КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Советский государственный аппарат и номенклатура. Феномен советской бюрократии 3 страница
368 Раздел V. Особенности советской государственности в 30-х — начале 40-х гг., чтобы в обстановке реальной угрозы войны создать более широкую легитимацию своей власти, во многом оказалась эфемерной и сразу после войны власть вернулась к прежней системе идеологического диктата. Великая Отечественная война, став тяжелейшим испытанием для всего советского народа, не внесла принципиальных изменений в систему государственного управления и принципы организации Советского государства. Более того, сложившаяся в 30-е гг. административно-командная модель управления обществом получила новый импульс в условиях военного времени, что нашло свое выражение в дальнейшей централизации управления во всех сферах государственной, хозяйственной и общественной жизни советского общества. Неудачи Красной Армии в финской кампании 1939—1940 гг. и первые поражения в войне с гитлеровской Германией заставили руководство СССР форсировать работу по укреплению обороноспособности страны и перестройке всей экономики на удовлетворение военных нужд, что неизбежно сопровождалось ужесточением командно-административных методов государственного управления, милитаризацией всех его основных звеньев. Резко выросли бюджетные ассигнования на оборону. В 1940 г. они составляли 56,8 млрд руб. по сравнению с 17,5 млрд руб. в 1937 г., или 32,6% от всего бюджета. Наряду с этим принимались меры, направленные на укрепление трудовой и производственной дисциплины. В июне — июле 1940 г. были изданы Указы Президиума Верховного Совета СССР, предусматривавшие уголовную ответственность за опоздание на работу и переход рабочих с одного предприятия на другое, за выпуск недоброкачественной продукции1. Вместо 6-дневной рабочей недели и 7-часового рабочего дня были введены 7-дневная рабочая неделя и 8-часовой рабочий день. Вся система власти и управления в преддверии войны перестраивалась на военный лад. Ее основной особенностью являлось дальнейшее усиление общесоюзного централизованного начала в системе государственного управления. К осени 1940 г. в правительстве СССР насчитывалось 25 общесоюзных наркоматов и 16 союзно-республиканских. Для координации их деятельности при СНК СССР были созданы шесть новых хозяйственных советов по отраслям (по оборонной промышленности, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. «О переходе на 8-часовый рабочий день и 7-дневную рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих и служащих с предприятий и учреждений» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 июля 1940 г. «Об ответственности за выпуск недоброкачественной или некомплектной продукции и за несоблюдение обязательных стандартов промышленными предприятиями». Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 369 металлургии и химии, машиностроению, топливу и электрохозяйству, товарам широкого потребления, сельскому хозяйству и заготовкам), руководители которых, крупные государственные деятели Н. А. Вознесенский, А. Н. Косыгин, В. А. Малышев и другие вошли в ЭКОСО СССР. В целях усиления контроля над расходованием материальных и финансовых средств и проверки исполнения постановления правительства в начале сентября 1940 г. был образован Наркомат госконтроля СССР, к которому перешли функции упраздненной Комиссии советского контроля и Главного военного контроля. Особенностью нового контрольного органа был его чисто бюрократический характер, не предусматривавший участия в контрольной деятельности представителей трудящихся и советской общественности. Он был наделен правом налагать дисциплинарные взыскания на руководителей государственных учреждений и организаций за неисполнение решений правительства, привлекать к судебной ответственности лиц, виновных в бесхозяйственности. По мере нарастания угрозы военного нападения компетенция союзного правительства продолжала расширяться. Одновременно принимались меры, направленные на повышение оперативности в его деятельности. С этой целью специальным Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) от 21 марта 1941 г. было образовано Бюро СНК СССР в составе семи человек, собиравшееся в отличие от полного состава Совнаркома не ежемесячно, а еженедельно для оперативного решения вопросов. С началом Великой Отечественной войны в связи с введением военного положения на всей европейской части страны (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г.) особая роль в системе государственного управления отводится военным властям. Им передаются все функции органов государственной власти и управления, связанные с организацией обороны страны, сохранением общественного порядка и обеспечением государственной безопасности. Военные власти были наделены правом принимать решения и издавать постановления, которые имели обязательный характер как для всего населения, так и для местных органов власти и общественных организаций. Параллельно с этим в условиях военного времени сворачивалась деятельность гражданских органов власти, не соблюдались демократические процедуры в их формировании, выборное начало в работе местных Советов нередко подменялось системой назначения. За время войны ни разу не проводились выборы в Верховный Совет СССР, сессии Верховного Совета СССР созывались за это время только три раза — в 1942, 1944 и 1945 гг. Особое место в структуре органов власти и управления с началом войны занимали специальные чрезвычайные органы, не пре- 370 Раздел V. Особенности советской государственности дусмотренные Конституцией и действовавшие наряду с традиционными звеньями управления. Они создавались в экстремальных условиях на определенное время и были наделены особыми полномочиями. Их создание было вызвано объективными условиями и оказалось достаточно эффективным, обеспечив успешную мобилизацию ресурсов в масштабах огромной страны для победы над грозным противником. Одним из таких органов стал созданный 30 июня 1941 г. совместным решением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным, сосредоточивший в своих руках всю гражданскую и военную власть в государстве. Первоначально в него входили пять человек: И. В. Сталин (председатель), В. М. Молотов (заместитель председателя), К. Е. Ворошилов, Г. М. Маленков и Л. П. Берия. Позже в состав ГКО были введены Н. А. Булганин, Н. А. Вознесенский, Л. М. Каганович и А. И. Микоян. Действовавший до 4 сентября 1945 г., Государственный Комитет Обороны осуществлял через наркоматы руководство работой государственных учреждений и ведомств, руководил через Ставку Верховного Главнокомандования военными операциями. Его постановления имели силу законов и должны были неукоснительно выполняться всеми партийными, советскими, хозяйственными и общественными организациями. Для руководства военными действиями и оперативного управления созданными на базе управлений и войск приграничных областей фронтами на следующий день после начала войны была образована Ставка Главного Командования, позднее преобразованная в Ставку Верховного Главнокомандования (СВГК), которую, так же как и ГКО, возглавил Сталин. В нее вошли: И. В. Сталин (председатель СНК), В. М. Молотов (нарком иностранных дел), С. К. Тимошенко (нарком обороны), С. М. Буденный (первый заместитель наркома обороны), К. Е. Ворошилов (заместитель председателя СНК), Г. К. Жуков (начальник Генерального штаба), Н. Г. Кузнецов (нарком ВМФ и главнокомандующий ВМФ) и Б. М. Шапошников (заместитель наркома обороны). В экстремальных условиях войны создавались и другие органы власти и управления, выполнявшие чрезвычайные функции, такие как: Совет по эвакуации1, Комитет по эвакуации Совет по эвакуации был образован 24 июня 1941 г. постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б). Председателем Совета был назначен первый секретарь ВЦСПС Н. М. Шверник. В состав Совета по эвакуации входили: заместитель председателя СНК СССР А. Н. Косыгин, заместитель наркома обороны СССР Б. М. Шапошников, председатель исполкома Ленсовета П. С. Попков и др. Позже, в октябре 1941 г., был также создан Комитет по эвакуации под председательством А. И. Микояна, руководивший эвакуацией оборудования, запасов сырья и продовольствия. Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 371 вольственных запасов, промышленных товаров и предприятий промышленности, Комитет по продовольственному и вещевому снабжению Красной Армии, Переселенческий комитет, Транспортный комитет, Комитет по разгрузке транспортных грузов и др. Кроме того, на территории СССР действовали многочисленные местные республиканские, краевые, областные управления по делам эвакуации, при наркоматах также были созданы специальные отделы по эвакуации, работавшие в тесном контакте с Советом по эвакуации. Только в аппарате Управления по эвакуации населения, созданного при Совете по эвакуации в сентябре 1941 г., на 1 января 1942 г. работало 2757 человек. Создание и четкая организация работы названных чрезвычайных органов дали свои результаты. Только с июля по ноябрь 1941 г. из прифронтовых районов на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию было эвакуировано более 1500 крупных промышленных предприятий и более 10 млн человек. Была проведена огромная работа по размещению, монтажу оборудования и пуску эвакуированных заводов, обустройству рабочих и их семей, которая осуществлялась совместно с органами власти и управления на местах при самоотверженной помощи местного населения. В результате общих усилий, героического труда людей уже к весне 1942 г. было остановлено падение промышленного производства, наблюдавшееся в первые месяцы войны, и начался его рост. Выпуск военной продукции, несмотря на потерю важных экономических районов, уже в 1942 г. значительно возрос по сравнению с предвоенным периодом и превзошел по своему объему аналогичный показатель в Германии. Эффективность работы советского государственного управления в годы Великой Отечественной войны во многом объяснялась максимальной централизацией системы власти и управления, позволившей достичь чрезвычайных целей чрезвычайными средствами. На фоне резкого снижения деятельности выборных представительных органов, начиная с сессий Верховного Совета СССР и кончая местными Советами всех уровней, существенно возрастала роль органов исполнительной власти. -Условия военного времени требовали от центрального правительства действовать решительно и без промедления, опираясь на жестко выстроенную исполнительную вертикаль власти и административно-директивные методы управления. 1 июля 1941 г. было принято постановление СНК СССР «О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени», наделявшее руководителей наркоматов максимально широкими полномочиями для решения насущных задач по управлению народным хозяйством. Параллельно с этим усиливались репрессивно-карательные функции управления. В июле 1941 г. СНК СССР принял постановление «О предоставлении Совнаркомам республик 372 Раздел V. Особенности советской государственности и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу». Оно предоставляло право местным властям за отказ от перехода на другую работу подвергать виновных судебной ответственности как за самовольный уход с работы. Усиление репрессивных функций потребовало реорганизации НКВД СССР путем деления на два наркомата: Народный комиссариат внутренних дел и Народный комиссариат государственной безопасности. С другой стороны, экстремальность ситуации, связанная с меняющимися условиями войны, равно как и невозможность детального управления из единого союзного центра и только через высшие органы власти, требовали наряду с повышением ответственности и исполнительности значительной степени самостоятельности и инициативы в деятельности нижних звеньев управленческого аппарата. Все это неизбежно вело к некоторой децентрализации в системе государственного управления. Аналогичные тенденции наблюдались в отношениях союзного центра с республиками, права которых в условиях войны также были значительно расширены. 1 февраля 1944 г. был принят Закон «О предоставлении союзным республикам полномочий в области внешних сношений и о преобразовании в связи с этим народного комиссариата иностранных дел из общесоюзного в союзно-республиканский народный комиссариат». В свете нового за^ кона были образованы наркоматы иностранных дел союзных республик. Однако на практике реально воспользоваться этими правами смогли только Украина и Белоруссия, принявшие впоследствии вместе с СССР непосредственное участие в качестве первоначальных членов в работе ООН. Другой не менее важной особенностью государственного управления в годы войны, оказавшей определяющее влияние на весь последующий послевоенный период развития советского общества, следует считать усилившуюся в экстремальных условиях военного времени персонификацию высшей власти на вершине государственной иерархии. Управление государством осуществлялось узким кругом лиц, входящих в ближайшее политическое окружение Сталина. К их числу относились прежде всего Молотов, Маленков, Берия, Каганович, Микоян, Ворошилов, Жданов, Хрущев и некоторые другие. На вершине этой пирамиды стоял Сталин, сосредоточивший в своих руках всю полноту государственной власти, по существу абсолютную, ничем и никем не контролируемую. Он являлся Генеральным секретарем ЦК партии, возглавлял ГКО, ставку Верховного Главнокомандования, произвел себя в Маршалы и Генералиссимусы. Заменив перед войной Молотова на посту Председателя Совнаркома СССР, Сталин впервые с 1917 г. соединил традиционно разделенные партийную и государственную власть. В июле 1941 г. он стал также нарко- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 373 мом обороны. Обладая определенными преимуществами в условиях военного времени, такая чрезмерная концентрация власти в руках одного человека имела ряд крупных недостатков, поскольку была прямо связана с бесконтрольностью власти и порождаемым ею субъективизмом в принятии решений, сопровождалась кадровой чехардой, неоправданно частыми сменами руководящих и военных кадров. В годы войны окончательно складывается культ личности Сталина. Вместе с успехами Красной Армии во второй фазе войны росла популярность лидера Советского государства, становившегося воплощением национальной гордости. Постепенно в сознании большинства советских людей, связывавших успехи в войне с именем Сталина, личность была заменена символом, вера в который стала безграничной и непререкаемой. Победа в войне еще больше усилила эти процессы, поскольку укрепляла версию о «гениальности» и непогрешимости «отца всех народов», равно как и преимуществе созданной им модели управления. Особенности и противоречия государственного управленияв послевоенный период. Персонификация центра политических решений в лице Сталина Функционирование системы государственной власти и управления в послевоенные годы происходило под влиянием двух противоположных тенденций, противоборство между которыми было, по мнению современных ученых, лейтмотивом общественного и государственного развития в этот период новейшей советской истории. С одной стороны, победоносное завершение войны способствовало усилению «демократического импульса», породило надежды в широких слоях населения на возможность демократической альтернативы. С другой стороны, именно после войны советский режим окончательно эволюционирует в режим единоличной власти Сталина, приобретая тоталитарный характер. Война, сопровождавшаяся, как уже говорилось, ослаблением политического и идеологического контроля над различными сферами жизни, заставила частично отказаться от волюнтаристских методов в хозяйственной сфере, что проявилось в возрастании роли различных форм свободного рынка, известной реабилитации мелкотоварного производства. Наряду с некоторой децентрализацией управления и смягчением мер экономического принуждения «демократический импульс» войны проявился также в сфере общественного сознания. Народ-победитель, выигравший одну из самых кровопролитных войн, впервые почувствовал свою значимость в качестве творца истории, а не только «винтика» государственной машины, значительно выросло самосознание ос- 374 Раздел V. Особенности советской государственности новных масс населения. Кроме того, миллионы советских людей, участвовавшие в освобождении Европы от гитлеровского фашизма в составе 10-миллионной Красной Армии, получили возможность своими глазами увидеть и сравнить условия и уровень жизни в странах «загнивающего» капитализма с уровнем жизни основной массы населения в собственном отечестве, который по меньшей мере оставлял желать лучшего. Все это не могло не оказать влияния на настроения в обществе, положило начало процессу стихийной десталинизации общественного сознания в первые годы после войны. Даже в среде значительно обновленной за годы войны партийно-государственной номенклатуры росло осознание необходимости и неизбежности перемен. Противостояние демократических и тоталитарных тенденций наиболее наглядно проявилось в ходе напряженной дискуссии, состоявшейся в высших эшелонах власти в 1945—1946 гг. при рассмотрении проекта четвертого пятилетнего плана, основной задачей которого являлось восстановление разрушенного войной народного хозяйства и перевод экономики страны на мирные рельсы. В ходе дискуссии выявились два противоположных подхода к проблеме послевоенного экономического развития, отражавшие возникшие в партии серьезные разногласия по вопросу о дальнейших путях развития советского строя в целом. Сторонники одного из них (Маленков, Берия), манипулируя растущей международной напряженностью в 1946—1947 гг. и ссылаясь на неизбежное усиление противостояния капитализма и социализма в условиях наметившейся «холодной войны», ратовали за возврат к довоенной модели экономического развития, строившейся на свехцентрализации в планировании и управлении экономикой и делавшей ставку на ускоренное развитие военно-промышленной базы страны. Сторонники противоположной точки зрения (председатель Госплана Н. А. Вознесенский, Председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов и др.), напротив, отстаивали необходимость более сбалансированного развития народного хозяйства, преодоления диспропорций между отраслями экономики, которые сложились в ЗО-е гг. в результате осуществления ускоренной индустриализации, и по аналогии с восстановительным периодом после Гражданской войны выступали за приоритетное развитие легкой и пищевой промышленности. Аналогичные предложения, направленные на некоторое смягчение волюнтаристских методов и принудительных мер в области экономического развития, демократизации политической жизни высказывались и в ходе закрытого обсуждения подготовленного в 1946 г. проекта новой Конституции СССР, впервые допускавшего, наряду с признанием приоритета государственной собственности, существование мелких частных крестьянских хозяйств и кустарей. При обсуждении проектов конституции, новой про- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 375 граммы и устава ВКП(б) высказывались мнения о необходимости децентрализации управления, предоставлении больших прав регионам, реорганизации колхозов и оживления частного сектора. Вносились также предложения, реализация которых могла способствовать освобождению политики от избыточных функций и в целом демократизации политического режима. Например, предлагалось освободить партию от функций хозяйственного управления, ограничить сроки пребывания на партийной и советской работе и даже ввести альтернативные выборы. Однако, как показали дальнейшие события, высшее руководство страны предпочитало использовать более привычные, испытанные методы управления страной. Обеспокоенная ростом деструктивных настроений в обществе сталинская номенклатура, ссылаясь на трудности восстановительного периода, сопровождавшегося спадом промышленного производства, ухудшением экономического и финансового положения колхозов, решила вернуться к довоенной модели экономического развития при сохранении видимости демократизации общественной и государственной жизни. В начале 1946 г. Сталин публично заявил о продолжении взятого перед войной курса на завершение строительства социализма и построение коммунизма. Свое теоретическое обоснование установка на возвращение к принудительным и волевым методам в управлении страной получила в последней работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР», вышедшей в 1952 г. В ней он сформулировал основные приоритеты советской экономической политики, которые, по его мысли, должны были состоять в преимущественном развитии тяжелой промышленности и ускорении процесса полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве. Эти положения аргументировались выводом об усилении агрессивного характера мирового капитализма, находящегося на последней стадии своего развития. Решительно отвергались всякие разговоры о допущении рыночных отношений при социализме. Послевоенные годы отмечены рядом изменений в структуре государственной власти и управления. Изменения касались в основном положения и структуры органов исполнительной власти. После войны Сталин вернулся к высказанным им в конце 30-х гг. теоретическим положениям, призванным реабилитировать идею сильного государства вопреки марксистскому тезису о его отмирании. Реабилитация институтов, воплощающих традиционное государство, происходила даже на уровне символов, новых наименований. В марте 1946 г. на основании внесенных в Конституцию СССР изменений и дополнений Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик — в советы мини- 376 Раздел V. Особенности советской государственности стров союзных и автономных республик. По мнению исследователей, преобразование Совнаркома в Совмин было направлено на усиление роли государственного аппарата в системе власти и управления Советского государства. Значительно повышался статус президиумов союзного и республиканских советов министров. Одновременно шло увеличение количества министерств и ведомств (по закону 1946 г. было образовано 49 министерств, в том числе 30 общесоюзных и 19 союзно-республиканских; в 1947 их было уже 58, в 1948 г. — 59). В состав вновь образованного Правительства СССР — Совета Министров СССР вошли: И. В. Сталин (Председатель Совета Министров и министр Вооруженных Сил СССР); В. М. Молотов (заместитель Председателя и министр иностранных дел); Л. П. Берия, Г. М. Маленков, А. А. Андреев, К. Е. Ворошилов, А. Н. Косыгин (заместители Председателя); А. И. Микоян (заместитель Председателя и министр внешней торговли); Н. А. Вознесенский (заместитель Председателя и Председатель Госплана СССР); Л. М. Каганович (заместитель Председателя и министр промышленности стройматериалов). С целью усиления контроля за решением всех важнейших государственных дел по инициативе Сталина были созданы два оперативных органа: в марте 1946 г. — Бюро Совета Министров СССР (сначала его председателем был назначен Берия, а затем его заменил Сталин), в 1950 г. — Бюро Президиума Совета Министров СССР. После окончания войны было отменено чрезвычайное положение и упразднены чрезвычайные органы управления: Государственный Комитет Обороны, Ставка Верховного Главнокомандования и др. В 1946—1948 гг. прошли выборы в местные Советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, позволившие обновить депутатский корпус, практически не менявшийся в годы войны. Были приняты меры по усилению коллегиальности в деятельности Советов, чему способствовал более регулярный созыв их сессий, увеличение числа постоянных комиссий. Так, в феврале 1947 г. в обеих палатах Верховного Совета СССР были созданы постоянно действующие комиссии законодательных предположений, основной задачей которых было упорядочение союзного законотворчества, разработка конституционных основ законодательства в различных сферах управления и общественной жизни. В соответствии с Конституцией 1936 г. в 1948—1949 гг. впервые в истории Советского государства были проведены прямые и тайные выборы народных судей и заседателей, что должно было способствовать усилению законности в стране. Однако все эти внешне позитивные, демократические изменения в целом не меняли характера сталинского политического режима. Ничего не меняла и произошедшая сразу после войны от- Глава 15. Эволюция системы управления в СССР (1929 - начало 1950-х гг.) 377 мена практиковавшегося до этого совмещения высших государственных должностей одним лицом (в частности, за Сталиным остался только пост Председателя СНК СССР). Напротив, именно в эти годы наблюдается усиление личной власти Сталина, раскручивается новый виток репрессий — одно из главных средств сохранения системы, усиливается идеологический контроль во всех сферах жизни общества. В послевоенный период Сталин с новой энергией продолжил активно проводившуюся им в довоенный период политику «перетряхивания кадров», направленную на сохранение своего монопольного положения на политическом Олимпе. По данным исследований на март 1953 г. из 106 секретарей обкомов, крайкомов и ЦК союзных республик 19 находились на своем посту до одного года, 47 — от одного года до трех лет и 20 — свыше пяти лет1. За 1945—1953 гг. неоднократно менялись руководители центральных органов управления. Так, в НКГБ/МГБ СССР наркомы (министры) менялись за это время трижды (В. Н. Меркулов, В. С. Абакумов, С. Д, Игнатьев). Отражением борьбы за власть являлись также меры, направленные на ограничение влияния наиболее известных в государстве руководителей, входивших в ближайшее окружение Сталина — Молотова, Жданова, Микояна, Маленкова, Берия и др. Им противопоставлялись новые более молодые выдвиженцы вождя, которые мало знали о действительном смысле партийных интриг и на поддержку которых можно было рассчитывать. Не чем иным, кроме как стремлением к сохранению своей абсолютной власти, нельзя объяснить возобновленные Сталиным после войны репрессии против крупных государственных деятелей и военачальников. В первую очередь преследования коснулись военных, популярность которых, выросшая за годы войны, не могла не беспокоить Сталина. Были арестованы близкие к маршалу Г. К. Жукову генералы П. Н. Понеделин, Н. К. Кириллов, маршал авиации А. А. Новиков. Сам Г. К. Жуков обвинялся в сколачивании группы недовольных генералов и офицеров и противопоставлении себя правительству и Верховному Главнокомандованию. В июне 1946 г. прославленный полководец был освобожден от должностей главкома Сухопутными войсками, Главноначальствующего Советской военной администрации в Германии и заместителя военного министра и назначен командующим в Одесский военный округ. Не обошли репрессии и часть партийных функционеров, в первую очередь тех, в деятельности которых усматривалась хоть какая-то опасность оппозиции. Осенью 1948 г. после смерти История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пихои. С. 306. 378 Раздел V. Особенности советской государственности Жданова была организована крупнейшая чистка партийной организации Ленинграда — города, к которому Сталин всегда относился с подозрением. В общей сложности по «ленинградскому делу» был арестовано около 2000 человек. Среди отданных под суд и затем расстрелянных 200 видных партийных, советских и хозяйственных работников были: Председатель Совета Министров РСФСР М. И. Родионов, член Политбюро ЦК ВКП(б) и председатель Госплана СССР Н. А. Вознесенский, Секретарь ЦК ВКП(б) и член ЦК А. А. Кузнецов, первый секретарь Ленинградского обкома и горкома П. С. Попков, председатель Ленинградского горсовета П. Г. Лазутин. Все они были обвинены в измене Родине, намерении превратить ленинградскую парторганизацию в опору для борьбы с ЦК партии и т. п. Одновременно с этим усиливался идеологический контроль в различных сферах жизнедеятельности советского общества. В первый же послевоенный год была развернута кампания по восстановлению несколько ослабленного во время войны контроля над интеллектуальной жизнью общества, целью которой было стремление власти опустить «железный занавес», отгораживающий страну от всего остального мира, воспрепятствовать проникновению в умы советских людей «чуждых социализму» западных идей. Летом 1946 г. началась кампания борьбы с «низкопоклонством» и космополитизмом в различных областях науки, литературы и искусства («ждановщина»), в которой явно прослеживались новые нотки русского национализма, национальной нетерпимости и антисемитизма. По обвинению в «проамериканском сионистском заговоре» в 1948—1952 гг. были арестованы и приговорены к расстрелу лидеры созданного в годы войны Еврейского антифашистского комитета. Так же как в свое время последние русские императоры Александр III и Николай II, Сталин в конце жизни решил разыграть национальную карту — дело явно проигрышное в многонациональной стране, способное лишь ухудшить межнациональные отношения. Была продолжена проводимая в годы войны политика депортации народов, результатом которой стало насильственное переселение немцев Поволжья, крымских татар, чеченцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, балкар, молдаван. Применялись самые жесткие меры по отношению к национальным движениям, рост которых на присоединенных к СССР в 1939—1940 гг. территориях был непосредственно связан с борьбой против насильственной коллективизации и советизации. Только в Западной Украине за участие в национальных движениях к 1950 г. было депортировано, сослано или арестовано около 300 тыс. человек. В Прибалтике депортации было подвергнуто 400 тыс. литовцев, 150 тыс. латышей, 50 тыс. эстонцев.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |