КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Альтернативной Советам
Реформы Временного правительства как попытка структурирования вертикали государственной власти, Говоря об административных реформах XVIII — XIX вв., в предыдущих главах учебника мы указывали на одну из главных особенностей российской государственной администрации — огромную роль полиции в системе государственного управления. Полицейские учреждения, а затем с начала XIX в. их главное ведомство — министерство внутренних дел одновременно выполняли две функции и соединяли в себе как бы две полиции: хозяйственную и исполнительную (административную). Исполнительная полиция обеспечивала вертикальное единство всех уровней власти. Хозяйственная полиция, наоборот, постепенно передавала часть своих функций, полномочий и средств в пользу нижележащих администраций. Произошедшее в ходе Февральской революции уничтожение полицейской вертикали, которая в течение последних двух веков существования российской государственности «собирала» все уровни власти, привело к распаду единого государства и системы управления. В условиях революции государственный кризис усиливался борьбой различных политических сил, сопровождавшейся политизацией всех уровней государственного управления. Ле-восоциалистические партии и революционное крыло социал-демократии стояли за захват власти в «центре» путем разрушения 308 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. государственной власти. Меньшевики и народные социалисты, представлявшие реформаторское крыло социалистического лагеря, выступали за формирование муниципалитетов в городах, поскольку играли ведущую роль в городских органах власти и в руководстве Союза городов. Кадеты, в свою очередь, были широко представлены в уездных и губернских земствах, лидировали в Земском союзе. Такая неустойчивость ситуации, в которой приходилось действовать Временному правительству, вынужденному к тому же делить власть с советскими органами, делала одной из главных его задач наряду с установлением контроля над высшим и центральным государственным аппаратом создание и укрепление вертикали власти, альтернативной Советам. Для разработки программы реформ Временное правительство создало ряд специализированных комиссий, в том числе таких как Юридическое совещание, Совещание по реформе местного самоуправления и др. Задачей Юридического совещания стала разработка проектов основных законов, которые предполагалось внести в Учредительное собрание. Одним из таких законопроектов был подготовленный кадетами проект конституционного закона «Об организации исполнительной власти при Учредительном собрании», предлагавший введение в России с учетом ее особенностей президентской формы правления (президентской республики). Так же как и до революции, кадеты оставались сторонниками сильной исполнительной власти, единственно возможной, по их мнению, в такой стране, как Россия. Согласно проекту закона Учредительное собрание должно было избрать временного президента республики, который являлся бы одновременно и главой государства, и главой правительства и обладал исключительным правом законодательной инициативы (законопроекты должны были вноситься в Учредительное собрание по его распоряжению и от его имени). После Февральской революции существенные изменения произошли в системе высшего и центрального управления страной. Прекратил существование Государственный совет: в мае была упразднена назначаемая часть Совета, в октябре распущена выборная его часть. Государственная дума также больше не работала (формально она прекратила существование в октябре 1917 г.). Произошла реорганизации высшей исполнительной власти, представленной в новых условиях Временным правительством, структура которого существенно отличалась от прежнего Совета министров. Правительство включало ряд новых ведомств. Было учреждено министерство труда, на создании которого в свое время активно настаивал П. А. Столыпин. Его основной задачей было примирение труда и капитала, развитие в стране системы социального страхования. Важное значение с учетом экономической Глава 13. Россия между Февральской и Октябрьской революциями 1917 г. 309 обстановки в стране имело создание министерства продовольствия и министерства государственного призрения, руководившего благотворительной деятельностью. Кризисное состояние экономики страны, вызванное трехлетним участием России в мировой войне, понуждало Временное правительство продолжать курс на централизацию и милитаризацию управления народным хозяйством. Для выработки общего плана организации народного хозяйства и труда и регулирования хозяйственной жизни были созданы Экономический совет и Главный экономический комитет под председательством Г. Е. Львова, состоявший из назначаемых правительством министров. Прежние особые совещания и комитеты, созданные в начале войны (особые совещания по обороне, топливу, продовольствию, перевозкам, военно-промышленные комитеты), должны были теперь подчиняться Экономическому совету, в состав которого входили представители министерств, общественных и научных организаций и профсоюзов. Той же цели укрепления вертикали власти были подчинены меры правительства в области местного управления. В мае 1917 г. была проведена реформа местного самоуправления, означавшая, по мнению современных авторов, победу российского земства, ее политический успех и одновременно стремление Временного правительства укрепить свою социальную опору на местном уровне управления. Делая ставку на земство, правительство издало новое «Временное положение о земских учреждениях», превращавшее земства из административных учреждений в органы власти на местах, которым подчинялась созданная вместо упраздненных революцией полицейских учреждений народная милиция. Тогда же был издан закон «О волостном земстве», о необходимости создания которого задолго до революции говорили многие государственные деятели и представители политических партий. Волостные земства и их исполнительные органы — волостные управы — заменяли прежние органы крестьянского самоуправления — волостные правления и выборных волостных старост. Еще раньше, 5 марта, решением правительства была упразднена должность губернаторов, функции которых передавались председателям губернских земских управ, выступавшим с этого времени в качестве губернских комиссаров Временного правительства. На уездном уровне комиссарами Временного правительства становились председатели уездных земских управ. По своему статусу комиссары являлись уполномоченными центрального правительства на местах, проводили в жизнь его политику, осуществляли надзор за деятельностью земств. Несмотря на эти меры, попытка создания твердой власти на местах с самого начала оказалась несостоятельной. Комиссары Временного правительства, назначаемые из числа членов мест- 310 Раздел IV. Эволюция государственной власти и управления в XIX - начале XX в. ных органов власти, не смогли выполнять на местах функцию контроля и «сборки государства» и заменить работу, которую до революции успешно выполняло министерство внутренних дел. Более того, учреждение института правительственных комиссаров вносило дополнительный элемент дезорганизации в структуру местной власти. Если на общегосударственном уровне существовало двоевластие, то на местах сложилось многовластие, на практике означавшее анархию и безвластие. Наряду с назначавшимися Временным правительством комиссарами реально претендовали на местную власть возникшие раньше других организаций и учреждений по почину масс общественные исполнительные комитеты, число которых постоянно росло. По данным министерства внутренних дел только волостных комитетов насчитывалось более 9000, губернских — 79, уездных —651. Рядом с ними местную власть осуществляли земства, городские думы. Положение осложнялось тем, что на местах, так же как и в центре, правительственной администрации составляли конкуренцию местные Советы рабочих, солдатских, а затем и крестьянских депутатов, которые начали вести борьбу (особенно с появлением лозунга «Вся власть Советам!») как против комиссаров Временного правительства, так и против комитетов общественных организаций. И все же главная проблема новой власти заключалась не в этом. Осуществив ряд мер, направленных на укрепление центральной и местной власти, усиление государственного контроля в сфере экономики, Временное правительство не решилось начать коренные преобразования экономического и общественного порядка, откладывая их до созыва Учредительного собрания. Замедленный характер реформ, продолжение войны и затяжка с решением аграрного вопроса вызвали волну крестьянских и солдатских волнений и бунтов, сопровождавшихся беспорядками и насильственным захватом помещичьих земель.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 594; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |