КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Двоевластия
Февральская революция 1917 г. завершила короткий период либерального реформаторства и ознаменовала крах думской монархии, открыв новый этап в развитии российской государственности. Его основным содержанием стало формирование и нараставшее противоборство различных, подчас диаметрально противоположных альтернатив государственно-политического и общественного развития страны. Издав 26 февраля 1917 г. указ о приостановке сессии Государственной думы, Николай II не только отнимал у либеральных кругов последнюю надежду на переход к конституционному строю парламентским путем, но и, по сути, подписывал себе приговор. Была упущена последняя возможность перевести начавшуюся революцию в мирное русло. В сложившейся обстановке, когда в Петрограде полным ходом шло восстание народных масс и восставшие направлялись к Таврическому дворцу, где заседал российский парламент, Государственная дума решилась на разрыв с царизмом. 27 февраля был создан Временный комитет Государственной думы по восстановлению порядка и связям с учреждениями и общественными деятелями во главе с М. В. Родзянко, председателем III и IV Государственных дум. Одновременно группа рабочих, активистов-меньшевиков вместе с депутатами-меньшевиками в одном из залов Таврического дворца приступили к созданию Совета рабочих депутатов. Сформированный ими преимущественно из меньшевиков Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов провозгласил себя штабом революции и предложил рабочим выбирать представителей в Совет. Опасаясь ответных действий со стороны армии и царя и не решаясь взять власть в свои руки, созданный в тот Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 303 же день Петроградский Совет рабочих депутатов согласился на передачу власти Временному комитету Государственной думы, в котором преобладали кадеты. 1 марта 1917 г. между лидерами этих двух органов было достигнуто соглашение об образовании Временного правительства во главе с известным земским деятелем князем Г. Е. Львовым. 2 марта Николай II, оказавшись в политической изоляции, отрекся от престола. В состав образованного 1 марта Временного правительства вошли князь Г. Е. Львов (председатель Совета министров и министр внутренних дел), П. Н. Милюков (министр иностранных дел), А. И. Гучков (военный министр), М. И. Терещенко (министр финансов), А. И. Шингарев (министр сельского хозяйства), А. И. Коновалов (министр торговли), Н. В. Некрасов (министр путей сообщения), а также единственный представитель от социалистов — А. Ф. Керенский, занявший пост министра юстиции. Одновременно с образованием Временного правительства Петроградский Совет издал знаменитый приказ № 1, который не только усиливал позиции революционных органов власти, но и определил дальнейшее развитие событий. Приказ отменил существовавшие формы армейской дисциплины и фактически поставил офицерский корпус армии в зависимость от выборных солдатских комитетов, в распоряжение которых передавалось оружие. Разрешалась политическая деятельность и создание различных общественных организаций в воинских частях. Тем самым Совет обеспечил себе реальную поддержку в армии, опираясь на которую он мог контролировать действия властей. Падение монархии и установление двоевластия открывало три возможные альтернативы развития России в новых условиях: 1) установление конституционной монархии, вопрос о которой стоял на повестке дня еще с первой русской революции; 2) перевод России на путь демократической республики, основанием для которого служила преобладающая роль в революции демократических партий и левых либералов, которым царь своим отречением от престола полностью сдал государственные позиции; 3) победа в революции радикальных течений и приход к власти социалистических партий с их установкой на построение социализма. Реализация указанных вариантов развития общества напрямую зависела от того, какие силы возобладают в процессе развития революции и насколько они окажутся конгениальны смуте, в которую в любой момент могло вылиться захватившее всю Россию движение многомиллионных масс. Прежде всего, революция привела к перегруппировке политических сил. Вынуждены были уйти со сцены крайне правые, «охранительные» партии, поддерживавшие царизм (Союз Михаила Архангела, Союз Русского народа и др.). В той или иной степени оказались скомпрометированы праволиберальные партии, 304 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. прежде всего октябристы. Напротив, кадетская партия из главной оппозиционной превратилась в основную правящую партию. Одновременно огромное влияние в массах приобрели левые социалистические партии (особенно меньшевики и эсеры), по почину которых по всей стране стали создаваться Советы рабочих и крестьянских депутатов как альтернативные существующим органам власти и управления. В этой ситуации надежды на возможность установления после отречения Николая II формы конституционной монархии, на что делали первоначально ставку лидеры Государственной думы П. Н. Милюков, А. И. Гучков и В. В. Шульгин, изначально были обречены на провал. Основная доля вины в этом лежала на самой верховной власти. Слишком упорно пыталась традиционная власть (даже в последней исторической фазе своего существования) отстоять незыблемость устоев, слишком поздно и непоследовательно приступила к проведению политических и социальных реформ. В итоге, когда разразилась революция, оказалось, что старый режим уже не вызывает ни страха, ни уважения, никто не встал на его защиту. Учитывая сложившуюся ситуацию, младший брат Николая II великий князь Михаил Александрович, которому должна была перейти власть, отказался от престола, предоставив право решения вопроса о судьбе монархии в подписанном им 3 марта Манифесте Учредительному собранию. Весьма проблематичной в новых условиях оказалась также реформистская альтернатива развития общества, основными выразителями которой выступали либеральные течения и партии, в первую очередь оказавшиеся у власти кадеты, сменившие прежнее программное требование введения в России конституционной парламентской монархии на требование демократической республики. Сложность ситуации состояла в том, что в стране в ходе революции возникли и реально существовали две власти. Хотя формально управление страной перешло к Временному правительству, в руках которого находились все властные структуры, оставшиеся от прежнего режима, реально в своих действиях новое правительство полностью зависело от поддержки со стороны Петроградского Совета, опиравшегося на народные массы и военную силу. При сложившихся условиях Совет мог в любой момент провозгласить себя единственной общенациональной властью. Однако лидеры правосоциалистических партий эсеров и меньшевиков, располагавших большинством в Советах, сочли более правильной тактику «оказания давления» на Временное правительство в интересах проведения реформ. Эта позиция умеренных социалистов строилась на убеждении в неготовности России к социалистическому эксперименту, что предполагало необходимость развития Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 305 страны в течение достаточно длительного времени в общедемократическом русле. Считая всякое участие рабочих в управлении государством преждевременным, лидеры меньшевиков отводили Советам роль надзора за деятельностью Временного правительства с тем, чтобы оно более последовательно проводило начатые демократические преобразования. Предполагалось также, что Советы будут надежным оплотом буржуазной революции против реставрации монархии. Первоначально тактику «давления» на Временное правительство поддерживала и партия большевиков. В то же время в отличие от меньшевиков и эсеров, перешедших после Февраля из революционного лагеря в политический центр, большевики, особенно после возвращения из-за границы В. И. Ленина, исходили из необходимости дальнейшего развития революции и передачи всей власти Советам. Лидер большевиков оказался прозорливее своих оппонентов справа из социалистического лагеря, считая, что кадетско-октябристское Временное правительство не удержится у власти в условиях развития революции. Во-первых, потому, что продолжало настаивать на верности России союзническим обязательствам и продолжении участия России в Первой мировой войне, которая давно уже была непопулярна в массах. Во-вторых, потому, что народные массы уже не удовлетворялись либеральными ценностями — демократическими правами и свободами, требуя решения насущного для них вопроса — вопроса о земле, который не был решен прежней властью. В знаменитых «Апрельских тезисах» Ленин сформулировал основные тактические лозунги большевистской партии в условиях сложившегося в стране двоевластия. Основной их смысл заключался в организации и проведении кампании дискредитации Временного правительства с целью внушить широким слоям населения мысль, что решить их насущные проблемы возможно только путем ликвидации двоевластия и передачи всей полноты государственной власти в руки Советов. Замысел состоял в том, что даже если власть перейдет к Советам с их эсеро-меныневи-стским большинством, в перспективе это будет играть на руку большевикам. Ленин рассчитывал, что, получив власть, эсеры и меньшевики в силу своих политических установок не смогут дать народу ни мира, ни земли, чем быстро дискредитируют себя в глазах народных масс. Это позволит большевикам вытеснить умеренных социалистов из большинства Советов в результате их перевыборов. Тем самым, по мысли Ленина, создавалась реальная возможность перехода власти к большевикам мирным путем. Дальнейшие события показали, что ленинский прогноз, особенно в части оценки политики Временного правительства, в целом оказался правильным. Верное своему курсу на продолжение войны «до победного конца» и озабоченное необходимостью на- 306 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. ведения порядка в стране, Временное правительство сосредото В опубликованной 6 марта правительственной декларации весь политический арсенал Временного правительства сводился к провозглашению широких демократических свобод, отмене сословных, конфессиональных и национальных ограничений, широкой политической амнистии и отмене смертной казни, созыву Учредительного собрания, обещанию автономии национальным меньшинствам. В то же время из соображений сохранения обороноспособности страны правительство отклонило проект о введении 8-часового рабочего дня на промышленных предприятиях, на чем настаивали находившиеся под влиянием большевиков фабрично-заводские комитеты, созданные на большинстве предприятий. По той же причине Временное правительство откладывало решение аграрного вопроса, равно как и решение проблемы национально-государственного устройства страны до созыва Учредительного собрания, выборы в которое также неоправданно затягивались. Вместе с тем в сложившихся условиях Временное правительство не могло оставаться в стороне от событий, должно было по меньшей мере демонстрировать свою готовность к установлению в стране демократического строя и проведению демократических реформ, чтобы не дать возможность Советам перехватить инициативу. Под давлением обстоятельств и в связи с нарастанием народного движения правительство объявило о начале подготовки аграрной реформы для последующего ее утверждения Учредительным собранием. В апреле 1917 г. были образованы земельные комитеты на губернском, уездном и волостном уровнях. Их основной задачей стал сбор сведений по земельным делам для разработки проекта реформы. Для обобщения данных земельных комитетов, руководства их работой и составления самого проекта земельной реформы учреждался Главный земельный комитет, в состав которого входили министр земледелия, назначаемые члены, представители Советов, Временного комитета Государственной думы, политических партий. Члены земельных комитетов избирались земскими собраниями, городскими думами, мировыми съездами. Уездные комитеты состояли из делегатов волостей, земств и городов, земельных агрономов и статистиков; губерн- Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 307 ские — из представителей уездных комитетов, экономических отделов губернской земской управы, представителей Министерства земледелия. В то же время правительство всячески затягивало земельную реформу, опасаясь, что начало реформы приведет к дезорганизации армии, так как большую ее часть составляли крестьяне, одетые в солдатские шинели, которые не согласятся на раздел земли без их участия. Были также проведены преобразования в сфере суда. В частности, Временное правительство восстановило институт мировых судей, была расширена компетенция мировых судей и учреждены мировые присутствия для рассмотрения наиболее важных дел. Одним из важных нововведений стало создание органов административной юстиции. Согласно положению «О судах по административным делам» (май 1917 г.) в уездах стали действовать административные судьи, которые по своему статусу приравнивались к окружным судьям. В их функции входило рассмотрение дел по жалобам местных органов на правительственных комиссаров и жалобам правительственных учреждений на местные земские органы.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 662; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |