5 лишение крепостных крестьян всех имущественных и юри- дических прав, запрет перехода крестьян к новым владельцами введение бессрочного сыска беглых и увезенных крестьян. 1649 гщ Соборное уложение;
6 введение подушной подати, 1718—1724 гг.;
7 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян в Сибирь, 1760 г.;
8 разрешение помещикам ссылать крепостных крестьян на каторгу, 1765 г.;
9 запрещение крепостным крестьянам жаловаться на вла- дельцев (помещиков), 1767 г.
Изменения в титуле и обрядности власти
Вместо прежнего «государь, царь и великий князь всея Руси» в XVII в. в новом титуле правителя отмечались два момен- та — божественное происхождение власти и ее самодержавный (единодержавный) характер: «Божией милостию великий го- сударь, царь и великий князь всея Великий и Малые и Белые Руси самодержец».
Законодательство устанавливало наказание смертной казнью за хулу на царя, за умысел против него. Каждый выход князя, любое появление на народе стало обставляться пышной церемо- нией, подчеркивающей величие царской власти.
Окончательно этот церемониал сложился в XVII в. Просле- дим его на примере венчания на престол царя Алексея Михай- ловича.
Коронация Алексея Михайловича состоялась 28 сентября 1645 г. Накануне во всех храмах Москвы прошли всенощные бдения — вечерняя православная служба перед христианскими праздниками.
К этому времени в Успенском соборе Кремля — традицион- ном месте коронации царей — были закончены последние при- готовления. В центре храма находилось «чертежное место» — обитый красным сукном деревянный помост, к которому вели 12 ступеней. По сторонам от него стояли две длинные скамьи, покрытые золотыми персидскими коврами, предназначенные для архиереев,- цвета русского духовенства — трех митрополитов, пяти архиепископов и епископов, архимандритов и игуменов многих русских монастырей.
На «чертожном месте» возвышался царский трон. В казне хранилось немало великолепных тронов. Древнейший среди них, принадлежавший Ивану Грозному, был изготовлен из слоновой кости западноевропейскими мастерами. Его покрывала тончайшая резьба, изображавшая сцены из жизни библейского царя Дави- да. Другой трон подарил Борису Годунову персидский шах Аб- бас в начале XVII в. По восточной традиции его покрывали зо- лотые пластины с цветными драгоценными камнями, но высокой спинки и подлокотников не было. Самым, пожалуй, дорогим из всех тронов казны был подарок армянских купцов, искавших вы- годные торговые пути через Россию, — алмазный трон Алексея Михайловича. Около 800 алмазов, не считая других многочис- ленных драгоценных камней, украшали его. Однако коронация Алексея Михайловича происходила при троне, изготовленном мастерами Оружейной палаты из кресла восточной работы, к ко- торому на западный манер добавили высокую спинку и подло- котники. Рядом с троном на «чертежное место» установили стул с золотой бархатной подушкой для патриарха. Напротив царских врат поставили три аналоя — храмовых стола. Покрытые золо- тым атласом с жемчугом и каменьями, они предназначались для размещения царских регалий.
С утра в день коронации по распоряжению патриарха Иоси- фа на колокольне Ивана Великого начали звонить благовест — торжественный церковный звон. В восьмом часу Алексей Ми- хайлович, сопровождаемый боярами, думными и приказными чинами, князьями и воеводами, вошел в Золотую палату двор- ца. На царе было надето белое атласное платно, расшитое золо- том, жемчугом и каменьями, становой кафтан, горлатная шапка, нарядные сапоги. В руках он держал жезл. Тут же, в Золотой палате, царь огласил новые придворные назначения: кого-то про- извел в бояре, кого-то — в кравчие и т. д.
По велению царя монаршие регалии торжественно перенесли в Успенский собор. Их сопровождала процессия: впереди шел царский духовник — благовещенский протопоп Стефан, неся над головой золотое блюдо с крестом и бармами. Протопопа под- держивали под руки два дьякона. Следом за ним бояре несли царский венец — шапку Мономаха и скипетр. Царский казна- чей шел с державой. Подставку для нее и блюдо с драгоцен- ными камнями несли два думных дьяка. Процессия двигалась медленно и чинно. Множество народа с раннего утра собралось в Кремле на Соборной площади, с любопытством наблюдая за происходящим. Из южных врат Успенского собора навстречу
процессии вышел патриарх. Он принял блюдо с крестом и барн мами, внес его в храм и поместил на одном из приготовленными аналоев. Другие регалии были разложены на двух соседнюш столах.
Когда приготовления в соборе закончились, дали знать царю. Алексей Михайлович в окружении большой свиты двинулся к храму. Впереди шел боярин Шереметев, окольничьи, столв- ники. Благовещенский протопоп кропил весь путь от дворца к храму святой водой. По сторонам стояли стрельцы в разно- цветных одеждах, следившие за тем, чтобы никто не перебегал дорогу царю. Войдя в собор, Алексей Михайлович приложился к некоторым иконам, певчие запели многолетие царю, а пат- риарх благословил его крестом и окропил святой водой. На- чался молебен. По его окончании царь и патриарх взошли на «чертожное место» и сели: царь на трон, а патриарх в кресло. Духовенство разместилось на приготовленных скамьях. Бояре и придворные чины остались стоять у подножия помоста.
Когда все заняли свои места, царь и патриарх встали. Госу- дарь обратился к присутствующим с короткой речью: обосновал свои права на престол и попросил патриарха венчать его на цар- ство. Выслушав царя, патриарх держал ответную речь, давая со- гласие на просьбу государя. Затем оба сели.
Патриарх дал знак, и два архиерея принесли с аналоя при- готовленный крест с частицами Животворящего Древа. Царь и патриарх трижды поклонились кресту, и патриарх возложил его на государя. Два архимандрита поднесли главе церкви бар- мы, и он возложил их на Алексея Михайловича. Далее со сло- вами «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа» патриарх надел на голову царя шапку Мономаха, вложил в правую руку скипетр, а в левую — державу. Все действия с регалиями сопровожда- лись благословениями, поклонами с молитвами.
После того как атрибуты власти были вручены царю, на «чер- тожное место» благословить самодержца поднялись митропо- литы и архиереи. Протодьякон под пение хора произнес царю многолетие. Затем к нему обратился с поучением патриарх. На- конец, оба они сошли с помоста. Царь занял свое обычное место в юго-восточной части Успенского собора, а патриарх приступил к совершению литургии. После херувимской песни Алексея Михайловича подвелик царским вратам и поставили на приготовленный ковер для совершения обряда миропомазания. Патриарх возложил на него по следнюю коронационную регалию — золотую цепь и миропомазал
чело, уши, бороду, грудь, плечи и кисти рук, сопровождая об- ряд словами: «Печать и дар Духа Святаго». Помазанные места отирали губкой, которую тут же сжигали в алтаре. Места эти нельзя было омывать водой в течение восьми дней. По окон- чании обряда царь становился помазанником Божиим. После миропомазания царю положили под ноги еще один ковер, золо- той, стоя на котором он причащался. Литургия подходила к кон- цу, а праздник венчания на царство продолжался: Алексей Ми- хайлович пригласил патриарха и духовенство во дворец — «хлеб есть».
Из Успенского собора царь вышел в полном государевом об- лачении со скипетром и державой в руках. Боярин Н.И. Ро- манов, родственник царя, трижды осыпал его золотыми монета- ми. Этот древний русский обычай символизировал пожелание богатства и благополучия. Венценосный самодержец прошел по расстеленному красному сукну в Архангельский собор по- клониться могилам отца и других московских царей и великих князей. Затем зашел в домовую церковь русских царей — Благовещенский собор. Всякий раз при выходе из храма царя осыпали золотыми монетами.
Наконец Алексей Михайлович через Красное крыльцо вер- нулся во дворец. Народ, ожидавший на Соборной площади окончания церемонии, кинулся в Успенский собор, чтобы по традиции оторвать на память кусочек ткани, покрывавшей «чер- тожное место». Первый день коронационных торжеств завершался праздничным обедом в Грановитой палате. Царь, сняв с себя па- радные одежды, сидел с патриархом за отдельным столом. По левую руку от царя был накрыт стол для духовенства, по пра- вую — для бояр. Местнический обычай (речь о нем пойдет далее) по требованию государя не соблюдался.
На следующий день бояре, дворяне и другие сословия по- здравляли царя и подносили ему разнообразные подарки: атла- сы, бархаты, соболя, серебряную посуду, хлеба.
Празднества по случаю венчания на царство продолжались несколько дней и сопровождались колокольными звонами, обильным угощением, щедрой раздачей милостыни.
Эволюция Российского государства, его внутренней и внеш- ней политики в XVII в., проведение реформ позволили стране, ее правящим кругам вступить на исходе столетия на путь ре- шительных преобразований. Россия вплотную подошла к уста- новлению абсолютной монархии.
Вопросы для повторения
1. Назовите, какие изменения произошли в полномочиях власти ве- ликого князя по мере складывания централизованного государства?
2. Назовите значение Боярской думы в управлении государством в России. Как трансформировалась оно в XV—XVII вв.?
3. Когда возникла система приказов и как она развивалась в XVI— XVII вв.?
4. Раскройте тенденции перехода России в XVII в. от сословно- представительной к абсолютной монархии.
5. Какую роль в управлении государством в России играли земские соборы?
6. Как менялась система местного управления в России по мере складывания централизованного государства?
7. Какие крупнейшие памятники права, созданные в России в XV— XVII вв., вы можете назвать?
8. Охарактеризуйте сдвиги в социальной культуре, произошедшие в России в XV—XVII вв.
9. Какие формы государственного устройства пережила Россия на протяжении XV—XVII вв.? Чем было обусловлено их изменение?
10. Раскройте взаимоотношения государства и церкви в России. Оставались ли они неизменными?
Глава VI
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ РОССИЕЙ В XVIII в.
1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В РОССИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в. ПЕТР I
Со второй половины XVII в. и в течение всего XVIII в. в Рос- сии шел процесс формирования абсолютной монархии, т. е. та- кого государственного "строя, при котором вся власть находится в руках монарха. Процесс этот включал:
• отмирание сословно-представительных институтов;
• упразднение местных органов самоуправления;
• победу государства над церковью;
• возникновение бюрократического централизованного аппарата управления;
• введение постоянных налогов и создание постоянной армии.
Все это происходило на фоне консолидации и консервации сословной системы, превращения сословий в замкнутые обще- ственные слои.
В начале XVIII в. очевидное отставание России от ведущих западноевропейских стран в важнейших сферах экономической и общественной жизни (промышленности, военном деле, кораб- лестроении, образовании, строительстве, горнорудном деле, го- сударственном управлении, уровне жизни) вынудило государст- во принять ряд экстренных мер, способствовавших чрезвычайно быстрому росту профессионального и общего образования в России. Открыты были не только «навигацкая» и «цифирные» школы, но также школы общеобразовательные, организованы массовые поездки дворян на обучение в Германию, Голландию, Англию и другие страны.
В Россию было приглашено множество иностранных специа- листов, открыты Петербургская Академия наук и два универси- тета. За короткий срок Россия смогла подготовить специалистов и ученых европейского уровня, что, несомненно, способствова- ло росту национального самосознания.
Однако России требовались коренные реформы в политиче- ской и экономической жизни. Единственным инициатором
-
преобразований в России того времени было государство. Об- щество не выработало внутри себя других институтов, которые могли бы оказывать влияние на развитие страны, как это уже сложилось в ряде европейских стран, где наряду с государством основными двигателями прогресса выступали такие субъекты со- циального действия, как банковская система, ассоциации произ- водителей (например, торговые дома), крупные, средние и мел- кие собственники. Обеспечивая саморазвитие общества, они часто диктовали свою волю государству.
В России предстояло создать не просто условия для преоб- разований, но и условия для появления общественных сил, за- интересованных в этих преобразованиях.
До Петра I идеи проведения коренных реформ высказывались многими государственными деятелями, к которым принадлежали и его отец, царь Алексей Михайлович, и боярин А.Л. Ордин-На- щокин, князь В.В. Голицын и другие. Но по-настоящему к ре- формам приступил лишь Петр I.
После смерти Алексея Михайловича на престол взошел его 14-летний сын Федор (1676—1682). При дворе сложились две группировки: представители старого боярского рода Милослав- ских, родственники первой жены Алексея Михайловича во главе с его старшей дочерью Софьей, и представители дворянского рода Нарышкиных, группировавшиеся вокруг вдовы Алексея Михайловича Н.К. Нарышкиной.
В царствование Федора ведущее место при дворе занимали Милославские. Но с его смертью борьба за власть разгорелась вновь. После Федора царствовать должен был 15-летний Иван, болезненный и слабоумный юноша. Считали, что он долго не проживет. Поэтому выбор бояр пал на 10-летнего Петра, здоро- вого и не по годам развитого ребенка. Но отстранить от власти законного наследника Ивана, за которым стояли влиятельные Милославские, было не просто. Воспользовавшись недовольст- вом стрельцов, Милославские в 1682 г. подняли восстание про- тив Нарышкиных. Под давлением восставших было решено, что царствовать будут оба брата, а регентшей-правительницей по их малолетству будет царевна Софья.
В регентство Софьи Петр жил с матерью в удалении от дво- ра в селе Преображенском, где для забав формировал из своих сверстников «потешные полки», ставшие впоследствии школой офицерства для русской армии. Отношения между Петром и ре- гентшей Софьей постепенно обострялись. В 1689 г. последовало открытое столкновение. Стрельцы в большинстве своем отка- зались поддержать Софью, она оказалась бессильной без их вооруженной поддержки и была заточена в монастырь. Власть сосредоточилась в руках Петра. Эпоху петровских преобразований можно условно разделить на два периода:
первый период — до полтавской победы. Центральное собы- тие Северная война. Преобразования этого периода были направлены на мобилизацию ресурсов для победы и проводились под воздействием текущих потребностей войны; второй период после полтавской победы. Преобразования проводились более последовательно и планомерно, затрагивали не столько сиюминутные проблемы организации и снабжения армии, сколько проблемы государственного строительства. Все наиболее капитальные законоположения Петра относятся ко второй половине его царствования.
Понимая необходимость преобразований, Петр нуждался в образцах для их проведения, для чего стремился прежде всего ознакомиться с достижениями Западной Европы. Этому способст- вовало Великое посольство (1697—1698) в страны Европы, организованное инкогнито вместе с самим царем и которое имело целью ведение переговоров о заключении союза против турок. По- сольство посетило Голландию (торговый флот был крупнейшим в Европе), Англию, Австрию. Петр осваивал артиллерийское де- ло, работал на корабельных верфях в Голландии, посещал мастер- ские, типографии, административные учреждения, храмы и музеи.
Посольством был собран огромный материал об устройстве управ- ления, привезены книги и атласы, наняты иностранные мастера всех профессий. Официальная цель посольства, правда, не была достигнута — союзников против Турции Петр не нашел. Стрелец- кий бунт 1698 г. вынудил Петра спешно вернуться в Россию.
В первой четверти XVIII в. при Петре I наблюдалось дальней- шее развитие и укрепление самодержавия, произошла ликвида- ция остатков сословно-представительных органов.
Реформы Петра I изменили характер государственной власти и управления Россией; была создана бюрократическая система государственных учреждений — Сенат, Синод, Кабинет, колле- гии, образованы губернии.
Высшие органы власти и управления
Император. После окончания Северной войны Россия стала могучей державой. Она начала играть большую роль на между- народной арене. Учитывая это, Сенат в 1721 г. провозгласил Петра I императором, «Великим», «отцом Отечества».
Император обладал более широкими полномочиями, чем царь периода сословно-представительной монархии. В стране не ос- талось государственных учреждений, которые бы ограничивали власть императора. В законодательной области только импера- тору принадлежало право издания законов. Он обладал высшей административной властью, ему подчинялись все органы госу- дарственного управления. Император являлся также главой судебной власти. Все приговоры и решения судов выносились от его имени. Ему принадлежала высшая церковная власть, которую он осуществлял через специально созданное учрежде- ние — Синод. Должность главы Русской православной церк- ви — патриарха — была упразднена.
Петр I внес изменения в порядок наследования престола. До него престол переходил от отца к сыну. Если не было законного наследника престола, царя мог избрать земский собор. Петр I считал такой порядок несоответствующим идее неограниченной монархии и полагал, что, если наследник недостоин престола, император может назначить своим преемником любое другое ли- цо по своему усмотрению. Петр воплотил эту идею в «Уставе о наследии престола». Поводом к изданию устава было дело царевича Алексея, сына Петра.
Сенат. Высшим учреждением петровской администрации стал правительствующий сенат, сменивший прежнюю Боярскую
думу. Перед выступлением в Прутский поход Петр 27 февраля 1711 г. издал указ, согласно которому «определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». В Сенат было назначено 9 членов и обер-секретарь. Несколько позже, 2 марта, царь издал указ о власти и ответственности Се- ната, «которому всяк и их указам да будет послушен так, как нам самому», и оставил Сенату «указ, что по отбытии нашем де- лать». Основными функциями Сената были:
• заслушивание отчетов комиссий;
• решение вопросов, связанных с военными действиями на территории государства;
• решение дел как высшей судебной инстанцией;
• рассмотрение различных жалоб, назначение и смещение начальников различных категорий и т. д.
Одновременно с Сенатом Петр учредил должности фискалов в провинциях и обер-фискала в Сенате. Их обязанность состоя- ла в надзоре за законностью в центральных и губернских учреж- дениях.
Впоследствии эти обязанности перешли к генерал-прокуро- ру, постоянно присутствовавшему на заседаниях Сената. Пер- вым генерал-прокурором стал Павел Ягужинский.
Будучи учрежден как временная комиссия для управления го- сударством в отсутствие царя, Сенат, однако, по возвращений царя из Прутского похода сохранился как высшее государствен- ное учреждение — административное, судебное и контрольное.
1722 г. стал годом рождения российской прокуратуры. В том же году учреждена особая должность рекетмейстера, который должен был принимать и рассматривать жалобы на волокиту или несправедливые решения коллегий, доносить о том Сенату и требовать решения, а в некоторых случаях докладывать дело самому государю. Должность эта была упразднена при реорга- низации Сената в 1763 г. Кроме того, Сенату непосредственно подчинялся герольдмейстер — должностное лицо, ведавшее делами дворянского сословия, в частности учетом дворян, про- хождением ими службы, назначением на государственные долж- ности и пр.
В 1731 г. при Сенате была образована Канцелярия тайных ро- зыскных дел, которая расследовала и производила суд по госу- дарственным преступлениям. В 1762 г. ее упразднили, а вскоре учредили тайную экспедицию Сената, занимавшуюся рассле- дованием наиболее важных дел о политических преступлениях, например дела Пугачева, Радищева и т. д.
После смерти Петра I политическая роль Сената снизилась. Оставаясь формально высшим правительственным органом, он по существу, подчинялся Верховному тайному совету, а ряд кол- легий вышел из его подчинения (военная, иностранных дел. адмиралтейская). За Сенатом сохранились только судебные функции.
Частично значение Сената было восстановлено в первый пе- риод царствования Анны Ивановны и особенно в царствование Елизаветы Петровны. Падение роли Сената произошло в царствование Екатерины II. В 1763 г. она разделила его на шесть обособленных друг от друга департаментов, что значительно снизило его роль. Павел I превратил Сенат в высшее судебное учреждение, лишив его административных функций.
Коллегии. Многочисленная, сложная, запутанная и бессис- темная структура приказов не отвечала требованиям нового правления, которое стремился установить Петр I, поэтому он осуществил коренную перестройку органов центрального управ- ления.
Вместо приказов в 1717 г. были введены 11 коллегий:
военная;
адмиралтейская; коллегия иностранных дел; камер-коллегия (сбор налогов); штате-контор-коллегия (расходы);
ревизион-коллегия (контроль за расходами и доходами); мануфактур-коллегия (управление легкой промышлен- ностью);
берг-коллегия (горное дело, металлургия);
коммерц-коллегия (внешняя торговля);
юстиц-коллегия (судебные учреждения);
главный магистрат — на правах коллегии;
Святейший Синод (также на правах коллегии).
Впоследствии ревизион-коллегия слилась с Сенатом, была вос- создана Вотчинная коллегия для земельных дел. Для управления городами в 1721 г. учрежден Главный магистрат. В 1722 г. учреж- дена Малороссийская коллегия для регулярного управления «малороссийским народом». Хотя принцип построения коллегий носил отраслевой характер, по некоторым сферам государственного управления (просвещение, здравоохранение, почта, полиция, дворцовое управление и т. д.) коллегии созданы не были.
Коллегиальное управление в России было введено по швед- скому образцу: в 1718 г. Петр I указал сочинить регламенты для всех коллекций на основании «шведского устава».
Присутствие коллегии состояло из 11 членов: президента, че- тырех советников, четырех асессоров, к которым добавлялся один советник или асессор из иностранцев. Из двух секретарей коллежской канцелярии один также назначался из иностранцев.
Коллегии отличались от приказов тем, что все вопросы государ- ственного управления были более четко распределены между ни- ми. Кроме того, все коллегии имели одинаковую структуру. Они состояли из присутствия и канцелярии. Президент коллегии на- значался царем, вице-президент — царем по представлению Сена- та, остальные члены коллегии — Сенатом. Присутствия заседали ежедневно. Все решения принимались путем голосования, по боль шинству голосов, в отличие от приказов, где все дела решались единолично руководителем приказа. Канцелярия коллегии состояла из секретаря, нотариуса, переводчика, актуария, копиистов, регистраторов и канцеляристов. Коллегии подчинялись царю и Сенату. Основной формой деятельности коллегии являлись заседания ее общего присутствия.
Отмечалось, что: «Порядок производства дел в коллегиях был следующий: все пакеты, адресованные на имя коллегии, прино- сились в коллегию и сдавались дежурному чиновнику. Он рас- писывался в получении их и, не распечатывая, представлял в присутствие. Все указы Государя и Сената распечатывал пре- зидент, прочие бумаги старший по нем член. Секретарь в то же время отмечал на бумаге нумер и время поступления ее и сда- вал актуариусу для записи во входящий журнал, назначая с тем вместе и стол, в котором бумага должна производиться. По изготовлении дел в канцелярии секретарь докладывал их присутствию; сначала докладывал дела государственные, потом частные. По прочтении дела члены подавали голоса, и большин- ством их решалось дело. Но если голоса были равны, то перевес брала та сторона, на которой был председатель. Произнесенное таким образом решение нотариус вкратце вносил в протокол, оз- начая в нем месяц и число заседания; протокол в тот же день подписывался всеми членами. По состоявшимся решениям в канцелярии составлялись исполнительные бумаги и отсыла- лись по принадлежности. Все решенные дела, по истечении из- вестного времени, сдавались в архив». С введением коллегий в России усилилась коррупция. Иссле- дователи отмечали:
«Ранее, в Московском государстве до Петра I, чиновники мог ли официально «кормиться от дел», получая натуральную или денежную плату от населения за услуги. В петровское время го сударство монополизировало источники существования чиновниш ков с целью поставить их в большую зависимость от власти противопоставить в этом отношении основной массе населен ния страны. Обычай, ранее допускавший систему кормлений и фактически поощрявший систему поборов с населения, был заменен законом, вводившим фиксированный размер оклада! в соответствии с занимаемой должностью. Кормление от дел вне системы государственного обеспечения и контроля было объяв- лено преступлением, взимание с населения поборов — прирав- нено к взятке, а продолжающаяся практика такого рода — поставлена вне закона. Отрыв правовой нормы от реального положения вещей был, однако, настолько велик, что преодолеть. его возможно было лишь отступлением от закона. Данный кон- фликт разрешался на практике созданием системы коррупции — совокупности неписаных правил и особой чиновничьей круговой поруки, фактически ставивших бюрократию и источники ее обо- гащения вне социального контроля. Именно с петровского вре- мени поэтому коррупция становится той смазкой, без которой не могут прийти в движение колеса государственной машины». В 1699 г. при Боярской думе, потерявшей свое прежнее значение, была создана Ближняя канцелярия, в которой по началу проходили и думские заседания, с 1704 г. с участием и приказных судей. С 1708 г. эти заседания, ставшие посто- янными, стали именоваться Консилией Министров (так стали называть начальников приказов). При отъезде царя Петра го- сударством управляла Консилия, пытавшаяся решить все го- сударственные проблемы с помощью царских именных указов. Боярская дума больше не собиралась. В октябре 1704 г. была
создана личная канцелярия царя (кабинет Петра I, просущест- вовавший до 1727 г.), решавшая по его приказам многие про-
блемы управления страной и подготовкой законодательства.
Изменения в судебной системе
Высшей судебной властью обладал царь. Все наиболее важ- ные и сложные дела поступали к нему на утверждение. Царь единолично рассматривал многие дела.
Следующей судебной инстанцией был Сенат, куда подавали апелляции по делам, рассмотренным Юстиц-коллегией. Кроме
того, суду Сената подлежали за должностные преступления сенаторы и другие высшие чиновники. Специальным высшим судебным учреждением являлась Юстиц-коллегия. Она была апелляционным судом по отношению к губернским надворным судам, а также рассматривала некоторые дела в качестве суда первой инстанции и одновременно управляла всеми судами стра- ны. Судебные функции выполняли и другие коллегии, рас- сматривая дела чиновников, виновных в должностных преступ- лениях.
В губерниях была учреждена сначала должность ландрихте- ра, а с 1719 г. образованы надворные суды, которые, по мысли Петра I, не должны зависеть от местной администрации. В дей- ствительности же они зависели от нее, потому что обычно президентами надворных судов назначались губернаторы или вице-губернаторы.
Надворные суды — первая и апелляционная инстанции для нижних судов, которые были созданы во всех городах империи и делились на провинциальные и городовые. Нижние суды рас- сматривали уголовные и гражданские дела и выносили по ним приговоры и решения, а дела, по которым выносилась смертная казнь, они передавали (с изложением своего мнения) на утвер- ждение надворного суда.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление