Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В РОССИИ 14 страница




В 1722 г. нижние суды были упразднены и в каждой провин-
ции учрежден провинциальный суд в составе воеводы и асессо-
ров. В 1727 г. ликвидировали и надворные суды, а их функции
перешли к губернаторам. В губерниях и провинциях судебные
функции выполняли также некоторые должностные лица. На-
пример, воеводы и земские комиссары рассматривали дела о по-
бегах крестьян от помещиков, а камериры — дела, в которых
затрагивались интересы казны. Наиболее важные дела о госу-
дарственных преступлениях передавались в Преображенский
приказ и Тайную канцелярию или в Канцелярию тайных розыск-
ных дел. Преображенскому приказу, созданному для управления
потешными Преображенским и Семеновским полками, в 1697 г.
передаются все дела о политических преступлениях. В 1718 г.
создается Тайная канцелярия (в связи с делом царевича Алек-
сея), в дальнейшем она ведает делами «о злом умысле против
персоны его царского величества или измены, а также о возму-
щении или бунте». Преображенский приказ находился в Моск-
ве, а Тайная канцелярия — в Петербурге. После смерти Петра I
Преображенский приказ упраздняется, а в 1762 г. Петр III, при-
дя к власти, ликвидировал Канцелярию тайных розыскных дел,


отменил «Слово и дело». При Екатерине II учреждается Тайная
экспедиция Сената, которая расследовала и рассматривала наи-
более крупные дела по политическим преступлениям.

Специальные суды существовали для духовных лиц, церков-
ных и монастырских крестьян. Уголовные и гражданские дела
городского населения рассматривали городские магистраты,
а апелляционной инстанцией являлся Главный магистрат. Кре-
постных крестьян судили сами помещики, за исключением тех
случаев, когда речь шла о тяжких преступлениях.

Во главе прокуратуры стоял генерал-губернатор, а в губер-
ниях — губернские прокуроры. В уездах имелись уездные про-
куроры, так называемые стряпчие. Они осуществляли надзор за
деятельностью уездных учреждений, в том числе и судов.

Параллельно с гражданской судебной системой образовы-
вались военные суды. Высшей инстанцией в этой системе был
генеральный кригсрехт, рассматривавший наиболее важные
дела, связанные с государственными или воинскими преступле-
ниями. Нижней инстанцией был полковой кригсрехт, рассмат-
ривавший все остальные дела. Военные суды также были кол-
легиальными, при каждом из них состоял аудитор, наблюдавший
за законностью правосудия. Приговоры генерального кригсрех-
та выносились на утверждение в военную коллегию.

Новыми чертами организационной судебной системы
в первой четверти XVIII в. стали:

• коллегиальное устройство судов;

• попытки (правда, неудачные) отделить судебную ор-
ганизацию и функцию от административной;

• учреждение контроля за деятельностью судов со сто-
роны специально учрежденных органов (прокуроров,
фискалов, аудиторов), совмещение гражданской и во-
енной юстиции.

Абсолютистское государство первой четверти XVIII в. назы-
вают полицейским не только потому, что оно настойчиво вме-
шивается во все сферы общественной и частной жизни, но и по-
тому, что именно в этот период впервые были созданы профес-
сиональные полицейские органы.

В период с середины XVII в. до начала XVIII в. сословно-пред- ставительная монархия перерастает в абсолютную. Сословный строй приобретает черты замкнутости, консерватизма.

 

Форма правления при абсолютизме оставалась прежней — мо-
нархической, но содержание ее и внешние атрибуты изменились.


Власть монарха становится неограниченной. Переход к абсолю-
тизму характеризуется заметными изменениями в государствен-
ном механизме, создается сложная бюрократическая система
управления.

 

Реформа местного управления

 

Губернское управление. В начале своего царствования
Петр I пытался использовать прежнюю систему местного управ-
ления, постепенно вводя выборные элементы управления. Так,
указом 10 марта 1702 г. предписывалось участие в управлении
наряду с воеводами выборных представителей дворянства.
В 1705 г. этот порядок стал обязательным и повсеместным, что
должно было усилить контроль за старой администрацией.

В конце 1708 г. Петр I издал указ о разделении России на
8 обширных административных округов, названных губерниями.
Это были Московская, Ингерманландская (или Санкт-Петер-
бургская), Киевская, Смоленская, Архангельская, Казанская,
Азовская и Сибирская губернии. Они разделялись на провинции
во главе которых стояли воеводы, а провинции — на дистрикты.

Эта реформа совершенно изменила систему местного управ-
ления. Основная цель реформы — обеспечение армии всем
необходимым: с полками армии, распределенными по губерни-
ям, устанавливалась прямая связь губерний через специально
созданный институт кригскомиссаров.

Губернии возглавляли губернаторы, назначаемые царем. Они
ведали гражданским управлением, командовали войсками,
расквартированными на территории губернии, и объединяли
в своих руках судебную власть. Их помощниками были вице-гу-
бернаторы. Делопроизводством занималась губернская канцеля-
рия. При губернаторах существовали ландратские советы из 8—
12 человек, которые избирались дворянским собранием данной
губернии. При голосовании в ландратском совете губернатор
имел два голоса.

Кроме традиционно возлагавшихся на местных админист-
раторов забот о военных делах и финансах Петр I поручил
губернаторам совершенно новую деятельность — полицейскую.
Губернатор был начальником всех военных, пребывавших в гу-
бернии, собирал налоги, составлял общую ведомость всех до-
ходов и расходов по губернии, наблюдал за хозяйственной
городской деятельностью своей губернии.


Прежний областной правитель воевода, имевший огромную
власть, но недостаточно подчиненный контролю центрального
правительства, превращался в губернатора хозяина и опекуна
вверенной ему губернии, строго подчиненного и ответственно-'
го перед правительством. Губернией он управлял или непосред-
ственно, или же посредством присутственных мест с определив-
шимся порядком делопроизводства, строго обозначенным кругом
служебных прав и обязанностей должностных лиц, из которых-
слагалось каждое присутственное место. Главным таким местом;
являлось губернское правление, управляющее делами общего
благоустройства и безопасности в губернии. Кроме губернатора в состав губернского правления входили обер-комендант, отвечающий за военные дела; ландрихтер, т. е. губернский судья (с 1719 г. вместо этой должности был учрежден надворный суд); обер-комиссар, распоряжавшийся финансами; оберпровиантмейстер, ведавший хлебными запасами для
армии, и управитель дворцовых имений. У воевод в провинциях тоже были свои помощники: камерир (ведал сбором всех податей и налогов, заготовкой продовольствия для армии); рентмейстер, или казначей (занимался приемом, хранением и отпуском государственных средств); обер-комендант (правитель провинциального города, начальник местного гарнизона, правитель конторы рекрутских дел) и вальдмейстер
(заготавливал корабельный лес и занимался охраной лесов). Во главе дистриктов, или уездов, стояли выборные из числа
дворян — земские комиссары, помощниками которых были нижние комиссары, мостовые надзиратели и другие. Согласно реформе Петра I губернии были разделены на 45 провинций, во главе которых были поставлены губернаторы, вице-губернаторы или воеводы. Провинции делились на округа дистрикты. Администрация провинций подчинялась непосредственно коллегиям. Четыре коллегии располагали на местах собственным аппаратом из камеристов, комендантов и казначеев. Областная реформа, отвечая потребностям самодержавной власти, была в то же время следствием развития бюрократическойтенденции, характерной уже для предшествующего периода. Именно с помощью усиления бюрократического элемента Петр I амеревался решать все государственные вопросы. Реформа привела не только к сосредоточению финансовых и административных полномочий в руках губернаторов представителей центральной власти, но и к созданию на местах разветвленной иерархической сети
бюрократических учреждений с большим штатом чиновников.


Прежняя система «приказ—уезд» была удвоена: «приказ — губерния — провинция — уезд». Во главе провинции обычно
стоял воевода, финансовое и полицейское управление в уезде
возлагалось на земских комиссаров, частично избираемых уезд-
ными дворянами, частично назначаемых сверху.

Губернаторам перешла часть функций приказов (особенно
территориальных), их количество было сокращено.

Указ об учреждении губерний завершил первый этап рефор-
мы местного управления. Однако деление на губернии оказалось
слишком крупным и не позволяло осуществлять на практике
эффективное управление, особенно при существовавших тогда
коммуникациях. Поэтому в каждой губернии были крупные го-
рода, в которых управление осуществляла прежняя городская
администрация.

Реформа городского управления

Вокруг вновь образованных промышленных предприятий, ма-
нуфактур, приисков, шахт и верфей при Петре I появлялись но-
вые поселения городского типа, в которых стали формироваться
органы самоуправления. Уже в 1699 г. Петр I, желая предоста-
вить городскому сословию полное самоуправление по западному
типу, приказал учредить бурмистрскую палату в Москве, а по
городам учредить бурмистров «к расправным и купецким делам
и соборам» и «выбирать им в бурмистры меж себя погодно...
добрых и правдивых люден, кого они меж себя и по скольку
человек похотят».

Бурмистрские избы ведали сбором податей, налогов, несени-
ем повинностей городского населения, а также судом над ним.
В состав бурмистрских изб входили бурмистры — выборные от
купцов, фабрикантов, сотен и слобод. Выборы бурмистров про-
водились ежегодно. Бурмистры в свою очередь выбирали из сво-
ей среды на каждый месяц президента, который стоял во главе
избы.

В городах стали формироваться органы самоуправления: по-
садские сходы, магистраты, которые заботились о развитии тор-
говли и промышленности, об организации школ, осуществляли
финансовую деятельность и суд по гражданским делам.

Городское сословие стало оформляться юридически. В 1720 г.
в Санкт-Петербурге в связи с созданием коллегий, на правах кол-
легии был учрежден Главный магистрат, которому было пору-
чено «ведать все городское сословие в России».

 


По регламенту Главного магистрата 1721 г. горожане стали
делиться на регулярных граждан и «подлых» людей. Регуляр-
ные граждане, в свою очередь, делились на две гильдии. Пер-
вая гильдия: банкиры, купцы, доктора, аптекари, шкипея
ры купеческих судов, живописцы, иконописцы и серебряных
дел мастера. Вторая гильдия: ремесленники, столяры, портные
сапожники, мелкие торговцы. Гильдии управлялись гильдей-
скими сходами и старшинами. Низший слой городского насев
ления выбирал своих старост и десятских, которые могли доно-|
сить магистрату о своих нуждах и просить их об удовлетво-
рении.

По западноевропейскому образцу создавались цеховые орга-
низации, в которых состояли мастера, подмастерья и ученики,
руководимые старшинами. Все остальные горожане в гильдии не
вошли и подлежали поголовной проверке с целью выявления
среди них беглых крестьян и возвращения их на прежние места
проживания.

Деление горожан на гильдии оказалось формальным, так как
проводившие его военные ревизоры, прежде всего заботившиеся
об увеличении числа плательщиков подушной подати, про-
извольно включали в члены гильдий и лиц, не имеющих к ним
отношения. Появление гильдий и цехов означало, что корпора-
тивные начала противопоставлялись феодальным принципам хо-
зяйственной организации.

Органы полицейского управления. В XVII — начале
XVIII в. охраной порядка ведали воеводы, а в Москве — При-
каз земских дел. После проведения губернской реформы поли-
цейские функции были возложены на губернаторов и комендан-
тов. В Петербурге и Москве созданы специальные полицейские
органы. В 1718 г. в Петербурге была учреждена Главная канцелярия полицмейстерских дел, во главе которой стоял генерал-полиц мейстер. Канцелярия занималась поимкой беглых крестьян, «гулящих» людей и «прочих воров», организацией постоев войск, противопожарными мероприятиями, следила за чистотой улиц и т. д. Несколько позднее подобная канцелярия была создана и в Москве. Возглавлял ее обер-полицмейстер, который подчинялся петербургскому генерал-полицмейстеру и Московской конторе Сената. В остальных городах и сельских местностях полицейские функции возлагались на губернаторов, воевод и земских комиссаров, а непосредственное их выполнение на выборных от населения старост, сотских, пятидесятских и де-
сятских.

 


Реформа армии и военного управления

В XVIII в. перед Россией встала насущная задача — в ко-
роткий срок создать мощную армию, способную выполнять
функции защиты страны от нападения извне. Другими словами,
необходимо было создать регулярную армию, т. е. армию посто-
янную, кадровую, профессиональную. При Петре I была осуще-
ствлена военная реформа.

Сущность реформы заключалась в следующем. Были ликви-
дированы стрелецкие полки, слабо подготовленные в военном
отношении и к тому же политически неблагонадежные, упразд-
нено дворянское конное ополчение. Единственным видом войск
стали регулярные полки, обеспеченные оружием определенно-
го образца и одетые в единую военную форму. Солдаты отныне
обучались военному делу по единым уставам. Все регулярные
войска были полностью переведены на содержание государства.
Окончательно оформились основные рода войск — пехота, ка-
валерия и артиллерия, стали также создаваться инженерные
войска. Казачьи войска были включены в армию в качестве по-
стоянной составной части, тогда как раньше они привлекались
к участию в войне по мере надобности. В России был создан во-
енно-морской флот.

В этот период вводится рекрутская система комплектования
войск. Каждые 20 крестьянских или мещанских дворов в вели-
корусских губерниях должны были в определенный срок по-
ставить в армию одного рекрута. Служба для рядовых в армии
была пожизненной. Если рядовой состав армии и флота комп-
лектовался из крестьян и горожан, то офицерский — преиму-
щественно из дворян.

Для подготовки офицерского состава создается несколько
специальных школ (навигацкая, артиллерийская, инженерная),
но главной военно-практической школой подготовки офицеров
для армейских полков служили гвардейские полки — Преоб-
раженский и Семеновский, к которым в 1719 г. был добавлен
драгунский «лейбрегимент».

В конце царствования Петра I численность регулярной сухо-
путной армии в России доходила до 200 тыс. человек, в том чис-
ле в гвардии около 3 тыс., в армейских полках конных — около
42 тыс. и в пехотных — 75 тыс.; в артиллерии и инженерный
войсках — около 6 тыс.; нерегулярные войска, главным обра-
зом казаки, составляли около 100 тыс. человек. Военный флот
состоял из 48 линейных кораблей и около 800 галер и иных
судов с общей численностью экипажей около 28 тыс. человек.


Петровская государственная реформа, а также преобразо
вание армии привели, с одной стороны, к достаточно четком
разделению военной и гражданской служб, а с другой — озна-
меновались широким распространением практики участия про
фессиональных военных в государственном управлении. Это
выражалось, прежде всего, в регулярном использовании воен
ных, особенно гвардейцев, в качестве эмиссаров царя, наде-
ленных для исполнения своих поручений чрезвычайными пол
номочиями, что открывало им дорогу к применению репрессий
и насилия в отношении администрации и населения. Такое
сложное мероприятие государственной важности, как перепись
населения — ревизия, также было осуществлено силами во-
енных.

Подушная перепись привела к введению нового порядка со
держания и размещения войск. Полки были расселены на землях тех крестьян, с «подушного числа» которых взималась
подать на нужды этого полка. В итоге воинские части 200-ты
сячной армии размещались практически в каждом уезде страны
(за исключением окраин), причем постойная повинность, ранее
временная, становилась для большинства крестьян постоянной. Претворение в жизнь этой системы стало тяжким бременем для
крестьян. Изданные законы о поселении полков должны были регулировать отношения населения с войсками, однако на практике власть командира полка была выше власти местной гражданской администрации.

 

Влияние государственного управления
на общественные отношения при Петре I

В годы царствования Петра существенно была упорядочена
социальная структура общества, обозначены границы сословий,
их положение в общественной иерархии, права и обязанности.

Боярство и дворянство

• Указ 1714 г. о единонаследии окончательно уравнял поме-
стье с вотчиной, запретив дробить недвижимость между наслед-
никами. Вся недвижимость должна была доставаться одному из
сыновей, остальные должны были поступать на государственную
службу.

• «Табель о рангах» 1722 г. вводила строгий порядок про-
хождения этой службы. Служба (военная или гражданская)
состояла из 14 ступеней, продвижение по которым зависело от


личных способностей. Табель открыла доступ в дворянское сословие неродовитым.
Купечество

• Правительство стимулировало предпринимательскую дея-
тельность купечества путем передачи купцам на льготных усло-
виях казенных заводов. Владельцы мануфактур освобождались
от службы. Купцам было разрешено покупать к предприятиям
крепостных, т. е. владеть крепостными. Ранее это было исклю-
чительное право дворянства.

• Протекционизм во внешней торговле и таможенные тари-
фы надежно защитили российских мануфактуристов от конку-
ренции западных.

Посадские люди

• В 1722 г. городские ремесленники были объединены в це-
ха. Целью их создания была организация производства необхо-
димых для армии и флота товаров. В отличие от Запада русские
цеха не ограничивали размеров производства, а наоборот, раз-
решали мастеру держать большое количество подмастерьев.

Крестьянство

• После переписи 1718—1724 г. в России была введена
новая единица налогового обложения — мужская душа. Подуш-
ная подать заменила большое количество различных сборов.
В финансовом плане это увеличило доходы государства, в со-
циальном — окончательно оформило крепостное право, был
образован новый разряд государственных крестьян.

• Впервые в России была введена паспортная система. Каж-
дый крестьянин, уходивший на заработки, обязан был иметь
письменное разрешение от своего помещика с указанием срока
возвращения.

• С ростом мануфактур при отсутствии вольнонаемного тру-
да образовался новый слой крепостных — посессионные крестья-
не, т. е. приписанные к мануфактуре. Принятие «Табели о рангах» свидетельствовало о том, что бюрократическое начало в формировании государственного аппарата победило начало аристократическое. Профессиональные качества, личная преданность и выслуга становятся определяющими для продвижения по службе. Положительными чертами нового бюрократического аппарата стали профессионализм, специализация, нормативность; отрицательными — его сложность, дороговизна, работа на себя, негибкость.

Сформулированная «Табелью о рангах» новая система чинов
и должностей юридически оформила статус правящего класса.


Были подчеркнуты его служебные качества: любой высший чин
мог быть присвоен только после прохождения через всю цепочку
низших чинов. Устанавливались сроки службы в определенных
чинах. «Табель о рангах» уравнивала службу военную со службой
гражданской: чины и звания присваивались в обеих сферах,
принципы продвижения по службе были аналогичными, на прак-
тике, конечно, это не всегда соблюдалось, а знать получала оп-
ределенные преимущества при получении чинов и замещении
должностей. Но в целом закон был выгоден, прежде всего, ря-
довому дворянству, его представители получали реальную воз-
можность подниматься на такие вершины власти, о которых они
не мечтали раньше. Подготовка кадров для нового государственного аппарата стала осуществляться в специальных школах и академиях в России и за рубежом. Степень квалификации определялась не только чином, но и образованием, специальной подготовкой. Обучение дворянских детей осуществлялось часто в принудительном порядке (за уклонение от учебы налагалось взыскание).

Установление абсолютной монархии в России сопровожда-
лось широкой экспансией государства, его вторжением во все
сферы общественной, корпоративной и частной жизни. Усиле-
ние роли государства проявилось в детальной, обстоятельной
регламентации прав и обязанностей отдельных сословий и со-
циальных групп. Наряду с этим происходила консолидация пра-
вящего класса, из разных феодальных слоев окончательно сло-
жилось сословие дворянства.

Царь хотел иметь под рукой необходимые рычаги управления,
которые он зачастую создавал заново, руководствуясь сиюми-
нутными потребностями. Как и во всех других своих начинани-
ях, Петр при реформе государственной власти не считался
с российскими традициями и широко использовал известные ему
по западноевропейским вояжам структуры и методы управления.

Не имея четкого плана административных реформ, царь, ве-
роятно, все же представлял желаемый образ государственного
аппарата. Это строго централизованный и бюрократический ап-
парат, четко и быстро исполняющий указы государя, в пределах
своей компетенции проявляющий разумную инициативу. Это со-
ответствовало армии, где каждый офицер, исполняя общий при-
каз главнокомандующего, самостоятельно решает свои частные
и конкретные задачи. Тем не менее петровской государственной
машине было далеко до подобного идеала, который просматри-
вался только как тенденция, хотя и четко выраженная.

 


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ЧЕТВЕРТИ XVIII в.

 

Во второй четверти XVIII в. в государственной системе стра-
ны произошел ряд изменений. Борьба за трон длилась всю вто-
рую четверть XVIII в. Этот период русской истории назван
«эпохой дворцовых переворотов».

 

Причины дворцовых переворотов.
Борьба за власть

Согласно Указу о престолонаследии царствующий монарх
имел право назначить себе преемника по своему усмотрению.
Петр I умер 28 января 1725 г., не успев сделать этого. Долгие
его колебания объяснялись сложившейся в царской семье ситуа-
цией: сыновья Петра от второго брака Петр и Павел умерли
в младенчестве; после гибели царевича Алексея, противника от-
цовских преобразований, единственным наследником мужского
пола становился его малолетний сын Петр. Регентство при нем
могло быть отдано двум бабушкам: либо первой жене Петра I,
Лопухиной, постриженной в монахини, ярой противнице всех
петровских новшеств, либо второй жене Петра, Екатерине, от-
ношения с которой у Петра I накануне его смерти испортились.

При сословно-представительной монархии вопрос о новом
царе был бы поставлен перед земским собором. Но петровский
указ ликвидировал такую возможность. Однако этот указ содер-
жал также порядок наследования не только по завещанию, но
и по закону: при отсутствии сыновей власть могла наследовать
дочь. Однако старшая дочь Петра Анна была выдана замуж за
герцога Голштинского, присягнув не претендовать на русский
престол. Таким образом, по закону наследовать должна была
вторая дочь — Елизавета.

Но закон этот не был принят во внимание. Вопрос о власти
был решен узким кругом близких к трону высших чиновников
при поддержке гвардейских полков. Именно Преображенский
и Семеновский (а также добавленные к ним Измайловский
и Конногвардейский) полки стали орудием борьбы за власть
между соперничающими группировками. Правительницей стала
императрица Екатерина I.

После Петра I в России при императорах стали создаваться
советы, выполнявшие роль высших органов государственной

 


власти. В советы обычно входили наиболее влиятельные прей
ставители дворянской группировки, содействовавшие приходу
к власти императора.

В 1726 г. императрица Екатерина I по настоянию влиятел
ной группы знати учредила Верховный тайный совет, состав
ленный из шести членов (пять из них были представителями
новой знати — Меншиков, Толстой, Апраксин, Головкин и ино
странец Остерман, шестым был выходец из родовитого боярст
ва Голицын).

Совет стал высшим государственным органом, оттеснив Се-
нат, который перестал быть правительствующим и стал на
зываться высоким. Три главные коллегии (Военная, Адмирал
тейская и Иностранных дел) были непосредственно подчинены
Верховному тайному совету. Влияние в Совете сосредоточилось
в руках Меншикова.

Екатерина процарствовала недолго. Во время ее болезни пе-
ред смертью вопрос о преемнике был поставлен перед собра-
нием членов Верховного тайного совета, высших правительст-
венных учреждений Сената и Синода, командирами гвардии
и т. д. Вопреки желанию императрицы передать престол дочери
Елизавете это собрание высказалось в пользу малолетнего вну-ч
ка Петра I. Екатерина вынуждена была согласиться.

После ее смерти в 1727 г. согласно завещанию на престол
был возведен внук Петра I — Петр II, а Верховный тайный со-
вет взял на себя функции регента. Попытки Меншикова женить'
императора на своей дочери не удались, в результате заговора
в 1727 г. он был арестован, сослан в Сибирь, где и скончался
в 1729 г.

Падение Меншикова фактически означало новый дворцо-
вый переворот.

Во-первых, изменился состав Верховного тайного совета, в котором из вельмож петровского времени остался только Ос терман, а большинство приобрели представители аристократических семей Голицыных и Долгоруких.

Во-вторых, изменилось положение Верховного тайного сове-
та. 12-летний Петр II вскоре объявил себя полноправным прави-
телем, этим был положен конец регентству Совета.

Из Верховного тайного совета были исключены петровские
соратники, их места заняла старая родовая знать — Долгору-
кие и Голицыны. Однако смерть Петра II в 1730 г. накануне его
свадьбы с дочерью А.Г. Долгорукого положила конец устрем-
лениям старой знати.

 


Вновь встал вопрос о выборе императорской персоны. Почув-
ствовавшие власть высшие чины в государстве искали из
петровской родни наиболее неприспособленное к власти лицо.
Выбор был остановлен на Анне Иоанновне — дочери старшего
брата Петра I. Выданная замуж за герцога Курляндского и овдо-
вевшая Анна была далека от интриг русского двора. Но перед
тем как занять русский трон, Анна Иоанновна должна была под-
писать предложенные ей кондиции — особые условия, на ос-
новании которых она обязывалась ограничить свою власть: не выходить замуж без согласия Совета; не быть самодержавной императрицей, а делить власть с Советом; без ведома Верховного тайного совета: не объявлять войны и не заключать мира; не вводить новых налогов; не награждать чином выше полковника; не жаловать вотчин и не конфисковывать их без суда.
Верховный тайный совет брал на себя командование основ-
ной политической силой — гвардией.

Однако подписав кондиции, Анна Иоанновна по прибытии
н Россию встретила поддержку у широких слоев дворянства, ко-
торое съехалось в столицу на предстоящую свадьбу Петра II;
а попало на его похороны. Дворянство, подозревая «верховни-
ков» в узурпации власти, предпочло иметь одну самодержавную
императрицу вместо нескольких «государей». Дворянство было возмущено не столько самим ограничением императорской вла-
сти, сколько тем, что это ограничение произошло без его учас-
тия: кондиции были подготовлены тайно и лишь после подпи-
сания Анной оглашены. Недовольство дворянства заставило
«верховников» выступить с предложением к дворянству соста-
вить новый проект устройства власти в империи. Это нашло ши-
рокий отклик, «верховников» завалили проектами и записками.
Во всех этих проектах можно выделить следующие направления:

• требование избрания государя всем дворянством;

• открытое требование привилегий для дворянства.
Однако решающую роль в назревшем конфликте сыграла

гвардия, предпочитавшая иметь самодержавную государыню
и решительно поддержавшая Анну. Ознакомившись с проекта-
ми дворян о политическом переустройстве России, Анна Иоан-
новна притворно разыграла удивление по поводу подписанных
ею кондиций: «Как? — воскликнула она. — Разве эти пункты
составлены были не по желанию всего народа?» и разорвала их,
провозгласив себя самодержавной императрицей.

 


Верховный тайный совет был упразднен. Его место перешло
к Кабинету министров, места в котором заняли приближенные
императрицы. Кабинет министров фактически возглавил испол
нительную власть в стране, сосредоточив все государственное
управление. Сенат, состоявший к этому времени из пяти делам
таментов, сотрудничал с Кабинетом, осуществляя его решения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 437; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.048 сек.