт личного дворянства, даваемого по достижении
относительно невысокого чина на военной или штатской государственной службе.

6 Сложившаяся система управления страной отвечала
задачам времени и просуществовала около 100 лет.

7 Реформы четко определили границы сословий, их привилегии и положение по отношению к государству и оформили оциальную структуру общества.

Одновременно с изменением социально-политической об-
становки формировались и новые экономические условия, не-
обходимые для решения стратегических задач, стоящих перед
Россией:

• был введен институт частной собственности на землю,
наличие которой не зависело от государственной служ-
бы, что создавало потенциальную возможность большей


заинтересованности и эффективной работы дворян на сво-
ей земле;

• появились государственные банки, необходимые для раз-
вития земледелия, промышленности и торговли;

• купечество получило право собственности на фабрики
и ссуды для внутренней и внешней торговли;

• были отменены внутренние и увеличены таможенные по-
шлины. Это стимулировало развитие внутренней торговли
и фабричного производства, с 1724 г. по 1804 г. число
фабрик возросло со 195 до 2400, т. е. почти в 12 раз;

• возникла и стала развиваться система начального, средне-
го и высшего образования.

 

Вопросы для повторения

1. Чем обусловлено проведение губернской реформы 1775 г.?
Какие принципы были положены в ее основу?

2. Какую роль в реформировании системы государственного управ-
ления сыграла Уложенная комиссия?

3. Расскажите о сословном самоуправлении во время царствова-
ния Екатерины II. Какое место оно занимало в государственной сис теме управления?

4. Как изменилась система государственного управления при Павле I?
С чем это связано?

 

Глава VII




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.