Боярское засилье — причина не только материального ос- кудения государства, казны, но и ослабления военного могу- щества. Бояре «крепко за веру христианскую не стоят и люто против недруга смертною игрою не играют». Византийские вель- можи поработили страну, а «в котором царстве люди порабоще- ны, и в том царстве люди не храбры и в бою не смелы против недруга». Обосновав, таким образом, гибельные для государства последствия боярского засилья, Пересветов доказывает необходи- мость коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя.
Настоящая опора царской власти, по мнению Пересветова, в борьбе как с внутренними, так и внешними врагами — служи- лое дворянство, «воинники», страдающие от бояр-вельмож, вер- ные царю, готовые «против недруга государства играть смертной игрой». Не знатность рода и богатство, а личные заслуги пе- ред царем, преданность ему и храбрость должны определять положение «воинника» на государевой службе: «Кто царю верно служит, хотя и меньшего колена, и он его на величест- во подьимает, и имя ему велико дает и жалованья ему много прибавляет». Союз между царем и «воинниками» — необхо- димое условие проведения преобразований в Русском государ- стве.
В «Сказании о Магомете-султане» Пересветов обращает вни- мание на проведенные этим султаном преобразования: отмену наместничества и системы кормлений, изгнание из судов судей- мздоимцев и установление правосудия, военную реформу, запре- щение кабального холопства.
Особое место в предложениях Пересветова занимает военная реформа. Пересветов рекомендует царю создать постоянное вой- ско, находящееся на денежном содержании. Ведущую роль в ар- мии должны играть служилые дворяне. Для поднятия боеспо- собности войско следует обучать «науке воинской» и установить в нем строжайшую дисциплину: кто сбежит с поля боя, тот бу- дет казнен «царские смертною казнью». Важное место в войске должны занимать стрельцы, вооруженные огнестрельным оружи- ем, «огненною стрельбою гораздо ученою».
Вместе с предложениями Пересветова провести военную ре- форму следует рассматривать и высказанные им идеи ограни- чения кабального холопства. Порабощение боярами холопов не только наносит ущерб материальному благосостоянию государства, но и ослабляет армию, основную массу которой составляют холопы.
Для укрепления государства Пересветов предлагает царю быть жестоким и грозным, так как «без таковые грозы правды в царство не можно ввести». Сильная, неограниченная и при необходимости жестокая царская власть — залог величия государства, его процветания. «Царь кроток и смирен на царстве своем, и царство его оскудеет, и слава его снизится. Царь на царство грозен и мудр, царство его ширеет и имя его славно по всем землям».
Антибоярская направленность программы Пересветова отра- жала чаяния формирующегося дворянства, связывавшего свои надежды с сильной царской властью. Произведения Пересвето- ва содержали программу укрепления и развития самодержавия. Многое из предлагаемого Пересветовым было реализовано в проводимых Иваном IV реформах и в Судебнике 1550 г. Часть идей была воплощена в жизнь позднее, в частности предложе- ние о введении постоянного войска.
Наиболее видным представителем боярской оппозиции уси- лению царской власти стал князь A.M. Курбский — один из сподвижников Ивана IV, происходивший из древнего княжеско- го рода, член Избранной рады, участвовавшей некоторое время в управлении государством. Командуя русской армией в Ливон- ской войне, Курбский узнал о грозившей ему опале и бежал в Литву.
В своих трех письмах Ивану IV и написанной в эмиграции «Ис- тории о великом князе Московском» Курбский пытается оправдать свое бегство, ссылаясь на феодальное право «отъезда», на царские притеснения и казни боярства. Он обвиняет Ивана IV в том, что тот «правил не по старине», что он жесток, несправедлив, нахо- дится под влиянием «лукавых монахов».
Самодержавие царя, царские реформы Курбский отвергает, противопоставляя им государя, правящего с Избранной радой, советующегося с Думой и своими боярами, не посягающего на боярские вольности и привилегии, в том числе и на право «отъ- езда». Он утверждает, ссылаясь на Цицерона, что нет государ- ства, если не действуют законы, нет правосудия, не соблюда- ются старые обычаи. Разумеется, Курбский не ратовал за восстановление порядков феодальной раздробленности, он понимал преимущества централизованного государства. Курбский вел речь лишь об ограничении самодержавия, власти царя, разделении ее между царем и боярами. Главная тема писем Курбского — «тирания Грозного». Он видит причину всех зол в личных качествах Ивана Грозного.
Протест Курбского против укрепления самодержавия вызвал резкий отпор Ивана IV. В письмах к Курбскому царь использу- ет аргументы челобитных Пересветова для обоснования своей самодержавной власти.
Царская власть — от Бога, и сопротивление ей — «Божьему поведению» сопротивление. «Самодержавства Божьим изволени- ем почтен то высокого князя Володимира»,— писал Иван IV Курбскому. Любые ограничения власти им решительно отверга- ются: российские самодержцы изначала владеют всем государ- ством, а не бояре и вельможи, которые ведут государство к ос- лаблению («горе граду им же мнози овладевают»), к княжеским усобицам и произволу. Напрасно Курбский ссылается на право «отъезда». Его бегство — это измена отечеству и царю. Царская опала, казни бояр-изменников, по убеждению Ивана IV, оправ- данны: «таких собак везде казнят».
Переписка Ивана IV с Курбским — отражение острой идей- ной борьбы, развернувшейся на Руси вокруг социальных и по- литических преобразований, проходивших в период формиро- вания централизованного государства и укрепления самодер- жавия.
В целом в развитии русской политической мысли в этот период можно выделить два основных этапа.
На первом этапе (XI—XIII вв.) преобладало внимание к внешнеполитическим проблемам: идея независимости Русско- го государства прослеживается, начиная со «Слова о законе и благодати» Илариона. Органически связанной с ней была внутриполитическая проблематика: задачи преодоления феодаль- ной раздробленности, идея единства Русской земли. Вершиной политической мысли этого этапа, аккумулирующей названные проблемы, стало «Слово о полку Игореве», проникнутое патрио- тизмом и историческим оптимизмом.
На втором этапе (XIV—XVI вв.), после освобождения от татаро-монгольского ига, преодоления феодальной раздроблен- ности и централизации государства, приоритетными были внут- риполитические проблемы: развитие идей сильной самодержав- ной власти, ломающей все виды оппозиции, усиление крепост- ничества.
Идейные движения рассматриваемого периода оставили за- метный след в истории страны, послужили базой для разви- тия русской политической мысли периода становления и ук- репления абсолютизма.
Вопросы для повторения
Расскажите об основных понятиях темы:
посадские люди, заповедные лета,
тягло, Юрьев день,
старожильцы, Освященный собор,
новоприходцы, земские избы,
половник, губные избы,
серебряник, опричнина,
урочные лета, земщина,
торговая казнь, облихование,
лихое дело, тирания.
Глава V
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЕЙ В XVII в.
Подъем Российского государства, начавшийся в XIV в., был обусловлен целым рядом экономических и политических фак- торов.
Власть государя достигла неограниченной полноты прав и опиралась на сильную централизованную систему управления.
Однако при всей своей централизации управление не было приведено в стройную систему прочных учреждений и не совер- шалось на основании неизменных законов.
Общая тенденция развития государственной системы России во второй половине XVII в. — переход от самодержавия с Бо- ярской думой и боярской аристократией, от сословно-предста- вительной монархии к абсолютной монархии.
Абсолютизм — это форма государственного правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздель- но принадлежит монарху. При абсолютизме феодальное государ- ство достигает наивысшей степени централизации, создаются разветвленный аппарат, постоянная армия и полиция, деятель- ность органов сословного представительства, как правило, пре- кращается.
Система государственного устройства и управления в XVII в. была следующей: во главе государства стоял государь, лицо которого являлось источником всякой власти — законодатель- ной, судебной и исполнительной. До второй половины XVII в. существовали земские соборы, являвшие собой совет предста- вителей всей земли. До конца XVII в. огромную роль играла Боярская дума.
Боярская дума
В Думу входили представители четырех думных чинов: бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки. Самым важным
и престижным был первый чин — боярин. В этот чин царем назначались лица из двух десятков самых знатных фамилий, потомков правящих фамилий Древней Руси, а также старых мо- сковских боярских родов. Окольничими становились князья и потомки московских бояр. Все они были выходцами из 60 наи- более древних и знатных фамилий. Чин думных дворян полу- чали дворяне, выбившиеся «в люди» благодаря личным заслу- гам, долгой и верной службе государю; здесь не было ни одного князя. Исключение представлял Кузьма Минин — нижегород- ский торговец, представитель «третьего сословия», получивший чин думного боярина за спасение Отечества в год иноземного разорения. В целом думными дворянами стали в XVII в. пред- ставители 85 фамилий мелкого российского дворянства.
Думные дьяки за службу назначались из простых приказных дьяков, а иногда и подьячих. В их функции входили доклад дел в Думе и формирование ее решения.
Кроме того, в старинных списках вместе с боярами и думны- ми людьми упоминаются старшие придворные чины: конюший, дворецкий, казначей, оружничий, кравчий, ловчий. Великие князья вводили в Думу своих родственников, князей удельных, а также приглашали на совет и митрополита Московского. Чис- ленный состав Боярской думы менялся. В конце 70-х гг. XVII в. в ней было 97 человек: 42 боярина, 27 окольничих, 19 думных дворян и 9 думных дьяков. Таким образом, аристократический характер Думы сохранялся, хотя в Думу все больше проникало дворян и дьяков. По указанию царя на заседаниях Думы обсуждались наиболее важные государственные дела: объявление войны, заключение мира, сбор чрезвычайных налогов, принятие нового закона, спорные вопросы по представлению приказов, по жалобам отдельных лиц. Решение Думы становилось законом или его разъяснением, и Дума являлась законодательным, распоряди- тельным и контролирующим органом.
Председателем Думы был царь, в его отсутствие — знатный боярин по поручению царя. В случае когда царя не было, реше- ние Думы признавалось проектом и требовалось его окончатель- ное утверждение государем. Особое внимание в Думе уделялось дипломатическим и военным вопросам. Дума контролировала дипломатическую переписку. Для переговоров с иностранными послами Дума создавала временные «ответные» комиссии, а по- том заслушивала отчеты о ходе этих переговоров. Обязанности секретаря Думы по внешним связям исполнял дьяк, возглавляв- ший Посольский приказ.
XVII в. был периодом существенного роста роли Боярской думы, поскольку царская власть в период Смутного времени была ослаблена. Особенно повысилось значение Думы, когда в 1606—1610 гг. на престоле был Василий Шуйский. Он под- чинился требованиям бояр и принял от них крестоцеловальную грамоту, что означало небывалое ограничение власти царя. После его низложения вся полнота власти временно перешла к Боярской думе. Она состояла тогда из семи влиятельных бояр, поэтому ее правление получило в истории название семибояр- щины.
В середине XVII в. роль Боярской думы постепенно снижа- ется, что было одним из признаков усиления в России абсолют- ной монархии. Наряду с Боярской думой при царе существовала так называемая Ближняя, или Тайная, дума — узкий круг особо доверенных лиц, советников верховного правителя. Для управле- ния текущими делами в случае отъезда царя из столицы Бо- ярская дума создавала временные комиссии; более важные де- ла посылались «в поход» царю. При Боярской думе с 1681 по 1694 г. существовала Расправная палата, в которую входили 11 членов и более. Это был особый судебный отдел для рассмот- рения спорных гражданских дел.
Несмотря на снижение роли Думы в государстве во второй половине столетия, она по-прежнему вместе с царем руководи- ла страной в интересах феодалов. Окончательное ее падение от- носится ко времени правления Петра I.
Земские соборы
В XVII в. земские соборы оставались органами сословного представительства, но роль их существенно изменилась: воз- росло представительство дворян и посадских людей. В течение XVII в. значимость земских соборов была различной. В начале столетия из-за социальных потрясений, иностранных вторжений, ослабления государственной власти роль земских соборов рез- ко возросла.
Это было время, когда соборы играли наиболее важную и прогрессивную роль в общественно-политической жизни Рос- сии. Например, приговор, вынесенный Земским собором 30 июня 1611 г. в «безгосударное время», признается актом общеисто- рической значимости.
Особая роль выпала на долю Земского совета (или Совета всей земли), созданного в период Второго ополчения в 1612 г.
В него входили представители боярства и духовенства, священного чина и посадских людей. Этот совет учредил в Ярославле временные приказы (Поместный, Разрядный, Восточный, Мона стырский и др.) и денежный двор. По существу, он превратился в верховный орган власти (законодательной и исполнительной), решающий вопросы внутренней и внешней политики.; В Земский собор, или Совет всея земли, времен Первого и Второго ополчения входили представители боярства и дворянства, священного чина и посадских людей. На избирательный Собор 1613 г. пригласили наряду с ними представителей дворцовых и черносошных крестьян (всего было примерно 800 человек).
Соборные депутаты получали от избирателей «полные и креп- кие достаточные приказы», т. е. наказы, представляли интересы своих сословий, своего «мира» и могли говорить об их нуждах «вольно и бесстрашно», как об этом пишет призывная грамота Д. Пожарского и Д. Трубецкого.
И в годы Смуты, и в начале правления царя Михаила цент- ральная власть, сильно ослабленная, остро нуждалась в под- держке «всей земли». Земские соборы, по существу, преврати- лись в этот период в орган распорядительной власти, в котором большую, даже решающую роль играли представители дво- рянства и посадских людей. Отмечалось, что: «Смута создала условия, которые дали выборному элементу решительное преоб- ладание над должностным и тем сообщили земскому собору ха- рактер настоящего представительного собрания». В то время, по его же наблюдению, людьми овладели «новые понятия», дотоле неведомые: «совет всея земли», «общий земский совет», «всена- родное собрание», «крепкая дума миром», Собор 1613 г. «можно признать первым достоверным опытом действительного народно- го представительства», писал В.О. Ключевский. Как известно, на этом соборе царем был избран 16-летний Михаил Романов (1596 1645). Новая царская династия Романовых утвердилась на русском престоле с 1613 г., ее представители правили страной 300 лет. За царями Романовыми утвердился пышный титул «Божией ми- лостью Великий государь, царь и Великий князь, Всея России самодержец», в котором главенствует идея о божественном про- исхождении власти. В XVII в. сложилась концепция богоизбран- ности Романовых; ее автором был кесарь Троице-Сергиева мо- настыря Авраамий Палицын. В первые годы правления Михаила Федоровича страна переживала разруху, испытывала огромные финансовые трудности.
И царь нуждался в поддержке различных слоев населения, осо- бенно торговых людей, владеющих денежными средствами. В этот период земские соборы заседали почти непрерывно. Они превратились в органы распорядительной власти, где решающую роль играли представители дворянства и посадских людей и пер- вое время по-своему выражали волю «всей земли». Однако после возвращения из польского плена в Москву в 1619 г. митрополита Филарета, отца царя Михаила Романова, и об- разования постоянного правительства роль земских собо- ров и соборных депутатов уменьшилась, они стали собираться реже.
Если в период 1613—1622 гг. соборы действовали почти не- прерывно, то с 1622 по 1632 г. они не собирались. В период 1632—1653 гг. земские соборы созывались редко, но вопросы, которые они рассматривали, были очень важными: Соборное уложение 1649 г., восстание в Пскове, русско-польские, русско- крымские отношения, воссоединение Украины с Россией, вопрос об Азове. Земские соборы этого периода характеризуются ак- тивным выступлением сословных групп, предъявляющих тре- бования правительству. После 1653 г. деятельность соборов снижается и только в 1683—1684 гг. отмечается небольшой взлет, оказавшийся кануном их падения. Эта тенденция выра- жала перерастание сословно-представительной монархии в аб- солютную.
Свои функции соборы выполняли с соизволения и по указа- ниям верховной власти, которая была озабочена тем, чтобы после страшного разорения побыстрее «земля устроить». Для этого и собирали в столицу выборных людей, «которые б уме- ли рассказать обиды и насильства, и разоренье», наметить ме- ры для общего устроения дел в государстве, «чтобы во всем поправить, как лучше». Собор был орудием в руках правитель- ства.
Однако в дальнейшем монархия уже перестает нуждаться в соборах. Главной ее опорой становятся армия и бюрократиче- ский аппарат. Укрепляется приказная система управления.
Приказы
В XVII столетии вместо немногочисленной группы лиц к ра- боте в государственных учреждениях России приходит особая специальная прослойка, получившая общее наименование при- казных людей.
Приказные люди — специальная, в XVII в. сформировавшая- ся в сословную группа служилых людей, основной обязанностью которых была работа в государственных учреждениях в центре и на местах.
Особенностью первой половины XVII в. также было широкое распространение временных приказов, хотя они оформлялись законодательным актом об их создании, определении функций, штата, бюджета и назначении главы. Отличались они от постоянно действующих функциональным и экстерриториальным характером, оперативностью работы.
Когда в 10—20-е гг. XVII в. восстанавливалась система го- сударственного управления, разрушенная в Смутное время, начали функционировать примерно 20 центральных учреждений. Необходимость больших финансовых расходов на хозяйственные нужды привела к усилению фискальной деятельности прика- зов. Поэтому были воссозданы также и четвертные приказы, создан ряд новых постоянных и временных центральных учреж- дений по сбору налогов (приказ Большой казны).
Усиление значимости в ходе Смутного времени таких со- циальных групп, как дворянство и казачество, предопределили возрождение Поместного приказа, ведавшего массовой раз- дачей земель, и Казачьего приказа.
Новым для приказной системы было формирование Патри- аршего упрощения в связи с возрастанием роли в управлении государством патриарха Филарета. С этого времени в стране установилось тройное деление приказной системы государствен- ных учреждений (государственные, дворцовые, патриаршие при- казы).
Ведомство каждого приказа создавалось вследствие исто- рической потребности в новом органе. Одни приказы ведали во всех отношениях какой-то территорией государства (Сибирский приказ, Костромская четь и т. д.), другие — управляли опре- деленной категорией населения (Приказ холопий — холо- пами, Стрелецкий — стрелецким войском и т. д.); третьи за- ведовали определенным родом дел (Разбойный — уголовной юстицией, приказ Большой казны — финансами, Разрядный — военными делами, Посольский — дипломатическими сношения- ми и т. д.). Наряду с крупными приказами существовали мелкие, вроде Аптекарского, ведавшего придворно-медицинской частью, Каменного, наблюдавшего за каменными постройками. Так же, как приказы, были устроены дворцовые учреждения, которые носили
характер домашних хозяйственных контор царской семьи (мас- терские палаты и др^Ц
Организация всех приказов была приблизительно одинако- ва. Они состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие состояло из начальника приказа (часто члена Думы) и «то- варищей». Они назывались судьями и были подчиненными по отношению к начальнику, поэтому, будучи по форме колле- гиальным, приказное присутствие на деле таковым не бы- ло: дела решались не большинством присутствующих, а по усмотрению старшего. В мелких приказах также не было коллегиальности: делами ведал один начальник, без товари- ща. Канцелярия состояла из подьячих под начальством дья- ков; численность и тех и других зависела от размеров при- казной деятельности.
В XVII в. число приказов увеличилось с 44 в 1626 г. до 55 в 1698 г. Важнейшие приказы (Посольский, Разрядный) возглав- ляли думные дьяки. Допускалось совместительство, т. е. служ- ба дьяков одновременно в двух приказах. Боярин Б.И. Морозов, например, был одновременно судьей в пяти приказах.
Во многих приказах штат не превышал 10 человек. В таких приказах, как приказ Большого прихода, Новгородской четверти, Разбойный, штат состоял из 22—27 человек. Особую группу представляли четыре крупнейших приказа: Поместный (73 че- ловека), Большого Дворца (73). Казанского дворца (46), Разряд- ный (45).
В 1637 г. в системе приказов появился новый территориаль- ный приказ — Сибирский, выделившийся из Казанского для управления вновь присоединенными землями Сибири.
Приказы издавали разнообразные документы: жалованные грамоты, указы от имени царя, памятки, наказы-инструкции должностным лицам, доклады и пыточные грамоты. Системати- зировались грамоты путем издания сводных документов — ус- тавных грамот \
Во второй половине XVII в. в жизни России происходят су- щественные изменения: окончательно оформилось крепостное право, в то же время формируется всероссийский рынок, углуб- ляется социальное расслоение деревни, происходят городские восстания, вспышки национального движения в Поволжье, мощная крестьянская война под предводительством Степана Разина. Одновременно удается вернуть основную часть ут- раченных в начале века земель. Продолжает осваиваться Си- бирь, оборонительная линия продвигается на юг, юго-восток,
юго-западно осваивываются новые плодородные земли, создаются новый города. Все эти процессы не могли не сказаться на государственных органах.
После принятия Соборного уложения 1649 г., удовлетворив шего основные требования дворянства и верхушки посада, и» политическая активность ослабела. Дворянство было больше всего заинтересовано в подавлении сопротивления закрепощен- ных крестьян. Поскольку старый государственный аппарат плохо! справлялся с этими задачами, потребовалось изменить формы правления путем усиления абсолютистских начал и пере стройки армии.
Особенностью абсолютизма в XVII в. являлось отсутствие постоянной армии и регулярной финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, собиравшегося для каждой военной кампании, и стрелецких полков, в мирное время за- нимавшихся промыслами и торговлей. Финансовая система не была единой, сбор налогов находился в ведении разных прика- зов, так же как и их распределение. Не было единой налоговой системы. Налоги и повинности были как постоянные, так и вре- менные, вводимые правительством в связи с конкретными собы- тиями, например с войнами.
Смутное время начала XVII в. сильно отразилось на армии. Общая численность ратников резко уменьшилась, и ее удалось восстановить только к началу 30-х тт. С 1630 г. в России началось создание полков нового строя — солдатских, рей- тарских, драгунских. Через 20 лет в эти полки стали про- водить наборы из крестьян и посадских людей. Постепенно росла численность солдат и стрельцов, в то время как роль поместной конницы снижалась. Если в 1651 г. дворян и де- тей боярских было 37,5 тыс. человек, то в 1680 г. — 15,8 тыс. На службу в русскую армию начали поступать иностранцы. Стало единообразным вооружение полков: мушкеты и ка- рабины вместо тяжелых пищалей, ручные гранаты, полковая артиллерия, нарезное многоствольное оружие, пушечные гра- наты. Изменения в XVII в. коснулись всех государственных учреждений. Наблюдается бюрократизация верховного управле- ния. Уменьшается значение Боярской думы: в конце века она превращается в своеобразный совещательный орган приказных судей. Об изменении характера Думы говорит увеличение ее неродовитой части — думных дьяков (от 2—3 до 11 —12 че- ловек).
Происходят существенные изменения в приказах как цент- ральных учреждениях. Возникли новые территориальные приказы для управления освобожденными новыми землями (Литовский и Малороссийский), а также два приказа, связанных с новыми явлениями в управлении: Монастырский и Рейтарский, соз- данный для организации управления войсками нового строя, по- степенно сменявшими дворянское ополчение.
Особое место в приказной системе занял приказ Тайных дел, возглавлявшийся самим царем. Он был создан в 1654 г. и просуществовал до 1675 г. Приказ являлся учреждением нового типа, он осуществлял контроль за деятельностью осталь- ных приказов, но прежде всего он был личной канцелярией паря- Для этого времени характерно развитие дворцовых учреж- дений, их количество возросло с 14 до 19, а в 1664 г. выделился специальный Судный дворцовый приказ. В конце 50-х гг. соз- дан Счетный приказ, контролировавший финансовую деятель- ность приказов. В 80-е гг. провели реформу по укрупнению при- казов, что обусловило сокращение их числа до 37—38.
В 1682 г. отменено местничество, т. е. принцип занятия должности в зависимости от знатности происхождения и слу- жебного положения предков. «Разрядные книги», где фиксиро- вались родословные и назначение на должности, сожгли. С это- го времени утвердился принцип служебного соответствия.
Так как местные учреждения не справлялись с поиском бег- лых крестьян, организовывались комиссии или приказы сыскных дел. Только за 1658—1663 гг. из Поместного приказа было от- правлено на места 25 комиссий. С 60-х гг. XVII в. создание ко- миссий приняло массовый характер.
Вторая характерная черта развития приказов этого периода — резкое возрастание количества занятых в них людей. Если число приказных людей в России составляло в 40-е гг. XVII в. 1611 чело- век, то в 90-е гг. оно увеличилось почти в три раза и достигло 4567 человек. Из них большая часть была занята в московских приказах, а 1918 человек — в местных государственных учреж- дениях.! В связи с ростом численности бюрократического аппарата оплата труда чиновников становилась существенной статьей государственных расходов. Правительство предпринимало попытки уменьшить их оклады и приостановить рост их численности. Тенденция к увеличению штатов обусловила потребность в подготовке кадров, годных для приказных работ. Такая подготовка была организована при Поместном приказе.
Местное управление
Положение страны в годы Смуты постоянно ухудшалось, В целях усиления власти на местах губные и земские органы управления дополняются воеводами, присылаемыми из центра. В городах и их уездах назначаемые из московских приказов вое- воды совмещали в своем лице и военную, и гражданскую власть.
Воеводы назначались по воле и усмотрению царя вследствие челобитной, которую предварительно рассматривал один из дум- ных дьяков; само назначение шло через Разрядный приказ или через другой приказ, в ведение которого находилось данное вое- водство.
Воеводы имели обширный круг деятельности: «дела военные; дипломатические; финансовые и хозяйственные; заботы о достав- лении народу благосостояния; безопасность; дела судебные».
Назначение воевод (сменяемых через 1—2 года службы) осу- ществлял Разрядный приказ, но в служебно-административном отношении воеводы подчинялись тем приказам, в которых веда- лись соответственно их города.
В города, являвшиеся важными военно-административными или экономическими центрами, назначались два воеводы, из ко- торых один являлся старшим. Должностные лица, которые подчинялись воеводам, были следующие: письменные головы, городовые приказчики и городничие, осадные, засечные, стрелецкие, казачьи, пушкарские головы, ям- ские, становые, слободские, осторожные приказчики, приказчики при соляных озерах. Выборными должностями при воеводах были таможенные и кабацкие головы, целовальники, губные и земские старосты.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление