Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 6 страница





402 Раздел V. Особенности советской государственности

воении производственного потенциала и его качественном преоб­разовании. Производительность труда должна была вырасти в 2,3—2,5 раза, энергоемкость национального дохода снизиться в 1,4 раза, металлоемкость — почти в 2 раза. Главным тормозом обновления были объявлены консерватив­ные кадры, противящиеся переменам. Поэтому новое руководство начало свою политику перестройки со смены кадров. В 1985—1986 гг. произошло обновление всех руководящих партий­ных структур как на центральном, так и на местном уровне. Во­просы кадровой политики партии стали предметом специального обсуждения на состоявшемся в январе 1987 г. Пленуме ЦК КПСС, признавшем необходимым обновление партийно-государ­ственных кадров в целях ускорения реформ. Из Политбюро были удалены наиболее консервативно настроенные, связанные с бреж­невскими временами: Н. А. Тихонов, В. В. Гришин, Д. А. Кунаев, А. А. Громыко, Г. А. Алиев и др. В дальнейшем по мере возник­новения первых трудностей в реформировании общества критика «консерваторов» усилилась. В целом за 1985—1990 гг. было заме­нено 85% руководящих работников ЦК КПСС (для сравнения: в 1934—1939 гг., в годы массовых чисток, обновление ЦК партии составило 77%), на республиканском уровне — до 70%. Однако уже первые шаги по реформированию общества на ос­нове провозглашенного курса на ускорение показали, что на од­ном энтузиазме, расширении гласности и замене старых кадров вывести страну из кризиса невозможно. Необходима была более серьезная и более конкретная программа преобразований. В этих условиях в 1987 г. руководством страны с участием видных эконо­мистов (Л. И. Абалкина, А. Г. Аганбегяна, Т. И. Заслав­ской, П. Г. Бунича и др.) была подготовлена первая за годы пере­стройки программа экономической реформы и начата ее реализация. Реформа развивалась в двух направлениях: расширения само­стоятельности государственных предприятий и расширения сферы деятельности частного сектора. Уже 30 июня 1987 г. был принят Закон «О государственном предприятии», призванный обеспечить переход промышленных предприятий на принципы хозрасчета и самофинансирования (он был распространен на все предпри­ятия с 1 января 1989 г.). Закон предоставлял право предприятиям самостоятельно планировать свою деятельность, устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями на ос­нове заключения контрактов и заказов. Предусматривалось со­кращение отраслевых министерств, между которыми должны были установиться «партнерские» отношения. Реорганизация ми­нистерств и ряда других органов управления промышленностью привела к сокращению к началу 90-х гг. около 1 млн служащих. В то же время переход предприятий к самостоятельной деятель­ности был с самого начала ограничен установленной законом


Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 403

обязанностью выполнять государственные заказы, чем не преми­нул воспользоваться аппарат центральных министерств, устано­вив госзаказ практически на всю выпускавшуюся производителя­ми продукцию, оставляя минимум возможностей для коммерче­ской деятельности предприятий.Весьма непоследовательными оказались меры правительства, направленные на расширение сферы деятельности для частной инициативы. Законы 1986 и 1988 гг. открыли возможность част­ной деятельности более чем в 30 видах товаров и услуг, положив начало бурному развитию кооперативного сектора. По данным специалистов, к весне 1991 г. число занятых в кооперативном секторе и получивших разрешение на занятие индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД) достигло в общей сложности бо­лее 8 млн человек. Однако развитие частного сектора вопреки заверениям властей не находило должной поддержки со стороны государства, с самого начала наталкивалось на сопротивление бюрократического аппарата, не желавшего сдавать свои позиции и стремившегося ограничить деятельность кооперативов. Немаловажными факторами, которые тормозили проведение реформы, являлись преобладавшее в широких массах негативное отношение к частному предпринимательству, а также активное противодействие переменам со стороны консервативных кругов в руководстве КПСС, обвинявших Горбачева в «предательстве дела социализма», «реставрации капитализма», с чем лидер пра­вящей Коммунистической партии не мог не считаться. В значи­тельной мере именно этим объясняются непоследовательность и половинчатость большинства преобразований, начатых в эко­номике в первые годы перестройки. Принимались решения, од­нако их выполнение либо затягивалось, либо откладывалось на длительное время. В июне 1990 г. Верховным Советом СССР было принято прогрессивное для того времени постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Однако реализация намеченных в нем мероприятий и принятых в этой связи законов, предусматривавших перевод промышлен­ных предприятий на аренду, постепенную демонополизацию, де­централизацию и разгосударствление собственности, создание ак­ционерных обществ, откладывалась до 1991 г., а сам перевод все­го лишь 20% предприятий на аренду был растянут до 1995 г. Все это не только не способствовало решению задачи «уско­рения», которая вскоре была заменена лозунгом «сильной соци­альной политики», но и вело к углублению экономического кри­зиса. Уже с 1988 г. наблюдалось общее сокращение производства в сельском хозяйстве, в промышленности спад начался с 1989 г. По официальным данным, дефицит бюджета в 1989 г. превысил 100 млрд руб. (11% валового национального продукта). Золотой запас сократился в 1991 г. в 10 раз по сравнению с 1985 г., что


404 Раздел V. Особенности советской государственности

связано было с растущей зависимостью страны от закупок про­довольствия за рубежом. Все это происходило на фоне резкого ухудшения условий жизни основных масс населения. Даже в Мо­скве (впервые после 1947 г.) было введено нормированное рас­пределение продуктов питания. Передовой прогрессивно мыслящей части общества было ясно, что многие проблемы, с которыми столкнулась перестрой­ка, упираются в состояние политической системы и что без из­менений в политической сфере невозможно решение ни техни­ко-экономических, ни социальных задач. Взаимозависимость пе­ремен в экономике и политической жизни общества постепенно начинали понимать и лидеры перестройки, хотя Горбачеву при­знание этой взаимосвязи давалось с трудом. Начало политической реформе было положено проходив­шей 28 июня — 1 июля 1988 г. XIX Всесоюзной конференцией КПСС, которая приняла развернутую программу демократизации общественно-политической жизни страны. В качестве первооче­редной меры с целью восстановления полновластия Советов было решено провести перераспределение властных функций от испол­нительных органов (аппарата исполкомов) к выборным представи­тельным, от партийных структур — к советским. Для того чтобы сделать этот переход как можно безболезненнее, предлагалось на первом этапе совместить посты партийных и советских руководи­телей (первого секретаря и председателя Совета) сверху донизу. В рамках концепции «социалистического правового государства» впервые акцентировалось внимание на необходимости разделения властей, началось формирование «советского парламентаризма». С этой целью по предложению Горбачева должна была быть вос­становлена (по образцу Конституции 1918 г.) двухуровневая систе­ма представительных органов. Создавался новый высший орган власти — Съезд народных депутатов СССР. Верховный Совет, из­бираемый путем тайного голосования из депутатов Съезда, пре­вращался в своего рода постоянно действующий «парламент». Од­новременно вносились изменения в избирательное законодательст­во: выборы должны были проводиться на альтернативной основе, треть депутатского корпуса формировалась от общественных орга­низаций. Изменялись функции Президиума Верховного Совета: он лишался каких-либо правотворческих полномочий. Предлагалось также нововведение, связанное с открытым формированием пра­вительства. Совершенно новым для советской политической сис­темы было создание такого демократического учреждения, как Ко­митет конституционного надзора, который должен был следить за соблюдением Конституции страны. 26 марта 1989 г. были проведены выборы народных депутатов СССР, впервые проходившие в обстановке открытой конкурент­ной борьбы кандидатов, в условиях бурного роста политической


Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 405

активности населения (почти 90% избирателей, включенных в списки, пришли на избирательные участки). На I Съезде на­родных депутатов СССР, открывшем свою работу 25 мая 1989 г., Горбачев был избран Председателем Верховного Совета СССР. На втором этапе политической реформы началось создание но­вых структур органов власти и управления в республиках, краях и областях, городах и районах. Весной 1990 г. состоялись выборы делегатов Съезда народных депутатов РСФСР. Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б. Н. Ельцин. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о суверенитете РСФСР. Выборы в новые органы власти коренным образом изменили политическую ситуацию в стране. Партия стала утрачивать инициа­тиву в преобразовании общества, которая постепенно переходила к сторонникам более радикальных перемен, получившим значи­тельное число мандатов в новых органах власти. На Съезде народ­ных депутатов, а затем в Верховном Совете СССР начинает фор­мироваться первая парламентская оппозиция. В частности, была образована Межрегиональная депутатская группа, лидеры кото­рой — известные общественные политические деятели (Ю. Афа­насьев, Б. Ельцин, В. Пальм, Г. Попов, А. Сахаров) выдвигали в качестве основных положений программы преобразований: при­знание частной собственности, проведение децентрализации управ­ления, расширение экономической самостоятельности республик и повышение их суверенитета и ряд других. Одним из главных пунктов, объединявших нараставшую оппо­зицию правящей партии, было требование отмены статьи 6 Кон­ституции, закреплявшей монопольное положение КПСС в обще­стве. В самой партии начинают формироваться политические платформы, значительно отличавшиеся по своим позициям от официальной линии партийного руководства. В январе 1990 г. по инициативе ряда партклубов и парторганизаций, собравшихся на конференцию в Москве, была создана «Демократическая платфор­ма в КПСС», выступившая за коренную реформу КПСС и преоб­разование ее в демократическую парламентскую партию. На пре­образовании Компартии из государственно-хозяйственного органа в политическую организацию настаивала также оформившаяся на­кануне последнего в истории партии XXVIII съезда КПСС (июль 1990 г.) «Марксистская платформа», подвергшая резкой критике «казарменно-коммунистическую модель КПСС». После съезда «Демократическая платформа» заявила о своем выходе из КПСС, положив тем самым начало распада партии. Выход из партии приобрел массовый характер. Одновременно с этим проис­ходила консолидация консервативных сил в КПСС, выступавших с резким осуждением «оппортунистической» линии Горбачева в вопросах партийного руководства. В июне 1990 г. была образо-


406 Раздел V. Особенности советской государственности

вана Коммунистическая партия РСФСР, руководство которой за­няло достаточно традиционалистскую позицию и находилось в жесткой оппозиции к Генеральному секретарю ЦК КПСС. В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР было принято решение о введении принципиально нового для России поста Президента СССР. 14 марта был принят Закон «Об учреж­дении поста Президента СССР и внесении изменений и допол­нений в Конституцию (Основной закон) СССР». Одновременно с введением института президентства, воспринятого позднее многими республиками и автономиями, отменялась ста­тья 6 Конституции. Согласно Закону Президент — глава государ­ства — избирался не прямым голосованием, а на заседании Съез­да народных депутатов. Им мог стать любой гражданин СССР не моложе 35 и не старше 65 лет. Был предусмотрен пост вице-пре­зидента, который избирался вместе с Президентом по его пред­ложению и выполнял по поручению Президента отдельные его функции, замещал Президента в его отсутствие или в случае не­возможности осуществления им своих обязанностей. Первым (и последним) Президентом СССР был избран Горбачев, ви­це-президентом — Г. И. Янаев. Введение института президентства, по замыслу авторов ре­формы, было призвано стабилизировать ситуацию в стране, соз­дать основу для формирования в СССР правового государства, в котором нет места для монополии одной партии и обеспечива­ется равенство всех перед законом. С другой стороны, установле­ние сильной президентской власти, опиравшейся на волеизъявле­ние народа в лице его представителей в парламенте, дало воз­можность Горбачеву в известной мере освободиться от опеки со стороны партаппарата, значительная часть которого не разделяла политику Генерального секретаря. Однако, как показали дальнейшие события, введение инсти­тута президентства не только не стабилизировало обстановку в стране, но еще больше ее усложнило, поскольку новый инсти­тут президентства, предусматривающий разделение властей, плохо сочетался с сохранявшимся всевластием Советов. По мнению ис­следователей, впоследствии именно это противоречие определило острый характер политической борьбы в Российской Федерации. Развитие демократических процессов способствовало созда­нию и росту новых общественных организаций, движений и инициатив, положило начало становлению многопартийности. Первой оппозиционной по отношению к КПСС партией был об­разованный в мае 1988 г. «Демократический союз», одним из ли­деров которого стала В. Новодворская. Тогда же возникают на­родные фронты — первые независимые массовые организации в Прибалтике. Наиболее крупной из либеральных партий стала «Демократическая партия России» (май 1990 г., лидер Н. Трав-


Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 407

кин). На начало 1991 г. Министерство юстиции СССР зарегист­рировало 312 общественных объединений. В целом по стране возникло более 10 тыс. самодеятельных объединений и организа­ций, более 20 партий различного толка — от социал-демократиче­ских до христианских и монархических. После выборов народных депутатов РСФСР (весна 1990 г.) и принятия Декларации о суверенитете РСФСР стали ухудшаться отношения между союзным и российским руководством. «Про­буксовка» экономических реформ заставила новое российское ру­ководство во главе с Ельциным сделать ставку на собственные силы и свое понимание реформы. С участием видных экономи­стов (академика С. С. Шаталина, Г. А. Явлинского и др.) была разработана программа «500 дней». Она предусматривала в тече­ние обозначенного срока проведение приватизации государствен­ных предприятий и значительное ограничение экономической власти Центра. После того как Горбачев под давлением консер­ваторов фактически отказался от поддержки намеченной про­граммы преобразований, российское руководство заявило о своем намерении в одностороннем порядке приступить к реализации программы. В новом скорректированном варианте проект рефор­мы предусматривал переход СССР к рынку к 1997 г.

В начале 1991 г. Верховный Совет СССР принял и ввел в действие Закон «О собственности в РСФСР», который возро­дил институт частной собственности в России. В июне 1991 г. Б. Н. Ельцин всенародным голосованием был избран первым Президентом России, что реально означало поддержку курса на радикализацию и ускорение проводившихся реформ. К этому времени предельной остроты достигли межнацио­нальные противоречия. В феврале 1991 г. на всенародном рефе­рендуме в Литве большая часть населения высказалась за «неза­висимость» и строительство демократического государства, поло­жив начало «параду суверенитетов». В ответ на это Пленум ЦК КПСС осудил события в Прибалтике как «антикоммунистиче­скую истерию, разжигаемую врагами перестройки». Одновремен­но была предпринята попытка силовыми методами восстановить прежнюю власть в прибалтийских республиках. Председатель Верховного Совета РСФСР Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного Совета СССР.Учитывая обострение межнациональных противоречий и усиле­ние центробежных сил в Союзе, IV Съезд народных депутатов СССР 25 декабря 1990 г. принял постановление о проведении 17 марта 1991 г. Всенародного референдума по вопросу о сохране­нии СССР. Против проведения такого референдума выступили Грузия, Армения, Молдавия, республики Прибалтики. Из 147 млн граждан СССР, участвующих в референдуме, 112 млн высказались за необходимость сохранения Союза как обновленной федерации


408 Раздел V. Особенности советской государственности

равноправных суверенных республик, в которой в полной мере будут гарантироваться права и свободы человека любой нацио­нальности. В апреле того же года на встрече Горбачева в Но-во-Огареве (загородной правительственной резиденции) с предста­вителями девяти союзных республик (не участвовали во встрече представители республик Прибалтики, Грузии, Армении и Молда­вии) было достигнуто соглашение о подготовке нового союзного договора, открывавшего в случае его подписания реальную воз­можность формирования подлинной федерации как Союза суве­ренных (а не социалистических) республик. К лету 1991 г. большинство союзных республик СССР приня­ло законы о суверенитете, что заставило Горбачева ускорить раз­работку нового союзного договора. Его подписание было назна­чено на 20 августа 1991 г. Однако в союзном руководстве возоб­ладали консервативные силы, стремившиеся сорвать подписание договора и восстановить Советский Союз в его прежнем виде. В отсутствие президента Горбачева, который был фактически блокирован в своей крымской резиденции — Форосе, в ночь на 19 августа был создан Государственный комитет по чрезвы­чайному положению (ГКЧП). Первым шагом ГКЧП, в который вошли вице-президент Г. И. Янаев (назначенный исполнять обя­занности Президента СССР), премьер В. С. Павлов, министр обороны маршал Д. Т. Язов, председатель КГБ В. А. Крючков, министр внутренних дел Б. Пуго и др., стал отказ от подписания Союзного договора. В Москве было введено военное положение. Указами ГКЧП было объявлено о расформировании структур власти, действовавших вопреки Конституции 1977 г., приостанав­ливалась деятельность оппозиционных партий и движений, вво­дился жесткий контроль над средствами массовой информации. Президент России Ельцин и поддержавшее его руководство Рос­сии (глава правительства И. С. Силаев, первый заместитель Председателя Верховного Совета Р. И. Хасбулатов) отказались подчиниться ГКЧП, выступив с обращением к гражданам, в ко­тором действия комитета осуждались как реакционный, антикон­ституционный переворот, а сам он был объявлен антизаконным. По их призыву тысячи москвичей заняли оборону вокруг Белого дома России. 21 августа путч был подавлен, а его организаторы арестованы. Вернувшийся в тот же день в Москву Горбачев спус­тя три дня выступил с заявлением о сложении с себя функций Генерального секретаря ЦК КПСС.

После августовских событий 1991 г. судьба Союза была реше­на. Большинство республик отказались от подписания союзного договора. Под воздействием «парада суверенитетов», «войны зако­нов», других видов борьбы за власть, междоусобиц на местах Союз стал распадаться. Восемь республик заявили о своей незави­симости, а три прибалтийских вышли из состава СССР. В декаб-


Глава 16. Изменения в государственном управлении в 50-80-е гг. 409

ре 1991 г. лидеры Российской Федерации, Украины и Белоруссии (стран-учредителей СССР), собравшись в Беловежской пуще, зая­вили о прекращении Союзного договора 1922 г. Было объявлено о создании Содружества Независимых Государств (СНГ), первона­чально объединившего 11 бывших союзных республик (без Грузии и Прибалтики). Тем самым СССР прекращал свое существование. Президент СССР Горбачев ушел в отставку. Начался новый слож­ный период воссоздания российской государственности.

Контрольные вопросы и задания

В чем заключались основные причины кризиса сталинского по­
литического режима в 50-е гг. и начала десталинизации общества?

Дайте общую характеристику административных реформ
Н. С. Хрущева и определите их место в развитии системы власти
и управления в послесталжский период.

Назовите основные причины неудач хрущевских реформ.

В чем, по вашему мнению, заключались сложности и противо­
речия эпохи «застоя»? Можно ли однозначно оценить происходившие
в этот период изменения в системе государственного управления?

Какое место занимает «перестройка» М. С. Горбачева
в контексте истории российской государственности?

Рекомендуемая литература

История государственного управления в России: учеб./под общ. ред.
Р. Г. Пихои. М., 2003.

История государственного управления в России (X—ХХ[ вв.): хрестома­
тия/под общ. ред. Р. Г. Пихои. М., 2003.

История государственного управления России: учеб./отв. ред. В. Г. Игна­
тов. Ростов н/Д., 2002.

Верт Н. История советского государства. 1900—1991. М., 1992.

Ельцин Б. Н. Исповедь на заданную тему. Ростов н/Д., 1991.

Государственная власть СССР. Высшие органы власти и управления и их
руководители. 1923—1991. Историко-биографический справочник/авт., сост.
В. И. Ивкин. М., 1999.

Исаев И. А. История государства и права России. М., 1994.

Коржихина Н. П. Советское государство и его учреждения (но­
ябрь 1917 —декабрь 1991). М., 1994.

Медведев Р. Леонид Брежнев: человек и эпоха. ML, 1992.

 

Мигранян А. Россия в поисках идентичности (1985—1995). М., 1997.

Пихая Р. Г. СССР: история власти. 1945—1991. М., 1998.

Советское общество: возникновение, развитие, исторический финал /
под ред. Ю. Н. Афанасьева. М., 1997.

Согрин В. Политическая история современной России. 1985—1994: от
Горбачева до Ельцина. М., 1994.

Судьбы реформ и реформаторов в России: учеб. пособие. М, 1999.

Хрущев Н. С. Воспоминания. Избранные фрагменты. М., 1997.


РАЗДЕЛ VI ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ ПОСЛЕ 1991 г.

Глава 17. РОССИЯ ПОСЛЕ АВГУСТА 1991 г.: ПОИСКИ ОБНОВЛЕННОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИИ МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Экономическая программа новой власти: проблемы и противо­речия перехода к рыночной экономике Развитие политической системы в постперестроечные годы.
Осенний политический кризис 1993 г. и его последствия

Конституция Российской Федерации 1993 г. и формирование
новых органов государственной власти

Экономическая программа новой власти: проблемы и противоречия перехода к рыночной экономике

После распада СССР и краха режима «перестройки» Горбачева новое руководство России взяло курс на завершение объявленного в октябре 1991 г. перехода к рыночным отношениям и формиро­вание либеральной модели государства. Этому способствовала но­вая расстановка политических сил. После краха и ухода с полити­ческой арены КПСС (ее деятельность на территории России была приостановлена указом президента Б. Н. Ельцина в авгу­сте 1991 г.), основные политические силы, отстаивавшие социали­стический путь развития России, были дезорганизованы и находи­лись в состоянии политического шока. Большая часть общества и часть высшей бюрократии, которая оказалась у власти, выступа­ли за продолжение реформ. В ноябре 1991 г. было сформировано новое правительство России. В его состав Президент РФ Б. Н. Ельцин ввел группу молодых экономистов-«рыночников» (А. Шохина, А. Чубай­са, П. Авена и др.), объяснив этот необычный для того времени шаг тем, что в новых условиях либерального реформаторства надо было чем-то жертвовать — или молодостью, или опытом. Экономические вопросы в новом правительстве курировал


Глава 17. Россия после августа 1991 г. 411

Е. Т. Гайдар, именем которого привычно называют проведенные в этот период экономические реформы.

Осуществление радикальных реформ в экономике осложня­лось рядом объективных факторов. Реформы проводились в дос­таточно сложной с точки зрения стартовых условий экономиче­ской ситуации. В начале 90-х гг. экономика России находилась в состоянии полного развала: страна имела внешний долг бо­лее 70 млрд долларов, отсутствовали золотые и валютные резер­вы, стремительно развивались инфляционные процессы, что при­вело к полному обесцениванию рубля, крайне неблагоприятно складывалась рыночная конъюнктура на главные товары россий­ского экспорта. Все это усугублялось кризисом системы управле­ния, развалом традиционных внутрихозяйственных связей и на­раставшей диспропорцией в развитии экономики. Наряду с этим усиливалось сопротивление реформам со стороны приверженцев социалистического идеала, постепенно оправлявшихся от пере­житого шока в недавних августовских событиях 1991 г., что не могло не отвлекать внимания руководства страны от главных проблем экономического и социального развития. Вместе с тем высокий кредит доверия и популярность, кото­рой пользовался в начале 90-х гг. первый Президент России, опиравшийся на поддержку граждан и большинства депутатов Верховного Совета, создавали реальную возможность для перехо­да к осуществлению радикальных преобразований в сфере эконо­мики. Учитывая сложность предстоящих реформ, президент до­бился предоставления ему дополнительных полномочий для из­дания в течение первого года указов по вопросам банковской, биржевой, валютно-финансовой, инвестиционной и ряда других сфер деятельности. Кроме того, президент мог назначать глав местных администраций. С этой же целью была проведена реор­ганизация системы управления экономикой: сокращалось число отраслевых министерств, вместо них были созданы новые органы управления — Государственный комитет РСФСР по антимоно­польной политике и поддержке новых экономических структур, Государственный комитет РСФСР по управлению государствен­ным имуществом и ряд других новых учреждений. Основным звеном разработанной осенью 1991 г. новым пра­вительством России программы радикальных реформ стала ре­форма ценообразования, одним из авторов которой был Е. Т. Гай­дар, считавший, что нерешительность Горбачева именно в этом вопросе являлась главной причиной провала начатых им эконо­мических реформ. В качестве второго шага предусматривалось проведение приватизации государственной собственности, в том числе с участием иностранных инвесторов. В частности, плани­ровалось в 1992 г. приватизировать 20% государственных пред­приятий в промышленности и 70% предприятий торговли и сфе-


412 Раздел VI. Возрождение российской государственности после 1991 г.

ры услуг. Реализация этих мер при условии проведения жесткой финансово-кредитной политики, по расчетам разработчиков ре­формы, должна была, с одной стороны, ослабить экономический кризис и предотвратить реально существовавшую в связи с по­стоянным ростом товарного дефицита опасность голода в стране, с другой стороны, способствовать созданию в России нового класса собственников, формирование которого в рамках прежней системы государственного социализма было невозможно. С точки зрения перспектив развития России выдвижение на первый план задачи создания широкого «среднего класса» было своевременным и не вызывало особых разногласий в обществе. Как уже не раз отмечалось, именно наличие такого класса обес­печило стабильность и устойчивость большинства западных де­мократий, явилось одной из главных предпосылок формирования основ правового государства в западных странах. Однако решить эту задачу в условиях России оказалось делом непростым: этому препятствовали как сам характер экономики, длительное время развивавшейся на основе планово-распределительной системы, так и отсутствие опыта рыночных отношений в стране. На ре­зультатах преобразований сказались также ошибки и просчеты разработчиков и исполнителей экономической реформы. В отличие от предлагавшейся ранее группой экономистов программы «500 дней» правительство Гайдара решило сначала провести либерализацию цен, ввести свободные цены на все виды продукции и только после этого приступить к приватиза­ции государственной собственности. Такой подход, вызывавший уже тогда критику со стороны специалистов, вступал в противо­речие с существующими экономическими реалиями, был чреват рядом негативных последствий. Исходя из правильной посылки, строившейся на осознании невозможности вывода страны из кризиса без решения главной задачи — осуществления макроэко­номической стабилизации, реформаторы не учли последствий резкого перехода к рынку в условиях сохранения сверхмонополи­зации экономики и низкого уровня жизни основных слоев насе­ления. Уже первые результаты начатых преобразований свидетельст­вовали о противоречивости нового курса правительства. Объяв­ленное 2 января 1992 г. введение свободных цен, с одной сторо­ны, привело к значительному расширению рынка продовольст­венных и промышленных товаров и в целом способствовало преодолению товарного дефицита, что в известной мере ослаби­ло социальную напряженность в обществе. С другой стороны, при сохранении сверхмонополизации экономики цены на воз­никшем «диком рынке» выросли в десятки раз по сравнению с объявленным правительством ростом заработной платы, что сказалось в первую очередь на ухудшении положения работников




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 370; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.