Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Большевистская революция и особенности становления Советского государства. Отношение большевиков к советской демократии




ОСОБЕННОСТИ СОВЕТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

И АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВОМ (ОКТЯБРЬ 1917-1991 гг.)

Глава 14. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ

ГОСУДАРСТВЕННОСТИ И СИСТЕМЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ (1917-1929 гг.)

Большевистская революция и особенности становления Со­
ветского государства. Отношение большевиков к советской
демократии.

Первая советская конституция и формирование новой систе­
мы государственного управления.

Экономические приоритеты новой власти. Сущность полити­
ки «военного коммунизма».

Перестройка системы центрального и местного управления
в годы Гражданской войны и в условиях нэпа.

Образование СССР и особенности «советского федерализма».
Предпосылки складывания унитарной структуры государства.

Советский государственный аппарат и номенклатура. Фено­
мен советской бюрократии.

В октябре 1917 г. в результате целого ряда условий и факто­ров, связанных с тяжелейшим социально-экономическим кризи­сом, усиленным войной, взаимных ошибок политических сил, выступавших за поэтапное реформирование старой системы, рав­но как и присущего значительной части общества синдрома ре­волюционного нетерпения и социального максимализма, в Рос­сии победила большевистская революция. Причем победила не под социалистическими, а под демократическими лозунгами, как революция широких, прежде всего крестьянских и маргинальных слоев русского общества.

Последнее замечание имеет принципиальное значение для понимания сути произошедшего переворота. Вопреки утвержде­ниям сталинско-советской пропаганды о социалистическом ха­рактере Октябрьской революции во всех большевистских лозун­гах от Февраля до Октября отсутствовали понятия «марксизм», «социализм», «коммунизм». Ничего специфически марксистского


Глава 14. Становление советской государственности 319

или коммунистического не было в главных лозунгах большеви­ков «земля и мир». Как точно подметил П. Б. Струве, вплоть до Первой мировой войны «сутью большевизма была вовсе не не­медленная социальная революция, а тактическое обострение воз­можностей в России политической революции». Война, впервые в истории в такой мере и в таких масштабах захватившая народ­ные массы, воскресила отмиравшую до войны, по мнению Стру­ве, в силу естественной эволюции концепцию насильственного изменения социального строя, концепцию социальной револю­ции, расширенной затем большевиками «до мирового или плане­тарного масштаба»1. Большевики лучше других сумели учесть психологию и инстинкты народных низов и использовать их в своих целях. Это было сделать тем более несложно, поскольку односторонне направленная социальная политика старого строя в течение длительного времени смогла воспитать в массах на­клонность оказывать доверие тем, кто умел прикрывать свои за­мыслы наиболее резким осуждением существующей власти.

В современной литературе уже обращалось внимание на то обстоятельство, что и сами большевистские лидеры в первое вре­мя (по крайней мере до поражения на выборах в Учредительное собрание и его созыва) не считали произведенную ими револю­цию социалистической. Известно, что первое большевистское правительство (Совнарком), составленное из членов одной пар­тии, первоначально называлось Временным рабоче-крестьянским правительством, осуществляющим власть до созыва Учредитель­ного собрания. Считалось, что революция еще не прошла до конца буржуазную стадию, она является развитием и углублени­ем Февральской демократической революции. Поэтому неудиви­тельно, что в первые месяцы нахождения большевиков у власти очень редко употреблялись такие понятия, как «социалистиче­ский», «социализм», чаще использовались определения «револю­ционная законность», «демократическое правительство» и т. п. В принятом II Всероссийским съездом Советов Декрете о земле также говорилось, что окончательно земельный вопрос может быть решен лишь Учредительным собранием.

Кроме того, большинство лидеров большевистской партии и сам Ленин не считали возможным победу социализма в одной отдельно взятой стране и связывали свои надежды с мировой пролетарской революцией, с приходом к власти европейского ра­бочего класса, который затем окажет государственную поддержку молодой Советской республике. Ленин неоднократно повторял в своих статьях первых лет советской власти мысль о том, что большевики взяли власть в надежде на мировую революцию.

1 Струве П. Б. Капитализм и социализм // Россия и славянство. 1931 17 ок- тября.


320 Раздел V. Особенности советской государственности

Самым сложным и не исследованным вопросом револю­ции 1917 г., как это ни покажется странным, является вопрос об отношении большевиков к Советам и связанной с ними совет­ской модели демократии, рожденной творчеством народных масс уже в период первой русской революции. В СССР эта тема, не­смотря на огромное число изданной литературы, трактовалась весьма упрощенно и тенденциозно в соответствии с официаль­ной идеологической доктриной. Утверждалось, что партия боль­шевиков, выдвинувшая лозунг «Вся власть Советам!», после при­хода к власти последовательно развивала идею советской демо­кратии, видя в Советах органы народной власти и возможность перехода к прямой демократии путем вовлечения через советские органы большей части народа в управление государством. На са­мом деле все обстояло не так просто.

Как отмечает С. А. Морозов, впервые попытавшийся объек­тивно рассмотреть советскую организацию власти как националь­ную модель демократии, уже в ходе революции 1905—1907 гг. Ле­нин сформулировал взгляд на Советы как на «органы всесослов­ного альтернативного политического управления». В отличие от меньшевиков, видевших в Советах органы «рабочего самоуправ­ления», Ленин, исходя из сформулированной им теории перерас­тания буржуазно-демократической революции в революцию со­циалистическую, считал, что Советы должны служить «коалици­онным органом политического управления на пути к парламентской социалистической республике»1. В противовес этому меньшевики и эсеры стремились опираться на политиче­ский опыт Западной Европы, отстаивая идею парламентской рес­публики. Политическим идеалом кадетской партии, как мы уже говорили, была парламентская конституционная монархия бри­танского типа. В свою очередь, императорское правительство под натиском общественного движения попыталось реализовать фор­му правления в виде думской монархии. Однако созданная в ходе первой русской революции конституционная система ока­залась крайне неустойчивой прежде всего потому, что «не имела никакой вертикали в провинции», крайне слабыми были и ре­гиональные партийные организации2.

После Февральской революции 1917 г. Советы становятся наиболее распространенной формой организации народной демо­кратии, постепенно превращаясь в важный элемент политическо­го управления в стране. Они создавались как в губернских, так и в уездных городах. Существовали как объединенные Советы рабочих и солдатских депутатов, к которым в ряде случаев при­соединялись крестьянские депутаты, так и самостоятельные

' Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 136—137. 2 Там же. С. 140.


Глава 14. Становление советской государственности 321

Советы рабочих и Советы солдатских депутатов. В то же время особенность ситуации состояла в том, что в связи с политиче­ской отсталостью российской деревни советские органы вплоть до октября 1917 г. отсутствовали в подавляющем большинстве волостей. Основу сельского общественного управления по-преж­нему составляла общинная (плебисцитарная) демократия в виде сельских и волостных сходов.

Стремительный рост числа Советов различных уровней де­лал реальной возможность взятия ими всей полноты власти в городах. Это стало очевидным особенно после состоявшегося летом 1917 г. I Всероссийского съезда Советов рабочих и сол­датских депутатов, избравшего исполнительный орган съезда (ВЦИК), которому должны были подчиняться Советы всех уровней, что означало создание формальной демократической вертикали системы политического управления рабочими и сол­датами1.

Новую ситуацию очень тонко уловил лидер большевиков, ко­гда в так называемых «Апрельских тезисах» («О задачах пролета­риата в данной революции») предложил партии отказаться от прежней установки на парламентскую социалистическую респуб­лику и обосновал курс на установление «республики Советов ра­бочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране снизу доверху»2. Эта позиция оказалась более выигрышной по сравне­нию с той, которую защищали лидеры социалистических партий меньшевиков и эсеров, продолжавшие считать себя сторонника­ми- западной модели демократии и рассматривавшие Советы ис­ключительно как средство контроля за деятельностью Временно­го правительства и его властными структурами на местах. Впо­следствии именно Советы, от имени которых действовали большевики, обеспечили легитимацию пришедшей к власти большевистской партии. Однако с самого начала большевики ви­дели в Советах и своих конкурентов и поэтому стремились пре­вратить их в подконтрольные партии органы государственной власти.

II Всероссийский съезд Советов (25 октября 1917 г.), на кото­ром большевики имели решающий перевес (390 большеви­ков, 160 эсеров, 72 меньшевика), избрал новый исполнительный орган съезда — Всероссийский центральный исполнительный ко­митет (ВЦИК) и сформировал первое советское правительст­во — Совет народных комиссаров (СНК) во главе с Лениным. В первый состав ВЦИК, председателем которого первоначально был избран Л. Б. Каменев (с 8 ноября заменен Я. М. Свердло­вым), вошли 62 большевика, 29 левых эсеров, шесть меньшеви-

См.: Морозов С. А. Культура политического управления. Краснодар, 1999. С. 136—137. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 31. С, 115.


322 Раздел V. Осо бенности советской государственности


меньшеви ков-интернационалистов, три украинских социалиста и один эсер-максималист (по аналогии с Парижской коммуной ВЦИК состоял из 101 члена). В отличие от многопартийного ВЦИКа правительство (СНК) было сформировано из одних большевиков, что создавало проблему для правящей партии.

В состав первого советского правительства вошли: В. И. Ле­нин (председатель СНК), А. И. Рыков (нарком внутренних дел), В. П. Милютин (нарком земледелия), А. Г. Шляпников (нарком труда), В. П. Ногин (нарком по делам торговли и про­мышленности), А. В. Луначарский (нарком просвещения), И. И. Скворцов-Степанов (нарком финансов), Л. Д. Троцкий (нарком иностранных дел), Г. И. Оппоков (нарком юстиции), И. А. Теодорович (нарком по делам продовольствия), Н. П. Ави­лов (почты и телеграфа), Сталин (нарком по делам национально­стей). Наркомат по делам военным и морским возглавлял коми­тет в составе: В. А. Антонов-Овсеенко, Н. В. Крыленко и П. Е. Дыбенко.

Заинтересованные в расширении социальной базы власти большевики искали возможность создания коалиционного социа­листического правительства, но при условии, что вошедшие в правительство социалистические партии признают II съезд Со­ветов «единственным источником власти». Одновременно ВЦИК выступил с предложением расширить свой состав до 295 членов. При этом большевики хотели не только сохранить перевес в со­ставе ВЦИКа, но и обеспечить абсолютное преобладание в нем представительства (2:1) Советов рабочих и солдатских депутатов по сравнению с представительством Советов крестьянских депу­татов (из 295 членов ВЦИКа 150 депутатов должны были пред­ставлять Советы рабочих и солдатских депутатов и толь­ко 75 — губернские Советы крестьянских депутатов). Тенденция очевидна, если учесть, что речь шла о стране с преобладающим крестьянским населением.

Однако большевики не могли не считаться с реальной рас­становкой политических сил. Если на II съезде Советов они имели решающий перевес, то в подавляющем большинстве Сове­тов крестьянских депутатов господствовала партия эсеров, счи­тавшаяся крестьянской партией. После провала переговоров с меньшевиками Ленин сделал ставку на союз с левыми эсера­ми. 14 ноября 1917 г. было подписано соглашение о коалиции, включающее поддержку большевиками левых эсеров на II Все­российском съезде Советов крестьянских депутатов, который проходил в Петрограде 13—27 ноября (26 ноября— 10 декабря). На этом съезде левые эсеры имели 350 мандатов (44%), больше­вики 91 мандат (12%), у правых эсеров было 305 мандатов (38,6%). Как видно из приведенных данных, коалиция большеви-


Глава 14. Становление советской государственности 323

большевиков и левых эсеров обеспечивала левосоциалистическим силам абсолютное большинство на съезде.

Помимо соглашения о коалиции обе стороны согласились на слияние ЦИК Советов крестьянских депутатов с В ЦИК второго созыва, которое произошло 15 (28) ноября 1917 г. Однако теперь состав объединенного ВЦИКа был сформирован на паритетной основе — по 108 представителей от ВЦИК Советов рабочих и солдатских депутатов и ЦИК Советов крестьянских депута­тов, 100 депутатов от армии и флота, 35 — от профессиональных союзов, 10 — от Викжеля, 5 — от Союза почтово-телеграфных служащих. 10 декабря было создано коалиционное правительство. В состав обновленного СНК кроме представителей большевист­ской партии вошли семь членов партии левых эсеров, занявшие посты наркомов в наркоматах: земледелия (А. Л. Колегаев), ме­стного самоуправления (В. Е. Трутовский), почт и телеграфов (П. П. Прошьян), имущества (В. А. Карелин), юстиции (И. 3. Штейнберг). Двое (В. А. Атласов и А. И. Бриллиантов) стали наркомами без портфеля с решающим голосом: один из них стал членом коллегии наркомата внутренних дел, дру­гой — наркомата финансов.

По мнению С. А. Морозова, результатом такого развития со­бытий было формирование четырех возможных моделей развития политической системы:

1) утверждение коалиции левосоциалистических партий и фор­
мирование советской демократии;

2) использование большевиками советской политической системы
для установления однопартийной диктатуры
(что, в конечном сче­
те, и произошло);

3) утверждение в стране парламентской демократии (в случае
если бы ВЦИК передал власть Учредительному собранию, кото­
рое, как известно, отказалось подтвердить легитимность совет­
ской политической системы, при условии признания легитимно­
сти самого Учредительного собрания основными политическими
силами страны);

4) установление белой диктатуры в результате неблагоприят­
ного для советских партий исхода Гражданской войны.

Как полагает ученый, все эти модели были в той или иной мере реализованы в годы Гражданской войны: первая — в парла­ментской по форме Дальневосточной республике, вторая — в Центре, третья — в Поволжье (в лице созданного после разгона большевиками Учредительного собрания Самарского комитета членов Учредительного собрания), четвертая — так называемым колчаковским правительством в Омске1.

' Морозов С. А. Указ. соч. С. 146-147.


324 Раздел V. Особенности советской государственности

Поворотным пунктом в политике большевиков стал разгон Учредительного собрания. Поражение на выборах в Учредитель­ное собрание, которые проходили в установленные еще Времен­ным правительством сроки — 2 (15) ноября 1917 г., когда боль­шевики уже находились у власти, в сущности, означало вотум недоверия правящей партии. Из 707 мест большевики получили только 24,7% депутатских мест, эсеры, выступавшие еще общим списком и правых с центристами и левых, — 57,9%, каде­ты — 2,4%, меньшевики — 2,2%. В этих условиях Ленин пишет знаменитые «Тезисы об Учредительном собрании», в которых де­лает неожиданный для многих вывод о пролетарском характере Октябрьской революции, из чего следовало, что буржуазная ре­волюция себя исчерпала и Учредительному собранию остается формально безоговорочно признать советскую власть. Опублико­ванный в центральном органе большевистской партии газете «Правда», этот документ стал общепризнанной партийной док­триной по отношению к Учредительному собранию. Одновремен­но давалось понять, что любые выступления с требованиями пе­редачи власти Учредительному собранию должны рассматривать­ся как контрреволюционные и будут караться по всей строгости революционного времени. Еще раньше, 28 ноября 1917 г., Ленин подписал декрет о запрете конституционно-демократической пар­тии и аресте ее лидеров. В нарушение депутатской неприкосно­венности были арестованы и некоторые лидеры правых эсеров.

Такое отношение большевиков к Учредительному собранию было неслучайным. Победа Учредительного собрания разрушала большевистскую модель пролетарского государства. Избранное всеобщим и равным голосованием в крестьянской (мелкобуржу­азной, по терминологии Ленина) стране оно изначально опира­лось на более широкую социальную базу за счет тех слоев обще­ства, которые слабо были представлены в Советах (прежде всего крестьянство и средний класс). Для большевиков это грозило по­терей власти и, по меньшей мере, означало более длительный путь продвижения к социализму. Поэтому ставка была сделана на узкоклассовые Советы с преобладанием в них пролетарских и полупролетарских слоев населения (беднейшего крестьянства), что, по мысли теоретиков большевизма, должно было обеспечить более быстрый и безболезненный переход к социализму.

Эта перемена взглядов Ленина и его сторонников на характер произведенной ими революции решила судьбу Учредительного собрания. Оно было распущено 6 (19) января 1918 г. (на следую­щий день после своего открытия) после того, как 237 голосами против 138 отвергло проект большевистско-левоэсеровской резо­люции о признании советской власти. Открывшийся 18 янва­ря 1918 г. III Всероссийский съезд Советов одобрил декрет о роспуске Учредительного собрания и утвердил отвергнутую им


Глава 14. Становление советской государственности 325

Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа, легшую затем в основу первой советской конституции. На съезде про­изошло окончательное объединение Советов рабочих и солдат­ских депутатов с Советами крестьянских депутатов и был избран новый состав ВЦИК, в который вошли 160 большевиков и 125 левых эсеров. Формально победителем оказался левый блок большевиков и поддержавших их левых эсеров. В то же время объявление войны Учредительному собранию, а значит и партиям, которые его поддерживали, было чревато началом гражданской войны в России, о чем предупреждали Ленина не только его противники, но и сторонники.

Однако большевики уже сделали первый шаг в этом направ­лении и готовы были сделать второй. Понимая неустойчивость своего положения в крестьянской стране и имея явное мень­шинство в Советах крестьянских депутатов, они решили вопре­ки своим теоретическим установкам подстегнуть события и осу­ществить «социалистическую революцию в деревне», тем самым окончательно ввергая страну в пучину гражданской войны. В марте 1918 г. был объявлен «крестовый поход» пролетарских продотрядов в деревню, в ходе которого была осуществлена частичная экспроприация зажиточных некоммунистически ори­ентированных крестьян («раскулачивание»), которым противо­поставлялись беднейшие слои крестьянства (сельский пролета­риат). Следующим этапом «завоевания» деревни стало создание декретом от 11 июня 1918 г. комитетов бедноты, представляв­ших собой органы чрезвычайной власти, большевистской дикта­туры на селе, которые учреждались параллельно Советам кре­стьянских депутатов. Начавшееся вскоре после этого изгнание из Советов всех уровней депутатов-социалистов (декрет ВЦИК от 14 июня 1918 г.) и окончательный разрыв с левыми эсерами после организованного ими 6 июля вооруженного антиправи­тельственного мятежа означали окончательное поражение совет­ской модели демократии и установление фактической диктатуры большевистской партии1.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2040; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.