При Анне Иоанновне большое влияние в России приобрели иностранцы. Долгое время оторванная от родины Анна опи ралась в своем правлении на тех, кто приехал вместе с нем Фаворит императрицы Бирон, не занимавший никакого поста фактически правил государством. Иностранцы пользовались преимуществами при назначении на должности, оттесняя рус ское дворянство. Недовольство таким правлением позволили выразить кабинет-министр А.П. Волынский в «Проекте о по правлении внутренних государственных дел», однако это приве ло его самого и его сторонников к гибели.
Анна Иоанновна перед смертью назначила своим наследии- ком сына своей племянницы Анны Леопольдовны (герцогини Брауншвейгской) Ивана Антоновича, а регентом при нем — Бирона. Однако через три недели в ходе очередного дворцового переворота регентство перешло к матери наследника.
Распри между немцами ускорили падение их влияния при дворе. Во время нового переворота, совершенного 25 ноября 1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы (1709—1761), бьвд арестованы маленький император и его родители, а также Мич них, Остерман и другие влиятельные немцы.
В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г. объявлялось, что в предшествующие царствования «произошло многое упущение дел государственных» вследствие отмены по- рядков, заведенных Петром I. Указ восстанавливал значение Се- ната как высшего государственного органа и ликвидировал сто? явший над ним Кабинет министров. Вместо последнего создавался просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная властных полномочий. Сенат находился под контролем императ- рицы. Елизавета царствовала 20 лет. Но бездетная императрица вынуждена была позаботиться о наследнике престола. Для этого из Голштинии был выписан ее племянник Карл Петр Ульрих (Петр III). По отцовской линии он приходился внуком сестры Карла XII, а по женской — Петра Великого. В жены ему была выбрана принцесса из захудалого немецкого государства Софья Августа Фредерика Анхальт-Цербская, принявшая в крещении имя Екатерины.
Государи и государыни, посаженные на престол «гвардейст- вом», т. е. дворянством, должны были искать расположения этого сословия и заботиться о расширении его прав и привилегий. Важнейшими стали вопросы об обязательности дворянской службы и о дворянских вотчинах.
Рост привилегий дворянства и усиление крепостного права
Увеличение дворянских привилегий как на государственной службе, так и в вотчинах, привело к ужесточению крепостно- го права. Широких размеров достигла торговля крестьяна- ми. Крепостное право распространялось на новые территории России.
Важнейшими законодательными актами, определявшими пра- вовое положение дворянства, являлись Указ о единонаследии 1714 г., «Табель о рангах» 1722 г., Манифест о даровании вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г., Жалованная грамота дворянству Екатерины II 1785 г.
По Указу о единонаследии поместья в правовом отношении были уравнены с вотчинами. Вместо деления земли на вотчины и поместья все земельные владения дворян стали называться недвижимым имуществом. Запрещалось дробить недвижимое имущество (землю) при передаче его по наследству. Землю мож- но было завещать только одному из сыновей, а при их отсутст- вии — одной из дочерей. Если завещания не было, земля пе- реходила к старшему сыну. Остальные наследники обоего пола получали лишь движимое имущество.
Изданием этого указа достигались две цели:
1 младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследст- ва, должны были добывать средства к существованию на граж- данской или военной службе, вследствие чего правительство получало необходимые ему кадры из дворян;
В 1731 г. императрица Анна Ивановна отменила этот указ. По новому закону недвижимое имущество подлежало разделу поровну между сыновьями умершего. Отмена указа Петра I была вызвана тем, что с расширением территории Российской империи в распоряжении правительства оказался обширный земельный фонд, из которого дворянам щедро раздавались земли.
Особую группу среди потомственных дворян составляли тулованные дворяне: князья, графы и бароны. Княжеский титул был древнерусского происхождения, а титулы графа и бщ рона впервые были введены Петром I.
При Петре I все дворяне должны были нести военную служ бу, начиная с 15-летнего возраста и до старости или до утратьш здоровья. Не более 1/3 сыновей дворянской семьи могли нахо диться на гражданской службе. Уступая пожеланиям дворянст ва, императрица Анна Ивановна установила начало военном службы для дворян с 20-летнего возраста и ограничила ее cpoin 25 годами. *
В 1762 г. Петр III издал Манифест о даровании вольно- сти и свободы всему российскому дворянству. Дворяне были освобождены от обязательной военной службы. В то же время правительство в этом манифесте выразило уверенность, что дво ряне и впредь не будут отказываться от своего долга защиты Отечества.
Год
Привилегии в службе
Привилегии в отношении вотчин и крестьян
Две трети офицеров и рядо- вых из дворян могли восполь- зоваться правом увольнения со службы на 3 года
В отмену указа Петра о едино- i наследии дворянам было раз- ] решено свободно распоря- жаться вотчинами и делить их между всеми наследниками
1730, 1740, 1758
Владение землями и крепост- ными крестьянами было при- знано неотъемлемым и моно- польным правом только дво- рянского сословия
Сбор подушной подати с кре- стьян был возложен на поме- щиков
Учрежден Кадетский корпус для детей дворян. Обучение в нем избавляло дворян от службы в полках в качестве рядовых. Из корпуса они выхо- дили офицерами
Год
Привилегии в службе
Привилегии в отношении вотчин и крестьян
Отменена бессрочная служба для дворян. Один из сыновей мог освобождаться от службы для управления имением, а остальные могли выйти в от- ставку после 25 лет службы
Помещикам было предостав- лено право определять меру наказания своим крестьянам
Указ дал помещику право ссы- лать своих крестьян в Сибирь с зачетом их за рекрутов
Петр III издал «Манифест о вольности дворянства», где разрешил дворянам не слу- жить вообще, служить другим государям, свободно выезжать за границу
В целом реформы Петра I пережили его время. Так, послед- ний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т. е. спустя 170 лет после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 г., т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение 197 лет. За период правления Петра I принято более 3000 пра- вовых актов.
Вопросы для повторения
1. В чем заключалась важность реформ, проводимых Петром I?
2. Что такое коллегия? Какие коллегии были созданы при Петре I, какую роль они сыграли?
3. В чем вы видите самые важные преобразования Петра I в сфе- ре государственного управления?
4. Какие изменения в управлении государством были осуществле- ны при преемниках Петра I? Как вы их оцениваете?
5. Как изменилась роль церкви при Петре I и после его смерти?
6. Какие привилегии были дарованы дворянам к концу XVIII в?
7.
3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.
Общество и власть при Екатерине II.
Политика «просвещенного абсолютизма»
Во второй половине XVIII в. в экономике России появляют- ся черты кризиса и разложения феодального способа произвол- ства.
Признаки разложения феодального строя в экономиче- ской сфере:
• Утрата замкнутости феодального хозяйства.
• Натурального хозяйства, классического феодализма уже нет, крестьянское и помещичье хозяйство устанавливает все боя лее тесные связи с рынком.
• Дворянское предпринимательство в промышленности и сельском хозяйстве.
• Стремление к извлечению прибыли при рыночных отноше- ниях и производстве товаров на продажу заставляло дворян ис- кать новые методы ведения хозяйства (вотчинные мануфактуры).
• Создание рынка наемной рабочей силы.
• Развитие отходничества и уход крестьянина в города на не- земледельческие заработки являются признаком приспособления крестьянства к новым товарно-денежным отношениям.
• Социальное расслоение крестьянства.
• Появление крестьян-отходников.
• Появление купцов промышленников, организаторов произ- водства путем снабжения сырьем ремесленников.
• Разорение дворянства.
• Появление дворян-предпринимателей.
В России во второй половине XVIII в. происходит определен- ная модернизация политической и экономической жизни, свя- занная с политикой просвещенного абсолютизма. Основная цель этой политики — приспособление феодальной абсолютной мо- нархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим преобладать в обществе.
Во главе государства, считали сторонники просвещенного абсолютизма, должен стоять просвещенный монарх, основная задача которого — создание царства разума, т. е. общества,
основанного на буржуазных ценностях: гражданское равенство, свобода личности и ее хозяйственной деятельности, неприкос- новенность частной собственности и т. д. Именно таким монар- хом стремилась стать Екатерина II, с правлением которой тра- диционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.
После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится муж Екатерины — Петр III (1728—1762). Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший обязательную службу для дворян. Кроме того, была упраздне- на ведавшая политическими преступлениями Тайная канцеля- рия, внушавшая страх населению.
Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завое- ваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское влияние при русском дворе; неуважение к православным обы- чаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежитель- ное отношение к гвардии. В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению, прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России.
Болезнь Елизаветы заставила Екатерину задуматься о своем положении при дворе. В случае смерти императрицы Екатерину ждала незавидная участь: Петр стремился разорвать брак, чтобы иметь возможность жениться на своей фаворитке Воронцовой, а Екатерину наверняка ждал монастырь. В этот период она сбли- зилась с канцлером графом А.П. Бестужевым-Рюминым, который также не был заинтересован в царствовании Петра. Канцлер предложил Екатерине план провозглашения ее соправительницей мужа. Но соправительство не устроило Екатерину. «Или умру, или буду царствовать», — писала она.
Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помог- ли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей Екатерины II сплотилась группа заговорщиков — в основном гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит Екатерины Григорий Орлов (1734—1783) и его брат Алексей (1737—1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где
в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объяви Метра III низложенным. 29 июня он был взят под страж а н июле убит при неясных обстоятельствах. В сентября 1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.
Царствование Екатерины можно условно разделить на тр периода. Пограничной чертой между ними будут служить кре стьянская война под предводительством Е. Пугачева и Велика французская революция, начавшаяся в 1789 г.
1 «Просвещенный абсолютизм» — период увлечения Ека терины идеями просвещения, период реформ, обусловленных за- ботой об общественном благе, попыток унификации и улучше ния законодательства.
2 «Охранительный абсолютизм» — период продолжения внутренних реформ, но в ином ключе: усиление государствен- ного контроля над порядком, охранительные задачи, соблюденив «тишины» в государстве.
3 «Просвещенный деспотизм» — период строгой цензуры, карательные меры против вольнодумия, конфискации «вредной» литературы и преследования критически мыслящих просвети- телей.
Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения) дел в государстве, а также более основательному знакомству с Россией. Она предприняла ряд поездок по стране с цельюЯ ознакомления с ситуацией: в 1763 г. — в Ростов и Ярославль, в 1764 г. — в Прибалтику, в 1765 г. — по Ладожскому канаЯ лу, в 1767 г. — по Волге от Твери до Симбирска. Екатерина прекрасно понимала, что получает в управление не совсем бла- гополучную страну.
Финансы были запутаны, казна пуста. При подсчете доходов, сделанном но требованию императрицы, к 16 млн рублей «на шлось» еще 12 млн рублей, которые совершенно не учитывались правительствующим Сенатом. Практически все отрасли торгов- ли, а также таможни были отданы на откуп частным монопо- лиям. Мизерные суммы, уплачиваемые за откуп, не шли ни в какое сравнение с реальными доходами откупщиков. Казенные заводы при Елизавете были переданы в руки ее царедворцам, а доходы с них шли мимо казны.
В судебной системе царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось свыше 8 тыс. человек.
Не было порядка в центральном и местном управлении. Рас- поряжения Сената если и исполнялись, то не сразу. Назначая Воевод в города империи, Сенат даже не имел полного перечня 9тих городов. Воеводское правление на местах вызывало всеоб- щее недовольство населения: не получая жалованья из опус- тевшей казны, воеводы и их канцелярия существовали за счет взяток.
Считая себя ученицей французских философов, Екатерина II стремилась с помощью преобразований устранить элементы «варварства» из жизни страны, сделать русское общество более «просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социаль- ную базу — дворянство.
Первые предпринятые ею шаги преследовали цели решения самых необходимых вопросов в государстве:
• были отменены откупы и монополии;'
• для удешевления хлеба его вывоз за границу был времен- но запрещен;
• резко снижалась казенная цена на соль;
• был издан строгий указ против взяточничества (в качест- ве демонстрации решительности властей в этом вопросе обер- секретарь Сената был поставлен у позорного столба с надписью «преступник указов и мздоимец»);
• с целью улучшения центрального управления Сенат был разделен на департаменты. Существовал также проект создания при императрице совещательного Государственного совета, од- нако, назначив его членов, Екатерина приостановила дело.
Для выработки плана дальнейших преобразований Екатерина обратилась к обширной литературе просветительского направ- ления. Идеи просветителей состояли в следующем:
Теория «естественного права». Все люди от природы свободны, равны, они имеют равные, естественные права, данные им от природы. Эти права неотъемлемы. Однако человечество нарушило эти естественные законы. Вернуться к ним можно только путем просвещения народа. Роль правителя. Один из путей достижения целей просвещения — через мудрого монарха на троне. Пользуясь своей властью, монарх может побиться просвещения общества и праведливости. Просвещение народа. Только просвещенное общество может установить справедли вые и гуманные законы. Если темным людям дать свободу, это
приведет к анархии. Следовательно, народ нужно сначала про- светить.
Главенство законов и разделение властей.
Благополучие государства зависит от главенства законов. Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), эти власти в государстве должны быть разделены и уравновешены.
Следуя идеям просветителей, Екатерина II осуществила ряд мер. Было запрещено покупать крестьян для промышленных предприятий, объявлена свобода организации промышленного! дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние таможенные сборы, что способствовало включению во внутрен- нюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому государству в годы царствования Екатерины И: некоторых облас- тей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, при- азовских, кубанских степей, Крыма.
Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию системы образования: создавались воспитательные дома, инсти- туты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации губернских и уездных народных училищ был провозглашен; принцип бессословного обучения.
Наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объек- тивно способствовавшими развитию буржуазных отношений, в России происходит усиление крепостничества. Уже в Манифесте 6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена одна из основных целей внутренней политики Екатерины II всемерно заботиться о помещиках и держать в повиновении кре- стьян. В 60-е гг. XVIII в., когда императрица на словах еще выступала за идею освобождения крестьян, крепостным было запреще но жаловаться на барина, а помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопас ных очагов было ликвидировано казачье самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов.
Однако, стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться податным сословием, могли обращаться в суд и могли быть в нем свидетелями, правда, с согласия помещика, записываться в купцы, заниматься откупами и т. д. Заботясь о просвещении, Екатерина в 1769 г. стала выпускать сатирический журнал «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки и суеверия. Оппонентом императрицы
выступил на страницах своих журналов «Прутень» и «Живопи- сец» русский просветитель Н.И. Новиков. Новиков противопос- тавил Екатерининой критике пороков человечества критику кре- постничества. «Трутень» выходил с характерным эпиграфом «Они работают, а вы их труд ядите». За полемикой Екатерины и Новикова следила не только российская общественность, но и западноевропейская.
В последние годы своего правления под влиянием крестьян- ской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775), и особенно Великой французской революции (1789—1794), Ека- терина II постепенно отходит от просвещенного абсолютизма.
Падение французской монархии заставило ее отказаться от политики просвещенного абсолютизма в России. Стремясь предотвратить проникновение в страну всякого вольномыслия с революционными последствиями, правительство ввело строгую цензуру, контроль за литературой, поступавшей из-за границы, конфискацию изданий французских просветителей.
Просветитель Н.И. Новиков был заточен на 15 лет в Шлис- сельбургскую крепость. А.Н. Радищев, автор книги «Путе- шествие из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной казни, замененной впоследствии ссылкой в Сибирь.
Началось преследование передовых идей, способных привести к изменению существующего порядка, чего императрица стре- мится избежать любой ценой. Однако основы жизни общества, заложенные политикой просвещенного абсолютизма, оставались практически без изменений до самой смерти Екатерины II.
Одной из характерных, существенных черт политики просве- щенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение систе- мы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в Манифесте 6 июля 1762 г., осу- ществление ее было начато с преобразования Сената.
Реформа центрального управления
Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник переворота Н.И. Панин (1718—1783) представил императрице проект изменений в центральном управлении. Он предлагал создать постоянный императорский совет, состоящий из четы- рех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и мор- ского департаментов) и двух советников. Все важнейшие во- просы должны были рассматриваться советом в присутствии
императрицы, которая принимала окончательные решения. Крои ме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов
Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную власть, был отклонен Екатериной II, однако для ускорений и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената былЯ проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов четыре из которых находились в Петербурге: первый занимала важнейшими внутренними и политическими делами, второй - судебными, третий ведал делами западных окраин государства путями сообщения, высшим образованием, полицией; четверя тый — военными и морскими делами. Два московских департая мента соответствовали первому и второму петербургским.
Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Се- ната. Отношения с ним она поддерживала через генерал-проку рора А.А. Вяземского (1727—1793), получившего секретную инструкцию препятствовать законодательной деятельности Се- ната. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего органа государственного управления, как было при Елизавете Петровне, он превратился в центральное административно-су- дебное учреждение.
17 января 1769 г. по указу Екатерины II был учрежден Со- вет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине те- перешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части, к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических военных и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить; на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, ко- торому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничего не было упущено, что служить может к обороне и безопасности Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же из оного не будет ничего инако, как за подписанием собствен- ной Нашей руки».
Позже деятельность Сената ограничивается судебными функ- циями, дела большинства коллегий переходят к новым учреж- дениям. В 70—80 гг. XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м гг. большинство колле- гий прекратило свое существование. Были оставлены лишь те коллегии, дела которых нельзя было передать органам местно- го управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-кол- легия.
В царствование Екатерины II роль центральных органов посте- пенно была сведена к общему руководству и наблюдению, ос- новные вопросы управления стали решаться на местах.
«Учреждение губерний Российской империи» (областная реформа 1775 г.)
Вопрос о реформировании местного управления был поднят депутатами Уложенной комиссии (1767), желавшими иметь на местах управление из своих выборных представителей. Мысль эта разделялась и Екатериной: крестьянская война под предво- дительством Пугачева выявила слабость местных органов. 20 гу- берний Российской империи представляли собой обширные территориальные округа с явно недостаточным количеством учреждений и персонала для управления. В самом управлении различные ведомства были перепутаны: одни учреждения ведали и финансами, и администрацией, и судом. 7 ноября 1775 г. Екатерина II утвердила «Учреждение о губерниях».
Областная реформа 1775 г. отменяла деление страны на гу- бернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему: губернии и уезды. В стране образовывалось 50 губерний. В ос- нову нового территориального деления был положен принцип учета количества населения: 300—400 тыс. жителей в губернии, 20—30 тыс. жителей в уезде.
Во главе областной администрации был поставлен губерна- тор, или наместник. Вице-губернатор назначался Сенатом. Исполнительным, распорядительным и полицейским органом н губернии становилось губернское правление. В его задачу входило обнародование и приведение в исполнение распоряже- ний центральной власти. На уездном уровне органом губернско- го правления был Нижний земский суд под председательством исправника или капитана. Нижний земский суд выполнял в уездах распоряжения губернского правления.
Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были подчинены губернские и уездные казначейства.
Суд был сословным: для дворян — Верхний земский суд, для горожан — Губернский магистрат, для государственных кре- стьян — Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян судил помещик.
Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для дворян — Уездный суд, для горожан — Городской магистрат, для крестьян — Нижняя расправа.
Придав губернским и уездным учреждениям четкую струк- туру дальнейшая реформа должна была определить выборные органы и должности в губернском управлении и должности, нач] шачепие на которые осуществлялось из центра.
Общая администрация
Финансовое управление
Судебные учреждения
В губерниях
Губернское правление (губернатор
и 2 его советника)
Губернский прокурор и 2 стряпчих
Палата уголовного суда (председатель, 2 советника
и 2 асессора) Палата гражданского суда (председатель, 2 советника и 2 асессора)
Для дворян
Для городских жителей
Для казенных крестьян
Верхний земский
суд (2 пред- седателя
и 10 заседа- телей)
Губерн- ский магистрат (2 пред- седателя
и 6 заседа- телей)
Верхняя расправа (2 пред- седателя
и 10 заседа- телей)
В уездах и городах
Нижний земский суд (капитан или исправник) Дворянское уездное собрание (избирало предводителя дворянства, капитана- исправника)
В городах, где не было комен- данта, город- ничий, началь- ник полиции
Городской голова
Городской магистрат (2 бурго- мистра
и 4 ратмана)
Нижняя расправа (расправ- ный судья и 8 заседа- телей)
Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.
Дворянское самоуправление
В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась, прежде всего, на дворянство, и уже в первые годы ее правле- ния закладываются основы самоуправления этого сословия. При подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам каждого уезда было предписано избирать на два года уездного предводителя для руководства выборами депутатов в комиссию и на случай каких-либо других требований со стороны верхов- ной власти.
Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное управление, дала ему сословную организацию, предоставив пра- ва юридического лица уездному дворянскому собранию. Жало- ванная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого сословия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление