КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Перестройка системы центрального и местного управления в годыГражданской войны и в условиях нэпа
Сложные условия, в которых проходило становление новой советской государственности, не могли не повлиять на характер и особенности развития государственного управления в Советской республике. Продолжавшаяся почти три года Гражданская война и последовавший после ее окончания переход к нэпу сопровождались крупномасштабными перестройками системы центральных и местных органов власти. Исследователи отмечают наличие в этот период двух разнонаправленных векторов государственной политики: централизации (1918—1919 гг.) и децентрализации (1920—1925 гг.) власти. Централизация власти осуществлялась в рамках утвердившейся в годы Гражданской войны военно-коммунистической модели управления и являлась следствием реализации большевистской доктрины обобществления собственности и управления государством как «единой фабрикой». В свою очередь, децентрализация власти и управления была продиктована вызванной политикой «военного коммунизма» хозяйственной разрухой и неразберихой в системе управления, равно как и новыми задачами, которые встали перед центральным правительством в условиях перехода от войны к миру. И в том и в другом случае перестройки системы управления осуществлялись в условиях однопартийной системы, установившейся с лета 1918 г., после того как партия левых эсеров, поднявшая мятеж против власти, решением V Всероссийского съезда Советов была исключена из состава Советов всех уровней. Централизация государственного аппарата, проводимая в годы Гражданской войны в рамках военно-коммунистической командно-административной модели управления, нашла выражение в дальнейшем усилении органов исполнительной власти как в центре, так и особенно на местах. Здесь большевики, в сущности, повторили то, что было осуществлено в свое время Александром 111 в его стремлении подчинить местное самоуправление бюрократическому началу. Разница была в том, что правительство Александра III в своей борьбе с общественным началом все же не заходило так далеко: городская управа не могла подменить собою городскую думу. В советской же системе исполкомы и даже их президиумы нередко становились над Советами, заменяя собою их съезды. Установление принципа «двойного подчинения» (обязательность отделов исполкомов подчиняться не только исполкомам, но и выполнять предписания высших вла- 336 Раздел V. Особенности советской государственности стей) в еще большей степени бюрократизировало исполнительный аппарат Советов. Можно сказать, что большевики пошли по тому пути, по которому должна была пойти абсолютистская централизованная власть, превращая органы местной власти в бюрократические по своим функциям и составу учреждения. Как в царское время выборность управ не устраняла их бюрократизации, их превращения в коллегии выборных чиновников, так и в советской системе выборность исполкомов не могла устранить их превращения в такие же коллегии советских профессиональных бюрократов. Условия Гражданской войны заставляли большевиков принимать меры, направленные на усиление возникших в ходе революции чрезвычайных органов власти и управления, особенностью которых являлось единство военной, политической и хозяйственной деятельности. К их числу относились прежде всего Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК), созданная при Совнаркоме 15 декабря 1917 г., и Революционный военный совет Республики (Реввоенсовет, РВСР), учрежденный постановлением ВЦИК от 2 сентября 1918 г. для руководства формированием Красной армии и флота, их боевыми действиями и обеспечения обороноспособности страны (председателем РВСР был назначен Л. Д. Троцкий). Особое место в системе чрезвычайных органов управления занимал созданный в ноябре 1918 г. под председательством Ленина Совет рабочей и крестьянской обороны, являвшийся в условиях войны верховным органом управления Республикой, координирующим работу как военных, так и гражданских ведомств, всех отраслей народного хозяйства. В состав Совета рабочей и крестьянской обороны входили представители ВЦИК, РВСР, наркоматов продовольствия, путей сообщения и др. Огромная роль в системе управления новой власти продолжала принадлежать ВЧК, в аппарате которой существовали транспортный, военный, организационный, информационный и другие отделы. По рекомендации ВЧК в губерниях и уездах были созданы местные чрезвычайные комиссии по борьбе с контрреволюцией, статус которых был закреплен утвержденным ВЦИК специальным «Положением о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях» (октябрь 1918 г.). Согласно Положению члены ВЧК назначались Совнаркомом, а члены местных ЧК — соответствующими исполкомами губернских и уездных Советов. ВЧК и ее органы были наделены чрезвычайными полномочиями и работали в тесном сотрудничестве с НКВД и наркоматом юстиции. На местах массовыми чрезвычайными органами советской власти являлись революционные комитеты — ревкомы, создаваемые партийными, советскими и военными властями для более оперативного обеспечения нужд армии, восстановления разру- Глава 14. Становление советской государственности 337 шенного хозяйства и системы управления в освобожденных районах. По некоторым данным в 1918—1921 гг. по России насчитывалось более 30 000 ревкомов — от республиканского до сельского уровня1. По окончании Гражданской войны они были упразднены и их функции переданы Советам. В сельской местности такими чрезвычайными органами были упоминаемые нами ранее комитеты бедноты, образованные по решению правительства и ВЦИК в июне 1918 г., несмотря на активное противодействие левых эсеров. Согласно официальной версии комбеды создавались для оказания помощи беднейшему крестьянству. На самом деле расчет был сделан на раскол деревни, на противопоставление деревенской бедноты всем остальным крестьянам. Таким способом большевики надеялись не только решить продовольственную проблему и увеличить поставки хлеба деревней, но и создать более прочную опору правящей партии в среде многомиллионного российского крестьянства, сплачивая бедняков (сельский пролетариат) в противовес зажиточной части деревни. Однако власть просчиталась. Создание комбедов до предела обострило обстановку в деревне, вызвало серию крестьянских восстаний против большевиков. Кроме того, деятельность комбедов не ограничивалась экспроприацией «сельской буржуазии», изъятием хлеба и сельскохозяйственных орудий у кулаков и распределением их среди бедноты. Комбеды вмешивались в дела местной власти вплоть до роспуска и переизбрания местных Советов, находившихся под влиянием зажиточных крестьян, что приводило к нарушению единства и неразберихе в местном управлении: к власти местных партийных комитетов и Советов добавлялась еще и власть комбедов. Сложившаяся ситуация заставила центральное правительство принять решение о роспуске комбедов и их слиянии с Советами. Решение это было принято VI Чрезвычайным Всероссийским съездом Советов, состоявшимся в декабре 1918 г. Стремясь сконцентрировать все силы для победы над своими политическими противниками, государство диктатуры пролетариата последовательно проводило курс на ускоренную национализацию всех отраслей промышленности, а не только важнейших, как это было предусмотрено декретом от 28 июня 1918 г. К началу октября 1919 г. было национализировано 2500 предприятий. Как заметил Н. Верт, точно так же, как в области сельского хозяйства «государство провозгласило себя главным распределителем еще до того, как стало главным производителем», осуществленная в рамках политики военного коммунизма попытка ускоренного перехода к «коммунистическому производству и рас- 1 История государственного управления в России: учеб./под общ. ред. Р. Г. Пи-хои. С. 255. 338 Раздел V. Особенности советской государственности пределению» привела вопреки схеме Маркса не к исчезновению государства, а, наоборот, к строгой централизации и установлению гипертрофированного государственного контроля над всеми сферами экономики1. Реализация военно-коммунистической модели управления потребовала создания системы сверхцентрализованных хозяйственных органов, известной в то время под названием «системы главкизма». Создаваемые при ВСНХ главные комитеты (главки или центры) сосредоточивали в своих руках управление теми или иными отраслями промышленности, ведали их финансированием, материально-техническим снабжением, равно как и распределением изготовленной продукции. Главки делились на «продуктовые» по видам производимых продуктов (Главуголь — губуголь, Главтабак — губтабак и т. п.) и «отраслевые» (Главтранс — губ-транс (транспорт), Комгосор — губгосор (Комитет государственных сооружений) и т. п.). По подсчетам исследователей всего действовало около 46 видов местных управленческих органов центра — главков, отделов, комитетов и комиссий, — имевших, в свою очередь, свои собственные нижестоящие органы. В целом система главкизма означала прекращение экономических, товарно-денежных отношений и переход к исключительно административным методам управления: предприятия бесплатно получали от государства все необходимое для производства и также бесплатно отдавали произведенную продукцию. Ситуация стала меняться только в конце гражданской войны, когда власть на практике убедилась в невозможности восстановления разрушенного войной хозяйства и подъема национальной экономики на тех организационных началах, которые использовались в период военного коммунизма. Переход к нэпу, объявленный на X съезде РКП(б) в марте 1921 г., означал отказ правящей партии от красногвардейской атаки на капитал и сопровождался частичным возрождением рыночных отношений, денационализацией средней и мелкой промышленности (в крупную промышленность частный капитал не допускался) и децентрализацией государственного управления. Была отменена продразверстка, вводилась свобода торговли. Оттянув основные силы на «командные высоты в экономике», власть объявляла своей целью установление на основе провозглашенной свободы торговли нормальных отношений с крестьянством. Одновременно был отменен декрет о поголовной национализации промышленности. Согласно новому положению все мелкие и часть средних предприятий передавались в частные руки. Допускалась аренда крупных промышленных предприятий, а также создание концессий с привлечением иностранного капитала, 1 Верш Н. История советского государства. 1900-199]. М., 1992. С. 123. Глава 14. Становление советской государственности 339 смешанных акционерных обществ и совместных предприятий. В то же время значительная часть промышленности и вся внешняя торговля оставались в руках государства. Государственные промышленные предприятия (тресты) и государственная торговля (синдикаты) также получили большую хозяйственную самостоятельность, строя свою деятельность на новых принципах хозрасчета и самоокупаемости. Введя нэп, большевики попытались решить задачу сохранения политической власти в центре при одновременной децентрализации хозяйственного управления и предоставления самостоятельности местным органам власти. С введением нэпа начинается процесс демократизации общественной жизни. Упраздняются чрезвычайные органы власти и управления, укрепляется законность и правопорядок, что нашло выражение сначала в сокращении компетенций и круга действий ВЧК и ее органов, а затем и в ее реорганизации. 6 февраля 1922 г. ВЧК была окончательно упразднена и вместо нее было создано Главное политическое управление Наркомата внутренних дел (ГПУ). Одновременно была повышена роль Рабоче-Крестьян- ской инспекции (РКИ, Рабкрин), созданной в 1920 г. в качестве основного органа государственного контроля Советской Республики1. Чрезвычайное законодательство времен Гражданской войны постепенно заменялось гражданским законодательством, созданием законодательных кодексов в различных отраслях права, что способствовало формированию единого правового пространства государственного управления2. Была проведена судебная реформа, создана прокуратура РСФСР как высший орган правового надзора. На новый более демократический уровень ставились взаимоотношения центральных и местных органов управления. Но еще раньше, в конце 1919 г., упадок производства и неэффективность централизованного управления заставили большевиков заняться проблемой децентрализации власти и организации хозяйственного самоуправления на местах. Эта проблема только в последнее время привлекла внимание исследователей. Именно в это время в структуре местных Советов, как отмечает- 1На первом этапе большевистской революции основным органом контроля 2В 1922 г. вступили в действие Гражданский, Уголовный, Земельный, Граж 340 Раздел V. Особенности советской государственности ся в новейших исследованиях, начинают формироваться специальные отделы коммунального хозяйства («откомхозы»), которым передавались полномочия главков ВСНХ и частично отраслевых наркоматов, а вместе с полномочиями передавалось и имущество. Передача полномочий и имущества осуществлялась поэтапно, сначала губернскому и уездному, а только затем — городскому и волостному уровням. В ходе преобразований уже в 1920 г. на местный уровень были переданы вопросы землеустройства и благоустройства, жилищное дело, была осуществлена демуниципализация жилья (введение частной собственности на жилье). С введением нэпа эта работа была продолжена. В 1921 г. в ведение местных органов власти передавалась местная промышленность, в том числе на правах «мандатного управления» по договорам с ВСНХ. В 1922 г. были муниципализированы водопровод, местный транспорт, пожарное и дорожное дело, местным властям передавалось право устанавливать и взимать арендную плату с городских земель и устанавливать размер оплаты услуг, оказываемых муниципальными предприятиями. В 1923 г. местные власти получили право введения дифференциальной ренты в городах, организации коммунальных банков и фондов. Создание «откомхозов» и децентрализация хозяйственного управления происходили под лозунгом «борьбы против главкиз-ма» и, по мнению специалистов, имели прогрессивное значение. В 1920 г. в рамках НКВД было создано Главное управление коммунального хозяйства (ГУКХ), основной задачей которого стало обеспечение экономических связей между «откомхозами». Тогда же Совет рабочей и крестьянской обороны был реорганизован в Совет труда и обороны (СТО), одним из отделов которого стал Госплан. С лета 1921 г. на базе СТО начинает формироваться вертикаль экономических совещаний (ЭКОСО). На местах (в исполкомах) создавались местные ЭКОСО, в состав которых входили: председатель исполкома, зав. волземотделом, зав. коммун-отделом, представители Рабкрина, потребительской кооперации. Местным ЭКОСО подчинялись все хозяйственные органы при исполкомах. Борьба с «главкизмом» продолжалась до 1925 г. и завершилась принятием ВЦИК СССР «Положения о городских Советах» (1925 г.) и «Положения о местных финансах» (1926 г.), которое устанавливало только два вида местных бюджетов — городские и волостные, остальные признавались исключительно регулирующими. Значение этих документов состояло в том, что они сформировали местную власть, юридически закрепив компетенцию, права и средства местных Советов. В целом децентрализация хозяйственного управления, выразившаяся в создании «откомхозов» и наделении Советов собственными финансами, способствовала Глава 14. Становление советской государственности 341 быстрой ликвидации разрухи и поднятию благосостояния страны до уровня 1913 г. По мнению некоторых авторов, в ходе реформ 1920—1925 гг. были созданы условия для возрождения системы подлинного самоуправления населения. Однако дальше этого дело не пошло в связи с объявленным большевистской партией в 1927 г. (год «великого перелома») новым официальным курсом на централизацию власти и хозяйственного управления. Согласно победившей «генеральной линии» Сталина на строительство социализма в одной стране и ускоренную индустриализацию началось наступление на демократические институты, возникшие в период нэпа. Проводились грандиозные «чистки» местных Советов, которые были поставлены в жесткую зависимость от финансовых возможностей «центра», стали финансироваться по остаточному принципу из средств, оставшихся от финансирования индустриализации. С 1928 г. были закрыты «откомхозы» и ГУКХ. НКВД больше не занимался вопросами местного самоуправления и не курировал местное хозяйство. Вместо него создано ОГПУ — орган надзора за населением и карательный орган диктатуры пролетариата. Начавшаяся в 1928—1930 гг. административно-территориальная реформа окончательно похоронила надежды на возрождение института самоуправления в России.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 1609; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |