Церковь была крупнейшей организацией, обладавшей огром- ным имуществом, прежде всего землями. Церковь имела свою юрисдикцию и судебные органы, собственные военные форми- рования. Во время ордынского ига православные митрополиты получали от ханов ярлыки, закреплявшие привилегии церкви. Организационная структура церкви была сложной. Органы цер- ковного управления включали епископаты, епархии, приходы. Во главе церкви стоял митрополит.
Однако к концу XV в. князьям удалось в обмен на сохране- ние в неприкосновенности земельных имуществ церкви добить- ся признания верховенства над ней светской власти.
Создание единой правовой и судебной системы
Большую роль в укреплении центральной государственной власти сыграло развитие общерусского феодального права, соз- дание единого кодекса законов, действие которых распространя- лось на всю территорию Русского государства.
В этот период правовая система Руси сделала еще один шаг вперед. Нормативно-правовые акты становятся основным источ- ником права.
Наиболее значительные из них можно было бы классифици- ровать по двум основаниям.
Во-первых, выделить памятники светского и церковного права.
Во-вторых, светские правовые документы разделить по органам, их принявшим:
— указы царя и Боярской думы;
— акты земских соборов;
— акты собраний сословных представителей.
Самым значительным источником права первой группы стал Судебник 1497 г. Он внес единообразие в судебную практику Русского государства.
Судебник 1497 г. имел и другую цель — закрепить новые об- щественные порядки, в частности постепенное усиление роли мелких и средних феодалов — дворян и детей боярских.
Источниками Судебника явились Русская Правда, Псковская судная грамота, текущее законодательство московских кня- зей. При этом более половины статей было написано заново, а старые нормы существенно переработаны. Судебник 1497 г. содержал главным образом нормы уголовного и уголовно-про- цессуального права. Нормы гражданского и обязательственно- го права регламентировались в нем менее детально, чем в Рус- ской Правде. Очевидно, нормы Русской Правды действовали в Московском государстве наряду с Судебником. В значительной степени это связано с тем, что в отличие от уголовных граж- данские правоотношения развивались более медленно, они существенно не изменились по сравнению с предшествующим периодом, мало изменились и правовые нормы, их регули- рующие.
Под преступлением понимались всякие действия, которые так или иначе угрожали государству или господствующим слоям и поэтому запрещались законом. В отличие от Псковской судебной грамоты Судебник дает для обозначения преступления понятие «лихое дело». В отличие от Русской Правды Судебник рассматривал холопа как человека, способного самостоятельно отвечать за свои поступки и преступления. В соответствии с изменением понятия «преступление» усложнялась и система наказаний. Судебник вводит такой вид государственных преступлений (неизвестный Русской Правде
и лишь намеченный в Псковской судной грамоте), как крамолу и подым.
Под крамолой понималось деяние, совершаемое преимущест- венно представителями господствующего класса. Именно как крамолу великие князья рассматривали отъезд бояр к другому князю.
Сущность понятия «подым» вызывает споры. Можно предпо- лагать, что подымщиками называли людей, поднимающих народ на восстание. Мерой наказания за государственные преступле- ния была смертная казнь.
Судебник предусматривал наказания за целую систему иму- щественных преступлений (разбой, татьба, истребление и повреждение чужого имущества) и преступлений против личности (убийство, оскорбление действием и словом).
Были введены также новые наказания — смертная и тор- говая казнь, причем эти меры применялись за большинство пре- ступлений. Закон не определял виды смертной казни.
Торговая казнь состояла в битье кнутом на торговой площа- ди и часто влекла за собой смерть наказуемого. Помимо указан- ных в Судебнике, практика знала и такие меры наказания, как лишение свободы и членовредительство (ослепление, отрезание языка и т. д.). В этот период происходило развитие старой формы суда состязательного процесса — и появилась новая форма судопро-изводства — розыск.
Розыск отличался от состязательного процесса тем, что суд сам возбуждал, вел и завершал дело по собственной инициати- ве и исключительно по своему усмотрению. Подсудимый был скорее объектом процесса. Главным способом «выяснения исти- ны» при розыске являлась пытка.
В 1550 г. был принят новый Судебник, в котором отразились изменения в российском законодательстве, происшедшие с 1497 г. Новый сборник содержал существенные дополнения к ранее действовавшему законодательству. Важное значение имело положение о том, что все последующие законодательные акты должны включаться в Судебник. К новым нормам относились положения об ответственности наместников по искам о причинении ими имущественного вреда. От суда наместников освобождались дворяне и служилые люди. В Судебнике регламентировалось правовое положение кабальных людей, устанавливался порядок оформления кабальных грамот (возраст лиц, могущих стать кабальными, их социальное
положение и др.). Закон вводил также некоторые ограничения прав наместника.
Из других документов первой группы источников следует на- звать Уставные грамоты наместничьего управления, которые являлись основными документами, определявшими судебные и административные полномочия наместников и волостелей. Губные и земские грамоты устанавливали порядок организации земских и губных органов и их компетенцию. Наиболее ранни- ми уставными грамотами были Двинская (1397—1398) и Бело- зерская (1488).
Была также создана новая редакция Русской Правды, так называемая Сокращенная из Пространной, приспособлявшая древнерусское право к новым условиям. Действовало и обычное право.
Появился ряд указов верховной власти, продолживших про- цесс закрепления крестьян: указ о заповедных летах, запре- тивший переход крестьян в Юрьев день (1581), указы об «уроч- ных летах», определившие срок сыска беглых крестьян (1597 и 1607), а также ряд указов царя по конкретным вопросам.
Судебная система состояла из ряда инстанций:
1 суд наместников великого князя;
2 приказной суд;
3 суд Боярской думы или самого великого князя. Параллельно действовали церковные и вотчинные суды.
Атрибуты государственности
Создание нового государства шло параллельно созданию но- вой государственной идеологии. Иван III добавил к своему титу- лу «великий князь» сначала слово «государь» (что по поняти- ям того времени означало «хозяин», «господин»), а затем «всея Руси» (претендуя, таким образом, на все русские земли, како- му бы князю они ни принадлежали). Титулование московского князя стало предметом жарких дипломатических споров. Вели- кий князь литовский, например, упорно отказывался признать новый титул, прекрасно понимая скрытую в нем политическую программу.
Иван III свободно распоряжался своим престолом. После смерти своего старшего сына Ивана он решил передать престол не второму своему сыну Василию, а внуку (сыну Ивана Ивано- вича) Дмитрию. Венчание на царство Дмитрия-внука впервые сопровождалось пышным церковным обрядом. В сопровождении
митрополита Иван ИГ в соборе торжественно возложил на пре- емника шапку Мономаха, напоминая ему о происхождении и вы- соком положении русских князей, а митрополит совершил бла- гословение и молебен за нового князя. Венчание на царство сына Ивана IV (1547) закрепило этот обряд.
Специально для обоснования царского происхождения рус- ских князей была разработана новая генеалогия. Она выводила родоначальника русских князей Рюрика от римского императора Августа. Согласно этой официально признанной версии Рюрик являлся потомком в четырнадцатом колене Пруса (личность вы- думанная) — родственника императора Августа, который при разделе своей империи отдал Прусу земли, получившие от име- ни его название «Пруссия».
Активно утверждалась и идея о божественном происхожде- нии власти князя. Большую роль в разработке идей новой го- сударственности сыграли выходцы из Византии, приехавшие в Москву вместе с Софьей. В Московском Кремле при дворе ве- ликого князя вводится пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора.
3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В XVI в.
Социальный строй Московского государства в XVI в.
В конце XVI в. на Руси насчитывалось около 7 млн человек. Густо были заселены центральные районы, земли по берегам Волги (от Твери до Нижнего Новгорода), Новгородско-Псков- ская земля. В этих землях проживали более 1,5 млн человек. В середине XVI в. здесь была самая высокая плотность населе- ния — около 5 человек на 1 кв. км.
В Москве было около 100 тыс. человек, в Новгороде и Пско- ве — по 30 тыс., в Можайске — 8 тыс., в Серпухове и Ко- ломне — примерно по 3 тыс. человек.
Наиболее развитыми городами были Новгород, Псков, Вологда, Великий Устюг, Казань, Ярославль, Соль Камская, Калуга, Нижний Новгород, Тула, Астрахань. Были основаны Орел, Белгород, Воро- неж, а после присоединения Казанского и Астраханского ханств — Самара и Царицын. После начала освоения Сибири построили Тюмень и Тобольск и в 1584 г. в связи с потребностями внешней торговли — Архангельск.
Характерной чертой этого периода было усиление сословного характера общества. Сословиями, как известно, называются большие группы лю- дей, которые имеют определенные обязанности и права, пе- редающиеся по наследству. В России все сословия были обя- заны служить государству, отличались они лишь характером возложенных на них повинностей.
Часть населения, служилые люди, несли непосредственно боевую службу, другая часть, тяглые люди, несли «тягло», т. е. выполняли определенные обязанности в пользу государст- ва и служилых людей.
Боярство. Во главе служилого сословия стояла небольшая группа людей, около сотни боярских фамилий, в большинстве титулованных — потомков бывших великих и удельных князей. Они владели обширными вотчинами и пользовались большим влиянием в государстве. Они входили по назначению государя в состав Боярской думы и занимали все высшие должности в военном и гражданском управлении. Однако опричнина Ивана Грозного, тяжелый хозяйственный кризис конца XVI в. и потря- сения Смутного времени пошатнули экономическую силу бояр- ства и ослабили его влияние. Многие княжеские и боярские роды к концу XVII в. «захудали», а другие совсем исчезли. Зем- левладение, основанное на широких иммунитетных правах, при- обрело характер условного. Запрещение московскими великими князьями «отъезда» с вотчинами, установление выдачи жалован- ных грамот и рассмотрение их как основания землевладения превратило даже удельных князей, перешедших на службу к ве- ликому князю московскому, в служилых князей.
Главную массу московского служилого люда составляли в XVI—XVII вв. дворяне и дети боярские. Последние перво- начально были действительно детьми бояр, но позднее так стали называть всех служилых людей ниже боярского уровня.
Дворяне. Дворянами сперва назывались дворовые слуги великого князя или младшие дружинники, проживавшие в его дворе. По мере усиления власти великого князя повышалось и социальное положение его дворян. В XVI и XVII вв. происхо- дит слияние дворян и детей боярских в сословие «государевых служилых людей». Однако это сословие было очень пестро по своему социальному и национальному составу. В него вошли по- томки «захудавших» княжеских и боярских родов, потомки быв- ших княжеских и боярских слуг, выходцы из Литвы, крещеные татары, поповичи и казаки. Первоначально представителям всех
свободных слоев общества был открыт доступ в состав «госуда- ревых служилых людей». Лишь в XVII в. они постепенно при- обрели характер более замкнутого сословия.
Дворянство представляло вторую, наиболее многочисленную часть феодалов. С боярством его объединяло использование кре- стьянского труда. Однако были у дворян и интересы, противоре- чащие боярским. Дворянство нуждалось в земле, а потому стреми- лось к закрепощению крестьян. И землю, и право на труд крестьян оно могло получить только от государства, отсюда поддержка дво- рянством центральной власти и его активной внешней политики.
Различной была у этих двух групп феодалов экономическая база: у боярско-княжеской аристократии — вотчинное землевла- дение, у служилого сословия (дворян) — поместное.
Как правило, вотчины превышали по размерам поместья. Дво- ряне-помещики получали землю на срок службы и в ограничен- ном размере, что толкало их к более интенсивной эксплуатации крестьян, проживающих на этой земле. По этой причине кре- стьяне чаще уходили из поместий, нежели из вотчин, и между вотчинниками и помещиками шла борьба за рабочие руки.
Это обусловило стремление дворянства к изменению стату- са поместья в сторону превращения его в наследуемое земель- ное владение. В XVI в. в России состоялась первая попытка юридически уравнять поместье с вотчиной. Был установлен еди- ный порядок государственной военной службы. Независимо от вида землевладения (вотчины или поместья) хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных лю- дей с определенных размеров земельных угодий. Принцип слу- жебное™ распространялся на оба сословия феодалов — бояр- ство и дворянство. Расширялись права владельцев поместья: им стали давать разрешения обменивать поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий. Та- ким образом, подготавливалось то полное слияние поместий с вотчинами, которое произошло в первой половине XVIII в.
Бояре и дворяне по-прежнему имели такие привилегии, как монопольное право владеть землей, были освобождены от повин- ностей, обладали преимуществами в судебном процессе, правом занимать чиновничьи должности. Помимо поместья, государство предоставляло служилым людям денежное жалованье как пособие для снаряжения в походили как вознаграждение за службу.
Широкая раздача поместий привела к нехватке государствен- ных земель. В результате среди служилых людей образовались группы беспоместных и малопоместных дворян, имевших под
своей властью 2—3 крестьянских двора или не имевших их во- все Впоследствии из них образуется промежуточный между дворянами и крестьянами слой однодворцев.
Низшие слои служилого класса составляли служилые лю- j ди «по прибору»: стрельцы, служилые казаки, ямщики и др.
Система церковного землевладения строилась в этот период по типу вотчинного. Государь имел право на пересмотр церков- ных владений, устанавливал церковным землевладельцам обя- занности поставлять в свое войско воинов в зависимости от раз- меров землевладения.
С ростом городов и развитием ремесел значительно уве- личилась численность посадского населения. Растущий слой купцов имел существенные привилегии — освобождался от ря- да повинностей. Ремесленники и мелкие торговцы относились к «черным» людям. В городах по принципу обложения сущест- вовали «черные» (облагаемые) и «белые» слободы, которые не облагались государевым тяглом.
С середины XVI в. городами управляли воеводы, бывшие слу- жилыми людьми. Назначались они государем или Разрядным приказом. Были случаи, когда воеводы назначались по просьбе городских жителей.
Все трудовое население должно было нести тягло. От него ос- вобождались только служилые люди и духовенство. Ответствен- ность за выполнение тягла частновладельческими крестьянами в конечном счете несли феодалы, но это вовсе не означало, что крестьянские общины не играли никакой роли. Напротив, общин- ная организация частновладельческого крестьянства выполняла разнообразные функции, в том числе определяла тяглоспособность своих членов. На посадах и в черносошных областях тягло раз- верстывали выборные старосты и сотские в соответствии с пла- тежеспособностью крестьянских и посадских хозяйств, которые де- лились на три категории: лучшие, средние и молодшие.
В целом с конца XV в. наметились тенденции к закрепоще- нию крестьян, а значит, и к определенной системе управления Российским государством.
Елена Глинская и боярское правление
Василий III вынужден был развестись с первой женой по при- чине бесплодия и жениться второй раз на Елене Глинской, доче- ри князя Глинского, выходца из Великого княжества Литовского. В 1530 г. у них родился сын Иван, который после смерти отца
в 1533 г. вступил на великокняжеский престол. По причине его малолетства управление государством осуществляла его мать. Это не нравилось старому московскому боярству, рвавшемуся к власти. Детство Ивана прошло в обстановке борьбы боярских группировок Шуйских, Вельских за влияние после смерти Еле- ны Глинской.
Необходимость централизации управления вынуждало прави- тельство к проведению реформ. В правление Елены Глинской и в период боярского правления были осуществлены реформы местного управления. Основанное на власти наместников и во- лостелей великого князя местное управление уже не отвечало требованиям времени. Согласно реформам в землях с помест- ным землевладением помещики из своей среды избирали губных старост (ведавших губными делами, т. е. делами о загубленных душах — убийствами). Создавались губные избы. В тех же уез- дах, где не было частного землевладения, а также в городах население избирало земских старост и излюбленных голов из числа наиболее уважаемых людей для управления местными делами. Эти реформы были шагом на пути к централизации. Следующим шагом было совершенствование центрального аппа- рата управления.
Торговые связи между бывшими самостоятельными землями, вошедшими в состав единого Русского государства, тормозились из-за разницы мер, весов и денежных единиц. Каждое бывшее княжество чеканило свою монету, имело свой эталон длины, ве- са и объема.
При Елене Глинской основной денежной единицей для все- го государства стал московский рубль. Однако продолжалась чеканка и новгородской деньги, которая равнялась двум москов- ским. На новгородских деньгах был изображен всадник с копь- ем, отчего и произошло их название — «копейные». Одна сотая рубля (1/100) была названа копейкой.
Мерой сыпучих тел (обычно так мерили зерно) стала чет- верть. Из меди были изготовлены эталоны четверти и разосла- ны по уездам. Новгородская мера сыпучих тел — «коробья» — прекратила свое существование.
* * *
В целом важнейшими социально-экономическими процесса- ми, происходившими в России в XVI в., были:
• завершение объединения русских земель и складывания единого централизованного государства, существенно
увеличившего свою территорию, численность и много- национальный состав населения;
• изменение формы государственного устройства (ран- нефеодальная монархия сменилась сословно-представи- тельной);
• завершение перехода от дворцово-вотчинной к приказ- ной системе управления; превращение поместной сис- темы землевладения в ведущую форму, что обусловило обострение отношений внутри класса феодалов;
• продолжение политики закрепощения крестьян в обще- государственном масштабе.
Только за вторую половину XVI в. территория Российского государства увеличилась вдвое. Были завоеваны Казанское, Аст- раханское и Сибирское ханства; вошла в состав России Баш- кирия. В начале XVI в. в состав Российского государства были включены Чернигово-Северские земли. Постепенно осваивалось так называемое Дикое поле — земли на южной окраине страны.
Расширился национальный состав государства. В его рамках была объединена русская народность.
Основной единицей административно-территориального деле- ния в России оставался уезд, включавший крупные земельные части: пригороды и земли. Земли подразделялись на волости, станы, трети и четверти. Основной хозяйственной единицей оставалась волость.
Правление Ивана IV Грозного
После объединения русских земель вокруг Москвы начался процесс создания новой системы управления. Период собирания Руси не сопровождался уничтожением административных осо- бенностей бывших уделов. Завершение этого процесса постави- що на очередь административную реформу. В основание рефор- мы центральных учреждений легли два принципа:
— разграничение частного государева хозяйства и госу- дарственного управления, выразившееся первоначально в разделении государства на опричнину и земщину;
— замена личных административных поручений системой устойчивых учреждений.
В руках государя (царя) была сосредоточена вся полнота верховной государственной власти: законодательной, исполни- тельной и судебной Все правительственные действия органов
власти совершались от имени царя и по царскому указу. При этом официальные идеологи власти подчеркивали превосходст- во русского самодержавия над другими подобными ему видами- правления.
«Кроме нас да турецкого султана, — писал Грозный, — ни в одном государстве нет государя, которого бы род царствовал непрерывно через двести лет; а мы от государства господари, начавши от Августа-Кесаря из начала веков, и всем людям это известно». Этот взгляд на происхождение власти московских го- сударей помогал им строить свои отношения с подданными на безусловных началах независимости власти.
В соответствии с этим и сложились теоретические основа- ния власти московских государей: божественное происхожде- ние, внешняя независимость, внутренняя неограниченность и наследственность власти в одном роде. Особенно ярко эти основания проявлялись в период правления Ивана Грозного. За- висимость власти от «хотения человечества» в глазах Грозного унижала власть.
Иван Грозный заступил на великокняжеский престол в 1533 г. в возрасте трех лет. В период боярского правления централь- ная власть ослабла. Тяжелое положение народных масс, произ- вол вотчинников вызвал недовольство и открытые выступления населения. В 1547 г. произошло восстание в Москве. Обостре- ние внутриполитической обстановки требовало поиска путей вы- хода из кризиса. По предложению различных групп феодалов в 1547 г. было создано новое правительство — Избранная рада. В нее входили наиболее близкие к царю советники, за- нимавшиеся важнейшими делами государственного управления. Возглавлял раду А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но незнатного рода.
Участвовали в работе Избранной рады представители раз- личных слоев господствующего класса (князья, священник, ми- трополит, дьяк). Рада просуществовала до 1560 г., она не была официальным государственным учреждением, но фактически в течение 13 лет управляла государством совместно с царем. Преобразования, которые проводила Избранная рада, получили название реформ середины XVI в.
Реформы Ивана IV затронули прежде всего центральный и местный аппарат государственного управления.
Правительство Ивана IV стремилось подчинить своему кон- тролю владения потомков удельных княжат и бояр, для чего был принят ряд указов (1551, 1562 гг. и др.).
Окончательный удар по феодальной вотчине Иван Грозный нанес в 1565 г., учредив опричнину. Были выделены обширные территории, составлявшие особый удел, доходы с которых долж- ны были поступать в государеву казну. Вся остальная террито- рия составляла земщину, оставшуюся в управлении старых учреждений.
В опричнину, т. е. царский удел, вошли значительные терри- тории на западе, севере, юге страны, земли с сильным удельно- княжеским землевладением. Здесь были развитые города (Яро- славль, Ростов, Кострома и др.), находились важные торговые пути, стратегические форпосты на границах. Из опричных го- родов, уездов все князья, бояре, дворяне и приказные люди, не соглашавшиеся добровольно записаться в опричники, принуди- тельно выселялись, княжеские и боярские вотчины конфиско- вывались, прежние их владельцы переселялись в другие районы, главным образом окраинные.
На новых местах они получали земли на основе поместного права. В старых районах «испомещались» опричники из числа дворян. Опричники объединялись в особый корпус, составляя гвардию телохранителей государя, отрекались от своих родных и друзей, обязывались служить только царю.
Суть этой реформы состояла в перераспределении земель бо- яр в пользу дворянства, ликвидации независимости крупного феодально-вотчинного землевладения и укреплении центральной власти. Опричнина сыграла большую роль в усилении эконо- мической мощи царя.
Однако опричный террор наносил беспощадные удары не только по боярской и княжеской знати, но и по всему населе- нию. Будучи мощной военно-карательной силой царя, опричнина скоро вызвала озлобление во всех слоях населения. Царь выну- жден был отказаться от опричнины (1572).
Что касается феодально-зависимого крестьянства, то эпоха Грозного стала вторым этапом его закрепощения в общегосудар- ственном масштабе. Хотя Судебник 1550 г. подтвердил право перехода крестьян в Юрьев день, плата за пожилое возросла. В 80-е г. XVI в. политика закрепощения усиливается, вводятся заповедные и «урочные лета». В результате опричнины, войн, стихийных бедствий второй половины XVI в. возросло бегство крестьян от своих хозяев. Об этом свидетельствует принятие соответствующих указов 1581, 1597 гг., проведение переписи крестьян в 1581 —1592 гг., создавшей юридическую основу для поиска беглых крестьян.
К исходу столетия власть Московского государя получила непререкаемый авторитет. Так произошло превращение великого князя удельной эпохи в монарха, а патриархальный боярский со- вет удельного князя обращался при новых условиях в «царскую палату» и становился государственным советом при самодержце.
В областном управлении взамен наместнического было вве- дено земское самоуправление на очень широких началах. Для охраны собственно правительственных интересов в областях на- ходились правительственные агенты со специальными полно- мочиями (воеводы, городовые приказчики и прочие).
В январе 1547 г. Иван Грозный изменил титул великого князя на царя и установил в России новую форму правления — само- державную. Московское княжество стало царством. Управление страной осуществляли царь и Боярская дума, являвшаяся высшим законодательным органом.
В XVI в. в России складывается сословно-представительная монархия. К числу сословно-представительных учреждений относились Боярская дума и земские соборы.
Боярская дума
Боярская дума составляла круг ближайших советников и сподвижников царя. Боярство в XVI—XVII вв. было высшим чином, которым государь «жаловал» своих ближайших помощ- ников. Однако он никогда не жаловал в боярский чин людей «худородных». Существовало несколько десятков знатных фами- лий, преимущественно княжеских, члены которых «бывали в боярах».
Вторым чином в Думе, также жалованным царем, был околь- ничий.
Эти два первых думских чина пополнялись исключительно представителями высшей московской аристократии, и лишь в XVII в. известны единичные случаи пожалования в боярство людей из среднего служилого слоя (например, Матвеева или Ордин-Нащокина при царе Алексее Михайловиче).
Число бояр и окольничих было невелико, оно редко превы- шало 50 человек. Кроме аристократов в Думу входило несколь- ко думных дворян и три или четыре думных дьяка, секретаря и докладчика Думы.
Постепенно Боярская дума получает точно оформленную ор- ганизацию и в отношении личного состава — думное сидение
делается специальной повинностью высших слоев служилого класса. Права и полномочия Думы не были определены специальными законами. Широкая сфера ее компетенции исходила из обычаев или воли государя. Дума обсуждала обширный круг дел судебных и административных, но в основном, по мнению В.О. Ключевского, это было законодательное учреждение. Законодательное значение Думы было даже утверждено Судебником 1550 г. Статья 98 Судебника гласила: «...а которые будут дела новые, а в сем Судебнике не написаны, и как те дела с государева докладу и со всех бояр приговору вершатся, и те делав сем Судебнике приписывати».
Обычная вводная формула новых законов, как отмечалось, гласила: «Государь указал, и бояре приговорили». Однако нуж- но иметь в виду, что такой порядок законодательства не был формально обязательным для государя. Иногда он решал дела и издавал распоряжения, имевшие характер законодательных постановлений, единолично. Иногда он обсуждал и решал их с небольшим кругом советников — так называемой ближней, или комнатной, Думой.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление