КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Образование СССР и особенности «советского федерализма». Предпосылки складывания унитарной структуры государства
Важным событием рассматриваемого периода стало образование СССР, положившее начало новому этапу развития российского государства в форме федерации союзных республик. К моменту образования единого союзного государства после окончания Гражданской войны на территории бывшей Российской империи образовался ряд формально независимых государств: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Азербайджанская ССР, Армянская ССР, Грузинская ССР (в марте 1922 г. три последние республики образовали Закавказскую Федерацию). Необходимость объединения советских республик в единое государство была продиктована как экономической ситуацией (исторически сложившаяся экономическая и хозяйственная взаимозависимость национальных районов бывшей Российской империи, потребность в более тесной их интеграции по сравнению с договорной федерацией в целях восстановления и развития народного хозяйства), так и политическими соображениями, стремлением удержать национальные окраины в рамках советского строя. Хотя в теоретическом плане большевики, исходя из постулатов марксизма, отнюдь не являлись сторонниками раздробления 342 Раздел V. Особенности советской государственности государства и больше склонялись к якобинской модели централизации власти, сложившаяся экономическая и политическая ситуация заставила лидеров партии искать выход в организации единого государства на приемлемых для национальных республик условиях. В определенном смысле этому способствовала и задержка с мировой революцией, побуждавшая большевиков в интересах мирового пролетариата стать выразителями государственных интересов России как главного плацдарма для неизбежной, с их точки зрения, мировой социалистической революции. В этих условиях Ленину не составило большого труда убедить партию в необходимости создания союзного государства как федерации равноправных республик в противовес предложенному Сталиным проекту «автономизации», т. е. вхождения советских республик в РСФСР на правах автономий, что, по мнению Ленина, не способствовало доверию между республиками и прочности создаваемой федерации. 27 декабря 1922 г. был подписан договор между четырьмя республиками (РСФСР, Украиной, Белоруссией и Закавказской Федерацией) о создании нового государства — Союза Советских Социалистических Республик. Состоявшийся 30 декабря 1922 г. I съезд Советов СССР утвердил Договор и Декларацию об образовании союзного государства. Высшим органом власти в союзном государстве стал Всесоюзный съезд Советов, созываемый ежегодно (с 1927 г. раз в два года) и формировавшийся на основе представительства, аналогичного представительству Всероссийских съездов Советов. В период между съездами Советов верховную власть в стране осуществлял Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, состоявший из двух обладавших равными правами законодательных палат: Союзного Совета (формировался всеми республиками пропорционально их населению) и Совета Национальностей (по пять представителей от каждой союзной и автономной республики и по одному представителю от автономных областей). ЦИК СССР имел свой руководящий орган — Президиум ЦИК, роль которого по мере развития СССР и увеличения числа союзных республик1 постоянно возрастала. Высшим исполнительным и распорядительным органом союзного государства стал Совет Народных Комиссаров СССР (с 1946 г. Совет Министров). Все эти положения были закреплены в принятой 31 января 1924 г. на II съезде Советов Союза ССР Конституции СССР. Конституция СССР установила три вида народных комиссариатов: общесоюзные, образованные только Во второй половине 1920-х гг. образовался ряд новых союзных республик. В 1925 г. на территории Туркестанской АССР, входившей в состав РСФСР, были образованы Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. статус союзной республики получил Таджикистан, до этого входивший в состав Узбекской ССР. Глава 14. Становление советской государственности 343 в Союзе (по иностранным делам, военным и морским делам, внешней торговли, путей сообщения, почт и телеграфов); объединенные, создаваемые одновременно на союзном и республиканском уровнях (ВСНХ, продовольствия, труда, финансов, рабоче-крестьянской инспекции); республиканские, в ведении которых находились вопросы, не входившие в компетенцию Союза и объединенных наркоматов (просвещения, здравоохранения, социального обеспечения, юстиции и др.). Одной из особенностей нового союзного государства было статусное неравенство национально-территориальных образований, вошедших в состав СССР (союзные, автономные республики, края, области, округа и т. д.). Но главная особенность состояла в другом. В большинстве союзных республик власть принадлежала национальным коммунистическим партиям, входившим в состав единой РКП(б), что не только облегчило большевикам задачу объединения суверенных республик в единое государство, но и в перспективе способствовало подчинению национальных образований союзному центру. Хотя формально советские республики были объединены в единый государственный союз на началах равноправия и сохранения своих суверенных прав, в условиях складывавшейся монополии правящей партии традиции централизма господствовали над заявлениями о федерации, а сами федералистские принципы, заложенные в основу Союза, по мере его развития заменялись прежними, унитарными. Есть основания считать, что возникшее в 1922 г. союзное государство было задумано правящей партией как временная конструкция. По крайней мере, создание федерации рассматривалось большевиками и самим Лениным в конечном итоге не как конституционная форма, а как практический вопрос централизации или децентрализации. В перспективе подразумевалось, что союзная структура, построенная на интернациональной основе и преодолевающая местный сепаратизм, будет способствовать изживанию государства как такового. Марксистская идея об отмирании государства в коммунистическом обществе была в этот период определяющей в политической культуре большевизма. В то же время, создавая СССР, большевики решали одновременно две задачи: во-первых, они смогли собрать в одно государство большую часть территории Российской империи и сохранить единство и неделимость России; во-вторых, центр получал удобную для правящей партии стройную вертикаль власти в огромной по размерам стране. В самой Конституции 1924 г. федерация трактовалась как переходная форма к полному государственному единству. Во всяком случае, в новом союзном государстве все решения исходили из центра, который неограниченно контролировал действия периферийных властей. Главное политическое управление
344 Раздел V. Особенности советской государственности (ГПУ), созданное в 1922 г. вместо ВЧК, также получило статус союзного комиссариата. Параллельно с созданием СССР проводились административно-территориальные реформы, имевшие важное значение для совершенствования системы государственного управления в стране. Процесс перехода от старого административно-территориального деления (губерния, уезд, волость) к новому занял длительное время, поскольку власть вынуждена была исходить не только из учета огромного разнообразия экономических и хозяйственных условий развития различных регионов, но и брать в расчет особенности административного и национального устройства, культурных традиций проживающих на огромном пространстве России народов. Уже в декабре 1917 г. на основании решения Совнаркома местные Советы получили право определять границы новых губерний и областей. Согласно декрету СНК от 27 января 1918 г. устанавливался порядок изменения губернских, уездных и прочих границ. После окончания Гражданской войны в 1921 г. Госпланом была образована специальная комиссия для выработки предложений по новому административно-государственному размежеванию Российской Федерации. Главной целью ее создания было приведение границ территориальных образований в соответствие как с экономическими потребностями регионов, так и с национальными интересами местного населения. С образованием СССР подобная работа проводилась в союзных республиках. К концу 20-х гг. работа эта в основном была завершена: в Российской Федерации утвердилась так называемая трех-звенная система — район, округ, область (край); в остальных союзных республиках — двухзвенная система {район, округ). На характер и формы нового административно-территориаль-' ного деления существенное влияние оказывали политические процессы, происходившие в то время в СССР, в частности обострение в конце 20-х гг. политической ситуации в стране. Это обострение было связано с усилившейся после смерти Ленина борьбой за власть внутри большевистской партии и последовавшим за ней возвышением И. В. Сталина. На этом фоне вполне закономерной представляется задуманная и проведенная сталинским руководством административно-территориальная реформа 1928—1930 гг., о которой нам уже приходилось говорить. По мнению современных авторов, новый передел, организованный Сталиным, был осуществлен в том числе и по политическим мотивам: уничтожить основы прежней системы управления, перестроив ее под нужды тоталитарного централизма, и одновременно расправиться с оппозицией на всех уровнях власти, лишить ее рычагов влияния на ситуацию. В связи с этим области «нарезались» по преимуществу волевым решением, их размеры были в два раза больше бывших губерний. В то же время создание Глава 14. Становление советской государственности 345 районов, формировавшихся под лозунгом «смычки города и деревни» и занимающихся одновременно и сельским хозяйством, и промышленностью, привело к фактическому уничтожению специализированных сельских властей. По тем же политическим мотивам города были «разрезаны» на районы, органы власти которых наделялись той же компетенцией, которую имела городская власть. В результате создавалась жесткая вертикаль, в которой власти разных уровней неизбежно сталкивались в сферах компетенции и финансов, что давало возможность центру вмешиваться и решать споры в своих интересах.
Дата добавления: 2015-04-29; Просмотров: 2939; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |