КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 6 страница
402 Раздел V. Особенности советской государственности воении производственного потенциала и его качественном преобразовании. Производительность труда должна была вырасти в 2,3—2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизиться в 1,4 раза, металлоемкость — почти в 2 раза. Главным тормозом обновления были объявлены консервативные кадры, противящиеся переменам. Поэтому новое руководство начало свою политику перестройки со смены кадров. В 1985—1986 гг. произошло обновление всех руководящих партийных структур как на центральном, так и на местном уровне. Вопросы кадровой политики партии стали предметом специального обсуждения на состоявшемся в январе 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, признавшем необходимым обновление партийно-государственных кадров в целях ускорения реформ. Из Политбюро были удалены наиболее консервативно настроенные, связанные с брежневскими временами: Н. А. Тихонов, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, А. А. Громыко, Г. А. Алиев и др. В дальнейшем по мере возникновения первых трудностей в реформировании общества критика «консерваторов» усилилась. В целом за 1985—1990 гг. было заменено 85% руководящих работников ЦК КПСС (для сравнения: в 1934—1939 гг., в годы массовых чисток, обновление ЦК партии составило 77%), на республиканском уровне — до 70%. Однако уже первые шаги по реформированию общества на основе провозглашенного курса на ускорение показали, что на одном энтузиазме, расширении гласности и замене старых кадров вывести страну из кризиса невозможно. Необходима была более серьезная и более конкретная программа преобразований. В этих условиях в 1987 г. руководством страны с участием видных экономистов (Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, Т. И. Заславской, П. Г. Бунича и др.) была подготовлена первая за годы перестройки программа экономической реформы и начата ее реализация. Реформа развивалась в двух направлениях: расширения самостоятельности государственных предприятий и расширения сферы деятельности частного сектора. Уже 30 июня 1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии», призванный обеспечить переход промышленных предприятий на принципы хозрасчета и самофинансирования (он был распространен на все предприятия с 1 января 1989 г.). Закон предоставлял право предприятиям самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями на основе заключения контрактов и заказов. Предусматривалось сокращение отраслевых министерств, между которыми должны были установиться «партнерские» отношения. Реорганизация министерств и ряда других органов управления промышленностью привела к сокращению к началу 90-х гг. около 1 млн служащих. В то же время переход предприятий к самостоятельной деятельности был с самого начала ограничен установленной законом Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 403 обязанностью выполнять государственные заказы, чем не преминул воспользоваться аппарат центральных министерств, установив госзаказ практически на всю выпускавшуюся производителями продукцию, оставляя минимум возможностей для коммерческой деятельности предприятий.Весьма непоследовательными оказались меры правительства, направленные на расширение сферы деятельности для частной инициативы. Законы 1986 и 1988 гг. открыли возможность частной деятельности более чем в 30 видах товаров и услуг, положив начало бурному развитию кооперативного сектора. По данным специалистов, к весне 1991 г. число занятых в кооперативном секторе и получивших разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) достигло в общей сложности более 8 млн человек. Однако развитие частного сектора вопреки заверениям властей не находило должной поддержки со стороны государства, с самого начала наталкивалось на сопротивление бюрократического аппарата, не желавшего сдавать свои позиции и стремившегося ограничить деятельность кооперативов. Немаловажными факторами, которые тормозили проведение реформы, являлись преобладавшее в широких массах негативное отношение к частному предпринимательству, а также активное противодействие переменам со стороны консервативных кругов в руководстве КПСС, обвинявших Горбачева в «предательстве дела социализма», «реставрации капитализма», с чем лидер правящей Коммунистической партии не мог не считаться. В значительной мере именно этим объясняются непоследовательность и половинчатость большинства преобразований, начатых в экономике в первые годы перестройки. Принимались решения, однако их выполнение либо затягивалось, либо откладывалось на длительное время. В июне 1990 г. Верховным Советом СССР было принято прогрессивное для того времени постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Однако реализация намеченных в нем мероприятий и принятых в этой связи законов, предусматривавших перевод промышленных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, откладывалась до 1991 г., а сам перевод всего лишь 20% предприятий на аренду был растянут до 1995 г. Все это не только не способствовало решению задачи «ускорения», которая вскоре была заменена лозунгом «сильной социальной политики», но и вело к углублению экономического кризиса. Уже с 1988 г. наблюдалось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, в промышленности спад начался с 1989 г. По официальным данным, дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд руб. (11% валового национального продукта). Золотой запас сократился в 1991 г. в 10 раз по сравнению с 1985 г., что 404 Раздел V. Особенности советской государственности связано было с растущей зависимостью страны от закупок продовольствия за рубежом. Все это происходило на фоне резкого ухудшения условий жизни основных масс населения. Даже в Москве (впервые после 1947 г.) было введено нормированное распределение продуктов питания. Передовой прогрессивно мыслящей части общества было ясно, что многие проблемы, с которыми столкнулась перестройка, упираются в состояние политической системы и что без изменений в политической сфере невозможно решение ни технико-экономических, ни социальных задач. Взаимозависимость перемен в экономике и политической жизни общества постепенно начинали понимать и лидеры перестройки, хотя Горбачеву признание этой взаимосвязи давалось с трудом. Начало политической реформе было положено проходившей 28 июня — 1 июля 1988 г. XIX Всесоюзной конференцией КПСС, которая приняла развернутую программу демократизации общественно-политической жизни страны. В качестве первоочередной меры с целью восстановления полновластия Советов было решено провести перераспределение властных функций от исполнительных органов (аппарата исполкомов) к выборным представительным, от партийных структур — к советским. Для того чтобы сделать этот переход как можно безболезненнее, предлагалось на первом этапе совместить посты партийных и советских руководителей (первого секретаря и председателя Совета) сверху донизу. В рамках концепции «социалистического правового государства» впервые акцентировалось внимание на необходимости разделения властей, началось формирование «советского парламентаризма». С этой целью по предложению Горбачева должна была быть восстановлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая система представительных органов. Создавался новый высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Верховный Совет, избираемый путем тайного голосования из депутатов Съезда, превращался в своего рода постоянно действующий «парламент». Одновременно вносились изменения в избирательное законодательство: выборы должны были проводиться на альтернативной основе, треть депутатского корпуса формировалась от общественных организаций. Изменялись функции Президиума Верховного Совета: он лишался каких-либо правотворческих полномочий. Предлагалось также нововведение, связанное с открытым формированием правительства. Совершенно новым для советской политической системы было создание такого демократического учреждения, как Комитет конституционного надзора, который должен был следить за соблюдением Конституции страны. 26 марта 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, впервые проходившие в обстановке открытой конкурентной борьбы кандидатов, в условиях бурного роста политической Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 405 активности населения (почти 90% избирателей, включенных в списки, пришли на избирательные участки). На I Съезде народных депутатов СССР, открывшем свою работу 25 мая 1989 г., Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. На втором этапе политической реформы началось создание новых структур органов власти и управления в республиках, краях и областях, городах и районах. Весной 1990 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете РСФСР. Выборы в новые органы власти коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Партия стала утрачивать инициативу в преобразовании общества, которая постепенно переходила к сторонникам более радикальных перемен, получившим значительное число мандатов в новых органах власти. На Съезде народных депутатов, а затем в Верховном Совете СССР начинает формироваться первая парламентская оппозиция. В частности, была образована Межрегиональная депутатская группа, лидеры которой — известные общественные политические деятели (Ю. Афанасьев, Б. Ельцин, В. Пальм, Г. Попов, А. Сахаров) выдвигали в качестве основных положений программы преобразований: признание частной собственности, проведение децентрализации управления, расширение экономической самостоятельности республик и повышение их суверенитета и ряд других. Одним из главных пунктов, объединявших нараставшую оппозицию правящей партии, было требование отмены статьи 6 Конституции, закреплявшей монопольное положение КПСС в обществе. В самой партии начинают формироваться политические платформы, значительно отличавшиеся по своим позициям от официальной линии партийного руководства. В январе 1990 г. по инициативе ряда партклубов и парторганизаций, собравшихся на конференцию в Москве, была создана «Демократическая платформа в КПСС», выступившая за коренную реформу КПСС и преобразование ее в демократическую парламентскую партию. На преобразовании Компартии из государственно-хозяйственного органа в политическую организацию настаивала также оформившаяся накануне последнего в истории партии XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.) «Марксистская платформа», подвергшая резкой критике «казарменно-коммунистическую модель КПСС». После съезда «Демократическая платформа» заявила о своем выходе из КПСС, положив тем самым начало распада партии. Выход из партии приобрел массовый характер. Одновременно с этим происходила консолидация консервативных сил в КПСС, выступавших с резким осуждением «оппортунистической» линии Горбачева в вопросах партийного руководства. В июне 1990 г. была образо- 406 Раздел V. Особенности советской государственности вана Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой заняло достаточно традиционалистскую позицию и находилось в жесткой оппозиции к Генеральному секретарю ЦК КПСС. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР было принято решение о введении принципиально нового для России поста Президента СССР. 14 марта был принят Закон «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) СССР». Одновременно с введением института президентства, воспринятого позднее многими республиками и автономиями, отменялась статья 6 Конституции. Согласно Закону Президент — глава государства — избирался не прямым голосованием, а на заседании Съезда народных депутатов. Им мог стать любой гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Был предусмотрен пост вице-президента, который избирался вместе с Президентом по его предложению и выполнял по поручению Президента отдельные его функции, замещал Президента в его отсутствие или в случае невозможности осуществления им своих обязанностей. Первым (и последним) Президентом СССР был избран Горбачев, вице-президентом — Г. И. Янаев. Введение института президентства, по замыслу авторов реформы, было призвано стабилизировать ситуацию в стране, создать основу для формирования в СССР правового государства, в котором нет места для монополии одной партии и обеспечивается равенство всех перед законом. С другой стороны, установление сильной президентской власти, опиравшейся на волеизъявление народа в лице его представителей в парламенте, дало возможность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла политику Генерального секретаря. Однако, как показали дальнейшие события, введение института президентства не только не стабилизировало обстановку в стране, но еще больше ее усложнило, поскольку новый институт президентства, предусматривающий разделение властей, плохо сочетался с сохранявшимся всевластием Советов. По мнению исследователей, впоследствии именно это противоречие определило острый характер политической борьбы в Российской Федерации. Развитие демократических процессов способствовало созданию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности. Первой оппозиционной по отношению к КПСС партией был образованный в мае 1988 г. «Демократический союз», одним из лидеров которого стала В. Новодворская. Тогда же возникают народные фронты — первые независимые массовые организации в Прибалтике. Наиболее крупной из либеральных партий стала «Демократическая партия России» (май 1990 г., лидер Н. Трав- Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 407 кин). На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегистрировало 312 общественных объединений. В целом по стране возникло более 10 тыс. самодеятельных объединений и организаций, более 20 партий различного толка — от социал-демократических до христианских и монархических. После выборов народных депутатов РСФСР (весна 1990 г.) и принятия Декларации о суверенитете РСФСР стали ухудшаться отношения между союзным и российским руководством. «Пробуксовка» экономических реформ заставила новое российское руководство во главе с Ельциным сделать ставку на собственные силы и свое понимание реформы. С участием видных экономистов (академика С. С. Шаталина, Г. А. Явлинского и др.) была разработана программа «500 дней». Она предусматривала в течение обозначенного срока проведение приватизации государственных предприятий и значительное ограничение экономической власти Центра. После того как Горбачев под давлением консерваторов фактически отказался от поддержки намеченной программы преобразований, российское руководство заявило о своем намерении в одностороннем порядке приступить к реализации программы. В новом скорректированном варианте проект реформы предусматривал переход СССР к рынку к 1997 г. В начале 1991 г. Верховный Совет СССР принял и ввел в действие Закон «О собственности в РСФСР», который возродил институт частной собственности в России. В июне 1991 г. Б. Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ. К этому времени предельной остроты достигли межнациональные противоречия. В феврале 1991 г. на всенародном референдуме в Литве большая часть населения высказалась за «независимость» и строительство демократического государства, положив начало «параду суверенитетов». В ответ на это Пленум ЦК КПСС осудил события в Прибалтике как «антикоммунистическую истерию, разжигаемую врагами перестройки». Одновременно была предпринята попытка силовыми методами восстановить прежнюю власть в прибалтийских республиках. Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.Учитывая обострение межнациональных противоречий и усиление центробежных сил в Союзе, IV Съезд народных депутатов СССР 25 декабря 1990 г. принял постановление о проведении 17 марта 1991 г. Всенародного референдума по вопросу о сохранении СССР. Против проведения такого референдума выступили Грузия, Армения, Молдавия, республики Прибалтики. Из 147 млн граждан СССР, участвующих в референдуме, 112 млн высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации 408 Раздел V. Особенности советской государственности равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой национальности. В апреле того же года на встрече Горбачева в Но-во-Огареве (загородной правительственной резиденции) с представителями девяти союзных республик (не участвовали во встрече представители республик Прибалтики, Грузии, Армении и Молдавии) было достигнуто соглашение о подготовке нового союзного договора, открывавшего в случае его подписания реальную возможность формирования подлинной федерации как Союза суверенных (а не социалистических) республик. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приняло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить разработку нового союзного договора. Его подписание было назначено на 20 августа 1991 г. Однако в союзном руководстве возобладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде. В отсутствие президента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крымской резиденции — Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев (назначенный исполнять обязанности Президента СССР), премьер В. С. Павлов, министр обороны маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др., стал отказ от подписания Союзного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостанавливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вводился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Ельцин и поддержавшее его руководство России (глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в котором действия комитета осуждались как реакционный, антиконституционный переворот, а сам он был объявлен антизаконным. По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Вернувшийся в тот же день в Москву Горбачев спустя три дня выступил с заявлением о сложении с себя функций Генерального секретаря ЦК КПСС. После августовских событий 1991 г. судьба Союза была решена. Большинство республик отказались от подписания союзного договора. Под воздействием «парада суверенитетов», «войны законов», других видов борьбы за власть, междоусобиц на местах Союз стал распадаться. Восемь республик заявили о своей независимости, а три прибалтийских вышли из состава СССР. В декаб- Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 409 ре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии (стран-учредителей СССР), собравшись в Беловежской пуще, заявили о прекращении Союзного договора 1922 г. Было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), первоначально объединившего 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). Тем самым СССР прекращал свое существование. Президент СССР Горбачев ушел в отставку. Начался новый сложный период воссоздания российской государственности. Контрольные вопросы и задания В чем заключались основные причины кризиса сталинского по Дайте общую характеристику административных реформ Назовите основные причины неудач хрущевских реформ. В чем, по вашему мнению, заключались сложности и противо Какое место занимает «перестройка» М. С. Горбачева Рекомендуемая литература История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. История государственного управления в России (X—ХХ[ вв.): хрестома История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна Верт Н. История советского государства. 1900—1991. М., 1992. Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. Ростов н/Д., 1991. Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994. Коржихина Н. П. Советское государство и его учреждения (но Медведев Р. Леонид Брежнев: человек и эпоха. ML, 1992.
Мигранян А. Россия в поисках идентичности (1985—1995). М., 1997. Пихая Р. Г. СССР: история власти. 1945—1991. М., 1998. Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал / Согрин В. Политическая история современной России. 1985—1994: от Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М, 1999. Хрущев Н. С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997. РАЗДЕЛ VI ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г. Глава 17. РОССИЯ ПОСЛЕ АВГУСТА 1991 г.: ПОИСКИ ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Экономическая программа новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике Развитие политической системы в постперестроечные годы. Конституция Российской Федерации 1993 г. и формирование Экономическая программа новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике После распада СССР и краха режима «перестройки» Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формирование либеральной модели государства. Этому способствовала новая расстановка политических сил. После краха и ухода с политической арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом президента Б. Н. Ельцина в августе 1991 г.), основные политические силы, отстаивавшие социалистический путь развития России, были дезорганизованы и находились в состоянии политического шока. Большая часть общества и часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступали за продолжение реформ. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство России. В его состав Президент РФ Б. Н. Ельцин ввел группу молодых экономистов-«рыночников» (А. Шохина, А. Чубайса, П. Авена и др.), объяснив этот необычный для того времени шаг тем, что в новых условиях либерального реформаторства надо было чем-то жертвовать — или молодостью, или опытом. Экономические вопросы в новом правительстве курировал Глава 17. Россия после августа 1991 г. 411 Е. Т. Гайдар, именем которого привычно называют проведенные в этот период экономические реформы. Осуществление радикальных реформ в экономике осложнялось рядом объективных факторов. Реформы проводились в достаточно сложной с точки зрения стартовых условий экономической ситуации. В начале 90-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг более 70 млрд долларов, отсутствовали золотые и валютные резервы, стремительно развивались инфляционные процессы, что привело к полному обесцениванию рубля, крайне неблагоприятно складывалась рыночная конъюнктура на главные товары российского экспорта. Все это усугублялось кризисом системы управления, развалом традиционных внутрихозяйственных связей и нараставшей диспропорцией в развитии экономики. Наряду с этим усиливалось сопротивление реформам со стороны приверженцев социалистического идеала, постепенно оправлявшихся от пережитого шока в недавних августовских событиях 1991 г., что не могло не отвлекать внимания руководства страны от главных проблем экономического и социального развития. Вместе с тем высокий кредит доверия и популярность, которой пользовался в начале 90-х гг. первый Президент России, опиравшийся на поддержку граждан и большинства депутатов Верховного Совета, создавали реальную возможность для перехода к осуществлению радикальных преобразований в сфере экономики. Учитывая сложность предстоящих реформ, президент добился предоставления ему дополнительных полномочий для издания в течение первого года указов по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, инвестиционной и ряда других сфер деятельности. Кроме того, президент мог назначать глав местных администраций. С этой же целью была проведена реорганизация системы управления экономикой: сокращалось число отраслевых министерств, вместо них были созданы новые органы управления — Государственный комитет РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и ряд других новых учреждений. Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым правительством России программы радикальных реформ стала реформа ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гайдар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им экономических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов. В частности, планировалось в 1992 г. приватизировать 20% государственных предприятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сфе- 412 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г. ры услуг. Реализация этих мер при условии проведения жесткой финансово-кредитной политики, по расчетам разработчиков реформы, должна была, с одной стороны, ослабить экономический кризис и предотвратить реально существовавшую в связи с постоянным ростом товарного дефицита опасность голода в стране, с другой стороны, способствовать созданию в России нового класса собственников, формирование которого в рамках прежней системы государственного социализма было невозможно. С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого «среднего класса» было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обеспечило стабильность и устойчивость большинства западных демократий, явилось одной из главных предпосылок формирования основ правового государства в западных странах. Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, длительное время развивавшейся на основе планово-распределительной системы, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране. На результатах преобразований сказались также ошибки и просчеты разработчиков и исполнителей экономической реформы. В отличие от предлагавшейся ранее группой экономистов программы «500 дней» правительство Гайдара решило сначала провести либерализацию цен, ввести свободные цены на все виды продукции и только после этого приступить к приватизации государственной собственности. Такой подход, вызывавший уже тогда критику со стороны специалистов, вступал в противоречие с существующими экономическими реалиями, был чреват рядом негативных последствий. Исходя из правильной посылки, строившейся на осознании невозможности вывода страны из кризиса без решения главной задачи — осуществления макроэкономической стабилизации, реформаторы не учли последствий резкого перехода к рынку в условиях сохранения сверхмонополизации экономики и низкого уровня жизни основных слоев населения. Уже первые результаты начатых преобразований свидетельствовали о противоречивости нового курса правительства. Объявленное 2 января 1992 г. введение свободных цен, с одной стороны, привело к значительному расширению рынка продовольственных и промышленных товаров и в целом способствовало преодолению товарного дефицита, что в известной мере ослабило социальную напряженность в обществе. С другой стороны, при сохранении сверхмонополизации экономики цены на возникшем «диком рынке» выросли в десятки раз по сравнению с объявленным правительством ростом заработной платы, что сказалось в первую очередь на ухудшении положения работников
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |