Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В РОССИИ 15 страница




При Анне Иоанновне большое влияние в России приобрели
иностранцы. Долгое время оторванная от родины Анна опи
ралась в своем правлении на тех, кто приехал вместе с нем
Фаворит императрицы Бирон, не занимавший никакого поста
фактически правил государством. Иностранцы пользовались
преимуществами при назначении на должности, оттесняя рус
ское дворянство. Недовольство таким правлением позволили
выразить кабинет-министр А.П. Волынский в «Проекте о по
правлении внутренних государственных дел», однако это приве
ло его самого и его сторонников к гибели.

Анна Иоанновна перед смертью назначила своим наследии-
ком сына своей племянницы Анны Леопольдовны (герцогини
Брауншвейгской) Ивана Антоновича, а регентом при нем —
Бирона. Однако через три недели в ходе очередного дворцового
переворота регентство перешло к матери наследника.

Распри между немцами ускорили падение их влияния при
дворе. Во время нового переворота, совершенного 25 ноября
1741 г. в пользу дочери Петра I Елизаветы (1709—1761), бьвд
арестованы маленький император и его родители, а также Мич
них, Остерман и другие влиятельные немцы.

В именном указе императрицы Елизаветы от 12 декабря 1741 г.
объявлялось, что в предшествующие царствования «произошло
многое упущение дел государственных» вследствие отмены по-
рядков, заведенных Петром I. Указ восстанавливал значение Се-
ната как высшего государственного органа и ликвидировал сто?
явший над ним Кабинет министров. Вместо последнего создавался
просто Кабинет как личная императорская канцелярия, лишенная
властных полномочий. Сенат находился под контролем императ-
рицы. Елизавета царствовала 20 лет. Но бездетная императрица вынуждена была позаботиться о наследнике престола. Для этого
из Голштинии был выписан ее племянник Карл Петр Ульрих
(Петр III). По отцовской линии он приходился внуком сестры
Карла XII, а по женской — Петра Великого. В жены ему была
выбрана принцесса из захудалого немецкого государства Софья
Августа Фредерика Анхальт-Цербская, принявшая в крещении
имя Екатерины.

 


Государи и государыни, посаженные на престол «гвардейст-
вом», т. е. дворянством, должны были искать расположения этого сословия и заботиться о расширении его прав и привилегий. Важнейшими стали вопросы об обязательности дворянской
службы и о дворянских вотчинах.

 

Рост привилегий дворянства
и усиление крепостного права

Увеличение дворянских привилегий как на государственной
службе, так и в вотчинах, привело к ужесточению крепостно-
го права. Широких размеров достигла торговля крестьяна-
ми. Крепостное право распространялось на новые территории
России.

Важнейшими законодательными актами, определявшими пра-
вовое положение дворянства, являлись Указ о единонаследии
1714 г., «Табель о рангах» 1722 г., Манифест о даровании
вольности и свободы всему российскому дворянству 1762 г.,
Жалованная грамота дворянству Екатерины II 1785 г.

По Указу о единонаследии поместья в правовом отношении
были уравнены с вотчинами. Вместо деления земли на вотчины
и поместья все земельные владения дворян стали называться
недвижимым имуществом. Запрещалось дробить недвижимое
имущество (землю) при передаче его по наследству. Землю мож-
но было завещать только одному из сыновей, а при их отсутст-
вии — одной из дочерей. Если завещания не было, земля пе-
реходила к старшему сыну. Остальные наследники обоего пола
получали лишь движимое имущество.

Изданием этого указа достигались две цели:

1 младшие сыновья умершего дворянина, лишаясь наследст-
ва, должны были добывать средства к существованию на граж-
данской или военной службе, вследствие чего правительство
получало необходимые ему кадры из дворян;

2 устранялось дробление земельных владений дворян, невы-
годное государству.

В 1731 г. императрица Анна Ивановна отменила этот указ.
По новому закону недвижимое имущество подлежало разделу
поровну между сыновьями умершего. Отмена указа Петра I
была вызвана тем, что с расширением территории Российской
империи в распоряжении правительства оказался обширный
земельный фонд, из которого дворянам щедро раздавались
земли.

 


Особую группу среди потомственных дворян составляли
тулованные дворяне: князья, графы и бароны. Княжеский
титул был древнерусского происхождения, а титулы графа и бщ
рона впервые были введены Петром I.

При Петре I все дворяне должны были нести военную служ
бу, начиная с 15-летнего возраста и до старости или до утратьш
здоровья. Не более 1/3 сыновей дворянской семьи могли нахо
диться на гражданской службе. Уступая пожеланиям дворянст
ва, императрица Анна Ивановна установила начало военном
службы для дворян с 20-летнего возраста и ограничила ее cpoin
25 годами. *

В 1762 г. Петр III издал Манифест о даровании вольно-
сти и свободы всему российскому дворянству. Дворяне были
освобождены от обязательной военной службы. В то же время
правительство в этом манифесте выразило уверенность, что дво
ряне и впредь не будут отказываться от своего долга защиты
Отечества.

 

Год Привилегии в службе Привилегии в отношении вотчин и крестьян
  Две трети офицеров и рядо- вых из дворян могли восполь- зоваться правом увольнения со службы на 3 года  
    В отмену указа Петра о едино- i наследии дворянам было раз- ] решено свободно распоря- жаться вотчинами и делить их между всеми наследниками
1730, 1740, 1758   Владение землями и крепост- ными крестьянами было при- знано неотъемлемым и моно- польным правом только дво- рянского сословия
    Сбор подушной подати с кре- стьян был возложен на поме- щиков
  Учрежден Кадетский корпус для детей дворян. Обучение в нем избавляло дворян от службы в полках в качестве рядовых. Из корпуса они выхо- дили офицерами  

 


Год Привилегии в службе Привилегии в отношении вотчин и крестьян
  Отменена бессрочная служба для дворян. Один из сыновей мог освобождаться от службы для управления имением, а остальные могли выйти в от- ставку после 25 лет службы Помещикам было предостав- лено право определять меру наказания своим крестьянам
    Указ дал помещику право ссы- лать своих крестьян в Сибирь с зачетом их за рекрутов
  Петр III издал «Манифест о вольности дворянства», где разрешил дворянам не слу- жить вообще, служить другим государям, свободно выезжать за границу  

 

В целом реформы Петра I пережили его время. Так, послед-
ний рекрутский набор состоялся в 1874 г., т. е. спустя 170 лет
после первого (1705). Сенат просуществовал с 1711 по 1917 г.,
т. е. 206 лет, синодальное устройство православной церкви
оставалось неизменным с 1721 по 1918 г., т. е. в течение
197 лет. За период правления Петра I принято более 3000 пра-
вовых актов.

 

 

Вопросы для повторения

 

1. В чем заключалась важность реформ, проводимых Петром I?

2. Что такое коллегия? Какие коллегии были созданы при Петре I,
какую роль они сыграли?

3. В чем вы видите самые важные преобразования Петра I в сфе-
ре государственного управления?

4. Какие изменения в управлении государством были осуществле-
ны при преемниках Петра I? Как вы их оцениваете?

 

5. Как изменилась роль церкви при Петре I и после его смерти?

6. Какие привилегии были дарованы дворянам к концу XVIII в?

7.


3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО
УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ
ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Общество и власть при Екатерине II.

Политика «просвещенного абсолютизма»

Во второй половине XVIII в. в экономике России появляют-
ся черты кризиса и разложения феодального способа произвол-
ства.

Признаки разложения феодального строя в экономиче-
ской сфере:

• Утрата замкнутости феодального хозяйства.

• Натурального хозяйства, классического феодализма уже
нет, крестьянское и помещичье хозяйство устанавливает все боя
лее тесные связи с рынком.

• Дворянское предпринимательство в промышленности и
сельском хозяйстве.

• Стремление к извлечению прибыли при рыночных отноше-
ниях и производстве товаров на продажу заставляло дворян ис-
кать новые методы ведения хозяйства (вотчинные мануфактуры).

• Создание рынка наемной рабочей силы.

• Развитие отходничества и уход крестьянина в города на не-
земледельческие заработки являются признаком приспособления
крестьянства к новым товарно-денежным отношениям.

• Социальное расслоение крестьянства.

• Появление крестьян-отходников.

• Появление купцов промышленников, организаторов произ-
водства путем снабжения сырьем ремесленников.

• Разорение дворянства.

• Появление дворян-предпринимателей.

В России во второй половине XVIII в. происходит определен-
ная модернизация политической и экономической жизни, свя-
занная с политикой просвещенного абсолютизма. Основная цель
этой политики — приспособление феодальной абсолютной мо-
нархии к новым (капиталистическим) отношениям, начинающим
преобладать в обществе.

Во главе государства, считали сторонники просвещенного
абсолютизма, должен стоять просвещенный монарх, основная
задача которого — создание царства разума, т. е. общества,

 


основанного на буржуазных ценностях: гражданское равенство,
свобода личности и ее хозяйственной деятельности, неприкос-
новенность частной собственности и т. д. Именно таким монар- хом стремилась стать Екатерина II, с правлением которой тра-
диционно связывают политику просвещенного абсолютизма в России.

После смерти Елизаветы Петровны в декабре 1761 г. императором становится муж Екатерины — Петр III (1728—1762). Во время его недолгого правления важнейшим стал указ «О вольности дворянской» от 18 февраля 1762 г., отменивший
обязательную службу для дворян. Кроме того, была упраздне-
на ведавшая политическими преступлениями Тайная канцеля-
рия, внушавшая страх населению.

Однако эти меры не смогли принести Петру III популярности среди подданных. Всеобщее недовольство вызывали
мир с Пруссией, означавший отказ от всех русских завое-
ваний в Семилетней войне; подготовка к войне с Данией
в интересах Голштинии, огромное прусское и голштинское
влияние при русском дворе; неуважение к православным обы-
чаям; введение в армии немецких порядков, пренебрежитель-
ное отношение к гвардии. В такой ситуации значительная часть русского дворянства связывала свои надежды с именем Екатерины, которая, хотя и была немкой по происхождению, прекрасно понимала, что русская императрица должна думать прежде всего об интересах России.

Болезнь Елизаветы заставила Екатерину задуматься о своем
положении при дворе. В случае смерти императрицы Екатерину
ждала незавидная участь: Петр стремился разорвать брак, чтобы
иметь возможность жениться на своей фаворитке Воронцовой,
а Екатерину наверняка ждал монастырь. В этот период она сбли-
зилась с канцлером графом А.П. Бестужевым-Рюминым, который
также не был заинтересован в царствовании Петра. Канцлер
предложил Екатерине план провозглашения ее соправительницей
мужа. Но соправительство не устроило Екатерину. «Или умру, или
буду царствовать», — писала она.

Огромное честолюбие, сила воли, работоспособность помог-
ли Екатерине в конце концов добиться власти. Вокруг будущей
Екатерины II сплотилась группа заговорщиков — в основном
гвардейских офицеров. Особенно активными были фаворит
Екатерины Григорий Орлов (1734—1783) и его брат Алексей
(1737—1808). В ночь на 28 июня 1762 г. Екатерина вместе
с Алексеем Орловым приехала из Петергофа в Петербург, где

 


в тот же день Сенат провозгласил ее императрицей и объяви
Метра III низложенным. 29 июня он был взят под страж
а н июле убит при неясных обстоятельствах. В сентября
1762 г. Екатерина II была коронована в Москве.

Царствование Екатерины можно условно разделить на тр
периода. Пограничной чертой между ними будут служить кре
стьянская война под предводительством Е. Пугачева и Велика
французская революция, начавшаяся в 1789 г.

1 «Просвещенный абсолютизм» — период увлечения Ека
терины идеями просвещения, период реформ, обусловленных за-
ботой об общественном благе, попыток унификации и улучше
ния законодательства.

2 «Охранительный абсолютизм» — период продолжения
внутренних реформ, но в ином ключе: усиление государствен-
ного контроля над порядком, охранительные задачи, соблюденив
«тишины» в государстве.

3 «Просвещенный деспотизм» — период строгой цензуры,
карательные меры против вольнодумия, конфискации «вредной»
литературы и преследования критически мыслящих просвети-
телей.

Первые годы правления императрица посвятила укреплению своей власти, подбору доверенных лиц, изучению положения)
дел в государстве, а также более основательному знакомству
с Россией. Она предприняла ряд поездок по стране с цельюЯ
ознакомления с ситуацией: в 1763 г. — в Ростов и Ярославль,
в 1764 г. — в Прибалтику, в 1765 г. — по Ладожскому канаЯ
лу, в 1767 г. — по Волге от Твери до Симбирска. Екатерина
прекрасно понимала, что получает в управление не совсем бла-
гополучную страну.

Финансы были запутаны, казна пуста. При подсчете доходов,
сделанном но требованию императрицы, к 16 млн рублей «на
шлось» еще 12 млн рублей, которые совершенно не учитывались
правительствующим Сенатом. Практически все отрасли торгов-
ли, а также таможни были отданы на откуп частным монопо-
лиям. Мизерные суммы, уплачиваемые за откуп, не шли ни
в какое сравнение с реальными доходами откупщиков. Казенные
заводы при Елизавете были переданы в руки ее царедворцам,
а доходы с них шли мимо казны.

В судебной системе царило взяточничество, законов было множество, но они не исполнялись. Тюрьмы были забиты заключенными: в момент коронации Екатерины их насчитывалось
свыше 8 тыс. человек.

 


Не было порядка в центральном и местном управлении. Рас-
поряжения Сената если и исполнялись, то не сразу. Назначая
Воевод в города империи, Сенат даже не имел полного перечня
9тих городов. Воеводское правление на местах вызывало всеоб-
щее недовольство населения: не получая жалованья из опус-
тевшей казны, воеводы и их канцелярия существовали за счет
взяток.

Считая себя ученицей французских философов, Екатерина II
стремилась с помощью преобразований устранить элементы
«варварства» из жизни страны, сделать русское общество более
«просвещенным», близким к западноевропейскому, но при этом
сохранить в неприкосновенности самодержавие и его социаль-
ную базу — дворянство.

Первые предпринятые ею шаги преследовали цели решения
самых необходимых вопросов в государстве:

• были отменены откупы и монополии;'

• для удешевления хлеба его вывоз за границу был времен-
но запрещен;

• резко снижалась казенная цена на соль;

• был издан строгий указ против взяточничества (в качест-
ве демонстрации решительности властей в этом вопросе обер-
секретарь Сената был поставлен у позорного столба с надписью
«преступник указов и мздоимец»);

• с целью улучшения центрального управления Сенат был
разделен на департаменты. Существовал также проект создания
при императрице совещательного Государственного совета, од-
нако, назначив его членов, Екатерина приостановила дело.

Для выработки плана дальнейших преобразований Екатерина
обратилась к обширной литературе просветительского направ-
ления. Идеи просветителей состояли в следующем:

Теория «естественного права». Все люди от природы свободны, равны, они имеют равные, естественные права, данные им от природы. Эти права неотъемлемы. Однако человечество нарушило эти естественные законы. Вернуться к ним можно только путем просвещения народа. Роль правителя. Один из путей достижения целей просвещения — через мудрого монарха на троне. Пользуясь своей властью, монарх может побиться просвещения общества и праведливости. Просвещение народа. Только просвещенное общество может установить справедли вые и гуманные законы. Если темным людям дать свободу, это

 


приведет к анархии. Следовательно, народ нужно сначала про-
светить.

Главенство законов и разделение властей.

Благополучие государства зависит от главенства законов.
Для того чтобы избежать деспотизма одной из ветвей власти
(законодательной, исполнительной или судебной), эти власти
в государстве должны быть разделены и уравновешены.

Следуя идеям просветителей, Екатерина II осуществила ряд
мер. Было запрещено покупать крестьян для промышленных
предприятий, объявлена свобода организации промышленного!
дела, отменены всевозможные монополии, а также внутренние
таможенные сборы, что способствовало включению во внутрен-
нюю торговлю новых земель, присоединенных к Российскому
государству в годы царствования Екатерины И: некоторых облас-
тей Украины, Белоруссии, Прибалтики, причерноморских, при-
азовских, кубанских степей, Крыма.

Значительное внимание при Екатерине II уделялось развитию
системы образования: создавались воспитательные дома, инсти-
туты для девиц, кадетские корпуса. В 80-е гг. при организации
губернских и уездных народных училищ был провозглашен;
принцип бессословного обучения.

Наряду с подобными прогрессивными мероприятиями, объек-
тивно способствовавшими развитию буржуазных отношений,
в России происходит усиление крепостничества. Уже в Манифесте
6 июля 1762 г., объяснявшем причины переворота, определена
одна из основных целей внутренней политики Екатерины II
всемерно заботиться о помещиках и держать в повиновении кре-
стьян. В 60-е гг. XVIII в., когда императрица на словах еще выступала за идею освобождения крестьян, крепостным было запреще но жаловаться на барина, а помещикам разрешено отправлять своих крестьян на каторгу. В целях уничтожения взрывоопас ных очагов было ликвидировано казачье самоуправление и осуществлена перестройка казацких округов.

Однако, стремясь поддержать свою репутацию «просвещенного монарха», Екатерина II не могла допустить полного превращения крепостных крестьян в рабов: они продолжали считаться
податным сословием, могли обращаться в суд и могли быть
в нем свидетелями, правда, с согласия помещика, записываться
в купцы, заниматься откупами и т. д. Заботясь о просвещении, Екатерина в 1769 г. стала выпускать сатирический журнал «Всякая всячина», где критиковались человеческие пороки и суеверия. Оппонентом императрицы

 


выступил на страницах своих журналов «Прутень» и «Живопи-
сец» русский просветитель Н.И. Новиков. Новиков противопос-
тавил Екатерининой критике пороков человечества критику кре-
постничества. «Трутень» выходил с характерным эпиграфом
«Они работают, а вы их труд ядите». За полемикой Екатерины
и Новикова следила не только российская общественность, но
и западноевропейская.

В последние годы своего правления под влиянием крестьян-
ской войны под предводительством Е. Пугачева (1773—1775),
и особенно Великой французской революции (1789—1794), Ека-
терина II постепенно отходит от просвещенного абсолютизма.

Падение французской монархии заставило ее отказаться от
политики просвещенного абсолютизма в России. Стремясь
предотвратить проникновение в страну всякого вольномыслия
с революционными последствиями, правительство ввело строгую
цензуру, контроль за литературой, поступавшей из-за границы,
конфискацию изданий французских просветителей.

Просветитель Н.И. Новиков был заточен на 15 лет в Шлис-
сельбургскую крепость. А.Н. Радищев, автор книги «Путе-
шествие из Петербурга в Москву», был приговорен к смертной
казни, замененной впоследствии ссылкой в Сибирь.

Началось преследование передовых идей, способных привести
к изменению существующего порядка, чего императрица стре-
мится избежать любой ценой. Однако основы жизни общества,
заложенные политикой просвещенного абсолютизма, оставались
практически без изменений до самой смерти Екатерины II.

 

Одной из характерных, существенных черт политики просве- щенного абсолютизма Екатерины II было упорядочение систе- мы государственного управления. Мысль о необходимости этого была высказана уже в Манифесте 6 июля 1762 г., осу- ществление ее было начато с преобразования Сената.

 

Реформа центрального управления

Сразу же по восшествии Екатерины II на престол участник
переворота Н.И. Панин (1718—1783) представил императрице
проект изменений в центральном управлении. Он предлагал
создать постоянный императорский совет, состоящий из четы-
рех секретарей (иностранных и внутренних дел, военного и мор-
ского департаментов) и двух советников. Все важнейшие во-
просы должны были рассматриваться советом в присутствии

 


императрицы, которая принимала окончательные решения. Крои
ме того, предлагалось разделить Сенат на шесть департаментов

Проект Н.И. Панина, как ограничивающий самодержавную
власть, был отклонен Екатериной II, однако для ускорений
и упорядочения делопроизводства мысль о разделе Сената былЯ
проведена в жизнь в 1763 г. Было создано шесть департаментов
четыре из которых находились в Петербурге: первый занимала
важнейшими внутренними и политическими делами, второй -
судебными, третий ведал делами западных окраин государства
путями сообщения, высшим образованием, полицией; четверя
тый — военными и морскими делами. Два московских департая
мента соответствовали первому и второму петербургским.

Многие важные вопросы Екатерина II решала без участия Се-
ната. Отношения с ним она поддерживала через генерал-проку
рора А.А. Вяземского (1727—1793), получившего секретную
инструкцию препятствовать законодательной деятельности Се-
ната. В результате значение Сената уменьшилось, из высшего
органа государственного управления, как было при Елизавете
Петровне, он превратился в центральное административно-су-
дебное учреждение.

17 января 1769 г. по указу Екатерины II был учрежден Со-
вет при высочайшем дворе. Манифест гласил: «По причине те-
перешних военных обстоятельств, дабы ни в которой части,
к тому принадлежащей, ничего проронено не было, что служить
сможет к безопасности Империи нашей, и дабы скорейшие сношения установить между учрежденных политических военных
и казенных мест, рассудили Мы за нужно и за благо учредить;
на время войны, при дворе и в присутствии Нашем Совет, ко-
торому иметь как рассуждение, так и бдение, дабы ничего не
было упущено, что служить может к обороне и безопасности
Государства, также и к военным действиям, о чем о всем сей
Совет беспосредственно Нам докладывать должен; выходить же
из оного не будет ничего инако, как за подписанием собствен-
ной Нашей руки».

Позже деятельность Сената ограничивается судебными функ-
циями, дела большинства коллегий переходят к новым учреж-
дениям. В 70—80 гг. XVIII в. произошло дальнейшее ослабление органов центрального управления. К 90-м гг. большинство колле-
гий прекратило свое существование. Были оставлены лишь те
коллегии, дела которых нельзя было передать органам местно-
го управления: Иностранная, Военная, Морская и Коммерц-кол-
легия.

 


-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

В царствование Екатерины II роль центральных органов посте- пенно была сведена к общему руководству и наблюдению, ос- новные вопросы управления стали решаться на местах.

«Учреждение губерний Российской империи»
(областная реформа 1775 г.)

Вопрос о реформировании местного управления был поднят
депутатами Уложенной комиссии (1767), желавшими иметь на
местах управление из своих выборных представителей. Мысль
эта разделялась и Екатериной: крестьянская война под предво-
дительством Пугачева выявила слабость местных органов. 20 гу-
берний Российской империи представляли собой обширные
территориальные округа с явно недостаточным количеством
учреждений и персонала для управления. В самом управлении
различные ведомства были перепутаны: одни учреждения ведали и финансами, и администрацией, и судом. 7 ноября 1775 г.
Екатерина II утвердила «Учреждение о губерниях».

Областная реформа 1775 г. отменяла деление страны на гу-
бернии, провинции и уезды и вводила двухуровневую систему:
губернии и уезды. В стране образовывалось 50 губерний. В ос-
нову нового территориального деления был положен принцип
учета количества населения: 300—400 тыс. жителей в губернии,
20—30 тыс. жителей в уезде.

Во главе областной администрации был поставлен губерна-
тор, или наместник. Вице-губернатор назначался Сенатом.
Исполнительным, распорядительным и полицейским органом
н губернии становилось губернское правление. В его задачу
входило обнародование и приведение в исполнение распоряже-
ний центральной власти. На уездном уровне органом губернско-
го правления был Нижний земский суд под председательством
исправника или капитана. Нижний земский суд выполнял
в уездах распоряжения губернского правления.

Финансами в губернии ведала Казенная палата. Ей были
подчинены губернские и уездные казначейства.

Суд был сословным: для дворян — Верхний земский суд, для
горожан — Губернский магистрат, для государственных кре-
стьян — Верхняя расправа. Частновладельческих крестьян
судил помещик.

Судебные уездные учреждения повторяли губернские: для
дворян — Уездный суд, для горожан — Городской магистрат,
для крестьян — Нижняя расправа.

 


Придав губернским и уездным учреждениям четкую струк-
туру дальнейшая реформа должна была определить выборные
органы и должности в губернском управлении и должности, нач]
шачепие на которые осуществлялось из центра.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общая администрация Финансовое управление Судебные учреждения  
В губерниях
Губернское правление (губернатор и 2 его советника) Губернский прокурор и 2 стряпчих Казенная палата (вице-губерна- тор, директор экономии, 1 советник, 2 асессора) Губернское казначейство (губернский казначей) Губернский землемер Палата уголовного суда (председатель, 2 советника и 2 асессора) Палата гражданского суда (председатель, 2 советника и 2 асессора)
Для дворян Для городских жителей Для казенных крестьян  
Верхний земский суд (2 пред- седателя и 10 заседа- телей) Губерн- ский магистрат (2 пред- седателя и 6 заседа- телей) Верхняя расправа (2 пред- седателя и 10 заседа- телей)
В уездах и городах
Нижний земский суд (капитан или исправник) Дворянское уездное собрание (избирало предводителя дворянства, капитана- исправника) В городах, где не было комен- данта, город- ничий, началь- ник полиции Уездное казначейство (уездный казначей, уездный землемер) Уездный суд (уездный судья и 2 заседа- теля) Городской голова     Городской магистрат (2 бурго- мистра и 4 ратмана) Нижняя расправа (расправ- ный судья и 8 заседа- телей)

 


Кроме административных, финансовых и специальных судебных учреждений, в каждом губернском городе был создан новый орган Приказ общественного призрения, ведавший школами, больницами, богадельнями и приютами. В отличие от
Губернского правления и Казенной палаты приказ общественного призрения имел выборный состав.

Дворянское самоуправление

В своей внутренней политике Екатерина II ориентировалась,
прежде всего, на дворянство, и уже в первые годы ее правле-
ния закладываются основы самоуправления этого сословия. При
подготовке к созыву Уложенной комиссии в 1766 г. дворянам
каждого уезда было предписано избирать на два года уездного
предводителя для руководства выборами депутатов в комиссию
и на случай каких-либо других требований со стороны верхов-
ной власти.

Реформа 1775 г. увеличила влияние дворянства на местное
управление, дала ему сословную организацию, предоставив пра-
ва юридического лица уездному дворянскому собранию. Жало-
ванная грамота дворянству 1785 г. укрепила позиции этого
сословия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.092 сек.