Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В РОССИИ 8 страница




Изменились и сами отношения великого князя с младшими
князьями. Великий князь перестал быть первым среди равных
и оказался по отношению к удельным князьям в положении гос-
подина. Право отъезда формально отменено не было, но отъезд
постепенно начинает рассматриваться как крамола (измена).

* * *

Таким образом, ведущими тенденциями и события-
ми периода XII—XV вв. стали утверждение феодаль-
ной раздробленности вследствие распада Киевской
Руси, установление жесткого монголо-татарского ига,
длившегося почти 250 лет, начало объединения рус-
ских земель в единое государство во главе с Москов-
ским княжеством.

В период монголо-татарского ига государствен-
ность Руси была сохранена, хотя право на управление
своим княжеством князья получали от ханов Золотой
Орды.

В XIV—XV вв. в социально-экономическом развитии
основными факторами были интенсивный рост фео-
дального землевладения и связанный с этим процесс
поглощения феодалами крестьянской общины, во-
влечения в систему феодальной зависимости и экс-
плуатации новых масс сельского населения. Основной
формой крупного феодального землевладения в XIV в.
была вотчина — княжеская, боярская, церковная".

Однако даже во второй половине XV в. в Северо-
Восточной Руси преобладали так называемые черные
земли, для которых было характерно общинное зем-
левладение крестьян с индивидуальным владением
приусадебным участком и пашенной землей, а также
выборное крестьянское волостное самоуправление
под контролем княжеской администрации — намест-
ников и волостелей.

Вовлечение всей массы сельского населения в сис-
тему феодальных отношений привело к исчезновению
многих старых терминов, обозначавших в прошлом раз-
личные категории сельского населения (люди, смерды,


изгои) и появлению к концу XIV в. нового термина «кре-
стьяне».

В XIV—XV вв. на Руси начинается процесс объе-
динения русских земель в единое централизованное
государство и борьба за освобождение от монголо-та-
тар. Возглавило эту историческую миссию Московское
княжество, ставшее экономическим, политическим
и культурным центром, где сформировалась великорус-
ская народность.

 

Вопросы для повторения

1. Назовите причины феодальной раздробленности на Руси.

2. Охарактеризуйте государственное управление в русских землях
в домонгольский период.

3. Назовите особенности политического строя и управления в Нов-
городской земле.

4. Каковы были итоги монголо-татарского нашествия для государ-
ственности Руси?

5. Назовите факторы, способствовавшие возвышению Москвы.


Глава IV

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РОССИЕЙ В КОНЦЕ XV—XVI в.

 

1. ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ
ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО УПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВОМ

 

После длительного периода раздробленности в XIV в. посте-
пенно начался процесс политического объединения русских
земель. Он начался с «феодальной концентрации» — террито-
риального роста и политического усиления отдельных княжеств,
превращавшихся в «великие княжения». В начавшейся между
ними борьбе за политическое преобладание выявлялся общерус-
ский политический центр, возглавивший борьбу за объединение
разрозненных русских земель. Таким центром стало Московское
княжество. Можно выделить три группы предпосылок образования Русского централизованного государства: политические, экономические и социальные.

Политические предпосылки:

— сохранение Северо-Восточной Русью, находящейся под ор-
дынским игом, своей государственности и православия;

— вступление Золотой Орды в конце XIV в. в период фео-
дальной раздробленности;

— дальновидная политика московских князей;

— превращение Москвы в религиозный центр русских земель
в результате переноса митрополичьей кафедры из Владимира
в Москву;

— превращение Московского княжества в центр освободи-
тельной борьбы против ордынского ига.

Экономические предпосылки:

— расширение поместного землевладения;

— необходимость усиления связей между княжествами, вве-
дение единой денежной системы, единых мер веса, объема
и длины для создания более благоприятных условий развития
торговли;

— углубление процесса отделения ремесла от сельского хо-
зяйства;

— рост и укрепление городов как торгово-ремесленных центров.

 


Социальные предпосылки:

— потребность феодалов в сильной княжеской власти, обла-
дающей эффективным административным аппаратом и армией
для подавления народных выступлений;

— потребность служилого дворянства в могущественном
и богатом князе, дающем земельные владения в качестве пла-
ты за службу;

— потребность горожан в сильной княжеской власти, способ-
ной преодолеть разобщенность русских земель, обеспечить ус-
ловия для обмена товарами;

— стремление всего населения к освобождению от ордынско-
го ига. В результате действия всех этих факторов вокруг Мо-
сквы постепенно объединились многие русские земли. Этот
объединительный процесс занял около двух веков. В нем
обычно выделяют три этапа:

1. Конец XIII — 80-е гг. XIV в. Этот этап характеризуется
началом хозяйственного подъема в русских землях, особенно на
Северо-Востоке, образованием там новых княжеств, борьбой за
великое Владимирское княжение между Суздальско-Нижегородским, Московским и Тверским княжествами, в ходе которой решался вопрос о центре, вокруг которого будут объединяться русские земли. На этом этапе происходит возвышение Московского княжества и активизируется борьба с Золотой Ордой. Конец XIV в. — 1462 г. Этот период характерен борьбой великого московского князя с московскими удельными князьями и дальнейшим объединением русских земель вокруг Москвы. 1462—1533 гг. В эти годы происходит завершение поли-
тического объединения русских земель вокруг Москвы, освобож-
дение от ордынского ига и создание государственного аппарата
нового Русского государства. Решающий этап объединения русских земель связан с деятельностью великого князя московского Ивана III (1462—1505): в 1463 г. он присоединил княжество Ярославское, в 1472 г. Был покорен обширный пермский край, в 1478 г. уступил воле московского князя «Господин Великий Новгород», а в 1485 г. Пала Тверь, старая соперница Москвы. Независимый Новгород, настаивавший на сохранении старых порядков и прежней «вольности в князьях» (т. е. права города изгонять и призывать князей по своему усмотрению), много раз навлекал на себя гнев великих князей. На протяжении XV в. великие князья московские много раз ходили с войском на строптивых новгородцев. Эти столкновения всегда заканчивались

 


заключением договора князя с вольным городом «по всей воле»
новгородцев, однако влияние Москвы постоянно усиливалось.

В 1471 г. после смерти новгородского архиепископа Ионы,
которому удавалось сдерживать вражду между Новгородом и ве-
ликим князем московским, новгородское вече раскололось:
часть новгородцев настаивала на том, чтобы и далее оставать-
ся под рукою московского великого князя, другая призывала
пригласить на новгородское княжение князя из Литвы. К поли-
тическому конфликту добавился и религиозный: принявшая
Флорентийскую унию православная церковь Литвы в русских
землях считалась отошедшей от истинного христианства. Угро-
за отпадения Новгорода вызвала решительные меры со сторо-
ны Москвы — был организован крупный военный поход. На ре-
ке Шел они новгородцы были полностью разбиты. Новгород дол-
жен был уплатить 15 тыс. рублей контрибуции (огромная по тем
временам сумма) и подчиниться московскому князю на новых
условиях. Главным было условие не приглашать князей из
Великого княжества Литовского. Иван III предпринял попытку
решительно изменить республиканское устройство Новгорода на
монархический государственный порядок. В 1478 г. под угрозой нового похода новгородцы вынуждены были подчиниться требованию Ивана III, снять вечевой колокол и отменить выборные должности посадников. Вечевая республика пала. Политическое устройство московской земли было перенесено и на Новгород Великий (с некоторыми особенностями).

Военному завоеванию подверглась и Тверь. В 1485 г. твер-
ской князь Михаил был обвинен Иваном III в измене за намере-
ние взять себе жену из Литвы. Тверской князь бежал в Литву,
и после двух дней осады Тверь сдалась. Однако Иван III не
решился сразу уничтожить тверскую государственность. Ве-
ликим князем тверским стал внук тверского князя по женской
линии и сын Ивана III Иван Иванович Молодой.

Присоединение Пскова произошло в княжение Василия III
(1505—1533), сына Ивана III. В 1510 г. Псков, всегда призывав-
ший только московских князей, окончательно утратил свою не-
зависимость. В 1514 г. был присоединен Смоленск. Его жители
сами открыли ворота московским войскам во время русско-ли-
товской войны. В 1521 г. Рязанское княжество, давно находив-
шееся в политической зависимости от московских князей, было
присоединено территориально.

В отношении к Орде Иван III с самого начала своего прав-
ления держал себя как независимый государь. Он прекратил


выплату дани и вступил в союз с крымским ханом, противни-
ком Большой Орды (так назывался остаток Золотой Орды).

В 1480 г. хан Большой Орды Ахмат решил восстановить
власть над Русью и с большим войском двинулся к русским зем-
лям. Московское войско выступило против неприятеля. Войска
противников подошли с двух сторон к пограничной реке Угре
и долго стояли на ее противоположных берегах, не решаясь
начать сражение. В начале ноября, когда начались ранние мо-
розы, Ахмат поспешно отступил. Так окончательно рухнуло иго,
тяготевшее над Русью более двух веков.

В 1497 г. был введен свод законов единого Русского государ-
ства — судебник Ивана III, по которому вся полнота власти бы-
ла сосредоточена в руках государя. Его приближенные входили
в совещательный орган — Боярскую думу, которая действова-
ла по принципу «государь указал, бояре приговорили».

Судебник ограничивал права крестьян на переходы: они мог-
ли уходить от землевладельца лишь в течение двух недель в го-
ду (неделя до и неделя после) Юрьева дня — 26 ноября, упла-
тив феодалу особый налог — пожилое. В конце XV в. центром православия стала Москва. Иван III после смерти жены вторым браком женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог, взял византийский герб двуглавого орла, позже соединенный с московским гербом Георгия Победоносца. В виде венца (короны) при Иване III была использована шапка Мономаха. В документах впервые появляется название «Россия». Усиление власти великих князей московских, успехи политики объединения земель отразились в принятии Иваном III титула «самодержец Всея Руси». В 1485 г. к этому титулу был присоединен и титул «государь Всея Руси». Возросшая роль Москвы получила обоснование в ряде произведений политической литературы — «Повести о Флорентийском соборе», «Послании о Мономаховом венце», «Сказании о князьях Владимирских». Эти произведения связаны общей идеей величия московских государей, считавшихся наследниками римского императора Августа и получивших знаки царского достоинства (скипетр, державу и корону) от византийского императора Константина Мономаха. Эта идея нашла свое развитие и в теории «Москва Третий Рим», впервые сформулированной псковским монахом Филофеем в начале XVI в. Согласно этой теории история человечества представляет собой историю трех великих всемирных государств, чье возникновение, расцвет и дальнейшая судьба направлялись волей Бога.

 


Первое из них (Рим) пало из-за ереси. Второе (Византия) было
завоевано турками из-за унии 1439 г., заключенной на Флорен-
тийском соборе. Третьим Римом после этого стала Москва —
хранительница православия. Она будет им до предначертанного
Богом конца света, «а четвертому не быти», и московский госу-
дарь — «высокопрестольный, вседержавный, богоизбранный» —
наследник власти бывших великих государств.

 

2. РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ

 

Объединение русских земель в одно целое еще не означало
создания централизованного государства.

Объединение — простое соединение земель, уничтожение
границ между княжествами.

Централизация — создание единого государственного аппа-
рата, строгая система подчинения местных органов власти цент-
ральным.

Объединение земель московские князья начали еще в XIV в.,
однако о централизованном государстве можно говорить толь-
ко с XVI в. Так, некоторое время после присоединения Твери
там сохранялась местная система управления, сориентированная
на носившего титул тверского князя Ивана Ивановича Молодо-
го. Новгород долгое время сохранял право вести собственные
внешние сношения с иностранными державами.

Система государственных органов в период объединения еще
только складывалась. Существовало два ведомства — казна
и дворец центрального управления. Дворец ведал личными
(дворцовыми) землями великого князя. Казна была не только
хранилищем денег, но и государственным архивом и являлась
как бы прототипом канцелярии. Политическое управление было
ориентировано на великого князя. Он являлся главнокомандую-
щим войска, назначал наместников и волостелей в присое-
диненные земли. Территория государства делилась на уезды
(соответствовали старым княжествам) и волости. Наместники
и волостели получали управление территориями «в кормление»,
т. е. им полагалась часть судебных пошлин и налогов с на-
селения. Отсюда происходили различные злоупотребления.
Наместники собирали не только налоги, но и средства в свою
пользу. Боярство, съехавшееся в Москву со всей русской

 


земли, образовало высший управленческий слой в государстве.
Усиливалось местничество — иерархическая система занятия
должностей в зависимости от знатности рода. Должности дава-
лись не по способностям, а по знатности.

Формирование государственного аппарата осуществлялось
также по принципу местничества, основанному на критериях
знатности происхождения. Чем родовитее был человек, тем
более высокий пост в государственной иерархии он мог зани-
мать. Принцип местничества создавал условия для превращения
боярства в замкнутую корпорацию, ставящую сословные инте-
ресы выше государственных, что снижало уровень профессио-
нализма управления.

Великие князья начали создавать себе новую опору в дво-
рянстве. Источниками формирования дворянства были «слуги
под дворским», свободные люди и даже холопы. Свободные
люди и холопы, привлекаемые на военную службу, получали от
великих князей землю на правах поместья (помещались на его
землях, отсюда возникло слово «помещик»). В своем правлении
государь все больше опирался на дворян, которые находились
на службе при его дворе.

Таким образом, в XV в. на Руси формируется вторая форма
феодального землевладения — поместная. В отличие от вот-
чины поместье было условным владением, предоставляемым на
срок службы и не передаваемым по наследству. Служилое дво-
рянство стало для великого князя опорой в борьбе с феодаль-
ной аристократией, которая не желала поступиться своей неза-
висимостью. В связи с присоединением удельных княжеств их правители (княжата) утратили свою самостоятельность, однако оставались наиболее крупными землевладельцами, занимали руководящие посты в войсках, в случае войны выступали с собственной дружиной.

В XV в. изменились состав и положение боярства. Его числен-
ность при московском дворе во второй половине XV в. возросла
в четыре раза. Произошло это за счет удельных князей, пришед-
ших на службу великому князю. Поэтому старинное московское
боярство было оттеснено на второй план. Кроме того, изменилось
содержание понятия «боярин». Раньше оно означало принад-
лежность к определенной социальной группе (крупным феодалам),
теперь складывается иерархия придворных чинов, даваемых за
службу, возникает придворный чин введенный боярин, который
жаловал великий князь. Основная масса прежнего боярства по-
лучала второй придворный чин — чин окольничего. За ним шли


дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков
и т. д. Определенное социальное положение устанавливалось
и княжескими грамотами. Княжеские грамоты, устанавливавшие различные льготы или привилегии феодальной знати, назывались жалованными. По предмету пожалования они разбивались на несколько групп:

1 вотчинные грамоты, т. е. дарственные акты, закреплявшие
переход недвижимой собственности (например, земли) в руки
феодалов;

2 льготные, или иммунитетные, грамоты, освобождавшие
феодала от суда наместника или волостеля (в силу чего феода-
ла судить мог только князь) и подчинявшие население вотчин-
ному суду;

3 обельные грамоты, освобождавшие привилегированных
землевладельцев от податей и повинностей в пользу князя;

4 охранные, или заповедные, грамоты, которыми великокня-
жеская власть усиливала охрану прав и привилегий феодалов,
ставя их под особенную защиту. Управление княжескими землями и дворцом осуществлял Государев двор, включавший думных чинов, а также близких к ним представителей высших придворных должностей (дворецких, казначея, кравчих, постельничих, ловчих, сокольничих, ясельничих и других), московских чинов (стольников, стряпчих, «больших» дворян, дьяков, шатерничих, жильцов) и «выбор из городов» — дворян от уездных корпораций. Дворецкий ведал двором и дворцом князя в столице, всеми княжескими землями, вел все княжеское хозяйство. Ему подчинялись княжеские слуги, дворяне и все другие дворецкие, ведавшие дворами и дворцами князя в других городах княжества. Следующей по рангу была чисто придворная должность окольничего. Окольничий сопровождал великого князя во всех их походах и поездках. Позднее окольничие всегда ездили впереди княжеского «поезда», оборудовали стоянки и назначали дворы для княжеской свиты, ведали состоянием дорог и мостов. Дворцовое хозяйство делилось на составные части пути, что дословно означало «прок, выгода, доход». Существовали Сокольничий путь, ведавший княжеской птичьей охотой; Конюший путь, занимавшийся конюхами, лошадьми и государственными лугами. Известны Ловчий, Чашничий и Стольничий пути, имевшие слободы по производству воска, сбору меда, ловли рыбы и пушного зверя. Кормления и пути жаловались боярам за службу в качестве вознаграждения. Часть государственных до-
ходов шла в пользу должностных лиц.

 


Казначей ведал княжеской казной, куда кроме денег вхо-
дило и все ценное дворцовое имущество (золотые сосуды, це-
пи, кресты, драгоценные камни, меха), и таможенными дохода-
ми. Боярину-казначею подчинялись все остальные казначеи
и тиуны, ведавшие княжеским имуществом, хранившимся в дру-
гих городах.

В Московской Руси как должности, так и чины одинаково
назывались чинами, многие из московских чинов имели смешан-
ный характер должностей и почетных званий. Эти обстоятель-
ства затрудняют их классификацию.

Два высших чина боярина и окольничего имели исключитель-
но значение почетных званий. Лица в звании бояр занимали
высшие должности и присутствовали в Боярской думе. Им по-
ручалось управление главными приказами, они назначались вое-
водами полков, управляли областями в качестве наместников
и воевод, выполняли дипломатические поручения, принимали
участие во всех торжественных событиях царского двора, осу-
ществляли управление Москвой во время отсутствия государя,
сопровождали его в поездках и походах.

Лица в звании окольничих занимали должности того же ро-
да, что и бояре, но с меньшим значением.

Чин думного дворянина — третий из высших чинов также
имел преимущественно значение почетного звания.

Эти три звания первого разряда давались соответственно
знатности человека. Эти звания не составляли лестницы чинов,
последовательно проходимой служащими, но жаловались неза-
висимо один от другого, смотря по родовитости фамилии, к ко-
торой принадлежали жалуемые лица.

Чины стольников и стряпчих давались только избранному мо-
сковскому дворянству. Для родового «городового» дворянства
эта цепь чинов увеличивалась лишним звеном, чином жильца —
низшего придворного звания.

Из лиц, служивших в высших думных чинах и придворных, или
московских чинах (стольников, стряпчих, дворян московских
и жильцов), составлялся государев полк — царская гвардия.

В целом иерархия московских чинов-званий представлялась
в следующем виде: бояре, окольничие, думные дворяне; стольники, стряпчие, московские дворяне; жильцы, выборные дворяне из городов, дворовые дети боярские, или дворяне, городовые дети боярские.

В конце XV в. в службу Ивану III перешли князья из запад-
норусских областей, принадлежавших тогда Польше и Литве.


Западнорусские князья не становились подданными великого

князя всея Руси, а получали специальное звание служилых

князей сохранявших владетельные права на свои уделы и на
имевших никакого московского чина. Однако через некоторое
время после присоединения их уделов к Москве князья по-
лучали чины бояр.

В течение XV и XVI вв. служилые князья постепенно утра-;
тили свои уделы. Взамен уделов они получали вотчины в дру-
гих областях государства. Так, Иван Воротынский вместо Воро-
тынска получил Одоев, а его сын Михаил владел только третью
города, да и то по личному пожалованию. Во время правления
Ивана III бояре и княжеские слуги уже практически не пользо-
вались правом отъезда, а в 1534 г. в Московском государстве
было принято новое правило о не отъезде служилых людей.

Русский историк С.Ф. Платонов писал: «Иван III Васильевич,
одаренный большим умом и сильной волей, блестяще повел свои
дела и, можно сказать, закончил собирание русских земель под
властью Москвы, образовав из своих владений единое Велико-
русское государство. Сначала его политика была удельной, а за-
тем эта политика стала национальной. Вместе с объединением
северной Руси совершалось превращение московского удельно-
го князя в государя-самодержца всей Руси».

 

Централизация Московского государства обусловила создание централизованного государственного аппарата управления и новой структуры власти.

Московское государство в XV в. оставалось монархией. Ве-
ликий князь являлся главой государства и имел широкий круг
прав — законодательных (издавал законы), исполнительных
(осуществлял государственное руководство), судебных. По мере
централизации государства власть великого князя усиливалась
и изменялась. Первоначально свои законодательные, админист-
ративные и судебные полномочия великий князь осуществлял
только в границах собственного домена. С падением значимо-
сти удельных князей великий князь стал подлинным властите-
лем всей территории государства.

С 1480 г. московские князья стали и фактически и юридичес-
ки независимыми, т. е. суверенными государями. Княжеской
власти придавался божественный статус, что положило начало
оформлению на Руси цезаризма.

Однако власть монарха в России в этот период оставалась
ограниченной. Значительную роль в системе государственных


органов играла Боярская дума. Историки относят оформление
Думы к XV в. По сравнению с прежним княжеским советом
Дума отличалась большей юридической и организационной
оформленностью. Теперь она была постоянно действующим ор-
ганом, ее состав был относительно стабильным. В Думу входи-
ло от 5 до 12 бояр и около 12 окольничих. Это был совещатель-.
ный орган. При такой малочисленности состава советниками
государя были только те аристократы, на которых он мог пола-
гаться.

Великий князь не обязан был считаться с мнением Думы, но
фактически любое его решение должно было получить одобре-
ние боярства, иначе в жизнь оно не проводилось. Поэтому бо-
ярство осуществляло через Думу политику, угодную ему.

Постепенно система дворцово-вотчинных органов превраща-
лась из органов, обслуживавших личные нужды князя, в обще-
государственные учреждения, т. е. выполняла задачи по управ-
лению всем государством. Например, в функции дворецкого уже
входили вопросы, связанные с землевладением церковных
и светских феодалов, а также общий контроль над местной ад-
министрацией. Кроме того, если прежде выполнение княжеского
поручения носило временный характер, то теперь оно превра-
щалось в постоянную службу.

Усложнение функций дворцовых органов потребовало соз-
дания большого и разветвленного аппарата управления: росло
число дьяков, которые специализировались на выполнении дел
определенного круга. Самостоятельным ведомством стала вели-
кокняжеская казна (она выделилась из состава дворцовой служ-
бы), была создана большая дворцовая канцелярия с архивом
и другими подразделениями.

В XV в. началось перерастание дворцово-вотчинной системы
в приказную систему управления, что также способствовало
централизации Российского государства.

Местное управление

С объединением земель и ростом великокняжеской власти
страну переставали делить на уделы и вводили деление на уез-
ды. Это были наиболее крупные административно-территориаль-
ные единицы. Уезды делились на станы, а станы — на волос-
ти. Но поскольку границы государства расширялись и различ-
ные местности входили в его состав в разное время, полного
единообразия в административно-территориальном делении еще


не было: наряду с уездами сохранялись земли, существовали
разряды — военные округа, а также губы — судебные округа.

Возглавляли отдельные административные единицы предста-
вители центра — должностные лица. Уезды возглавляли на-
местники, волости — волостели. Содержание этих должност-
ных лиц осуществлялось за счет местного населения, получения
от дего «корма». Говоря современным языком, в набор корзи-
ны «корм» входили натуральные и денежные поборы, судебные
и другие пошлины (конское пятно, полавочное, поворотное и др.).

Кормленщики содержали свой аппарат управления (тиунов,
доводчиков и пр.), имели свои военные отряды. Они не были за-
интересованы в делах управления вверенными им территориаль-
ными подразделениями, поскольку сроки их назначения были
непродолжительными (один-два года).

Наместники и волостели нередко проявляли заботу лишь
о личном обогащении за счет неконтролируемых законных и не-
законных поборов с местного населения, что вызывало его не-
довольство. Системой кормлений были недовольны не только
местные жители, но и поднимающееся дворянство, поскольку
оно страдало от злоупотреблений кормленщиков.

С конца XV в. на местах стала формироваться система по-
лицейских служителей — бирючей, тюремных сторожей, па-
лачей и т. д.

Городское управление

Значительную роль в объединительном процессе играли го-
рода, которые находились в зависимости от феодального госу-
дарства или феодалов. Город делился на две части: собственно
город — место, огороженное стеной, крепость (детинец), где
проживали в основном представители княжеской власти, гарни-
зон и слуги местных феодалов; торгово-ремесленный посад, рас-
положенный вокруг городских стен. Проживающие в крепости
освобождались от налогов и государственных повинностей,
жители посада (ремесленники) несли тягло — комплекс
натуральных и денежных повинностей в пользу государства.
В XV в. в города выделился круг состоятельного купечества —
гости и сурожане. Гости вели иноземную торговлю, сурожане
торговали с Крымом.

Верхушка городского населения активно поддерживала поли-
тику централизации. Верхи горожан формировали свои корпора-
тивные органы (сотни) и требовали освобождения от тяжелого


тягла, ликвидации в городах привилегированных феодальных
промыслов и торгов («белых слобод»).

В этот период самоуправления в городах еще не было. На-
местники и волостели наряду с уездами и волостями управляли
и городами, находившимися на их территории. Позже появились
специальные органы городского управления. В XV в. утверди-
лась должность городчика, по существу, военного коменданта
города, осуществлявшего надзор за состоянием городских укре-
плений, выполнением местным населением повинностей, связан-
ных с обороной. К концу XV в. роль городчиков возросла: им
были предоставлены широкие полномочия в земельной, финан-
совой и других сферах управления, причем не только в городе,
но и прилегающем уезде. Они стали именоваться городовыми
приказчиками и подчинялись великокняжеским казначеям.
Иногда на один город назначались два приказчика и более.
Должность городовых приказчиков замещалась местными
землевладельцами, главным образом дворянами и детьми бояр-
скими. Поэтому для дворян и детей боярских это был свой ор-
ган местного управления, а для великого князя — надежные
проводники политики централизации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 566; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.057 сек.